Реферат: Феномен религиозности в изменяющейся России
Реферат: Феномен религиозности в изменяющейся России
Мчедлов М.П. (г. Москва)
Исследование
религиозного комплекса имеет свои особенности, связанные со сложностью
изучаемого объекта, его разными составляющими. Если даже отвлечься от политики,
разнообразной социальной деятельности конфессиональных организаций и ограничиться
проблемами сознания и общественного поведения верующих, то и в этом случае
встанут специфические вопросы, касающиеся воздействия религиозных убеждений на другие
сегменты мировоззрения последователей религии — на общественно-политические
воззрения, культурные и нравственные предпочтения и т.д.
Поэтому
ежегодно проводимые в последнее десятилетие Центром «Религия в современном
обществе» Института комплексных социальных исследований РАН (ранее Российский
независимый институт социальных и национальных проблем) общетеоретические и конкретно-социологические
исследования (по всероссийской выборке — около 2000 респондентов) были
направлены не только на выявление уровня, характера, динамики и перспектив
развития собственно религиозности в современном российском обществе. Наряду с этим
для обеспечения полномасштабного анализа рассматривались также социальные и идеологические
факторы, обусловливающие современный тип верующего в нашей стране, соотношение
религиозности с социально-политическими ориентациями, с культурными и нравственными
предпочтениями верующих, ее воздействие на формирование тех или иных установок
в сфере межличностных, межнациональных, межконфессиональных отношений и т.д.
Из
всей совокупности данных и выводов, полученных нами в ходе мониторинга
религиозной ситуации, в данном случае, разумеется, придется ограничиться лишь
узким кругом вопросов, связанных с некоторыми особенностями мировоззренческой и
конфессиональной ориентации респондентов, их тендерными, возрастными,
образовательными, социально-профессиональными характеристиками, а также их общественными
ожиданиями от религиозного института.
Известно,
что начавшиеся на рубеже 1980-1990-х гг. в России социально-политические
перемены, приведшие к ликвидации атеистического диктата над верующими со стороны
государства и административных ограничений деятельности религиозных
организаций, принятию прогрессивного законодательства о свободе совести, имели
для духовной сферы страны значимые последствия. Верующие люди получили
возможность свободно исповедовать свою веру. Резко расширилась деятельность
конфессий в сферах образования, культуры, милосердия и благотворительности. В общественном
сознании возрос престиж конфессиональных организаций, все чаще наблюдается
обращение к религии и религиозной культуре публичных политиков для решения
своих утилитарных задач.
В
силу этого и ряда других факторов исследования начала 1990-х гг. зафиксировали
значительное увеличение доли населения, относящего себя к верующим в Бога
(почти в 4 раза по сравнению с концом 1970-х гг., когда таковых было лишь около
10% респондентов) и ослабление позиций безверия (процент неверующих за тот же
период снизился с 25% до 11–12%). Именно подобные явления побудили ряд авторов
выступить с поспешными заявлениями о религиозном ренессансе в России, ставшей
страной чуть ли не сплошной религиозности. Однако объективный анализ как
качественных характеристик современной религиозности, так и динамики
показателей религиозности или неверия различных мировоззренческих групп на протяжении
последующего десятилетия, не подтверждает подобного рода суждения. Наши
исследования показывают, что рост числа верующих прекратился, соотношение основных
мировоззренческих групп в совокупном контингенте опрошенных к концу десятилетия
в целом стабилизировалось, а колебания их процентного соотношения по годам не носят
принципиального характера.
Анализ
динамики мировоззренческой ориентации респондентов свидетельствует о спаде
религиозного бума начала 1990-х гг., вызванного своеобразной «модой на религию»:
если до середины 90-х гг. процент верующих в Бога продолжал расти, то затем
наблюдается некоторое его снижение. Носители поверхностной «модной» религиозности
нередко перемещаются в другие мировоззренческие группы (колеблющихся, верующих
в сверхъестественные силы, безразличных к вопросам веры и неверия).
