рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Развитие эмоций младших школьников рефераты

         В концепции  Эльконина  подростковый  возраст  как  всякий новый период связан с новообразованиями, которые возникают как следствие  ведущей  деятельности  предшествующего периода.  Учебная  деятельность производит поворот от направленности на мир к направленности на самого себя.  По Эльконину решение вопроса "что я  такое"  может  быть  найдено путем столкновения  с  действительностью:

1- Вновь  возникают  трудности  от  общения  со взрослыми. Это проявляется в неготивизме,  упрямстве, пропасках в школе, т.к. главное сейчас воспитывает улица.

2- Детские компании. В этом возрасте возникают поиски друга, который может тебя понять.

3- Некоторые начинают вести  дневники,  где  подросток  выражает  свои мысли, интимные переживания, сомнения, наблюдения.

         В этот период происходит процесс полового созревания.  Эльконин подчеркивает,  что в результате развития учебной  деятельности возникает самоизменение которое подкрепляется физическими изменениями.  Подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым нет никакой разницы. У него возникает потребность в признании его взрослости окружающими.  Общение со своими сверстниками- ведущий тип деятельности в этом возрасте. [    ; стр. 77]

         Рубинштейн С.Л.  подчеркивает,  что  в  эмоции представлено целостное отношение человека к миру и соответствие его поведения (или того что с ним происходит) его потребностям. На связи эмоций с потребностями основано понятие "эмоциональной коррекции",... " при посред2стве которой направленность и ддинамика  деятельности  ребенка  приводятся  в  соответствии с имеющимися у него поооотребностями и интересами."[2; 29]

         В. Геимен выделяет три основные функции эмоций:

         1. Обеспечение выживания индивида и группы.

         2. Указание на недостаточно эффективное функционирование человека.

         3. Указание на жизненные смыслы- как индивидуальные так и групповые. [12]

    С адаптивной функцией эмоций тесно связана их  побуждающая  функция.  С.Л.Рубинштейн "...  Эмоции или потребности переживаемые в форме эмоций, являются вместе с тем побуждениями к деятельности". [4; 154]

        К. Изард  в  своей  теории  дифференциальных  эмоций выдвигает положение о том, что имоции образуют основную мотивационную систему человека.  Аналогичных  взглядов  на мотивирующую функцию эмоций придерживается Дж. Сингер. Р. Бак указывает, что "мотивация и эмоция - это две стороны одного и того же процесса- первичных мотивационно- эмоциональных систем". [9; 280]

         Дж. Вейнрих определяет эмоции как результат сознательного или бессознательного принятия решения. [20]

         В раде подходов (в частности в теориях Я) эмоции прямо отождествляются с  ядром личности. Так, К. Изард пишет, что "... аффекты, в частности эмоции, являются основными организующими и контролирующими силами в сознании, самоосознании и в Я- концепции".  [3; 134]

         Эмоции предполагают в своем развитии вербальные и  невербальные  средства  обучения. Прежде  всего,  в  нечале  существовали  и существуют невербальные средства развития эмоций, которые предполагают спонтанное их развитие.  Спонтанное развитие эмоций  возникает на ранних периодах развития человека,  т.е. вместе с рефлекторной деятельностью. После того как у ребенка проходит период чисто рефлекторной деятельности  по  потребностям  (сосательный рефлекс,  рефлекс присутствия,  рефлекс общения с матерью), начинается развитие эмоционального отношения к действительности.  Ребенок  начинает  чувствовать  комфортные или дискомфортные состояния,  что вызывает у него положительные или отрицательные эмоции, направленные на его потребности.  Он может испытывать страх,  когда он чувствует себя незащищенным, голод,  дискомфорт и это вызывает у него опредеоенные эмоции,  которые он выражает определенным образом- криком, плачем.

         В более старшем возрасте ребенок испытывая эти эмоции,  пытаясь привлечь к себе внимание, начинает реагироватьна голос человека.  Когда мать или близкий к нему человек начинает разговаривать с ним  спокойным голосом, обнаруживает эффект присутствия и шлет ему настрой на хороший эмоциональный  фон,  ребенок  начинает  реагировать  на  вербальные методы воспитания  эмоций,  т.е.  сначала  он  слышит голос и реагирует на его интонации,  на эмоциональное отношение взрослого человека к нему,  затем он начинает понимать отдельные слова, направленные  лично  к  нему  и  в  соответствии с этими словами начинает реагировать эмоционально.

