Реферат: Теория социальной работы
Учитывая мнение населения
префектурой внесены значительные коррективы в Программу социальной защиты
населения, реализуемую за счет внебюджетных источников.
Таким образом, функционирование
системы социальной защиты населения, которое происходит в условиях нарастания
социально-экономических проблем в обществе, все более переносится на
региональный и муниципальный уровень.
В/ Специалист по социальной работе
как субъект.
Мировая потребность в социальных
работниках возникла в конце прошлого века в связи с проявлениями острых
социальных проблем. После двух мировых войн, невиданных экономических и социальных
кризисов эта необходимость стала еще более насущной и осознанной.
Признание за социальной работой
статуса самостоятельной профессии произошло не сразу. Еще в 1915 году
американец Флекснер высказал мнение, что социальная работа не может квалифицироваться
как профессия, потому что она не имеет предмета научного познания1.
Однако по мере расширения в мире
практики и методов подготовки социальных работников, число сторонников
признания социальной работы как новой профессии, увеличилось.
В 1947 году Линдерман /США/
обосновал такой подход тем, что социальная работа включает в себя знания из
других профессий: врача, юриста, психолога, администратора и в условиях
противоречивого мира все больше выделяется как самостоятельная профессия 2.
Исследователь
Хэлл в 1968 году дополнил перечень характеристик, определяющих социальную
работу как профессию:
вера в государственные услуги
общества, саморегулирование, профессиональная автономия и специализированная
база знаний.
Социальные работники отличаются
прежде всего своим когнитивным опытом, стремлением помочь своим клиентам.
Это в первую очередь касается тех
из них, которые ведут индивидуальную социальную работу с детьми, молодежью,
семьей, пожилыми и другими пациентами.
Эти и
люди работают, руководствуясь научными принципами / специализированное умение,
техника работы/.
1 - Encyclopedia of Social work . 19th
Edition. 1995
NASW PRESS p.2266
2 – Linderman “ Social work Natures in
a Confuseol World”-
N.-Y.,1947.,p.51
Должность
социального работника введена в 1991 году. В квалификационном справочнике он
наделяется разнообразными должностными обязанностями: выявляет в микрорайонах
семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально- медицинской, юридической,
психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного,
физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них
трудностей, конфликтных ситуаций, в т.ч. по месту работы, учебы, оказывает им
содействие в их разрешении и социальную защиту; содействует интеграции
деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений
по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению;проводит
психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака,
воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с ассоциативным поведением;
выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и
попечительстве, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи и
многое другое.
Общественная значимость социальных
работников и потребность в них резко возросли из-за изменений , происходящих в
семье, демографических процессах.
Если раньше семья практически
в полной мере заботилась о детях и пожилых, то сейчас изменившееся ее модель не
может выполнять эти функции.
Старение населения ставит перед
социальными работниками новые задачи, усиливает потребность общества в развитии
геронтологических служб, в проведении научно-исследовательских работ по
социальной проблематике.
Таким образом, социальная
работа как профессия требует основательной подготовки и постоянного
совершенствования специалистов в этой области.
«Наша работа не только, а может
быть, и не столько профессия… это – судьба, наша судьба и судьба людей, которым
мы по долгу службы помогаем……» Эти слова, сказанные одним из шведских
специалистов, в полной мере отражают суть деятельности социального работника,
его место в обществе и отношение к своей не совсем обычной, но очень гуманной и
нужной людям профессии.
Г/ Роль общественных и благотворительных
организаций как субъектов социальной работы.
Поначалу благотворительная и
общественная деятельность в нашей стране проходила в условиях правового
вакуума.
Разработка законопроекта
началась в 1991 году. И только в 1995 году закон «О благотворительной
деятельности и благотворительных организациях» был принят Государственной
Думой.
Значение закона – в признании
государством эти организаций как особо социально значимого сектора,
способствующего решению важных для общества проблем.
