рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Психологическое развитие в среднем детстве рефераты

Глава 3  Отношение со сверстниками

3.1 Функции дружбы

Дети, как и взрослые, много выигрывают от близких, доверительных отноше­ний друг с другом. Благодаря дружбе дети усваивают социальные понятия, овладе­вают социальными навыками и развивают самоуважение. Дружба придает структу­ру активности ребенка в играх. Она усиливает и укрепляет групповые нормы, уста­новки и ценности, а также служит задним планом для индивидуального и группового соперничества.

Характер дружбы меняется на протяжении детства Эгоцентри­ческий характер дружбы на 1-й стадии ее развития по Селману, свойственный дош­кольникам и ученикам 1 -2-х классов, изменяется в течение среднего детства, когда дети начинают устанавливать более близкие отношения, чаще всего с лучшими друзьями. Эти узы дружбы очень сильны, пока сохраняются, но они, как правило, весьма недолговечны. В конце детства и в отрочестве наиболее распространенной  становится групповая дружба. Группы обычно бывают большими, включая ядро из нескольких мальчиков или девочек, регулярно участвующих в общих затеях.

Два дружащих между собой ребенка могут удовлетворять различные потребно­сти друг в друге. Одному может нравиться командовать, другому — подчиняться. Один может воспринимать другого как модель, а другой — наслаждаться возмож­ностью учить своего друга тому, как «правильно» играть или одеваться. Иногда от­ношения могут строиться на принципах равноправия, когда ни один из друзей не играет четко выраженную или постоянную роль. Характер дружеских отношений зависит от потребности каждого ребенка в доминировании, подчинении и автоно­мии.

С другом дети могут делиться своими чувствами и страхами, подробно обсуж­дать все детали своей жизни. Когда у ребенка есть лучший друг, которому он может доверять, он учится преодолевать смущение в общении с другими людьми. Однако такой характер отношений между друзьями более распространен среди девочек. Мальчикам более свойственно играть в многочисленных группах, и они, как прави­ло, меньше раскрываются перед друзьями.  [5]

Дружба также может служить средством самовыражения. Дети иногда выбира­ют друзей, совершенно не похожих на них по складу личности. Открытый или им­пульсивный ребенок может выбрать своим близким другом более замкнутого или сдержанного ребенка. Отношения между ними дают каждому из них максимальную возможность самовыражения при минимальном соперничестве, а вместе они со­ставляют пару, обладающую большим разнообразием черт личности, чем каждый ребенок в отдельности. Разумеется, друзья редко являются полной противоположностью друг друга. Для дружеских пар, существующих долгое время, обычно характерно наличие общих для обоих друзей ценностей, взглядов, на­дежд и мнений как относительно друг друга, так и в отношении других людей.  [11]

Иногда зародившаяся в детстве дружба продолжается всю жизнь, но гораздо чаще детская дружба прерывается. Лучшие друзья могут уехать жить в другой го­род или перейти в другую школу, — и тогда оба испытывают чувство настоящей потери, пока не находят новых друзей. Иногда друзьям становятся интересны дру­гие люди, которые как-то по-новому удовлетворяют их потребности, а иногда они просто постепенно отдаляются друг от друга или же у них появляются новые интересы. Когда дети становятся старше, они обращаются к новым партнерам, отноше­ния с которыми принесут более полное удовлетворение их новых потребностей.

Наконец, не у всех детей есть друзья. Многим из них постоянно не везет в по­пытках найти друга. Для детей, отвергаемых сверстниками, существует риск столк­нуться с проблемами социальной адаптации в более позднем возрасте. Однако не все отвергаемые сверстниками дети остаются без друзей. Некоторые исследования говорят о том, что наличие даже единственного близкого друга помогает ребенку преодолеть негативное воздействие одиночества и неприязни со стороны других детей. Исследования также показали, что многие отвергае­мые сверстниками дети все-таки уверены, что у них есть лучшие друзья, и удовлет­ворены своей дружбой, хотя их дружеские отношения в некоторых аспектах оказы­ваются слабыми, например, в том, что касается взаимной поддержки и общих заня­тий.

