Реферат: Средства обучения
Характерные
черты первой формы сочетания слова учителя и наглядных средств заключаются в
следующем: при посредстве слова учитель руководит наблюдением, которое
осуществляется учащимися, а знания об облике объекта, его непосредственно воспринимаемых
свойствах и отношениях учащиеся извлекают из самого наглядного объекта в
процессе наблюдения.
Описание и анализ второй формы
сочетания.
Переходя к рассмотрению второй группы сочетания слова
и средств наглядности, следует обратить внимание на то, что при использовании
данной формы учащиеся познают связи между явлениями, в то время как при
применении первой формы школьники знакомятся с внешним обликом объектов. Таким
образом, вторая форма отграничивается от первой по линии отношения к учебной
(дидактической) задаче.
При
использовании первой формы сочетания знания черпаются учащимися в процессе
непосредственного восприятия объекта, в то время как при использовании второй
формы наблюдение лишь составляет базу для осмысления связей между явлениями,
само же уяснение связей не может быть почерпнуто из непосредственного
восприятия.
Функция
слова учителя в составе второй формы сочетания заключается не в руководстве
процессом наблюдения, а в том, чтобы направлять истолкование сделанных
наблюдений и избирательное воспроизведение знаний, которые были приобретены учащимися
ранее. Функция средств наглядности состоит в том, чтобы служить опорной точкой
для осознания связей между явлениями.
Характерные
черты второй формы сочетания слова и средств наглядности следующие: при
посредстве слова учитель на основании осуществленного школьниками наблюдения
наглядных объектов и на базе имеющихся у них знаний ведет учащихся к осмыслению
и формулированию таких связей в явлениях, которые не могут быть высмотрены в
процессе восприятия.
Описание и анализ третьей формы сочетания.
.Данная
форма сочетания, подобно первой форме, имеет место на уроках в тех случаях,
когда школьник знакомится с внешним обликом объекта, с теми его свойствами, которые
доступны восприятию. В то же время в отношении функций словесных и наглядных средств,
третья форма сочетания противоположна первой форме сочетания. При использовании
третьей формы сочетания педагог при помощи слова сообщает учащимся сведения об
облике объекта, а наглядные средства лишь иллюстрируют то, что сообщено
ученикам словесным путем. Когда применяется первая форма сочетания, школьник черпает
знания из наглядного объекта благодаря собственным наблюдениям, а при посредстве
слова учитель руководит ходом наблюдения. Характерные черты третьей формы
сочетания слова и средств наглядности следующие: сведения об облике объекта, о
его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях учащихся получают из
словесных сообщений педагога, а наглядные средства служат подтверждением или
конкретизацией словесных сообщений.
Описание и анализ четвёртой формы сочетания.
В
случаях применения четвёртой формы сочетания учитель сообщает словесным путём о
связях между явлениями, недоступных непосредственному наблюдению. Функции слова
учителя в 4-ой и 3-ей форме аналогичны: и в том, и в другом случае педагог при
посредстве слова сообщает знания учащимся. В то же время функции наглядных
средств резко отличаются. При использовании 3-ей формы сочетания наглядный
объект органически включён в процесс познания: он подтверждает, конкретизирует
то, что сообщено словесным путём. Когда применяется 4-ая форма сочетания
наглядный объект служит лишь отправным пунктом словесного сообщения учителя,
которое содержит сведения о явления и связях, не воспринимаемых
непосредственно.
Характерные
черты 4-ой формы сочетания слова и средств наглядности следующие: отправляясь
от осуществляемого школьниками наблюдения наглядного объекта, педагог сообщает
о таких связях между явлениями, которые непосредственно не воспринимаются
учащимися, либо делает вывод, объединяет, обобщает отдельные данные. Количество
средств обучения, применяемых на одном уроке, определяется конкретными образовательными,
воспитательными и развивающими целями урока. Вполне возможны случаи, когда
учитель считает достаточным использовать на уроке лишь учебник, не прибегая к
другим средствам обучения. Вместе с тем в ряде случаев необходимо комплексное
применение разных видов наглядности. В начальных классах формируются не только
представления учащихся об изучаемых объектах, но и понятия. Достижению каждой
из этих задач способствует использование различных видов наглядности. Это
требование комплексного подхода к использованию средств обучения связано со
спецификой их функций.
Прессман.Л.П.
пишет о том, что при выборе любого варианта комплексного применения средств
наглядности звеном каждого комплекса будет материал учебника, в котором
выражено основное содержание предмета по каждому учебному вопросу, его границы,
направленность, дидактическая структура формирования знаний и умений, в которую
надлежит «вписать» избранную систему средств наглядности. Учебник предназначен
для учителя и ученика, однако функции учебника в том и другом случае несколько
различны. Для ученика учебник является источником информации, средством её усвоения
и самоконтроля. Для учителя – это прежде всего ориентир в руководстве учебным
познанием учащихся, в определении объема и сложности учебного материала,
средство контроля и в определенной степени дифференциации обучения.