Наиболее многочисленны среди
российских общественных организаций объединения, созданные инвалидами,
ветеранами, многодетными семьями, родителями детей-инвалидов, то есть теми
людьми, которые лично озабочены какой-то проблемой и пытаются решить ее
совместно. Кроме того эти организации очень помогают социальным службам в
выявлении нуждающихся граждан.
Переход от исключительно
государственной системы социальной защиты к смешанной, включающей общественную
и частную благотворительность, может и должен гаранти-ровать подлинную защиту
граждан.
Д/Специалист по социальной работе
как субъект.
Мировая потребность в социальных
работниках возникла в конце прошлого века в связи с проявлениями острых
социальных проблем. После двух мировых войн, невиданных экономических и социальных
кризисов эта необходимость стала еще более насущной и осознанной.
Признание за социальной работой
статуса самостоятельной профессии произошло не сразу. Еще в 1915 году
американец Флекснер высказал мнение, что социальная работа не может
квалифицироваться как профессия, потому что она не имеет предмета научного
познания1.
Однако по мере расширения в мире
практики и методов подготовки социальных работников, число сторонников
признания социальной работы как новой профессии, увеличилось.
В 1947 году Линдерман /США/
обосновал такой подход тем, что социальная работа включает в себя знания из
других профессий: врача, юриста, психолога, администратора и в условиях
противоречивого мира все больше выделяется как самостоятельная профессия 2.
Исследователь Хэлл в 1968 году дополнил перечень характеристик, определяющих
социальную работу как профессию:
1 - Encyclopedia of Social work . 19th
Edition. 1995
NASW PRESS p.2266
2 – Linderman “ Social work Natures in
a Confuseol World”-
N.-Y.,1947.,p.51
вера в государственные услуги
общества, саморегулирование, профессиональная автономия и специализированная
база знаний.
Социальные работники отличаются
прежде всего своим когнитивным опытом, стремлением помочь своим клиентам.
Это в первую очередь касается тех
из них, которые ведут индивидуальную социальную работу с детьми, молодежью,
семьей, пожилыми и другими пациентами.
Эти и люди работают,
руководствуясь научными принципами / специализированное умение, техника
работы/.
Должность
социального работника введена в 1991 году. В квалификационном справочнике он
наделяется разнообразными должностными обязанностями: выявляет в микрорайонах
семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально- медицинской, юридической,
психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного,
физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них
трудностей, конфликтных ситуаций, в т.ч. по месту работы, учебы, оказывает им
содействие в их разрешении и социальную защиту; содействует интеграции
деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений
по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению;проводит
психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака,
воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с ассоциативным поведением;
выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и
попечительстве, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи и
многое другое.
Общественная значимость
социальных работников и потребность в них резко возросли из-за изменений ,
происходящих в семье, демографических процессах.
Если раньше семья практически
в полной мере заботилась о детях и пожилых, то сейчас изменившееся ее модель не
может выполнять эти функции.
Старение населения ставит перед
социальными работниками новые задачи, усиливает потребность общества в развитии
геронтологических служб, в проведении научно-исследовательских работ по
социальной проблематике.
Таким образом, социальная
работа как профессия требует основательной подготовки и постоянного
совершенствования специалистов в этой области.
«Наша работа не только, а может
быть, и не столько профессия… это – судьба, наша судьба и судьба людей, которым
мы по долгу службы помогаем……» Эти слова, сказанные одним из шведских
специалистов, в полной мере отражают суть деятельности социального работника,
его место в обществе и отношение к своей не совсем обычной, но очень гуманной и
нужной людям профессии.
И все же, учитывая объектно-
субъектный характер социальной работы, важнейшим субъектом является человек,
который при квалифицированной помощи социального работника , может найти в себе
внутренние потенциалы для помощи самому себе.
ГЛАВА 2
ОДИНОКИЕ ЛЮДИ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ
В нашей стране, как и во всем
мире, в последнее десятилетие наблюдается значительное увеличение численности
одиноких пожилых людей. Это вытекает из увеличения численности пожилых людей
вообще. Тенденция к росту численности престарелых требует коренного изменения
социальной политики в отношении этой, наиболее социально- незащищенной
категории общества, освоения новых технологий социальной работы с ними.
