Реферат: Типичные ошибки в семейном воспитании
Реферат: Типичные ошибки в семейном воспитании
МОСКОВСКИЙ
ЭКСТЕРНЫЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Академия педагогики
Реферат
по теоретическому курсу
“Семейная
педагогика”
“Типичные ошибки в
семейном воспитании”
Фамилия,
и.о. студента
Студенческий
билет
Преподаватель ______________________
Рецензент ______________________
1999
1. Нормативная часть
Основы
семейного воспитания.
Воспитательный
потенциал семьи.
Одарённые дети
– какие они?
Особенности
воспитания одарённых детей в семье.
Дети с
нервно-психическими отклонениями.
Особенности
воспитания нервных детей в семье.
Основы
организации сотрудничества школы и семьи.
Общение
учителя с родителями.
2. Творческая часть
«Типичные ошибки в семейном воспитании»
Ошибки
воспитания, вызванные мотивацией родителей
Конфликты,
возникающие в связи с неправильными стратегиями воспитания
Родительские
директивы как проявление ошибок в семейном воспитании
Заключение
3.
Список использованной литературы
Нормативная
часть
Основы
семейного воспитания. Воспитательный потенциал семьи.
Традиционно главным
институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы
приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность
семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в
течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на
личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней
закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем
наполовину сформировался как личность.
Семья может
выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора
воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально
нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья –
это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и
важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые
родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них
комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему
поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих
детей и т.д.
В связи с особой
воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы
максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи
на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные
социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Именно в семье
ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как
себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат
ребёнка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых
теория не расходится с практикой. Главное в воспитании маленького человека –
достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком. Родителям
ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек.
Конфликтная ситуация
между родителями – различные подходы к воспитанию детей. Первая задача
родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на
компромисс, то обязательно удовлетворить основные требования сторон. Когда один
родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.
Вторая задача – сделать так, чтобы ребёнок не видел противоречий в позициях
родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Воспитание ребёнка
состоит из многочисленных форм взаимодействия и рождается в совместной жизни в
семье. Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные
взгляды, а то, что будет более полезным для ребёнка.
Ребёнок может
приниматься родителями таким, какой он есть (безусловная любовь). Возможно,
родители любят его, когда ребёнок соответствует их ожиданиям. когда хорошо
учится и ведет себя. но если ребёнок не удовлетворяет тем потребностям, то
ребёнок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит
значительные трудности, ребёнок не уверен в родителях, он не чувствует той
эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества
(обусловленная любовь) . Ребёнок может вообще не приниматься родителями. Он им
безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков).
Можно ли назвать
хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей
правоте? Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые пребывают в
постоянных тревожных сомнениях, теряются при столкновении с чем-то новым в
поведении ребёнка? И повышенная родительская уверенность, и излишняя
тревожность не содействуют успешному родительству.
Будущие родители
задумываются о том, как лучше сформулировать для самих себя цели работы по
воспитанию своего ребёнка. Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая,
полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребёнка. На созидание такой
жизни и должно быть направлено семейное воспитание.
Связь воспитания с
другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так
же место воспитания в целостной личности человека – все это и придает
воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.
В педагогической
деятельности абсолютной нормы не существует. В родительском труде, как во
всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения.
Воспитание в семье – это та же жизнь. Отношения с ребёнком, так же как и с
каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.
Например, если
родители во всем совершенны, знают правильный ответ на любой вопрос, то в этом
случае они вряд ли смогут осуществить самую главную родительскую задачу –
воспитать в ребёнке потребность к самостоятельному поиску, к познанию нового.
В каждой семье
объективно складывается определенная система воспитания. Под системой
воспитания понимаются цели воспитания, формулировка его задач, более или менее
целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно
и чего нельзя допустить в отношении ребёнка. Могут быть выделены 4 тактики
воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся
и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство»
и сотрудничество. Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении
одними членами семейства инициативы и чувства собственного достоинства у других
его членов. Опека в семье – это система отношений, при которых родители,
обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждают
его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Система
межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже
целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться
тактикой «невмешательства». Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье
предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и
задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями.
Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребёнка.
Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает
особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.
Родители составляют
первую общественную среду ребёнка. Личности родителей играют существеннейшую
роль в жизни каждого человека. Специфика чувств, возникающих между детьми и
родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима
для поддержания самой жизни ребёнка. Любовь каждого ребёнка к своим родителям
беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к
родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления
родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности
внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская
любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и
душевного здоровья.
