Реферат: Задание по акмеологии профессионально-педагогической деятельности на период педагогической практики
Реферат: Задание по акмеологии профессионально-педагогической деятельности на период педагогической практики
РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
им. А.И.ГЕРЦЕНА
факультет
технологии
и предпринимательства
кафедра
акмеолигии
ЗАДАНИЕ ПО
АКМЕОЛОГИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ПЕРИОД
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПРАКТИКИ
СТУДЕНТКИ
V КУРСА ГР. 2/2
Пыренковой
Н.А.
ПЛ ‘’СЕРВИС’’
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
1999
БЛОК №1. “УРОК”
ЗАДАНИЕ №1.
“СОЗДАНИЕ
УЧИТЕЛЕМ УСТАНОВКИ
НА ЗАНЯТИЯХ
И ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ”
Цель:
выявление
приемов, способствующих
продуктивному
предъявлению
информации
и постановке
учебных задач
на уроке.
03.12.99
ЛИЦЕЙ
‘’СЕРВИС’’
- ФИЛИАЛ №1
ГРУППА
ТП9
ПРЕДМЕТ
ПСИХОЛОГИЯ
Ф.И.О.
МАНЫЛОВА АЛЕКСАНДРА
ВЛАДИМИРОВНА
ТЕМА
УРОКА ВВОДНОЕ
ЗАНЯТИЕ ПО
ПСИХОЛОГИИ
ЦЕЛИ
УРОКА: Обучить
учащихся необходимым
в их дальнейшей
профессиональной
деятельности
основным понятиям
психологии,
воспитать
интерес к себе,
развить внимание.
ВРЕМЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧАЩИХСЯ
|
1045-1055
|
Учитель
ждет пока классный
руководитель
обсуждает
вопрос успеваемости |
Слушают,
обсуждают |
1055-1100
|
Учитель
объясняет
требования
к сдаче зачета
(какие работы
необходимо
сдать и на каком
уровне) |
Слушают |
1100-1105
|
Объясняет
понятие психология |
Слушают,
записывают |
1105-1110
|
Говорит
о важности
самообразования,
о выборе литературы
по психологии |
Слушают,
изредка переговариваются |
1110-1115
|
Рассказывает
о Сократе и
его изречении
‘’познай самого
себя’’, связь
этого с психологией |
Слушают |
1115-1130
|
Объясняет
влияние на
жизнь мировосприятия
( слуховые,
зрительные,
обонятельные
ощущения, память,
эмоции, мышление,
темперамент) |
Слушают,
записывают |
1130-1140
|
Дает
краткий обзор
развития
психологии
как науки,
приводит пример
использования
знания психологии
в деловой
деятельности
Форда |
Слушают |
1140-1145
|
Перерыв |
Перерыв |
1145-1205
|
Объясняет
понятие психологической
культуры,
возможностей
человека,
самореализации,
связь психологической
культуры с
физической |
Конспектируют |
1205-1220
|
Формулирует
цель данного
курса как познание
себя, что является
основой психологической
культуры,
рассказывает
о том, каким
образом это
будет осуществляться
(диалоги, тесты
и т.п.) |
Слушают |
Продуктивные
приемы в работе
учителя
|
Непродуктивные
приемы в работе
учителя
|
Рекомендации |
обсуждение
плана деятельности
учащихся
количество
узловых вопросов,
обсуждаемых
на занятии
оптимально
выделение
главного
материал
не повторяет
учебник
наличие
четкой позиции
учителя
свободное
владение
материалом
учителем
(отсутствие
привязанности
к конспекту)
|
сообщается
только тема
занятия, цель
и задачи не
объявляются
или ставятся
нечетко
в
конце занятия
выводы не
делаются
повторение
сказанного
одними и теми
же словами
непрерывный
монолог учителя
ответы
на вопросы
нечеткие
|
сформулировать
цели самообразования
связывать
материал не
только с жизнью
учащихся, но
и с их профессиональной
деятельностью
|
19.11.99
ЛИЦЕЙ
‘’СЕРВИС’’
- ФИЛИАЛ №1
ГРУППА
МТ7
ПРЕДМЕТ
ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ
Ф.И.О.
