Реферат: Культурологическая и сексуальная теория Фрейда
Реферат: Культурологическая и сексуальная теория Фрейда
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА
2СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ..........................................1
1.ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
ФРЕЙДА....................2
1.1.ИНСТИНКТЫ. ВНУТРЕННЕЕ
"ОНО".....................3
1.2.КОНТРОЛЬ
"Я"....................................4
1.3.СИСТЕМА
"СВЕРХ-Я"...............................6
1.4."КОМПЛЕКС ЭДИПТА" И НАЧАЛО
ТОТЕМИЗМА............7
1.5.ВНУТРЕННЯЯ
ЗАМКНУТОСТЬ..........................8
2.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
ФРЕЙДА..............11
2.1.РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИЙ..11
2.2.РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В
КУЛЬТУРЕ.......................14
3.ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
ФРЕЙДА...............16
3.1.РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ
НЕВРОЗ................16
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................19
ПРИМЕЧАНИЯ К
ТЕКСТУ................................20
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ..................................23
- 2 -
МАТРОСОВ С.В.: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ
ТЕОРИЯ ФРЕЙДА
_ 31.ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ
ТЕОРИЯ ФРЕЙДА
Зигмунд Фрейд родился в 1856 году. Он
является
известным австрийским психиатром и
психоаналитиком. От
простой психиатрии он, изучая неврозы
больных, эволю-
ционировал к сложному психоанализу общества,
культуры.
Итогом его научных изысканий послужила
теория пси-
хосексуального развития общества и индивида.
В своем
мировоззренческом развитии Фрейд прошел очень
сложный
и противоречивый путь. Делая свои первые
шаги в об-
ласти психиатрии, он руководствовался
постулатами
естественнонаучного материализма ХХ века, но
как тво-
рец психоанализа ученый отошел от них в
сторону идеа-
листическо-иррационалистической
"философии жизни" (Шо-
пенгауэр, Ницше и др.), под влиянием которой
сложилось
представление об основополагающем значении для
челове-
ческого поведения "психической
энергии", присущей
инстинктивно-физиологическим влечениям индивидов.
В
психике человека Фрейд сначала выделял две
относитель-
но автономные, но постоянно
взаимодействующие между
собой структуры бессознательного
"оно" и сознательного
"Я", а затем добавил к ним
"сверх Я" или "супер-эго"
(см. сноски на последней странице), которое
внедряется
в "Я", но без специального анализа
не осознается им.
По мнению Фрейда, причиной невроза является
особого
рода конфликт между "оно",
"Я" и "сверх Я".
В чем же заключается основной конфликт
этих трех
субстанций? Рассмотрим каждую из них в
отдельности.
11.1.ИНСТИНКТЫ. ВНУТРЕННЕЕ
"ОНО"
- 3 -
Если считать, что человек - такое же
детище при-
роды, как и остальные известные нам живые
существа, то
он в определенной мере наделен теми же
качествами, что
и они. Если считать, что животные не
наделены таким
разумом, как человек, то единственной
точкой сопри-
косновения у них являются инстинкты. Как
правило, у
человека выделяют два основных инстинкта:
инстинкт са-
мосохранения и инстинкт продолжения рода,
то есть
размножения, которые, в свою очередь,
складываются из
множества инстинктивных факторов. Причем
эти два
инстинкта взаимосвязаны. К инстинкту
самосохранения
относятся следующие подинстинкты: питание,
рост, дыха-
ние, движения, то есть те необходимые
жизненные функ-
ции, которые делают любой организм живым.
Изначально
эти факторы были очень важны, но в связи с
развитием
разума человека (Я) эти факторы как
жизненнонеобходи-
мые утратили свое былое значение. Это
произошло пото-
му, что у человека появились приспособления
для добы-
вания пищи, он стал использовать пищу не
только для
того, чтобы утолить голод, но и для
удовлетворения
свойственной только человеку алчности. Со
временем пи-
ща стала доставаться ему все легче и легче,
и на ее
добычу он стал тратить все меньше и меньше
времени.
Человек стал строить для себя жилища
и другие
приспособлен я и по максимуму обезопасил
себе жизнь.
Таким образом, инстинкт самосохранения
утратил свою
значимость, и на первое место вышел инстинкт
размноже-
ния, или, как называет его Фрейд, либидо.
Такие чело-
веческие стремления, как агрессивность,
желание выдви-
- 4 -
нуться, которые до этого относились к
инстинкту са-
мосохранения, согласно второму закону
диалектики, пе-
решли в другое качество, то есть они перешли
к "либи-
до". Итак, в результате эволюции,
основной движущей
силой в жизни человека стал инстинкт
размножения.