Результаты
учебно–воспитательного процесса по всем предметам зависят во многом от того,
насколько учитель обеспечен разнообразными средствами обучения, а также от
мастерства его, использующего эти средства.
1.5. Вывод.
Материальные
и идеальные средства обучения не противостоят, а дополняют друг друга. Влияние
всех средств обучения на качество знаний учащихся многосторонне: материальные
средства связаны в основном с возбуждением интереса и внимания, осуществлением
практических действий, усвоением существенно новых знаний; идеальные средства-
с пониманием материала, логикой рассуждения, культурой речи, развитием
интеллекта.Между сферами влияния идеальных и материальных средств нет чётких границ;
часто оба они влияют в совокупности на становление тех или иных качеств личности
учащихся.
Глава II. Исследование влияния различных
средств обучения, их рационального сочетания на эффективность процесса
обучения.
Экпериментальная
работа проводилась в школе №479 Кировского района, во 2а классе. В классе 22
учащихся: 11 мальчиков и 11 девочек. Класс учится по типовой программе (1-3).
Учитель данного класса имеет высшее педагогическое образование, высшую
квалификационную категорию, является отличником просвещения.
2.1. Констатирующий эксперимент.
Цель
констатирующего эксперимента:
-
наблюдение уроков и выявление используемых средств, рациональность их использования
учителем.
- определение
уровня обученности детей данного класса.
1).Наблюдение
уроков и выявление используемых средств, рациональность их использования
учителем.
Наблюдал
4 урока по: русскому языку, математике, природоведению. Протоколы наблюдения №
1, 2, 3, 4 (См. приложение №1). В ходе наблюдений отмечал используемые учебные
средства учителем и время их использования.
Наблюдение
в течение 4 уроков выявило следующие результаты:
Средства обучения |
Время использования |
информация учителя +
наглядные пособия |
85 минут |
учебник |
95 минут |
Из полученных результатов
мы видим, исходя из целей урока и содержания обучения, что учитель отдает своей
информации основное время, уделяя мало внимания на уроке материальным
средствам, а следовало бы строить урок исходя прежде всего из особенностей
детей, у которых в этом возрасте преобладает наглядно – действенное мышление.
2).
Определение уровня обученности детей данного класса.
Учащимся
была предложена проверочная работа. Знания оценивались по диагностике
Беспалько.[]
Уровень
«знать» - включает в себя знания о том, на какие вопросы отвечают имена
существительные.
Уровень
«уметь» - включает в себя умение найти в предложении имя существительное.
Таблица №2
Анализ работ
выявил следующие результаты:
имя |
знает |
умеет |
Шамиль |
+ |
+ |
Татьяна. |
+ |
+ |
Борис |
_ |
_ |
Валентин |
+ |
_ |
Алена |
_ |
+ |
Никита |
+ |
+ |
Настя |
+ |
+ |
Зина |
+ |
_ |
Мари |
_ |
+ |
Алекса |
+ |
+ |
Таня |
+ |
+ |
Галя |
+ |
+ |
Коля |
+ |
+ |
Ваня |
+ |
+ |
Миша |
+ |
_ |
Гоша |
+ |
_ |
Сейфи |
+ |
+ |
Даша |
+ |
_ |
Исходя из данных
таблицы, можно сделать вывод о том, что уровень обученности детей
экспериментального класса, по данной теме, находится на низком уровне. Более
чётко результат в процентном соотношении можно посмотреть на диаграмме.
Диаграмма
№ 1.
2.2 Преобразующий эксперимент.
Цель преобразующего
эксперимента:
- построить систему
уроков с использованием различных средств обучения.
Предметом на котором мы
будем проводить экспериментальную работу будет «Русский язык».
Тема: «Имя прилагательное».
Задачи: Ознакомить детей с существенными
признаками имени прилагательного, с изменением прилагательных по родам и с
родовыми окончаниями.
Умения: Учащиеся должны в результате
изучения темы употреблять прилагательные в речи, изменять прилагательные по
родам и писать родовые окончания, находить прилагательные в тексте.
В соответствии с целями
уроков использовал наглядные пособия такие как:
-
предметные
картинки отображающие свойства предметов,
-
иллюстрации,
-
карточки для
проверки знаний учащихся
(См. приложение № 2).
В ходе эксперимента было
проведено 5 уроков.
(См приложение №3 ).
Урок №1
Тема урока: Понятие об
имени прилагательном как части речи.
