рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Современные теории и технологии психологической помощи рефераты

Психомышленная тренировка по Алексееву. В основе лежат следующие элементы:

·     Умение расслабиться.

·     Способность максимально ярко, с предварительной силой воображения, но, не напрягаясь, представить содержание формул самовнушения.

·     Умение удержать внимание на избранном объекте.

·     Умение воздействовать на самого себя нужными словесными формулами.

Обучение проводят в форме гетеротренинга. Чаще применяются в спортивной практике.

Аутогенная тренировка и обратная биологическая связь. Сочетанное применение аутогенной тренировки и обратной биологической связи (ОБС) является одним из перспективных направлений в психотерапии.

Психоанализ и 
недирективная психотерапия.


Теоретические основы и главные направления
 недирективной психотерапии.


Зигмунд Фрейд и психоанализ.

Исторический очерк.

В 1896 году Фрейд впервые употребил термин психоанализ, под которым подразумевал метод исследования психических процессов, являющийся в то же время и новым методом лечения неврозов.

Психоанализ начинает приобретать популярность. Вокруг Фрейда формируется кружек единомышленников: Альфред Адлер, Шандор Ференчи, Карл Юнг, Отто Ранк, Карл Абрахам, Эрнест Джоунс и др.

В последние годы жизни учение Фрейда претерпевает существенное изменение и получает свое философское завершение. По мере того как работы ученого становятся все более известными, усиливалась и критика его учения.

 

                                                                

Карл Юнг: аналитическая психология и психотерапия.

Структура личности по Юнгу.

Юнг выделяет следующие элементы (слои) в структуре личности: персону, Эго, тень, Аниму (у мужчин), Анимус (у женщин) и самость.

Персона (личность) – самый верхний слой личностного сознательного; Эго – его более глубокий сон. Ниже идет бессознательное, сначала индивидуальное, потом коллективное. Самый верхний слой бессознательного – двойник Я, его тень; следующий слой – душа (Анима и Анимус); самый нижний слой – объективное Я (самость).

Персона – это визитная карточка Я.

Эго – центр сознания и поэтому играет основную роль в нашей сознательной жизни.

Тень – центр личного бессознательного. Сюда входит желания, тенденции, переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимое с существующими социальными стандартами, понятиями об идеях.

Тень – не только обратное отражение Эго, но также и хранилище жизненной энергии, инстинктов, источник творчества.

Анима и Анимус – это представление о себе как о мужчине или женщине, вытесненные в бессознательное как нежелательные для данного индивидуума.

Самость – архетип целостности личности. Самость объединяет сознательное и бессознательное, она является центром целостности Я, как Эго – центром сознания.

Рациональная психотерапия.

Общие положения.

Сам термин рациональная психотерапия (от латинского rationalis – разумный) не совсем удачен, так как и другие методы психотерапии предусматривают «разумный» подход к лечению больного.

Основной рациональный психотерапии, несомненно, является логическая аргументация. Кроме того, метод включает в себя разъяснение, внушение, эмоциональное воздействие, изучение и коррекцию личности, дидактические и риторические приемы.

Таким образом, стержнем рациональной психотерапии является правильная, доступная пониманию больного трактовка характера, способствует формированию у больного адекватного отношения к своей болезни.

Субъективная картина болезни.

Понимание больным своей болезни еще называют внутренней картиной болезни. Правильнее, однако, говорить о субъективной картине болезни.

Сенсорный уровень включает в себя отношение больного к своим болезненным ощущениям. Эмоциональный уровень субъективной картины болезни – это оценка больным своей болезни с тачки зрения «опасности» и «безопасности». Интеллектуальный уровень субъективной картины болезни – это решение вопросов: «Болен или здоров?», «Чем лечиться?», «У кого лечиться?» и т. д.

Основы формальной логики.

В формальной логике есть такие понятия, как правильное и неправильное мышление. Мышление, способное вести человека к достижению истины, т. е. правильно решать теоретические и практические задачи, - правильное мышление. Оно должно удовлетворять трем основным требованиям: определенности, последовательности и доказательности. Непоследовательность мышления чаще всего связана с нарушением закона тождества, который можно выразить формулой А=А.

