рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Роль воображения в жизни человека рефераты


Рис.2 Специфические функции воображения

Глава III. Воображение в жизни человека.

1. Роль воображения в художественном творчестве.

По мнению Э.В.Ильенкова: «В форме искусства развивалось и развивается та самая драгоценная способность, которая составляет необходимый момент творчески-человеческого отношения к окружающему миру, - творческое воображение или фантазия». (Цит. по 17, 50).

          С  феноменом  воображения  в  практической деятельности  людей  прежде  всего  связан процесс художественного творчества.

Так,   с  репродуктивным  воображением  может  быть  соотнесено  направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно, что по  картинам  И.И.Шишкина  ботаники могут изучать флору русского леса, так как все  растения  на  его  полотнах выписаны с «документальной» точностью. Работы художников-демократов  второй половины XIX в. И1ё.Крамского, И.Репина, В.Петрова при  всей  их  социальной  заостренности  также  являют  собой  поиски  формы, максимально  приближенной  к  копированию  действительности. Источником любого направления  в  искусстве может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной  базы  для фантазии. Но никакая фантазия не способна изобрести нечто такое,  что  человеку  не  было  бы известно. В связи с этим именно реальность становится  основой  творчества  ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии  уже  не  удовлетворяют реалистические, а тем более натуралистические средства   выражения.   Но  эта  реальность  пропускается  через  продуктивное воображение  творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя  свои  произведения  вибрацией  воздуха  (импрессионизм),  прибегая к точечному  изображению  предметов  (пуантилизм  в живописи и музыке), разлагая объективный  мир  на  геометрические  фигуры (кубизм) и т.д. Даже произведения абстракционизма,  ставшего  основой современного авангарда, нередко создавались при помощи продуктивного воображения. Например, знаменитое абстрактное полотно П.Пикассо  «Герника»  -  это не хаотическое нагромождение геометризованных тел или  их  частей,  а прежде всего отражение трагических событий войны в Испании 1936-1939  гг.  Если  рассматривать  и  попытаться трактовать каждую отдельную деталь  этой  картины,  то  за  абстрактной формой возникает вполне конкретный образ,   конкретная   мысль.  Таким  образом,  с  продуктивным  воображением в искусстве  мы  встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим  методом  художника  не  устраивает.  Его  мир - фантасмагория, иррациональная образность, за которой - вполне очевидные реалии.

   Чаще  всего творческий  процесс  в  искусстве  связан  с активным воображением: прежде чем запечатлеть  какой-либо  образ  на  бумаге,  холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко  активное  воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь  со своим временем, своим «я», «вживаясь» в создаваемый им образ.  Реже импульсом творческого процесса становится  пассивное  воображение,  так как «спонтанные», независимые от воли художника  образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы творца, скрытой  от  него  самого. И, тем не менее, наблюдения за творческим процессом, описанные  в  литературе,  дают  возможность  привести примеры роли пассивного воображения  в художественном творчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль в  своем  творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически мрачных   произведениях.   Кроме  того,  творческий  процесс,  начинаясь,  как правило, с  волевого  усилия,  т.е.  с  акта  воображения, постепенно настолько захватывает  автора, что воображение становится спонтанным, и уже не он творит образы. А образы владеют и управляют художником, и он подчиняется их логике.

2. Роль воображения в литературном творчестве.

Литературно-художественная деятельность представляет собой процесс, в котором удельный вес творческого воображения особенно велик. Творческий успех писателя прежде всего зависит от его идейной направленности, которая воплощена в замысле произведения. Успех зависит от того, насколько чётко, ясно представит себе автор то, что и во имя чего желает он сказать читателю.

 На этом начальном этапе работы могут быть определены только основные вехи и, в первую очередь, идейный замысел произведения. От замысла литературно-художественного произведения зависит его содержание и литературная форма. Выбор литературной формы - ответственный момент в работе, он в известной мере определяет успешное выполнение замысла. Художественное произведение всегда затрагивает ум и сердце читателя, тат как оно насыщено яркими образами и сравнениями, эпитетами, аллегориями.

