Реферат: Методы воздействия в информационно-воспитательной работе
Реферат: Методы воздействия в информационно-воспитательной работе
СОДЕРЖАНИЕ
1 Введение………………………………………………………………………3
2 Назначение, основные задачи и
структура
информационно-воспитательной
работы……………………………………..5
3
Методы воздействия в практике
информационно-воспитательной
работы………………………………………..15
4
Заключение……………………………………………………………...……30
5 Список использованной
литературы………………………………………..31
ВВЕДЕНИЕ
В решении актуальных задач
военно-социального управления и воспитания личного состава частей и соединений
наряду с процессами сбора, обработки и передачи информации особая роль в
системе информационного обеспечения принадлежит информационному влиянию на
психику и поведение военнослужащих.
Научно доказанным является положение
о том, что поведение военнослужащих в любой обстановке обусловлено
взаимодействием информационных связей между их духовным миром и внешней средой.
Информационные процессы лежат в
основе важнейших функций психики воинов – восприятия окружающей
действительности, мышления, памяти, работы аппаратов эмоций и чувств. С
психической переработкой информации связан механизм оценки и предвидения
(прогноза), которым обладает каждый человек. Причем это происходит на уровне
сознания (анализ, синтез), подсознания (стереотипы, навыки) и сверхсознания
(интуиция, предчувствие). Другими словами, содержание и направленность информационных
процессов, соответствующих системе доминирующих потребностей личности,
выступают своего рода регуляторами ее поведения.
Существует множество различных
методов в той или иной сфере деятельности. Некоторая совокупность методов,
применяемая в определенной последовательности и предназначенная для реализации
целей исследования или выполнения какой-либо другой работы представляет собой
методику. В ней различаются организационные процедуры и технические приемы,
направленные на эффективную реализацию того или иного метода. В практике
информационно-аналитической работы, например, выделяют группы методов сбора и
обработки, анализа и оценки социальной информации. А в процессе воспитания
личного состава широко применяются различные методы и методики проведения информационно-воспитательной
работы и другого рода информационных мероприятий. Для достижения же целей
информационно-воспитательной работы целесообразно использовать некоторые
методы других наук. В частности психологические методы воздействия.
Таким образом на основании
вышесказанного целью данной работы ставиться:
Раскрыть понятие
иформационно-воспитательной работы и конкретные методы психологического
воздействия, в ее процессе.
Достижение цели видится в решении
следующих задач:
- осветить понятие информационно-воспитательной
работы, назначение задачи и структуру;
- раскрыть формы
информационно-воспитательной работы;
- рассмотреть методы психологического воздействия в практике
информационно-воспитательной работы.
НАЗНАЧЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И
СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Информационно-воспитательная работа –
это важнейшее направление воспитательной работы, особый вид деятельности
командиров (начальников), должностных лиц органов воспитательной работы по
формированию у личного состава Вооруженных сил Российской Федерации высокого
морального духа, военно-профессиональных навыков и умений развития
морально-психологических и боевых качеств посредством информации.
Информационно-воспитательная работа
является одной из форм проявления единства обучения и воспитания личного
состава. В ней органично сочетаются цели, задачи, а также взаимосвязанные
формы и методы процессов обучения и воспитания военнослужащих.
Основными целями информационной
работы в Вооруженных силах являются:
·
Формирование
граждан-патриотов, готовых к защите Отечества;
·
Развитие
духовного облика военнослужащих, выработка убеждений системы воспитательной
работы.
Информационно-воспитательная работа в
мирное время призвана решать следующие задачи:
·
формирование у
личного состава научного мировоззрения, системы моральных качеств, норм,
принципов и убеждений воинов, развитие нравственных мотивов сознательного и
добросовестного выполнения воинского долга;
·
вооружение всех категорий личного состава знаниями и пониманием сущности, содержания, характера,
типов и причин современных войн, особенностей и способов ведения современных
боевых действий, применения новейших
вооружений и боевой техники;
·
изучение с личным составом военно-политической обстановки в мире, и сопредельных
регионах, внутриполитической обстановки в стране, а также оперативное разъяснение и проведение
в войсках государственной политики в области
обеспечения безопасности и вооруженной защиты страны па основе Конституции, действующих законов и общевоинских
уставов;
·
воспитание патриотизма, чувства долга и личной ответственности за
безопасность
страны, готовности к самопожертвованию во имя ее защиты;
·
воспитание воинов
на героических традициях прошлого и настоящего, выработка таких качеств, как честь, доблесть, мужество, дружба, войсковое
товарищество;
·
воспитание уважения к законам, требованиям уставов и командиров в духе высокой
исполнительности и дисциплинированности.