МИГИРИНА ЛИДИЯ
НИКОЛАЕВНА
ТЕМА
УРОКА ОСНОВНЫЕ
УРОВНИ ЭКСКУРСИОННОГО
ПОКАЗА
ЦЕЛИ
УРОКА: Обучить
учащихся необходимым
в их дальнейшей
профессиональной
деятельности
умениям проведения
экскурсионного
показа, воспитать
, развить речь.
Время |
Деятельность
учителя |
Деятельность
учащихся |
1045-1055
|
Учитель
ждет пока ученики
рассядутся |
Ученики
рассаживаются |
1055-1115
|
Объясняет
проведение
предварительного
обзора на примере
Исаакиевской
площади: начать
с площади, перейти
на окружающие
здания, их историю |
Слушают,
изредка записывают |
1115-1130
|
Объясняет
переход : выделение
объекта из
совокупности
(Синий мост) |
Слушают,
записывают |
1130-1140
|
перерыв |
перерыв |
1140-1215
|
Объясняет
требования
, предъявляемые
к детальному
наблюдению
на примере
различных
зданий города |
Конспектируют |
1215-1220
|
Подводит
итоги по пройденному
материалу |
Собираются |
Продуктивные
приемы в работе
учителя
|
Непродуктивные
приемы в работе
учителя
|
Рекомендации |
четко
ставится цель
и задача
материал
не повторяет
учебник
диалог
(соучастие)
наличие
четкой позиции
учителя
свободное
владение
материалом
учителем
(отсутствие
привязанности
к конспекту,
ответы на
вопросы)
|
план
занятия не
сообщается,
количество
узловых вопросов
мало
полученные
результаты
не обсуждаются
в
конце занятия
выводы не
делаются
|
не
ограничивать
развитие учащихся
данным материалом,
демонстрировать
связь с другими
областями
искусства,
технологий
и т.д.
включать
при объяснении
в свою речь
соответстсвующие
термины, чтобы
учащиеся также
расширяли
свой словарный
запас
|
ЗАДАНИЕ №2.
“ОРГАНИЗАЦИЯ
КОНТРОЛЯ”
Цель:
выявление и
анализ приемов
активации
деятельности
учащихся и
установления
коммуникаций
при организации
контроля на
уроке.
Продуктивные
приемы
|
Непродуктивные
приемы
|
Рекомендации |
целенаправленность
контроля
требования
к выполнению
контрольных
заданий сообщаются
заранее
оценка
результатов
деятельности
(а не личности)
разнообразие
форм контроля
индивидуализация
контроля
преобладание
положительных
оценок
|
результаты
контроля не
обсуждаются
завышение
оценок слабым,
занижение
сильным (неадекватная
оценка)
самооценка
или самоконтроль
не практикуются
|
не
занижать сильным
оценки, а то
они могут
перестать
работать
обсуждать
как была выполнена
работа (без
имен), если есть
ошибки, то
объяснить
как должно
было быть сделано
|
БЛОК №2. “ВНЕКЛАССНОЕ
МЕРОПРИЯТИЕ”
ЗАДАНИЕ №3.
“СОЗДАНИЕ
ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
НАСТРОЯ И РЕГУЛЯЦИИ
ПОВЕДЕНИЯ
УЧАЩИХСЯ”.
Цель:
выявление
приемов, способствующих
успешности
формирования
личностных
качеств учащихся.
Содержание
внеклассного
мероприятия:
экскурсия в
Гатчину (Гатчинский
дворец )
Продуктивные
приемы
|
Непродуктивные
приемы
|
Рекомендации |
содержание
мероприятия
расширяет
кругозор учащихся
ободрение,
похвала
юмор,
шутка
создание
обстановки
доверия уверенности
в успехе
косвенное
воздействие
на поведение
(изменение
ситуации)
|
|
заинтересовать
учащихся не
навязывая
им мероприятие
не
иронизировать
над слабыми
учениками,
когда они
что-либо забывают
и т.п.
|
БЛОК №3.