 Создание образов литературных персонажей является одним из центральных моментов творчества писателя. Для того чтобы создать типический образ в литературе, писатель накапливает впечатления, наблюдает явления общественной жизни, стремится проникнуть во внутренний мир человека. Создаваемый писателем образ будет впечатляющим, если в нём гармонически сливаются в единое целое типические и индивидуальные черты.

Личность литературного персонажа, индивидуальное и типическое в нём раскрываются через деятельность, систему поступков, в которых выражаются отношения героя к окружающим и жизни. Поэтому писателю чрезвычайно важно найти, определить такие жизненные ситуации, в которых наиболее чётко выступит та или иная сторона личности или черта характера героя.

Сила творческого воображения писателя – в создании литературных образов, отличающихся выразительностью, содержательностью, неповторимостью.

3.Воображение и научное творчество.

 Работа  человеческого  воображения,  разумеется,  не ограничивается литературой и искусством.

          Подчёркивая значение воображения, В.И.Ленин назвал предрассудком мысль, что фантазия необходима только поэту. «Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии». (Цит. по 23, 125).

В не меньшей степени она проявляется в научном,  техническом  видах творчества. Важнейшим условием научного творчества является умение по-новому представить себе картину протекания изучаемых явлений. Творческое воображение – необходимый компонент умственной деятельности на всех этапах научного творчества.

ü При рассмотрении истории какой-либо науки, достигшей высокого уровня развития,  можно убедиться, что на ранних стадиях развития эта наука насквозь была пронизана фантастическими допущениями, так как слишком много тогда ещё оставалось неизвестным и дополнялось догадками.

ü Творческое воображение необходимо в период разработки экспериментальной ситуации – определения условий намечающейся серии опытов, которые должны подтвердить или опровергнуть исходные гипотезы.

ü При конструировании новой экспериментальной установки или нового прибора также приходится прибегать к экспериментальному моделированию.

ü На следующем этапе исследования – этапе накопления исходных данных, необходимых для решения проблемы, - воображение имеет не менее существенное значение. На этом этапе очень важно по мере накопления фактов представить себе, что кроется за малозаметными на первый взгляд случайными отклонениями в изучаемых явлениях. Не менее важно также увидеть, какие изменения необходимо внести в экспериментальную ситуацию, которые позволят подтвердить или уточнить полученные данные, довести их до степени неоспоримо доказанных фактов и показать их причинную обусловленность. На этом этапе исследования образы воображения – важные средства познания того нового, что ещё только в самой зачаточной форме начинает выступать в полученных исследователем фактах.

ü На заключительном этапе научного исследования роль творческого воображения сводится к тому, что завершается преобразование ранее имеющихся у исследователя представлений об изучаемом объекте, формируются новые представления – образы.

4. Роль воображения в кибернетике.

В лаборатории по созданию искусственного интеллекта (в США) перед учеными стояла проблема: как научить машину видеть? Казалось бы все просто: поставь камеру,  подключи  микросхему,  и все в порядке! Но нет. Задача была не просто научить  "видеть",  а  сделать  так,  чтобы робот мог воспринимать не только отдельные объекты, но и целые сцены. Для этого ему необходимо через зрительные органы узнавать огромное  количество информации о предмете. Например, его положение  по  отношению  к  другим  предметам в пространстве, качество его поверхности, цветовые характеристики,  назначение и т.д. В общем, все это представляет довольно большие трудности. Например, чтобы видеть относительное положение тел в пространстве нужно обладать стереоскопическим зрением. Но эта проблема вполне разрешима. Гораздо важнее научить машину "понимать" какие-либо ситуации, сцены. В этом как раз и заключается главная трудность. Ученые еще не совсем, точнее совсем не понимают как этот процесс происходит у человека. Ясна только  цель: нужно создать у машины искусственное воображение. Тогда, осмотрев несколько отдельных предметов, она сможет затем представить ситуацию в целом и проанализировать ее.

                Итак,  можно согласиться с Н.Н.Палагиной в том, что: «Воображение является одной из важнейших психических функций человека. Оно пронизывает всю познавательную деятельность и общение людей, их взаимопонимание и сопереживание». (Цит. по 29, 70).

