Реферат: Высшие психические функции
Реферат: Высшие психические функции
Введение.
Внутренний мир человека, т. е. его психическая жизнь - это образы, мысли, чувства, стремления, потребности и т. п.. вся совокупность
психического отражения человеком
действительности, окружающего мира.
Психика, представляя собой внутренний мир человека, возникла
на самой высокой ступени развития материального мира. Психика отсутствует у
растений и предметов неживой природы. Психика отражает окружающую действительность, благодаря
психическому отражению
реальности человек познает ее и так или иначе виз действует на окружающий мир.
Психика—это
особенное свойство высокоорганизованной материи, которое заключается в
отражении объективного мира.
Психика - общее понятие, объединяющее многие субъективные
явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских
понимания природы и проявление психики: материалистическое и идеалистическое.
Согласно первому пониманию психические явления представляют собой свойство
высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия) [1].
Зависимость психических процессов от личности как
индивидуальности выражается в:
1. индивидуальных различиях;
2. зависимости от общего развития личности;
3. превращении в сознательно регулируемые действия или
операции.
Изучая проблемы развития личности, Л.С. Выготский выделил психические
функции человека, которые формируются в специфических условиях социализации и
обладают некоторыми особыми признаками. Эти функции он определил как высшие,
рассматривая их на уровне идеи, понятия, концепции и теории. В целом им было
определено два уровня психических процессов: естественные и высшие. Если
естественные функции даны индивиду как природному существу и реализуются в
спонтанном реагировании, то высшие психические функции (ВПФ) могут быть развиты
только в процессе онтогенеза при социальном взаимодействии.
1.
Высшие психические функции.
1.1. Теория ВПФ.
Концепция разрабатывалась Выготским
и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в. Одной из первых
публикаций была статья "Проблема культурного развития ребенка" в
журнале "Педология" в 1928 г.
Следуя идее общественно-исторической
природы психики, Выготский совершает переход к трактовке социальной среды не
как "фактора", а как "источника" развития личности.
В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии.
Первая следует путем естественного созревания. Вторая состоит в овладении
культур, способами поведения и мышления. Вспомогательными средствами
организации поведения и мышления, которые человечество создало в процессе
своего исторического развития, являются системы знаков-символов (например,
язык, письмо, система счисления и др.).
Овладение ребенком связью между знаком
к значением, использование речи в применении орудий знаменует возникновение
новых психологических функцией, систем, лежащих в основе высших психических
процессов, которые принципиально отличают поведение человека от поведения
животного. Опосредованность развития человеческой психики
"психологическими орудиями" характеризуется еще и тем, что операция
употребления знака, стоящая в начале развития каждой из высших психических
функций, первое время всегда имеет форму внешней деятельности, т. е.
превращается из интерпсихической в интрапсихическую.
Это превращение проходит несколько
стадий. Начальная связана с тем, что человек (взрослый) с помощью определённого
средства управляет поведением ребенка, направляя реализацию его какой-либо
"натуральной", непроизвольной функции. На второй стадии ребенок сам
уже становится субъектом и, используя данное психологическое орудие,
направляет поведение другого (полагая его объектом). На следующей стадии
ребенок начинает применять к самому себе (как объекту) те способы управления
поведением, которые другие применяли к нему, и он – к ним. Таким образом, пишет
Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды – сперва как
коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления
ребенка. Между этими двумя "выходами" лежит процесс интериоризации,
"вращивания" функции вовнутрь.
Интериоризуясь,
"натуральные" психические функции трансформируются и
"сворачиваются", приобретают автоматизированность, осознанность и
произвольность. Затем, благодаря наработанным алгоритмам внутренних
преобразований, становится возможным и обратный интериоризации процесс –
процесс экстериоризации – вынесения вовне результатов умственной деятельности,
осуществляемых сначала как замысел во внутреннем плане.
Выдвижение принципа "внешнее
через внутреннее" в Культурно -исторической теории расширяет понимание
ведущей роли субъекта в различных видах активности – прежде всего в ходе
обучения и самообучения. Процесс обучения трактуется как коллективная
деятельность, а развитие внутренних индивидуальных, свойств личности ребенка
имеет ближайшим источником его сотрудничество (в самом широком смысле) с
другими людьми. Гениальная догадка Выготского о значении зоны ближайшего
развития в жизни ребенка позволила завершить спор о приоритетах обучения или
развития: только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие.
