Реферат: Развитие личностных качеств руководителей как средство повышения эффективности управления педагогическим коллективом
br>
Приложение
3
ТЕСТ
«СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ»
Тест
позволяет оценить стиль управления с точки зрения соотношения в нем демократических
и формально-организационных факторов.
Инструкция:
«Вам предложено 40 утверждений, которые отражают различные факторы стиля
управления. Постарайтесь оценить свое отношение к этим утверждениям в соответствии
с Вашими привычными мыслями и поведением как руководитель».
С – явление
наблюдается систематически (в80-100% случаев от того, насколько это вообще
возможно); Ч – явление наблюдается часто (60-80 % случаев), И – явление
наблюдается иногда (40-60%), Р – явление наблюдается редко (20-40 %), Н-
явление наблюдается никогда (0-20 %).
1.
В критических ситуациях я провожу я провожу (в коллективе своих специалистов
или внешних консультантов) обследования социально-психологического климата,
мнений, настроений людей .
2.
В работе коллектива используются, где необходимо, стандартные правила,
методические указания, инструкции и другие управленческие документы.
3.
Я обосновываю и отстаиваю мнение коллектива (если убежден в его справедливости)
перед вышестоящим руководством.
4.
Я тщательно планирую работу аппарата управления.
5.
Прикладываю все усилия, чтобы добиться от подчиненных выполнения
организацией.
6.
Мои подчиненные четко знают свои и общие задачи, стоящие перед организацией.
7.
Я лично решаю, что и как должно делаться в коллективе для достижения
производственных целей, предоставляю подчиненным исполнительские функции.
8.
Я допускаю в работе подчиненных проявление высокого уровня инициативы
и самостоятельности в выборе способов достижения стоящих перед ними целей.
9.
Я допускаю это не только в выборе способов, но в самом процессе выработки
целей при условии, что подчиненные обосновывают их важность и напряженность.
10. Мне как руководителю приходится в
отступление от установленного графика идти на организацию в коллективе работ по
выходным дням или сверхурочно.
11. Для обеспечения
контроля за выполнением планов и дисциплины исполнения требую, чтобы
подчиненные информировали меня о проделанной работе.
12. Допускаю, чтобы подчиненные устанавливали
свой собственный темп, режим и порядок выполнения работы, если это не
отражается отрицательно на конечных результатах.
13. Осуществляю руководство, консультируясь
и советуясь в разумной мере с подчиненными.
14. Стараюсь поддерживать в коллективе
определенный этикет, стиль отношений и поведения. Слежу, чтобы подчиненные
поддерживались их.
15. Планирую служебный рост подчиненных так,
чтобы люди знали перспективы своего продвижения и условия, требуемые для этого.
16. Считаю, что в современных условиях
лучшие результаты в управлении (качество, надежность, точность и т.д.)
достигаются, когда человек или коллектив работает в условиях принудительного
режима, задаваемого извне.
17. В работе коллектива, которым я руковожу,
бывают сбои, авралы.
18. Информирую коллектив о событиях,
происходящих в нем, и общем положении дел в системе управления.
19. Поддерживаю свой внешний вид, одежду,
порядок в кабинете, манеры поведения на должном уровне.
20. Оценка и стимулирование труда в
коллективе осуществляются в соответствии с реальным вкладом каждого в общий
результат.
21. Как руководитель я провожу в жизни
долгосрочную кадровую политику (придерживаюсь на практике определенных,
известных коллективу принципов найма, продвижения, увольнения работников).
22. Анализируя работу своих подчиненных, прихожу к выводу, что они –
недостаточно знающие и умелые работники, у них не хватает инициативы,
деловитости и других необходимых качеств.
23. В руководстве использую личный положительный пример как средство
повлиять на подчиненных и создать благоприятный социально-психологический
климат в коллективе.
24. В коллективе, которым я руковожу, бывают конфликты.
25. Создаю условия, при которых подчиненные имеют благоприятные возможности
высказать мнение и оказывать практическое влияние на производственный процесс.
26. В руководстве использую распределение полномочий )оставляю за
собой решение наиболее важных вопросов, а второстепенные делегирую на нижние
уровни).