Религиозные
организации к настоящему времени, по-видимому, практически исчерпали резервы
своего экстенсивного роста. Еще большую стабильность сохраняет группа
неверующих, показатели по которой в последние два года практически, не менялись
(см.табл. 1):
Таблица
1
Мировоззренческая ориентация |
1993г. |
1995г. |
1997г. |
2000г. |
2001г. |
Верующие в Бога |
39,0 |
49,4 |
34,9 |
43,4 |
37,5 |
Колеблющиеся между верой и
неверием |
27,0 |
18,4 |
27,6 |
23,9 |
26.7 |
Верующие в сверхъестественные
силы |
11,0 |
5,6 |
9,3 |
3,9 |
6,8 |
Безразличные к вере и неверию |
7,0 |
7,8 |
14,7 |
13,5 |
13,8 |
Неверующие |
16,0 |
18,8 |
13,5 |
15,3 |
15,2 |
Итак,
обобщенная картина мнровоззренческих ориентаций всей совокупности респондентов
выглядит следующим образом: верующая часть (включая верующих как в Бога, так и в
сверхъестественные силы), составляет около 45%, неверующие (в том числе
индифферентные к вопросам веры и неверия) — около 30%, колеблющиеся — около 25%.
Интерес
представляют и полученные результаты о конфессиональной принадлежности
опрошенных. Данные последних опросов свидетельствуют также о стабилизации
конфессиональных групп респондентов (см. табл. 2):
Таблица
2
Конфессиональные группы |
2000г. |
2001г. |
Православные |
55,9 |
54,4 |
Мусульмане |
4,9 |
4,8 |
Прочие конфессии |
1,7 |
0,6 |
Внеконфессионально -
религиозные |
6,6 |
9,6 |
Конфессиональная ориентация
отсутствует |
30,9 |
30,6 |
При
анализе конфессиональной ориентации респондентов обращает на себя внимание
следующее явление, неизменно фиксируемое опросами: удельный вес респондентов,
заявивших о своей конфессиональной принадлежности, превышает процент верующих в
Бога. Это подтверждает выявленную ранее тенденцию конфессиональной самоидентификации
не только по принадлежности к тому или иному вероисповеданию, но и посредством
соотнесения себя с определенным типом цивилизации, сформировавшимся в значительной
мере под воздействием той или иной конфессии. Отрицая свою религиозность при
мировоззренческой самоидентификации, многие респонденты (около 20%) тем не менее
относят себя к приверженцам традиционных религиозных объединений. Они
воспринимают православие или ислам не только как религиозную систему, а как
естественную для них культурную сферу; национальный образ жизни («русский,
поэтому православный», «татарин, поэтому мусульманин»).
Разумеется,
религиозная самоидентификация респондентов оставляет открытым вопрос о степени
и глубине их религиозности, предполагающей единство убеждений и поведения.
Более того, исследования показывают, что большинство верующих молится лишь
иногда, исполняют лишь некоторые религиозные обряды, отмечают лишь отдельные
религиозные праздники. Да и само содержание веры у них в значительной мере
лишено определенности; нередко религиозные идеи соседствуют с верой в магию,
колдовство, астрологию и т.д.
Противоречивый,
непоследовательный характер носят и мировоззренческие взгляды неверующих. Их воззрения,
так же. как и верующих, отличаются во многом размытостью, отсутствием
однозначного содержания. Среди них оказались и те, кто верит в сатану, приметы,
в некую сверхъестественную силу, в загробную жизнь, в колдовство и магию и т.д.
Все это еще раз подтверждает то обстоятельство, что у основной массы россиян,
безотносительно от того, верующие они или неверующие, собственно
мировоззренческие взгляды носят нецельный, эклектичный характер, в них немало
бытовых архаичных представлений, языческих традиций.
Показательно
и то, что среди предложенных в ходе опроса 2001 г. различных предпочтений в сфере
духовной жизни (18 позиций) вся совокупность респондентов определила позиции
«посещение церкви, чтение религиозной литературы» на одно из последних (16-ое) мест.