Именно поэтому
первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в
том, что его любят и о нем заботятся. Самая естественная и самая необходимая из
всех обязанностей родителей – это относиться к ребёнку в любом возрасте любовно
и внимательно. И тем не менее подчеркивание необходимости создания у ребёнка
уверенности в родительской любви диктуется рядом обстоятельств. Психологами
доказано, что за трагедией подросткового алкоголизма и подростковой наркомании
часто стоят не любящие своих детей родители. Главное требование к семейному
воспитанию – это требование любви. Только при уверенности ребёнка в родительской
любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на
основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна
научить любви.
Многие родители
считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая
что, когда ребёнок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности,
эгоизму, себялюбию. Наоборот –эти неблагоприятные личностные черты как раз
возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит,
когда ребёнок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности.
Глубокий постоянный
психологический контакт с ребёнком – это универсальное требование к воспитанию,
которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт
необходим в воспитании каждого ребёнка в любом возрасте. Именно ощущение и
переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и
осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основа для сохранения
контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни
ребёнка.
Когда говорится о
взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в
виду некий диалог, взаимодействие ребёнка и взрослого друг с другом. Как
строить педагогический диалог? Главное в установлении диалога – это совместное
устремление к общим целям, совместное видение ситуаций, общность в направлении
совместных действий. Первостепенное значение имеет сам факт совместной
направленности к разрешению проблем. Ребёнок всегда должен понимать, какими
целями руководствуется родитель в общении с ним. Ребёнок, даже в самом малом
возрасте, должен становиться не объектом воспитательных воздействий, а
союзником в общей семейной жизни, в известном смысле ее создателем и творцом.
Когда ребёнок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы,
наступает подлинный диалог. Ещё важно соблюсти равенство позиций – то есть признание
активной роли ребёнка в процессе его воспитания. Человек – всегда активный
субъект самовоспитания. Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости для
родителей постоянно учиться видеть мир в самых разных его формах глазами своих
детей.
Помимо диалога для
внушения ребёнку ощущения родительской любви необходимо выполнять еще одно
чрезвычайно важное правило. На психологическом языке эта сторона общения между
детьми и родителями называется принятием ребёнка. Под принятием понимается
признание права ребёнка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на
других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребёнка – значит
утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми
свойственными ему качествами. Родители должны осознавать, что каждая негативная
оценка личности ребёнка и присущих ему качеств характера типа: «Вот
бестолковый! Сколько раз объяснять, бестолочь!», «Да зачем же я тебя только на
свет родила, упрямец, негодник!», каким бы справедливым по сути она ни была,
какой бы ситуацией ни вызывалось, наносит серьезный вред контакту с ребёнком,
нарушает уверенность в родительской любви. Необходимо выработать для себя
правило не оценивать негативно самого ребёнка, а подвергать критике только
неверно осуществленное действие или ошибочный, необдуманный поступок.
Дистанция, которая
стала преобладающей во взаимоотношениях с ребёнком в семье, непосредственно
зависит от того, какое место занимает деятельность воспитания во всей сложной,
неоднозначной, подчас внутренне противоречивой системе различных мотивов
поведения взрослого человека. Поэтому стоит осознать, какое место в
родительской собственной мотивационной системе займет деятельность по воспитанию
будущего ребёнка.
Одарённые дети
– какие они?
Работы известного
психолога Н.С. Лейтеса по изучению психики одаренных детей занимают видное
место в русской педагогике. Многие психоло-педагогические принципы развития
творчества у детей младшего школьного возраста выдвинули Н.Н. Поддьяков,
Д.Н. Узнадзе, А.В. Запорожец, Ю.З. Гильбух.
Ранний, “из ряда вон
выходящий” подъем умственных способностей может быть предшественником
подлинного таланта. Многие выдающиеся люди уже в детстве блистали незаурядными
способностями. Но, с другой стороны, выдающиеся умственные проявления ребёнка
могут оказаться лишь чем-то временным. В ходе возрастного развития – вместе с
укреплением и обогащением свойств интеллекта, подъемом их на новый уровень –
происходит и ограничение, а то и утрата некоторых детских возможностей.
Младший школьный
возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по
преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции
благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение
авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое
отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников
каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей
положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.
