Реферат: Влияние игротренинга на двигательную активность детей старшего дошкольного возраста
2.8. Структура коррекционно - развивающего
сказкотерапевтического занятия
Этап |
Назначение |
Содержание |
1.Ритуал «входа» в сказку |
Создать настрой на совместную работу, «войти в сказку» |
Коллективные упражнения. Например, взявшись за руки в
кругу, все смотрят на свечу или передают друг другу мячик; или совершается
иное «сплачивающее» действие. |
2. Повторение |
Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для
себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. |
Ведущий задает детям вопрос о том, что они помнят,
использовали ли они новый опыт. |
3. Расширение |
Расширить представления ребенка о чем-либо. |
Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку.
Предлагает детям попробовать, помочь какому-либо существу из сказки. |
4. Закрепление |
Приобретение нового опыта, проявление новых качеств
личности ребенка. |
Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый
опыт; совершаются символические путешествия, превращения. |
5. Интеграция |
Связать новый опыт с реальной жизнью. |
Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми в каких
ситуациях из жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели. |
6. Резюмиро-вание |
Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся. |
Ведущий подводит итог занятия. Четко проговаривает
последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их
заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта. |
7.Ритуал «выхода» из сказки |
Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к
взаимодействию в привычной среде. |
Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением. |
2.9. Драматизация сказок. Творчество в
двигательной деятельности детей.
Сказкотерапия по своей
сущности не могла обойти стороной приём драматизации. «Проживание» под маской
множества жизней значительно обогащает интеллектуальный, эмоциональный и
поведенческий багаж человека. Слушая или читая сказку, ребёнок или взрослый
проигрывает её в своём воображении. Он представляет себе место действия и
героев сказки. Таким образом, он в своём воображении видит целый спектакль.
Поэтому совершенно естественным является использование драматизации сказок в
психологических целях. Однако не каждый ребёнок и взрослый обладает актёрским
талантом для того, чтобы самому играть на сцене, поэтому для психологических
целей используется также постановка сказок с помощью разных видов кукол и
песочницы. Осознание своих негативных черт – первый шаг к управлению ими.
Второй шаг – проигрывание их. Поэтому умело организованная постановка может
служить эффективным средством для коррекции тяжёлых эмоциональных состояний.
Находясь долгое время в активном состоянии, выполняя действия спектаклей,
происходит всестороннее развитие детей, освоение ими новых умений и навыков.
Дети овладевают средствами речевой и двигательной выразительности.
Сказкотерапевтические
постановки не допускают «мучительного выучивания» ролей и длительных репетиций.
Во главу угла ставиться идея ЭКСПРОМТА. Детское творчество – первоначальная
ступень в развитии творческой деятельности. Ценность его не в результате, не в
продукте творчества, а в самом процессе.
Драматизация сказок с
куклами.
Постановка кукольных
спектаклей даёт детям возможность создавать творческий продукт, адресованный не
только им самим, но и другим людям. Благодаря куклотерапии создаётся особая
«терапевтическая» среда, стимулирующая развитие личности ребёнка, а также
достигаются следующие результаты:
-
развивается
речь детей;
-
развивается
эмоциональная и моторная адекватность;
-
развиваются
коммуникативные навыки;
-
развивается
пространственная ориентация;
-
укрепляется
союз с родителями.
«Оживляя» куклу, ребёнок чувствует
и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведение куклы.
Следовательно, ребёнок получает оперативную не директивную обратную связь о
своих действиях. А это помогает ему самостоятельно корректировать свои
действия, улучшая кукловождение.
Работа с куклой
позволяет:
1) совершенствовать мелкую моторику
руки и координацию движений;
2) нести ответственность за
управление куклой;
3) проявлять через куклу те эмоции,
чувства , состояния, движения, которые в обычной жизни по каким –либо причинам
человек не может или не позволяет себе проявлять;
4) осознавать причинно -
следственные связи между своими действиями и изменением состояния куклы;
5) научиться находить адекватное
телесное движение различным эмоциям, чувствам, состояниям;
6) развивать произвольное внимание;
7) совершенствовать коммуникативные
навыки и культуру.
Благодаря разнообразию кукол можно менять различные
виды деятельности, поэтому ребята долго не утомляются. Становится возможной и
постановка кукольных спектаклей. Особое место в сказочных постановках занимают
сказки – экспромты. Это сказки, которые рождаются «здесь и сейчас» , без
домашних заготовок. Их источником является интуитивное прочувствование ведущим
актуальной проблематики группы. Динамика сюжета и конец такой сказки не
известны даже ведущему. Эффект психологического воздействия подобных постановок
огромен. Сами актёры могут подсказывать ведущему повороты сюжета, поэтому
постановка превращается в живой процесс СОТВОРЧЕСТВА.
Постановка сказки – всегда праздник для её
участников. Если её умело организовать, она поможет в коррекции и терапии даже
самых сложных проблем.
