Реферат: Сознание и бессознание в психике и поведении человека
Тем не менее концепция данного автора оказала огромное, решающее влияние на
раскрытие и развитие в истории рассматриваемой проблемы, проблемы
бессознательного и ее роли в структуре психики человека.
Глава II
Эмпирическое исследование некоторых проявлений сознания и бессознательного
Выявление доминирующего инстинкта
Во второй главе данной работы представлено описание практических
исследований влияния сознания и бессознания на поведение и психику человека. За
сознанием и бессознанием человека закреплен конкретный доминирующий инстинкт,
который так или иначе воздействует на поведение человека, определяет те или
иные поступки, оказывает определенное влияние при принятии решения.
С целью определения доминирующего инстинкта были проведены две методики,
разработанные В. И. Гарбузовым: вопросник, определяющий доминирующий инстинкт,
представленный в сознании и ассоциативный тест – для выявления его в
бессознательном. Исследование проводилось на 50 испытуемых, 24 из которых
студенты 2-го курса психологического факультета ЧувГУ и 26 – ученики 11 “Б”
класса школы-лицея №41.
Обратимся к первой методике, выявляющей сознательный доминирующий инстинкт.
Итак, согласно концепции В. И. Гарбузова, можно выделить семь инстинктов:
самосохранения, продолжения рода, альтруистический, исследования, доминирования,
свободы и сохранения достоинства. Инстинкты группируются в диады: диада А
включает в себя инстинкты самосохранения и продолжения рода, и она – базовая,
обеспечивающая физическое выживание особи и вида. Диада Б включает в себя
исследовательский инстинкт и инстинкт свободы, она обеспечивает первичную
специализацию человека. И, наконец, диада В включает в себя инстинкты
доминирования и сохранения достоинства и обеспечивает самоутверждение,
самосохранение человека в психосоциальном плане. Все вместе эти три диады в
самом общем виде обеспечивают адаптацию человека в реальной жизни. Инстинкт
альтруизма социализирует эгоцентрическую сущность всех остальных инстинктов.
Соответствующая схема инстинктов приведена в приложении 2.
Обычно в норме у человека один или несколько инстинктов доминируют,
остальные же выражены слабее, но полноценно влияют на ориентировку личности в
какой-либо деятельности. В зависимости от того или иного инстинкта вытекает
первичная фундаментальная типология индивидуальности. И каждый человек
принадлежит к одному из семи типов:
I – “эгофильному”;
II – “генофильному” (от латин. genus – род);
III – “альтруистическому”;
IV – “исследовательскому”;
V – “доминантному”;
VI – “либертофильному” (от латин. libertas – свобода);
VII – “дигнитофильному” (от латин. diginitas – достоинство).
Далее приведены краткие личностные характеристики на основе ведущих качеств
в рамках вышеприведенной типологии.
“Эгофильный” тип: эгоцентричность, консерватизм, готовность поступиться
социальными потребностями ради собственной безопасности, отрицания риска,
тревожность в отношении своего здоровья и благополучия.
“Генофильный” тип: сверхлюбовь к своим детям, семейственность, сверхзабота о
безопасности и здоровье своих детей, сверхтревожность относительно будущего
своих детей.
“Альтруистический” тип: доброта, сопереживание, понимание людей,
бескорыстность в отношениях с людьми, забота о слабых, больных, миролюбие.
“Исследовательский” тип: склонность к исследовательской деятельности,
склонность к поиску нового, новаторство в науке, искусстве и других областях,
способность без колебаний оставлять обжитое место, налаженное дело при
появлении новых, требующих риска, но интересных дел и задач, устремленность к
творчеству, самоотверженность в реализации творческих устремлений.
“Доминантный” тип: склонность к лидерству, к власти, предрасположенность к
решению сложных задач, приоритет перспектив служебного роста над материальными
стимулами, готовность к жесткой борьбе за лидерство, за первое место, приоритет
общего (интересов дела, коллектива) над частным (интересами одного человека).
“Либеральный” тип: склонность к протесту, бунтарству, предрасположенность к
перемене мест (отрицание будничности), стремление к независимости, склонность к
реформаторству, революционным преобразованиям, нетерпимость к любым формам
ограничения, к цензуре, к подавлению “я”.
