Реферат: Аккумуляторные батареи
Реферат: Аккумуляторные батареи
АККУМУЛЯТОРНАЯ
БАТАРЕЯ
Устройство
аккумуляторной батареи и принцип ее действия
Аккумуляторная
батарея на
автомобиле служит для питания электрическим током стартера при запуске
двигателя, а также для всех других приборов электрооборудования, когда генератор
не работает или не может еще отдавать энергию в цепь.
Если мощность
, потребляемая включенными потребителями , превышает мощность , развиваемую
генератором, аккумуляторная батарея, разряжаясь , обеспечивает питание
потребителей одновременно с работающим генератором.
Свинцово-
кислотная аккумуляторная батарея является вторичным химическим источником
постоянного тока. Прежде чем она будет отдавать электрическую энергию, ее
необходимо зарядить – сообщить ей определенное количество электрической энергии.
На автомобилях применяют стартерные аккумуляторные батареи, конструкция
которых позволяет разряжать их токами, в 3-5 раз превышающими их номинальную
емкость.
Стартерные
аккумуляторные батареи , выпускаемые нашей промышленностью, классифицируют по
номинальному напряжению (6 и 12 В); по конструкции- в моноблоке с крышками и
перемычками над крышками и в моноблоке с общей крышкой и перемычками под
крышкой; батареи необслуживаемые – залитые электролитом и полностью заряженные
или сухозаряженные.
Согласно ГОСТ
959.0- 84, все свинцовые стартерные аккумуляторные батареи имеют условное
наименование. Например, на автомобиле ЗИЛ-130 установлена батарея 6СТ-90.
Первая цифра обозначает количество последовательно соединенных аккумуляторов в
батареи. Напряжение каждого аккумулятора 2 В, поэтому номинальное напряжение
батареи 12 В. Буквы СТ определяют назначение батареи – стартерная.
Число после
букв указывает на емкость батареи в ампер-часах в 20-часовом режиме разряда.
Буквы после цифр, обозначающих емкость , обозначают исполнение батареи : А- с
общей крышкой , Н- несухозаряженная , З- необслуживаемая, залитая электролитом
и полностью заряженная. После условного обозначения батареи указывают
обозначение стандарта или технических условий на батарею конкретного типа. На
батарее там же могут быть указаны номинальная емкость в ампер- часах (А.ч) в
20-часовом режиме и разрядный ток батареи (А) при температуре – 18 С.
Аккумуляторная батарея
имеет полипропеленовый полупрозрачный корпус 1 (рис.)
Разделенный перегородками на шесть
отсеков , представляющих собой отдельные аккумуляторы. Сверху аккумуляторы
закрыты общей полипропеленовой крышкой 2, приваренной к корпусу ультразвуковой
сваркой. В крышке имеются отверстия для заливки электролита в каждый аккумулятор
и для прохода двух полюсных выводов батареи : плюсового и минусового.
Каждый аккумулятор
состоит из двух полублоков чередующихся пластин: положительных 9 и
отрицательных 10. Пластины одинаковой полярности приварены к межэлементным соединениям
4, которые служат для крепления пластин и выводов тока и соединяют
аккумуляторы батареи между собой . Решетки пластин отлиты из сплава свинца с
добавлением кальция и сурьмы, что замедляет процесс разложения электролита и
саморазряд аккумуляторов.
Для увеличения емкости в
решетку пластин впрессовывают активную массу , приготовленную на водном
растворе серной кислоты из окислов свинца – свинцового сурика (Р О ) и
свинцового глета ( Р О)- для положительных пластин и свинцового порошка- для
отрицательных пластин . Одноименные пластины соединяются в полублоки ,
заканчивающиеся выводными полюсными штырями. Полублоки с положительными и
отрицательными пластинами собирают в блок таким образом, что положительные
пластины располагаются между отрицательными, поэтому последних на одну больше.
Это позволяет лучше использовать двустороннюю активную массу крайних
положительных пластин и предохраняет из от коробнения и разрушения.
