Реферат: Влияние типов семей на развитие подростка
Семьи, в которых родители своим примером
показывают ребенку, как можно выйти из трудной ситуации, из конфликтов, где
заранее его готовят к взрослости, учат сознательно относиться к своим и чужим
ошибкам. В таких семьях подростковый период протекает спокойно, без яростных
бурь, борьбы и ожесточения, без непримиримых противоречий. [10. 261]
Проблемы
взаимоотношений с родителями
Высокая проблемная
нагруженность у подростков Петербурга обнаружена и в отношении родительского
дома. Напомним, что в других культурах (например, потсдамские данные) отношения
с родителями - это не острая проблема для подростков. Средний балл по этой позиции
- 2,1.
Объяснить причины, по которым
подростки имеют проблемы во взаимоотношениях с родителями, можно, проанализировав
особенности взаимоотношений родителей и подростков. Обратимся к
экспериментальным данным, которые получены в современных исследованиях
подростков.
Источники
возникновения проблем во взаимоотношениях родителей и подростков в нашей
культуре исследовал В. Е. Каган. Один из выводов, к которым пришел автор,
состоит в том, что в тоталитарном обществе отношение родителей к ребенку
определяет не любовь сама по себе, а то, в какой мере ребенок выполняет
социальные нормы. Родителей, как правило, не интересуют проблемы, переживаемые
подростком, они не выступают как помощники в решении этих проблем. Наоборот,
стремясь добиться от ребенка нормативного поведения, родители сами становятся
источником проблем. При таких установках родители и подростки оказываются в
состоянии противостояния. Поскольку родители современных подростков в большинстве
своем сформировались, как личности в предшествующую эпоху, можно предположить,
что полученный в нашем исследовании результат объясняют изложенные В. Е. Каганом
наблюдения Этот вывод подтверждают данные исследования В. Б Тарабаевой,
которое проведено в 1994-1995 годах. Кроме того, что она установила высокую
частоту конфликтов подростков с родителями, данные В. Б Тарабаевой подтвердили
и изложенные здесь причины возникновения этих конфликтов нарушение подростками
нормативного поведения, которое, с точки зрения родителей, является главным
условием нормальных, бесконфликтных взаимоотношений со своими детьми.
Таким образом, переживание
подростками проблем, возникающих как противоречие между ними и их родителями,
это - скорее следствие социокультурных, чем психологических особенностей. К
настоящему времени стало совершенно очевидно, что коррекция этой проблемы
предполагает оказание психологом помощи, как подростку, так и родителям. Последние
нуждаются, прежде всего, в смене родительских установок, изменении своей
позиции в отношении своих детей, в пересмотре системы оценивания их как
личностей. Полученные в нашем исследовании результаты позволяют утверждать, что
работа с родителями психолога-практика должна стать основой для профилактики
проблем подростков. Эта работа должна предусматривать такие направления, как
просвещение по вопросам планирования семьи, развития гуманистического
воспитания в семье взамен нормативного, управленческого, развитие системы
ценностей, в которой достойное место занимал бы человек, в том числе ребенок и
пожилой человек.
Значительное влияние на
личность подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который
лишь отчасти обусловлен их социальным положением.
Существует несколько
относительно автономных психологических механизмов, посредством которых
родители влияют на своих детей.
Во-первых, подкрепление:
поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая за
нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка
определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка
привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых, идентификация: ребенок
подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как
они. В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на
его проблемы, родители тем сами формируют его самосознание и коммуникативные
качества.
Из факторов социализации,
рассматриваемых по отдельности, самым важным и влиятельным была и остается
родительская семья как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок
испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия,
включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень
образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь
ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему
родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект
этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.
Нет практически ни одного
социального или психологического аспекта поведения подростков и юношей, который
не зависел бы от их семейных условий в настоящем или в прошлом. Правда,
меняется характер этой зависимости. Так, если в прошлом школьная успеваемость
ребенка и продолжительность его обучения зависела главным образом от материального
уровня семьи, то теперь этот фактор менее влиятелен. Зато огромную роль играет
уровень образования родителей. По данным ленинградского социолога Э.К.
Васильевой (1975), у родителей с высшим образованием доля детей с высокой
успеваемостью (средний бал выше 4) второе выше, чем в группе семей с
образованием родителей ниже семи классов. Эта зависимость сохраняется даже в
старших классах, когда дети уже имеют навыки самостоятельной работы и не
нуждаются в непосредственной помощи родителей.
Помимо образовательного уровня
родителей, сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи и характер
взаимоотношений между ее членами. Неблагоприятные семейные условия характерны
для подавляющего большинства так называемых трудных подростков. [7. 26]
Семейная
социализация не сводится к непосредственному «парному» взаимодействию ребенка
с родителями. Так, эффект идентификации может быть нейтрализован встречной ролевой
взаимодополнительностью: например, в семье, где оба родителя умеют
очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и не выработать этих способностей,
так как, хотя у него перед глазами хороший образец, семья не нуждается в
проявлении этих качеств; напротив, в семье, где мать бесхозяйственна, эту роль
может взять на себя старшая дочь. Не менее важен механизм психологического
противодействия: юноша, свободу которого жестко ограничивают, может
выработать повышенную тягу к самостоятельности, а тот, кому все разрешают,
вырасти зависимым. Поэтому конкретные свойства личности ребенка в принципе
невыводимы ни из свойств его родителей (ни по сходству, ни по контрасту), ни из
отдельно взятых методов воспитания.
