Реферат: Влияние самооценки на поведение человека в социуме
Таким образом , высокая самооценка
развивается у детей в семьях , отличающихся сплочённостью и солидарностью . (№
3, с.149-150) . Более позитивно здесь отношение матери к мужу . В глазах
ребёнка родителям всегда сопутствует успех . Он с готовностью следует
задаваемым ими образцам поведения , настойчиво и успешно решает встающие перед
ним повседневные задачи , так как чувствует уверенность в своих силах . Он
менее подвержен стрессу и тревожности , доброжелательно и реалистично
воспринимает окружающий мир и себя самого .
У мальчиков с высокой самооценкой
уровень притязаний выше (№ 3, с.150). Таким образом , дети с высокой
самооценкой ставят перед собой более высокие цели и чаще добиваются успеха . И
наоборот , для детей с заниженной самооценкой характерны весьма скромные цели и
неуверенность в возможности их достижения .
Куперсмит (там же, с.150) так
описывает мальчиков с высокой самооценкой : они независимы , самостоятельны ,
коммуникабельны , убеждены в успехе любого порученного им дела. Эта вера в
себя помогает им придерживаться своего мнения , позволяет в спорных ситуациях
отстаивать свои взгляды и суждения , делает их восприимчивыми к новым идеям .
Уверенность в себе , наряду с ощущением собственной значимости , рождает
убеждённость в своей правоте и смелость в выражении убеждений . Эта установка и
соответствующие ожидания обеспечивают им не только более независимый статус в
социальных отношениях , но и немалый творческий потенциал , способность к
энергичным и позитивным социальным действиям . В групповых дискуссиях они
обычно занимают активную позицию . По собственному признанию , они не
испытывают особых затруднений , сближаясь с новыми людьми , готовы выразить
своё мнение , зная , что оно будет встречено враждебно . Важной особенностью
детей с высокой самооценкой является то , что они меньше заняты своими
внутренними проблемами .
«Высокая самооценка,- говорит
Р.Бернс,- (№ 3, с. 151) обеспечивает хорошее владение техникой социальных
контактов , позволяет индивиду показать свою ценность, не прилагая особых
усилий . Ребёнок приобрёл в семье способность к сотрудничеству , уверенность в
том , что он окружён любовью , заботой и вниманием . Всё это создаёт прочную
основу для его социального развития» .
Поведение людей с высокой
самооценкой (№ 3, с.151) противоположно хорошо известной психотерапевтам
картине поведения людей, испытывающих депрессивное состояние. Для последних
характерна пассивность, неуверенность в себе , в правильности своих наблюдений
и суждений , они не находят в себе сил , чтобы влиять на других людей ,
противостоять им , не могут с лёгкостью и без внутренних колебаний выразить
своё мнение .
Неверная самооценка , считают Санфорд
и Донован , лежит в основе многих проблем , которые могут быть у женщин : от
переедания до алкоголизма . "Если мы не любим себя , мы выходим замуж за
мужчин , недостойных нас , выбираем работу, слишком простую для наших
возможностей , и совершаем другие ошибки , начиная от отравления себя
наркотическими средствами до слишком большой терпимости, в основе которой , -
замечает Санфорд , - лежит наше мнение , что мы этого заслуживаем" ( http://med-site.narod.ru/wo67.htm ). Исследования показывают , что
самоуничижающее поведение ("если бы только…") , например
фокусирование внимания на собственных недостатках или преувеличение роли
неудачи , имеет связь с депрессией . По материалам Американской психологической
ассоциации , невысокое мнение о себе совершенно очевидно является важным
фактором в развитии депрессии . На заниженную самооценку указывают как на
фактор , оказывающий влияние на большую распространённость депрессии среди
женщин , которые страдают депрессией в два раза чаще , чем мужчины .
«Самооценка является важным фактором,
поскольку отражает уверенность человека в своих профессиональных и личных силах
, его самоуважение и адекватность происходящему . Оптимальна – высокая
самооценка (http://job-today.ru/issue/s09_99_1.htm) , уважение к себе при
трезвой (реалистичной) оценке своих возможностей и способностей . Заниженная
самооценка приводит к "выученной беспомощности" – человек заранее
опускает руки перед трудностями и проблемами, так как всё равно ни на что не
способен . Завышенная самооценка чревата чрезмерными претензиями на внимание к
своей персоне и опрометчивыми решениями» .