11.2.КОНТРОЛЬ
"Я"
Согласно теории Фрейда, "оно"
набрало свою изна-
чальную силу, но параллельно с этим
развивалось и "я".
Человек отличается от своих меньших собратьев
разумом.
В нашем случае разумом является
"эго". Так как
инстинкты, или "оно", служат всего
лишь внутренним на-
полнителем, то можно сравнить "оно"
с какой-либо жид-
костью, то есть в строго концентрированном
состоянии
"оно" находиться не может, потому
что в этом случае
при сосредоточении одних инстинктов, человек
из го-
мосапиенс превращается в гомовульгариус, то
есть, поп-
росту говоря, в животное. Поэтому
"я" или "эго" явля-
ются соответствующей оболочкой, сдерживающей
инстинк-
ты. Именно на этом этапе возникают первые
противоре-
чия. Так как все находится в развитии и покой
относи-
телен, то, следовательно, "я" и
"оно" изменяются во
времени, причем если "оно" уже
определилось, то "я" в
ходе культурного развития продолжает расти.
Если пред-
положить, что каждому предмету и явлению
соответствует
свое время и свое место, то, следовательно, и
челове-
ческой психике присуще свое место и время в
общей при-
роде. Говоря проще, человеческую психику
можно срав-
нить с клеткой, где происходят
соответствующие явле-
ния. Соответственно, оболочкой клетки
является "я", а
- 5 -
внутренним содержанием "оно" ( в
этом "оно" идут раз-
нообразные мелкие процессы ). Во времени
клетке надо
развиваться и, если внутреннее содержание уже
сформи-
ровалось и претерпевает незначительные
изменения, то
наружная оболочка с развитием культуры все
растет и
утолщается. Наружу оболочка расти не может,
так как
там место занимают другие клетки (другие
индивидуумы),
следовательно, оболочка растет внутрь, все
более и бо-
лее сжимая внутреннее содержание
"оно". Наконец, дав-
ление внутри становится столь велико, что
внутреннее
содержание пытается разорвать наружную
оболочку. Этот
внутренний конфликт и является главным
противоречием
между психосексуальным "оно" и
контролирующем "я". Не
случайно с ростом и развитием культуры
человечество
все чаще и чаще наблюдает в своей среде
неврозы. Но
главная проблема в том, что человек не
догадывается о
противоречии внутри себя. В ясном осознании
"я" своих
запретных влечений, обеспечиваемом
психоаналитической
дешифровкой смысла невротических симптомов,
Фрейд ви-
дел средство восстановления психического
здоровья.
Если говорить проще, то при помощи
психоанализа обна-
руживается то место в психике, в котором
наблюдается
давление и образуется, так называемая,
выпуклость. Об-
наружив это место и устранив в нем возникшее
противо-
речие, человеку возвращается здоровая психика.
11.3.СИСТЕМА
"СВЕРХ-Я"
Теперь рассмотрим
"супер-эго", или "сверх-Я".
"Сверх-Я" является неотъемлемой
частью человеческой
психики. Так как человек живет в обществе,
то оно
- 6 -
оказывает на него влияние. Вернемся к
предложенным вы-
ше рассуждениям. Если человек представляет
из себя
систему (отдельную), то есть клетку, то
клетка одна
существовать не может, она погибает
(вычлените из ор-
ганизма отдельную клетку). Эти клетки
образуют ткань,
та, в свою очередь, образует орган, а
последний -
систему органов, образующих большой, единый
организм.
Так вот оболочки этих клеток соединены
между собой.
Именно эта совокупность всех "Я" и
образует "сверх-Я".
Можно сказать, что "сверх-Я"
представляет собой сово-
купность всех общественных отношений
(контролирующих
поведение человека).
11.4."КОМПЛЕКС ЭДИПТА"
И НАЧАЛО ТОТЕМИЗМА
Теперь рассмотрим взаимодействие
"Я", "оно" и
"сверх-Я" на практике (на конкретном
примере). Издавна
люди заметили, что инцест (кровосмешение)
сказывается
на потомстве отрицательно. Для сохранения
чистоты ге-
нотипа и дальнейшей эволюции человечества
инцест был
запрещен (религией, законодательством). Эту
запретную
установку выдало "сверх-Я", или
совокупность всех соз-
нательных параметров. "Я",
подчиняясь этому закону об-
щества, стало ограничивать инцестуозные
побуждения.
Однако сексуальное влечение ребенка в раннем
возрасте
направлено на близких, а в большей степени,
на мать,
так как она ближе всего к нему, то есть можно сказать,
что вольно или невольно бессознательное
"оно" создает
инцестуальные предпосылки, которые подавляются
общест-
венной моралью. Вот тут-то и проявляется
противоречие,
которое или со временем (с возрастом) разрешается,
или
- 7 -
выливается в "Эдиптов комплекс".