Цель: ознакомление с
существенными признаками имени прилагательного и его ролью в нашей речи.
План урока.
1.
Наблюдение над
ролью прилагательного в нашей речи.
2.
Обобщение знаний
об имени прилагательном как части речи.
3.
Упражнения.
4.
Подведение итогов
урока.
Ход урока.
1). Вызываю ученика, даю
ему картинку с изображением предмета и предлагаю описать его (остальные
картинку не видят, отвечающий название предмета в рассказе не употребляет).
Описание делают 2-3
ученика, чтобы можно было сравнить рассказы.
-
Рассказ какого
ученика позволил нам ярко представить предмет? Какую часть речи он особенно
часто употреблял, описывая предмет и почему? (Имя прилагательное. Потому что
называл признаки предмета).
2). Работа с учебником.
Упражнение № 387.[]
-
В каждом
предложении подчеркните имя прилагательное волнистой линией и найдите слово с
которым оно связано. С какой частью речи связано имя прилагательное (с
существительным).
-
Разберите первое
предложение по членам предложения. Каким членом предложения являются
прилагательные?
Вывод по вопросам:
-
Что обозначает
имя прилагательное?
-
На какие вопросы
отвечает?
-
С какой частью речи
связано?
-
Каким членом
предложения чаще всего бывает?
3).Упражнения.
Игра «Будь внимателен».
На доске написаны слова:
цвет, вкус, запах, вес, размер, ширина, высота, форма.
Показываю предметную
картинку:
Учащиеся записывают имя
существительное. Затем указываю на одно из слов написанных на доске. Учащиеся
дописывают подходящее по смыслу имя прилагательное вместе с вопросом. Например:
мяч (какой?) синий, лёгкий, круглый.
- Какие признаки предметов обозначают
имена прилагательные (цвет, размер, форма, материал и так далее).
- Имена прилагательные могут обозначать
и качества людей (аккуратный, весёлый, умный и так далее).
Работа по карточкам с
заданиями.
Подчеркните имена
прилагательные в предложении.
На улице
дождливая погода.
В комнате
стоит большой шкаф.
Пятнистые
коровы пасутся на зеленом лугу.
|
(См. приложение № 4)
4).- Что узнали об имени
прилагательном?
- С какой целью вы
употребляете эти слова в своей речи?
Тщательно
продумал используемые на уроке средства обучения.
Уровень
обученности детей и учебных умений позволил объяснительную часть изложить за 10
минут, дальнейшая работа над совершенствованием и закреплением знаний о
прилагательном осуществлялась детьми самостоятельно с помощью следующих средств
обучения:
-
предметные картинки отображающие свойства предметов.
- задания из учебника.
- карточки с заданиями.
Урок №2
Тема: употребление в речи имен прилагательных близких и
противоположных по смыслу.
Цель: уточнение представления о синонимах и антонимах;
развитие умения потреблять их в речи.
План урока.
1)
наблюдение над
употреблением имен прилагательных – антонимов.
2) наблюдение над употреблением имен
прилагательных в речи близких по смыслу.
3)
итог урока.
Ход урока.
1).А Проверка домашнего задания.
Учащиеся читают упражнение и
объясняют по какому признаку противопоставляются предметы (предметы
противопоставляются по одному какому-либо признаку).
1).Б Дополните предложения
противоположными по смыслу именами прилагательными. Допишите предложение (текст
на доске).
Слон – животное огромное, а мышь -
……………………
Хорек – слабый зверек, а рысь -
…………………..зверь.
Черепаха – медлительное животное, а
ящерица - ……………
- почему в речи мы нередко
противопоставляем признаки одного предмета признакам другого предмета?
- назовите предметы, которые можно
противопоставить друг другу и по какому признаку.(некоторые словосочетания
записываются).
1).В Творческий диктант.
Текст записан на доске, рядом
иллюстрации к нему.
“После дождя”
Теплый ветер
дует в лицо.
Легкие облака
плывут над рекой.
Доносятся
слабые раскаты грома.
Проводится беседа по тексту с использованием иллюстрации:
- Что изображено на картинке?
- Какой бывает ветер? (холодный, сильный).
- Какие бывают облака? (воздушные,
легкие, белые)
- Назовите имена прилагательные,
которые есть в тексте.
- Какие прилагательные нужно было бы
употребить, что бы текст можно было озаглавить “Перед дождем”. Показ
иллюстрации.
Учащиеся самостоятельно записывают
новый вариант текста.
“Перед дождем”
Холодный
ветер дует в лицо.
Тяжелые
облака плывут над рекой.
Доносятся
сильные раскаты грома.
Разобрать по составу: холодные и
сильные.
Работа по карточкам с заданием.
Напишите противоположные по смыслу
прилагательные.