3.2. Группа сверстников

Что такое группа   сверстников? Когда мы употребляем этот термин, мы не просто говорим о «компании детей». Размер группы сверстников ограничен тем условием, что все ее члены должны взаимодей­ствовать между собой. Кроме того, группа сверстников относительно устойчива и сохраняет свое единство   в течение некоторого времени. Ее члены разделяют общих ценностей, а общие нормы регулируют взаимодействие и влияние каждого ребенка. И, наконец, взаимодей­ствие членов группы определяется степенью статусной дифференциации, — существует хотя бы временное разделение на лидеров и ведомых.  Группы сверстников остаются важными в течение всего среднего детства — от 6 до 12-летнего возраста, но за это время, как в их организации, так и в их значении, для ребенка происходят заметные перемены.[8]

В начале среднего детства группы сверстников относительно неформальны. Они обычно создаются самими детьми, имеют очень мало действующих правил и их состав быстро изменяется. Конечно, многие групповые занятия; различные игры или катание на велосипедах — проводятся по строгим правилам. Однако структура самой группы отличается в этом возрасте большой гибкостью.

Группа сверстников приобретает существенно большее значение для ее членов, когда они достигают возраста 10-12 лет. Соответствие группе приобретает исклю­чительную важность для ребенка, который теперь может проявлять поистине ре­лигиозное преклонение перед принятыми в других сферах социальной интеракции правилами и нормами поведения. Давление со стороны сверстников приобретает для ребенка неодолимый характер. В этот период организационная структура группы становится более формальной. Могут появиться специальные требования к желающим стать членами группы, ритуалы посвящения для новичков и регулярные собрания полноправных членов группы. Весьма важным становится разделение по половому признаку. Группы теперь почти всегда состоят из представителе одного пола, и для каждого из полов характерны свои интересы, род занятий формы взаимодействия. Эти строгие установки в отношении правил, конформность и половой сегрегации становятся обычными для взаимодействия детей в конце среднего детства и не смягчаются вплоть до конца подросткового — начала юношеского периода.[6]

Обстоятельства постоянно сводят детей вместе — в школе, в летних лагерях, по месту жительства. В каждом таком случае и, как правило, в течение очень короткого времени, образуются детские группы. С момент; знакомства детей в группе начинается процесс ролевой дифференциации. Появляются общие ценности и интересы. Растут взаимные ожидания и влияние членов группы друг на друга, складываются групповые традиции. Такое развитие событий можно считать почти универсальным.

Исследователи, изучавшие, как образуются группы среди отдыхавших в летней лагере мальчиков — учащихся 5-х классов, выявили, что образование таких групп происходило быстро, поскольку существовали различные отношения между члена­ми групп. Члены каждой группы находили общие интересы и придерживались об­щих норм. Они даже давали названия своим группам. Что наиболее важно, когда между группами начиналось соперничество, у их членов быстро развивалось чув­ство своей исключительности и враждебность по отношению к членам других групп. Но когда группам было необходимо сотрудничать, эта враждебность заметно уменьшалась. Результаты этих исследований отражают типичный способ образования и характер соперничества групп в школе, в спортивных соревнованиях, а также в «войне» улиц и кварталов.

Если понаблюдать за детьми во время школьной перемены, можно увидеть «естественный отбор» ролей, происходящий в каждой группе. Одну девочку окружают дети, стараясь привлечь ее внимание. Дру­гая, на которую никто не обращает внимания, скромно стоит в стороне. Мимо с кри­ками пробегают три мальчика. Сильный мальчик отнимает игрушку у более слабо­го, — тот начинает плакать. Такие сцены можно наблюдать в любом месте земного шара, где только есть дети.

