рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Средства обучения рефераты

Характерные черты первой формы сочетания слова учителя и наглядных средств заключаются в следующем: при посредстве слова учитель руководит наблюдением, которое осуществляется учащимися, а знания об облике объекта, его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях учащиеся извлекают  из самого наглядного объекта в процессе наблюдения.

Описание и анализ второй формы сочетания.

Переходя к рассмотрению второй группы  сочетания слова и средств наглядности, следует обратить внимание на то, что при использовании данной формы учащиеся познают связи между явлениями, в то время как при применении первой формы школьники знакомятся с внешним обликом объектов. Таким образом, вторая форма отграничивается от первой по линии отношения к учебной (дидактической) задаче.

При использовании первой формы сочетания знания черпаются учащимися в процессе непосредственного восприятия объекта, в то время как при использовании второй формы наблюдение лишь составляет базу для осмысления связей между явлениями, само же уяснение связей не может быть почерпнуто из непосредственного восприятия.

Функция слова учителя в составе второй формы сочетания заключается не в руководстве процессом наблюдения, а в том, чтобы направлять истолкование сделанных наблюдений и избирательное воспроизведение знаний, которые были приобретены учащимися ранее. Функция средств наглядности состоит в том, чтобы служить опорной точкой для осознания связей между явлениями.

Характерные черты второй формы сочетания слова и средств наглядности следующие: при посредстве слова учитель на основании осуществленного школьниками наблюдения наглядных объектов и на базе имеющихся у них знаний ведет учащихся к осмыслению и формулированию таких связей в явлениях, которые не могут быть высмотрены в процессе восприятия.

Описание и анализ третьей формы сочетания.

.Данная форма сочетания, подобно первой форме, имеет место на уроках в тех случаях, когда школьник знакомится с внешним обликом объекта, с теми его свойствами, которые доступны восприятию. В то же время в отношении функций словесных и наглядных средств, третья форма сочетания противоположна первой форме сочетания. При использовании третьей формы сочетания педагог при помощи слова сообщает учащимся сведения об облике объекта, а наглядные средства лишь иллюстрируют то, что сообщено ученикам словесным путем. Когда применяется первая форма сочетания, школьник черпает знания из наглядного объекта благодаря собственным наблюдениям, а при  посредстве слова учитель руководит ходом наблюдения. Характерные черты третьей формы сочетания слова и средств наглядности следующие: сведения об облике объекта, о его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях учащихся получают из словесных сообщений педагога, а наглядные средства служат подтверждением или конкретизацией словесных сообщений.

Описание и анализ четвёртой формы сочетания.

В случаях применения четвёртой формы сочетания учитель сообщает словесным путём о связях между явлениями, недоступных непосредственному наблюдению. Функции слова учителя в 4-ой и 3-ей форме аналогичны: и в том, и в другом случае педагог при посредстве слова сообщает знания учащимся. В то же время функции наглядных средств резко отличаются. При использовании 3-ей формы сочетания наглядный объект органически включён в процесс познания: он подтверждает, конкретизирует то, что сообщено словесным путём. Когда применяется 4-ая форма сочетания наглядный объект служит лишь отправным пунктом словесного сообщения учителя, которое содержит сведения о явления и связях, не воспринимаемых непосредственно.

Характерные черты 4-ой формы сочетания слова и средств наглядности следующие: отправляясь от осуществляемого школьниками наблюдения наглядного объекта, педагог сообщает о таких связях между явлениями, которые непосредственно не воспринимаются учащимися, либо делает вывод, объединяет, обобщает отдельные данные. Количество средств обучения, применяемых на  одном уроке, определяется конкретными образовательными, воспитательными и развивающими целями урока. Вполне возможны случаи, когда учитель считает достаточным использовать на уроке лишь учебник, не прибегая к другим средствам обучения. Вместе с тем в ряде случаев необходимо комплексное применение разных видов наглядности. В начальных классах формируются не только представления учащихся об изучаемых объектах, но и понятия. Достижению каждой из этих задач способствует использование различных видов наглядности. Это требование комплексного подхода к использованию средств обучения связано со спецификой их функций.