На сайте интернета (http://testonlaine.webservis.ru/test/test3/index.php)
говорится, что человека с низкой самооценкой не ценит никто , кроме самых близких
друзей : «Неуверенность – своеобразный сигнал для окружающих , так как никто не
знает человека лучше , чем он сам , а он заранее расписывается в своей
несостоятельности, показывая тем самым свою неуверенность» .
Многое из того , что делает человек
или отказывается делать , зависит от уровня собственного достоинства человека .
Т.Шибутани говорит об этом так : «Те, кто сам не считает себя особенно
талантливым , не стремятся к очень высоким целям и не проявляют огорчения ,
когда им не удаётся что-то хорошо сделать…Человек , который думает о себе как о
никчёмном , ничего не стоящем объекте , часто неохотно прилагает усилия , чтобы
улучшить свою судьбу. С другой стороны , те кто высоко себя ценит , часто
склонны работать с большим напряжением . Они считают ниже своего достоинства
работать недостаточно хорошо (№ 22, с.220 ).
Л.Пепло, М.Мицели и Б.Морали (№ 15,
с.274) высказывают мнение о том , что низкая самооценка может быть и причиной и
следствием одиночества. Ими говорится (там же, с.276) , что низкая самооценка –
это некая совокупность мнений и поведения , мешающая установлению или
поддержанию удовлетворительных социальных отношений. Люди с низкой самооценкой
интерпретируют социальные взаимодействия самоуничижительно. Они склонны
относить неудачи в общении за счёт внутренних, самообвиняющих факторов. Такие
люди более остро реагируют на призыв к общению и отказ в нём… Индивиды с низкой
самооценкой особенно отзывчивы по отношению к партнёрам-друзьям и особенно
враждебно настроены по отношению к отвергнувшим их партнёрам… Люди с низкой
самооценкой интерпретируют неоднозначный социальный обмен в большей мере как
негативный , нежели люди с высокой самооценкой.
«Низкая самооценка ,- продолжают
Л.Пепло, М.Мицели и Б.Морали (с.276), - влияет на социальное поведение людей .
Люди с низкой самооценкой в большей мере испытывают социальную неуверенность и
менее предрасположены к риску в социальных вопросах , а поэтому и менее склонны
к установлению новых взаимоотношений или углублению существующих».
Вышеуказанные авторы (там
же, с.277) заключают , что низкая самооценка воплощается во взаимосвязанной
совокупности самоуничижительного сознания и поведения , которая искажает
социальную компетентность, подвергая людей риску одиночества.
Кутрон , Рассел и Пепло
установили , что самооценка играет важную роль в том , испытывают ли студенты –
новички лишь временное одиночество или же остаются одинокими на протяжении семи
месяцев. Студенты с высокой самооценкой уже в начале нового учебного года
значительно более предрасположены к преодолению своего одиночества и успешному
социальному приспособлению в колледже , нежели студенты с низкой самооценкой
(там же , с.277).
Ф. Зимбардо (№ 9, с.282)
пишет о том ,что то , что мы думаем о себе оказывает глубокое влияние на всю
нашу жизнь. «Люди, осознающие собственную значимость , как правило
распространяют вокруг себя ореол удовлетворённости. Они менее зависимы от
поддержки и одобрения окружающих , поскольку научились сами себя стимулировать.
Такие люди своей предприимчивостью и инициативой заставляют вращаться
социальный механизм , и соответственно им достаётся львиная доля
предоставляемых обществом благ.
Люди с высокой самооценкой не огорчаются , когда их
критикуют , и не опасаются быть отвергнутыми. Они скорее готовы поблагодарить
за «конструктивный совет». Получив отказ , они не воспринимают его как унижение
совей персоны. Причины его они рассматривают иначе : следовало приложить больше
усилий , не идти на пролом ; просьба была чрезмерна или , наоборот,
несущественна ; время и место были выбраны неудачно ; человек , давший отказ ,
сам страдает от каких-то проблем и потому нуждается в понимании. В любом случае
причины отказа – не в них , а вне их; эти причины следует проанализировать ,
чтобы перегруппировать свои силы и предпринять новое наступление более
надёжными средствами . Таким людям легко быть оптимистами : они чаще добиваются
своего , чем проигрывают.
