Реферат: Влияние родительских отношений на развитие и преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста
Реферат: Влияние родительских отношений на развитие и преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИРКУТСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ
ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: «Влияние родительских
отношений на развитие и преодоление
тревожности у детей старшего
дошкольного возраста».
Выполнила студентка 6 курса
факультета дошкольной педагогики
и психологии Черненко Ю.В.
Научный
руководитель
старший преподаватель кафедры
дошкольной педагогики и психологии,
Серёдкина Н.Д.
Сдана на рецензию
…………………….
Допущена к защите
…………………….
Защищена
…………………….
Иркутск 2002
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
– 3-5
Глава 1. Теоретические основы развития и преодоления тревожности
у детей в системе родительских отношений.
1.1.Понятие «родительские отношения», виды,
критерии. – 6-11
1.2. Влияние родительских отношений на проявление
тревожности
у детей старшего дошкольного возраста. –
11-16
1.3. Подходы к коррекции тревожности у детей в
системе детско-
родительских
отношений. –
16 -20
Глава 2. Изучение особенностей развития детско-родительских отношений
в семье (на материалах констатирующего этапа
исследования). – 21 -30
Глава 3. Коррекционная программа по созданию психолого-педагогических
условий для преодоления тревожности у детей
шестого года жизни
в системе детско-родительских
отношений. – 31-39
Заключение.
– 40
Библиография. –
41-42
Приложение.
ВВЕДЕНИЕ
Психологическое здоровье детей
зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических
и многих других факторов.
По мнению авторов (Л.И. Божович,
А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребёнок как самая
чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным
воздействиям.
В последние годы, как
свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее
распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина,
В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).
Одним из условий, влияющих на
проявление тревожности у детей, как указывают исследователи С.В. Ковалёв, А.И.
Захаров, И. Коган и другие, является психологический микроклимат семьи.
Для маленького ребёнка семья –
это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить,
ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в
определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное,
так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо
доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным,
лживым.
По мнению А.Я. Варга, В.В.
Столина и других, родительские отношения – это система разнообразных чувств к
ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей
восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.
Для развития позитивных
детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем
знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком (Е.О.Смирнова,
М.В.Быкова и другие).
Поэтому актуальность проблемы
детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего
развития психологической науки и практики. В связи с этим мы решили изучить эту
тему и раскрыть ее в нашей работе.
Цель исследования
– апробировать систему работы по преодолению тревожности у детей.
Объект исследования –
детская тревожность и причины ее возникновения.
Предмет исследования – процесс совершенствования
детско-родительских отношений с целью преодоления тревожности у детей.
Гипотеза: мы
предполагаем, что для устранения тревожности у детей старшего дошкольного
возраста необходимо усовершенствовать детско-родительские отношения, а это
возможно при условии:
а) создания обстановки
эмоционального комфорта и психологического благополучия ребенка в семье;
б) изучения особенностей стилей
детско-родительских отношений;
в) комплексного использования
средств и методов психолого-педагогической коррекции в системе
детско-родительских отношений.
В соответствии с объектом и
предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:
1.Выявить теоретические основы
проблемы влияния родительских отношений на развитие и устранение тревожности у
детей.
2.Отобрать диагностические
методики, направленные на выявление тревожности у детей в системе родительских
отношений.
3.Апробировать коррекционную
программу по развитию положительных детско-родительских отношений, выявить ее
развивающий эффект.
Методологическая основа:
Методологической основой являются
теоретические концепции ведущих отечественных психологов: В.С.Мухиной,
Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева о закономерностях развития детской психики,
понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности. А
также исследование ряда работ авторов, которые изучали семью и семейные
отношения: Л.Д.Столяренко, С.И.Самыгин, А.В.Петровский, А.И.Захаров,
И.М.Балинский, В.Н.Мясищев и другие.
Методы исследования:
1.Анализ справочной
психолого-педагогической литературы.
2.Эксперимент (констатирующий,
формирующий, контрольный).
3.Количественная и качественная
обработка результатов.
Практическая значимость работы состоит в разработке
коррекционной программы по преодолению тревожности у детей в системе
детско-родительских отношений.
Организация работы:
Экспериментальная работа
проводилась в МДОУ № 43 г. Усолье-Сибирское.
В исследовании принимало участие
30 детей и 30 родителей.
Структура и объем работы:
Дипломная работа состоит из
введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения. Основное содержание
изложено на страницах.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РАЗВИТИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ
ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ
РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.