         Развитие познавательных  функций и интеллекта предполагает развитие и в эмоциональной сфере. Так младший подросток решает интеллектуальные задачи легче и быстрее чем ребенок младшего школьного возраста. Изучение качественных сдвигов в развитии интеллекта связывают с именем и работами Ж.  Пиаки.  Младший подростковый  возраст  он  выделяет  от 10-11 до  13-14 лет.  Он характеризует этот возраст периодом рождения гипотетико-дедуктивного мышления, способности абстрагировать понятия от действительности и делать  предметом анализа собственную мысль.  Здесь выступают на 1-е место вербальные методы. Многие современные ученые П.Я.  Гальперин, В.В. Давыдова и др. показали, что при соответствующем обучении  используя  вербальные  методы уже в 10-11 лет ребенок способен решать абстрактные алгебраические задачи.  Пиаже предполагает уже в этом возрасте  стадию  "решения проблемм", а  современные  исследования  добавляют следующую стадию "находить и ставить проблеммы".

         Широта интеллеклуальных  интересов  подростков  часто  сочетается  с  разбросанностью, отсутсвием системы и метода, многие из детей склонны преучеличивать уровень своих знаний и особенно умственных возможностей.  В этом возрасте появляется немалое количество скучающих учеников, которым учеба кажется прозаичной по сравнению с  воображаемой "подлинной  жизнью".  Поэтому они начинают искать такие компани,  где им было бы интересно. В большинсиве своем они выбирают  сообщество  по  интересам,  где  у  них  имеются свои кумиры,  "учителя", т.е. объект для подражания. Вот здась как раз развитие положительных и отрицательных эмоций с опорой на вербальные методы воспитания и  обучения  и  дают разные результаты.  Отчасти  это  лбъясняется  рутинностью  и монотонностью учебного процесса в школе,  не дающего простора индивидуальным способностям  и  инициативе  учащихся. Кроме того  по  ряду  обьективных  и необьективных причин ребята не могут освоить учебную программу и просто отсиживают формально уроки.

         Развитие интеллекта  тесно связано с развитием творческих способностей. Неумение младшего подростка сосредотачиватся,  переключатся- одна из главных причин плохой успеваемости и  некоторых  эмоциональных проблемм,  таких как пьянство,  наркомания,  безудержная погоня за удовольствиями. Сталкивая личность со множеством противоречивых жизненных ситуаций переходный возраст стимулирует и актуализирует ее творческие потенции.

         “Творческая активность предполагает умение освободится из под власти обыденных представлений, а сдругой стороны умение себя дисциплинировать. В этом возрасте подростки на более высоком осознанном уровне выбирают себе  увлечения  (занятия  танцами,  музыкой,

спортом), проявляя  тем  самым  больше импульсивности чем взрослые люди со сложившимися привычными интересами,  поэтому здесь проявляется  эксцентричность  и  неожиданность  на реакцию со стороны взрослого человека...”. [   ; стр. 64]  Исскуство учителя состоит в частности в том, чтобы распознать сферу   творческой   направленности   ребенка   и   развитие   ее   в желательном направлении.

         Главное психологическое приобретение младшего  подростка  это  открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной  осознаваемой  реальностью  является внешний мир куда он проэцирует свою фантазию.  Сознавая свои ошибки,  поступки он еще не до конца осознает свои психические состояния.  Если он сердится, то обьясняет это тем, что кто-то его обидел, если радуется то для этого тоже  есть  какие  то  причины.  Он обретает способность погружатся в себя, свои переживания   и   начинает осмысливать свои эмоции  не  как производные от каких-то  внешних  событий,   а   как   состояние   своего   собственного   "Я". Открытие своего  внутреннего  мира-  радостное  и волнующее событие.  Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости это "Я" нередко    переживается как смутное беспокойство, состояние внутренней пустоты которую необходимо чем то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается  его  избирательность.  Так  многие подростки находят среду сверстников или взрослых людей где бы они  чувствовали  себя нужными и где им было бы интересно.  Для него из всех  измерений времени самым важным является настоящее "сейчас". И для  подростка  важно  то,  как  оценивается  его  личность в настоящее время.  В своих увлечениях он выбирает  ту  деятельность,  где  можно  достигнуть определенных результатов,  где  можно  быть  отмеченным в числе лидеров.  Мальчики обычно выбирают занятия  спортом,  где  как  им  кажется  можно проявить мужественность, силу, ловкость. Девочки выбирают более  привлекательные  по  своей  красивости  со  множеством атрибутов такие   виды   как   бальные   танцы,   увлечение   театром    где    они    могли    бы самоутвердится. В связи с целенаправленными занятиями они испытывают глубокие эстетические эмоции. Некоторые увлекаются в этот период рисованием,  музыкой, пытаются писать стихи. Таким образом отыскивают в себе самом задатки исключительности (см приложение прим. №1, №2).    