Подобные общественные настроения, характерные, кстати, для многих развитых
стран, свидетельствуют о сложности и неоднозначности процесса, который нередко
обобщенно именуют «религиозным ренессансом». Можно полагать, что в новом
столетии вопросы собственно веры и неверия будут решаться более взвешенно, не по
велениям моды, а естественным путем, что они станут делом свободного и осознанного
выбора граждан. Это крайне важно для нашего общества, где существуют около 70 конфессий,
а более половины его членов неверующие, безразлично относящиеся к вере и неверию
или не определившиеся в мировоззренческих исканиях.
Требования
конкретности при анализе мировоззренческих, культурных или политических
предпочтений любой социальной группы населения обязывают не ограничиваться
обобщенными показателями, ибо она не является однородной. Значительное влияние
на особенности мировоззренческих и конфессиональных групп оказывают
социально-демографические факторы - пол, возраст, образование,
социально-профессиональные характеристики.
Если
говорить о гендерных различиях, то при незначительном преобладании женщин в общей
совокупности, в группе верующих в Бога женский контингент (68%) более чем вдвое
превышает мужской (здесь в последующем тексте использованы данные опроса 2001
г.). Напротив, в группе неверующих мужской контингент почти вдвое превышает
женский (66% и 34%). Женщины явно доминируют в православной (67%) конфессиональной
группе, в мусульманской — некоторое превышение доли мужчин (52%), как и среди
внеконфессионально религиозных (53%). Таким образом, зафиксированное
социологическими опросами ряда лет преобладание «женской» религиозности в основном
характерно для православия, у мусульман преобладает «мужская» религиозность.
Анализируя
возрастные различия мировоззренческих групп респондентов, можно отметить, что
среди верующих в Бога возрастная динамика в целом соответствует аналогичным
показателям по всей совокупности опрошенных, хотя процент возрастных категорий
22–30 и 31–40 лет несколько ниже, а у старших поколений, особенно свыше 60 лет —
выше. Среди верующих в сверхъестественные силы возрастная градация имеет ярко
выраженные отличия: удельный вес молодых возрастных категорий (до 30 лет) здесь
достигает 45%, тогда как среди верующих в Бога — 23,8%, а среди неверующих —
24,6%. Доля же самой старшей возрастной категории (старше 60 лет) здесь
наименьшая (см. табл. 3):
Таблица
3
Возрастные группы |
Всего |
Верующие
в Бога
|
Верующие в сверхъестественные
силы |
Неверующие |
До 21 года |
8,7 |
8,9 |
15,3 |
7,6 |
22-30 лет |
18,3 |
14,9 |
29,7 |
17,0 |
31-40 лет |
18,9 |
16,1 |
18,6 |
19,3 |
41-50 лет |
20,7 |
21,3 |
17,8 |
21,2 |
51-60 лет |
12,2 |
12,8 |
11,0 |
10,2 |
старше 60 лет |
21,2 |
26,0 |
7,6 |
24,7 |
При
сравнении возрастного состава конфессиональных групп можно отметить
доминирование у последователей ислама средних возрастных категорий (31–50 лет),
составляющих более половины респондентов, тогда как у православных доля средних
возрастов ниже (35,5%). Наиболее представительна самая младшая возрастная
категория во внеконфессионально-религиозной группе, причем доля респондентов
самого старшего возраста здесь наименьшая (см. табл. 4):
Таблица
4
Возрастные группы |
Всего |
Православные |
Мусульмане |
Внеконфессиональные |
До 21 года |
8,7 |
8,9 |
4,1 |
11,2 |
22-30 лет |
18,3 |
18,1 |
16,3 |
16,0 |
31-40 лет |
18,9 |
17,4 |
22,4 |
22,5 |
41-50 лет |
20,7 |
19,8 |
30,6 |
27,2 |
51-60 лет |
12,2 |
13,8 |
6,1 |
8,9 |
Старше 60 лет |
21,2 |
22,0 |
20,5 |
14,2 |
Таким
образом, данное исследование, как и другие аналогичные опросы 1990-х гг., опровергают
бытовавшие ранее утверждения о преобладании среди верующих представителей
старших возрастных категорий, а среди неверующих — младших. Религия не является
исключительным уделом стариков, как и атеизм — непременным свойством молодежи,
возрастная структура мировоззренческих и конфессиональных групп сейчас в целом
идентична возрастной структуре всей совокупности респондентов.