1.1.
Понятие
«родительские отношения», виды, критерии.
Прежде чем понять сущность влияния
родительских отношений на ребенка, рассмотрим её значение в его жизни.
Семья как определённая социальная
общность волновала умы философов, историков, социологов, педагогов, психологов
во все времена. Но на сегодняшний день в современной науке так и нет единого
определения понятия «семья», хотя попытки сделать это предпринимались великими
мыслителями много веков назад (Аристотель, Гегель, Кант, Платон и другие).
В психологическом словаре для
родителей находим следующее определение семьи:
«Семья – основанная на браке или
кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной
моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения
обусловлены различием полов и половой потребностью, проявляются в форме
нравственно-психологических отношений» (40).
По мнению Л.Д. Столяренко, С.И.
Самыгина, «семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная
для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении
рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена» (39, 210).
В социологии семья
рассматривается как:
-первичная социальная группа, в которой начинается и
протекает социальная жизнь человека;
-основной фактор в социализации;
-социальный институт, регулирующий
различные стороны жизни на основе принципов и правил, принятых в обществе;
-социальная система, все члены
которой имеют определённые статус и роли;
-общность, для которой характерна
особая система межличностных отношений.
По мнению
исследователей, занимающихся проблемами семьи
(И.М. Балинский, А.И. Захаров, И.А.
Сихорский и другие), семья может выступать в качестве положительного или
отрицательного фактора в воспитании ребёнка.
Положительное воздействие на
личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье
людей, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о
нём. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально
нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
По мнению Л.Д. Столяренко, С.И.
Самыгина, «семейное воспитание» – это система воспитания и образования,
складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников.
Семейное воспитание – сложная
система. Оно должно основываться на определённых принципах и иметь определённое
содержание, которое направлено на развитие всех сторон личности ребёнка. Оно должно
основываться на определённых принципах:
-гуманность и милосердие к растущему
человеку;
-вовлечение детей в жизнедеятельность
семьи как её равноправных участников;
-открытость и доверительность
отношений с детьми;
-оптимистичность взаимоотношений в
семье;
-последовательность в своих
требованиях (не требовать невозможного);
-оказание посильной помощи своему
ребёнку, готовность отвечать на вопросы.
Реализация этих принципов будет
зависеть и от типа воспитания:
Автократический – когда
все решения, касающиеся детей, принимают исключительно родители.
Авторитетный, но
демократический – в этом случае решения принимаются родителями совместно с
детьми.
Либеральный – когда при
принятии решения последнее слово остаётся за ребёнком.
Хаотический – управление
осуществляется непоследовательно: иногда авторитарно, иногда демократически,
иногда либерально.
Основой семейного микроклимата, по мнению
исследователей А.С. Макаренко, А.В. Петровского, А.И. Захарова, А.Б. Добрович и
других, являются межличностные отношения, которые и определяют его климат.
Именно по отношению родителей к
своему ребёнку, как считает Е.М Волкова, можно предположить, каким он станет в
будущем.
По мнению А.Я. Варга и В.В.
Столина, «родительские отношения» – это система разнообразных чувств к ребёнку,
поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей
восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.
Проблемой влияния родительского
отношения к ребёнку занимались такие исследователи как А.В. Петровский, А.И.
Захаров, И.М. Балинский, В.Н. Мясищев, Р.А. Зачепицкий и другие.
С. Соловейчик считает, что
отношения родителей к ребёнку отличаются высокой психологической напряжённостью
и многообразны в своих проявлениях. Наиболее частыми, по его мнению, типами
отношений являются: внимательное, боязливое, тщеславное, сердитое,
раздражительное, приспособляющееся, общительное, сенсационное, настойчивое,
постоянное, уверенное, обнадёживающее.
П.Ф. Лесгафт выделил шесть
позиций родителей по отношению к детям, оказывающих влияние на поведение
ребёнка:
1.Родители не обращают внимания на
детей, унижают, игнорируют их. В таких семьях дети часто вырастают лицемерными,
лживыми, у них часто наблюдается невысокий интеллект или задержка умственного развития.
2.Родители постоянно восхищаются
своими детьми, считают их образцом совершенства. Дети чаще всего вырастают
эгоистичными, поверхностными, самоуверенными.
3.Гармоничные отношения, построенные
на любви и уважении. Дети отличаются добросердечием и глубиной мышления,
стремлением к знаниям.