“САМОДИАГНОСТИКА”
ЗАДАНИЕ №4.
“САМОАНАЛИЗ
НАЧАЛЬНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ
СТУДЕНТА”
Цель:
выработка
оценочных
суждений о
готовности
к профессионально-педагогической
деятельности
и совершенствованию
подготовки
студентов на
ФТиП.
Самоанализ
компетентности
рекомендуется
проводить по
методике,
разработанной
Н.В.Кузьминой
и В.Г.Гинецинским,
и состоящей
из пяти шкал.
Ниже приводится
модифицированный
вариант этой
методики.
Осуществите
самооценку
по каждому
правлению, то
есть обведите
соответствующий
балл по шкале
(от 5 - “определенно
ДА” до 1 - “определенно
НЕТ”)
1.
Шкала для оценки
проектировочных
умений:
Определенно
ДА 5 4 3 2 1 Определенно
НЕТ
Определенно
ДА 5 4 3 2 1 Определенно
НЕТ
Определенно
ДА 5 4 3 2 1 Определенно
НЕТ
Определенно
ДА 5 4 3 2 1 Определенно
НЕТ
Определенно
ДА 5 4 3 2 1 Определенно
НЕТ
2.
Шкала для оценки
конструктивных
умений:
Определенно
ДА 5 4 3 2 1 Определенно
НЕТ
Определенно
ДА 5 4 3 2 1 Определенно
НЕТ
Определенно
ДА 5 4 3 2 1 Определенно
НЕТ
Определенно
ДА 5 4 3 2 1 Определенно
НЕТ
Определенно
ДА 5 4 3 2 1 Определенно
НЕТ
3.
Шкала для оценки
гностических
умений:
Определенно
ДА 5 4 3 2 1 Определенно
НЕТ
Определенно
ДА 5 4 3 2 1 Определенно
НЕТ
Определенно
ДА 5 4 3 2 1 Определенно
НЕТ
Определенно
ДА 5 4 3 2 1 Определенно
НЕТ
Определенно
ДА 5 4 3 2 1 Определенно
НЕТ
4.
Шкала для оценки
коммуникативных
умений:
Определенно
ДА 5 4 3 2 1 Определенно
НЕТ
Определенно
ДА 5 4 3 2 1 Определенно
НЕТ
Определенно
ДА 5 4 3 2 1 Определенно
НЕТ
Определенно
ДА 5 4 3 2 1 Определенно
НЕТ
Определенно
ДА 5 4 3 2 1 Определенно
НЕТ
5.
Шкала для оценки
организаторских
умений:
Определенно
ДА 5 4 3 2 1 Определенно
НЕТ
Определенно
ДА 5 4 3 2 1 Определенно
НЕТ
Определенно
ДА 5 4 3 2 1 Определенно
НЕТ
Определенно
ДА 5 4 3 2 1 Определенно
НЕТ
Определенно
ДА 5 4 3 2 1 Определенно
НЕТ
После
самодиагностики,
сделайте письменно
выводы, в которых
отразите два
момента:
какие,
на Ваш взгляд,
необходимы
изменения в
содержании
и организации
профессионально-педагогической
подготовки
на факультете;
какие
необходимы
изменения в
самом себе для
достижения
успеха в
профессионально-педагогической
деятельности.
Рекомендуемая
литература:
Гинецинский
В.И. Основы
теоретической
педагогики.
Спб. Издательство
Спб Ун-та, 1992.
Кузьмина
Н.В. Профессионализм
личности
преподавателя
и мастера
производственного
обучения. М.:
Высшая школа,
1990.
Скок
Г.Б. Как проанализировать
собственную
педагогическую
деятельность
. М.: РПА, 1998.
Станкин
М.И. Профессиональные
способности
педагога: акмеология
воспитания
и обучения.
М.: Флинта, 1998.
|