“Дигнитофильный” тип: нетерпимость к любым формам унижения, готовность
поступиться благополучием и социальным статусом во имя собственного
достоинства, приоритет чести и гордости над безопасностью, бескомпромиссность и
прямота в отношениях с лидерами, нетерпимость ко всем формам ущемления прав
человека.
Наряду с “чистыми” по доминирующему инстинкту типами наблюдаются и
смешанные, когда сочетаются чаще два типа.
Теперь обратимся к описанию исследования. Испытуемым предлагалось отметить
любым знаком, например знаком “+” наиболее близкие и волнующие их проблемы и
утверждения, число которых достигало тридцати пяти. Содержание вопросов дано в
приложении 3. Максимальное количество баллов для элемента каждого типа
инстинкта было одинаково и равнялось пяти. Наибольшая сумма указывала на вид
доминирующего инстинкта и на типовую принадлежность.
Полученные результаты опроса занесены в следующую таблицу:
Испытуемые |
Сознательный доминирующий инстинкт |
Соотношение к другим
инстинктам, %
|
Студенты |
либертофильный
генофильный
дигнитофильный
исследовательский
эгофильный
другие
|
29%
26%
17%
14%
9%
5%
|
Школьники |
либертофильный
доминантный
исследовательский
дигнитофильный
альтруистический
другие
|
26%
25%
19%
13%
12%
5%
|
Процентное соотношение указанных инстинктов вычисляется по формуле: - для студентов
и - для
школьников, где х – процентное соотношение, а n – общее набранное количество
баллов для каждого типа.
Таким образом, в результате опроса выяснилось, что в сознании студентов
доминирующим является либертофильный и генофильный инстинкты ( а также другие
указанные в таблице, на проявляющиеся слабее). Доминирующая роль первого
инстинкта объясняется стремлением к независимости, свободе, что связано с
периодом окончательного формирования личности; готовностью отстаивать свое
мнение, свои позиции, нетерпеньем к любым формам ограничений. В возрасте
примерно 16 – 20 лет человек особенно стремится стать самостоятельным – “встать
на ноги”, сформулировать цель своей жизни и последующих действий.
Господствующая роль второго, генофильного, инстинкта связана, во-первых, вновь
с возрастом, периодом начала проявления родительского чувства, что может быть
закреплено генетически, и во-вторых, имеет связь с тем, что более 90%
опрошенных являлись девушками, которые уже с раннего возраста склонны проявлять
чувство материнства.
У школьников сознательно доминирующими инстинктами являлись: также
либертофильный, доминантный, исслндовательский и некоторые другие, доминирующие
меньше. Причина существования первого и второго указанного инстинкта
аналогична. Доминирующая роль исследовательского инстинкта может быть связана с
сосредоточенностью и повышенным вниманием к учебной деятельности, творчеству,
приобретению новых знаний и навыков в связи с окончанием школы, предстоящим
экзаменом и, что важнее, выбором будущей специальности и учебного заведения или
места работы.
Теперь обратимся ко второй методике из этой же серии. Она представляет собой
набор четырех ассоциативных тестов для выявления доминирующего инстинкта,
представленного в бессознательном. Испытуемым предлагается отобрать наиболее
близкие и значимые для него символы, цифры, деревья, фигуры. Предложенные варианты
и результаты исследования по вопроснику в виде таблицы даны в приложениях 4 и 5
соответственно. Наибольшее число совпадений, указанных в одной из колонок
таблицы определяет доминирующий бессознательный инстинкт испытуемого.
Ассоциативные тесты предлагались тому же набору испытуемых. Данные, полученные
после проведения тестов занесены в таблицу, которая представлена ниже.
Для вычисления процентного соотношения между выявленными инстинктами были
использованы формулы, указанные выше.
Испытуемые |
Сознательный доминирующий инстинкт |
Соотношение к другим
инстинктам, %
|
Студенты |
генофильный альтруистический
доминантный
дигнитофильный
либертофильный
другие
|
34%
28%
15%
15%
12%
6%
|
Школьники |
дигнитофильный
исследовательский
доминантный
альтруистический
генофильный
другие
|
23%
18%
17%
15%
14%
11%
|
В результате выяснилось, что доминирующими инстинктами, представленными в
бессознательной сфере опрошенных студентов, являются генофильный и
альтруистический. Присутствие в бессознании генофильного инстинкта определяется,
в первую очередь, принадлежностью большинства испытуемых к женскому полу, что
соответственно объясняет то, что главная цель, ценность, жизненный замысел
подчинен главным образом одному – создание семьи, реализация себя в роли
матери, жены, последующее подчинение своих интересов интересам детей, семьи.
