рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Взаимоотношения в коллективе рефераты

    Согласно интеракционистской теории личность, будучи внутренне   относительно устойчивой в своих  базовых  свойствах,  внешне может  проявлять себя по-разному в зависимости от складывающихся обстоятельств.  Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу,  тем более благоприятные условия она создаёт для проявления  лучших  сторон в личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отличается  от коллектива и чем ближе она находится к корпорации, тем большие возможности она предоставляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших личностных устремлений.

1.3.2  Личность и группа. Проблема взаимоотношений.

       В самом общем виде развитие личности можно представить  как  процесс её вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней.  Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности: 

1.   Фаза становления личности. Предполагает активное усвоение действующих  в общности  норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.  Принеся с собой в новую группу всё, что составляет  его индивидуальность,  субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность раньше,  чем освоит действующие в группе нормы(нравственные, учебные, производственные) и овладеет теми приёмами и средствами  деятельности, которыми владеют другие члены группы.

2.   Порождается обостряющимися противоречиями между достигнутым результатом адаптации - тем,  что субъект стал таким,  "как все" в   группе и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств и способов для обозначения своей  индивидуальности,  её фиксации. 

3.   Детерминируется противоречиями между сложившимися на предыдущей фазе  стремлением  субъекта  быть идеально представленным в других своими особенностями и значимыми для него отличиями - с одной стороны,  и потребностью общности принять,  одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности,  которые ей импонируют,  соответствуют её ценностям,  стандартам, способствуют успеху совместной деятельности с другой стороны.

1.3.3 Проблема общности в социальной психологии.

      Для индивида,  входящего в группу, осознание того, принадлежности к ней осуществляется прежде  всего  через  принятие этих  характеристик,  т.е. через осознание факта некоторой психической общности с  другими  членами  данной  социальной группы.  Можно сказать,  что "граница" группы воспринимается как граница этой психической общности.  Главной чисто психологической характеристикой группы является наличие так называемого "мы-чувства".  Это означает, что универсальным принципом  психического  оформления общности является различение для индивидов,  входящих в  группу,  некоторого  образования   "мы",  в отличие от другого образования "они".  "Мы-чувство" выражает потребность  отдифференцировать  одну  общность  от другой и является своеобразным индикатором осознания принадлежности к некоторой группе.   

    Специфика социально-психологического анализа группы именно здесь и проявляется:  рассматриваются выделенные средствами социологии реальные  социальные группы, но в них, далее, определяются те их черты, которые в совокупности делают группу психологической  общностью, т.е.  позволяют  каждому  её члену идентифицировать себя с группой.

1.3.4 Проблемы социальной психологии.

 

     Социальная психология пользуется определением личности, которое даёт общая психология, выясняет, каким образом, т.е. прежде всего в каких конкретных группах,  личность,  с одной стороны,  усваивает социальные влияния и,  с другой стороны, каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность. Отличие такого подхода от социологического  заключается  в  том,  что она выявляет,  каким образом сформировались эти социально-типические черты,  почему в одних  условиях  формирования личности они проявились в полной мере, а в других возникли какие-то иные социально-типические черты  вопреки  принадлежности личности к определённой социальной группе.  В большей мере, чем в социологическом подходе,  здесь принимаются в расчёт такие регуляторы поведения и деятельности личности, как вся система межличностных отношений,  внутри которой наряду с их деятельностной  опосредованностью изучается и их эмоциональная регуляция. От общепсихологического отличается тем,  что социальная психология рассматривает поведение и  деятельность  "социально-детерминированной  личности"  в конкретных реальных социальных группах, индивидуальный вклад каждой личности в деятельность  группы, причины,  от  которых  зависит величина этого вклада в общую деятельность. Для социальной психологии главным ориентиром в исследовании  личности  является  взаимоотношение личности с группой.

1.3.5 Понятие  единства  развития личности и психики человека.

 

    В жизни конкретного человека как индивида,  как отдельного  представителя  человеческой  общности его личность и психика представлены в неразрывном единстве. Индивид обладает психикой,  но в то же время индивид выступает как личность, являясь субъектом межчеловеческих, общественных по своей природе отношений. Детерминантой развития личности является деятельностно-посредствованный тип взаимоотношений,  которые складываются  у  человека  с  наиболее  значимой  для него группой (группами) в этот период.  Эти взаимоотношения  опосредствуются содержанием и характером деятельностей,  которые задаёт эта референтная группа,  и общения, которое в ней складывается.  Исходя из этого можно сделать вывод, что развитие группы выступает как фактор развития личности  в  группе. В соответствии  с концепцией персонализации индивид характеризуется потребностью быть личностью, т.е. оказаться и оставаться  в  максимальной степени представленным значимыми для него качествами в жизнедеятельности других  людей,  осуществлять своею деятельностью преобразования их смысловой сферы,  и способностью быть личностью,  т.е. совокупностью индивидуальных особенностей и средств, позволяющих совершать деяния, обеспечивающие удовлетворение  потребности  быть  личностью.

1.3.6 Типы конфликтов и их характеристика.