В каждой детской группе есть пользующиеся популярностью и непопулярные дети. На это различие в положении среди сверстников, по-видимому, влияет ряд факторов. Принятие ребенка свер­стниками часто связано с его хорошей общей приспособляемостью — его энтузиаз­мом и активным участием в общих делах, способностью сотрудничать с другими детьми и отзывчивостью на попытки завязать с ним знакомство. Этот вид настрой­ки на социальную среду (или его отсутствие) имеет тенденцию закрепляться в виде цикла благодаря его влиянию на самоуважение и уверенность в своей социальной  компетентности. Хорошая приспособляемость нравящихся другим детей поддер­живается их популярностью, тогда как социально неумелым детям становится еще больше не по себе, когда группа не замечает или отвергает их на популярность среди сверстников влияют также успехи в учебе и спортив­ные достижения. Как правило, популярные дети обладают способностями выше средних и хорошо учатся в школе. Слабые ученики часто становятся предметом насмешек или же их просто игнорируют. Спортивные данные особенно важны, на­пример, в летних лагерях или на игровых площадках, где группы превращаются в соревнующиеся спортивные команды.[18]

На принятие ребенка сверстниками может влиять обратная связь, получаемая от учителя. В одном из исследований группе учащихся пер­вых и вторых классов показывали видеофильм о «проблемном» ребенке (на самом деле его играл актер), которого отвергали сверстники. Положительные отзывы учи­теля об этом ребенке, высказанные после просмотра фильма, заставили учащихся изменить свое отрицательное восприятие героя, Таким образом, принимая «про­блемных» детей, но не обязательно их «проблемное» поведение, учитель может влиять на их положение в группе сверстников.

Популярности в группе вредит как излишняя агрессивность, так и излишняя застенчивость. Никому не нравятся задиры и забияки, поэтому чрезмерно агрес­сивного ребенка стараются избегать. Это ведет к проявлению еще одной цикличес­кой модели, так как этот ребенок может стать агрессивнее вследствие фрустрации или попытки силой добиться того, чего он не может достичь убеждениями. И наобо­рот, застенчивый, тревожный ребенок рискует стать хронической жертвой, подвер­гающейся нападкам не только признанных забияк, но и обычных детей. Именно робкие и застенчивые дети испытывают наибольшие трудно­сти в общении и больше всего страдают от непризнания со стороны сверстников. Такие дети, как правило, чувствуют себя более одинокими и больше обеспокоены своими отношениями с другими детьми, чем отвергаемые сверстниками агрессив­ные дети. [20]

Положение ребенка в группе влияет на его самоощущение. Крик и Лэдд  оценивали чувства одиночества, социальной тревоги и социальной изоляции, а также определяли факторы, которые вызывали соответствующие соци­альные результаты по сообщениям учащихся третьих и пятых классов. Эти исследо­ватели обнаружили, что характер самоощущения детей и то, кого они обвиняют в своих низких социальных результатах, себя или других, зависит от их опыта взаи­модействия со сверстниками. Отвергаемые дети сообщали о более сильном чувстве одиночества и были более склонны объяснять свои неудачи в отношениях со сверст­никами внешними причинами, чем дети, принятые группой сверстников.

Непопулярные дети часто имеют какие-либо особенности, отличающие их от одноклассников; это может быть излишняя полнота, «не тот» цвет кожи или даже необычное имя. Эти особенности могут снижать уро­вень соответствия ребенка стандартам группы, а такое условие, как нам уже извес­тно, является чрезвычайно важным в период среднего детства.

3.3.  Конформность.

 Стремление соответствовать стандартам группы сверстников может быть нормальной, естественной и даже желательной формой поведения. Ежедневно детям приходится приспосабливаться к требованиям группы сверстни­ков, равно как и к ожиданиям взрослых. Но иногда дети слишком уж стремятся со­ответствовать групповым нормам, даже когда требования группы нельзя считать полезными ни для конкретного ребенка, ни для самой группы в целом, ни для окру­жающих.

Какие дети наиболее подвержены групповому давлению? Высококонформные дети, по-видимому, обладают рядом характерных черт. Они страдают «комплексом неполноценности» и обладают недостаточной «силой Эго». Они, как правило, более зависимы или тревожны, чем другие дети, и чувствительны к мнениям и намекам окружающих. Дети с такими чертами личности склонны посто­янно контролировать свое поведение и речь. Они особенно озабочены тем, как они выглядят в глазах окружающих, и часто сравнивают себя со сверстниками. Посто­янное наблюдение за тем, что делают и что говорят другие, а затем приспособление к определенным таким образом стандартам группы — как раз свойственно детям с высоким уровнем самоконтроля .

