Реферат: Влияние семьи на становление личности
Реферат: Влияние семьи на становление личности
Содержание
Введение ………………………….……………………………………………………3
Глава 1. Понятие о личности.
1.1.
Что такое
личность …………………………………………………….5
1.2.
Этапы
формирования личности ………………………………………6
Глава 2. Влияние семьи на становление личности.
2.1. Факторы, влияющие на становление личности …………………….38
2.2. Система взаимоотношений в семье и стили родительского поведения
……………………………………………………………………39
2.3. Влияние неполной семьи на становление личности ……………….51
Заключение …..……………………………………………………………………...56
Список использованной литературы …………...………………………………..58
Введение
Актуальность работы. С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и
умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных
факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором,
влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно
разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и
вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно,
формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье
влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по
какому пути он пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать
ничего. Есть ведь и неполные семьи, и семьи с родителями или детьми-инвалидами.
Само собой, что отношения и воспитание в этих семьях кардинально отличаются от
воспитания в обычной полной семье. Также отличается и воспитание в многодетных
семьях; в семьях, где часты конфликты между родителями; в семьях с различными
стилями воспитания, т.е. сколько семей, столько и вариантов воспитания
личности. Кроме того, человек может и не стать личностью, если у него нет
собственного мнения, собственных убеждений, если он подчиняется всему, чего от
него хотят. И в данном случае тоже много зависит от семьи.
Семья может выступать в качестве как положительного,
так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность
ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей —
матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры — не относится к ребенку лучше,
не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой
социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает
вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и
минимизировать отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности.
Для этого необходимо четко определить внутрисемейные социально-психологические
факторы, имеющие воспитательное значение.
Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт,
делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень
важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными
примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в
противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей.
Проблема влияния семьи на становление личности была и
остается одним из важнейших проблем социальной психологии. В данной работе мы
попытаемся раскрыть эту тему и выявить, каким образом и насколько семья влияет
на развитие личности.
Цель и задачи работы: Изучение влияния семьи на становление личности.
Объект работы: Молодые
люди в возрасте до 20ти лет.
Предмет работы: Влияние семьи на становление личности.
Степень разработки: Данная тема была рассмотрена и разработана такими авторами, как М.
Земска, А. А. Бодалев, В. Я. Титаренко и др.
Новизна работы:
Попытка объединить в единое целое исследования авторов, ранее изучавших эту
тему.
Структура:
Работа состоит из введения, 2-х глав и заключения.
Глава 1.
Психология личности
1.1.Что такое
личность.
На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и каждое
определение личности заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального
определения личности.
Личность чаще
всего определяют в совокупности социальных, приобретенных качеств человека. В
понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более или
менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его
значимые для людей поступки.
Изучению проблемы личности уделяют пристальное внимание представители
различных наук: философы и педагоги, писатели и социологи, психологи и юристы.
Современная психология выделяет следующие существенные понятия этого термина:
1. Личность —
это человек, обладающий определенными, лишь ему одному присущими физическими и
психическими особенностями. Поэтому, говоря о конкретной личности, мы говорим и
об индивидуальности. Индивидуальность — это неповторимое сочетание физических и
психических особенностей, их сочетаний, форм, степени выраженности, отличающее
данного человека от других людей. К индивидуальному своеобразию личности
относится не только наличие или отсутствие какого-либо свойства, но и
своеобразие степени выраженности данного свойства, и его различные сочетания с
другими качествами личности.
2. Личность —
это представитель определенного общества, гражданин. Чем более полно личность выражает
в своих устремлениях, идеях, делах, мировоззрении передовые идеи общества, чем
большими возможностями, знаниями, способностями она обладает, тем более
положительной, прогрессивной, ценной она является. Отрицательные личности
(воры, хулиганы и т.п.) выражают те консервативные, отживающие идеи, в борьбе с
которыми происходит неизменное
прогрессивное
развитие новых общественных отношений и нового человека.