Прессман.Л.П. пишет о том, что при выборе любого варианта комплексного применения средств наглядности звеном каждого комплекса будет материал учебника, в котором выражено основное содержание предмета по каждому учебному вопросу, его границы, направленность, дидактическая структура формирования знаний и умений, в которую надлежит «вписать» избранную систему средств наглядности. Учебник предназначен для учителя и ученика, однако функции учебника в том  и другом случае несколько различны. Для ученика учебник является источником информации, средством её усвоения и самоконтроля. Для учителя – это прежде всего ориентир в руководстве учебным познанием учащихся, в определении объема и сложности учебного материала, средство контроля и в определенной степени дифференциации обучения.

Результаты учебно–воспитательного процесса по всем предметам зависят во многом от того, насколько учитель обеспечен разнообразными средствами обучения, а также от мастерства его, использующего эти средства.

1.5. Вывод.

Материальные и идеальные средства обучения не противостоят, а дополняют друг друга. Влияние всех средств обучения на качество знаний учащихся многосторонне: материальные средства связаны в основном с возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоением существенно новых знаний; идеальные средства- с пониманием материала, логикой рассуждения, культурой речи, развитием интеллекта.Между сферами влияния идеальных и материальных средств нет чётких границ; часто оба они влияют в совокупности  на становление тех или иных качеств личности учащихся.

 Глава II. Исследование влияния различных средств обучения, их рационального сочетания на эффективность процесса обучения.

Экпериментальная  работа проводилась в школе №479 Кировского района, во 2а классе. В классе 22 учащихся: 11 мальчиков и 11 девочек. Класс учится по типовой программе (1-3). Учитель данного класса имеет высшее педагогическое образование, высшую квалификационную  категорию, является отличником просвещения.

2.1. Констатирующий эксперимент.

Цель констатирующего эксперимента:

- наблюдение уроков и выявление используемых средств, рациональность их использования учителем.

       - определение уровня обученности детей данного класса.

1).Наблюдение уроков и выявление используемых средств, рациональность их использования учителем.

Наблюдал 4 урока по: русскому языку, математике, природоведению. Протоколы наблюдения № 1, 2, 3, 4 (См. приложение №1). В ходе наблюдений отмечал используемые учебные средства учителем и время их использования.

Наблюдение в течение 4 уроков выявило следующие результаты:

Средства обучения Время использования
информация учителя + наглядные пособия 85 минут
учебник 95 минут

Из полученных результатов мы видим, исходя из целей урока и содержания обучения, что учитель отдает своей информации основное время, уделяя мало внимания   на уроке материальным средствам, а следовало бы строить урок исходя прежде всего из особенностей детей, у которых в этом возрасте преобладает наглядно – действенное мышление.

2). Определение уровня обученности детей данного класса.

Учащимся была предложена проверочная работа. Знания оценивались по диагностике Беспалько.[]

Уровень «знать» - включает в себя знания о том, на какие вопросы отвечают имена существительные.

Уровень «уметь» - включает в себя умение найти в предложении имя существительное.

Таблица №2

Анализ работ выявил следующие результаты:

имя знает умеет
Шамиль + +
Татьяна. + +
Борис _ _
Валентин + _
Алена _ +
Никита + +
Настя + +
Зина + _
Мари _ +
Алекса + +
Таня + +
Галя + +
Коля + +
Ваня + +
Миша + _
Гоша + _
Сейфи + +
Даша + _

      Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод о том, что уровень обученности детей экспериментального класса, по данной теме, находится на низком уровне. Более чётко результат в процентном соотношении можно посмотреть на диаграмме.

Диаграмма № 1.

 
 



2.2 Преобразующий эксперимент.

Цель преобразующего эксперимента:

- построить систему уроков с использованием различных средств обучения.

Предметом на котором мы будем проводить экспериментальную работу будет «Русский язык».

Тема: «Имя прилагательное».

Задачи: Ознакомить детей с существенными признаками имени прилагательного, с изменением прилагательных по родам и с родовыми окончаниями.

Умения: Учащиеся должны в результате изучения темы употреблять прилагательные в речи, изменять прилагательные по родам и писать родовые окончания, находить прилагательные в тексте.

В соответствии с целями уроков использовал наглядные пособия такие как:

-     предметные картинки отображающие свойства предметов,

-      иллюстрации,

-     карточки для проверки знаний учащихся

(См. приложение № 2).

В ходе эксперимента было проведено 5 уроков.

  (См приложение №3 ).

Урок №1

Тема урока: Понятие об имени прилагательном как части речи.