Положительные пластины
аккумулятора помещаются в сепараторы , изготовленные в виде конвертов из
тонкого пластикового микропористого материала. Это исключает их короткое
замыкание отрицательными пластинами , а малая толщина и большая пористость
облегчают прохождение через них электролита , снижают внутреннее
сопротивление и обеспечивают получение разрядного тока большой силы. Кроме
того это исключает короткое замыкание пластин выпадающей активной массой,
позволяет устанавливать блоки пластин непосредственно на днище бака без
ребер и значительно увеличить объем электролита над пластинами и тем самым
увеличить срок доливки дистилированной воды при эксплуатации автомобиля. Для
облегчения проверки уровня электролита в каждом аккумуляторе у заливных
отверстий снизу имеются трубчатые индикаторы (тубусы) 7. Нижний срез
индикатора находится на требуемой высоте от уровня пластин. При нормальном
уровне поверхность электролита образует четко видимый через наливное
отверстие меникс ( элипс). Кроме того , на полупрозрачном пластмассовом
корпусе аккумуляторной батареи могут быть метки « MIN» и «MАХ» между которыми должен находиться уровень электролита .
Полублоки положительных
9 и отрицательных 10 пластин отдельных аккумуляторов соединены между
собой межэлементными соединениями , проходящими через пластмассовые
перегородки , и соединяются соответственно с положительными 3 и
отрицательными 5 выводами батареи.
Выводы большинства
отечественных и импортных аккумуляторных батарей имеют конусную форму,
обеспечивающую сохранение надежного контакта с клеммами проводов при износе
их в процессе эксплуатации и имеют стандартные размеры. Причем положительный
вывод батареи по диаметру больше отрицательного, что исключает возможность
нарушения полярности при установке батареи на автомобиль.
На верхней поверхности
батареи расположены отверстия для заливки электролита в каждый аккумулятор
батареи, закрываемые пробками 6. Пробки имеют вентиляционные отверстия для
вывода газов , образующихся в процессе работы батареи . У новых незалитых
батарей вентиляционные отверстия закрыты специальными герметизирующими
приливами, которые при заливке в батарею электролита удаляются (срезаются) .
Электролит, заливаемый в аккумуляторную батарею , представляет собой раствор
химически чистой аккумуляторной кислоты с дистилированной водой . Для
предотвращения замерзания электролита при эксплуатации аккумуляторной
батареи в зимних условиях плотность регламентируется в зависимости от
климатических условий эксплуатации (см табл)
Плотность
электролита при эксплуатации в различных климатических районах
Климатические районы (средне-
месячная температура воздуха в январе) |
Время года |
Плотность электролита ,
приведенная к 25 С г/см3 |
Заливаемого в батарею |
После полного раряда |
Очень холодный (-50-30 С) |
Зима
лето
|
1,28
1,24
|
1,30
1,26
|
|
Холодный (-20 –15 С) |
Круглый год |
1,26 |
1,28 |
Умеренный (-15 –8 С) |
То же |
1,26 |
1,28 |
Жаркий сухой (-15 +4 С) |
|
1,22 |
1,24 |
Теплый влажный ( 0 =4 С) |
|
1,21 |
1,23 |
Технические характеристики и
свойства аккумуляторной батареи
Важнейшей технической характеристикой аккумуляторной
батареи является ее емкость , которая характеризует способность батареи
отдавать электроэнергию.
Номинальная емкость (С ) аккумуляторной батареи – это количество электричества в ампер-часах ( А.ч), которое способно
отдать полностью заряженная батарея при непрерывном 20-часовом разряде с
постоянной силой тока в амперах (А), численно равной 0,05 С при температуре
25 С до напряжения на выводах батареи U = 10,5 В.
Емкость аккумуляторной
батареи определяется как ее конструктивными параметрами (пористостью
материала электродов , их толщиной и качества пористостью материала
сепараторов и т.д.), так и эксплуатационными факторами : плотностью заливаемого
в батарею электролита, его температурой , степенью заряженности батареи и
режимом ее разряда.
При повышении
плотности электролита емкость батареи повышается до определенных пределов.