4.Родители постоянно не довольны
ребёнком, критикуют и порицают его. Ребёнок растёт раздражительным,
эмоционально неустойчивым.
5.Родители чрезмерно балуют и
оберегают ребёнка. Дети растут ленивыми, социально незрелыми.
6.Родители, на позицию которых
оказывают влияние финансовые трудности. Их дети растут с пессимистическим
отношением к окружающему миру. Если же не влияют, то дети спокойны, скромны.
А.С. Макаренко обращает внимание
на такие отношения в семье как сосуществование, конфронтация, содружество.
В своих исследованиях С.В.
Ковалёв выделяет следующие типы семейных отношений: антагонизм, конкуренция,
соревнование, паритет, сотрудничество.
Е.М. Волкова рассматривает лишь
типы благополучных семей.
А.В. Петровский выделяет диктат,
опеку, паритет и сотрудничество.
Изучив выделенные С.В. Ковалёвым,
А.В. Петровским, Е.М. Волковой типы семейных отношений, мы определили
следующие:
Диктат – систематическое
подавление инициативы другого.
Опека – отношения, при
которых родители обеспечивают своим трудом удовлетворение всех потребностей
ребёнка.
Невмешательство –
предполагает сосуществование двух миров: «взрослых» и «детей».
Сотрудничество –
предполагает опосредованность межличностных отноше-ний общим целям и задачам
совместной деятельности.
Паритет – ровные
«союзнические» отношения, основанные на взаимной выгоде всех членов союза.
А.Б Добрович выделяет роли
ребёнка в семье, определённые для него родителями: «кумир семьи», «мамино сокровище»,
«паинька», «болезненный ребёнок», «ужасный ребёнок», «Золушка» (7, 46).
В своих исследованиях А.Я. Варга
и В.В. Столин выделили следующие критерии родительских отношений:
1.«Принятие – отвержение».
Принятие: родителю ребёнок
нравится таким, какой он есть. Он уважает индивидуальность ребёнка,
симпатизирует ему.
Отвержение: родитель воспринимает
своего ребёнка плохим, неприспособ-ленным, неудачливым, по большей части
испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет
ребенку, не уважает его.
2.«Кооперация» – родитель
заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всем помочь ему. Высоко
оценивает его интеллектуальные и творческие способности, испытывает чувство
гордости за него.
3.«Симбиоз» – родитель постоянно ощущает
тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным. Родитель не
предоставляет ребенку самостоятельности.
4.«Авторитарная гиперсоциализация» –
родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он
старается во всем навязать ему свою волю, за проявление своеволия ребенка
сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальным поведением ребенка
и требует социального успеха.
5.«Маленький неудачник» – в
родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребёнка, приписать
ему личную и социальную несостоятельность. Ребёнок представляется
неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Взрослый старается
оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Анализ литературы показывает, что,
несмотря на разнообразие понятий, описывающих родительские отношения,
практически во всех подходах можно заметить, что родительское отношение по
своей природе противоречиво. Е.О.Смирнова и М.В.Быкова выделяют два
противоположных момента в родительских отношениях: безусловный (содержит такие
компоненты, как принятие, любовь, сопереживание и т.д.) и условный (объективная
оценка, контроль, направленность на воспитание определённых качеств).
Таким образом, у нас есть все
основания сделать вывод о том, что взаимоотношения в семье могут носить
разноплановый характер. На детско-родительских отношениях сказывается тип
семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую
они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений
формируется его личность.
Исследования А.Н.Леонтьева,
А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконина и других показали, что психическое развитие ребенка
определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с
родителями.
Следовательно, логично рассмотреть
вопрос о влиянии родительских отношений на эмоциональное развитие ребенка.
1.2. Влияние родительских отношений
на проявление тревожности
у детей старшего дошкольного
возраста.
Прежде чем рассматривать вопросы, связанные с влиянием
родительских отношений, обратим внимание на то, что представляет собой
тревожность.
В психологической науке имеется
значительное количество исследований, посвященных анализу различных аспектов
проблемы тревожности.
Понятие «тревожность»
многоаспектно. В словарях оно отмечается с 1771 г. Существует много версий,
объясняющих происхождение этого термина. Большинство исследователей сходятся во
мнении о том, что рассматривать это понятие надо дифференцированно – как
ситуативное явление и как личностную характеристику.
В психологическом словаре
«тревожность» рассматривается как склонность индивида к переживанию тревоги,
характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из
основных параметров индивидуальных различий.
Страницы: 1, 2, 3
|