 

5.Фантазия и реальность.

           Прежде всего отметим, что образы фантазии никогда  не  бывают  совершенно  оторванными  от реальности, не имеющими с ней ничего  общего.  Замечено,  что  если  любой  продукт  фантазии  разложить  на составляющие  его  элементы,  то  среди них трудно будет отыскать нечто такое, чего  в  действительности бы не существовало. Даже тогда, когда подобного рода анализу    мы    подвергаем   произведения   художников-абстракционистов, в составляющих  их  элементах  мы  видим  по  крайней  мере  всем  нам  знакомые геометрические  фигуры. Эффект нереальности, фантастичности, новизны продуктов творческого   и   иного   воображения   достигается  большей  частью  за  счет непривычного  сочетания  известных  элементов, включая изменение их пропорций. Существуют  индивидуальные,  типологические особенности воображения, связанные со  спецификой  памяти,  восприятия  и  мышления человека. У одних людей может преобладать  конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает в  богатстве  и разнообразии их фантазии. Про таких индивидов говорят, что они обладают  художественным  типом  мышления. По предположению, он физиологически связан  с  доминированием правого полушария мозга. У других отмечается большая склонность   к   оперированию   абстрактными   символами,   понятиями  (люди с доминирующим  левым  полушарием  мозга).  Воображение  человека  выступает как отражение свойств его личности, его психологического состояния в данный момент времени.  Известно,  что  продукт  творчества,  его  содержание и форма хорошо отражают  личность  творца. Данный факт нашел широкое применение в психологии, особенно  в создании психодиагностических личностных методик.

6. Изучение воображения в зарубежной психологии.

Экспериментальное изучение воображения стало предметом интереса западных психологов, начиная с 50-х годов. Функция воображения – построение и создание образов – была признана важнейшей человеческой способностью (Р.Ассаджиоли, 1965). Её роль в творческом процессе приравнивалвсь к роли знания и суждения (С.Ариети, 1976; С.Парнс, 1977).

В 50-е годы Дж. Гилфордом и его последователями была разработана теория творческого (креативного) интеллекта. Суть её состоит в том, что на основе факторного анализа были выделены отдельные компоненты творческого мышления (факторы креативности), которые признаются общими для детей и взрослых и характеризуют любые формы продуктивной деятельности:

v Интеллектуальная творческая инициатива – направленность на выход за рамки данных задач и требований повседневной действительности.

v Широта категоризации – отдалённость ассоциаций, неожиданность использования предметов, придание им нового функционального значения, обобщение явлений, не имеющих очевидных связей.

v Беглость мышления – богатство и разнообразие ассоциаций, количество образовавшихся связей.

v Оригинальность мышления – самостоятельность, необычность, остроумность решения по отношению к традиционным способам.

Развитие воображения совершенно необходимо для формирования нормальной психики. Одноко вопрос о сроках и условиях проявления зачатков воображения остаётся спорным. За точку отсчёта обычно берётся возраст 3 года. Югославский психолог И.Д.Ивич, исследуя развитие символической функции (одним из проявлений которой служит воображение), относит её зарождение ко второму году жизни. (Цит. по 16, 43). Таким образом мы считаем необходимым уделить вопросу о детском воображении особое внимание, рассмотрев его  в следующей главе.

Глава IV.

Роль воображения в детском возрасте.

1.Сравнение воображения взрослого и ребёнка.

По словам В.Т.Кудрявцева: «Воображение – свободный, необузданный, неподконтрольный логике полёт фантазии, выдумывание того, чего в действительности не бывает, пренебрежение реальностью». (Цит. по 22, 65). Эта позиция может оказаться ещё более аргументированной, когда разговор заходит о ребёнке – существе, живущем в мире грёз, смутных впечатлений и символов.

