рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Социальная психология в системе наук. Социальная перцепция рефераты

Реферат: Социальная психология в системе наук. Социальная перцепция

Введение

Социальная психология является относительно молодой гуманитарной наукой, динамично развивающейся в последнее время. Социально-психологические знания имеют богатейшую и интереснейшую историю и широкое прикладное значение в самых различных областях жизни современного общества.

Социальная психология - наука, изучающая механизмы и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включенностью в социальные группы и общности, а также психологические особенности этих групп и общностей

Психология обычно понимается как наука о человеческом поведении, а социальная психология – как раздел этой науки, имеющий дело с человеческим взаимодействием. Первостепенной задачей науки полагается установление общих законов путем систематического наблюдения. Социальными психологами такие общие законы разрабатываются для описания и объяснения человеческого взаимодействия. Это традиционное видение научного закона повторяется в том или ином виде во всех фундаментальных трактовках целей и задач психологической науки. DiRenzo (1966) пишет, что “полное объяснение” в поведенческих науках - это такое объяснение, которое наделено статусом неизменного закона» (p.11). Krech, Crutchfild и Ballachey (1962) подчеркивают, что «вне зависимости от того, интересует нас социальная психология как фундаментальная или прикладная наука, она основывается на определенном наборе научных принципов» (p. 3). Jones и Gerard (1967) вторят этой точке зрения: «Наука стремится понять факторы, которые определяют стабильные связи между явлениями» (p. 42). По выражению Миллса (Mills, 1969), «социальные психологи хотят раскрыть причинные связи с тем, чтобы установить основные принципы, который объяснят социально-психологические феномены»

Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук — психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус, который приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различных причин. Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой «психологический» аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания

1.Структура социальной психологии

В данном контексте под структурой пони­мается строение социальной психологии, взаиморасположение и связь основных составляющих ее частей. Структура соци­альной психологии в каждый историчес­кий период ее развития, в том числе и современное состояние, является резуль­татом взаимодействия двух принципиально различных (даже противоположных), но тесно связанных процессов: дифференциа­ции, т. е. дробления, разделения социальной психологии, и интеграции ее с другими (не только психологическими) отраслями науки.

Дифференциация социальной психоло­гии происходит по многим направлениям, однако главные тенденции прослежива­ются в следующем:

Ведущая ориентация на теоретический, эмпирический (в частности, эксперимен­тальный) или практический анализ порож­дает соответственно теоретическую, эмпи­рическую (или экспериментальную) и практическую социальную психологию. Эти взаимосвязанные части социальной психологии по-разному реализуют основ­ные функции науки. Если теоретическая социальная психология призвана объяс­нять природу социально-психологических явлений и прогнозировать их динамику в определенных социальных условиях, то эмпирическая социальная психология точно описывает эти явления, раскрывает внутренние закономерности их функцио­нирования и развития. Практическая же социальная психология разрабатывает и реализует программы оптимизирующего воздействия на те же явления, т. е. должна управлять ими. Они различаются и тем, чем приходится оперировать, что должно получиться в результате и др.

Дифференциация социальной психоло­гии, особенно практической, произошла в ходе ее приложения к различным сфе­рам общественной жизни человека и его общностей. В результате к настоящему времени сформировалась промышленная социальная психология, социальная пси­хология сельского хозяйства, торговли,

образования, семьи, науки, массовых ком­муникаций, спорта, искусства и др. Этот процесс интенсивно продолжается в сфе­рах политики, экономики, рекламы, куль­туры в целом (не только искусства) и т. д.

Социальная психология дифференци­ровалась также в процессе исследования основных видов жизнедеятельности чело­века. Сложились такие ее части, как соци­альная психология труда, познания (в том числе учения), творчества, общения, игры и т. п. В свою очередь из ведущей части — социальной психологии труда — образо­вались различные виды трудовой деятель­ности; отдельные из них стали заметными отраслями в современной психологии:

социальная психология управления, руко­водства, предпринимательства и т. д. Дан­ное основание дифференциации содержит в себе огромный потенциал дальнейшей спецификации социальной психологии.

