Реферат: Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте
К слабым ученикам мы
отнесли детей имеющих средний бал от 2,5 до 3,5.
На среднем уровне находились
дети имеющие средний бал от 3,5 до 4,5.
К сильным ученикам отнеслись
дети имеющие от 4,5 до 5 баллов.
Анализируя полученные результаты мы получили
следующие данные, которые представлены в виде гистограмм.
Распределение оценок во 2-ом классе
Распределение оценок в 3-ом
классе
Распределение оценок в 4-ом
классе
В ходе исследования особенностей самооценки детей
младшего школьного возраста были получены результаты представленные в таблицах
4, 5, 6.
Таблица 4.
Самооценка учеников 2-го
класса
№
п/п
|
Фамилия, 2-в класс |
Оценка учителя |
Выбор оценки
учеником |
Самооценка |
1. |
Ахромцев С. |
4 |
3 |
Заниженная |
2. |
Белова Н. |
4 |
5 |
Завышенная |
3. |
Дубинянская А. |
5 |
4 |
Заниженная |
4. |
Желез А. |
3 |
4 |
Завышенная |
5. |
Коваленко А. |
4 |
5 |
Завышенная |
6. |
Коваленко Л. |
4 |
5 |
Завышенная |
7. |
Коваль Ю. |
4 |
5 |
Завышенная |
8. |
Маковей И. |
4 |
5 |
Завышенная |
9. |
Пейков Г. |
4 |
5 |
Завышенная |
10. |
Сары С. |
4 |
5 |
Завышенная |
11. |
Ханко Д. |
4 |
5 |
Завышенная |
12. |
Цуркан Э. |
5 |
4 |
Заниженная |
13. |
Чайникова И. |
4 |
5 |
Завышенная |
14. |
Рохвалов Р. |
4 |
4 |
Адекватная |
15. |
Ляхов Б. |
4 |
4 |
Адекватная |
Таблица 5.
Самооценка учеников 3-го
класса
№
п/п
|
Фамилия, 3-в класс |
Оценка учителя |
Выбор оценки
учеником |
Самооценка |
1. |
Беженарь А. |
2 |
3 |
Завышенная |
2. |
Бутук Т. |
3 |
3 |
Адекватная |
3. |
Даренских С. |
3 |
4 |
Завышенная |
4. |
Завязкин Ж. |
3 |
3 |
Адекватная |
5. |
Минапов И. |
4 |
4 |
Адекватная |
6. |
Михальская Л. |
3 |
3 |
Адекватная |
7. |
Михальская Я. |
4 |
3 |
Заниженная |
8. |
Майер В. |
3 |
3 |
Адекватная |
9. |
Машталер В. |
5 |
4 |
Заниженная |
10. |
Островская К. |
4 |
3 |
Заниженная |
11. |
Печерский В. |
5 |
4 |
Заниженная |
12. |
Родованов Д. |
3 |
3 |
Адекватная |
13. |
Светличный Э. |
3 |
3 |
Адекватная |
14. |
Тишков А. |
3 |
4 |
Завышенная |
15. |
Крыско Ж. |
4 |
4 |
Адекватная |
Таблица 6.
Самооценка учеников 4-го
класса
№
п/п
|
Фамилия, 4-б класс |
Оценка учителя |
Выбор оценки
учеником |
Самооценка |
1. |
Водомирский И. |
4 |
4 |
Адекватная |
2. |
Вуйков Н. |
4 |
4 |
Адекватная |
3. |
Голубева Т. |
5 |
5 |
Адекватная |
4. |
Дорошенко Д. |
5 |
5 |
Адекватная |
5. |
Кондарар Н. |
4 |
3 |
Заниженная |
6. |
Каракаш В. |
5 |
4 |
Заниженная |
7. |
Ларчук А. |
4 |
5 |
Завышенная |
8. |
Лупан А. |
4 |
4 |
Адекватная |
9. |
Маковей Е. |
5 |
4 |
Заниженная |
10. |
Мельник А. |
5 |
4 |
Заниженная |
11. |
Нечипорук Д. |
4 |
4 |
Адекватная |
12. |
Портас О. |
4 |
3 |
Заниженная |
13. |
Руснак Л. |
3 |
3 |
Адекватная |
14. |
Шадурская Е. |
4 |
3 |
Заниженная |
15. |
Чеботарь И. |
4 |
3 |
Заниженная |
Анализируя особенности
самооценки учеников второго класса мы выявили, что, 13% детей имеют адекватную
самооценку, а 86,7% имеют неадекватную самооценку. Из них 66,7% - завышенную
самооценку, 20% - заниженную самооценку.