 

     По направленности  конфликты  делятся  на "горизонтальные", "вертикальные" и "смешанные".  К "горизонтальным"  относятся такие конфликты, в которых не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг другу.  К "вертикальным" конфликтам относятся те из них,  в которых участвуют лица,  находящиеся в  подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены  и  "вертикальные" и "горизонтальные" составляющие.  По значению для организации конфликты делятся на конструктивные   и деструктивные. Конструктивным конфликт бывает тогда, когда  оппоненты не выходят за рамки этических норм,  деловых отношений и разумных аргументов.  Неконструктивный конфликт возникает в двух случаях:  когда одна из сторон упорно и жестко  настаивает  на  своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны;  когда один из оппонентов прибегает к нравственно  осуждаемым методам борьбы,  стремится психологически подавить партнёра,  дискредитируя и унижая его. По характеру причин конфликты делятся на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые - субъективными.

1.4 Метод социометрических измерений

1.4.1 История метода.

     Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в коллективе. Основоположник социометрии известные американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено не случайно так назвал это метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по мнению Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристика которой во многом определяет не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.

     Внедрение этого метода в исследования советских психологов связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова, И.П. Волкова и др.[5]

     Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и т.п. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия.

       Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального характера, хотим мы этого или нет, всегда в тех или иных отношениях  проецировалась на формальную структуру, т.е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым влияла на сплоченность коллектива, его продуктивность. Эти положения проверены экспериментом и практикой.

1.4.2 Гипотезы, цели, задачи.

     Основная гипотеза: ведущими мотивами взаимоотношений в группе являются деловые мотивы.

    Вспомогательная гипотеза 1: на формирование психологического климата в группе влияет количество участников, имеющих благоприятный статус в группе.

    Вспомогательная гипотеза 2: на формирование благоприятного климата в группе влияет половая дифференциация взаимоотношений.

   Цель: измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; выявление "социометрических позиций", т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются "лидер" группы и "отверженный"; обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры

   Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы. Так же задачами являются диагностика межгрупповых отношений в целях изменения, улучшения и совершенствования.

2.  Эмпирическая часть.

Программа исследования

2.1        Выбор методики

    Методика диагностики межличностных отношений и межгрупповых отношений (социометрия) Дж. Морено выбрана не случайно. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Именно такая цель поставлена в курсовой работе.

2.3  Реализация диагностических мероприятий

2.3.1 Ход исследования

Социометрическая процедура

     Для того чтобы использовать количественные характеристики при изучении социальных взаимодействий в группе применяется так называе­мая социометриче­ская процедура, или социометрия.

     Существенное значение для точности эксперимента имеет число выборов, ко­торыми располагают испытуемые. Выборы могут быть сво­бодными ("Назови тех участников коллектива, которых ты пригласил бы к себе на день рождения") и фиксирован­ными ("Назови тех пять участников коллектива, которых ты бы пригласил к себе на день рождения").

     В обоих случаях опрашиваемого обычно просят установить после­дователь­ность своего выбора, следуя порядку предпочтения. Порядок вы­боров имеет при ана­лизе характера и закономерностей межличностного общения. В группах до 10-15 че­ловек более целесообразно количество выборов не ограничивать, в группах же до 30-40 человек лучше позволить делать 3-5 выборов.

     Социометрическая процедура требует от экспериментатора четкого определе­ния критериев выборов и их количества, исходя из целей и задач исследования. Ре­зультатом этого является карточка опроса. Её содержа­ние составляет обращение к испытуемому, объяснение смысла опроса, инструкцию по заполнению, перечень во­просов, гарантию сохранения тайны ответов, благодарность, шифр.

      Ход социометрических исследований зависит также в значительной мере от личности экспериментатора, от его умения войти в контакт с чле­нами группы, объяс­нить им смысл и важность предстоящих измерений. Вначале необходимо потратить определенное время на знакомство с группой. Этот период называется социометриче­ской разминкой.

Социоматрица

     Результаты ответов переносят на так называемые  матрицы выбора. Их число соответствует числу критериев. Матрица выбора является осно­вой для социометриче­ского анализа. Для удобства обработки данных ка­ждый член группы получает свой номер и далее на протяжении всех эта­пов эксперимента фигурирует под ним. При ис­следовании школьного класса номера учащимся присваиваются согласно алфавит­ного списка.

    

    Исходя из данных матрицы, можно определить величину социомет­рического статуса любого члена группы. Она равна сумме полученных данным членом группы выборов, деленной на число членов без одного:

  

   

Ri+ - положительные выборы, полученные i-членом,

Ri- - отрицательные.

          Индекс групповой "сплоченности", согласно социометрическим данным, опре­деляется как отношение числа взаимных выборов к теорети­чески возможному для данной группы их количеству.

          Результаты отношений испытуемых друг к другу при ответе по дан­ному крите­рию могут быть изображены на социограмме, т.е. в виде схемы, которая более наглядно, чем матрица выбора показывает суть структуры общения данной группы. Для передачи содержания взаимодей­ствий  выбирающих друг друга членов принята сле­дующая символика:

          А                В       (А выбирает В)


          А                В       (А отвергает В)

          А                В       (А выбирает В в первую очередь и С - во

                   C                    вторую)

          А                В       (взаимный выбор)

                   А                (изолированный член)


          А                В       (А выбирает В, но В не выбирает А)

          А                В       (триада, "ядро")

                   С                                   

                                                                                                                                                                   (Цепь при сотрудничестве и при 

           А       B        C       D        E        определенных формах передачи

                                                                информации; при изоляции или

                                                                      выпадении С цепь прерывается)

Страницы: 1, 2, 3, 4