Вместе с тем
весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье
тип контроля и дисциплины.
Эмоциональный тон
отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на
одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные
отношения (родительская любовь), а на другом — далекие, холодные и враждебные.
В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение,
во втором — строгость и наказание. Множество исследований доказывают
преимущество первого подхода Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных
доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение,
теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный
образ «Я». Изучение юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и
психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в
общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти явления
значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительского
внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей
вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться
как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно Безотчетная, немотивированная
жестокость, проявляемая некоторыми подростками и юношами по отношению к
посторонним людям, не сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается именно
следствием детских переживании. Если же эта бессильная агрессия направляется
внутрь, она дает низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т. д.
Эмоциональный тон
семейного воспитания существует не сам по себе, а в связи с определенным типом
контроля и дисциплины, направленных на формирование соответствующих черт
характера. Разные способы родительского контроля также можно представить в виде
шкалы, на одном полюсе которой высокая активность, самостоятельность и
инициатива ребенка, а на другом — пассивность, зависимость, слепое послушание
(Г. Элдер, 1971).
За этими типами
отношений стоит не только распределение власти, но и разное направление
внутрисемейной коммуникации: в одних случаях коммуникация направлена преимущественно
или исключительно от родителей к ребенку, в других — от ребенка к родителям.
Разумеется, способы принятия решений в большинстве семей варьируют в зависимости
от предмета: в одних вопросах старшеклассники имеют почти полную самостоятельность,
в других (например, в финансовых) — право решать остается за родителями. Кроме
того, родители не всегда практикуют один и тот же стиль дисциплины: отцы, как
правило, воспринимаются юношами и на самом деле бывают более жесткими и
авторитарными, чем матери, так что общий семейный стиль в известной мере
компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние
друг друга.
Наилучшие
взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда
родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в
наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности,
инициативы и социальной ответственности Поведение ребенка направляется в этом
случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально:
−
родитель всегда
объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком;
−
власть используется
лишь в меру необходимости;
−
в ребенке ценится как
послушание, так и независимость;
−
родитель устанавливает
правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым;
−
он прислушивается к
мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.
Крайние типы отношений, все
равно, идут ли они в сторону авторитарности или либеральной всетерпимости, дают
плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от
родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Родительские
требования, если они кажутся необоснованными, вызывают либо протест и
агрессию, либо привычную апатию и пассивность Перегиб в сторону всетерпимости
вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того,
пассивные, незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и
идентификации, а другие влияния — школы, сверстников, средств массовой
коммуникации часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без надлежащего
руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире. Ослабление родительского
начала, как и его гипертрофия, способствует формированию личности со слабым
«Я».
Чтобы понять взаимоотношения
подростка с родителями, необходимо знать, как меняются с возрастом
функции этих отношений и связанные с ними представления. В глазах ребенка мать
и отец выступают в нескольких «ипостасях»:
−
как источник
эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя
беззащитным и беспомощным;
−
как власть,
директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений;
−
как образец, пример
для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств;
−
как старший друг и
советчик, которому можно доверить все
Соотношение
этих функций и психологическая значимость каждой из них с возрастом меняются.
Переходный
возраст — период эмансипации ребенка от родителей. Процесс этот является
сложным и многомерным. Эмансипация может быть эмоциональной, показывающей,
насколько значим для юноши эмоциональный контакт с родителями по сравнению с
привязанностями к другим людям (дружбой, любовью), поведенческой, проявляющейся
в нем, насколько жестко родители регулируют поведение сына или дочери, или
нормативной, показывающей, ориентируется ли юноша на те же нормы и ценности,
что и его родители, или на какие то другие. Каждый их этих аспектов
эмансипации имеет собственную логику. [7. 26-29]
Дети, пережившие
смерть родителей
Представление о смерти
становится более абстрактным только к 1- годам: тогда дети лучше понимают,
какие последствия несет за собою смерть и больше думают, о том, что происходит
после смерти. Они задумываются над смыслом того, что произошло , и заняты
мыслями о несправедливости смерти. Они не хотят говорить о том, что произошло,
потому что это слишком мучительно. Иногда им нужно достаточно долгое время,
прежде чем они могут говорить о смертном случае. Это потому, что понимание
смерти приходит постепенно. Внезапно у них может возникнуть желание говорить о
смерти, даже если в течение долгого времени они оказались абсолютно
равнодушными.
Период переходного
возраста – нелегкое время для переживания горя. Психологически защитные
механизмы ослаблены, подросток изучает себя («Кто я?»).
Ему необходимы ролевые
модели поведения взрослого, чтобы найти себя или отказаться от чего-то в себе.