Так как на начальной
стадии ребенок видит отца своим соперником,
то у него
появляется желание свергнуть тоталитарный
режим своего
родителя или убить его. По обобщенной
теории Фрейда
можно сказать, или, вернее, предположить, что
в древ-
ности в определенной полигамной общине дети
взбунтова-
лись против неограниченной власти отца и, сговорив-
шись, убили его и съели. Позже,
постигнув смысл
убийства, они испугались, что то же может
произойти и
с ними. Тогда они разделили между собой сферы
влияния,
и каждый в своей новообразовавшейся семье
установил
(обожествил) авторитарную власть мертвого
отца, то
есть сделал его символом тоталитаризма. Их
дети обви-
няли в деспотии уже не их, а своего
мертвого деда.
Позже символ отца в племенах заменили
различные живот-
ные. Так возник тотемизм, одна из первых
религий.
11.5.ВНУТРЕННЯЯ
ЗАМКНУТОСТЬ
Естественно, на основании всего
вышесказанного
можно сделать вывод о том, что мир движется
за счет
противодействия "оно" и
"Я" со "сверх-Я" (это действи-
тельно так), но тогда мы имеем все основания
утверж-
дать, что нет ни одного здорового человека,
так как у
каждого индивида существуют противоречия, и
дальнейшее
развитие культуры приведет к социальному
взрыву, ибо
внутреннее содержание, или "оно"
прорвет наружную обо-
лочку. Это правильно, но дело в том, что в
человеке
постоянно происходит разрядка
внутрипсихического фак-
тора. Эта разрядка имеет два пути.
Первый из них
состоит в нормальном половом общении, которое
дает вы-
- 8 -
ход инстинктам (но необходимо заметить, что
общество
предопределило норму сексуального общения, и
через эту
узкую щель выходит лишь небольшое
количество пси-
хосексуальной энергии). Второй фактор,
который допол-
няет первый, является следующим: по второму
закону ди-
алектики, невыраженная сексуальная энергия
переходит в
другое качество, в частности в энергию
социальную, то
есть человек делается социально активным. Если
оба ка-
нала для выхода открыты, то индивид
находится в нор-
мальном состоянии. Если не работает первый
канал, то
вся энергия переходит в социальную сферу.
Если же не
работает первый канал, то инстинкты,
вытесненные в
бессознательное, могут привести к так
называемому пси-
хическому взрыву или к неврозам, проявляемым
в самых
различных формах: от фонтомных болей до
психических
расстройств, как то: мания преследования,
паранойя и
др. Зачастую утраченный контроль за психикой
приводит
к необратимым последствиям. Психоанализ
помогает пре-
дотвратить их.
Естественно, мы описали упрощенную схему
действия
психики. Организм человека, в частности его
психика,
являются автономной, саморегулирующейся
системой и,
пожалуй, главным фактором искажения психики
является
не конфликт между бессознательным и
сознательным, а
воздействия "сверх-Я".
- 9 -
_ 32.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ
КОНЦЕПЦИЯ ФРЕЙДА
12.1.РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ
СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
По своему замыслу и ближайшей цели
фрейдизм ори-
ентирован на изучение и излечение психики
индивидов,
но он с самого начала заключал в себе
тенденцию объ-
яснения общественного сознания в его настоящем
и прош-
лом. "Запреты", которые, как
считал Фрейд, вытесняют
сексуальное влечение в сферу бессознательного
и порож-
дают неврозы, были, в сущности, ни чем иным,
как соци-
альными нормами нравственности и права,
возникшими на
заре человеческой истории. Фрейд назвал их
"культурны-
ми запретами" и полагал, что
чрезвычайно важно вы-
яснить как, почему, при каких условиях они
возникли,
утвердились, эволюционировали. Внимание
ученого было
привлечено к проблемам формирования и сущности
челове-
ческой культуры. Как писал сам Фрейд, он
стремился су-
дить об общем развитии человечества по
своему опыту,
приобретенному ... на пути изучения душевных
процессов
отдельных лиц за все время их развития от детского
возраста до взрослого. Перенося отдельные
характе-
ристики с отдельного человека на все
человечество,
Фрейд пытался таким образом понять процесс
эволюции
общества.
Надо заметить, что Фрейд переносит на все
челове-
чество психологические черты не просто
индивида, а
невротика. На этом пути ученый выдвинул целый
ряд ут-
верждений. По его мнению, во-первых, все люди
в боль-
шей или меньшей степени являются невротиками.
Во-вто-
рых, каждый ребенок в своем индивидуальном
развитии
- 10 -
Страницы: 1, 2
|