Воображая, человек как бы «сходу» проникает в суть, в основание развивающейся целостности предмета ещё до того, как в его сознании сложится сколь-нибудь отчётливое понятие о нём. Предмет будущей мысли уже явлен сознанию в чувственном образе. Мысли, которой только предстоит родиться, но которая уже предчувствуется. Воображение и есть предчувствие мысли в образно-смысловой форме. По словам Гегеля: «Воображая, мыслящий дух отождествляет свои всеобщие представления с тем, что есть особенного в образе и тем самым даёт им образное наличное бытие». (Цит. по 7, 85).

Зачем у дошкольников развивать воображение? Оно и так намного ярче и оригинальнее воображения взрослого. Так думают многие. Это не совсем так. Исследования психологов показывают, что воображение ребёнка развивается постепенно, по мере накопления им определённого опыта. Все образы воображения, какими бы причудливыми они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Иными словами, чем больше и разносторонне наш опыт, тем выше потенциал нашего воображения. Именно поэтому воображение ребёнка никак не богаче, а во многих отношениях беднее воображения взрослого. У него более ограниченный жизненный опыт и, следовательно, меньше материала для фантазий. Менее разнообразны и комбинации образов, которые он строит. Просто иногда ребёнок по-своему объясняет то, с чем сталкивается в жизни, и эти объяснения порой кажутся нам, взрослым, неожиданными и оригинальными. Вместе с тем, в жизни ребёнка воображение играет более важную роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и значительно легче отрывается от реальной действительности. С его помощью дети познают окружающий мир и самого себя.

Воображение ребёнка необходимо развивать с детства, и наиболее чувствительный, «сензитивный» период для такого развития – это дошкольный возраст. «Воображение, - как писал психолог О.М.Дьяченко, детально изучавшая эту функцию, - это как бы тот чуткий музыкальный инструмент, овладение которым открывает возможности самовыражения, требует от ребёнка нахождения и исполнения своих собственных замыслов и желаний».

Воображение может творчески преобразовывать действительность, его образы гибки, подвижны, а их комбинации позволяют давать новые и неожиданные результаты. В связи с этим развитие этой психической функции является также основой для совершенствования творческих способностей ребёнка. В отличие от творческого воображения взрослого, фантазия ребёнка не участвует в создании общественных продуктов труда. Она участвует в творчестве «для себя», к ней не предьявляются требования реализуемости и продуктивности. Вместе с тем, она имеет большое значение для развития самих действий воображения, подготовке к предстоящему творчеству в будущем.

Были созданы некоторые тесты для изучения творческого мышления ребёнка. Одним из них является методика, созданная Е. Торренсом и получившая название ТТСТ (первые буквы английских слов «тесты творческого мышления Торренса»). Тест состоит из 5 разделов, каждый из которых может быть использован как самостоятельная методика.

1.   Усовершенствование предметов. Требуется изменить игрушку так, чтобы с ней было ещё интереснее играть.

2.   Использование предметов в другом качестве. Ребёнок должен перечислить как можно больше вариантов использования игрушки.

3.   Необычное использование знакомых предметов. Ребёнок должен перечислить как можно больше способов их использования (например, консервных банок).

4.   Геометрические фигуры. Требуется назвать как можно больше предметов, в состав которых входят заданные геометрические фигуры.

5.   «Спроси – угадай». Ребёнку предъявляется картинка. Требуется:

¨   задать как можно больше вопросов о том, чего не видно на картинке;

¨   перечислить как можно больше событий, к которым может привести изображённая на картинке ситуация;

¨   перечислить как можно больше причин для возникновения ситуации, изображённой на картинке.

При обработке результатов этого теста пункты 1-4 оцениваются по беглости, гибкости и оригинальности, а пункт 5 – по беглости и адекватности. Гибкость определяется по количеству категорий классификации ответов. Оригинальность – по суммарному количеству баллов (по пятибалльной системе), выставляемых за каждый ответ. Оценка причин и следствий производится на основе соответствия ответа логическому строю поведения персонажей, изображённых на картинке.

Эллиот У.Айснер различает 4 типа детей, исходя из их творчества:

Ø Первых он именует «расширителями границ», потому что «они всегда стремятся раздвинуть пределы понимания сути объектов». Их основное стремление – выявить соотношения.

Страницы: 1, 2, 3