рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Культурологическая и сексуальная теория Фрейда рефераты

Реферат: Культурологическая и сексуальная теория Фрейда

     КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА

                                  2СОДЕРЖАНИЕ

           СОДЕРЖАНИЕ..........................................1

           1.ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА....................2

           1.1.ИНСТИНКТЫ. ВНУТРЕННЕЕ "ОНО".....................3

           1.2.КОНТРОЛЬ "Я"....................................4

           1.3.СИСТЕМА "СВЕРХ-Я"...............................6

           1.4."КОМПЛЕКС ЭДИПТА" И НАЧАЛО ТОТЕМИЗМА............7

           1.5.ВНУТРЕННЯЯ ЗАМКНУТОСТЬ..........................8

           2.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФРЕЙДА..............11

           2.1.РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ..11

           2.2.РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ.......................14

           3.ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФРЕЙДА...............16

           3.1.РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ НЕВРОЗ................16

           4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................19

           ПРИМЕЧАНИЯ К ТЕКСТУ................................20

           СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................23


                                   - 2 -

    МАТРОСОВ С.В.: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА

                       _ 31.ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА

                Зигмунд Фрейд родился в 1856  году.  Он  является

           известным австрийским психиатром и психоаналитиком. От

           простой психиатрии он,  изучая неврозы больных, эволю-

           ционировал к сложному психоанализу общества, культуры.

           Итогом его научных  изысканий  послужила  теория  пси-

           хосексуального  развития общества и индивида.  В своем

           мировоззренческом развитии Фрейд прошел очень  сложный

           и  противоречивый  путь.  Делая свои первые шаги в об-

           ласти  психиатрии,  он  руководствовался   постулатами

           естественнонаучного материализма ХХ века,  но как тво-

           рец психоанализа ученый отошел от них в сторону  идеа-

           листическо-иррационалистической "философии жизни" (Шо-

           пенгауэр, Ницше и др.), под влиянием которой сложилось

           представление об основополагающем значении для челове-

           ческого  поведения  "психической  энергии",   присущей

           инстинктивно-физиологическим  влечениям  индивидов.  В

           психике человека Фрейд сначала выделял две относитель-

           но  автономные,  но  постоянно взаимодействующие между

           собой структуры бессознательного "оно" и сознательного

           "Я",  а  затем добавил к ним "сверх Я" или "супер-эго"

           (см. сноски на последней странице), которое внедряется

           в  "Я",  но без специального анализа не осознается им.

           По мнению Фрейда,  причиной невроза  является  особого

           рода конфликт между "оно",  "Я" и "сверх Я".

                В чем же заключается основной конфликт этих  трех

           субстанций?  Рассмотрим  каждую  из них в отдельности.

                       11.1.ИНСТИНКТЫ. ВНУТРЕННЕЕ "ОНО"


                                   - 3 -

                Если считать,  что человек - такое же детище при-

           роды, как и остальные известные нам живые существа, то

           он в определенной мере наделен теми же качествами, что

           и они.  Если считать,  что животные не наделены  таким

           разумом,  как  человек,  то единственной точкой сопри-

           косновения у них являются инстинкты.  Как  правило,  у

           человека выделяют два основных инстинкта: инстинкт са-

           мосохранения и  инстинкт  продолжения  рода,  то  есть

           размножения,  которые, в свою очередь, складываются из

           множества  инстинктивных  факторов.  Причем  эти   два

           инстинкта  взаимосвязаны.  К  инстинкту самосохранения

           относятся следующие подинстинкты: питание, рост, дыха-

           ние,  движения, то есть те необходимые жизненные функ-

           ции,  которые делают любой организм живым.  Изначально

           эти  факторы были очень важны,  но в связи с развитием

           разума человека (Я) эти факторы как  жизненнонеобходи-

           мые утратили свое былое значение.  Это произошло пото-

           му,  что у человека появились приспособления для добы-

           вания  пищи,  он  стал использовать пищу не только для

           того,  чтобы утолить голод,  но и  для  удовлетворения

           свойственной только человеку алчности. Со временем пи-

           ща стала доставаться ему все легче и легче,  и  на  ее

           добычу  он  стал  тратить все меньше и меньше времени.

           Человек  стал  строить  для  себя  жилища   и   другие

           приспособлен  я  и по максимуму обезопасил себе жизнь.

           Таким образом,  инстинкт самосохранения  утратил  свою

           значимость, и на первое место вышел инстинкт размноже-

           ния,  или, как называет его Фрейд, либидо. Такие чело-

           веческие стремления, как агрессивность, желание выдви-


                                   - 4 -

           нуться,  которые до этого относились к  инстинкту  са-

           мосохранения,  согласно второму закону диалектики, пе-

           решли в другое качество,  то есть они перешли к "либи-

           до".  Итак,  в результате эволюции,  основной движущей

           силой в жизни человека стал инстинкт размножения.

                               11.2.КОНТРОЛЬ "Я"

                Согласно теории Фрейда,  "оно" набрало свою изна-

           чальную силу, но параллельно с этим развивалось и "я".