Любая дифференциация социальной психологии может рассматриваться как относительно условная. Например, соци­альная психология торговли как отрасль одновременно изучает торговлю, с одной стороны, как сферу общественной жизни людей и становится тем самым в один ряд с промышленной социальной психологией и другими, а с другой — как вид деятель­ности людей (продажа товаров), исследуя частный вид труда. То же самое можно сказать о социальной психологии управ­ления, которая изучает и управленческий труд, и управление как сферу обществен­ной жизни людей.

Строение современной социальной психологии, особенно исследовательской, будет неполным, если не представить ее дифференциацию по основным объектам исследования. В результате ее структуру составляет социальная психология лич­ности, психология взаимодействия, в том числе отношений и общения (т. е. объект исследования — система «личность-лич­ность»), психология малых групп, меж­групповых отношений и взаимодействий («группа—группа»), больших социальных групп и массовых психических явлений. Названные пять разделов социальной пси­хологии логично было бы дополнить ис­следованиями таких важных объектов, как:

«личность—малая группа», «личность-большая группа», «малая группа—большая группа»; однако выделения соответствую­щих им разделов не произошло из-за «про­межуточного» характера указанных объек­тов, которые исследуются в контексте вышеперечисленных основных разделов. Чрезвычайно медленно формируется и такой раздел, который можно было бы назвать как «Психология общества», т. е. в нем общество в целом должно рассмат­риваться как качественно специфический объект по сравнению с большими соци­альными группами. Этот процесс затруд­нен прежде всего потому, что в исследова­нии такого объекта теряется специфика социально-психологического метода в сравнении с социологическим. Общество как объект исследования относится пока, скорее, к социологии, чем к социальной психологии.

В данной главе структура социальной психологии представлена разделами, соот­ветствующими основным объектам ее исследования, и дополненными вводной теоретической и заключительной частями, посвященными некоторым прикладным социально-психологическим отраслям -политической, экономической и этничес­кой психологии, — выбор которых опре­деляется более высокой степенью их раз­работанности.

Структурирование современной соци­альной психологии невозможно понять, не рассмотрев интеграционных процессов, в которые она включена. Это относится прежде всего к интеграции социальной психологии с многочисленными психоло­гическими отраслями, на «стыке» которых возникла большая совокупность социально-психологических направлений исследова­ния, постепенно оформившихся в относи­тельно самостоятельные подотрасли -части социальной психологии. Этот «кон­тур» (или уровень) интеграции можно обо­значить как внешний социально-психоло­гический. Социальная психология лич­ности, например, сформировалась как результат интеграции социальной психо­логии с психологией личности, социопсихо-лингвистика — социальной психологии с психолингвистикой, социально-педагогическая психология — социальной и отрасли образова­лись социальные психологии: труда, уп­равления, спорта, педа­гогической психологии и т. д. Как смеж­ные психологические искусства, социально-историческая и социально-политическая психология, психология межнациональ­ных отношений. Этот интеграционный процесс продолжается — в настоящее время идет интенсивное формирование социально-экономической и социально-экологичес­кой психологии.

Таким образом, описанные ранее час­ти социальной психологии, которые раз­делились и влились в различные сферы об­щественной жизни и виды жизнедеятель­ности человека, дифференцировались именно в «зонах» интеграции социальной психологии с другими психологическими отраслями. В этом смысле процессы диф­ференциации и интеграции социальной психологии, несмотря на их полярность, тесно взаимосвязаны.