Человек с низкой
самооценкой , напротив , выглядит потерянным. Он (она) , как правило , более
пассивен , внушаем и менее популярен. Такие люди чрезмерно чувствительны к
критике , считая её подтверждением своей неполноценности. Они с трудом воспринимают
и комплименты… Исследователи отмечают в целом более высокую невротичность людей
с низкой самооценкой по сравнению с теми , у кого самооценка высока...Весьма
одарённые люди могут выступать сами для себя злейшими врагами , если их
самооценка занижена …Если человек застенчив , как правило, он страдает низкой
самооценкой ; - пишет Ф.Зимбардо, - там , где самооценка высока , нет и речи о
застенчивости» (№ 9 , с.283).
Вирджиния Н.Квинн (№ 10,
с.286-287) пишет об исследованиях, проведённых Левануэем и Уайли (Levanway , 1955; Wylie , 1957 ), позволивших заключить , что люди с
положительными «Я» - концепциями склонны терпимее относиться к окружающим , им
легче смириться со своими неудачами , которые у них происходят реже , так как
работают они эффективнее людей с низкой самооценкой ; высокая самооценка обычно
сочетается с такими качествами , как самостоятельность и искренность; люди с
положительными представлениями о себе склонны полагаться на самих себя и потому
охотнее принимают критику и советы.
Продолжая опираться в
своих суждениях на исследования вышеприведённых авторов , Вирджиния Н.Квинн говорит
, что люди с низкой самооценкой болезненно воспринимают критику и склонны во
всех неудачах винить себя ; они легко поддаются давлению ,-«… поскольку им не
хватает уверенности в себе , ими обычно можно манипулировать; они падки на
лесть и критикуют других , чтобы вырасти в собственных глазах; большинство
людей с низкой самооценкой предпочитают работать над простыми задачами , так как
тогда они уверены в успехе…Некоторые исследования показывают , что низкая
самооценка является фактором , способствующим возникновению склонности к
мошенничеству , употреблению наркотиков и многим видам правонарушений» (№ 10, с.287).
Т.Шибутани ( № 22, с.
230) говорится : «Когда человек не может принимать себя таким , каков он есть
на самом деле , основные усилия направляются скорее на самозащиту , чем на
самопознание».
Том Шрайтер пишет : «То ,
как мы себя видим , определяет , как мы думаем , и определяет решения , которые
мы принимаем… Если вы зарабатываете пятьдесят долларов , то вы , соответственно
, имеете самооценку на пятьдесят долларов. Если вы зарабатываете десять тысяч
долларов в месяц , то вы имеете самооценку на десять тысяч» (http:linky.ru/~alexxxey/book/tom.htm),- хотя
со вторым утверждением данного автора я не вполне согласна , так как в жизни
людей встречаются ситуации , когда данное заключение себя не оправдывает.
Именно самооценка выполняет функцию
регуляции поведения и деятельности, так как она может соотносить потребности и
притязания человека с его возможностями (http://azps.ru/articles/tezis/40so.html).
Обобщая взгляды различных
исследователей , можно прийти к заключению, что все они едины в своём мнении по
поводу негативного влияния неадекватной либо заниженной самооценки на
социальное поведение человека , то есть на поведение человека в обществе.
Выводы
Согласно работам ,
проведённым вышеуказанными исследователями , можно заключить : самооценка
является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление
и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе; выступает
в качестве важной детерминанты всех форм и видов деятельности и социального
поведения человека (поведения человека в обществе).
Она выполняет
регуляторную и защитную функции , влияя на развитие личности , её деятельность
, поведение и её взаимоотношения с другими людьми . Отражая степень
удовлетворённости или неудовлетворённости собой, уровень самоуважения ,
самооценка создаёт основу для восприятия собственного успеха или неуспеха ,
достижения целей определённого уровня , то есть уровня притязаний личности .
