рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Социология социальных проблем: аналитический обзор основных концепций рефераты

Реферат: Социология социальных проблем: аналитический обзор основных концепций

В. Н. Минина

В процессе развития любого общества возникает множество проблем общесоциального, группового, индивидуального характера. Они пересекаются, взаимопроникают, вызывая к жизни другие, подчас более сложные, проблемы, что чаще всего нарушает привычные жизненные устои, сложившиеся жизненные стандарты и правила поведения, приводит к новым формам социального взаимодействия и порождает потребность в их целенаправленном разрешении.

В настоящее время для целенаправленного разрешения социальных проблем созданы специальные организационные структуры как государственного, так и негосударственного подчинения, в деятельности которых применяется широкий спектр методов, и в их числе программирование играет не последнюю роль. Программы социального обеспечения, страхования, вспомоществования, регулирования занятости, охраны детства, борьбы с различного рода патологиями прочно укоренились в социальной практике, а сам термин “программа” - в научном и обыденном лексиконе. Вместе с тем одним из наименее разработанных методологических вопросов социального программирования является концептуальная постановка проблемы. А ведь от того, как он решается, зависит выбор направлений совместной деятельности большого количества субъектов, объемы и формы использования ресурсов, которыми располагает общество, а также стратегии поведения управляющей подсистемы.

Анализ комплексных программ по решению различных социальных проблем свидетельствует, что управленцы связывают с социальной проблемой либо определенную форму патологии (преступность, пьянство, наркотизм), либо нарушение функций конкретного социального института (например, семьи, школы), либо одну из форм социального конфликта (национального, трудового), либо нехватку средств, находящихся в распоряжении общества, для удовлетворения насущных потребностей людей (в жилье, охране здоровья, отдыхе). Их возникновение чаще всего объясняется нарушением сложившегося социального порядка вследствие воздействия некоторых объективных условий (например, миграционных процессов) или субъективных факторов (отклоняющегося индивидуального поведения). Поэтому соответствующие программы сводятся к перечню мер в отношении тех, кто нарушает сложившийся порядок. В результате многие программы оказываются малоэффективными инструментами регулирования социальных отношений.

При выработке управленческих решений в рамках конкретных программ, например, борьбы с преступностью, не обосновывается, почему последняя является социальной проблемой (именно социальной, а не просто управленческой), что делает ее таковой, что вызывает необходимость общественного, и в том числе административного, вмешательства в текущий ход событий. Может быть, абсолютное число преступников, а может быть, наличие особых типов криминальных объединений или рост некоторых видов преступлений? Может быть, преступность потому является социальной проблемой, что правоохранительные органы борются с ней неэффективно? Или все дело в коррупции? А может быть, существует особый социальный класс, достаточно мощный, образующий криминальную социальную систему? Здесь управленцы идут либо на поводу сложившихся стереотипов в определении того или иного явления (той или иной формы поведения) как проблемного, либо оказываются в плену социально-политических манипуляций, которые дают возможность конкретным политическим силам вести успешную борьбу за власть.

Следует отметить, что влияние политического фактора на принятие управленческих решений очень велико. Это особенно наглядно проявляется в современном российском обществе. Так, неоднократно повторявшиеся циклы предвыборной борьбы сопровождались тем, что различные политические движения и партии выдвигали на щит в качестве социальной проблемы ту или иную жизненную ситуацию, чаще всего бедность. Последняя стала особым инструментом, который используется для критики находящейся у власти политической элиты, для манипулирования общественным мнением, в целом для активной борьбы за продвижение групповых интересов. С победой на выборах интерес к данному феномену значительно ослабевает.

Существующая неопределенность в решении вопросов о том, что же действительно является социальной проблемой и какие действия, направленные на ее устранение, следует предпринимать, вызывает потребность теоретического осмысления соответствующего понятия.

Термин “проблема” в переводе с греческого означает задача. В самом общем виде проблема - это научный или практический вопрос, требующий своего изучения и разрешения. В философской и науковедческой литературе различают два типа проблем:

гносеологические (познавательные), связанные с превращением незнания в знание, с разработкой нового инструментария познания, с расширением границ познания;

предметные (организационные, социальные), представляющие собой несоответствие, противоречие между желаемым и действительным, между существующим и должным и требующие усилий со стороны общества для их разрешения. 1, с. 38.