Интеграционные процессы характерны и для самой социальной психологии — это внутренний социально-психологический «контур» интеграции. Проявляется он в объединении теоретического, эмпиричес­кого и практического методов анализа социально-психологических данных, в одно­временном изучении различных социально-психологических объектов (например, личности в группе, личности и малых групп в организации, малых групп в кон­тексте больших социальных групп и т. п.). Наиболее очевидным направлением внут­ренней интеграции социальной психоло­гии является объединение ее частей, диф­ференцировавшихся по сферам общест­венной жизни и видам жизнедеятельности людей; В результате возникло и продол­жает появляться множество интегрирован­ных научных направлений, например: пси­хология руководства педагогическим кол­лективом (на стыке социальной психоло­гии управления и социальной психологии образования ведутся исследования под руководством Р.Х. Шакурова), психология руководства научным коллективом (М.Г. Яро-шевский), социальная психология творче­ства инженеров (Э.С. Чугунова), психоло­гия познания в процессах общения (Ю.К. Корнилов) и т. д.

2.ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ

Возникновение и успешное развитие межличностного общения возможно лишь в том случае, если между его участниками существует взаимопонимание. То, в какой мере люди отражают черты и чувства друг друга, воспринимают и понимают других, а через них и самих себя, во многом определяет процесс общения, отношения, складывающиеся между партнерами, и способы, с помощью которых они осуществляют совместную деятельность. Таким образом, процесс познания и понимания одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения, условно она может быть названа перцептивной стороной общения.

Социальная перцепция — одно из наиболее сложных и важных понятий социальной психологии. Можно даже утверждать, что оно является одним самых значительных вкладов социальной психологии в современную и перспективную психологию Человека.

Его близость к общепсихологическому понятию «перцепция» ограничивается названием, самыми общими житейскими смыслами и тем, что и то и другое имеет отношение к механизмам и феноменам восприятия человеком различных явлений. На этом сходство исчерпывается. Перцепция — теоретическое понятие, характеризующее искусственно выделенный фрагмент целостного процесса познания и субъективного осмысления человеком Мира. Социальная перцепция — сложное, многосоставное понятие, пытающееся объяснить уникальное явление познания и понимания людьми друг друга.

Понятие «социальная перцепция» включает все то, что в общепсихологическом подходе принято обозначать различными терминами и изучать отдельно, пытаясь затем из кусочков слепить целостную картину психического мира человека:

— собственный процесс восприятия наблюдаемого поведения;
— интерпретацию воспринимаемых в терминах причин поведения и ожидаемых последствий;
— эмоциональную оценку;
— построение стратегии собственного поведения.

Это положение вещей давно осмыслено социальными психологами, и сегодня принято считать, что термины «социальная перцепция» и «перцепция» соотносятся друг с другом приблизительно как метафора с реальным явлением: «Тот факт, что за восприятием внешнего облика другого человека стоит формирование представления о его психологических характеристиках, о поведенческом облике, заставляет согласиться с тем, что понятие «перцепции» употребляется в данном случае скорее метафорически, чем в его точном психологическом значении» (Г.М. Андреева).

Однако возможны и другие интерпретации данного факта. Социальная психология как более молодая научная дисциплина, в меньшей степени отягощенная классическими традициями, в данном случае смогла создать и в определенной степени проработать понятие другого, нового типа. Понятие, плохо доступное изучению все теми же классическими методами, но дающее представление о целостном фрагменте психической жизни человека. Кроме того, обладающее большим потенциалом с точки зрения социально-психологической практики коррекции и развития общения людей.

Рассмотрим, как в общем виде разворачивается процесс восприятия одним человеком (назовем его наблюдателем) другого (наблюдаемого). В наблюдаемом доступны для восприятия лишь внешние признаки, среди которых наиболее информативными являются внешний облик (физические качества плюс «оформление» внешности) и поведение (совершаемые действия и экспрессивные реакции). Воспринимая эти признаки, наблюдатель определенным образом оценивает их и делает некоторые умозаключения (часто бессознательно) о психологических свойствах партнера по общению. Сумма приписанных свойств дает необходимую возможность сформировать определенное отношение к наблюдаемому, которое чаще всего носит эмоциональный характер и располагается в пределах континуума «нравится — не нравится». На основании предполагаемых психологических свойств наблюдатель делает определенные выводы относительно того, какого поведения можно от наблюдаемых ожидать. Опираясь на эти выводы, наблюдатель строит стратегию поведения по отношению к наблюдаемому. Очень емко суть процесса социального познания охарактеризовал С.Л. Рубинштейн: «В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку как бы «читаем» его, то есть расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний, психологический план».