В военное время
задачи информационно-воспитательной работы приобретают более конкретный
характер, в них усиливается политическая составляющая, возрастает роль
мобилизации на самоотверженное профессиональное выполнение боевых задач.
Система информационно-воспитательной
работы постоянно развивается и
совершенствуется. Основными формами, активно используемыми командованием в деятельности по воспитанию личного
состава частей (кораблей), являются:
·
общественно-государственная подготовка;
·
информации с личным составом;
·
единые дни информирования;
·
другие коллективные формы информационно-воспитательной работы:
общие
собрания, тематические вечера и утренники, диспуты, вечера вопросов и ответов,
посещение тематических выставок и т.д.
·
доведение
информации через средства массовой информации и наглядной агитации.
Организация информационно-воспитательной
работы.
Основными
документами, определяющими организацию и проведение информирования в Вооруженных Силах,
являются Устав внутренней службы ВС РФ, приказы Министра обороны РФ 1993 г.
№250 "Об организации общественно-государственной
подготовки личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации",
1995 г. №235 "О совершенствовании системы воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации", Концепция
воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, Концепция военно-патриотического воспитания молодежи,
указания и методические рекомендации
начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сия РФ.
Информационно-воспитательная
работа с военнослужащими всех категорий, гражданским персоналом, членами семей
военнослужащих ВС РФ вбирает в себя все направления воспитания личного состава:
государственно-патриотическое, воинское, нравственное, правовое,
эстетическое, физическое и другие и осуществляется постоянно в ходе плановых
занятий в системе общественно-государственной, командирской, методической и
других видов подготовки, боевого дежурства, выполнения боевых (учебно-боевых)
задач, несения караульной и внутренней служб, повседневной деятельности
частей (кораблей).
В настоящее
время информационная система воинской части (корабля,) состоит из
нескольких уровней:
1-ый уровень -
средства массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы);
2-ой уровень -
специальные службы (пресс-центры, органы воспитательной работы,
психологической борьбы и др.);
3-ий уровень - командование, офицеры
воспитательных структур части (корабля),
соединения;
4-ый уровень -
несистемные (случайные) источники (офицеры органов военного управления,
руководители территориальных органов управления, общественных организаций
и движений и др.).
Главное
содержание 1 уровня составляют значимые события в мире, стране,
республике, городе. Порядок подачи информации соответствует общепринятому
порядку. Особенность восприятия информации этого уровня в том, что часть ее
усваивается субъектом самостоятельно, часть сообщается командирами, офицерами органов
воспитательной работы, часть отражается в стенной печати, часть передается на межличностном уровне. Как показывают наблюдения,
около 60 % усвоенной информации, поступающей по коммуникациям первого уровня,
получаются субъектом самостоятельно, 20 % доводятся командирами и офицерами органов воспитательной работы.
Второй уровень представлен в виде
специальных обобщенных сообщений, выводов
по итогам обработки информации первого уровня, специальных военных,
общественно-политических печатных и устных материалов (пресс-релизы,
контент-анализы ...). Их содержание несет на себе информационно-познавательную или агитационно-призывную нагрузку
в военном, общественно-политическом
спектре. Особенность восприятия информации этого уровня в том, что она
усваивается субъектом самостоятельно не более 15 %, остальная же сообщается командирами и офицерами органов
воспитательной работы.
Информация третьего уровня существует
более чем на 90 % в виде устных сообщений
от субъекта к объекту управления. В содержательном плане она носит разъяснительно-агитационный характер.
Особенность данного уровня состоит в том, что практически вся информация
сообщается субъектом управления. Именно на данном уровне самая активная
связь между субъектом и объектом
управления.
На четвертом
уровне познавательные устные сообщения, как правило, управляющего
эффекта не имеют, а если имеют, то очень кратковременный. Особенность
этой информации состоит в том, что она носит нерегулярный и несистемный
характер.
В информационно-воспитательной работе
различают 2 способа получения информации:
·
первичный;
·
вторичный.
На первичном (фактологическом)
уровне военнослужащий получает информацию из общедоступных источников радио, телевидения и
початых изданий. Ее внутренний управляющий
элемент одинаков для всех людей, и реакция на него военнослужащих, объединенных
едиными целями и задачами, практически одинакова.
Носителями вторичной
информации, содержащей анализ, синтез, обобщения, могут быть элементы
(специалисты) различных сфер общей системы информирования:
Первая сфера -
общегосударственная (руководители, пресс-центры).
Вторая сфера -
общенаучная (научные работники).
Третья сфера -
информационно-популярная (обозреватели, комментаторы, корреспонденты).