Техника терапии.

Рациональная психотерапия может проводиться самостоятельно, но чаще всего практикуется в комплексе с другими методами лечения. Иногда она подключается уже на этапе обследования больного, требуя специального времени и органически вплетаясь в диагностический процесс.

Основным достоинством рациональной психотерапии является то, что больной сам активно участвует в процессе лечения; недостаток же метода в том, что лечебный эффект наступает относительно медленно (например, медленнее, чем при внушении в гипнозе).

Классический психоанализ.

Теоретические основы психоанализа.

Психоанализ в понимании Фрейда – это, во-первых, «название процедуры исследования процессов, которые почти недостигаемы никаким другим способом», во-вторых, «название метода (основанного на таком исследовании) лечения невротических нарушений» и, наконец, в-третьих, определение «суммы психологической информации, полученной таким путем, постепенно собираемой в новую научную дисциплину».

Постепенно у Фрейда сложилось представление, что в каждом пациенте существует некая сила, сопровождающая лечению, сохраняющая потаенные мысли. Цель одна – защита. Задача психотерапевта, как считал Фрейд, как раз и заключается в том, чтобы преодолеть сопротивление.

Психоаналитик познает элементы бессознательного через его дериваты. Эти дериваты, или заменители, проявляются в свободных ассоциациях, в обмолвках, в ошибочных действиях.

Техника психоанализа.

Классический психоанализ включает следующие основные этапы: продуцирование материала, его анализ и рабочий альянс.


Анализ сопротивления.

Сопротивление включает все силы организма, которые противодействуют процедурам и процессам психоанализа, то есть мешают свободному ассоциированию пациента, его попыткам вспомнить и достичь понимания.

Интерпретируя материал пациента, аналитик ставит себе следующие основные цели:

·     Перенести продукции пациента в их бессознательное содержание, то есть установить связь мыслей, фантазий, чувств, поведения пациента с их бессознательными «предками».

·     Бессознательные элементы должны быть преобразованы в понимание, в истинное их значение.

·     По мере достижения инсайтов они должны сообщать пациенту.

Трансакционный анализ.

Общие положения.

Трансакционный анализ в узком понимании этих слов – это анализ взаимодействия двух или более людей; в более широком смысле – социально ориентированный психотерапевтический  метод, конечной целью которого является формирование гармоничной, социально адаптированной личности.

Структурный анализ.

Родитель (Р) по Берну – это собрание догм и постулатов, которые он воспринимает в детском возрасте и которые сохраняет потом в течение всей жизни. Когда Родитель в человеке якобы молчит, он все-таки влияет на его поведение, выполняя функцию совести.

Ребенок (Ре) живет в человеке всю его жизнь и проявляется даже у стариков, когда те мыслят, чувствуют, реагируют на окружающее точно так же, как делали это а детстве.

Взрослое состояние Я (В) также не имеет отношения к возрасту человека. Это способность личности хранить, использовать и перерабатывать информацию на основе предыдущего опыта.

Цель структурного анализа заключается главным образом в том, чтобы дать ответы на вопросы: Кто я? Почему поступаю именно так? Какой частью моего Я действует (или должна действовать) в данной ситуации, чтобы принести пользу, а не поражения?

Анализ трансакций.

Трансакция – это воздействие двух или более людей. Она начинается с транзакционного стимула – того или иного знака, свидетельствующего о том, что присутствие (или действие) одного человека воспринято другим. Человек, к которому обращен стимул, отвечает каким-то действиям – транзакционной реакцией.

Все транзакции делятся на:

·     Дополнителые. Когда стимул, посланный человеком, встречает адекватную, естественную в данной ситуации реакцию.

·     Пересекающаяся. Когда на определенный стимул следует неадекватная реакция.

Кроме простейших транзакций, какими является дополнительные и пересекающиеся, существует двухуровневые транзакции – угловые и двойные, при которых один уровень видимый – то, что произносится, а второй – скрытый, или психологический, - то, что имеется в виду (подтекст).