Давление со стороны сверстников может иметь как положительный, так и отри­цательный эффект. Например, исследования показали, что влияние группы сверст­ников может способствовать повышению учебной мотивации. При изучении про­цесса формирования групп среди учащихся 4-х и 5-х классов, исследователи обнару­жили, что эти группы обычно состояли из учащихся со сходной мотивацией к учению. Таким образом, поскольку члены одной группы склонны идентифицироваться друг с другом, группа сверстников может благоприятствовать развитию общих ценностей, связанных с учением и академическими достижениями.

В действительности дети легче подчиняются давлению сверстников, когда оно носит положительный характер, а не тогда, когда оно влечет за собой антисоциальные действия, такие как употребление алкоголя, курение или воровство. Когда под давлением сверстников требуется совершение антиобщественных поступков, мальчики подчиняются такому давлению чаще, чем девочки Дети, остающиеся после школы без надзора, также в большей степе­ни подвержены антиобщественному влиянию сверстников, чем дети, находящиеся под контролем взрослых. [20]

Конформность имеет особенно большое значение в конце среднего детства, ког­да дети выходят из-под постоянной опеки семьи. На пороге отрочества дети испы­тывают сильную потребность принадлежать к какому-либо сообществу и чувство­вать себя принятыми в него на равных основаниях с другими. Эта потребность сосу­ществует с одинаково сильными потребностями в автономии или в освоении окружающего мира. Дети пытаются осуществлять возможный контроль над своей социальной и физической средой, понять установленные там правила и границы и найти себе место в рамках этих границ. Видимо, поэтому столь большое внимание они уделяют созданию всевозможных правил и освоению ритуалов.

На нескольких этапах человеческого развития такое сосуществование потреб­ностей в автономии и в принятии другими является особенно важным. Таким эта­пом является возраст 1,5 года, когда ребенок только начинает узнавать, что он мо­жет делать самостоятельно. В конце среднего детства эти две противоположные потребности снова приобретают первостепенную важность. Однако то равновесие между ними, которого достигают дети этого возраста, отличается от уровня равно­весия их в младенчестве. Теперь группа сверстников часто удовлетворяет и потреб­ность в принятии, и потребность в автономии. Группы сверстников иногда порож­дают конформность, которая проявляется в форме предубеждений в отношении тех, кто отличается чем-то от них. В последнем разделе этой главы мы рассмотрим, как развиваются предубеждения в среднем детстве, уделяя особое внимание разви­тию расовых предрассудков.

3.4. Предубеждения детей среднего возраста.

Предубеждение — это отрицательное отношение членов одной группы к людям, принадлежащим к другой группе, отличающейся от первой по тем или иным признакам: расовым, религиозным, национальным, языковым, половым и многим другим, перечислить которые здесь просто нет возможности. Предубежде­ние предполагает существование своихлюдей, которые, по мнению группы, об­ладают определенными желательными характеристиками, и чужих — тех, кто чем-то отличается от «своих», и поэтому являются нежелательными персонами.

Мы привыкли считать предубеждения и предрассудки взрослыми социальными установками, но осознание расовой принадлежности начинает развиваться очень. [19]                                                                                

рано, еще в дошкольном возрасте. Так же как ребенок рано узнает, кто он — мальчик или девочка, чернокожий ребенок в Америке рано узнает что у него более темная кожа, чем у других детей, ко­торых он видит по телевидению или на улице. Как маленькая девочка узнает, что строение ее тела отличается от строения тела мальчика еще до того, как поймет, что значит принадлежать к женскому полу в нашем обществе, так и чернокожий ребенок узнает о различиях цвета кожи и особенностях волосяного покрова еще до того, как поймет, что значит быть чернокожим американцем. Таким образом, этот ребенок сначала узнает, что отличается по внешнему виду от белых детей, а затем — что эти различия могут сделать его нежеланным в обществе белых детей или вос­становить их против него. То же самое можно сказать о белых детях, живущих в районах, населенных преимущественно представителями национальных мень­шинств. Предубеждения в нашем обществе развиваются в двух направлениях. Чего дети не понимают, так это того, почему принадлежность к той или иной группе при­водит к социальной дискриминации. Ответ на этот вопрос они могут искать в тече­ние всей своей жизни. []

