рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Развитие творческого воображения, эмпатии детей старшего дошкольного возраста средствами изотеятельности рефераты

Для детей дошкольного возраста предлагается следующая последовательность использования объектов эмпатии:

а) знакомые детям животные и птицы;

б) интересные предметы и, в первую очередь, движущиеся игрушки;

в) растения и явления природы;

г) взрослые, чьи профессии имеют характерные внешние атрибуты. (17).

В литературе описываются способы и приемы развития творческих способностей воображения ребенка, его эмоционального мира, которые построены из собственно «эмоционального материала». (3; 8; 17; 22; 44; 45; 50; 51).

На базе развития творческого воображения детей возможно успешное воспитание эмпатии и эмпатийного поведения – сопереживания и содействия другим при сочетании детских деятельностей (восприятие художественной литературы, игры, рисования и т.д.), опосредствующих общение и взаимодействие  взрослого и ребенка: сопереживание персонажам художественного произведения, особенно сказки, представляет собой комплекс чувств, в состав которого входят такие эмоции, как сострадание, осуждение, гнев, удивление. Эти социально ценные эмоции должны еще закрепиться, актуализироваться, найти выход и привести к результату (помогающее поведение, содействие) в соответствующем контексте, который может и должен создавать взрослый.

В определенной последовательности могут быть использованы такие формы: творческий кукольный спектакль, игра-беседа с персонажами, творческая ролевая игра по сюжету сказки.

Сближение с персонажами, предпочтение в ситуации свободного выбора и ролевое изображение самих персонажей – вот те способы и приемы, которые использует взрослый для обучения детей глубокому пониманию нравственного смысла художественного произведения. Эффективность указанных способов обеспечивается при соблюдении взрослым определенных способов работы над книгой: а) подготовка детей к восприятию как серьезному и радостному событию; б) постепенность,  последовательность  перехода от одного  этапа  к  другому;      в) возврат к некоторым методическим приемам для усиления воспитательного момента или коррекции нежелательных эмоциональных реакций – могут повторяться все указанные приемы, особенно игры-контакты с персонажами;       г)сближение сказки и ее героев с жизнью и эмоциональным опытом ребенка обеспечивается объединением в одной игре героев различных сказок и их активным «общением» с детьми – любимые герои в этом случае «помогают» осваивать новое, более сложное нравственное содержание других произведений;  д) усилению сопереживания соответствующим героям и созданию более глубокого проникновения в нравственное содержание произведения помогает повтор игр-драматизаций.

Однако воспитательная задача взрослого в этой сфере воспитания будет выполнена, если взрослый сумеет создать такие условия, при которых эмпатийные переживания и помогающее поведение могут быть перенесены ребенком из связи «Я – персонаж» в сферу «Я – другой человек». Для этого необходимо:

- научить детей видеть эмоциональное состояние другого: творческие сюжетные игры; рассматривание иллюстраций с изображением различных эмоциональных ситуаций с соответствующим обсуждением; проигрывание коротких сценок, нацеленных на проникновение «внутрь» эмоциональных ситуаций;

- создавать определенные условия для развития у ребенка способности обнаруживать в жизни, во взаимоотношении со взрослыми и детьми ситуации, аналогичные литературным по своей нравственной сути; воспитывать активное отношение к реальным ситуациям;

Достижением дошкольного возраста справедливо считается открытие ребенком своего собственного внутреннего мира и посильное овладение своими эмоциями и чувствами («эмоциональная произвольность»).


Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования.

2.1. Цель и задачи исследования

Цель работы заключалась в том, чтобы разработать методику и экспериментально доказать возможность развития эмпатии через ознакомление с произведениями искусства (как средство обогащения эмоционального опыта детей); а так же посредством игр и упражнений, направленных на развитие синестезии, творческого воображения.

Для достижения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:

1.             Оценить уровень эмпатии, творческого воображения детей.

2.             Осуществить целенаправленный подбор средств, обеспечивающих эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.

3.             Разработать и экспериментально доказать способы ускорения развития творческого воображения, эмпатии.

4.             Выявить влияние эстетической игры на развитие творческого воображения, эмпатии детей дошкольного возраста.

2.2. Методы исследования

В процессе работы нами были использованы следующие методы исследования:

1.             Анализ и обобщение изученной литературы.