Психосинтез.

Теоретические основы психосинтеза.

Еще П. Жане говорил о ментальном синтезе, имея в виду ликвидацию диссоциации психических процессов, возникающих иногда в результате психотравмы. Е. Кречмер писал о психоанализе, или синтезе существования, подразумевая под этим развитие целостной и гармоничной личности. К. Юнг ввел понятие о синтетическом этапе аналитической психотерапии. Однако основателем психосинтеза как метода психотерапевтического лечения по праву считают итальянского психиатра Роберто Ассаджиоли.

Структура личности. Низшее бессознательное представляет собой наиболее примитивную часть нашей личности. В него входят: простейшие формы психической деятельности, управляющее жизнью тела. Среднее бессознательное (предсознательное) – область, где пребывают навыки и сознания. Высшее бессознательное (супербессознательное) – область формировании и источник вдохновения, творчества, героизма, альтруизма и других высших чувств.

Поле сознания – это непосредственно осознаваемая нами часть личности. Это непрерывный поток ощущений, мыслей, желаний, доступных нашему наблюдению и анализу.

Сознательное Я – это центр нашего сознания, но это не есть осознаваемая нами часть личности (поле сознания).

Высшее Я – наша истинная сущность. Сознательное Я изменяется или исчезает при нарушении сознания (кома, обморок, наркоз, состояние гипноза).

Техника психосинтеза.

На пути выполнения этих задач Ассаджиоли выделяет несколько основных этапов:

·     Глубинное познание своей личности;

·     Контроль над различными ее элементами;

·     Постижение своего истинного Я – выявление или создание «объединяющего центра» Я;

·     Психосинтез: формирование или перестройка личного вокруг нового центра.

Глубинное познание своей личности. Познание личности нужно начинать с низшего бессознательного, со вскрытия «комплексов», которые были унаследованы из сознания еще в младенческом возрасте.

Контроль над различными элементами личности. Разделение психосинтеза на этапы, несомненно, условно, так как все они тесно взаимосвязаны. Разотождествление. Человеку, в отличие от животного, присуще самосознание. Самосознание в свою очередь сопровождается процессом отождествления себя с наиболее актуальными элементами личности, чувствами, желаниями. Работа над субличностями. В каждом из нас уживается множество «типажей», часто противоположных друг другу. Число субличностей бесконечно. Они изменчивы. Чем их больше, тем человек внутренне богаче, но и менее целеустремлен.

Позитивная психотерапия.

Позитивный  подход к пациенту и заболеванию.

Позитивная психотерапия исходит из того, что любой человек независимо от его расы, социального положения и вероисповедания от природы обладает двумя основными способностями: способностью к познанию и способностью к любви.

Способность к познанию в свою очередь выражает рациональную, интеллектуальную суть человека (левое полушарие головного мозга), а способностью любить – эмоциональную и душевную его суть (правое полушарие).

Позитивный подход к пациенту и заболеванию является составной частью позитивной психотерапии и, в свою очередь, состоит из трех основных компонентов: учета межкультеральных особенностей, позитивной интерпретации заболевания и использования поучительных историй.

Анализ конфликта.

 В соответствии с концепциями позитивной психотерапии реакция на конфликтную ситуацию у любого человека проявляется через четыре основные «сферы разрешения конфликта»: через тело, деятельность, контакты и посредством фантазии.

Сферы разрешения конфликта.  Тело. На первое место выступают ощущения. Информация, поступающая из внешнего и внутреннего мира, проходит сквозь призму собственного опыта, через цензуру приобретенных стереотипов. Деятельность. Возможны две взаимоисключающие реакции на конфликт – уход в работу и уход от работы. Конфликты. Так же, как и в предыдущей сфере, возможны две противоположные формы  реакции на конфликт. Одни пациенты в поисках выхода из конфликтной ситуации ищут конфликтов с окружающими, проявляют гиперактивность, требуя к себе повышенного внимания. Другие, наоборот, избегают конфликтов, замыкаются в себе. Фантазии. Реакции на конфликт проявляются в основном в активизации фантазии.

