рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Демократия и средний класс рефераты

Реферат: Демократия и средний класс

Министерство образования РФ

Волжский политехнический институт

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

Реферат по политологи :

Демократия и средний класс.

Проверил преподаватель:

Демидова И.Ю.

Выполнил студент:

Адамов А.С.

Группа ВВТ 407

Волжский 2002г.

Содержание

  1.    Введение .............................................................................................................1
  2.    Демократия . Основные понятия ......................................................................2

      3.      Политическая система........................................................................................3

      3.1    Введение................................. ............................................................................4

      3.2    Основные понятия политческой системы и системного подхода..................4

      3.3    Типология политических систем.......................................................................6

      3.4    Политический режим..........................................................................................7

      4.      Средний класс .....................................................................................................8

      4.1    Процесс формирования и развития среднего класса. Введение.....................8

      4.2.   Теоретико-методологические проблемы идентификации среднего класса...9

      4.2.1 Средний класс в контексте социальных перемен.............................................9

      4.3.   Теории среднего класса: традиции и эволюция...............................................11

      5.1    Заключение..........................................................................................................14

      6.      Список  литературы............................................................................................15

1.Введение .

  На мой взгляд данная тема счас достаточно актуальна . Для понимания данной проблемы нужно сначало разобраться в самих терминнах «демократия» и «средний класс» . Многообразие и неопределенность самого понятия «демократия» также способствует углублению в проблему . В основном , многие понимают термин «демократия» , как власть народа , не подразделяя ее на более «низкие уровни».

  Примерно тоже самое происходит и с понятием «средний класс» . Этот термин так же не имеет одного , точного определения . Он состоит из нескольких слоев : «Низкий средний класс» , «Средний средний класс» , «Высокий средний класс». Эти разделения являются постоянными , но те социальные группы , которые входят в них , постоянно меняются в зависимости от времени , страны и других обстоятельств .

  Множество расхождений и отсутствие точных определений представляет данную тему очень обширной , но если выбрать хорошо выбранный путь , не касаясь других «скрытых проблем» , то можно сгруппировать некоторую «относительно» четкую черту вокруг этой проблемы.

  Понятие проблемы будет раскрыватся по ходу работы , а так же сравниватся с высказываниями известых политологов . Но на мой взгляд исследование данной проблемы не может ограничется только знаниям по предмету «Политология» . В данном случае нужно учитывать  «Социологию» , «Экономику» и многие другие сферы.

  На мой взгляд на проблему нужно смотреть не только с одной стороны , например с экономической стороны , но также и с других , так же , не мало важных сторон. При много граневом осмотре проблемы возникают дополнительные ходы ее решения , а так же дополнительные  вопросы. В последствии все эти данные связываются между собой и уже

видны проблемы на более понятном уровне.

  Так же я взял эту тему всвязи с тем , что Россия очень интересно относится к этой проблеме. Можно задать любому вопрос : « Что вы думаите о нашей демократии и о нашем среднем классе ?» . Я более чем уверен что половина просто затруднится ответить . Скажут , что есть демократия , есть средний класс ( понятно что он должен где-то быть ) , но подробно кто в него входит и почему , не сможет однозначно ответить . Про демократию можно услышать примерно такие же доводы в ответ .А старшее поколенне не хотит признавать этот термин ни в какой форме. С одной стороны они правы , а с другой нет .

 Демократия разносторонна и полное отрицание ее не даст ни чего положительного. Можно приводить много примеров развитых стран в которых демократия  существует в обществе. Но этим можно убетить только не знающего человека. Тот кто знает проблему глубже , может сказать ,что демократия у них сложилась из-за территориально – исторического фактора . Европа – исторический центр демократии . А Сша – из-за своей истории(борьба за независимость) и отдаленности от Европы.

  Можно сказать :  «Сколько странн столько и демократий» . Каждая демократия различна.

Нет двух одинаковых , так как на политический строй влияет множество факторов .