2.             Психологическое тестирование.

3.             Педагогический эксперимент;

4.             Методы математической статистики.

1. Анализ и обобщение изученной литературы

Анализ литературных источников, опыта практики проводился с целью изучения актуальности темы курсовой квалификационной работы, тенденций и перспектив развития творческого воображения и эмпатии и уточнения нерешенных вопросов.

Изучение и обобщение литературы по теме курсовой квалификационной работы проводилось по учебным пособиям, журнальным статьям и др.

Анализировалась учебно-методическая литература по психологии, педагогике, изобразительному искусству, философии.

В их рассматривались проблемы:

-               приобщение к культурным ценностям человечества;

-               овладения языком искусства как средством чувственной и духовной ориентации в окружающем его мире природы и человеческой культуры;

-               развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;

-               развитие воображения;

-               связь эмоциональной сферы и самосознания.

Особое внимание уделялось вопросам:

1.             Развитие чувствования, воображения, ассоциативного мышления и на основе этого творческой деятельности:

а) формирование чувственного аппарата (слуха, зрения, осязания, обоняния) на основе сенсорных эталонов;

б) расширение эмоционального опыта;

в) формирование представления о звуке, цвете, линии, форме, пространстве и их свойствах на основе природного и неприродного материалов.

2.             Восприятие картин детьми дошкольного возраста.

3.             Обретение возможности свободного вхождения в языковое пространство произведения искусства, способности лично воспринимать материал искусства:

а) развитие способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности, пластическими, художественными образами, запечатленными в произведениях искусства;

б) формирование отношения к звуку, цвету, линии, форме как к игровому материалу.

4.             Влияние нетрадиционного рисования на развитие творческого воображения детей-дошкольников.

5.             Развитие эмпатии детей дошкольного возраста.

6.             Игры и упражнения для развития синестезии, творческого воображения, эмпатии.

Перечисленные вопросы раскрывают сущность влияния обогащения эмоционального опыта ребенка, развития способности к синестезии, а так же творческого воображения, на развитие эмпатии дошкольника.

2. Психологическое тестирование

При определении уровня развития творческого воображения, эмпатии использовались тесты, предложенные авторами Г.А. Урунтасовой, Ю.А. Афонькиной (1995 г.), Л.Ю. Субботиной (1996 г.)

Тест №1: «Свободный рисунок».

Материал: лист бумаги, набор фломастеров.

Испытуемому предлагалось: придумать что-либо необычное.

На выполнение задания отводилось 4 минуты. Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям:

10 баллов – ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

8-9 баллов – ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.

5-7 баллов – ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.

3-4 балла – ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.

0-2 балла – за отведенное время ребенок так и не сумел нечего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий;

8-9 баллов – высокий;

5-7 баллов – средний;

3-4 балла – низкий;

0-2 балла – очень низкий.

Тест №2: «Определение эмпатии» (эмоциональной восприимчивости).

Материал: 1). Карточки со схематическим изображением человеческих эмоций на лице (радость, спокойствие, грусть, удовольствие, страх, злость, насмешка, смущение, недовольство).

2) Карточки с реалистическим изображением лица  (сожаление, радость, недоверие, испуг, восторг).

Испытуемому предлагалось: (1 серия) рассмотреть схематические изображения человеческих эмоций; попытаться изобразить каждую схему на своем лице, затем – назвать соответствующее чувство. Такую же работу проводим и во 2-й серии, но, - по рисункам с полным изображением лица.

Оценка результатов: Чем больше определил выражений ребенок, тем выше его эмоциональная восприимчивость. Наилучший результат 17 баллов.

Тест №3: «Неоконченный рисунок».

Материал: 1) Лист бумаги с изображением 12-ти кружков, не касающихся друг друга (расположены в 3 ряда по 4 кружка).

2) На листе бумаги изображен неоконченный рисунок собаки, повторяющийся 12 раз.

Простые карандаши.

Испытуемому предлагалось:

На первом этапе: из каждого кружка изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы.

На втором этапе: необходимо последовательно дорисовать образ собаки, так чтобы каждый раз это была разная собака. Изменение образа идет вплоть до изображения фантастического животного.