Понимание групповых различий и того, что значит быть членом той или иной группы, является одним из аспектов социального познания. Социальное познание, в свою очередь, зависит от общего когнитивного развития. Таким образом, ребенок, мышление которого еще носит эгоцентрический характер и позволяет ему фокуси­ровать внимание каждый раз только на одном измерении, будет предполагать, что люди, сходные по одному признаку (например, по цвету кожи), должны быть похо­жи и по другим признакам. По мере того как дети становятся старше, они постепен­но развивают способность видеть людей многомерными. В результате одного экспе­римента, проведенного среди англо-говорящих и франко-говорящих канадских де­тей, было выявлено, что старшие дети имели более гибкие установки по отношению к детям другой языковой группы. Дети, достигшие в развитии мышления периода конкретных операций, реже приписывали отрицательные качества представителям другой языковой группы, чем дети, находящиеся на стадии до операционального мышления. [10]

Эта возросшая способность видеть людей многомерными встречает противо­действие со стороны сильного стремления стоящих на пороге отрочества детей под­чиняться групповым стандартам и отвергать тех, кто в чем-то им не соответствует. Результаты исследования, проведенного в одном из небольших городов в Калифор­нии, население которого состояло наполовину из чернокожих и наполовину из бе­лых американцев, показали, что у старших детей, по сравнению с младшими, реже встречались друзья с другим цветом кожи. Было выявлено, что межрасовые дру­жеские отношения постепенно ослабевали от 4-го к 7-му классу. Исследователи пришли к заключению, что по мере того как дети становятся старше, общность при­знаков становится все более значимым основанием для дружбы. Может также иметь место и определенное давление со стороны других членов группы, препятствующее установлению и поддержанию дружеских отношений с членами другой группы. Это давление может проявляться с обеих сто­рон. Чернокожих детей, подружившихся с белыми детьми, могут заставлять пре­кратить эту дружбу, потому что они «предают» свою расу. Недав­но проведенные исследования также показали, что чернокожих детей, которые хо­рошо учатся в школе, одноклассники часто считают «предателями» своей расы. Они подвергаются многочисленным насмешкам, и их часто исключают из группо­вой деятельности

Осознание расовой принадлежности — очень важный вопрос для детей в сред­нем детстве, потому что это как раз то время, когда ребенок «подписывает или не подписывает «общественный договор» Дети впи­тывают в себя культурные установки окружающих их людей. Взамен «клятвы на верность» нормам своего общества дети должны получить от него чувство принад­лежности к более широкой и могущественной группе. Но чернокожие родители были вынуждены приспособиться к культуре белого большинства, которая не воз­награждает их так, как белых. Получается, что эти родители учат своих детей раз­делять ценности того общества, которое их самих недостаточно высоко оценивает. Дети, конечно же, чувствуют этот конфликт, что не может не сказаться на их отно­шении к обществу.[10]

Давление со стороны, сверстников еще более усугубляет этот конфликт. Нормы поведения в группах национальных и расовых меньшинств часто существенно от­личаются от норм поведения в группах белых детей, принадлежащих к среднему классу. Афро-американский ребенок, выросший в самом центре большого города, принадлежит к культуре, отличной от культуры большей части белых или черных американцев среднего класса. Степень принятия, которое встречают чернокожие дети в более широком обществе, часто зависит от их способности приспосабливать­ся к его нормам. Когда дети из меньшинств объединяются с другими членами своей расовой или этнической группы, это облегчает их адаптацию на протяжении сред­него детства. Такое единение способствует повышению их самоуважения, укрепля­ет внутригрупповую солидарность и, увы, усиливает враждебность к «чужим». Однако рано или поздно дети из меньшинств должны столкнуться с проблемой объединения своей Я-концепции с их общественным имиджем как членов специфи­ческой группы, а это может стать причиной конфликта, тревоги или гнева в любом возрасте.

