Реферат: Методы социологических исследований
Представленную сущностную классификацию, можно
использовать для характеристики любого социологического исследования. При этом
нужно иметь в виду, что ее отдельные основания практически не зависят друг от
друга. А для того чтобы описать то или иное конкретное исследование, нужно
лишь выделить соответствующие ему элементы по каждому основанию. Например,
социологическое исследование можно охарактеризовать как социально-экономическое,
комплексное, точечное, разведывательное, аналитическое, коллективное, полевое,
информационно обеспеченное, новаторское, прикладное, обобщающее и т. д.
2. Общая
характеристика программы социологического исследования
Как
уже отмечалось, социологическое исследование — это сложный процесс
познавательной деятельности, в ходе которого социолог (субъект познания) последовательно
осуществляет переход от одних качественных этапов познания к другим, от
непонимания сущности исследуемого социального объекта к получению необходимых
и достоверных знаний о нем. Какой бы ни была специфика конкретного
социологического исследования, оно всегда проходит определенные этапы. В
социологии выделяют, как правило, четыре основных этапа социологического
исследования, характеристика которых представлена в таблице 2. Анализ
показывает, что любое социологическое исследование начинается с разработки его
программы, которую можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, она
представляет собой основной документ научного поиска, по которому можно судить
о степени научной обоснованности того или иного социологического исследования.
А с другой стороны, программа является определенной методологической моделью
исследования, в которой фиксируются методологические принципы, цель и задачи
исследования, а также способы их достижения. Кроме того, поскольку с разработки
программы, собственно, и начинается социологическое исследование, то она
представляет собой результат его первоначального этапа.
Таким образом, в процессе разработки программы
социологического исследования создается гносеологическая модель исследования,
а также решаются вопросы его методологии, методики и техники. Любая программа
социологического исследования должна удовлетворять следующим основным
требованиям: теоретико-методологической обоснованности; структурной полноте,
т. е. наличию в ней всех структурных элементов; логичности и последовательности
ее частей и фрагментов; гибкости (она не должна сковывать творческие
возможности социолога); ясности, четкости и понятности даже для неспециалистов.
Таблица 2
Характеристика
основных этапов социологического исследования
Этап
исследования |
Содержание |
Результат |
Программирующий |
Разработка
вопросов методологии, методики и техники социологического исследования |
Программа социологического исследования |
Информационный |
Применение
методов и техники для получения массива достоверной и репрезентативной
социологической информации |
Эмпирическая
социологическая информация |
Аналитический |
Анализ
социологической информации, ее обобщение, теоретизация, описание и
объяснение фактов, обоснование тенденций и закономерностей, выделение корреляционных
и причинно-следственных связей |
Описание и
объяснение изучаемого социального объекта (явления или процесса) |
Практический |
Разработка
практических рекомендаций и социальных технологий |
Модель
практического преобразования изученного социального объекта(явления или
процесса) |
Исходя из того что программа играет центральную роль в
социологическом исследовании, важно сформулировать функции, которые указывают
на ее предназначение и раскрывают ее основное содержание.
1. Методологическая функция заключается в том, что из
имеющегося многообразия концептуальных подходов и аспектов видения объекта она
определяет ту методологию, которую будет применять социолог.
2. Методическая функция предполагает конкретизацию и
обоснование методов исследования, т. е. получения социологической информации,
а также ее анализа и обработки.
3. Гносеологическая функция обеспечивает снижение
уровня неопределенности в понимании исследуемого объекта после разработки
программы по сравнению с его пониманием до ее разработки.
4. Моделирующая функция состоит в представлении
объекта как особой модели социологического исследования, основных его аспектов,
этапов и процедур.
5. Программирующая функция заключается в разработке
программы как таковой, представляющей собой специфическую модель исследовательского
процесса, которая оптимизирует и упорядочивает деятельность
социолога-исследователя.
6. Нормативная функция указывает на наличие программы,
построенной в соответствии с установленной структурой, как основополагающего
требования и признака научности социологического исследования. Программа задает
нормативные требования социологической науки по отношению к конкретному
исследованию.
7. Организационная функция предполагает распределение
обязанностей между членами исследовательского коллектива, разделение и
упорядочение труда каждого социолога, контроль за ходом исследовательского
процесса.
8. Эвристическая функция обеспечивает поиск и
получение нового знания, процесс проникновения в сущность изучаемого объекта,
открытие глубинных пластов, а также переход от незнания к знанию, от
заблуждения к истине.
Отсутствие или неполная разработанность программы
отличает спекулятивные и недобросовестные исследования. Поэтому при проведении
экспертизы качества социологического исследования особое внимание уделяется
проверке научной состоятельности его программы. Невнимание к построению
корректной и полной в научном плане программы существенно сказывается на
качестве проводимого исследования, значительно сужает познавательные
возможности социолога, а также снижает актуальность и социальную значимость
социологического исследования и его результатов
3. Проблемы исследования
Исходным пунктом всякого исследования, в том числе и
социологического, является проблемная ситуация, складывающаяся в реальной
жизни. Она, как правило, содержит наиболее острое противоречие между
какими-либо элементами социального процесса. Например, при изучении
профессиональной ориентации учащихся, одним из важнейших характеризующих ее
противоречий является противоречие между профессиональными жизненными планами
учащихся и возможностью их реализации на практике. При этом профессиональные
устремления учащегося могут быть столь нереалистичны или несоизмеримы с его
способностями и возможностями общества, что они заведомо никогда не воплотятся.