Таким образом мы видим,
что большинство учеников второго класса имеют завышенную самооценку.
Исследуя самооценки у
детей третьего класса выявлено, что 53,3% учеников имеют адекватную самооценку
и 46,7% - неадекватную самооценку, из них 20% - завышенную самооценку, 26,7% -
заниженную самооценку.
Анализируя результаты
полученные при исследовании учеников четвертого класса мы получили, что 46,7%
детей имеют адекватную самооценку и 53,3% - неадекватную самооценку. Из них
6,7% имеют завышенную самооценку, 46,7% - заниженную.
Результаты исследования
показали, что на протяжении младшего школьного возраста происходит динамика
развития самооценка: увеличивается процентное соотношение детей имеющих
адекватную самооценку и изменяется количество детей имеющих завышенную
самооценку. Однако мы замечаем, что увеличивается процент детей имеющих
заниженную самооценку. Если во втором классе их было 20%, то в третьем классе
их 26,7%, а в четвертом классе – 46,7%.
Сравнивая успешность
обучения с результатами полученными в ходе исследования самооценки мы видим,
что большинство неуспевающих детей второго класса переоценивают результаты
своей учебной деятельности. Они еще не обнаруживают расхождение между тем, что
он них требуется и тем, что они в состоянии выполнить. На начальном этапе
отставания расхождение это не достаточно осознается, а главное не принимается
школьником.
Сравнивая успешность
обучения детей третьего класса с результатами полученными в ходе исследования
самооценки, мы видим, что успешность обучения влияет на характер самооценки: у
хорошо успевающих учеников самооценка становится адекватной, либо завышенной, и
только в некоторых случаях заниженной. У неуспевающих учеников самооценка
становится адекватно-низкой, только у одного неуспевающего ученика была
завышенная самооценка (очевидно она выступает в качестве компенсаторного
механизма).
Анализируя результаты
исследования детей четвертого класса мы видим, что уже самооценка влияет на
успешность обучения. У детей с заниженной самооценкой отмечается низкий уровень
притязаний, что отрицательно влияет на успешность обучения.
Когда мы задавали вопрос
детям второго класса: «Каким учеником ты себя считаешь?», они затруднялись дать
ответ, не понимая какого ученика можно назвать слабым, средним и сильным.
Многие дети давали неадекватные ответы.
Когда детям третьего и
четвертого классов задавали тот же вопрос, они уже давали адекватный ответ, то
есть они уже были способны выделять слабого, среднего и сильного ученика.
Большинство детей второго
класса радовала отметка пять, некоторых четыре, огорчались дети при получении в
основном двоек, троек и иногда четверок. Большинство же детей третьего и
четвертого класса радовались пятеркам и четверкам, а огорчения приносили двойки
и иногда тройки.
На вопрос: «Твоя работа
заслуживает оценки три, а учитель поставил тебе пять, обрадовало бы это тебя?»
26,7% учеников второго класса ответило «нет», а 73,3% – «да», то есть
большинство детей обрадовалось незаслуженной пятерке. В третьем классе на тот
же вопрос 53,3% ответило «нет» и 46,7% – «да», а в четвертом 73,3% - «нет» нет 26,7%
- «да».
Таким образом мы видим,
что самооценка влияет на успешность обучения, отсюда следует, что в нашей
экспериментальной работе выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась.
Ответ «ДА»
Ответ «НЕТ»
Заключение
У младших школьников обнаруживаются все виды
самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в
сторону неадекватного завышения или занижения. Самооценка младшего школьника
динамична и в то же время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в
дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения.
Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко.