                                                                                                                                                     Демократия . Основные понятия

  В политической литературе , в средствах массовой информации мало терменнов которые используются так часто как «демократия». Трудно так же объяснить причину столь пристального изучения проблемы демократии. Но на мой взгляд популярность ее заключается в том , что жить в том (демократии) , в чем ты плохо разбираешься очень опасно , не интересно и проблематично . Каждый знает что он хорошо знает свою квартиру , но придя в неизвестное место , чувствуется некоторая нестабильность. Если смотреть по истории , то самые долгие политические устои – террания и монархия . На мой взгяд на протежение веков уже произошло , тоже что и с квартирой. Привыкнув к одному строю некоторые государства так и не смоли от него отказатся , например Англия,

где есть монархия , хотя  и она не имеет власти , но народ верит в королеву . Он верил в нее в течение многих веков и не хочит менять свои идеалы .Примерно тоже самое и в других странах.

  Демократия имеет длительную историю и ее можно рассматривать как результат развития западной цивилизации , особенно греческого и римского наследия , с одной стороны , и иудео-христьянской традиции – с другой . Термин «демократия» происходит от греческого слова и в переводе означает власть народа .

  Еще Кельзен утверждал , что в 19 – 20 вв слово «демократия» , став господствующем лозонгом , утратило четко очерченное и твердое содержание.

  Нельзя сказать , что этот вопрос окончательно решен в наши дни,  когда демократия стала как бы велением времени и весь мир стал на рельсы демократизации.

  В настоящие время термин «демократия используется» в нескольких значениях.

  Форма правления , при котором политическое решение принимают непосредственно все без исключения граждание , действующие в соответствии с правилами правления большенста , называется «прямой демократии» или демократией участия.

  Если начать перечеслять остальные значения , то можно увидеть небольшие сходства или различия . Это может и запутать и расширить понятия «демократии».Можно привести множество примеров , где одно значение лучше подходит для описания данной ситуации.

Например , в древнегреческй демократии существовала «прямая демократия» . Такое положение стало возможно в силу ограниченных размеров древнегреческого государства , которое охватывало город и прилегающие к нему сельскую территорию с населением , как правило , не более 10 тыс. человек.

  Начиная с античности демократия перетерпела множество изменений. Основополагающее значение для формирования и утверждения демократии имела возникшая в Новое время идея о прирожденных , неотчужденных правах каждого человека на жизнь , свободу и частную собственность. Неразрывная взаимосвязь этой триады выражается в убеждении , что частная собственность – основа индивидуальной свободы , которая в свою очередь рассматривается в качестве необходимого условия самореализации отдельного индивида , выполнения главного предназначения его жизни.

  Необходимым условием демократии в любых ее формах является политическая свобода. Но она не может быть соответствующем образом  реализована там , где нет реального выбора в социальной и экономической сфере , где велеко социальное неравенство. Свобода как идеал в условиях демократии всегда соотносится  с принципом справедливости. Там , где социальное неравенство способствует подрыву принципа справедливости , необходима та или иная система перераспределения материальных благ.

 Как показывает мировой опыт , рыночная экономика и свобода конкуренции обеспечивают наилучшие условия и возможности для роста производительности и стимулирования индивидуальной инициативы . Но при этом недачные и       непривилигированные также должны пользоваться материальными благами , они не должны оставаться на обочине общественной жизни.С этой точки зрения противоречие между требованиями социальной справедливости и принципами экономичемкой эффективности остается как бы неразрешимой проблемой современного индустриального общества.Но тем не менее по мере развития капитализма в конце 19-20в. принцыпы индивидуализма , свободного рынка значительно улучшились , роль государства в жизни общества возросла. Появились новые сисстемы , предлагающие увеличить роли государства в важнейших сферах жизни общества.