В этом случае выпускник школы либо терпит крах, либо приобретает профессию,
которая ему противопоказана, что рано или поздно приводит его к разочарованию,
а также к значительным потерям общества в целом, и данного индивида в частности.
Неоправданно большими оказываются также общественные затраты как на
приобретение выпускниками профессии, к которой они непригодны, так и на
обучение их новым профессиям. Издержки общества от нерациональных
профессиональных перемещений работников огромны, но еще труднее измерить
индивидуальные потери вследствие неудачного профессионального выбора.
Возникающие в этой связи комплексы неполноценности и сопутствующие им
суицидные состояния, затруднения в самореализации личности резко снижают качество
жизни.
Такова типичная проблемная ситуация, с которой
сталкивается социолог. После ее анализа и аргументации общественной значимости
исследователь переводит практический аспект проблемной ситуации в ранг
познавательной проблемы, доказывает ее недостаточную исследованность и
обоснованность, а также необходимость изучения, т. е. удовлетворения
потребности в знании путем разрешения данного противоречия социальной
действительности.
Однако далеко не каждое социологическое исследование
является проблемным. Дело в том, что формулировка проблемы требует глубокого
анализа общественной жизни, наличия определенных знаний об обществе, о тех или
иных его сторонах, а также соответствующей эрудиции социолога. Поэтому довольно
часто приходится сталкиваться либо с беспроблемными исследованиями, либо с
исследованиями, в которых проблема формулируется интуитивно. Практика
социологических исследований доказывает простую истину: лучше придерживаться
какой-либо проблемы, чем проводить исследование беспроблемно. Важно, чтобы
проблема не была уже решенной или ложной, а для этого необходима ее серьезная
экспертиза.
Определению проблемы предшествуют диагноз проблемной
ситуации, определение квалификации ее масштаба, остроты, а также типа
тенденции, стоящей за данной проблемой. Кроме того, немаловажна фиксация
скорости развития проблемы. Для определения сути конкретных проблем с целью их
исследования большое методологическое значение имеет классификация социальных
проблем (табл. 3).
Таблица 3
Классификация
социальных проблем
Социальные
проблемы |
по
масштабу |
по остроте |
по типу
тенденций социальных изменений |
по
скорости развития |
Локальные
Региональные Национальные
|
Неназревшие
Актуальные Острые
|
Деструктивно-деградационные Трансформационные
Инновационные |
Пассивные
Активные Суперактивные
|
Из табл. 3 видно, что по масштабу проблемы делятся на
локальные, или микро- социальные; региональные, охватывающие отдельные
регионы; национальные, имеющие общенациональные масштабы и влияющие на
национальную безопасность страны. По остроте проблемы классифицируются на
неназревшие, которые проявятся в будущем, а ныне нуждаются в профилактике;
актуальные, т. е. уже назревшие, и острые, требующие немедленного разрешения.
По типу тенденций социальных изменений различаются проблемы деструктивно-деградационные,
определяющие негативные разрушительные процессы в обществе; трансформационные,
фиксирующие трансформацию социума, его переход из одного качества в другое;
инновационные, связанные с различными аспектами социальных нововведений. По
скорости развития проблемы делятся на пассивные, т. е. развивающиеся медленно;
активные, отличающиеся динамизмом, и суперактивные, нарастающие чрезвычайно
быстро.
Таким образом, табл. 3 иллюстрирует многообразие
существующих социальных проблем. По сути каждую конкретную проблему можно
дифференцировать по каждому из четырех показателей, т. е. по социальному
масштабу, остроте, типу тенденции и скорости ее развития. При этом получим 27
разновидностей проблем по каждому из представленных в табл. 3 показателей.
Например, по показателю "неназревшая" проблему можно описать так:
локальная, неназревшая, деструктивно-деградационная, пассивная; локальная,
неназревшая, деструктивно-деградационная, активная и т. д. Если же представить
все возможные варианты, то их количество составит 27*3=81.
Классификация социальных проблем существенно влияет на
определение методологии и инструментария их исследования, а также на характер
практического использования полученных результатов. Проблема представляет собой
некоторую неудовлетворенную потребность в товарах и услугах, ценностях
культуры, деятельности, самореализации личности и пр. Задача социолога
заключается в том, чтобы не только классифицировать проблему, т. е. понять тип
этой потребности и способы ее удовлетворения, но и в том, чтобы сформулировать
ее в удобном для дальнейшего анализа виде. Так, пространственно-временная
характеристика проблемы, раскрытие ее социального содержания (определение
охватываемых ею общностей, институтов, явлений и т. д.) позволяют правильно
определить объект исследования. Представление же проблемы в виде противоречия
(между желаниями и возможностями; различными структурами, аспектами; между
социальными системами и окружающей средой;
между их функциями и дисфункциями и т.