Альтруистическому типу людей характерно, как уже отмечалось, сопереживание и
понимание других, доброта, забота и миролюбие – а это одни из основных качеств,
которые должны обнаруживаться у будущего психолога, и поэтому вполне
естественно и объяснимо выявление альтруистического инстинкта в бессознании
психологического факультета.
В бессознании школьников господствующая роль принадлежит дигнитофильному,
исследовательскому, доминантному инстинктам. Здесь следует объяснить причину
доминирования дигнитофильного инстинкта, следующие за ним второй и третий уже
были затронуты и получили объяснение. Испытуемые учащиеся 16-17 лет оправданно
проявляют нетерпимость к любым формам унижения и ущемления своих прав, ценят
прямоту в общении и защиты чести и гордости. Альтруистический и генофильный
инстинкт также были выявлены в бессознании школьников, несмотря на их слабое
проявление.
Следует отметить еще два немаловажных момента:
1) Большинству испытуемых характерен смешенный тип личности и конкретный
единственный доминирующий инстинкт выявлен лишь у небольшой части опрошенных.
2) В данном исследовании неуместно жесткое обобщение при определении
доминирующего инстинкта и типа личности.
В заключении изложения проведенного исследования хочется добавить следующее:
как бы жизнь и воспитание не подавляли доминирующий инстинкт, он продолжает
воздействовать через вытекающие из него фундаментальные установки. Более того,
в случае подавления доминирующего инстинкта он из неосознанной сферы еще
сильнее влияет на выбор. Доминирующему инстинкту соответствуют определенный
темперамент, конструкция тела, лево- и правополушарное доминирование,
преимущественная выраженность того или иного профиля интеллекта. Реализация
доминирующего инстинкта в жизненном плане, образе жизни, в профессии, в
отношении к себе и другим приносит удовлетворенность, гармоничность,
адаптированность, здоровье.
Изучение процесса формирования двигательного навыка
В данном параграфе приведено описание исследования по выявлению
психологических особенностей формирования двигательных навыков. Навыки – это
полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые
на уровне бессознательного контроля (6, 159, 2). Как отметил Л. С. Немов, при
автоматизации действий и операций, их превращение в навыки в структуре
деятельности происходит ряд преобразований:
1) автоматизированные действия и операции сливаются в единый, целостно
протекающий акт, называемый умением, при этом лишние, ненужные движения
исчезают, а количество ошибочных резко падает;
2) внешний, сенсорный контроль заменяется внутренним, проприоцептивным ,
скорость выполнения действия и операции возрастает, достигая оптимума – все это
обычно происходит в результате упражнений и тренировки.
Целью следующего проведенного эксперимента является изучение формирования
двигательного навыка и оценки сенсомоторной координации. В качестве материала
использовались: шаблон фигуры неправильной формы – пятиконечной звезды,
зеркало, секундомер, бланки с двенадцатью фигурами. В эксперименте было занято
24 человека, студенты второго курса психологического факультета. Основная
задача была сформулирована так: необходимо обвести фигуру по контуру, как можно
точнее и затратив при этом минимальное время. Первоначальные действия
производились на тренировочном бланке правой рукой в течение десяти попыток.
Время фиксировалось в таблице. Затем необходимо было изменить условие
эксперимента: теперь действия производились на втором, основном бланке в
течение двенадцати попыток правой рукой, причем при первой и последней попытке
правая рука заменялась на левую. И еще одна особенность: для оценки
сенсомоторной координации шаблон закрывается от взора испытуемого листом
бумаги, при этом создается условие отражения образа звезды в зеркале, на
которое и должен ориентироваться испытуемый. Задача та же: максимально точно
обводить фигуру по контуру, не отрывая при этом руку. Время фиксируется в этой
же таблице (она приведена чуть ниже). Занесенное в ней время – это
среднеарифметический показатель, вычисленный по формуле: , где - зафиксированное время
каждого испытуемого при очередной попытке, а n – количество испытуемых.