3. Личностью
называют человека-деятеля, активно участвующего в жизни общества, в его борьбе
за решение как больших, так и более частных задач. Личностью является человек,
занятый общественным трудом. Одной из наиболее существенных черт личности
является ее активность. По тому, что человек делает и как делает, по его
отношению к своей деятельности судят о степени общественной воспитанности
личности.
4. Особенности
личности сказываются на характере и протекании психических процессов.
Направленность личности, ее интересы, установки, придают всем психическим
процессам четкий избирательный характер. Особенности личности проявляются и в
том, как она отражает окружающее. На протекание психических процессов и
возникновение психических свойств и состояний личности отчетливо влияют
темпераментные особенности личности, или ее типологические особенности высшей нервной
деятельности. Они проявляются в поведении, образе действий человека, в
особенностях протекания его эмоционально-волевых процессов. Типологические
особенности высшей нервной деятельности человека выступают в едином сплаве с
приобретенными в процессе жизни чертами, образуя своеобразный внутренний облик,
или характер человека.
5. Личность
обладает самосознанием. Зрелый человек не только познает окружающую жизнь и
оценивает происходящие вокруг события, он знает и себя, умеет оценить свои
поступки, намерения, поведение с позиций общественно признанных норм морали.
Л.И. Божович считает, что личностью можно считать только такого человека,
который достиг определенного уровня самопонимания, а все психические процессы и
свойства приобрели известную структуру. При таких высоких требованиях личностью
может быть назван только вполне сложившийся и воспитанный человек.
1.2. Этапы
формирования личности.
С мыслью о
том, что личностью человек не рождается, а становится,
согласно
сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на этапы формирования
личности значительно расходятся.
С каждым типом теорий связано свое представление о развитии личности.
Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы
человека к жизни в обществе, выработку у него защитных механизмов и
согласованных с его “Сверх-Я” способов удовлетворения
потребностей. Теория черт основывает свое представление о развитии на том, что
все черты личности формируются прижизненно и рассматривает процесс их зарождения,
преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим, законам.
Теория социального научения представляет процесс развития личности сквозь
призму формирования определенных способов межличностного общения людей.
Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его как становление “Я”. Э. Эриксон в своих взглядах на развитие придерживался так
называемого эпигенетического принципа: генетической определенности стадий,
которые в своем личностном развитии проходит человек до конца своих дней.
Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов
(кризисов), на каждом из которых происходит качественное преобразование
внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими
людьми. Рассмотрим эту периодизацию более подробно.
І этап:
младенчество (от рождения до 2-3х лет).
За первые два года своей жизни дети меняются так быстро и разительно, как
ни в какой другой двухлетний период своей жизни.
Первый месяц
после рождения — особый период в жизни ребенка. Именно в это время малыш
должен свыкнуться с тем, что он покинул укрывающую и питающую материнскую
утробу, и приспособиться к внешней среде. Первый месяц после рождения —
восстановительный период после родов и время перестройки основных функций
ребенка, таких, как дыхание, кровообращение, пищеварение и терморегуляция. Кроме
того, это период, когда устанавливаются ритмы жизни и находится баланс между
недостатком и избытком стимуляции из довольно изменчивой внешней среды.
После длительных наблюдений за младенцами П.Вольф удалось выделить и
определить 6 поведенческих состояний младенцев: ровный (глубокий) сон, неровный
(поверхностный) сон, полусон, спокойное бодрствование, активное бодрствование и
крик (плач). Эти состояния обладают постоянной (типичной для каждой из них)
длительностью и, по крайней мере, на первый взгляд, соответствуют
предсказуемому суточному циклу сна и бодрствования. И родители, и исследователи
быстро понимают, что уровень восприимчивости ребенка зависит от состояния, в
котором он находится.
Поначалу младенцы проводят большую часть суток в состоянии сна (ровного и
неровного). По мере созревания организма и “пробуждения” коры
головного мозга новорожденного меняется соотношение сна и бодрствования, и к
четвертому месяцу обычный ребенок уже спит большую часть ночи.
