рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Факторы, влияющие на экономическую политику государства рефераты

Реферат: Факторы, влияющие на экономическую политику государства

Оглавление:

Введение. 3

Предмет и метод политической экономии. 4

Определения рынка и государства. 5

Экономические институты. 6

Место государства в экономике. 9

Экономическая политика как экономическое явление. 11

Экономический либерализм и этатизм. 11

Государственное регулирование в современной экономике. 13

Несостоятельность государственного сектора. 16

Факторы, влияющие на экономическую политику государства на примере 2003 года. 18

Усиление популизма. 20

Административная реформа. 21

Заключение. 26

Литература. 27

Введение.

Под термином политической экономии имеется ввиду исследование политических факторов, влияющих на экономическую политику государства. Другими словами, политическая экономия исследует факторы, которые влияют на  действия государства  в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране.

Не секрет, что в обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории цивилизации рассматривалось как неотъемлемая часть экономики. Оно во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов. Государство формулирует принципы и организует формы общественной жизни, образуя основу институциональной иерархии. Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым для любого правительства.

Все формы вмешательства государства в экономику образуют целостную систему. Каждая модель государственного регулирования экономики представляет собой определенное сочетание элементов и реализуется в виде комплекса мер экономической политики и соответствующих государственных институтов, разрабатывающих и реализующих эти меры. Между различными направлениями экономической политики с необходимостью должна осуществляться координация.

Как было сказано ранее, экономическая политика государства во многом зависит от ряда факторов, которые оказывают на нее существенное влияние. Следовательно, чтобы осуществлять эффективную экономическую политику необходимо все время учитывать эти факторы.

Итак, в данной работе мы попытаемся рассмотреть более подробно вопросы, касающиеся  экономической политики государства и факторы которые влияют на эту политику.

Предмет и метод политической экономии.

Политэкономия - составная часть экономической теории. Экономическая теория состоит из политэкономии, макроэкономики, микроэкономики, истории экономических учений./1/

Макро- и микроэкономика конкретизируют общетеоретические положения политэкономии. Макроэкономика на уровне страны, микроэкономика на уровне отдельных отраслей./1/

В своем учебнике "Экономика" П. Самуэльсон приводит ряд определений экономической теории, каждое из которых само по себе автор считает правильным:

1. "Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

2. Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств.

3. Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.

4. Экономическая теория есть наука о богатстве".

И далее автор дает собственное определение: "Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производственных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными группами общества"./3/

Другими словами можно отметить, что политэкономия – это еще и  отношения между людьми, которые складываются в производстве, распределении, обмене и потреблении.

Так же под термином политической экономии имеется ввиду исследование политических факторов, влияющих на экономическую политику государства.

Политэкономия изучает проявление экономических законов и категорий в конкретном способе производства и, что весьма существенно, она выражает интересы определенного класса или отдельных слоев населения.

В настоящее время, когда существует целая система специальных и отраслевых наук, политэкономия является общетеоретической экономической наукой. Образно говоря, она является душой экономической науки. Д.И. Менделеев писал: "Теория — это душа, а практика (опыт) — тело науки. Без теории легко заблудиться в" океане мыслей и в лесу фактов".

Определения рынка и государства.

В экономической теории имеется множество определений рынка. Это не следует рассматривать как недостаток теории. Различные определения выделяют разные стороны такого сложного и многообразного феномена социально-экономической жизни человечества, как рынок, и выражают разные подходы научных школ или отдельных авторов к этому феномену. Вот одно из определений:

Рынок -  форма организации совместной экономической деятельности людей, основанная на трех обязательных признаках: частная собственность, добровольное экономическое взаимодействие самостоятельных и независимых друг от друга субъектов и конкуренция./2/

Субъекты рыночных отношений:

1. Люди (физические лица) и группы людей, специально созданные для совместного осуществления экономической деятельности (основные субъекты рынка). В современной экономике эти группы обычно принимают форму юридически оформленных организаций—фирм, корпораций и т. д. (юридических лиц).

2. Государственные предприятия, если государство установит для них такие правила, которые близки к условиям деятельности на рынке физических и юридических лиц.

3. Государство.

Государство как субъект экономических отношений - это совокупность организаций, наделенных правами и обязанностью устанавливать и защищать обязательные для других субъектов рынка условия экономической деятельности и перераспределять результаты их деятельности.

Под совокупностью организаций понимается взаимосвязанная и иерархическая система органов управления экономикой и обществом. В современном мире это правительство, парламент, центральный банк, государственные ведомства регионального и местного уровня и другие государственные органы. Их важнейшая особенность — в том, что они в принудительном порядке устанавливают условия экономической деятельности, т.е. законы, процедуры и нормы.

Законы - определяют требования государства к экономическим агентам. Они выражаются в форме ограничений (запретов) и предписаний (обязательных действий экономических агентов, например, необходимость регистрации фирмы).