№ попыт-ки |
Время выполнения попытки, сек. |
Число ошибок |
Тренировоч-ный бланк |
Основной
бланк
|
Правая
рука
|
Левая
рука
|
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
|
17
19
18
18
20
18
17
17
17
15
|
65
88
95
87
44
45
42
37
44
43
58
52
|
29
24
24
23
22
21
18
18
16
16
|
24
18
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и - общее
затраченное время на работу с тренировочным и основным бланком соответственно.
В качестве завершения количественного анализа результатов строится два
графика: график зависимости времени от числа попыток и график зависимости
количества ошибок от числа попыток (приложение 6), который наглядно отражает
уменьшение числа ошибок при увеличении числа попыток, то есть обратную их
зависимость.
Возвращаясь к первому графику и проследив по нему три переходящих друг в
друга части, соответственно им можно выделить 3 основных этапа при формировании
двигательных навыков, как и любых других:
1) первоначальное овладение действием: на первом этапе обычно наблюдается
довольно быстрое улучшение показателей скорости и качества работы, так как
первое практическое ознакомление с условиями работы и приспособления к ним
ведет к устранению наиболее грубых ошибок. Первый этап носит название
аналитический.
2) уточнение и объединение действий: на втором этапе нарастание успеха
замедляется – это означает уточнение и объединение действий, что является более
сложным по сравнению с первоначальным ознакомлением.
3) происходит дальнейшее совершенствование навыка и его автоматизация. Это
так называемый этап закрепления.
Оценка сенсомоторной координации Т производится по формуле . Полученный
индивидуальный показатель сравнивается с другими с целью выявления наибольшей и
наименьшей оценки.
Таким образом мы проследили процесс формирования двигательного навыка.
Процесс формирования можно представить в виде кривой, убывающей и
возрастающей в определенных точках (минимума и максимумах), в которых
происходит переход от первого ко второму этапу от второго к третьему.
Физиологической основой автоматизации компонентов деятельности,
первоначально представленных в ее структуре в виде действий и операций и затем
превращающихся в навыки, является, как показал Н. А. Бернштейн, “переход
управления деятельностью на подсознательный уровень регуляции и доведение его
до автоматизма”.
Заключение
Данная работа “Сознание и бессознание в психике и поведении человека”
включает в свое основное содержание две главы. В первой главе рассматриваются
теоретические аспекты изучения сознания и бессознательного психического. В ходе
их исследования отдельно рассматриваются основные компоненты, составляющие
содержание понятия сознания и бессознания. В первом и втором параграфах первой
главы прослеживается аналогичный анализ содержания изучаемых понятий; в
частности дается определение и характеристика сознания и бессознания,
производится экскурс в историю, где рассматривается возникновение и развитие
исследуемых понятий, их структура, составляющие элементы и виды сознания как
внешней ступени развития психики и бессознательное, а также бессознательные
проявления в психике и поведении человека.
Содержание первой главы может быть использовано педагогами, руководителями и
всеми желающими для подготовки к уроку, лекции, семинару, докладу.
Во второй главе данной работы проводятся эмпирические исследования некоторых
проявлений сознания и бессознания. В частности представлено описание
практических исследований влияния сознания и бессознательного на поведение и
психику человека, и на формирование двигательного навыка. С этой целью были
использованы следующие методики: вопросник, определяющийдоминирующий инстинкт,
представленный в сознании и ассоциативный тест для выявления доминирующего
бессознательного инстинкта, разработанные В. И. Гарбузовым, а также
эксперимент, позволяющий выявить психологические особенности формирования
двигательных навыков. В исследованиях для выявления доминирующих инстинктов
было занято 50 испытуемых, из них 24 – студенты 2-го курса психологического
факультета и 26 – ученики 11-го класса школы-лицея №41. Выявление особенностей
формирования двигательных навыков происходило с помощью 24 человек –
вышеуказанной группы студентов.
В первом параграфе второй главы представлена типология, состоящая из семи
типов личности: эгофильный, генофильный, альтруистический, исследовательский,
доминантный, либертофильный, дигнитофильный, а также их краткая характеристика.
В результате проведенных исследований выяснилось, что в сознании студентов
доминирующая роль принадлежит либертофильному и генофильному инстинкту, а в
сознании школьников – также либертофильному, доминантному и исследовательскому.
В бессознательной сфере у студентов психологического факультета наиболее ярко
представлены генофильной и альтруистической инстинкты, а в бессознании учеников
11-го класса господствующая роль принадлежит дигнитофильному,
исследовательскому и доминантному инстинкту.