Влияние
успеваемости младших школьников на их самооценку несомненно. Дети, которые
испытывают значительные затруднения в усвоении программного материала, получают
чаще всего отрицательные оценки. Слабоуспевающим школьник становится на
каком-то этапе учения, когда обнаруживается определенное расхождение между тем,
что от него требуют, и тем, что он в состоянии выполнить. На начальном этапе
отставания расхождение это недостаточно осознается, а главное, не принимается
младшим школьником: большинство неуспевающих детей 1 и 2 классов переоценивают
результаты своей учебной деятельности. K 4 классу уже выявляется значительный контингент отстающих
детей о пониженной самооценкой. Тот, который часто терпит неудачу, ожидает и
дальше неудачу, и наоборот, успех в предшествующей учебной деятельности
предрасполагает к ожиданию успеха в дальнейшем. Преобладание в учебной
деятельности у отстающих детей неуспеха над успехом, постоянно подкрепляемое
низкими оценками их работы учителем, ведет к нарастанию у них неуверенности в
себе и чувства неполноценности.
Организуя
учебно-воспитательную работу учитель должен сознательно и целенаправленно
формировать самооценку младших школьников.
Анализируя
литературу по изучаемой проблеме мы составили рекомендации для учителей по
формированию самооценки младших школьников:
1) Оценка
должна служить главной целью – стимулировать и направлять учебно-познавательную
деятельность школьника. Учитель должен давать содержательную оценку работе
ученика. Совершенным процесс учебно-познавательной деятельности будет только
тогда, когда оценка не завершает его, а сопровождает на всех ступенях.
2) В учебной
деятельности необходимо сравнивать детей, которые обладают приблизительно
одинаковыми способностями, но достигают в учебной деятельности разных
результатов из-за различного отношения к учению.
3) Необходимо
использовать взаимное рецензирование, при этом отмечать достоинства и
недостатки, высказывая мнения об оценке. После рецензирования работа
возвращается автору и учащиеся самостоятельно анализируют свою работу.
4) Предлагать
слабо успевающему ученику, с заниженной самооценкой, оказывать помощь
слабоуспевающему младшему школьнику.
5) Необходимо
включать ситуации, актуализирующие самооценку ребенка, ставящие перед ним
задачу осознания особенности своей работы, ее сильных и слабых сторон и
способствующих обращенности ребенка на собственные способы действия.
6) Необходимо
вводить тетради «Моя учеба», в которых учащиеся по специальной схеме делают
записи, анализируя и оценивая свою работу на уроке, определяя меру усвоения
материала, степень его сложности, выделяя наиболее трудные моменты работы.
7) Необходимо
предлагать детям самостоятельно оценивать классные и домашние задания до того
как отдать на проверку учителю, после того как работы проверил и оценил
учитель, необходимо обсуждать случаи несовпадения оценок. Выяснить основания на
которых строят самооценку дети и показатели по которым оценивает учитель.
8) Необходимо
использовать похвалу в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку.
Литература
1.
|
Амонашвили Ш.А.
«Возможность обучения без отметок в начальных классах». «Экспериментальные
исследования по проблемам перестройки начального обучения». Тбилиси, 1969. |
2.
|
Амонашвили Ш.А.
«Воспитательная и образовательная функции оценок и учения школьников». М.,
Просвещение, 1984. |
3.
|
Ананьев Б.Г.
«Психология педагогической оценки» // Избранные психологические труды. Том 2.
М., Просвещение, 1980. |
4.
|
Ананьев Б.Г. «Развитие
детей в процессе начального обучения и воспитания» // Проблемы обучения и
воспитания в начальной школе. М., УЧПЕДГИЗ, 1960. |
5.
|
Ананьев Б.Г. «Человек,
как предмет познания». Ленинград, ЛГУ, 1968. |
6.
|
Антонова Г.П. «Различия
в мыслительной деятельности школьников при решении задач» // Типические
особенности умственной деятельности младших школьников. М., Просвещение,
1968. |
7.
|
Бабанский Ю.К.