           Человек отличается от своих меньших собратьев разумом.

           В   нашем  случае  разумом  является  "эго".  Так  как

           инстинкты, или "оно", служат всего лишь внутренним на-

           полнителем,  то можно сравнить "оно" с какой-либо жид-

           костью,  то есть в строго концентрированном  состоянии

           "оно"  находиться  не может,  потому что в этом случае

           при сосредоточении одних инстинктов,  человек  из  го-

           мосапиенс превращается в гомовульгариус, то есть, поп-

           росту говоря,  в животное. Поэтому "я" или "эго" явля-

           ются соответствующей оболочкой,  сдерживающей инстинк-

           ты.  Именно на этом этапе возникают первые  противоре-

           чия.  Так как все находится в развитии и покой относи-

           телен,  то,  следовательно,  "я" и "оно" изменяются во

           времени,  причем если "оно" уже определилось, то "я" в

           ходе культурного развития продолжает расти. Если пред-

           положить, что каждому предмету и явлению соответствует

           свое время и свое место,  то, следовательно, и челове-

           ческой психике присуще свое место и время в общей при-

           роде.  Говоря проще,  человеческую психику можно срав-

           нить  с клеткой,  где происходят соответствующие явле-

           ния.  Соответственно, оболочкой клетки является "я", а


                                   - 5 -

           внутренним  содержанием "оно" ( в этом "оно" идут раз-

           нообразные мелкие процессы ).  Во времени клетке  надо

           развиваться и,  если внутреннее содержание уже сформи-

           ровалось и претерпевает незначительные  изменения,  то

           наружная  оболочка  с  развитием культуры все растет и

           утолщается.  Наружу оболочка расти не может,  так  как

           там место занимают другие клетки (другие индивидуумы),

           следовательно, оболочка растет внутрь, все более и бо-

           лее сжимая внутреннее содержание "оно".  Наконец, дав-

           ление внутри становится столь велико,  что  внутреннее

           содержание пытается разорвать наружную оболочку.  Этот

           внутренний конфликт и является  главным  противоречием

           между психосексуальным "оно" и контролирующем "я".  Не

           случайно с ростом и  развитием  культуры  человечество

           все  чаще  и чаще наблюдает в своей среде неврозы.  Но

           главная проблема в том,  что человек не догадывается о

           противоречии внутри себя.  В ясном осознании "я" своих

           запретных влечений,  обеспечиваемом психоаналитической

           дешифровкой смысла невротических симптомов,  Фрейд ви-

           дел  средство  восстановления  психического  здоровья.

           Если говорить проще,  то при помощи психоанализа обна-

           руживается то место в психике,  в котором  наблюдается

           давление и образуется, так называемая, выпуклость. Об-

           наружив это место и устранив в нем возникшее  противо-

           речие, человеку возвращается здоровая психика.

                            11.3.СИСТЕМА "СВЕРХ-Я"

                Теперь рассмотрим  "супер-эго",  или   "сверх-Я".

           "Сверх-Я"  является  неотъемлемой  частью человеческой

           психики.  Так как человек живет в  обществе,  то   оно


                                   - 6 -

           оказывает на него влияние. Вернемся к предложенным вы-

           ше рассуждениям.  Если человек  представляет  из  себя

           систему  (отдельную),  то есть клетку,  то клетка одна

           существовать не может,  она погибает (вычлените из ор-

           ганизма отдельную клетку).  Эти клетки образуют ткань,

           та,  в свою очередь,  образует орган,  а  последний  -

           систему органов,  образующих большой, единый организм.

           Так вот оболочки этих клеток  соединены  между  собой.

           Именно эта совокупность всех "Я" и образует "сверх-Я".

           Можно сказать,  что "сверх-Я" представляет собой сово-

           купность  всех  общественных отношений (контролирующих

           поведение человека).

                   11.4."КОМПЛЕКС ЭДИПТА" И НАЧАЛО ТОТЕМИЗМА

                Теперь рассмотрим  взаимодействие  "Я",  "оно"  и

           "сверх-Я" на практике (на конкретном примере). Издавна

           люди заметили,  что инцест (кровосмешение) сказывается

           на потомстве отрицательно.  Для сохранения чистоты ге-

           нотипа  и  дальнейшей эволюции человечества инцест был

           запрещен (религией,  законодательством). Эту запретную

           установку выдало "сверх-Я", или совокупность всех соз-

           нательных параметров. "Я", подчиняясь этому закону об-

           щества,  стало  ограничивать  инцестуозные побуждения.