         Младший подрастковый возраст является переходным.  О нем говорят как о периоде повышенной эмоциональности, возбудимости, частой смены настроения. Физиологи обьясняют эту психическую неуравновешенность и характерные для нее смены настроения от депресии к экзальтации и  в  обратном порядке, ослабление  всех  видов  условного торможения.  Однако

эмоциональные реакции  и  поведение  подростков  не  могут  быть  обьяснены  лишь  сдвигом гормонального порядка.  Они  зависят  также  от  социальных факторов и условий воспитения. Психологические трудности взросления,  противоречивость  уровня  притязаний  и  образа  "Я" нередко приводят к тому, что эмоциональная напряженность типичная для  младшего подростка захватывает и некоторые последующие годы.

         Половое созревание.

         Наступление подросткового возраста со всей очевидностью  проявляется в резком возмужании организма, внезапном увеличении роста  и  развития  вторичных  сексуальных признаков (появление усов,  бороды,  развитие грудных желез и т.д.). У девочек этот процесс начинается примерно  на 2 года раньше и длится в течении несколько более короткого периода (3-4 года, а не 4-5 лет).  Выработка андрогенов  (половых  мужских  гормонов)  возрастает у всех детей в период от 8 до 10 лет. Однако пик интенсивности выработки этих гормонов приходится на подростковый возраст. Причем это более значительно выраженно у мальчиков. Соответственно подростковый возраст считается периодом выраженного увеличения желаний либидо, особенно у мальчиков.  Среди них одним из наиболее загадочных явлений является тот факт, согласно  которому  дети  раньше  других  достигшие  половой  зрелости  имеют и более высокий уровень  интеллектуального развития.  Мальчики раньше достигнувшие половой зрелости имеют и личные особенности эмоционального развития. Они более популярны, более добродушны и  более  уравновешенные  ребята.  Форма  проявления сексуальных желаний в подростковом возрасте зависит от   социально-  культурных  и  семейных  обстоятельств  и ограничений. В этот период происходит начало времени назначения свиданий и  1-х  поцелуев. Сексуальные установки также различны. Девочки ищут более романтичные  отношения, а мальчиков гораздо больше привлекают сексуальные приключения.


         2. Трудности и отклонения в эмоциональном развитии младшего подросткового возраста.

         По мнению ведущих ученых по психиатрии А.Е. Личко младший подростковый возраст представляет собой критический период для возникновения психопатий.

         “В переходном возрасте дети чаще чем когда бы то небыло, становятся жертвами так называемого синдрома дисморфомании (страх или бред физического недостатка). Поскольку наружность важный элемент самоосознания, то учителям и родителям нужно знать какие аспекты чаще всего вызывают у ребят беспокойство. Это во первых кожа, которая вызывает у них неприятные эмоции в связи с появлением различных подрастковых деффектов на ней...”. [   ; стр. 123] Особенно мальчиков занимает проблеммы роста, проблеммы избыточного веса. Девочки в этом возрасте преувеличивают свои обьемы и в связи с этим прибегают к “фантастическим” вредным диетам. Некоторых неустраивают свои черты лица и они прибегают к разным маскировкам, например закрывают что-то рукой, отворачиваются. Подростки начинают следить за своей внешностью. Проводят много времени перед зеркалом, уделяют внимание одежде. Причем в большинстве это делается не из-за самодовольства, а из желания понравится. Как средство получения подтверждения, что у них все в порядке. На 1-й план выступают теперь и другие свойства “Я”, т.е. умственные способности, волевые и моральные эмоции от которых зависит успешность деятельности и отношения с окружающими. Самооценка здесь выступает как средство психологической защиты. Желание иметь положительный образ “Я” нередко побуждает подростка преувеличивать свои достоинства и приуменьшать недостатки.