Поясним сказанное на примере. Человек, стоящий поздним вечером на автобусной остановке, замечает приближающегося пешехода. Тот одет в темную одежду, держит руки в карманах и двигается быстрой, решительной походкой. Если стоящий на остановке человек спокоен и уверен в себе, он может подумать приблизительно так: «Этот человек, видимо, замерз и очень спешит. Наверное, опаздывает домой или на свидание. Сейчас он спокойно пройдет мимо». Подумав подобным образом, наблюдатель спокойно продолжит свое ожидание.

Если же человек на остановке встревожен или мнителен, он может рассудить по-другому: «Почему у него руки в карманах? Как он быстро надвигается на меня! У него может быть худое на уме. Вид больно подозрительный...» Подумав таким образом, человек скроется в тень («от греха подальше»).

Весь описанный выше процесс социальной перцепции может быть представлен в виде схемы:

Таким образом, социальная перцепция — это важный психологический процесс, ответственный за осуществление человеком определенного социального поведения. Он включает восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков. Социальная перцепция обеспечивает взаимодействие людей, во многом определяет характер человека, так как поведение, возникшее в результате процессов восприятия и интерпретации, служит началом перцептивных процессов для его партнера. Так, шаг за шагом выстраивается взаимодействие.

По сути дела, результаты субъективной оценки партнера служат основой для построения поведения по отношению к нему. Партнер в свою очередь строит поведение, анализируя поведение и внешние проявления, которые предоставил ему наблюдатель. Если сформулировать этот наукообразный текст совсем просто, то как аукнется, так и откликнется. Мы сами формируем отношение к нам других людей. Социальная психология в очередной раз выступила в роли научного обоснования расхожего знания.

Естественно, возникает вопрос: от чего зависит, чем определяется эффективность процесса социальной перцепции? Традиционно принято выделять три составляющие социально перцептивного процесса: субъект, объект и ситуация восприятия — и искать факторы эффективности внутри каждого из них. Надо сказать, что, используя эти составляющие, социальные психологи сами себя загоняют в ловушку, так как совершенно очевидно, что любой момент человеческого общения есть процесс субъект-субъектный: ни в какой ситуации партнер по общению не может находиться в позиции объекта и в качестве наблюдаемого лица он все равно остается «лицом», то есть субъектом. Поступим проще, выделим в качестве составляющих социальной перцепции партнера-наблюдателя, партнера-наблюдаемого и ситуацию (контекст).

СТРУКТУРА ПЕРЦЕПТИВНОГО ПРОЦЕССА
Наблюдатель: особенности и источники ошибок

Каждый из структурных компонентов является «узким местом» с точки зрения адекватности процесса социальной перцепции, можно даже сказать — ее эффективности. И каждый можно проанализировать именно с этой точки зрения. Правда, сначала необходимо определиться с понятием эффективности. Что означает словосочетание «социальная перцепция прошла успешно»? Часто в качестве критерия предлагается использовать такой подход: если это помогло людям сработаться, вместе выполнить задачу, значит, социальная перцепция была адекватной. Но, думается, этого недостаточно.

Давайте обратимся к понятию замысла, которое в данном случае соотнесено с наблюдаемым. И это логично: занимая в акте социальной перцепции более пассивную, на первый взгляд, позицию, именно наблюдаемый является автором сообщения. В качестве текста выступают его внешний облик и поведение, а в качестве замысла — истинное внутреннее состояние, чувства и намерения, которые должен воспринять и понять наблюдатель. Критерием эффективности будет адекватное этому замыслу поведение наблюдателя.

Страницы: 1, 2, 3, 4