Народонаселение планеты стареет.
Причем довольно быстрыми, вызывающими тревогу темпами. Если в 1950 году 60-
летнюю границу перешагнули 200 миллионов человек, в 1992 – 400 миллионов, то
год 2001-й встретит каждый десятый. А в 1025 году ожидается увеличение до 1,2
млрд. человек.
В России, согласно переписи
1989 года, 10126 тысяч – люди одинокие.
Одинокие люди являются важнейшим
объектом социальной работы.
Уже говорилось о негативных
последствиях социальных, экономических изменений в период рыночных отношений
для личности. Характерным проявлением этих последствий становится одиночество
человека, которое охватывает все большую часть населения. Конечно, одиночество,
в известной мере, естественное чувство. Но когда оно затягивается, начинается
переход от этой меры к чему-то неестественному, болезненному , всегда встает
вопрос о необходимости лечения такого одиночества.
Социальный работник должен
хорошо ориентироваться в методиках терапии одиночества для того, чтобы иметь
возможность в каждом конкретном случае выбрать наиболее оптимальную модель,
которая будет способствовать практическому результату. Терапия одиночества
должна удовлетворять трем принципам: 1/ изучение индивида в среде; 2/ понимание
психосоциального становления личности как пожизненного процесса; 3/ учет
социокуль-турных факторов формирования индивида.
Профилактика одиночества тесно
связана с диагностикой. Знание причин ведет к определению путей практической
деятельности. В этой связи важно знать, что одной из альтернатив одиночеству
является общение.
Охарактеризуем ряд факторов,
которые порождают или усиливают нашу сегодняшнюю разобщенность.
Фактор «личной автономии».
Цивилизация , к которой мы
принадлежим, формирует у каждого представление о его собственном «Я» как о
чем-то отдельном и самодостаточном. В какие-то периоды жизни мы начинаем более
остро чувствовать кровную и духовную связь с предками.
Фактор урбанизации – распадается
на несколько моментов. Возьмем два из них. Первый- повышение уровня
благосостояния людей. Пожилые люди иногда по-доброму вспоминают эпоху
коммунальных квартир. Забываются трудности, зато помнится теплота взаимного
интереса и взаимовыручки… Второй момент – избыточность принудительных
контактов, неизбежных в больших городах. Горожанин в изнурительной спешке
устает от мелькающих «объектов» и сам интерес к человечеству у него начинает
падать. А ведь утратив интерес к другим, мы делаемся равнодушными и к себе.
Фактор массовой коммуникации.
Средства массовой коммуникации
/радио,телевидение/ представляют возможность получать почти всю значимую
информацию, не покидая собственной квартиры. Это как бы избавляет нас от
необходимости искать реального собеседника. И некоторые считают , что этого
вполне достаточно, но в действительности для полноценного общения, мы думаем,
требуется периодическое обновление круга собеседников.
Фактор «информационного взрыва».
Сегодняшний переизбыток
информации делает каждого из нас в какой-то области некомпетентными, даже люди
одной профессии специализированы столь узко, что подчас не могут нас ни
подменить, ни даже понять друг друга.
Так как же вернуть людей к
полноценному общению?
Среди мер, противостоящих
«факторам разобщения» , свое место найдут, очевидно, и специально
психологи-ческие методы работы с людьми.
Чтобы справиться с «синдромом
дискоммуникации», нужна хорошо поставленная, разветвленная психологи-ческая
служба. Она должна защитить пожилого человека от давления факторов урбанизации,
массовой коммуникации и информационного взрыва. Первые шаги в нашей стране уже
сделаны. Их цель- вернуть людям свежесть восприятия других и самовосприятия, погрузить
в исключительно разнообразный внутренний мир, помочь разговориться в атмосфере
духовности.