Доношенные дети обладают целым рядом сложных рефлексов и рефлекторных
комплексов. Считается, что эти рефлексы имеют значение в ходе выживания вида в
ходе эволюции и отражают те формы поведения, которые в прошлом (а в некоторых
отношениях — и сейчас) жизненно важны для ребенка. Большинство этих рефлексов
исчезает через 2-4 месяца, но все же некоторые из них заслуживают внимания. Это
рефлекс Моро, шейно-тонический рефлекс, рефлекс шагания, хватательный рефлекс,
рефлекс поиска груди и сосательный рефлекс. Зрительной системе новорожденного
также свойственен ряд рефлекторных движений и моторных паттернов. Веки в ответ
на раздражение открываются и закрываются. Зрачки расширяются в темноте и
сужаются на свету.
Поведением младенца управляет и множество других рефлексов. Одни из них,
такие, как кашель и чихание, необходимы для выживания; другие, видимо, являются
наследием предков; назначение третьих еще не выяснено.
Младенчество для ребенка — период открытий в сфере восприятия и действия.
Каждый день приносит с собой новые знания о людях, предметах и событиях,
составляющих окружение младенца. Это — один из важнейших периодов развития
человека, так как он сильно развивается как физически, так и психически.
Например, к концу четвертого месяца вес ребенка увеличивается почти в два раза,
а рост — на 10 и более см. Кожа значительно отличается кожи новорожденного, на
голове появляется новый волосяной покров. Меняются также кости младенца; к
6-7му месяцу появляется первый зуб. Приблизительно в это же время начинается и
открытие себя. Младенец вдруг обнаруживает, что у него есть руки и пальцы, и
может разглядывать их по нескольку минут подряд, следя за их движениями. К пяти
месяцам младенец проходит путь от рефлекторного хватания к произвольному;
хватание становится все более совершенным. В восемь месяцев большинство детей
уже могут перекладывать предмет из одной руки в другую. Большинство детей в 8
месяцев могут самостоятельно садиться и почти все — сидеть без поддержки после
того, как им помогли принять сидячее положение. Между 5 и 8м месяцами
большинство детей начинают те или иным способом передвигаться в пространстве. К
12ти месяцам большинство детей уже стоят без поддержки и пробуют ходить.
Годовалые дети обладают развитой способностью к манипулированию, умеют
отодвигать задвижки, открывать ящики, подбирать мелкие предметы. К полутора
годам почти все дети умеют самостоятельно ходить, уже могут есть сами и в
состоянии даже частично раздеваться без помощи взрослых. К двухлетнему возрасту
дети умеют не только ходить и бегать, но и кататься на двухколесном велосипеде,
подпрыгивать на месте на обеих ногах.
Важное значение в развитии младенца имеет питание. Серьезные нарушения
объема и структуры питания в первые 30 месяцев жизни уже почти невозможно
компенсировать. Основным источником питания для младенцев является грудное
молоко. Если только мать не тяжело больна, нормально питается и не употребляет
алкоголь или наркотики, грудное молоко — идеальный продукт питания для
младенца.
В три месяца детей обычно начинают прикармливать протертой пищей. К
восьми
месяцам большинству детей уже предлагают широкий ассортимент специально
приготовленной пищи, а кормление молоком начинает сокращаться.
В первые два года жизни происходит также развитие различных перцептивных
анализаторов. Уже в течение первых 4-6ти месяцев зрительные способности
младенцев быстро развиваются; улучшается фокусирующая способность глаза, растет
острота зрения и цветоразличение. Значительно повышается и острота слуха.
Младенцы улавливают достаточно ощутимые изменения в громкости, высоты и
длительности звуков. Органы вкуса, обоняния и осязания функционируют с
рождения, давая младенцам чувствовать прикосновения, различать вкусовые
качества пищи и чувствовать боль. Исследователи считают, что в принципе
младенцы появляются с уже сформировавшимися рецепторными функциями, которые
впоследствии — и общаться с людьми.