Четвертая сфера - контактная
(лекторы, руководители воинских коллективов,
офицеры органов воспитательной работы).
Пятая сфера -
внутренняя - оценочно-психологическая.
Все пять сфер
каждая по-своему влияют на военнослужащих. Причем первые три не
поддаются регуляции со стороны командования и органов военного управления,
а могут лишь быть учтены в ходе формирования четвертой сферы.
Следовательно, основной управляющий элемент формируется в четвертой
информационной сфере.
Пятая сфера -
внутриколлективная, после получения информации приобретает
оценочно-психологическое состояние, которое впоследствии превращается в
коллективную поведенческую реакцию личностей и способствует выработке
усредненного стереотипа поведения. Нельзя не учитывать, что пятая сфера точно также влияет на любую
информацию в виде слухов, вымыслов и т.д.
Организация и
проведение информационно-воспитательной работы с военнослужащими
и гражданским персоналом основывается на следующих принципах:
·
подчиненность информационно-воспитательной работы интересам поддержания боевой
готовности войск, безусловного выполнения поставленных перед
соединениями и частями боевых, учебных задач;
·
направленность информационно-воспитательной работы на устойчивое
морально-психологическое состояние военнослужащих;
·
приоритетность в
содержании информационно-воспитательной работы государственной политики, в первую очередь в области обороны и безопасности;
·
учет в организации, содержании и методике информационно-
воспитательной
работы реальной общественно-политической ситуации в мире, стране, регионе
дислокации соединений и частей (кораблей);
·
оперативность и достоверность информации.
Ответственность
за состояние информационно-воспитательной работы в полку (на
корабле) несет заместитель командира по воспитательной работе части и офицер
по общественно-государственной подготовке п информированию.
Методы
информационно-воспитательной работы.
Главной
особенностью методов информационно-воспитательной работы является то, что они
оказывают воспитательное воздействие в основном посредством словесной информации. В
этой связи необходимо отметить некоторые
факторы, помогающие правильно понять и оценить информационно-воспитательную работу в части (на корабле).
Во-первых,
методы информационно-воспитательной работы необходимо рассматривать
прежде всего, как разновидность методов социально-коммуникативной деятельности органов
военного управления и воспитательной
работы в войсках.
Во-вторых,
поскольку методы информационно-воспитательной работы основаны на использовании
социальной информации преимущественно в речевой форме и, следовательно,
сводятся к технологиям словесного воздействия на сознание и поведение
военнослужащих, то в их реализации важно учитывать особенности речи различных
категорий военнослужащих.
В-третьих, в
речевом воздействии как особом способе и форме передачи социальной информации выделяют
содержательную и формальную сторону.
характеристики |
Речевое воздействие
|
|
Содержательная
сторона
|
Формальная сторона
|
|
Информативность
- количество новой,
полезной
информации, ценность сведений, фактов в речи
|
Выразительность - отчетливость и ясность
произношения,
правильная
интонация и ударения,
образность выражений
|
|
Понятность - соответствие смыслового
содержания
уровню знаний, развития,
интересам и языковым
возможностям аудитории
|
Доступность - однозначность, конкретность
и четкость
употребляемых слов,
лаконичность фраз
|
Учет указанных в
таблице характеристик в сочетании с хорошим знанием предмета является основным условием эффективности
речевого воздействия на личный состав. Из этого следует, что культура речи
военных кадров должна служить показателем
их профессиональной подготовки и информационной культуры в целом. Она дает возможность умело пользоваться большим арсеналом методов информационно-воспитательной
работы с личным опытом, которые в совокупности дают ответ на вопрос - как
лучше, каким образом с помощью
социальной информации решать актуальные задачи патриотического воспитания?
В целях
систематизации методов целесообразно дать общую классификацию, указывающую на
их иерархичность. Данная классификация носит, иллюстративный, относительный
характер и не является исчерпывающей. (См. таблицу № 2).
Таблица № 2.
Группы
методов |
Основные виды методов
|
Некоторые
разновидности методов |
Организационные
методы
передачи
информации
|
Иллюстративные
методы,
проблемные
методы
|
Демонстрация,
показ,
сравнение,
аналогия, анализ
|
Методы устной
передачи
информации
|
Монологовые
методы,
диалоговые
методы
|
Рассказ,
выступление, беседа,
дискуссия
|
Методы
воздействия на
мировоззрение
|
Метод
убеждения |
Сообщение,
изложение,
доказательство,
наглядность
|
Методы
побуждения к
действиям
|
Метод
пропаганды, метод
агитации
|
Обращение, призыв |
Общеобразовательные
методы
|
Метод
обучения, метод
просвещения
|
Описание,
разъяснение |
Страницы: 1, 2
|