Процедуры - устанавливают порядок, последовательность действий, права и обязанности участников экономического или юридического взаимодействия (например, регистрации фирмы).

Нормы - фиксируют обязательные экономические параметры. (например, минимальную заработную плату или пропорции обмена национальной валюты на иностранную - валютный курс).

Все установленные государством условия носят обязательный характер для экономических агентов./2/

Как следует из определения, государство не только определяет условия экономической деятельности, но и защищает их. В современной рыночной экономике государство предоставляет такую защиту через суд. Если один из экономических партнеров нарушает контракт, то другой партнер должен иметь возможность обратиться к государству за защитой.

Следует обратить внимание на тот факт, что определение и защита условий экономической деятельности - это не только право, но и в первую очередь обязанность государства.

Государство не руководствуется рыночными принципами максимизации прибыли и эквивалентности обмена. В своей законодательной и экономической деятельности государство руководствуется целями согласования интересов различных слоев общества, поддержания социальной справедливости, обеспечения экономического роста и многими другими целями, которые выходят далеко за рамки рыночных принципов

Поскольку  конкурентная среда внутренне неустойчива и нуждается в защите со стороны государства, оно должно бороться с монополизацией рынка и добиваться таких условий, чтобы производители действовали в конкурентной среде. (например, антимонопольное законодательство, или специальные экономические меры, такие как  снижением барьеров для импорта и поощрением вступления на рынок новых участников). Конкурентная среда - необходимое условие успешного экономического развития.

Совокупность норм хозяйственного права и мер по поддержанию конкурентной среды объединяют понятием “рамочные условия экономической деятельности”. Создание благоприятных рамочных условий - главная задача государства в рыночной экономике.

Право перераспределения результатов экономической деятельности—также исключительное право государства. Оно реализуется главным образом через сбор налогов. Только государство и уполномоченные им лица и организации имеют легальное право собирать часть дохода других экономических субъектов в виде налогов и иных сборов./4/

Экономические институты.

Все экономические агенты - государство, частные компании, граждане, занимающиеся бизнесом, и т. д.- действуют по определенным правилам. Они показывают, что можно и что нельзя делать, как строить отношения с другими экономическими агентами. Эти правила называются институтами.

Институты - это правила, по которым хозяйствующие субъекты взаимодействуют друг с другом и осуществляют экономическую деятельность. (Например, это право частной собственности, или порядок открытия и регистрации новой фирмы, или процедура получения государственной лицензии на разработку нефтяного месторождения)./4/

Современная институциональная теория связывает существование институтов с такой фундаментальной характеристикой экономической среды, как неопределенность”, т.е. наличие множества явлений, сил и факторов, которые экономический агент не способен знать, учитывать и прогнозировать при принятии решений. Например, потенциальные продавцы не всегда в достаточной мере осведомлены о существующем спросе. Другим проявлением неопределенности выступает “информационная асимметрия”: одни экономические агенты располагают заведомо большей экономической информацией, чем другие (например, продавец всегда знает свойства своего товара лучше, чем покупатель). На основе неопределенности и информационной асимметрии возникает понятие “ограниченной рациональности” экономического агента, являющееся одной из центральных идей современной теории. Оно означает, что экономический агент принимает решения на основе неполного и неточного знания экономической обстановки, и эти решения всегда будут неоптимальными даже с позиций его, агента, интересов. Для того чтобы упростить информационный обмен между агентом и внешним миром, необходимы устойчивые правила экономической деятельности и экономических отношений - институты; знание и соблюдение этих правил облегчает взаимодействие между агентами в современном сложном и быстро меняющемся экономическом мире.

Другой основой существования институтов выступает деперсонификация современной экономической жизни. В отличие от прошлых эпох, когда экономические агенты действовали в рамках сравнительно небольших сообществ и часто были лично знакомы друг с другом, сейчас они бывают разделены тысячами километров и часто не только не знают друг друга, но и не стремятся к установлению тесных личных контактов. Соответственно по-новому приходится решать проблему соблюдения контрактов, то есть борьбы с возможными нарушениями одной или обеими сторонами условий экономических соглашений. Если раньше выполнение соглашений обеспечивалось, с одной стороны, специальными органами, которые были уполномочены общинами, городами, административными единицами, а с другой стороны - традициями и личными отношениями, то теперь для этой цели требуется система хорошо отработанных и единых для больших территорий (хотя при этом неизбежно упрощенных, излишне абстрактных) законов и механизмов принуждения к исполнению законов со стороны государства.

Институты бывают формальными и неформальными.