В
составе верующих в Бога сложилась группа, представленная наиболее социально
активными возрастными категориями; лица 22–50 лет составляют здесь свыше
половины респондентов. Вместе с тем, по сравнению с серединой 90-х гг., совокупный
процент данных возрастных категорий среди верующих в Бога имеет некоторую
тенденцию к снижению, что также можно трактовать как свидетельство спада «моды
на религию» (см. табл.5):
Таблица
5
Динамика
молодых возрастных групп верующих в Бога (в %)
Лица 22-50 лет среди верующих в
Бога |
1995г. |
2000г. |
2001г. |
61 |
53,8 |
52,3 |
Сознательное
и глубокое принятие религиозной веры сопряжено с серьезными нравственными
усилиями, подчас — с изменением ценностных ориентаций и жизненных установок. В связи
с этим носители поверхностной религиозности, не имеющей глубоких корней, как уже
говорилось выше, отходят от веры в Бога. Сам религиозный поиск молодежи в этих
условиях зачастую институционально не оформлен, о чем свидетельствует высокий
процент лиц молодого возраста среди верующих в сверхъестественные силы и во внеконфессионально-религиозной
группе. Это характерно для кризисных периодов общественного развития,
создающих, в частности, питательную почву для активизации деструктивных
псевдорелигиозных течений.
Социологические
исследования последних лет не подтверждают и другое распространенное в советское
время суждение о том, что религиозная вера — следствие необразованности. Анализ
образовательного уровня мировоззренческих групп респондентов свидетельствует,
что его показатели среди верующих в Бога и неверующих не имеют значительных отклонений
от образовательной структуры всей совокупности опрошенных, а наибольший процент
высокообразованных респондентов приходится на группу верующих в сверхъестественные
силы (см. табл. 6):
Таблица
6
Распределение
мировоззренческих групп респондентов по уровню образования (в %)
Образовательный уровень |
Всего |
Верующие в Бога |
Верующие в сверхъестественные
силы |
Неверующие |
Среднее общее |
28,3 |
32,1 |
17,8 |
29,9 |
Среднее специальное |
33,3 |
35,9 |
38,1 |
29,2 |
Незаконченное высшее |
9,5 |
8,4 |
11,9 |
6,4 |
Высшее |
27,3 |
22,6 |
32,2 |
31,1 |
Аспирантура, ученая степень |
1,6 |
1,0 |
- |
3,4 |
Вместе
с тем процент высокообразованных людей в группе верующих в Бога имеет некоторую
тенденцию к снижению (см. табл. 7), что частично тоже можно объяснить падением
«моды на религию», которая в начале 1990-х гг. была особенно распространена
среди лиц с высшим образованием:
Таблица
7
Динамика
высокообразованной группы верующих в Бога (в %)
Лица с высшим образованием среди верующих в Бога |
1995г. |
2000г. |
2001г. |
31,8 |
24,2 |
23,6 |
Здесь
могут иметь место и такие факторы, как определенное разочарование вероучением и
религиозной практикой существующих в России конфессий, а также несовпадением
норм традиционной религиозной морали и правил социального поведения,
обеспечивающих в современных условиях жизненный успех. Дополнительные грани
социальной характеристики респондентов дает распределение их по профессиональной
принадлежности. Профессиональный состав групп верующих в Бога и неверующих в целом
близок к аналогичным показателям всей совокупности респондентов. Наиболее
заметными отклонениями в группе верующих являются более высокий процент
городских пенсионеров и более низкая доля рабочих и инженерно-технических
работников.
Существенно
большие отличия имеют верующие в сверхъестественные силы: здесь преобладают
образованные, наиболее социально активные и влиятельные
социально-профессиональные группы (гуманитарная и творческая интеллигенция,
служащие, инженерно-технические работники, военнослужащие и сотрудники МВД,
предприниматели, студенты), составляя в совокупности 28% респондентов, тогда
как среди неверующих их 26,4%, а среди верующих в Бога — 21,6%.
При
рассмотрении профессионального состава конфессиональных групп можно
констатировать отличия последователей ислама, где выше доля работников
сельхозпредприятий, инженерно-технических работников, служащих и предпринимателей.