27. Читаю книги, слушаю лекции о том, как работать с людьми в
процессе руководства.
28. Как руководитель придерживаюсь на практике известных мне теоретических
и прикладных рекомендаций по работе с людьми.
29. Считаю, что для повышения отдачи от людей в сфере управления ведущую
роль должны играть организационно-технические факторы (технические средства,
приказы, регламенты, инструкции и т.п.), а на втором плане должны находиться
социально-психологические (доверие, морально-психологический климат,
сознательность и др.).
30. Производственные результаты коллектива, которым я руковожу,
бывают высокими.
31. Как руководитель я создаю условия для обеспечения физического
здоровья подчиненных на работе и в быту, побуждаю их укреплять свое здоровье.
32. Для обеспечения высоких производственных результатов создаю в коллективе
условия для проявления творчества, новаторства, инициативы.
33. Требую от подчиненных точных обоснований при формировании производственных
планов и мероприятий по совершенствованию производства и управления.
34. Ради производственной необходимости приходится отодвигать на
второй план решение таких вопросов развития коллектива, как анализ и улучшение
социально-психологического климата, поддержание общественного порядка в
организации труда и т.п.
35. Прилагаю усилия, чтобы добиваться от подчиненных обеспечения высокой
дисциплины и выполнения принятого распорядка дня.
36. Работа коллектива осуществляется на основе четкого баланса прав,
обязанностей, функций, ответственности, их справедливого распределения между
подразделениями и членами коллектива.
37. Для достижения высоких производственных результатов в коллективе
осуществляется профессиональная учеба и поощряется самостоятельная работа по
повышению квалификации.
38. Большое внимание (как руководитель) я уделяю контроль действий подчиненных,
поддержка высокого темпа и качества их работы.
39.
Стиль руководства, которого я придерживаюсь, оказывает положительное
влияние на поведение членов коллектива, их отношение к работе и общий
социально-психологический климат.
40. Стиль руководства, которого я придерживаюсь, оказывает положительное
влияние на производственные результаты коллектива.
Обработка
1. В
опросном листе должны быть представлены ответы на все 40 вопросов.
2. Обведите
кружком порядковые номера следующих позиций опросного листа: 7, 10, 16, 17, 22,
24, 29, 34.
3. Проставьте
по единице (1) рядом с теми обведенными порядковыми номерами, на которые
ответили «редко» – Р или «никогда» – Н.
4. Также
проставьте по единице рядом с теми необведенными порядковыми номерами, на
которые ответили «систематически» - С или «часто» – Ч.
5. Теперь
обведите кружочком уже не порядковые номера, а единицы, которые Вы проставили
рядом со следующими порядковыми номерами опросного листа: 1, 3, 7, 8, 9, 12,
13, 15, 18, 19, 20, 21, 23, 24, 25, 26, 27, 31, 39. Если рядом с какими-то
номерами единицы не окажется, то ничего не обводите.
6. Подсчитайте
количество обведенных единиц и запишите в таблицу
Л=____________.
7. Подсчитайте
количество необведенных единиц и также запишите в таблицу: П=______________.
8. Нанесите
полученные значения Л и П на соответствующие оси графика (см. рисунок);
проведите из этих точек перпендикуляры к осям и найдите точки пересечения этих
перпендикуляров между собой на графике.
9. Вычислите
затем значения: Са=Л х 5=__________. Сп=П х
5=__________. Также внесите значения Са и Сп в
вышеприведенную таблицу.
ывпывап0,20 0,20
Интерпретация результатов оценки. Значение
отражает количественно ориентированность руководителя в процессе руна
формирование и поддержание благоприятного социально-психологического климата в
коллективе, на «человеческие отношения» , на людей.
Значение П отражает количественно ориентированность
руководителя на формальную организацию и власть.
Та или иная точка пересечения перпендикуляров,
проведенных на графике от полученных значений Л и П, указывает на конкретное
значение количественной оценки стиля руководства испытуемого. Эта оценка лежит
в пределах следующих четырех крайних (экстремальных) стилей, ближе к какому-то
из них.