Формальные институты - это все писаные правила, имеющие отношение к экономической деятельности: Конституция, Гражданский кодекс, другие экономические кодексы, законы, указы, постановления и распоряжения государственной власти. Такие правила построены по иерархическому принципу. Правило более высокого уровня охватывает более широкий спектр экономических отношений, чем правило более низкого уровня. Последнее опирается на правило более высокого уровня и не должно противоречить ему. Изменить правило более высокого иерархического уровня труднее, чем правило более низкого уровня. Например, изменить Гражданский кодекс труднее, чем обычный закон, а Конституцию - еще труднее, чем Гражданский кодекс. Иерархичность придает устойчивость системе формальных институтов. В наборе самых общих правил - а таким набором для рыночной экономической системы является Конституция - должно быть сформулировано “правило изменения правил”, то есть порядок изменения законов, указов, распоряжений (например, процедура внесения законопроектов, порядок отмены законов и распоряжений и т. д.)./2/

Система формальных институтов близка к  понятию “рамочные условия экономической деятельности”.

Кроме формальных правил, существуют также неформальные институты (правила). К ним относятся, во-первых, традиции и социокультурные стереотипы. Во-вторых, к ним относятся правила и процедуры, не санкционированные государством (возможно, даже противоречащие государственной политике), но тем не менее практикуемые хозяйствующими субъектами. Совокупность неформальных правил может быть очень широка и часто выходит далеко за пределы традиций и стереотипов.

Не надо думать, что неформальные институты - нечто второстепенное и незначительное. В некоторых ситуациях, особенно в переходный период при недостатке правовых норм или неспособности государства обеспечить соблюдение законов, неформальные институты начинают играть очень важную роль в регулировании экономического поведения. Так, современные российские предприятия не всегда рассчитываются с поставщиками за полученную продукцию. Поставщики знают, что их продукция может быть не оплачена, и тем не менее производят отгрузку. Это положение дел, конечно, не санкционируется государством в виде законов или формальных распоряжений. Однако такая форма экономического поведения существует. Следовательно, мы имеем дело с неформальным институтом, причем настолько значимым, что объем просроченной задолженности потребителей поставщикам сопоставим с объемом законных платежных средств./2/

Институты часто называют “правилами игры”. Фирмы не могут менять экономические правила по своему усмотрению (например, порядок регистрации или порядок закрытия в случае несостоятельности), но стремятся использовать правила в своих интересах. Изменением правил игры в пользу определенной группы экономических агентов обычно занимаются организации, специально созданные для этой цели: политические партии и профессиональные ассоциации./4/

Таким образом, писаные и неписаные законы и правила экономической деятельности — институты — структурируют экономическую среду, задают внешние рамки для экономической деятельности каждого человека и каждой организации, привнося известную определенность и прогнозируемость в экономические процессы за счет ограничения свободы и произвола экономических агентов./4/

Совокупность экономических институтов (институциональная система) определяет характер и динамику экономического развития любой страны.

Институты могут благоприятствовать экономическому росту, и тогда страна будет быстро развиваться. Институты могут быть и социально нецелесообразными, например благоприятствовать не производственной, а чисто спекулятивной или даже криминальной деятельности. В этом случае экономические агенты будут склонны заниматься именно спекулятивной или криминальной деятельностью, а не производством. Поэтому очень важное условие для успешного развития экономики любой страны - создание соответствующей институциональной системы /2/

Место государства в экономике.

Государство всегда играло важную роль в развитии рыночной экономики. Даже свободная конкуренция не могла обойтись без государства, которое брало на себя ответственность за организацию денежного обращения, обеспечение правовой основы рыночной экономики. Государственное вмешательство в экономику может быть оправдано с экономических позиций в силу несостоятельности, несовершенства рынка. "Провалы" рынка наблюдаются при решении проблем конкуренции, которые являются ключевыми для эффективного распределения ограниченных ресурсов. Меры, запрещающие монополию, активная поддержка малого и среднего бизнеса, сохранение высокой степени конкуренции приобрели регулярный и эффективный характер./2/

Чисто рыночное распределение не гарантирует право на стандартное благосостояние, без чего нет демократического общества. Кроме того, рыночный механизм не обеспечивает работой всех, кто может и хочет работать. Стратегические прорывы в науке, технологии, структурные преобразования в экономике не могут быть осуществлены без участия государства, как не могут быть решены без него и региональные проблемы. Негативные последствия рыночного механизма (монополизм, инфляция и др.) также требуют вмешательства государства. Следовательно, рыночный механизм нуждается в коррекции, которую способно осуществить только государство.

Без государственного вмешательства невозможно  развитие рыночной системы. Именно поэтому государство берет на себя ведущую роль в регулировании рыночного хозяйства. Мировая практика показала, что нет, и не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства./5/

Государство вовлекается в рыночную экономику с целью поддержания экономической стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания циклических спадов и подъемов в развитии экономики. Прежде всего, государство способствует эффективной хозяйственной деятельности всех предпринимателей. Для этого оно повышает эффективность рыночного механизма.

Страницы: 1, 2, 3