В философии категория “проблема” фиксирует: а) развитие противоречия между требованиями должного и наличными условиями его осуществления; б) усиление недостаточности имеющихся средств для реализации желаемого; в) нарастание неизбежности дезорганизующих процессов в системе при использовании только этих средств для достижения желаемого; г) необходимость поиска и создания новых средств, способов преодоления названного противоречия, выявление и осуществление новых возможностей решения поставленной задачи.2, с. 103.

Использование данного понятия в социологии предполагает конкретизацию разрыва между желаемым и действительным; исследование социальных противоречий, обусловливающих возникновение проблемных ситуаций; оценку их восприятия общественным сознанием и готовности общества к разрешению назревших противоречий; типологизацию проблем и определение соответствующих форм и методов социального воздействия. Однако в социологии достаточно часто термин “проблема” используется лишь в своем гносеологическом значении, то есть как указатель темы, направления научного исследования. Социологи редко задаются вопросом, что означает социальная проблема как предмет специального изучения. Так, например, если речь идет о преступности, то к ней обязательно привешивается ярлык “социальная проблема”. В то же время ее исследования ограничиваются типологизацией преступников, оценкой уровня преступности, выявлением признаков, отличающих преступников от непреступников. В отдельных случаях оценивается эффективность усилий по предотвращению преступных действий, взаимодействие криминальных объединений, их связь с политическими, властными структурами, влияние на экономическую жизнь. Таким образом, осуществляется традиционный научный анализ вполне определенного социального явления, без акцента на том, действительно ли оно становится проблемой в обществе и, если да, то почему.

Сказанное, конечно же, не означает, что в социологии вообще не уделяется внимание теоретическому осмыслению социальных проблем. Напротив, в последние три десятилетия на Западе получило развитие новое научное направление - социология социальных проблем - где эта задача так или иначе решается. Остановимся подробнее на характеристике важнейших традиций и школ, сложившихся в рамках данного направления.

Как предмет теоретического изучения социальные проблемы впервые стали рассматриваться в США, когда в 1865 г. образовалась Американская ассоциация социальных наук.17, p. 452. Большое влияние на формирование социологического подхода к их исследованию оказало творчество Э. Дюркгейма. Он обратил внимание на социальную интеграцию, которая возникает в капиталистическом обществе в результате разделения общественного труда. Поскольку последнее связано с ростом специализации и разнообразия видов человеческой деятельности, постольку оно усиливает взаимную зависимость людей. Поэтому, по мнению Э. Дюркгейма, для поддержания порядка в обществе, особенно таком сложном, как капиталистическое, необходимо, чтобы все социальные группы разделяли определенные базисные ценности, например, индивидуалистическую “рабочую этику”.

Ученый предложил теорию социальной дезорганизации как базовую для объяснения социальных проблем. При этом он рассматривал такие деформации в обществе (нарушение традиционной организации, основополагающих ценностей, норм), которые, с его точки зрения, приводят к преступности, суицидам и насилию. К наиболее значимым факторам, их обусловливающим, автор относил процессы урбанизации и индустриализации. Урбанизация порождает перемещение людей из деревни в город и приводит к смене традиционных ценностей, ввиду чего возникает состояние аномии, влекущее за собой преступность, суициды, урбанистическое насилие. Индустриализация имеет следствием ускорение происходящих в обществе изменений, что вызывает нарушение уважения к авторитету традиции, церкви и государства. Потеря прежней структуры и дисциплины, по мнению ученого, может быть заменена новой, если удастся восстановить социальное равновесие.18, p. 11. По существу, творчество Э. Дюркгейма положило начало функциональному подходу к трактовке социальных проблем, который долгое время был господствующим в социологической теории.

Исторически сложилось так, что социология социальных проблем возникла как особое направление и наиболее активно развивается в американской социологической мысли. Интенсивное изучение социальных проблем в США датируется 1910-1940 гг. В этот период появились монографии и статьи в ведущих журналах по данной теме.8, 9, 11, 16. В ранних работах рассматривались главным образом преступность и употребление наркотиков. Их исследование опиралось на методологию Э. Дюркгейма, при этом основной акцент делался на индивидуальную или семейную дезорганизацию, т.е. на индивидуальное отклоняющееся поведение. Нередко социальные проблемы отождествлялись с патологией, интерпретировались в терминах деморализации и объяснялись неспособностью индивида соответствовать установленным в обществе нормам и правилам, что проявлялось в дискуссиях о разводе, незаконнорожденности и умственных расстройствах. Их решение виделось через призму индивидуальной адаптации к существующим социальным условиям, при минимальном вмешательстве государства в соответствующие процессы с помощью таких средств, как современные государственные социальные программы.