Высокий - …………………
Толстый -
………………….
Мокрый - ………………….
Твёрдый - …………………
|
2)Читаю текст.
“В пустыне”
Очень жаркий
день.
Жаркое солнце
нещадно палит почву.
По жаркой
пустыне идет караван верблюдов.
- Что кажется неудачным?
- Как бы вы изменили текст?
Учащиеся рассуждают: солнце, которое
нещадно палит – жгучее.
Пустыню точнее можно назвать знойной.
Переделанный
текст:
“В пустыне”
Жаркий день.
Нещадно палит
жгучее солнце.
По знойной
пустыне идет караван верблюдов.
- Выпишете словосочетания.
- Что такое
словосочетание?
Слова жаркий, знойный,
жгучий близки по смыслу, но неодинаковы.
3) Что нового узнали о
прилагательном?
Использованные средства
обучения на данном уроке:
- иллюстрации природы –
для более полного представления текста;
- текст написанный на
доске - для лучшего восприятия.
- карточки с заданием – для проверки
знаний учащихся.
Выбор средств обучения
обусловлен тем, что дети имеют некоторые знания по данной теме. И выбраны такие
средства обучения, которые помогут учащимся закрепить уже имеющиеся знания и
навыки по данной теме.
2.3.Контрольный эксперимент.
Цель
контрольного эксперимента:
-
определение
уровня обученности детей данного класса.
Учащимся
была предложена проверочная работа на уровне «знать» и «уметь».
Уровень
«знать» - включает в себя знания о том, на какие вопросы отвечают имена
прилагательные.
Уровень
«уметь» - включает в себя умение находить в предложении имя прилагательное.
Имя |
знает |
умеет |
Даша |
+ |
+ |
Валентин |
+ |
- |
Татьяна
Б. |
+ |
+ |
Борис |
+ |
+ |
Настя |
+ |
+ |
Шамиль |
+ |
+ |
Зина |
+ |
+ |
Мари |
+ |
- |
Никита |
+ |
+ |
Алекса |
+ |
+ |
Таня |
+ |
+ |
Галя |
+ |
+ |
Николай |
+ |
+ |
Иван |
+ |
+ |
Алёна |
+ |
+ |
Михаил |
+ |
+ |
Гоша |
+ |
+ |
Сейфи |
+ |
- |
Исходя из результатов
контрольного эксперимента, мы можем наблюдать увеличение уровня обученности
данного класса. В процентном соотношении это можно увидеть на диаграмме № 2.
Диаграмма №
2.
С целью выявления эффективности
рационального использования средств обучения сравним результаты констатирующего
и контрольного экспериментов.
Диаграмма №
3.
Сравнение уровня обученности детей показало, что на
уроках, где тщательно отбирают средства обучения в соответствии с целями,
задачами уроков, содержанием обучения и особенностями детей, уровень
обученности учащихся становится выше.
Заключение.
В результате проделанной
работы нами были выполнены следующие задачи:
1) Изучена
психолого-педагогическая литература по данной теме.
2) Выявлена рациональность используемых
учителем средств обучения на уроках.
3) Разработана система уроков с использованием
различных средств обучения.
4) Выявлена результативность рационального
использования различных средств обучения.
Проводя, наше
исследование, мы подтверждали важность средств обучения, как компонента
процесса обучения. Тщательный отбор в соответствии с целями и задачами уроков,
содержанием обучения, особенностями детей (уровнем обученности и обучаемости),
позволяет повысить эффективность обучения.
Таким образом, выдвинутая
нами гипотеза о том, что если рационально использовать материальные и идеальные
средства обучения, то можно существенно повлиять на эффективность обучения.
Список литературы.
1.Бабанский.Ю. Педагогика – М.: 1983.
2.Бабанский.Ю., Нойнер.Г. Педагогика
– М.: 1984.
3.Вахтеров.В.П. Избранные
педагогические сочинения – М.: 1987.
4.Габай.Т.В. Учебная деятельность и
её средства – М.: 1960.
5.Дидактические основы комплексного
использования средств обучения в учебно – воспитательном процессе
образовательной школы – М.: 1991.
6.Занков.Л.В. Наглядность и
активизация учащихся в обучении – М.: 1960.
7.Ильясов.И.И. Структура процесса
учения – М.: 1986.
8.Лордниканидзе.Д.О. Принципы
организации и методы обучения – М.: 1957.
9.Махмутова.М.И. Современный урок –
М.: 1981.
10.Пидкасистый.П.И. Педагогика – М.:
2000.
11.Преессман.Л.П. Методика и техника
эффективного использования средств обучения в учебно – воспитательном процессе
– М.: 1985.
12.Скаткин.М.Н. Совершенствование
процесса обучения – М.: 1971.
13.
|