           Однако сексуальное влечение ребенка в раннем  возрасте

           направлено на близких,  а в большей степени,  на мать,

           так как она ближе всего к нему, то есть можно сказать,

           что  вольно или невольно бессознательное "оно" создает

           инцестуальные предпосылки, которые подавляются общест-

           венной моралью. Вот тут-то и проявляется противоречие,

           которое или со временем (с возрастом) разрешается, или


                                   - 7 -

           выливается в "Эдиптов комплекс".  Так как на начальной

           стадии ребенок видит отца своим соперником,  то у него

           появляется желание свергнуть тоталитарный режим своего

           родителя или убить его.  По обобщенной  теории  Фрейда

           можно сказать,  или, вернее, предположить, что в древ-

           ности в определенной полигамной общине дети взбунтова-

           лись  против  неограниченной власти отца и,  сговорив-

           шись,  убили  его  и  съели.  Позже,  постигнув  смысл

           убийства,  они испугались, что то же может произойти и

           с ними. Тогда они разделили между собой сферы влияния,

           и  каждый  в  своей новообразовавшейся семье установил

           (обожествил) авторитарную  власть  мертвого  отца,  то

           есть сделал его символом тоталитаризма.  Их дети обви-

           няли в деспотии уже не их,  а  своего  мертвого  деда.

           Позже символ отца в племенах заменили различные живот-

           ные. Так возник тотемизм, одна из первых религий.

                          11.5.ВНУТРЕННЯЯ ЗАМКНУТОСТЬ

                Естественно, на  основании  всего  вышесказанного

           можно сделать вывод о том,  что мир движется  за  счет

           противодействия "оно" и "Я" со "сверх-Я" (это действи-

           тельно так),  но тогда мы имеем все основания  утверж-

           дать,  что нет ни одного здорового человека, так как у

           каждого индивида существуют противоречия, и дальнейшее

           развитие  культуры приведет к социальному взрыву,  ибо

           внутреннее содержание, или "оно" прорвет наружную обо-

           лочку.  Это правильно,  но дело в том,  что в человеке

           постоянно происходит разрядка внутрипсихического  фак-

           тора.  Эта  разрядка  имеет  два  пути.  Первый из них

           состоит в нормальном половом общении, которое дает вы-


                                   - 8 -

           ход  инстинктам (но необходимо заметить,  что общество

           предопределило норму сексуального общения, и через эту

           узкую  щель  выходит  лишь  небольшое  количество пси-

           хосексуальной энергии).  Второй фактор, который допол-

           няет первый, является следующим: по второму закону ди-

           алектики, невыраженная сексуальная энергия переходит в

           другое качество,  в частности в энергию социальную, то

           есть человек делается социально активным. Если оба ка-

           нала  для выхода открыты,  то индивид находится в нор-

           мальном состоянии.  Если не работает первый канал,  то

           вся  энергия переходит в социальную сферу.  Если же не

           работает первый канал,  то  инстинкты,  вытесненные  в

           бессознательное, могут привести к так называемому пси-

           хическому взрыву или к неврозам,  проявляемым в  самых

           различных  формах:  от  фонтомных болей до психических

           расстройств,  как то:  мания преследования, паранойя и

           др.  Зачастую утраченный контроль за психикой приводит

           к необратимым последствиям.  Психоанализ помогает пре-

           дотвратить их.

                Естественно, мы описали упрощенную схему действия

           психики.  Организм человека,  в частности его психика,

           являются автономной,  саморегулирующейся  системой  и,

           пожалуй,  главным  фактором искажения психики является

           не конфликт между бессознательным  и  сознательным,  а

           воздействия "сверх-Я".


                                   - 9 -

                    _ 32.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФРЕЙДА

              12.1.РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

                По своему замыслу и ближайшей цели фрейдизм  ори-

           ентирован  на  изучение и излечение психики индивидов,

           но он с самого начала заключал в себе  тенденцию  объ-

           яснения общественного сознания в его настоящем и прош-

           лом.  "Запреты",  которые, как считал Фрейд, вытесняют

           сексуальное влечение в сферу бессознательного и порож-

           дают неврозы, были, в сущности, ни чем иным, как соци-

           альными нормами нравственности и права,  возникшими на

           заре человеческой истории. Фрейд назвал их "культурны-

           ми  запретами"  и  полагал,  что чрезвычайно важно вы-

           яснить как,  почему,  при каких условиях они возникли,

           утвердились,  эволюционировали.  Внимание ученого было

           привлечено к проблемам формирования и сущности челове-

           ческой культуры. Как писал сам Фрейд, он стремился су-

           дить об общем развитии человечества по  своему  опыту,

           приобретенному ... на пути изучения душевных процессов

           отдельных лиц за все время  их  развития  от  детского

           возраста  до  взрослого.  Перенося  отдельные характе-

           ристики с отдельного  человека  на  все  человечество,

           Фрейд  пытался  таким  образом понять процесс эволюции

           общества.

                Надо заметить, что Фрейд переносит на все челове-

           чество психологические черты  не  просто  индивида,  а

           невротика.  На этом пути ученый выдвинул целый ряд ут-

           верждений.  По его мнению, во-первых, все люди в боль-

           шей или меньшей степени являются невротиками.  Во-вто-

           рых,  каждый ребенок в своем  индивидуальном  развитии


                                   - 10 -

Страницы: 1, 2