Однако при чрезмерном увеличении плотности ускоряются корразионные процессы
на электродах , их разрушение, и соответственно , снижается срок службы
батареи. При чрезмерной малой плотности электролита снижается емкость
батареи , а при низкой температуре окружающего воздуха зимой электролит
может замерзнуть , и батарея выйдет из строя. Поэтому оптимальная плотность
электролита устанавливается исходя из условий эксплуатации . При заряде батареи
плотность электролита падает, поэтому по плотности электролита определяют
состояние батареи и степень ее разряженности.
Температура
электролита определяется температурой окружающего воздуха и она несколько
возрастает при заряде и разряде батареи. С понижением температуры емкость
батареи уменьшается , в связи с повышением электрического сопротивления
электролита и замедлением химических реакций . При уменьшении температуры
электролита на 1 С емкость батареи снижается примерно на 1%. Таким образом ,
если номинальная емкость аккумуляторной батареи равна , например, 60 А.ч. при
25 С, то при снижении температуры окружающего воздуха и, соответственно,
электролита до минус 25 С она станет на 50% или вдвое меньше и составит всего
30 А.ч.
Степень
заряженности аккумуляторной батареи влияет на плотность электролита . При
заряде батареи плотность электролита повышается и увеличивается емкость
батареи, достигая максимальных значений при полном ее заряде .
Режим разряда батареи
характеризуется силой разрядного тока и его прерывностью. Чем больше разрядный
ток , тем меньше емкость аккумуляторной батареи. Например , если емкость
батареи 6СТ-55 А при разряде ее током 2,75 А при температуре электролита 25
с составляет С= 55А.ч.( номинальная емкость), то при разряде током 250 А (4,6
С ) емкость снижается более чем в два раза и составляет 22 А .ч.( примерно
40% от С ). Емкость, отдаваемая аккумуляторной батареи при прерывистых
разрядах , значительно превышает емкость при непрерывном разряде , что
особенно важно учитывать при стартерном режиме разряда , когда величина
разрядного тока очень высока (примерно 2-5 С ).
К важнейшим
техническим характеристикам аккумуляторной батареи относится также
электродвижущая сила (ЭДС) батареи и ее напряжение.
ЭДС батареи- это разность потенциалов на ее полюсных выводах без
нагрузки ( при разомкнутой внешней цепи). Данная характеристика взаимосвязана
со степенью заряженности батареи и по ее величине так же , как и по плотности
электролита , можно оценивать состояние батареи и необходимость ее заряда.
Напряжение батареи - это разность потенциалов на ее полюсных выводах в
процессе заряда или разряда ( при наличии тока во внешней цепи) . Данная
характеристика используется при оценке пусковых качеств батареи . Для оценки
пусковых качеств аккумуляторной батареи применяют следующие основные
характеристики стартерного разряда , измеряемое при температуре электролита
18 С: сила разрядного тока в А , напряжение в начале разряда в В ( измеряется
на батареях с пластмассовым корпусом на 30-й секунде стартерного разряда),
время разряда в минутах ( измеряется при разряде тока, численно равном 3 С до
снижения напряжения батареи до 6 В).
Саморазряд аккумуляторной батареи- является чрезвычайно важным ее
свойством , которое необходимо учитывать для правильной эксплуатации батареи
и продления срока ее службы . Саморазрядом называют самопроизвольное
снижение емкости аккумуляторной батареи при отключенных от нее потребителях,
т. е. при бездействии. Обычно саморазряд батареи не превышает 1% в сутки ,
такой саморазряд называют естественным. При более высоком ( более 1% в сутки)
значении саморазряда, он считается ускоренным и это свидетельствует о
неисправности батареи. На скорость саморазряда батареи оказывает влияние
плотность и температура электролита , отсутствие примесей в электролите и
доливаемой в него воде, загрязненность аккумуляторной батареи снаружи , а
также срок ее эксплуатации. Скорость саморазряда батареи при повышении
плотности электролита и ее температуры увеличивается , причем особенно
интенсивно с увеличением срока ее службы. При отрицательных температурах саморазряд
аккумуляторных батарей резко уменьшается поэтому хранить их лучше при низких
( до –30 С) температурах в заряженном состоянии.