Цель: ознакомление с существенными признаками имени прилагательного и его ролью в нашей речи.

План урока.

1.      Наблюдение над ролью прилагательного в нашей речи.

2.      Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи.

3.      Упражнения.

4.      Подведение итогов урока.

Ход урока.

1). Вызываю ученика, даю ему картинку с изображением предмета и предлагаю описать его (остальные картинку не видят, отвечающий название предмета в рассказе не употребляет).

Описание делают 2-3 ученика, чтобы можно было сравнить рассказы.

-        Рассказ какого ученика позволил нам ярко представить предмет? Какую часть речи он особенно часто употреблял, описывая предмет и почему? (Имя прилагательное. Потому что называл признаки предмета).

2). Работа с учебником.

    Упражнение № 387.[]

-        В каждом предложении подчеркните имя прилагательное волнистой линией и найдите слово с которым оно связано. С какой частью речи связано имя прилагательное (с существительным).

-        Разберите первое предложение по членам предложения. Каким членом предложения являются прилагательные?

Вывод по вопросам:

-        Что обозначает имя прилагательное?

-        На какие вопросы отвечает?

-        С какой частью речи связано?

-        Каким членом предложения чаще всего бывает?

3).Упражнения.

Игра «Будь внимателен».

На доске написаны слова: цвет, вкус, запах, вес, размер, ширина, высота, форма.

Показываю предметную картинку:

Учащиеся записывают имя существительное. Затем указываю на одно из слов написанных на доске. Учащиеся дописывают подходящее по смыслу имя прилагательное вместе с вопросом. Например: мяч (какой?) синий, лёгкий, круглый.

-  Какие признаки предметов обозначают имена прилагательные (цвет, размер, форма, материал и так далее).

-  Имена прилагательные могут обозначать и качества людей (аккуратный, весёлый, умный и так далее).

Работа по карточкам с заданиями.

Подчеркните имена прилагательные в предложении.

На улице дождливая погода.

В комнате стоит большой шкаф.

Пятнистые коровы пасутся на зеленом лугу.

(См. приложение № 4)

4).- Что узнали об имени прилагательном?

- С какой целью вы употребляете эти слова в своей речи?

Тщательно продумал используемые на уроке средства обучения.

Уровень обученности детей и учебных умений позволил объяснительную часть изложить за 10 минут, дальнейшая работа над совершенствованием и закреплением знаний о прилагательном осуществлялась детьми самостоятельно с помощью следующих средств обучения:

- предметные картинки отображающие свойства предметов.

- задания из учебника.

- карточки с заданиями.

Урок №2

Тема: употребление в речи имен прилагательных близких и противоположных по смыслу.

Цель: уточнение представления о синонимах и антонимах; развитие умения потреблять их в речи.

План урока.

1)   наблюдение над употреблением имен прилагательных – антонимов.

2)  наблюдение над употреблением имен прилагательных в речи близких по смыслу.

3)   итог урока.

Ход урока.

1).А Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают упражнение и объясняют по какому признаку противопоставляются предметы (предметы противопоставляются по одному какому-либо признаку).

1).Б Дополните предложения противоположными по смыслу именами прилагательными. Допишите предложение (текст на доске).

Слон – животное огромное, а мышь - ……………………

Хорек – слабый зверек, а рысь - …………………..зверь.

Черепаха – медлительное животное, а ящерица - ……………

- почему в речи мы нередко противопоставляем признаки одного предмета признакам другого предмета?

- назовите предметы, которые можно противопоставить друг другу и по какому признаку.(некоторые словосочетания записываются).

1).В Творческий диктант.

Текст записан на доске, рядом иллюстрации к нему.

“После дождя”

Теплый ветер дует в лицо.

Легкие облака плывут над рекой.

Доносятся слабые раскаты грома.

Проводится беседа по тексту с использованием иллюстрации:

- Что изображено на картинке?

- Какой бывает ветер? (холодный, сильный). 

- Какие бывают облака? (воздушные, легкие, белые)

- Назовите имена прилагательные, которые есть в тексте.

- Какие прилагательные нужно было бы употребить, что бы текст можно было озаглавить “Перед дождем”. Показ иллюстрации.

Учащиеся самостоятельно записывают новый вариант текста.

“Перед дождем”

Холодный ветер дует в лицо.

Тяжелые облака плывут над рекой.

 Доносятся сильные раскаты грома.