Потеря матери или отца в это время, возможно, бывает невыносимой. Весь мир
становится ребенку чужим, когда он переживает сильное горе из-за потери
значимого для себя человека. «Я» - концепция, т.е. система представлений ребенка
о самом себе, рушится, и иногда это приводит к упадку сил. Разрушенная
Я-концепция нуждается в восстановлении. Ребенку следует помочь, чтобы он четко
осознал значение того, что случилось до и после перенесенной им травмы, а что
является новым, отличным от его прежней жизни.
В первое время после
смерти родителей у детей чаще всего наблюдается сильный страх разлуки с
взрослыми, у них могут быть проблемы со сном, агрессивность, раздражительность
или другой тип деструктивного поведения, привлекающий к себе внимание, замкнутость
и стремление к изоляции, печаль, тоска, чувство потери, мучительные
воспоминания и фантазии. Таким образом, дети переживают горе по-разному.
Несколько распространенные реакции:
Тревожность (смерть
легко вызывает страх, что может привести еще к одной катастрофе).
Высказывают свои
опасения, что может произойти с близкими им людьми.
Испытывать страх, что
сами умрут.
В результате такой
постоянной тревоги, бдительности и напряжения у ребенка могут возникнуть боли в
животе, плечах, шее и голове.
Замкнутость, изоляция.
После смертного случая ребенок начинает борьбу с тревожащими его мыслями и
чувствами. Он может стремиться изолироваться, желание замкнуться в себе и
уединиться становится спустя некоторое время характерной чертой для всех людей
с подобным опытом. Психологически травмированные дети в дальнейшем всегда более
чувствительные к разлуке, нежели другие. Кроме того, у них могут ухудшаться
результаты в школе, причем как в учебе, так и поведении.
Вина.
Ребенок ощущает в себе
склонность к какому-либо проступку, то он закономерно чувствует вину.
В этом случае может
выбрать две стратегии поведения.
1. Ребенок может
постараться нечто предпринять, чтобы снова вернуться в обычную жизнь. Н.,
начать вести себя очень хорошо, стать послушным.
2. Возможно станет
более беспокойным и трудным в общении для того, чтобы его наказали по его
мнению, он виноват в том, что произошло.
Нередки случаи, когда
гнев, соединяется с виной, направляется ребенком на себя. Суицидальные мысли,
вероятно, являются примером саморазрушения, но они также, быть может выражают
желание ребенка вновь соединиться с умершими. Почти каждому приходит в голову
мысли о самоубийстве. [14. 5-10]
Дети разведенных
родителей.
В результате
переживаний развода у детей формируется типичные черты характера, н.,
проблематичным остается обращение с проявлениями агрессивности. Если ребенок
боится собственной ярости, то и став взрослым, он будет боятся показать гнев
или раздражение по поводу пережитых неудач или несправедливости, он так и не
научится активно защищать свои интересы. Другие дети могут направить
агрессивность против собственной персоны, что укрепит в них чувство вины и
расплатой станут депрессивные настроения. У некоторых изначальный конфликт
может оказаться вытесненный, а на его месте образуется своего рода
«перманентная агрессивная готовность к упреку». У таких людей безобидные
разочарования принимают форму огромной катастрофы, и они на все реагируют
непомерной вспыльчивостью и отчаянием. Эти и другие невротические проявления
могут сменять друг друга, комбинироваться и в результате они укрепляются как
черты характера. Некоторые дети учатся делить мир на злых и добрых и,
соответственно, по отношению к одним проявляются только дружеские чувства, а к
другим – только враждебные. Став взрослыми они сохраняют этот стиль жизни. Или
взять, например, человека, подверженного чувству вины, и направляющего свою
агрессивность внутрь себя, т.е. так называемый подчиненный характер. Такие
люди стараются всем угодить и в обществе их характеризуют как милых и достойных
уважения и любви. Сами они, этим тоже очень довольны. Но вот маленькая
ступенька наверх, и они уже панически боятся вдруг что-то сделать не так. Еще
одна ступенька – и ты уже чувствуешь себя использованным», а окружающие
становятся «неблагодарными». Теперь защиты от страха уже не хватает упреков
лишь по отношению к себе самому, и вот уже сыплются «побочные удары» жалобы на
жестокосердие, неблагодарность, людскую несправедливость и т.п. В результате
все это стоит любви окружающих, приводит к конфликтам в семье и трудностям в
воспитании детей, а в особо тяжелых случаях к тяжелым депрессиям и стремлению к
самоуничтожению. [4. 199]
Дети
из семей алкоголиков
Развитие детей в семьях, где
отец или мать злоупотребляют алкоголем, протекает с тяжелыми
нервно-психическими отклонениями. У таких детей низкий интеллектуальный уровень
– обычное дело. Здесь в первую очередь речь идет о детях с алкогольным
синдромом плода, когда причиной задержки психического развития является
интоксикация алкоголем и продуктами его метаболизма центральной нервной
системы плода. Во вторую очередь это касается так называемых «педагогически
запущенных детей», внутриутробное развитие которых протекало нормально;
рождение и первые недели не были отягощены алкогольной интоксикацией, а низкий
уровень их интеллектуального развития обусловлен отсутствием всестороннего
воспитания в раннем детстве.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|