В настоящее время существует достаточно большое количество публикаций, посвященных широкому спектру жизненных ситуаций, интерпретируемых как социальные проблемы. Их обобщение позволяет выделить две основные традиции в трактовке социальных проблем.

Первая исходит из идеи социального порядка, который рассматривается в качестве основы социального развития. Само же развитие характеризуется через призму его нарушения и восстановления. Понятие социального порядка связывается либо с консенсусом широко усвоенных ценностей, либо с гармонией в деятельности социальных институтов. Большинство американских и европейских ученых рассматривают порядок как политико-экономическую реальность капитализма. При этом трактовка данного понятия претерпевает изменения в зависимости от обновления социальных отношений. И если в начале ХХ века под социальным порядком понималось либерально-рыночное устройство общества, то в настоящее время - это корпоративный либерализм, требующий государственного вмешательства и регулирования важнейших процессов, протекающих в обществе.

Данная традиция базируется на следующих теоретических посылках. Признается, что капиталистическое общество организовано на принципах социального равновесия, согласия, которые могут быть нарушены вследствие действия ряда объективных факторов. Порядок, стабильность, консенсус рассматриваются как необходимые условия существования конкретной социальной системы. Исходя из этого проблемы интерпретируются как отсутствие или нарушение одного или более из выше перечисленных условий. Американские ученые М. Спектр и Дж. Китсус отмечают, что сторонники этого направления чаще всего оперируют терминами, которые описывают объективные условия, отражают отношение к ним и дают различные намеки на то, почему эти условия характеризуются как неприятные или проблематичные.19, p. 8. Социолог рассматривается в качестве стороннего наблюдателя, эксперта, функция которого - выявить такие условия и оценить действия тех, кто определяет сложившиеся жизненные ситуации как неблагоприятные, проблемные.

В рамках первой традиции сформировалось три основных подхода: функциональный, конфликтно-ценностный и нормативный.

Функциональная школа в социологии социальных проблем. Как отмечалось выше, она берет начало в творчестве Э. Дюркгейма. В XX веке ее основные положения развивались в трудах Т. Парсонса, Р. Мертона, Р. Нисбета и др. Т. Парсонс, основываясь на идеологии корпоративного либерализма, рассматривал проблемы как нарушение социального равновесия и предлагал их решение в русле умеренных государственных реформ и изменения либерального рыночного устройства. Он критически относился к трактовке проблем с позиции силового конфликта, полагая, что в обществе существуют объективные предпосылки социального мира и согласия.

Р. Мертон и Р. Нисбет под социальной проблемой понимали модель поведения, которая, по оценкам значительной части общества, отрицает общепризнанные или одобряемые нормы. Во введении к книге “Современные социальные проблемы” Р. Нисбет отмечал, что о социальной проблеме нельзя говорить, если она не определена как таковая. До тех пор, пока способ поведения не характеризуется как нарушение некоторой нормы, до тех пор, пока большим числом людей оно не признается как отвратительное с точки зрения морали, невозможно назвать социальную проблему.7, p. 1. Задачей социологического анализа социальных проблем, по мнению названных выше авторов, является создание внушительной базы эмпирических фактов, адекватного метода и практически проверяемых выводов.

Главное, что свойственно функциональному подходу, - это попытка выявить объективные условия или поведение, которые препятствуют осуществлению целей общества, нарушают его нормальное функционирование, а также дать научное объяснение истоков их возникновения. Его сторонники при анализе социальной действительности делают ставку на функциональную теорию социальных систем. Социальные проблемы рассматриваются ими как результат действия процессов дезинтеграции и интерпретируются либо как социальная дисфункция, либо как дезорганизация.