Процент последних в мусульманской группе почти в два раза выше, чем у православных.
Во
внеконфессионально-религиозной группе вышеназванные наиболее образованные и влиятельные
социально-профессиональные категории составляют самый высокий удельный вес
(29,8%), тогда как у православных и мусульман он существенно ниже: 22,2–22,4%.
Значительный
интерес представляет соотношение уровня материального обеспечения респондентов
и их мировоззренческих ориентаций. Многолетние исследования показывают, что
уровень материального обеспечения респондентов довольно низок
(низкообеспеченные и живущие за чертой бедности составляют около 70%). Это
наблюдается в различных мировоззренческих группах, как среди неверующих, так и верующих
в Бога
Подобные
данные не соответствуют распространенному мнению, будто религиозная вера — удел
исключительно бедных.
Лучшая
материальная обеспеченность фиксируется в группе верующих в сверхъестественнее
силы, а в конфессиональном разрезе во внеконфессионально-религиозной группе.
Итак,
исследования показывают, что основные мировоззренческие группы в последние годы
в процентном отношении несколько стабилизировались, хотя и в разной степени;
если группа неверующих проявляет наибольшую устойчивость, то верующие в сверхъестественные
силы и колеблющиеся между верой и неверием подвержены колебаниям, а группа
верующих в Бога не только перестала расти, но даже имеет тенденцию к сокращению.
Это свидетельствует об исчерпании потенциала экстенсивного роста религиозности.
Подобная
тенденция не является неожиданной. После того, как в течение советского периода
несколько поколений россиян были оторваны от своих традиционных религиозных
корней, обращение к религии в условиях утвердившейся в начале 1990-х годов религиозной
свободы далеко не во всех случаях явилось следствием духовных исканий. Здесь мы
имеем дело с весьма своеобразным феноменом массового сознания, порожденным
стремительным крахом господствовавшей в советское время идеологии: модным и престижным
стало считаться все то, что ранее официально не поощрялось, особенно атрибуты,
ассоциировавшиеся с дореволюционным прошлым России.
Рано
или поздно должен был наступить спад, признаки которого и зафиксировали
социологические опросы последних лет. Подтверждением данной тенденции может
служить сокращение среди верующих в Бога удельного веса наиболее социально и профессионально
активных возрастных категорий (22–50 лет), с середины 1990-х годов занимавших в
этой мировоззренческой группе доминирующее положение, равно как и уменьшение
доли лиц с высшим образованием.
В
данном случае также можно предположить одновременное действие и других
факторов. Традиционные российские конфессии, пребывавшие в течение советского
периода в своего рода «социальном гетто», привыкли ориентироваться на наименее
образованные и социально пассивные слои населения. Они оказались явно не готовыми
к приходу в храмы качественно новых групп верующих с более высоким уровнем
образования и социально-профессиональным статусом. Результатом этого стало разочарование
многих людей, ищущих религиозной веры.
Важный
вывод, который можно сделать исходя из полученных результатов, касается групп с
институционально неоформленной религиозностью: верующих в сверхъестественные
силы и внеконфессионально-религиозных. Хотя они, по сравнению с другими, в общей
совокупности опрошенных составляют меньшинство, их характеризует высокий
процент молодых возрастных категорий, что позволяет прогнозировать рост таких
групп в будущем. Одновременно они обладают наибольшей долей лиц с высоким
уровнем образования и профессиональной квалификации, что предопределяет их больший
социальный престиж и влияние, нежели других мировоззренческих и конфессиональных
групп.
Здесь
может иметь место ряд причин. Помимо уже названной неудовлетворенности
традиционными институционализированными конфессиями, следует отметить гораздо
большую нацеленность на разнообразные духовные искания, нередко присущие лицам
с высоким уровнем образования.
Выявленные
тенденции в развитии собственно религиозных компонентов в известной мере
контрастируют с очевидным ростом авторитета всего религиозного института и —
соответственно — повышением общественных ожиданий от него. Данное кажущееся
противоречие выражает суть диалектики эволюции религиозного комплекса в современной
России.
