Реферат: Психодинамическая теория личности
Реферат: Психодинамическая теория личности
МОСКОВСКИЙ
ЭКСТЕРНЫЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Академия педагогики
Факультет психологии
Реферат
по курсу “Психология личности”
“Психодинамическое
направление в теории личности”
Фамилия,
и.о. студента
Студенческий
билет
Преподаватель ______________________
Рецензент ______________________
1999
Содержание
Нормативная
часть
Психология
личности как наука о человеке
Исторические
представления о характере и темпераменте
Исследования
личности в дореволюционный и советский периоды
Индивидуальная
теория личности
Теории
личности в эго-психологии
Диспозициональное
направление
Гуманистическое
направление
Феноменологическое
направление
Типологические
модели социальных характеров
Типологические
модели индивидуальных характеров
Типологическая
модель Э. Кречмера
Типологические
модели акцентуаций характера и психопатий
Психоаналитические
типологические модели (модель Лоуэна)
Творческая
часть
“Психодинамическое
направление в теории личности”
Топографическая
модель уровней сознания
Структура
личности
Движущие
силы поведения
Психосексуальные
стадии развития личности
Природа
и типы тревоги
Защитные
механизмы эго
Заключение
Список
использованной литературы
Психология
личности как наука о человеке
Термин “личность”
имеет разные значения. Наука о личности – персонология – это дисциплина,
стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой
индивидуальности путём использования различных исследовательских стратегий. Современная
психология личности, являясь научной дисциплиной, трансформирует умозрительные
рассуждения о природе человека в концепции, которые могут быть подтверждены
экспериментально.
Личность – это
прежде всего абстрактное понятие, которое объединяет собой многие аспекты,
характеризующие человека: эмоции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и
действия. Концептуальное значение личности охватывает широкий спектр внутренних
психических процессов, обусловливающих особенности поведения человека в
различных ситуациях. Теории личности сильно различаются между собой, поэтому
практически невозможно просто подвести под слово “личность” концептуальное
определение. В рамках психологии нет единственного общепринятого значения –
значений столько, сколько психологов и теорий личности, решающих эту задачу.
Понятие “характер”
означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности,
складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные
для нее способы поведения. Характер – качество личности, обобщающее наиболее
выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных
видах деятельности свойства личности. Это каркас и подструктура личности, наложенная
на ее основные подструктуры. Характерными можно считать не все особенности
человека, а только существенные и устойчивые. Характер
определяется и формируется в течение всей жизни человека. Большую роль здесь
играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых
проходит жизненный путь человека.
Содержание
характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную
направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы,
убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненный
план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает
наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят
мотивы его поступков, цели его действий, которые он себе ставит.
Решающим для
понимания характера является взаимоотношение между общественно и личностно
значимым для человека. В основе единства, цельности, силы характера лежит
направленность личности. Обладание целями жизни — главное условие образования
характера. Однако характер и направленность личности — не одно то же.
Направленность личности накладывает огромный отпечаток на все поведение человека.
И хотя поведение определяется целостной системой отношений, в этой системе
всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая характеру
человека своеобразный колорит.
В сформировавшемся
характере ведущим компонентом является система убеждения. Убежденность
определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность
в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела,
которое он выполняет. Сходство интересов не предполагает аналогичных
особенностей характера.
Различие теорий
личности может быть проиллюстрировано на примере. Карл Роджерс
определял личность в терминах самости: как организованную, долговременную
сущность, составляющую сердцевину наших переживаний. Гордон Олпорт определял
личность как то, что индивид представляет собой на самом деле, как внутреннее нечто,
детерминирующее характер взаимодействия человека с миром. Джордж Келли
рассматривал личность как присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания
жизненного опыта. А Эрик Эриксон представлял личность как функцию результатов
психосоциальных кризисов в течение жизни человека.
Исторические
представления о характере и темпераменте
С древнейших времен
исследователи, наблюдая значительное разнообразие поведения, совпадающие с
различиями в телосложении и физиологических функциях, пытались их
упорядочивать, каким-то образом их группировать. Так возникли самые различные
типологии темпераментов.
Создателем учения о
темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н.э.). Он
утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных “соков” жизни, – крови,
флегмы, желтой желчи и черной желчи, входящих в его состав. Исходя из его
учения, самый знаменитый после Гиппократа врач античности Клавдий Гален (II в.