Разобрать по составу: холодные и сильные.

Работа по карточкам с заданием.

Напишите противоположные по смыслу прилагательные.

Высокий - …………………

Толстый - ………………….

Мокрый - ………………….

Твёрдый - …………………

2)Читаю текст.

“В пустыне”

Очень жаркий день.

Жаркое солнце нещадно палит почву.

По жаркой пустыне идет караван верблюдов.

- Что кажется неудачным?

- Как бы вы изменили текст?

Учащиеся рассуждают: солнце, которое нещадно палит – жгучее.

Пустыню точнее можно назвать знойной.

Переделанный текст:

“В пустыне”

Жаркий день.

Нещадно палит жгучее солнце.

По знойной пустыне идет караван верблюдов.

- Выпишете словосочетания.

- Что такое словосочетание?

Слова жаркий, знойный, жгучий близки по смыслу, но неодинаковы.

3) Что нового узнали о прилагательном?

Использованные средства обучения на данном уроке:

- иллюстрации природы – для более полного представления текста;

- текст написанный на доске - для лучшего восприятия.

- карточки с заданием – для проверки знаний учащихся.

Выбор средств обучения обусловлен тем, что дети имеют некоторые знания по данной теме. И выбраны такие средства обучения, которые помогут учащимся закрепить уже имеющиеся знания и навыки по данной теме.

           


2.3.Контрольный эксперимент.

Цель контрольного эксперимента:

-        определение уровня обученности детей данного класса.

Учащимся была предложена проверочная работа на уровне «знать» и «уметь».

Уровень «знать» - включает в себя знания о том, на какие вопросы отвечают имена прилагательные.

Уровень «уметь» - включает в себя умение находить в предложении имя прилагательное.

Имя знает умеет
Даша + +
Валентин + -
Татьяна Б. + +
Борис + +
Настя + +
Шамиль + +
Зина + +
Мари + -
Никита + +
Алекса + +
Таня + +
Галя + +
Николай + +
Иван + +
Алёна + +
Михаил + +
Гоша + +
Сейфи + -

Исходя из результатов контрольного эксперимента, мы можем наблюдать увеличение уровня обученности данного класса. В процентном соотношении это можно увидеть на диаграмме № 2.

Диаграмма № 2.

 



С целью выявления эффективности рационального использования средств обучения сравним результаты констатирующего и контрольного экспериментов.

Диаграмма № 3.

Сравнение уровня обученности детей показало, что на уроках, где тщательно отбирают средства обучения в соответствии с целями, задачами уроков, содержанием обучения и особенностями детей, уровень обученности учащихся становится выше.

Заключение.

В результате проделанной работы нами были выполнены следующие задачи:

1) Изучена психолого-педагогическая литература по данной теме.

2) Выявлена рациональность используемых учителем средств обучения на уроках.

3) Разработана система уроков с использованием различных средств обучения.

4) Выявлена результативность рационального использования различных средств обучения.

Проводя, наше исследование, мы подтверждали важность средств обучения, как компонента процесса обучения. Тщательный отбор в соответствии с целями и задачами уроков, содержанием обучения, особенностями детей (уровнем обученности и обучаемости), позволяет повысить эффективность обучения.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что если рационально использовать материальные и идеальные средства обучения, то можно существенно повлиять на эффективность обучения.

Список литературы.

1.Бабанский.Ю. Педагогика – М.: 1983.

2.Бабанский.Ю., Нойнер.Г. Педагогика – М.: 1984.

3.Вахтеров.В.П. Избранные педагогические сочинения – М.: 1987.

4.Габай.Т.В. Учебная деятельность и её средства – М.: 1960.

5.Дидактические основы комплексного использования средств обучения в учебно – воспитательном процессе образовательной школы – М.: 1991.

6.Занков.Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении – М.: 1960.

7.Ильясов.И.И. Структура процесса учения – М.: 1986.

8.Лордниканидзе.Д.О. Принципы организации и методы обучения – М.: 1957.

9.Махмутова.М.И. Современный урок – М.: 1981.

10.Пидкасистый.П.И. Педагогика – М.: 2000.

11.Преессман.Л.П. Методика и техника эффективного использования средств обучения в учебно – воспитательном процессе – М.: 1985.

12.Скаткин.М.Н. Совершенствование процесса обучения – М.: 1971.

13.

 


Страницы: 1, 2