  За государством была признана функция регулятора экономических и социальных процессов.Затем эта функция расширилась :  реализация программ помощи низкодоходных и неимущим категориям населения , решение проблем безработицы и многих других проблем общества. Такие функции добавились из-за того что рынок сам не может распределить так материальные блага , чтобы гарантировать минимум благ малоимущем слоям населения.

  Другими словами , в государстве благосостояния политические права дополняются социальными правами , предусматривающими предоставление всем членам общества принятого в нем минимума материальных благ.Вводится принцип социальной ответственности как частных корпораций , так и государства. Социальные программы становятся неотъемленной частью  правового государства , которое приобретает форму государства благосостояния.На этой основе происходит расширение функций государства

Во многом дополняющих , а в ряде случаев и заменящих функции институтов гражданского общества. Изменяющиеся границы и трактовки государства благосостояния определяются не просто решениями политических руководителей , а фундаментальными изменеиями в структуре современного индустриального общества . Поэтому его следует рассмотреть детально.

 В заключение к этому хочу отметить .Я думаю , что в «демократи» средний класс не должен зависить от государства , от его «подарков» . Должно быть на оборот от «среднего класса» должно зависить государство.Средний класс является , по моиму мненю ,главным источником стабильности демократического государства . Чем лучше государство похоже на эллипс , тем стабильнее от существует.Но слишком переусердствовать с средним классом тоже нельзя .Для лучшего понимания системы можно провести анализ , в которм я постараюсь проанализировать политическую систему и в заключение дать свою точку зрения . Этот анализ поможит понять как Российскую систему , так и другие.

Политическое исследование поможет получить некоторые ответы , но из-за того что происходит углубление в проблему появляются новые проблемы из которых пока окончательно нет выхода и может быть даже и некогда не найдутся .

3.Политическая система.

3.1  Введение

  Прежде чем приступить к анализу политической системы , можно отметить одно остоятельство. Этот важнейший методический инструмент анализа в западной политической науке начиная с 50-х годов . Речь пойдет о системном анализе. Зачинатели данного подхода – амнериканские политологи Д.Истон , К.Дойч , Г.Алмонд.

  Системный подход – одно из методологических направлений в политических исследованиях. Его никак нельзя путать с политической системой , представляющей собой реальное образование институтов. Это совершенно разные вещи и их смещение существенно ухудшит качество и достоверность результатов исследования.

3.2  Основные понятия политческой системы и системного подхода

Существует множество пониманий политической системы . Каждый подход интересен по своиму . Привиду один из примеров :

 

   Д.Истон

 Мы можем характеризовать  политическую систему  как ...комплекс взаимодействий , с помощью которых достигается и осуществляется  властное размещение ресурсов в обществе.

  Модель полетической системы  Истона построенна по аналогие с кибернетической системой , функционирующей по замкнутой схеме .  Истон рассматривал систему как некий «черный ящиу» , игнорируя происходящее внутри «ящика». Он анализировал главным образом отношения системы со всей средой , которая состоит из комплекса других систем . входящих в глобальную социальную систему : экономическую , культурную , религиозную , экологическую , психологическую и т.д.

  Отношение между политической системой и ее средой представленны в виде «входа» со стороны среды , который дает импульс системе , и «выхода» , который является реакцией системы на импульс. Реакция выходы воздействует на среду , а среда в свою очередь снова на систему.

    Истон выделял два вида входов : «Требования» и «Поддержка» .

  Спектор требований может быть велик : повышение зарплаты , понижение налогов , увелечение потока спонсирования образования , молодежных институтов и т.д.

Если требований слишком много , то это ведет к ослаблению системы из-за создаваемых для нее перезагрузок , которые она способна разрешить лишь до определенных приделов.

Перезагрузка может быть количественной ,если требований много и парламент или правительство просто физически не в состоянии реагировать на все эти требования . Может быть качественной , если требования слишко сложны . Поэтому их нужно перевести в соответствие с возможностями системы. Полити , государственные деятели , политические партии призваны регулировать требования , чтобы они не создавали слишком большие и чреватые для всей системы непредсказуемыми последствиями перегрузки. Эту же задачу выполняют существующие в обществе система ценностей , культурных норм , установки и т.д. , которые сдерживают требования в определенных рамках.