Стиль 0.0. При этом типе стиля руководитель
проявляет очень мало заботы как о достижении целей собственного производства,
так и о создании благоприятного социально-психологического климата в
коллективе. Фактически руководитель устранился от работы, пустил все на самотек
и просто проводит время, передавая информацию от своих руководителей подчиненным,
и наоборот.
Стиль 20.20. Это идеальный стиль руководства.
У руководителя с таким стилем в равной и притом максимальной степени
проявляется ориентированность на достижение высоких производственных
результатов и на заботу о создании благоприятного социально-психологического
климата в коллективе. Такой стиль, как правило, позволяет добиваться успешного
решения производственных задач в сочетании с условиями для наиболее полного раскрытия
творческих способностей членов коллектива.
Стиль 20.0. Данный тип стиля присущ чаще всего
руководителям – автократам, которые заботятся только о работе, о выполнении
производственно-хозяйственных задач, игнорируя человеческий фактор, личность
работника, мнение коллектива. Нередко такой руководитель превращается в догонялу
и действует по принципу «давай-давай», который со временем изживает себя
настолько, что перестает приносить успех и в достижении производственных целей.
Стиль 0.20. При таком стиле руководитель очень
мало заботится о производстве, если вообще заботится о нем. Все внимание
руководителя здесь направлено на поддержание и сохранение хороших, приятельских
отношений с подчиненными. Создается такой социально-психологический климат, где
все расслаблены, дружны. И этот психологический комфорт обволакивает коллектив,
отодвигая на второй плен решение производственно-хозяйственных задач. В
конечном счете такая ориентация на человеческие отношения не только затрудняет
достижение производственных результатов, но и приводит к подрыву изнутри
сложившегося уютного социально-психологического климата. Это может привести к
утрате руководителем авторитета лидера.
Если Л и П отражает ориентированность стиля по
соответствующим составляющим в абсолютных единицах, то относительные значения
представлены единицами Са и Сп. Они показывают, какой
процент от идеала в терминах от ориентации на людей и производство представляет
собой данный стиль руководства коллективом, каковы фактические значения,
сколько не хватает до идеала, по каким составляющим стиля руководства следует совершенствоваться.
Приложение 4
Тест для определения стиля руководства коллективом
1. Распределение
полномочий между руководителями и подчиненными:
а)
централизует руководство, требует, чтобы о всех деталях докладывали именно ему;
б)
руководитель пассивен в выполнении управленческих функций;
в) четко
распределяет функции между собой, своими заместителями и подчиненными;
г) ожидает
указаний сверху или даже требует их;
д)
централизует руководство только в трудных ситуациях.
2. Действия
руководителя в критических (напряженных) ситуациях:
а) в
критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы
руководства;
б)
критические ситуации не изменяют его способов руководства;
в) в
критические ситуации он не обходится без помощи вышестоящих руководителей;
г)
сталкиваясь с трудностями, руководитель начинает более тесно взаимодействовать
с подчиненными;
д) в
критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями;
3. Контакты
руководителя с подчиненными:
а)
недостаточно общительный человек, с людьми разговаривает мало;
б) регулярно
общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях,
которые предстоит преодолеть;
в) умеет
общаться, но специально ограничивает общение с подчиненными, держится от них на
расстоянии;
г) старается
общаться с подчиненными, но при этом испытывает трудности в общении;
д) общается в
основном с активом коллектива.
4. Продуктивность
работы коллектива в отсутствии руководителя:
а) в
отсутствии руководителя исполнители работают хуже;
б) коллектив
снижает продуктивность, если руководитель временно покидает его;
в)
исполнители постоянно работают не в полную силу, при другом руководителе могли
бы сделать больше;
г)
продуктивность работы повышается в отсутствии руководителя;
д) в
отсутствии руководителя коллектив работает с переменным успехом.
5. Отношения
руководителя к советам и возражениям со стороны исполнителей:
а) сам
обращается за советом к подчиненным;
б) не
допускает, чтобы руководимые ему советовали и тем более возражали;
в)
подчиненные не только советуют, но могут давать указания руководителю;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|