Работа
аккумуляторных батарей
При
прохождении тока через пластины и электролит (заряд) в аккумуляторе
происходит процесс преобразования электрической энергии в химическую , что
выражается в образовании налета активной массы на поверхности пластин. На
положительной пластине образуется перекись свинца коричневого цвета , а на
отрицательной – губчатый свинец серого цвета. При этом плотность электролита
значительно увеличивается – аккумулятор зарядился . напряжение заряженного
аккумулятора составляет 2 В.
При
включении в цепь аккумулятора какого- либо потребителя ( лампы) происходит
обратный процесс превращения химической энергии в электрическую, и
аккумулятор постепенно разряжается. При этом активная масса на той и другой
пластинах превращается в серно- кислый свинец (см. рис.), а плотность
электролита уменьшается .После полного разряда аккумулятор снова заряжается и
работоспособность его восстанавливается.
Плотность
зависит от температуры электролита , уменьшаясь, примерно, на 0,1 г/см3 при
повышении температуры на 15 С. при расчетах плотность обычно приводят к
температуре +15 С. Для предотвращения замерзания электролита при эксплуатации
аккумуляторов в зимних условиях плотность регламентируется в зависимости от
климатических условий в соответствии с данными таблицы
Климатические районы |
Время года |
Плотность электролита .
приведенная к 15 С г/см3 |
Заливаемого в аккумулятор |
После зарядки |
Районы с резкоконтинентальным
климатом , с температурой зимой ниже 40 С |
Зима
лето
|
1.29
1.25
|
1,31
1.27
|
Северные районы с температурой
зимой до минус 40 С |
Круглый год |
1,27 |
1,29 |
Центральные районы с температурой
зимой до минус 30 С |
То же |
1, 25 |
1,27 |
Южные районы |
То же |
1,23 |
1,25 |
Свинцово- кислотная стартерная
аккумуляторная батарея- она
состоит из следующих основных частей:
Отрицательных
электродов 4 , собранных в полублок 7, положительных электродов 3 , собранных в
полублок 5, сепараторов 2, бареток 6, связывающих в полублок параллельно
включенные электроды одного знака (плюс или минус), выводных штырей –борнов 9,
аккумуляторного бака 10 с общей крышкой 11 и заливными пробками 12.
Отрицательные
и положительные электроды 8 состоят из решетки 1, отлитой из свинцово-
сурьмянистого сплава с содержанием сурьмы от 4 до 5%. Сурьма увеличивает
решетки против коррозии, повышает ее твердость и улучшает текучесть сплава при
отливе решеток.
В настоящее
время выпускают так называемые необслуживаемые аккумуляторные батареи ,
которые отличаются от обычных меньшим содержанием сурьмы (1,5- 2,0%) в
решетках электродов. Наличие сурьмы в решетках положительных электродов
приводит в процессе эксплуатации батареи к переносу части сурьмы на
поверхность активной массы отрицательных электродов и в электролит , что
сказывается на повышении потенциала отрицательного электрода и понижения ЭДС
батареи в процессе ее срока службы
При
постоянном напряжении генератора понижение ЭДС батареи приводит к повышению
зарядного тока, обильному газовыделению и повышению расхода воды.
В
необслуживаемых батареях за счет меньшего содержания сурьмы в решетках
электродов эти явления протекают более слабо, что значительно увеличивает
сроки доливки воды (не чаще одного раза в год).
Решетка
выполняет роль каркаса , на котором закреплен активный материал пластины.
Вместе с тем решетка обеспечивает равномерный отвод и подвод тока к активному
материалу при разряде и заряде аккумулятора. Активный материал приготавливается
в виде пасты и вмазывается в решетку. Благодаря пористости материала активная
площадь пластины увеличивается в 600-800 раз по сравнению с ее действительной
площадью. Активным материалом отрицательных электродов является губчатый
свинец Рb, имеющий серый цвет. Активным
материалом положительных электродов является диоксид свинца РbO2 темно- коричневого цвета.
Страницы: 1, 2
|