  «Поддержка» - не менее важнен  для системы , чем первый. Следует различать поддержку общества в целом , поддержку режима и поддержку конкретного правительства. Например , можно быть патриотом своей родины , но презирать при этом существующий режим  , поддерживать режим . одновременно не приемля действующее правительство , поддерживать правительство в целом , но негоативно оценивать отдельных министров и т.д.

  Хорошим примеров является Россия . В данное время «Требования» плохо отфильтровываются и правительство не успевает физически все «переработать». Подход Истона так  же подтверждает , что средний класс является основой демократии. У среднего класса меньше «Требований» , он больше занят «своими делами» . Если средний класс будет составлять основу , то на «вход» будут поступать в основном заявки других слоев . И тем самым будет время у правительства .

  Если подумать о «Поддерже» , то с учетом , что среднний клас является основой , можно с уверенностью сказать о стабильности . По моиму мнению есть принцип близости слоев .

То есть средний класс блтже к верхнему , к среднему ближе класс пониже . Если нет большого разрыва между низом и верхом , то низкие слои могут связатся через средние с верхами. По моиму хорший примерером является : На заводе есть хороший начальник ( в данном понимание это верх) , есть у него много хороших сотрудников ранга поменьше ( средний класс) , и есть обычные работники ( класс по ниже) . Естественно легче передать просьбу сотруднику , чем самому начальнику , у которого и так много проблем . А если представить , что Начальник один и сотрудников не хватает .

  Значит система Истона являетс хорошой основой для понимания . В продолжение к ней можно добавить .

   Решение , принимаемые системой в ответ на требования и поддержку , называют

выходами . Последнее в свою очередь становятся источником новых требований и поддержки , характер и содержание которых зависит от механизма обратной реакции или обратной связи.

   Справедливости ради следует отметить , что в принципе сторонники системного анализа

Например Г.Алмонд , признают необходимость выделения при анализе политической системы структур ,  выполняющие политические функции.

  Г. Алмонд утверждал :

....политическую систему можно определить как комплекс взаимодействующих ролей или как структуру ролей , если понимать под структурой систематизацию взаимодействий.

«роль -  это тот организованный сектор ориентаций действующего лица , которое составляет и определяет свое участие в процессе взаимодействия»

  При таком подходе вопрос об структуре институтов , «анатомии» политической системы как бы теряет актуальность.

  Прежде всего обращают на себя внимание неопределенности , аморфности  и некоторой

Искусственности построений системников. Взаимодействие политической системы со средой , обратные связи входов и выходов , разумеется , важны , но они составляют лишь один из множества аспестов проблемы. Центральное место в исследование должныа занимать сама политическая система , ее структурные элементы , конфигурация и т.д. у сторонников системного подхода же система превращается в «черный ящик» и то , что происходит внутри него .

  Политическая система предполагает наличие не только системы отношений , но и в первую очередь структур , инфраструктур , на онснове которых могут развертываться

указанные отношения . Как подчеркивал Т.Парсонс , структура составляет анатомию социальной системы , а функции – ее физиологию. Этот постулат не в меньшей мере верен и приемлен к политической системе. Говоря о политической системе , мы подразумеваем политическое устройство , политическую самоорганизацию общества , которую невозможно представить себе без структуры институтов.

  Как утверждал , например , М .Дюверже

  ....комплекс политических институтов , функционирующих в данной стране в данный момент , составляют «политический режим» : в некотором роде , политические режимы – это некие скопления , для которых политические институты являюся звездами.

 Политические режемы составляют устойчивые и хорошо скоординированные комплексы институтов  , отдельные элементы которых трудно отделить друг от друга .

Страницы: 1, 2