Понятия “дезорганизация”, “дисфункция” связываются с нарушением нормативной интеграции, ценностного консенсуса в обществе. Так, в уже упомянутой книге Р. Мертон отмечал, что социальная дезорганизация исходит из неадекватности или нехватки в социальной системе взаимоотносящихся статусов и ролей, так что коллективные цели и индивидуальные задачи ее членов менее полно реализуются, чем это могло бы быть в альтернативно действующей системе... Конкретная группа, организация, общность или общество дезорганизованы в определенной степени, если структура статусов и ролей не так эффективно организована, как это могло бы быть. Такой тип утверждения требует, чтобы социолог-эксперт представил компетентное доказательство, что реальная организация социальной жизни при достигнутых условиях может быть усовершенствована.7, p. 820.

В функционализме понятие “дезорганизация” тесно смыкается с понятием “дисфункция”. Последнее фиксирует не только то, что в системе нарушены условия реализации некоторых общих целей, но также то, что в ней не поддерживаются определенные базисные связи. При этом предполагается, что в обществе наличествуют функциональные предпосылки его устойчивого, стабильного развития, проявляющиеся в существовании некоторой институциональной структуры социальной системы, или другими словами, совокупности взаимосвязанных социальных институтов, с помощью которых достигается интеграция в обществе. Нарушение данных предпосылок создает угрозу жизнедеятельности социальной системы. Поэтому одна из задач социологического исследования социальных проблем - установить их с тем, чтобы оценить, насколько правомерны утверждения различных экспертов относительно той или иной жизненной ситуации или модели социального поведения как проблемных.

И в случае дезорганизации, и в случае дисфункции при определении социальных проблем в качестве единицы анализа выступает система, поскольку и то, и другое означает ее недостаток или неудачу. Здесь, по справедливому замечанию М. Спектра и Дж. Китсуса, возникает серьезная теоретическая и практическая трудность: как определить границы системы? Что входит в нее, а что составляет ее окружение? Что такое коллективные цели системы и кто формулирует их? Как определить стандарты, которым будут противопоставлены недостатки системы?19, p. 26. Кроме того, условия, свидетельствующие о социальной дезорганизации или дисфункции в одном секторе жизнедеятельности общества, не обязательно дисфункциональны для других секторов. Это порождает серьезные методологические трудности в исследовании социальных проблем, так как по каждому условию необходимо просматривать все возможные последствия во всех возможных областях социальной жизни. Названные трудности делают функциональный подход к определению социальных проблем весьма уязвимым. Не случайно поэтому он подвергается серьезной и обоснованной критике со стороны представителей других теоретических школ.

Так, М. Спектр и Дж. Китсус в своей книге “Конструирование социальных проблем” обратили внимание на то, что несмотря на претензию быть ценностно-нейтральными и объективными, представители данного направления приходят к идее экспертного определения социальной проблемы, поскольку последняя выводится из социологической оценки условия, характеризуемого большим количеством людей как неблагоприятное, нежелательное. В этой связи довольно сложно установить, какое определение верное, а какое нет и какой подход полезен, а какой нет. Раз оно содержит ценностное суждение арбитра, то каждый его элемент нуждается в аргументации и документальном подтверждении.19, p. 26-27.

“Слабость” функционального подхода заключается также в том, что социологам отводится роль экспертов, устанавливающих истинность тех или иных социальных норм и стандартов, что вообще говоря не верно. Будучи членами профессионального сообщества, они являются носителями определенной идеологии, значит их взгляд на вещи не может быть беспристрастным, а посему выводы и заключения социологов относительно социальных проблем также нуждаются в проверке, как и суждения представителей других сообществ.

Конфликтно-ценностная школа в социологии социальных проблем. Ее основные идеи развиваются в трудах К. Кэйса, В. Валлера, Р. Фуллера, Р. Мюеса и др.5, 10, 12, 20. Представители данной школы делают акцент на различение объективного условия (проблемной ситуации) и его (ее) определения как социальной проблемы. Так, К. Кэйс одним из первых высказал мысль, что объективное условие само по себе не становится проблемой. По мнению ученого, ею может стать та социальная ситуация, которая привлекает к себе внимание значительного числа компетентных наблюдателей в обществе и требует социального вмешательства и применения специальных мер, то есть коллективных действий.5, p. 269. При этом необходимое число экспертов-наблюдателей определяется эмпирически и варьирует в зависимости от ситуации.

Страницы: 1, 2