Оценка результатов:

0-4 балла – очень низкий результат;

5-9 баллов – низкий;

10-14 баллов – средний;

14-18 – высокий;

19-24 – очень высокий.

Подсчитывается, сколько кружков превратил испытуемый в новые образы, сколько нарисовал разных собачек. Результаты, полученные за 2 серии суммируются.

3. Педагогический эксперимент

На базе дошкольного образовательного учреждения №14 «Гнездышко» УОА г. Ейска, на протяжении 9 месяцев проводился педагогический эксперимент, в котором участвовало 40 детей дошкольного возраста. Из которых 20 человек составили экспериментальную группу и 20 человек – контрольную группу.

Педаго0гический эксперимент проводился в 2 этапа. На первом этапе (сентябрь-ноябрь) исследовался уровень сформированности эмпатии, творческого воображения. На втором этапе (декабрь-июль) непосредственно проводился сам эксперимент.

4. Методы математической статистики

Статистическая обработка результатов:

Все данные были нами подвергнуты математической обработке. В процессе математических вычислений использовалась методика Б.А. Ашмарина (1978 г.)

Вычислялись:

M – среднее арифметическое значение;

m – среднее квадратичное отклонение;

S – ошибка среднеарифметического;

P – уровень достоверности по t-критерию Стьюдента;

Tпр – темпы прироста (%).

При обработке полученных цифровых данных были рассчитаны средние арифметические величины (x), их среднее квадратичное отклонение (d) и средние ошибки (m+). Среднее арифметическое рассматривалось методом суммы:

         

          Х=

Среднее квадратичное отклонение, рассчитывалось по амплитуде:

       

       

        Коэффициент К определяется по таблице С.М. Ермолаева.

        Средняя арифметическая ошибка вычислялась по формуле:

                   m

        Достоверность различия между отдельными средними величинами определяли с помощью параметрического критерия Стьюдента:

                   t=

        Наблюдаемые отличия считались не случайными, когда вероятность принятия нулевой гипотезы не превышала 0,05

        Определялся темп прироста по формуле:

                   Т =

2.3. Организация исследований и характеристика исследуемых групп

При реализации сравнительного последовательного экспериментального исследования были выделены следующие этапы:

1.Разработка плана и программы эксперимента.

2.Подбор испытуемых и контрольных групп, установка сроков и места их проведения.

3.Получение исходных данных.

4.Поиск тестовых заданий.

5.Управление ходом экспериментов.

6.Анализ, обобщение данных исследования.

7.Разработка программы и организация работы по развитию творческого воображения и эмпатии.

8.Внедрение полученных результатов в практику работы ДДУ.

9.Проверка эффективности предполагаемой методики.

Настоящие исследования проводились на базу ДОУ №14 г. Ейска. Общая численность экспериментальных групп 20 человек старшего дошкольного возраста. В этой группе проводилась работа по развитию творческого воображения и эмпатии, в соответствии с предложенной нами методикой.

В контрольную группу вошли 20 человек того же возраста. В этой группе воспитание и обучение детей проводилось в соответствии с типовой программой ДОУ.


Глава III. Результаты исследования и их обсуждение.

          На II этапе работы был проведен педагогический эксперимент, целью которого являлось изучение эффективности влияния разработанной нами методики на эмоциональную сферу ребенка.

          Сначала мы выявили, с помощью тестов, исходный уровень развития творческого воображения, эмпатии у дошкольников (30 человек).

Таблица 1.

Достоверность различий межгруппового уровня творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста (в баллах).

Показатели

I обследование

t

P

II обследование

t

P

конт. гр

m+n

эксп. гр

m+n

конт. гр

m+n

эксп. Гр

m+n

Свободный рисунок

2,55+0,23

2,95+0,23

0 >0,05

2,63+0,23

4,3+0,7

2,49 <0,05
Неоконченный рисунок

10,9+2,67

15,2+0,59

1,7 >0,05

11,7+0,9

19,95+0,53

11,45 <0,001

          Исходя из данных таблицы 1, на начало эксперимента межгрупповые различия в развитии воображения не достоверны.

          После проведения эксперимента проводились контрольное тестирование, которое показало, что межгрупповые различия в развитии воображения достоверно различны.

Таблица 2.

Достоверность межгруппового уровня эмпатии у детей старшего дошкольного возраста (в баллах).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7