Общение- неотъемлемая часть
практически каждого из видов профессиональной деятельности людей. Особенно это
касается профессий, представители которых постоянно находятся в
непосредственном контакте с людьми, во взаимодействии и общении с ними. Это
работники культуры, образования, здравоохранения, социальной сферы и т.д..
Большое значение в процессе
общения имеет умение проявлять интерес к собеседнику,заряжать его своим
оптимизмом, бодростью, внушать ему веру в свои силы.
Необходимо отметить , что
рассматривая общение как средство от одиночества пожилых людей, следует
помнить, что оно не может быть универсальным, подходящим всем и всегда.
Необходим учет социальных, образовательных и других факторов.
Широкое распространение в
последние годы, в том числе и в России, получили клубы общения, где с помощью
тренингов социальных навыков обучаются люди, страдающие от одиночества.
Следующим фактором профилактики
одиночества является удовлетворение потребности человека в уедине-нии.
Уединении не прекращает общения, но лишь концентрирует человека на наиболее
важных, обогащающего его духовных формах общения. В уединении наиболее полно и
глубоко можно постичь смысл классических произведений искусства, раскрывается
красота природы. Но между уединением и одиночеством больше различия, чем
сходства и путать их нельзя.
Социальные работники оперируют
системным , социологическим подходом к рассматриваемой проблеме.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная деятельность в
России, как и в других странах, служит благородным целям – обеспечить
удовлетворение потребностей населения, особенно социально уязвимых его слоев,
создать более благоприятную атмосферу для достойной поддержки их возможностей.
Социальная работа играет огромную
роль в помощи одиноким пожилым людям. Изучение показало, что в терапии
одиночества нужно учитывать многообразие факторов, ведущих к одиночеству ,этому
должно соответствовать и многообразие стратегий вмешательства; помощь одиноким
людям должна состоять в изменении ситуации, а не личности человека.
Для того, чтобы работа субъектов
социальной деятельности была более целенаправленной и эффективной нужно иметь
четкое представление о проблемах различных социально уязвимых категорий
населения. А для этого в каждом районе необходимо регулярно проводить
социологи-ческие исследования проблем. Для систематизации инфор-мации создать
единый банк данных по району.
Понимая необходимость
совершенствования системы социального обслуживания и в то же время ограниченные
финансовые возможности, можно поставить две задачи – изыскание дополнительных
средств на оказание социальной помощи и внедрение новых форм и методов
обслуживания.
Безусловно, для улучшения
социальной работы необходимо укрепить материально- техническую базу социальных
служб.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. Конституция Российской Федерации
–М.,Юридическая
литература,1996г.
2.
Федеральный Закон РФ от 02.08.95г. №122-ФЗ
« О социальном обслуживании
граждан пожилого
возраста»
3.
Федеральный Закон РФ от 24.11.95г. №181-ФЗ
« О социальной защите инвалидов
в Российской
Федерации»
4.
Федеральный Закон РФ от 10.12.95г. №195-ФЗ
« Об основах социального
обслуживания населения
в Российской Федерации»
5.
Комплексная программа мер социальной защиты
населения жителей Москвы на
1999г.- М.,1999г.
6. Сборник нормативных и инструктивных
документов по
вопросам деятельности ЦСО в
г.Москве – М.,1998,Агар
7.Сборник нормативных актов по
социальной защите
граждан России – М.,1995,Брандес
8. Теория м методика социальной
работы – М.,1995,под
ред.В.И.Жукова,Аспект
–Пресс
9. «Деньги и благотворительность» -
М.,1995,№4,Наука
10. «Исторический опыт социальной
работы в Росси»-
М.,1994
11. «Работник социальной службы» –
М.,1997,№2
12. Российская энциклопедия
социальной работы-
М.,1997,ИСР,под ред.
А.М.Панова и Е.И.Холостовой
13. «Социальная защита» -
М.,1998,№11
14. «Третий сектор» – М.,1995,№6
15. Уход за престарелыми на дому –
М.,1998,Сострадание
[U1]
[U2]
|