Модель конфликта. При возникновении и проявлении заболевания (неврозы, психосоматические заболевания) большую роль играет так называемый актуальный конфликт. Конфликтная ситуация. Основное внимание должно быть обращено на то, какое влияние оказывает конфликт на физическое состояние пациента, на его профессию. Реакция на конфликт. Речь идет о стереотипах поведения в конфликтной ситуации, обусловленных сформировавшимися в процессе воспитания отношением к самому себе. Отношения к Я. Оно во многом зависит от формы воспитания пациента.

 


                         

Нейролингвистическое програмирование.

Основные положения.

НЛП – это наука о воздействии слова на человека. Это методические приемы, позволяющие человеку посредством слова программировать себя и, затем изменять эти программы. Одним из базовых положений НЛП является утверждение. Человек воспринимает и отражает окружающий мир посредством своих органов чувств. Процесс и механизм такого восприятия НЛП носит название модальности.

Существует зависимость между доминирующей модальностью, в которой человек воспринимает мир, и словами, которыми он это восприятие выражает. Это предикаты речи.

Не менее важными «ключами доступа» к бессознательному является невербальные, внешние признаки  проявления мышления и эмоций. Прекрасными «ключами доступа» к бессознательному является паттерны глаз.

Умение быстро распознавать «модальность», в которой пациент воспринимает мир, находить «ключи доступа» называется в НЛП подстройкой. Система, отвечающая за извлечение информации, называется ведущей, система, сверяющая полученный результат, - референтной. Цель психических процессов, ведущих к той или иной форме поведения, называется стратегией поведения. Мета-модель – это набор лингвистических средств для получения информации, которая скрыта от самого пациента.

                                 

Групповая психотерапия.

Основные положения.

Понятие групповой психотерапии.

Существует много определение групповая психотерапия. Якоб Морено определяет групповую психотерапию как лечение людей в группах.

В нашей литературе эта неясность и без того сложной проблеме усугубляется еще и терминологической путаницей.

Коллектив представляет собой высшую форму социального объединения людей. Коллектив – это группа людей, отличающаяся высшей степенью организованности и психологической сплоченности во имя достижения общей цели. Причем цели эти носят обычно социальный, а не эмоциональный характер.

Группа – это социально-психологическое понятие, обозначающее определенное число лиц, включенных в типичные для них виды деятельности и регулируемых общими ценностями и нормами.

В социальной психологии традиционно выделяют следующие основные признаки группы:

·     Основные участники своей принадлежности к группе.

·     Установление определенных отношений между нами.

·     Внутренняя организация, включая распределение обязанностей, лидерство,  иерархию статусов.

·     Действие «группового давления», побуждающего участников вести себя в соответствии с принятыми в группе нормами.

·     Наличие определенных изменений во взглядах и поведении отдельных участников, обусловленных их принадлежностью к группе.

Малая группа -  немногочисленная по составу общность людей (до 20 человек), члены которой объединены единой деятельностью и находятся друг с другом в непосредственном личном общении.

Психокоррекционная группа – это исскуственно созданная (лабораторная) малая группа, объединенная целями межличностного исследования, личностного научения и самораскрытия. Это неструктурированная взаимодействие здесь и теперь, при котором участники изучают происхождение с ними процессы межличностного взаимодействия в данный момент и в данном месте.

Однако родоначальником групповой психотерапии считается Якоб Морено, ему же принадлежит и термин «групповая психотерапия».

Психология психокоррекционной группы.

Малая группа – это общество в миниатюре. Такие скрытые факторы, как социальное влияние и давление партнеров, действие которых мы повседневно ощущаем в жизни, на работе, в семье, проявляются и в психокоррекционной группе.

Формирование группы.

Состав группы определяется ее типом (группа встреч, группа умений), а также формой и содержанием предполагаемой психотерапевтической работы. Диапазон показаний к группе психотерапии достаточно широк – от неврозов до ремиссии шизофрении. Однако соотношения показаний и противопоказаний всегда представляют большую трудность.