С самого рождения дети включаются в процесс общения. Очень скоро они
научаются сообщать родителям о своих основных потребностях. В возрасте около
года большинство детей большинство детей произносят свое первое слово; к
полутора годам они соединяют два слова и больше, а к двум годам уже знают более
ста слов и способны вести разговор.
Овладение языком является хотя и трудным, но
естественным процессом. Огромную роль здесь играют такие факторы, как
подражание и подкрепление. Свои первые слова ребенок выучивает благодаря
развитому слуху и подражанию, т.к. ребенок не может придумывать слова и
открывать их смысл самому себе. Что касается подкрепления, то на ребенка,
безусловно, влияет реакция взрослых на его попытки заговорить.
В период овладения языком все дети делают похожие
ошибки. Два вида таких ошибок — это расширение и сужение значений слов, что
связано со спецификой понятий ребенка и пониманием слов, которые они
употребляют для их выражения.
В период времени от 3-х лет происходит становление
первых отношений
между ребенком и заботящимися о нем взрослыми. Начинается оформление
темперамента ребенка, появляются новые эмоции, страхи. Страхи 8-12тимесячного
ребенка чаще всего связаны с расставанием с близкими людьми, с незнакомым
социальным окружением, с новой обстановкой. Ребенок, например, может неожиданно
расплакаться, увидев незнакомого человека и даже свою собственную маму в
незнакомом внешнем облике. Наиболее выраженными страхи бывают между 15 и 18ю
месяцами жизни, а затем постепенно исчезают. Скорее всего, страх в этот период
играет роль приспособительной реакции, оберегающей ребенка от неприятностей в
незнакомой обстановке.
В течение первого года жизни у ребенка формируется чувство привязанности.
Наиболее сильная привязанность возникает у ребенка, чьи родители
доброжелательны и внимательны к нему, всегда стараются удовлетворить его
основные потребности. В этот период начинается личностная социализация ребенка,
происходит становление его самосознания. Он узнает себя в зеркале, откликается
на свое имя, сам начинает активно пользоваться местоимением “Я”. Затем дети-трехлетки начинают сравнивать себя с другими
людьми, что способствует формированию определенной самооценки, появляется
выраженное стремление соответствовать требованиям, предъявляемым взрослыми
людьми. Далее у детей формируется чувство гордости, стыда, уровень притязаний.
Примерно в 3-хлетнем возрасте появляется и некоторая потребность в
самостоятельности. Свое право на независимое поведение дети начинают активно
отстаивать после инициативного заявления “я-сам”,
когда кто-либо из взрослых пытается им помочь в чем-то против их воли.
Свои возможности и собственные качества личности ребенок
начинает более или менее осознавать примерно с полутора лет. На третьем году
жизни, выполняя какое-либо действие, ребенок его описывает.
С появлением самосознания постепенно развивается
способность ребенка к эмпатии — пониманию эмоционального состояния другого
человека. После полутора лет у детей можно наблюдать явно выраженное стремление
утешить расстроенного человека, обнять, поцеловать его, дать ему игрушку.
В период от полутора до двух лет дети начинают
усваивать нормы поведения, например, необходимость быть аккуратным, послушным и
т.п. При переходе со второго на третий год жизни открывается возможность для
формирования у ребенка одного из наиболее полезных деловых качеств —
потребности в достижении успеха. Одним из самых ранних признаков проявления
этой способности у детей является приписывание ребенком своих неудач
какими-либо объективным или субъективным обстоятельствам. Имеет значение и
характер объяснения ребенком успехов и неудач других людей.
В целом достижения ребенка к трем годам кажутся весьма
значительными. По данным некоторых исследователей, к этому возрасту у ребенка
можно заметить проявление внутренней эмоциональной жизни, наличие определенных
черт характера, способностей к различным видам деятельности социальных
потребностей в общении, достижении успеха, лидировании, а также проявление
воли. Однако ребенку предстоит пройти еще огромный жизненный путь прежде, чем
он станет настоящей личностью.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|