Заключение

В ходе проведения курсовой работы и изучении литераторы по данной теме  было доказано что влияние сверстников на психологическое развитие детей среднего возраста очень велико.

При взаимодействии с сверстниками ребенок познает новые стороны жизни, появляются первые попытки самореализации, начинается социальная адаптация ребенка. Ребенок начинает взаимодействовать, учиться договариваться, сотрудничать на взаимовыгодных условиях , появляется соперничество , которое положительно влияет на развитее. Ребенок не имеющих друзей, рискует быть социально не адаптированным, что может негативно сказаться на дальнейшей жизни ребенка.

   Большую роль в развитии психики играют группы сверстников. Появляются определенные правила которые обязаны соблюдать все дети которые входят в эту группу. Ребенку важно на данном этапе развития быть поддержанным группой это поможет ребенку в дальнейшем адаптироваться к социальной среде. Но , группа так же может негативно сказаться на психики ребенка , так как во многих группах существуют дети с агрессивным характером , если в группе не подавляется агрессия ребенка то , он может стать еще более агрессивным. Если ребенок застенчив и его застенчивость никто не подавляет , то у такого ребенка могут появиться множество комплексов , которые будут ему мешать в жизни. Со стороны группы может быть оказано давление – как положительное так и отрицательное. Так как дети в данном возрасте очень легко подчиняются давлению со стороны сверстников-авторитетов , что может привести к негативным последствиям для развития ребенка.

Библиография.

1.   Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание.(Пер. с англ.) – М.: Прогресс, 1986.  143 стр.

2.   Божович Л.И. Славина Л.С. Психологическое развитие школьника и его воспитание М., 1979.  89 стр.

3.   Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте.(Психологическое исследование) – М.: Просвещение, 1968. 38 стр.

4.   Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. – М.: педагогика, 1990. 46 стр.

5.   Дольто Ф. На стороне ребёнка.(Пер. с фр.)- СПб.: Петербург – XXI век, 1997. 76 стр.

6.   Изучение мотивации поведения детей и подростков/ Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. – М.: Педагогика, 1972.  215 стр.

7.   Кон И. С. Дружба: Этико-психологический очерк. – 2-е изд., перераб. и доп.  – М.: Политиздат, 1987. 35 стр.

8.   Непомнящая Н. И. Становление личности ребёнка 6-7 летнего возраста. – М.: Педагогика, 1992. 29 стр.

9.   Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера- М.: Педагогика, 1988.

     189 стр.

10.      Пиаже Ж. Роль действия в формировании мышления. - Вопросы психологии. 1966, № 4  57 стр.

11.      Пауэр Ф. К., Хиггинс Э., Кольберг Л. Подход Лоуренса Кольберга к нравственному воспитанию / Психол. Журн. 1992. Т. 13. № 3, с. 175 – 1992.  76 стр.

12.      Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника  М.,1977  79. стр.

13.      Помощь родителям в воспитании детей. (Пер. с англ.) – М.: Прогресс, 1992. 101 стр.

14.      Проблемы постнального сомато-психического развития / Под ред. Г. К. Ушакова, Г. Гёльнитца, Г. Эггерса. (Пер с нем.) – М.: Медецина, 1974. 189 стр.

15.      Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. – М.: Педагогика, 1990. 91 стр.

16.      Смит Э. У. Внуки алкоголиков: Проблемы взаимозависимости в семье. (Пер с англ.) – М.: Просвещение, 1991. 21 стр.

17.      Соколова В. Н., Юзерофич Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире. – М.: Просвещение, 1991. 70 стр.

18.      Спиваковская А. С. Как быть родителями.(О психологии родительской любви) – М.: Педагогика, 1986. 50 стр.

19.      Занковский А.Н. Организационная психология. М, Флинта, МПСИ, 2000 63 стр.

20.      Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребёнка – М.: Педагогика, 1989. 65 стр.


Страницы: 1, 2, 3