Существует специальное направление в сказкотерапии,
называемое ИМИДЖ - ТЕРАПИЕЙ, в котором благодаря новому имиджу
человек символически получает и новое прошлое, настоящее и будущее. Ведь в
жизни каждый из нас играет множество ролей. Но бывает так, что мы настолько
привыкаем к одной роли, одному образу, что через некоторое время становимся его
рабом. Психологи такое явление называют «соответствие образу» . Нечёткое
соответствие образу лишает человека спонтанности. И здесь на помощь приходит
сказка. Именно здесь можно реально измениться, попробовать себя в неожиданных
ролях. МГНОВЕННОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ – вот смысл сказочной терапии. Родоначальником
сказочной имидж – терапии является петербургский сказочник и волшебник – Андрей
Владимирович Гнездилов.
Прожив жизнь сказочного образа, человек приобретает
дополнительную силу. В сказочном образе он может компенсировать то, чего ему не
хватает в жизни, он ощущает прилив сил из глубин самого себя.
Часто новый образ подчёркивает «естество» человека,
то что тщательно скрывается. А это даёт богатый материал не только для
диагностики, но и коррекционной работы.
Дети склонны идентифицировать себя с различными
героями сказок, мультфильмов, историй. В сказочной среде они могут выбрать для
перевоплощения любой персонаж. Преображённому ребёнку предлагается
продемонстрировать, как ходит его персонаж, что он любит, что не любит, с кем
он дружит и пр. Задача ведущего – собрать как можно больше проективной информации
о персонаже, в которого перевоплотился ребёнок. Таким образом выявляются
личностные тенденции, мотивы, эмоциональные состояния, ценностные ориентации
человека. Находясь в образе, он может с одной стороны, отыграть подавленные
эмоции и желания, с другой стороны, проиграть и усилить необходимые ему модели
поведения.
Изменение образа, переодевание, во многом
способно помочь и самому воспитателю. Меняя образ, он меняет характер, стиль
поведения и общения. Через сказочное преображение взрослый может
«отнормировать» расшалившегося, капризного или перевозбуждённого ребёнка.
Поэтому изменение образа, волшебное преображение может быть полезным не только
ребёнку, но и взрослому.
2.10. Использование телесно – ориентированных техник в
практике сказкотерапии
Телесно – ориентированные техники используются в
сказкотерапии в нескольких аспектах.
1.
Релаксационный практикум.
В этом аспекте уместно применение медитативных сказок, «заземляющих» упражнений
( хождение по разным видам почвы, превращение в дерево и пр.) .
2.
Моделирование ситуаций, связанных с ранним детским опытом. Благодаря телесно –
ориентированным упражнениям можно заново пережить ощущение новорожденного,
вспомнить ситуации «пеленания» и собственные первые шаги.
В практике сказкотерапии не используются
«классические» инструкции телесной терапии, каждое движение предваряется
сказкой. Сказочная оболочка телесно – ориентированных упражнений, связанных с
проживанием ранних ощущений, позволяет приобрести гармоничный опыт, что в свою
очередь позволяет компенсировать негативный ранний опыт и стабилизировать
психоэмоциональное состояние.
3.
Моделирование ситуаций преодоления трудностей. Для приобретения навыков сопротивления можно
создавать «ситуации давления» . При этом используются метафоры «Зернышко под
землёй» , «Облако, которое превращается в тучу и начинает давить» и др.
4.
Формирование навыков позитивной невербальной коммуникации. Здесь развиваются способности
понимать язык прикосновений, умение поддержать в Тяжёлом состоянии с помощью
прикосновения.
5.
Спонтанное самовыражение.
В этом аспекте используется техника спонтанного танца. Главная идея – отойти от
стереотипных движений, ощутить ритм музыки и откликнуться на него гармоничным
движением.
Синтез телесно – ориентированных техник со
сказкотерапией называется психодинамическими медитациями. Этот вид медитации
связан с движениями, перевоплощениями, с развитием различного вида
чувствительности, получением позитивного двигательного опыта, моделированием ситуаций
раннего детского опыта. также этот вид направлен на общую энергетизацию тела
на основе использования телесно – ориентированных приёмов.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Сказкотерапия – это не
просто направление, а синтез многих достижений психологии, педагогики,
психотерапии и философии разных культур. Сказкотерапия – это живой, творческий
процесс, который обогащается детскими находками и озарениями. Слово сказки
живет в детском сознании. Сердце замирает у ребенка, когда он слушает или
произносит слова, создающие фантастическую картину. В процессе разнообразных
сказкотерапевтических занятий воспитанники черпают множество познаний: первые
представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с
предметным миром; благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и
сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего
мира, выражает свое отношение к добру и злу, таким образом происходит коррекция
личности, расширение эмоционально – поведенческих реакций. В сказке черпаются
первые представления о справедливости и несправедливости. Сказки позволяют
малышу впервые испытать храбрость и стойкость. Процесс сказкотерапии даёт
ребёнку альтернативную концепцию, которую он может либо принять, либо отвергнуть.
Сказка – благодатный и ничем не
заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка - серьезнейшее средство
нравственного воспитания. Она делает души ребят мягче, отзывчивее, добрее.