Если
собственно религия, как мировоззрение, исчерпала ресурсы своего расширения, то возможности
социального и нравственного воздействия религии на образ жизни людей, их общественно-политические
ориентации и поведение весьма значительны. Этому способствуют много факторов, в
том числе общественная нестабильность, затяжной моральный и социальный кризис,
отсутствие понятных народу светских концепций выхода из него; историческая
память народа о патриотической деятельности церкви в самые трудные переломные периоды,
выступления конфессий в защиту прав и достоинства простых людей, против
распространения отрицательных явлений — бездуховности, цинизма, коррупции,
наркомании и т.д.
Религиозные
организации активно используют эти возможности, что резко повышает их общественно-политический
авторитет. Осуществляя многообразную социальную деятельность, они отстаивают
свое понимание широкого круга сугубо светских проблем — политики и экономики,
культуры и экологии, науки и образования, межнациональных и международных отношений.
Об этом свидетельствует и принятие ими специальных программных документов —
«Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000 г.), «Основные
положения социальной программы российских мусульман» (2001 г.) и др.
Особо
отметим, что РПЦ, как и другие массовые традиционные религиозные организации,
позитивно влияет на поддержание и культивирование нравственных ценностей,
сохранение и развитие национальной культуры, поддержание гармоничных
межэтнических отношений, обеспечение стабильности общества, его цивилизационной
идентичности, что крайне актуально для сегодняшней России, находящейся в периоде
реформ. Наши ежегодные опросы стабильно показывают, что более 65% респондентов,
в том числе известная часть неверующих, признает в той или иной мере авторитет
конфессиональных организаций в социальных и моральных вопросах и, очевидно,
хочет, чтобы религиозно-нравственные начала воздействовали на реальную,
деятельность многих светских политиков. Не случайно во всех опросах религиозные
организации по степени доверия занимают лидирующие места (в 2000 г. — третье
место после Президента Российской Федерации и армии, а в 2001 г. — разделили с правительством
третье-четвертое места), далеко опережая, в частности, политические партии или
средства массовой информации.
Однако,
когда ставился вопрос: «Хотели бы вы, чтобы общественная жизнь строилась на основе
предписаний церкви (то есть, выбираете ли вы клерикальный вариант общественной
жизни)?», подобную позицию поддержали лишь 5% православных, не говоря уже об исключительно
отрицательном отношении представителей иных конфессий и неверующих.
Показательно, что при опросе 2001 г., отвечая на вопрос: «Какая идея сегодня
могла бы вдохновить людей, сплотить их для общих целей?», вся совокупность
респондентов последнее место отвела «идее очищения общества через православную
веру» (7,9%).
Четкое
различение общественной функции религии и ее значения для конкретной личности
выявилось и в ответах на вопрос о самом большом приобретении российских реформ
последнего десятилетия «для общества и для Вас лично». Общественная ценность
позиции «Прекращение гонения людей за веру, усиление роли церкви в обществе»
получила вдвое больше предпочтений, чем ее значение для отдельной личности
(22,1% и 11,9%).
Таким
образом, значительная часть респондентов различных мировоззренческих (верующих
и неверующих) и конфессиональных групп при положительном отношении к возросшему
авторитету и социально-нравственному влиянию религиозных организаций хотела бы
ограничить их именно рамками морали и нравственности, исключив прямое
вмешательство в сферы, лежащие вне сферы конфессиональной компетенции, что
соответствует и светским принципам Конституции России.
В
заключение выражу пожелание, направленное на повышение эффективности
исследований религиозности в современной России. Очевидно, что наряду с социологическими
опросами, необходимы и полевые исследования (особенно, если речь идет о малочисленных
религиозных объединениях), и привлечение статистических данных, и расширение
теоретических исследований, и т.д. Здесь весьма положительную роль могла бы
сыграть также кооперация усилий светских и религиозных заинтересованных лиц.
Это важно и для правильного определения тех или иных тем исследования, и для
точного формулирования вопросов, предлагаемых в ходе опросов, и для адекватного
понимания используемых понятий (напр., «верующий») и т.д.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.rusoir.ru/
|