д.) создает условия для определения целей и задач исследования.
В социологическом исследовании категория
"проблема" выполняет несколько важных функций: актуализации, что придает исследованию
общественную значимость (ведь любое социологическое исследование актуально
настолько, насколько масштабно заострена изучаемая им проблема); регуляции,
поскольку как исходный пункт исследования она существенно влияет на разработку
всех разделов программы исследования; методологизации, так как формулирование
проблемы изначально задает всему исследованию подходы и принципы, теории и
идеи, ориентирующие социолога в определении природы проблемы; прагматизации,
состоящей в том, что корректная формулировка проблемы обеспечивает
практический эффект всего исследования, а также определяет зону внедрения
выводов и практических рекомендаций.
4. Метод
социологического наблюдения
Наблюдение в социологическом исследовании представляет
собой метод сбора и простейшего обобщения первичной информации об изучаемом
социальном объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации
фактов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей
исследования. Единицами информации данного метода являются зафиксированные акты
вербального или невербального (реального) поведения людей. В отличие от
естественных наук, где наблюдение считается основным и сравнительно простым
методом сбора данных, в социологии это один из наиболее сложных и трудоемких
методов исследования.
Кроме
того, социологическое наблюдение интегрировано практически во все методы социологической
науки. Например, социологический опрос можно представить как специфическое
наблюдение за опрашиваемыми посредством анкеты, а социальный эксперимент
органично включает в себя два акта наблюдения: в самом начале исследования и в
завершение действия экспериментальных переменных.
Социологическое наблюдение характеризуется целым рядом
существенных признаков. Во-первых, оно должно быть направлено на социально
важные области, т. е. на те обстоятельства, события и факты, которые являются
существенными для развития личности, коллектива, и в этом оно должно
соответствовать социальному заказу со стороны общества. Во-вторых, наблюдение
следует проводить целенаправленно, организованно и систематизировано. Необходимость
этого определяется тем, что, с одной стороны, наблюдение является
совокупностью сравнительно простых процедур, а с другой стороны, объект
социологического наблюдения отличается большим разнообразием свойств и
существует опасность "потерять" наиболее существенные из них.
В-третьих, наблюдение в отличие от других
социологических методов характеризуется
определенной широтой и глубиной. Широта наблюдения предполагает фиксацию как
можно большего количества свойств объекта, а глубина — выделение наиболее
значимых свойств и наиболее глубинных и сущностных процессов. В-четвертых,
результаты наблюдения должны четко фиксироваться и без особого труда
поддаваться воспроизведению. Хорошей памяти здесь мало, нужно применять
процедуры протоколирования, унификации данных, кодирования языка и др. В-пятых,
наблюдение и обработка его результатов требуют особой объективности. Именно
специфика проблемы объективности в социологическом наблюдении и отличает его
от наблюдения в естественных науках.
В отличие от других социологических методов
социологическое наблюдение имеет две важные особенности. Первая определяется
объектом наблюдения, часто обладающим социальной активностью различной
направленности. У всех наблюдаемых есть сознание, психика, цели, ценностные
ориентации, характер, эмоции, т. е. качества, могущие вызвать неестественность
их поведения, нежелание быть наблюдаемыми, стремление выглядеть в лучшем свете
и т. д. В совокупности это значительно снижает объективность информации, получаемой
от объекта, — реальных личностей и коллективов. Эта необъективность особенно
заметно проявляется, когда цели социолога и наблюдаемых различны. Процесс
наблюдения в этом случае начинает превращаться либо в борьбу, либо в
манипуляции "социолога-детектива", всячески маскирующего свою
деятельность. Подобные ситуации неоднократно возникали в практике
социологических исследований. Так, в западных странах достаточно специальных работ,
посвященных рекомендациям относительно поведения "социолога-шпиона".
Эта проблема теряет актуальность, если социолог стоит на позициях гуманизма или
выражает интересы самих обследуемых.
Вторая особенность метода социологического наблюдения
заключается в том, что наблюдатель не может быть лишен чисто человеческих
черт, в том числе эмоциональности восприятия. Если явления несоциальной
природы могут не волновать наблюдателя, то явления социума всегда вызывают
переживания и сопереживания, чувства, эмоции и желание помочь обследуемым, а
иногда и "подправить" результаты наблюдения. Дело в том, что сам
наблюдатель является частью социальной жизни. Между ним и
наблюдаемыми существует не только гносеологическое, но и социально-психическое
взаимодействие, которое иногда довольно сложно преодолеть.
Таким образом, объективность социологического
исследования состоит не в том, чтобы исключить личностные отношения, а в том,
чтобы не подменять ими критерии научного исследования. Пафос личностного
отношения социолога к обследуемым должен быть неразрывно связан с пафосом
строгого научного и логического подхода.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|