Люди с адекватной либо
высокой самооценкой настроены более оптимистично , нежели те , у кого самооценка
занижена; они успешно решают встающие перед ними задачи , так как чувствуют
уверенность в собственных силах. Такие люди менее подвержены стрессу и
тревожности, доброжелательно воспринимает окружающий мир и себя самого.
Верная самооценка дает
человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое
достоинство.
Основы самовосприятия закладываются в
детстве и могут оказывать влияние на весь дальнейший ход жизни.
Список
литературы
1.
Ананьев Б.Г. К постановке проблем детского самосознания //Известия АПН
РСФСР// Вып.18,1948,С.111-115
2.
Бернс Р.. Развитие Я – концепции и воспитание. М.:
Прогресс, 1986г., с.422
3.
Бернс Р.. Я – концепция и Я – образы / Самосознание и защитные
механизмы личности . Самара , Изд. Дом “Бахрах” , 2003 г.
4.
Бороздина Л.В. . Исследование уровня притязаний / Учебное
пособие. М.: Институт психологии РАН РФ, 1993г., с.141
5.
Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний //Учебное
пособие.-М.:Инс-т Психологии РАН РФ , 1993 , с.141
6.
Гиппенрейтер Ю.Б. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения//
Введение в общую психологию. Изд-во МГУ,1988, с.34-47
7.
Джемс У. Психология. М.:Педагогика,1991, с.88
8.
Зак А. З. Диагностика основных компонентов творческого мышления//
Психодиагностика и школа //Тезисы симпозиума . Таллин,1980,с.106-108
9.
Зимбардо Ф.. Формирование самооценки / Самосознание и защитные
механизмы личности . Самара , Изд. Дом “Бахрах” , 2003 г.
10.
Квинн Вирджиния Н.. Прикладная психология / Спб., М., Харьков, Минск:
Изд.”Питер”,2000г.
11.
Кон И.С. Открытие Я . М.: Политиздат , 1978 г.
12.
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. Возрастная психология / М.: ТЦ Сфера,
Юрайт, 2001 г.
13.
Леонтьев А.Н.. Деятельность.Сознание.Личность. М.,1975, с.304.
14.
Петровский А.В. Введение в психологию. М.,1981,
№1
15.
Пепло Л., Мицели М., Морали Б.. Одиночество и самооценка /
Самосознание и защитные механизмы личности / Самара , Изд. Дом
“Бахрах” , 2003 г.
16.
Психологический словарь. М.: Педагогика – Пресс , 2001г.
17.
Психологическое тестирование / Раздел 7. Личность : опросниковые
методики. Часть 1. Тексты опросников . Пенза , 1990г., с.124
18.
Серебрякова Е.А.. Уверенность в себе и условия её формирования у
школьников// Учёные записки Тамбовского Пед.Инст-та, 1956, Вып.10, с.42-44
19.
Фолкэн Чак Т. Психология – это просто.. М.:
Гранд, 2002г., с.484-485
20.
Хекхаузен Х.. Мотивация и деятельность в 2 т./(пер.с.немец.)под
ред.Величковского Б.М./ М.: Педагогика ,т.1,1986г.
21.
Шафажинская Н.Е. // Личностная и профессиональная самооценка
студента педвуза . М.,1986 г.,с.22
22.
Шибутани Т.. Я – концепция и чувство собственного достоинства /
Самосознание и защитные механизмы личности . Самара , Изд.
Дом “Бахрах” , 2003 г.
23.
http://psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm
24.
http://www.job-today.ru/issue/s09_99_1.htm
25.
http://www.cross-edu.ru/IpkCdoSt12.htm
26.
http://azps/ru/articles/tezis/40so.html
27.
http://azps.ru/articles/pers/pers5.html
28.
http://encikl.by.ru/txt/s14.htm
29.
http://med-site.narod.ru/wo67.htm
30.
http:psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm
31.
http:linky.ru/~alexxxey/book/tom.htm
32.
http://testonline.webservis.ru/test/test3/index.php
33.
http:www.cross-edu.ru/IpkCdoSt12.htm
34.
http://encikl.by/ru/txt/uu15.htm
|