до н.э.) разработал первую типологию темпераментов, которую он изложил в известном
трактате “De temperamentum”. Им были выделены темпераменты, которые в наше
время пользуются широкой известностью: сангвиника (от лат. “кровь”), флегматика
(от греч. “флегма”), холерика (от греч.”желчь”), и меланхолика (от греч.
“черная желчь”). Эта фантастическая концепция имела огромное влияние на ученых
на протяжении многих столетий.
Иммануил Кант
(1724-1804) говорил, что с физиологической точки зрения, когда речь идет о
темпераменте, имеют в виду физическую конституцию и комплекцию. Но с точки
зрения психологической, т.е. как темперамент души (способности чувства и желания),
эти выражения касающиеся свойств крови, определены только по аналогии игры
чувств и желания с телесными движущими причинами (из которых кровь самая
главная).
Главное деление
учения о темпераментах следующее: темпераменты чувства и темпераменты действия
каждый делятся на два вида, что в совокупности дает четыре темперамента. К
темпераментам чувств Кант причислил сангвинический и его противоположность –
меланхолический. Первый имеет особенность, что на ощущение оказывается быстрое
и сильное воздействие, но ощущение проникает не глубоко (не бывает
продолжительным), во втором же темпераменте ощущение бывает менее ярким, зато
пускает глубокие корни.
В психологической
науке большинство конституционных концепций стало объектом критики. Основной
недостаток подобных теорий состоит в том, что в них недооценивается, а иногда
просто игнорируется роль среды и социальных условий в формировании психических
свойств индивида. Свойства темперамента, например, социализация пищевой
потребности, любовь к компаниям и дружеским излияниям, терпимость и отсутствие
сострадания, нельзя считать наследственными свойствами того же порядка, что и
телосложение. Такие свойства формируются под воздействием воспитания и
общественной среды. На самом деле, давно известна зависимость протекания психических
процессов и поведение человека от функционирования нервной системы, выполняющей
доминирующую и управляющую роль в организме.
Исследования
личности в дореволюционный и советский периоды
П. Лесгафт в конце
прошлого века в работе “Семейное воспитание ребёнка и его значение” провёл
исследование характеров школьников и создал типологию детских характеров в
количестве шести. Эта работа имела особое значение для отечественной психологии
не столько точностью наблюдений или содержательностью типологии, сколько своей
основополагающей тенденцией.
В начале ХХ века
отечественный психолог А. Лазурский (1874-1917) высказал идею, что целью
систематического изучения индивидуальных характеров является прежде всего
составление их общепринятой классификации. “Идеальной классификацией должна
считаться такая, которая в каждом из своих типов давала бы не только субъективные
особенности данного человека, но также его мировоззрение и социальную физиономию,
поскольку они состоят в связи с его характером.” (А. Лазурский. “Очерк науки
о характерах”). В основу классификации им был положен принцип активного
приспособления личности к окружающей среде (куда включались, помимо природы и
человеческих взаимоотношений, ещё идеи, духовные блага, эстетические, моральные
и религиозные ценности и т.п.)
Следующая модель –
типологическая модель психопатий и акцентуаций характера у подростков,
разработанная А. Личко. Чрезмерную выраженность отдельных черт характера и
их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, принято называть
акцентуацией характера. Акцентуации характера свойственна повышенная уязвимость
к определенного рода психотравматическим воздействиям, адресованным к так называемому
“месту наименьшего сопротивления” данного типа характера при сохранении
устойчивости к другим. Различают явные и скрытые акцентуации характера: первые
отличаются постоянными чертами определенного типа характера, а вторые представляет
собой обычный вариант нормы, не выраженный или выраженный слабо. Типологическая
модель А. Личко состоит из 11 типов:
1. Гипертимный тип (подвижность,
общительность, неусидчивость, приподнятое настроение, множество поверхностных
увлечений, излишняя самоуверенность и стремление произвести на окружающих
впечатление).
2. Циклоидный тип (повышенная
раздражительность и склонностью к апатии, тяжело переживает даже незначительные
неприятности, настроение периодически меняется).
3. Лабильный тип очень изменчив в
настроении. От сиюминутного настроения этих подростков зависит многое в их
психологии и поведении.
4. Астено-невротический тип (повышенная
мнительность и капризность, утомляемость и раздражительность, особенно при
выполнении трудной задачи; склонность к ипохондрии).
5. Сенситивный тип (повышенная
чувствительность ко всему, застенчивость, послушание и привязанность к
родителям, моральные требования к себе и окружающим людям, большая
привязанность в дружбе).