Противопоказаниями для групповой психотерапии является низкий интеллект и психозы. Особую сложность создают больные, склонные к образованию бредовых идей отношения, преследования и физического воздействия.

Сторонники гетерогенных групп аргументируют свою точку зрения желанием создать общество в миниатюре. В гетерогенных группах эмоциональное напряжение и степень конфронтации могут быть более выражены, а способность решения конфликтов – более естественными.

Гомогенные группы более сплоченны, менее конфликтны, члены ее более, чем в гетерогенных группах, склонны к эмоциональной поддержке друг друга. В то же время  гомогенная группа является плохой ареной для споров и решения острых конфликтных ситуаций.

Частота и длительность занятий определяется многими факторами (характер лечебного упражнения, форма и цель лечения). Оптимальными в условиях стационара считаются 3-4 занятия в неделю, каждые продолжительностью по 60-90 минут.

Группы тренинга. Техника занятий Т-групп.

Группа – это реальный мир в миниатюре. В ней существует те же, что и «в жизни», проблемы межличностных  отношений, поведения, принятия решений. Тем не менее, от реального мира эта искусственно созданная лаборатория отличается тем, что:

·     В Т-группе каждый может быть и экспериментатором, и предметом эксперимента.

·     Здесь возможно решение задач, которые неразрешимы в реальной жизни.

·     Занятия в группе предлагают «психологическую безопасность», что обеспечивает «чистоту» эксперимента.

Прежде всего, Т-группы учат тому, как учиться. Поскольку все члены группы вовлекаются в общий процесс взаимообучения, они в большей мере полагаются друг на друга, чем на руководителя. Таким образом, обучение является скорее результатом опыта самой группы, нежели разъяснений и рекомендаций руководителя.

Обучение тому, как учиться, включает в себя отдельные этапы:

·     Представление самого себя.

·     Обратная связь.

·     Экспериментирование.

Группы встреч.

Группы встреч в отличие от групп тренинга являются терапевтическими психокоррекционными группами.

Существует два основных направления в понимании психокоррекционных групп. Сторонники первого направления ориентируют группы на решение конкретных задач, отработку навыков межличностных отношений. Руководитель не устраняется от лидерства полностью и, нередко, выступает в роли наставника.

Сторонники второго направления в большей степени ориентированы на гуманистический, демократический стиль руководства группой.

Выделяют следующие основные признаки группы встреч:

·     Открытость и честность в общении ее членов.

·     Осознание самого себя, своего Я (психического и физического).

·     Ответственность за себя и членов группы.

·     Внимание к чувствам.

·     Принцип здесь и теперь.

Гештальт-терапия.

Основными понятиями гештальт-психологии, которая лежит в основе гештальт-терапии, является: понятие о фигуре (гештальте) и фоне, осознание чувств, сосредоточенность на настоящем, борьба противоположностей, функции защиты и такое понятие, как зрелость.

Понятие борьба противоположностей отражает борьбу между полярными сторонами нашего Я, между его потребностями и возможностями.

Зрелость – это способность индивидуума выйти из трудной, тупиковой ситуации, полагаясь только на себя. Задача гештальт-терапевта заключается в том, чтобы помочь пациенту осознать свою потребность, завершить ее, а в конечном итоге помочь человеку выйти из тупиковой ситуации.

Гештальт-терапия включает следующие основные компоненты:

·     Расширение осознания.

·     Интеграция противоположностей.

·     Усиление внимания к чувствам.

·     Работа с мечтами (фантазией).

·     Принятие ответственности на себя.

·     Преодоление сопротивления.

Психодрама.

Психодрама – это одна из форм группового процесса, в котором метод драматической импровизации используется как способ изучения внутреннего мира участников группы. Она относится к одному из ранних методов групповой психотерапии. Создателем психодрамы, как и групповой психотерапии вообще, считает Морено.

             


Страницы: 1, 2, 3