Сказка – это в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего. Это духовные
богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной
народ. Это метод интеграции личности, развития творческих способностей,
расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
В наше время существуют следующие проблемы:
1.
Существует
много сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие, подавление личности
и другие негативные моменты.
2.
Сказки подаются
дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание,
в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных
спектаклей, мультфильмов.
3.
Сказки далеко
не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления,
активного воспитания добрых чувств.
4.
С развитием
массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит
у телевизора, чем с книгой.
Но сейчас активно разрабатываются
нетрадиционные направления работы со сказкой. Нетрадиционное – это значит,
непривычно по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески
преобразовать ход повествования. Невозможно предугадать весь спектр реакций,
возникающих в сказочных ситуациях, непривычных для ребёнка действиях . Также
невозможно описать все причины, которые порождают ту или иную ситуацию. Поэтому
только жизненный и профессиональный опыт, интуиция позволят организовать
процесс сказкотерапии. Однако следует придерживаться основного принципа – не
спорить, не переубеждать, не давить, насильно не включать ребёнка в сценарий
занятия. Ведь сказка – это место свободное от условностей.
ГЛАВА 3. Использование сказкотерапии в сочетании с
фитбол-гимнастикой с детьми дошкольного возраста
3.1. Физкультурные занятия с использованием
фитбол-гимнастики
Развитие детей и улучшение их
здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях - одна из
актуальных задач современной педагогики. Для детей в детском саду часто
оказываются невыполнимыми требования, предусмотренные типовой программой
воспитания, не говоря уже о программах «Детство», «Старт», «Физкульт-ура!» и
др. Многие дети нуждаются в особых программах физического воспитания, в которых
должен быть учтен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических
проблем. Эти программы должны в первую очередь способствовать коррекции не
только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического
развития. Необходимо использовать такие приемы и методы, которые бы
способствовали максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия
(зрение, слух, осязание, обоняние) и переработки информации. Именно этим
требованиям отвечает методика работы с коррекционными мячами, или фитболами,
высокая эффективность которой была высоко оценена на протяжении многих лет
работы с дошкольниками.
Гимнастика с использованием
фитболов относиться к одному из видов фитнес-гимнастики. В настоящее время мячи
различной упругости, размеров, веса используются в спорте, педагогике и
медицине.
Мяч имеет определенные свойства,
используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и
размер, и цвет, и запах, и его особая упругость.
Шар посылает оптимальную
информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного,
зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении
упражнений на мяче, усиливает эффект занятий. Кроме того, мячи имеют
ванильно-конфетный запах и дети с удовольствием занимаются на таких тренажерах.
Мячи могут быть не только
разного размера, но и цвета. Ведь известно, что цвета по-разному воздействуют
на психическое состояние и физиологические функции человека. Теплый цвет
(красный, оранжевый) повышает активность, усиливает возбуждение центральной
нервной системы. Этот цвет обычно выбирают активные дети с холерическими
чертами. Холодный цвет (синий, фиолетовый) успокаивает. Его выбирают дети с
флегматичными чертами, спокойные, чуть заторможенные, инертные. Желтый и
зеленый цвет способствует проявлению выносливости. С помощью цветов можно
регулировать психоэмоциональное состояние человека. Велика сигнальная роль
цвета в предупреждении травматизма. Так, коричневая и черная окраска снарядов
создает впечатление, что они тяжелее, чем предметы, которые окрашены в белый и
желтый цвета.
Мячи позволяют
индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс. Занятия с мячом укрепляют
мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное –
формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной
осанки.
Гимнастикой с мячами можно
заниматься индивидуально или в группе. Время проведения одного занятия с детьми
3-4 лет – 20-25 минут, с детьми 5-6 лет – 30-35 минут. Занятия проводятся в
чистом, проветренном помещении на ковриках, дети одеты по возможности легко,
лучше без обуви (в носках).
Необходимо помнить, что это
занятие - сказка. Упражнения выполняются детьми по ходу рассказывания сказки
воспитателем. Как правило, эти занятия не имеют большой мышечной нагрузки, в
них преобладает множество упражнений на развитие мелкой моторики (хватание,
бросание, поглаживание предметов разные виды ритмических хлопков), звукоподражание,
а также различные игры с развернутым игровым содержанием.
Дети получают удовлетворение не от
того, что научились выполнять то или иное движение, а от самого процесса игры.
Упражнения на мячах могут проводиться в течение целого занятия, но с детьми
младшего дошкольного возраста более целесообразно использовать упражнения на
мячах в качестве фрагмента занятия. В целом использование мячей не должно
превышать 40% общей длительности занятия, так как важно дать возможность детям
не только упражняться на мячах, но и ходить, бегать, прыгать, лазать,
танцевать.
Если в младшей группе основное
внимание уделялось работе над тонусом, статистической координацией и
сохранением заданной позы, то в средней главная задача – обучение технически
правильному выполнению общеразвивающих упражнений и развитию двигательной
координации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|