Некоторые из
особенностей младших школьников в последующие годы сходят на нет, другие во
многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом разную степень
выраженности у отдельных детей той или иной возрастной черты. Но несомненно,
что рассмотренные особенности существенно сказываются на познавательных
возможностях детей и обуславливают дальнейший ход общего развития. Высокая
восприимчивость к окружающим воздействиям, расположенность к усвоению очень
важная сторона интеллекта, характеризующая умственные достоинства и в будущем.
Каждой ступени
детства присуща своя и для последующих возрастов не характерная готовность,
расположенность к умственному росту. С точки зрения предпосылок развития дети
как бы одареннее взрослых; но очень важно не упустить эти, на время возникающие
внутренние условия развития.
Следует учитывать и
такое обстоятельство: могут измениться интересы и устремления. К тому же
быстрый темп возрастного умственного развития часто затрагивает разные стороны
интеллекта неодинаково: возрастание зрелости в чем-то одном может сочетаться с
задержками по другим направлениям. Такая неравномерность умственного подъема
также может стать источником трудностей в дальнейшем развитии ребёнка. Таким
образом, имеются возможные причины, по которым ребёнок с многообещающим
умственным стартом может не оправдать ожиданий. Но совершенно неверным будет
вывод, что ранние проявления одаренности вообще не надо принимать всерьез:
возрастная одаренность далеко не всегда проходит бесследно – она определенным
образом сказывается на формирующихся способностях.
У немалого числа
детей с ранним подъемом интеллекта те умственные достоинства, которые
обнаруживаются в период ускоренного развития, в той или иной форме сохраняются
в дальнейшем, приумножаются – необычность этих детей оказывается действительным
предвестником их особых возможностей. Здесь черты детской одаренности как бы
выдерживают испытание временем.
Особенности
воспитания одарённых детей в семье.
Многие думают, что
ребёнок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, не будет встречать трудностей
в учебных занятиях – ему уготовано более счастливое детство. В действительности
же детей с ранним умственным расцветом могут ожидать немалые сложности и дома,
и в школе свои драмы в ходе возрастного развития.
Прежде всего важно,
как поведут себя родители и другие старшие члены семьи, когда обнаружится
необычность ребёнка. Часто наряду с радостью и гордостью такой ребёнок вызывает
и озабоченность, даже тревогу, поскольку пристрастие к умственной работе
производит у родителей впечатление чрезмерности. Иногда родители, с которыми
ничего подобного не происходило, опасливо присматриваются к такой увлеченности,
к занятиям не по возрасту. При этом далеко не всегда взрослым удается хотя бы
не обрушить на голову ребёнка все свои сомнения и страхи. В других семьях чрезвычайными
детскими способностями и успехами ребёнка восхищаются, охотно его демонстрируют
знакомым и незнакомым. Так подогревается детское тщеславие; но на основе
самомнения и тщеславия нелегко найти общий язык со сверстниками. В дальнейшем
это может обернуться немалыми огорчениями для растущего человека.
Дети с ранним
умственным подъемом нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их
одобрениям и порицаниям. В семье могут ввести запрет на разговоры о
талантливости ребёнка, но не всегда он достаточен, кто-нибудь из членов семьи
иногда забудется, выразит свой восторг. А ребёнок, естественно, не пропустит,
уловит восхищение своим умом, своими успехами. Если же старшие, напротив, нисколько
не ценят проявления необычных способностей, смотрят на них как на странность,
которая со временем пройдет, то и такое отношение тоже будет “принято к сведению”,
оно не минует детского сознания.
В семье детям с
признаками одаренности труднее, чем обычным. Труднее независимо от того,
восхищаются ли ими без меры или считают странными. Взрослые могут ошибаться в
своих оценках, когда встречают у ребёнка то, чего они не ожидали.
Таким образом, в
вопросе о воспитании одаренных детей большая ответственность лежит на
специалистах: воспитателях детских садов, учителей, детских психологах. Они
должны вовремя подсказать, направить родительское воспитание.
Но ребёнок с ранним
расцветом интеллекта встречает трудности, непонимание далеко не только дома, в
кругу семьи, но и в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается,
зачастую, с того, что ему уже не интересно. Наиболее любознательным часто
становится скучно в классе после первых же уроков. Уже умеющим читать и считать
приходится пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и основы арифметики.
Конечно, очень многое зависит от того, как ведется преподавание. Много нового и
для самых сильных учеников несёт в себе развивающее обучение. Но беда нашей
школьной системы в том, что:
Страницы: 1, 2
|
|