В свете системного и смыслового
строения сознания диалогичность является основной характеристикой
сознания. Даже превращаясь во внутренние психические процессы, высшие
психические функции сохраняют свою социальную природу – "человек и наедине
с собой сохраняет функции общения". Согласно Выготскому, слово
относится к сознанию как малый мир к большому, как живая клетка к организму,
как атом к космосу. "Осмысленное слово есть микрокосм человеческого
сознания".
В воззрениях Выготского личность
есть понятие социальное, в нем представлено надприродное, историческое в
человеке. Оно не охватывает все признаки индивидуальности, но ставит
знак равенства между личностным ребенка и его культурным, развитием. Личность
"не врожденна, но возникает в результате культур, развития" и "в
этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных и высших
реакций". Развиваясь, человек осваивает собственное поведение. Однако
необходимой предпосылкой этого процесса является образование личности, ибо
"развитие той или иной функции всегда производно от развития личности в
целом и обусловлено им".
В своем развитии личность
проходит ряд изменений, имеющих стадиальную природу. Более или менее стабильные
процессы развития вследствие литического накопления новых потенций, разрушения
одной социальной ситуации развития и возникновения других сменяются
критичными периодами в жизни личности, во время которых идет бурное
формирование психологических новообразований. Кризисы характеризуются единством
негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон и играют роль
ступеней в поступательном движении по пути дальнейшего развития ребенка.
Видимое поведенческое неблагополучие ребенка в критическом возрастном периоде
не закономерность, а скорее свидетельство неблагоприятного течения кризиса,
отсутствия изменений в негибкой педагогической системе, которая не поспевает за
быстрым изменением личности ребенка.
Возникшие в тот или иной период
новообразования качественно меняют психологическое функционирование личности.
Например, появление рефлексии у подростка совершенно перестраивает его
психическую деятельность. Это новообразование является третьим уровнем
самоорганизации: "Наряду с первичными условиями индивид, склада личности
(задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая
среда, приобретенные признаки) здесь (в пору полового созревания) выступают
третичные условия (рефлексия, самооформление)". Третичные функции
составляют основу самосознания. В конечном счете, они тоже представляют
собой перенесенные в личные психологические отношения, некогда бывшие
отношениями между людьми. Однако связь между социально-культурной средой и
самосознанием сложнее и состоит не только во влиянии среды на темпы развития
самосознания, но и в обусловливании самого типа самосознания, характера его
развития.
1.2.
Сущность и
составляющие ВПФ.
Развитие
психики на уровне человека согласно материалистической точке зрения идет в
основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению
деятельности и совершенствованию орудий труда, выступающих как средства исследования окружающего мира,
изобретению и широкому использованию знаковых систем. У человека наряду с
низшими уровнями организации психических процессов, которые ему даны от
природы, возникают и высшие.
Память.
Наличие у человека представлений
говорит о том, что наши восприятия оставляют в коре мозга какие - то следы,
которые сохраняются некоторое время. То же надо сказать и наших мыслях и
чувствах. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение или узнавание
того, что было в нашем прошлом опыте, называется памятью.
В процессе запоминания обычно
устанавливается связь одного предмета или явления с другими предметами или
явлениями.
Осуществляя связь между прошлыми состояниями психики,
настоящим и процессами подготовки будущих состояний, память сообщает связность
и устойчивость жизненному опыту человека, обеспечивает непрерывность
существования человеческого "я" и выступает, таким образом, в
качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности.
Речь.
Речь
является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы
возможности получать и передавать большое количество информации, в частности
такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует о себе то, что невозможно воспринять с
помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые
явления, законы, правила и т. п.). Без
письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и
делали люди предыдущих поколений. У него не было
бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как
средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом,
обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем
это может позволить наблюдение и другие
процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание,
воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям,
обогащают их, способствуют их
развитию.
По своему жизненному значению речь имеет гтолифункшюнальный характер. Она является не только средством
общения, но и средством мышления,
носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей
и регуляции собственного поведения человека. Соответственно множеству ее функций речь является полиморфной
деятельностью, т. е. в своих
различных функциональных назначениях представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной,
устной и т. д. Хотя все эти формы речи взаимосвязаны, их жизненное назначение
неодинаково. Внешняя речь, например, играет в основном роль средства общения, внутренняя
— средства мышления. Письменная речь
чаще всего выступает как способ запоминания
информации. Монолог обслуживает
процесс одностороннего, а диалог - двустороннего обмена информацией.