Возможные причины доминирования того или иного инстинкта приведены выше, во
второй главе.
Главной целью следующего проведенного эксперимента, описанного во втором
параграфе главы, являлось изучения особенностей формирования двигательного
навыка. В результате было выделено 3 основных этапа при формировании
двигательных навыков:
1) Аналитический этап – первоначальное ознакомление, овладение действием.
2) Этап уточнения и объединения действий.
3) Этап закрепления – совершенствование и автоматизация навыка.
В заключении был сделан вывод, указывающий на связь сознания и бессознания и
значение бессознания в исследуемом процессе: в процессе формирования навыка
происходит переход управления деятельностью на бессознательный уровень
регуляции и доведение их до автоматизма.
В завершении данной работы “Сознание и бессознание в психике и поведении
человека” позвольте кратко изложить основные выводу:
1) Сущность сознания, как высшей формы развития психики, психического
отражения принято видеть в способности человека к абстрактному вербальному
мышлению, орудием и средством которого является возникший в человеческом
обществе язык, к познанию на этой основе законов природы и общества.
2) Необходимо учитывать значительное, часто решающее влияние бессознания на
принятие решения, при совершении определенных действий. Сознание находится в
неотрывной связи с бессознательным.
3) Значением выявления сознательного и бессознательного доминирующего
инстинкта является его последующая реализация в жизненном плане, образе жизни,
в отношении к себе и людям, в профессии, что приносит уверенность,
удовлетворенность, комфорт и здоровье. Игнорирование этого факта или выбор пути
вопреки доминирующему инстинкту приводит к дисгармоничности, дезадаптации,
неудовлетворенности и болезни.
4) Особенности формирования навыка на основе переходящих друг в друга трех
этапов, роль бессознательного в этом процессе необходимо учитывать при самообучении,
обучении и контроле.
Образующие эту работу разделы, хотя и освещают разные стороны
рассматриваемой проблемы, подчинены единому замыслу и ориентированы на
раскрытие различных сторон элементов сознания и бессознания как целостной
системы, тем не менее работа не претендует на исчерпывающий анализ темы.
Высказанные в ней положения выражают лишь одну из попыток подойти к решению
достаточно сложной и многогранной проблемы сознания и бессознательного.
Список литературы
1) В.М. Банщиков “Проблемы сознания. Материалы симпозиума” Москва, 1966.
2) Ф.Б. Бассик “Актуальность проблемы бессознательного на современном этапе
развития психологических заболеваний”, Философские науки, №3, 1990.
3) В.П. Зинченко “Миры сознания и структура сознания”, вопросы психологии,
№2, 1991.
4) А.Н. Леонтьев “Деятельность, сознание, личность”, Москва, 1975, стр. 304.
5) Ф.Т. Михайлов “Сознание и самосознание”, Философские науки, №6, 1990.
6) Р.С. Немов “Психология”, книга 1, Москва, 1998.
7) И.П. Павлов “Проблемы сознания” (статья), Москва, 1966.
8) В.Ф. Петренко “Психосематика сознания”, Москва, 1988.
9) А.В. Петровский “Введение в общую психологию”, Москва, 1996.
10) С. Л. Рубенштейн “Бытие и сознание”, Москва, 1957, стр. 256, 328.
11) С. Л. Рубенштейн “Принципы и пути развития психологии”, Москва, 1959,
стр. 354.
12) А. Г. Спиркин “Сознание и самосознание”, Москва, 1972.
13) Л.Д. Столяренко “Основы психологии”, Ростов-на-Дону, 1997.
14) Н.И. Чуприкова “Психика и сознание как функция мозга”, Москва, 1985.
15) А.Е. Щедрин “К проблеме сознания и бессознательного психического”,
Тбилиси, 1969-1973.
16) А.Е. Щедрин “Психика. Сознание. Бессознательное”, Тбилиси, 1979.
17) Е.В. Шорохова “Проблемы сознания в философии и естествознании”, Москва,
1961, стр. 361.
18) К.Г. Юнг “Сознание и бессознательное”, Санкт-Петербург, Москва, 1997.
19) “Общая психология” Курс лекций, Москва, 1995.
20) “Практикум по общей психологии” под ред. А.И. Щербакова, Москва, 1990.
|