«Оптимизация учебно-воспитательного процесса в учебной деятельности». М.,
Просвещение, 1983. |
8.
|
Бернс Р. «Развитие Я-
концепции и воспитания». М., Прогресс, 1986. |
9.
|
Блонский П.П. «Трудные
школьники». М., 1929г. |
10.
|
Блонский П.П. «Школьная
успеваемость» // Избранные педагогические произведения. АПН РСФСР, 1961. |
11.
|
Бодалев А.А.
«Восприятие человека человеком». Ленинград, ЛГУ, 1965. |
12.
|
Божович Л.И. «Личность
и ее формирование в детском возрасте». М., Просвещение, 1968. |
13.
|
Божович Л.И. «О
некоторых проблемах и методах изучения личности школьника» // Вопросы
психологии личности школьника. М., Просвещение, 1968. |
14.
|
Бударный А.А.
«Преодолевать неуспеваемость» - Народное образование, 1963, №10. |
15.
|
Бударный А.А.,
Розенталь У.Д. «Об одной из возможностей преодоления второгодничества» -
Советская педагогика, 1966, №7. |
16.
|
«Возрастные возможности
усвоения знаний» / под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, М., 1986. |
17.
|
Волокитина М.Н. «Очерки
психологии младших школьников». М., АПН РСФСР, 1954. |
18.
|
«Вопросы общей детской
психологии» / под ред. Б.Г. Ананьева, М., 1954. |
19.
|
«Вопросы предупреждения
неуспеваемости школьников» // Сб. статей под ред. Ю.К. Бабанского,
Ростов-на-Дону, 1972. |
20.
|
Выготский Л.С.
«Педагогическая психология» М., Педагогика, 1991. |
21.
|
Выготский Л.С.
«Проблемы обучения и умственного развития» // Избранные исследования. М.,
1956 г. |
22.
|
Гальперин П.Я.,
Запорожец В.А., Эльконин Д.Б. «Проблемы формирования знаний и умений и новые
методы обучения в школе» - Впоросы психологии, 1963, №5 |
23.
|
Гамезо М.В., Неволин
И.Г. «Психосоматические аспекты проблемы познавательной деятельности и
общения». М., 1983. |
24.
|
Гельмонт А.Н. «О
причинах неуспеваемости и путях ее преодоления». М., 1954. |
25.
|
Голубева А.Н.
«Психологические особенности проявления настойчивости у детей дошкольного
возраста», М. Просвещение, 1986. |
26.
|
Горбачева В.А. «К
вопросу формирования оценки и самооценки у детей». АПН РСФСР, 1952, №18 |
27.
|
Давыдов В.В. «Учебная
деятельность: состояние и проблемы исследования» - Вопросы психологии, 1991,
№6. |
28.
|
Добрынин С.Я.
«Структура и динамика мотивов деятельности» - Вопросы психологии, 1984, №4. |
29.
|
Захарова А.В.
«Формирование самооценки в учебной деятельности» // Психологические проблемы
в учебной деятельности школьника. М, 1977. |
30.
|
Захарова А.В.,
Андрушенко Т.Ю. «Исследования самооценки младшего школьника в учебной
деятельности» - Вопросы психологии, 1980, №4. |
31.
|
Калмыкова З.И.
«Проблема индивидуальных различий в обучаемости школьников» - Советская
педагогика, 1968, №6. |
32.
|
Ковалев А.Г.
«Психология личности». М., Просвещение, 1969. |
33.
|
Кон И.С. «Открытие Я».
М, Политиздат, 1978. |
34.
|
Ланда Л.Н. «О
формировании мыслительной деятельности при решении задач» - Вопросы
психологии, 1959, №3. |
35.
|
Лейтес Н.С.
«Индивидуальные различия в способностях» // Психологическая наука в СССР, том
2, 1960. |
36.
|
Лейтес Н.С. «Умственные
способности и возраст». М., 1971. |
37.
|
Леонтьев А.Н.
«Деятельность. Сознание. Личность». М., 1975. |
38.
|
Леонтьев А.Н., Лурия
А.Р., Смирнов А.А. «О диагностических методах психологического исследования
школьников» - Советская педагогика, 1968, №7. |
39.
|
Лернер И.Я. «Критерий
уровней познавательной самостоятельности учащихся» // Новые исследования в
педагогических науках. 1971, №4. |
40.
|
Липкина А.И. «К вопросу
о методах выявления самооценки как личностного параметра умственной
деятельности» // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. М.,
1975. |
41.
|
Липкина А.И.
«Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего
школьника» // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 1971. |
42.
|
Липкина А.И.
«Самооценка школьника». М., 1976. |
43.
|
Липкина А.И., Рыбак
Л.А. «Критичность и самооценка в учебной деятельности». М., 1968. |
44.
|
Матюхина М.В.
«Психология младшего школьника». М., Просвещение, 1970. |
45.
|
Менчинская Н.А.
«Обучение и умственное развитие» // Обучение и развитие. М, Просвещение,
1966. |
46.
|
Менчинская Н.А.,
Колмыкова З.И. «Проблемы преодоления отставания в учении» - Народное
образование, 1963, №4. |
47.
|
Мурачковский А.И. «Типы
неуспевающих школьников» - Советская педагогика, 1965, №7. |
48.
|
Неймарк М.С.
«Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе»
// Вопросы психологии личности школьников, М., Просвещение, 1973. |
49.
|
Немов Р.С.
«Психология», М., Владос, 1998. |
50.
|
«Общая психология» под
ред. А.В. Петровского, М., Просвещение, 1977. |
51.
|
«Особенности
психологического развития детей 6-7 летнего возраста» / под ред. Д.Б.
Эльконина, М., Педагогика, 1988. |
52.
|
«Педагогика» под ред.
Б.Г. Баранова, М., Педагогика, 1979. |
53.
|
«Пути преодоления
неуспеваемости» / сост. С.В. Петреченко, М., 1966. |
54.
|
Петров Ю.С. «Исследуя
причины второгодничества» - Народное образование, 1968, №8. |
55.
|
Петровский А.В.
«Развитие личности и проблемы ведущей деятельности» - Вопросы психологии,
1987, №1. |
56.
|
Петрунек А.С., Таран
Б.Г. «Младший школьник». М., 1981. |
57.
|
«Практическая
психология образования» / под ред. И.В. Дуброниной, М., 1997. |
58.
|
«Психическое развитие
младших школьников» / под ред. В.В. Давыдова, М., 1990, |
59.
|
«Психологические
проблемы неуспеваемости школьников» / под ред. Н.А. Мечинской, М., 1971. |
60.
|
Розенталь У.Д.
«Некоторые проблемы повышения успеваемости в условиях всеобщего среднего образования»
- Советская педагогика, 1975, №8. |
61.
|
Рубинштейн С.Л.
«Проблемы общей психологии». М., 1973. |
62.
|
Савонько А.П.
«Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и на
оценку людьми». Автореф. Канд. Дис. М., 1970. |
63.
|
Серебрякова Е.Л.
«Уверенность в себе и условия ее вормирования». Автореф. Канд. Дис. М., 1955. |
64.
|
Скаткин М.Н.
«Совершенствование процесса обучения». М., 1971. |
65.
|
Славина Л.С.
«Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам». М.,
1958. |
66.
|
Самохвалова В.И.
«Возрастные и индивидуальные различия запоминания разных видов материала» //
Возрастные и индивидуальные различия памяти. М., Просвящение, 1997. |
67.
|
Собиева Г.А.
«Формирование самооценки у советских школьников». Автореф. Канд. Дис. М.,
1953. |
68.
|
Сухомлинский А.В.
«Павлышская средняя школа». М., 1969. |
69.
|
Успеваемость.
Педагогический словарь. Том 2., М., 1960. |
70.
|
Ушинский Г.Д. Собрания
сочинений. Том 5., М, 1950. |
71.
|
Цетлин В.С. «К вопросу
об измерении успеваемости школьников» // Педагогика и методика педагогических
исследований. М., 1973. |
72.
|
Эльконин Д.Б.
«Психология обучения младшего школьника». М., 1974. |
73.
|
Эльконин Д.Б.
«Улучшение качества работы сельской школы и задачи психологии» - Вопросы
психологии., 1974, №2. |
|