Мышление.
Прежде всего мышление является высшим познавательным
процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования
человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в одной действительности,
ни у субъекта на данный момент времени
существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно
понимать как получение новых знаний, творческое
преобразование имеющихся представлений.
Отличие мышления от других психологических
процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной
ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.
Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе
сенсорной информации делаются
определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только
в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи,
существующие между ними, которые чаще
всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и
явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде
законов, сущностей.
На практике мышление как отдельный
психический процесс не существует, оно
незримо присутствует во всех других
познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении,
памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением,
и степень его участия в этих
познавательных процессах определяет и уровень развития.
Мышление — это движение идей, раскрывающее
суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея.
Специфическим результатом мышления может
выступить понятие — обобщенное отражение класса предметов
в их наиболее общих и существенных особенностях.
Мышление — это особого рода теоретическая и
практическая деятельность, предполагающая систему
включенных в нее действий и операций ориентировочно -
исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.
Внимание.
Внимание
в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно
активизирует нужные и тормозит ненужные в
данный момент психологические и физиологические процессы, способствует
организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и
длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же
объекте или деятельности.
С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных
процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный
момент времени представляется наиболее важным для
организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и
детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности
— словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности.
Для перцептивных процессов внимание
является своеобразным усилителем,
позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти
внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную
информацию в кратковременной и оперативной
памяти, как обязательное
условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для
мышления внимание выступает как обязательный фактор
правильного понимания и решения задачи. В
системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию,
адаптации людей друг к другу.
Восприятие.
Восприятие является
чувственным отображением предмета или явления объективной
действительности, воздействующей на наши органы чувств. Восприятие человека — не только чувственный
образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета.
Осознание чувственно данного предмета составляет основную, наиболее существенную
отличительную черту восприятия. Возможность восприятия предполагает у субъекта способность
не только реагировать на чувственный раздражитель, но и осознавать соответственно чувственное
качество как свойство определенного предмета. Для этого предмет должен
выделиться как относительно устойчивый источник исходящих от него на
субъект воздействий и как возможный объект направленных на него действий
субъекта. Восприятие предмета предполагает поэтому со стороны субъекта не только
наличие образа, но и определенной действенной установки, возникающей лишь в
результате довольно высоко развитой тонической деятельности (мозжечка и
коры), регулирующей двигательный тонус и обеспечивающей состояние
активного покоя, необходимого для наблюдения. Восприятие поэтому, как уже
указывалось, предполагает довольно высокое развитие не только сенсорного, но и
двигательного аппарата.
Живя и действуя,
разрешая в ходе своей жизни встающие перед ним практические задачи,
человек воспринимает окружающее. Восприятие предметов и людей, с которыми ему
приходится иметь дело, условий, в которых протекает его деятельность,
составляют необходимую предпосылку осмысленного человеческого действия.
Жизненная практика заставляет человека перейти от непреднамеренного восприятия
к целенаправленной деятельности наблюдения; на этой стадии восприятие уже
превращается в специфическую «теоретическую» деятельность. Теоретическая
деятельность наблюдения включает анализ и синтез, осмысление и
истолкование воспринятого. Таким образом, связанное первично в качестве компонента
или условия с какой-либо конкретной практической деятельностью,
восприятие в конце концов в форме наблюдения переходит в более или менее сложную
деятельность мышления, в системе которого оно приобретает новые
специфические черты. Развиваясь в другом направлении, восприятие действительности
переходит в связанное с творческой деятельностью создание художественного
образа и эстетическое созерцание мира.
Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда он не
только смотрит, но рассматривает или всматривается, не только слушает, но и прислушивается, он часто активно выбирает установку,
которая обеспечит адекватное восприятие предмета; воспринимая, он таким образом, производит определенную
деятельность, направленную на то, чтобы
привести образ восприятия в соответствие с предметом, необходимое в конечном счете в силу того, что предмет является
объектом не только осознания, но и
практического действия, контролирующего это осознание.
1.3.
Признаки ВПФ.
Современные исследования значительно расширили и углубили общие
представления о закономерностях, сущности, структуре ВПФ. Выготским и его
последователями было выделено четыре основных признака ВПФ - сложность,
социальность, посредованность и произвольность.
Страницы: 1, 2
|
|