         Чрезвычайно важный компонент самоосознания- это самоуважение. Психологические тесты и шкалы самоуважения М. Розенберга, С. Куперемита, Р. Симонса, измеряют устойчивую степень эмоционального положительного отношения индивида к самому себе. “Самоуважение выражает установку одобрения или неодобрения и указывает в какой мере индивид считает себя способным, значительным, преуспевающим и достойным. Короче, самоуважение это личное ценностное суждение выраженное в установках индивида к себе”. (С, Куперсмит. 1985). Поскольку высокое самоуважение ассоциируется с положительными, а низкое с отрицательными эмоциями, мотив самоуважения это личная потребность установок по отношению к себе. Высокое самоуважение выражается в том, что подросток считает себя не хуже других, верит в себя и верит в то, что может преодолеть свои недостатки. Низкое самоуважение напротив предполагает устойчивое чувство неполноценности, ущербности, что оказывает отрицательное воздействие на эмоциональное самочувствие и социальное поведение личности. Подростки с пониженным самоуважением особенно ранимы и эмоционально чувствительны ко всему, что как-то затрагивает их самооценку. Они болезненнее других реагируют на критику, смех, порицание. Вследствии этого многим из них свойственна застенчивость, склонность к психической изоляции, уходу от действительности в мир мечты.

         Как ранее мы говорили период младшего подросткового возраста связан с кризисом полового созревания. В эти годы возникает влечение к противоположному полу, а именно 1-я влюбленность. И в свете этого аспекта возникает нарушение эмоционального состояния или поведенческий дискомфорт. В общении с другими людьми они чувствуют себя неловко, страдают от одиночества и заранее уверены, что окружающие о них плохого мнения (см. пример №3).    

         Г. Каплан (1980 г.) на основе 10-летнего исследования пришел к выводу, что пониженное самоуважение коррелирует едва ли не со всеми видами так называемого дивиантного поведения: нечестностью, членством в преступных группах и соваршением правонарушений, наркоманией, алкоголизмом, агрессивным поведением, попытками суицида и различными психическими расстройствами. Но неудавлетворенность собой и повышенная самокритичность не всегда свидетельствуют о пониженном самоуважении. Несовпадение реального и идеального “Я” вполне естевственное следствие роста самоосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания. У интеллектуально развитых подростков расхождение между идеальным и реальным “Я” значительно больше чем у ребят со средними способностями.

         У более творческих людей это расхождение также отличается повышенным чувством неудовлетворенности собой. Но в этом случае конфликт разрешается в деятельности на основе сильного “Я”, которое может ставить себе сложные задачи. Наоборот типичная черта невротика- слабое “Я”. Невротическая рефлексия остается на уровне пассивного самоосознания, вплоть до “выключения” из реального мира. Зная поведение воспитанника, круг его интересов, его способность преодолевать трудности в достижении поставленных целей, вдумчивый учитель может оценить к какому из 2-х полюсов тяготеет подросток. И нужно ли несколько уперить уровень его притязаний или же наоборот- повышать этот уровень и веру в собственные силы (И.С. Кон “Психология ранней юности”).

         В литературе о переходном возрасте часто фигурирует понятие “трудный” подросток. Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение  с какой-то нормой.  Проблемное поведение часто называют дивиантным, отклоняющимся. Дивиантное поведение- это система поступков,  отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то норма психического здоровья, права, культуры или морали. Дивиантное поведение подразделяется на 2 большие категории. Во-первых это певедение отклоняющееся от нормы психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии или пограничного с ней состояния. Во-вторых это антисоциальное поведение нарушающее какие-то  социальные и культурные нормы, особенно правовые. Кризис переходного возраста у подростков представляет собой группу повышенного риска. Сказываются трудности переходного возраста начиная с психогормональных процессов и заканчивая перестройкой “Я” концепции. Далее пограничность и неопределенность социального положения и наконец, противоречия обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские нормы контроля основаные на соблюдении внешних норм и послушаний уже не действуют. А взрослые способы, предполагающие самодисциплину и самоконтроль еще не сложились или не окрепли. Поэтому возникают определенные трудности в эмоциональном развитии младшего подростка с которыми приходится сталкиватся учителям, родителям и окружающим.

         Существует понятие психической нормы, при которой наблдается максимальное приближение субьективных образов к отраженным обьектам действительности. Эмоциональный он при этом не страдает. Имется адекватные реакции, способность изменить способ поведения в зависимости от смены жизненых ситуаций, происходит самоутверждение в коллективе без ущерба для его остальных членов. При психических заболеваниях в силу патологической деятельности мозга, нарушается регуляция адекватной действительности поведения человека.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6