6. Психастенический тип характеризуется
ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям, к самоанализу и
оценкам поведения других. Самоуверенность сочетается с нерешительностью, а
безаппеляционность суждений со скоропалительными действиями.
7. Шизоидный тип (замкнутость, внешнее
безразличие к другим людям, плохо понимают состояния других людей, неумение
сочувствовать, наполненность внутреннего мира различными фантазиями,
сдержанность во внешнем проявлении своих чувств).
8. Эпилептоидный тип (часто плачут, изводят окружающих,
особенно в раннем детстве; в условиях жесткого дисциплинарного режима они
чувствуют себя нередко на высоте).
9. Истероидный тип (эгоцентризм, жажда
внимания к своей особе, выражена склонность к театральности, позерству).
10. Неустойчивый тип (повышенная
склонность и тяга к развлечениям, а также к безделью и праздности, отсутствие
серьезных интересов, они почти не думают о своем будущем).
11. Конформный тип (демонстрирует
бездумное, некритическое подчинение авторитетам, большинству в группе;
склонность к морализаторству и консерватизму; главное жизненное кредо – “быть
как все”).
Акцентуация
характера при воздействии неблагоприятных условий может привести к нарушениям и
изменениям поведения личности.
Когда говорят о
наличии у кого-то определенного характера, тем самым указывают на известную
однобокость его психической организации, известную дисгармонию психики, По сути
дела, о нормальном “идеальном” человеке нельзя сказать, какой у него характер,
т.к. все его поведение является простой реакцией на внешние воздействия.
Наконец, хочется
сказать ещё об одной типологии – Б. Братусь. Им был выделен в отдельную
категорию “тип личности пересторечной эпохи”. Применительно к личности
состояние этого типа обозначается как переходное потребностно-мотивационное состояние.
Б. Братусь пишет: “В нём есть желание, стремление, но нет устойчивого, определённого
предмета, ему отвечающего. (…) Человек в подобном состоянии может ещё сказать о
том, чего он не хочет, но не о том, что ему действительно потребно.” (Б.
Братусь. “Психология. Нравственность. Культура”. М, 1994).
Индивидуальная
теория личности
Индивидуальная
психология Альфреда Адлера имеет несколько ключевых принципов и исходя из них
описывает человека. Эти основные принципы:
1) человек является единым,
самомогласующимся и целостным;
2) человеческая жизнь – это динамическое
стремление к превосходству;
3) индивидуум – есть творческая и
самоопределяющаяся сущность;
4) социальная принадлежность индивидуума.
Согласно Адлеру,
люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они
испытывали в детстве, и переживая неполноценность, в течение жизни борются за
превосходство. Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в
рамках которого стремится к достижению фиктивных целей, ориентированных на
превосходство или совершенство. (С
этим связано понятие “фикционный финализм” – идея о том, что поведение человека
подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего). Согласно Адлеру,
стиль жизни особенно ясно проявляется в установках личности и её поведении,
направленном на решение трёх основных жизненных задач: работа, дружба и любовь.
Основываясь на оценке степени выраженности социального интереса и степени
активности по отношению к этим трём задачам, Адлер различал типа установки,
сопутствующих стилю жизни: управляющий (самоуверенность, напористость,
незначительный социальный интерес, установка превосходства над внешним миром)
берущий (паразитизм в отношении внешнего мира, отсутствие социального интереса,
низкая степень активности), избегающий (отсутствие активности и социального
интереса, опасение нуда, бегство от решения жизненных задач) и
социально-полезный (сочетание высокой степени социального интереса с высокой
активностью, забота о других и заинтересованность в общении, осознание важности
сотрудничества, личного мужества и готовности вносить вклад в благоденствие
других).
Адлер полагал, что
стиль жизни создаётся благодаря творческой силе индивидуума, однако
определённое влияние на него оказывается порядком рождения (первенец,
единственный ребёнок, средний или последний ребёнок).
Также в
индивидуальной психологии упор делается на так называемый социальный интерес –
а именно внутреннюю тенденцию человека к участию в создании идеального
общества.
Центральным понятием
всей теории Альфреда Адлера является творческое “Я”. В этом понятии воплощается
активный принцип человеческой жизни; то, что придаёт ей значимость; то, под
чьим влиянием формируется стиль жизни. Эта творческая сила отвечает за цель
жизни человека и способствует развитию социального интереса.
Теории
личности в эго-психологии
В теории Эрика
Эриксона наибольшее значение имеет эго и его адаптивные способности. К другим
особенностям его теории, названной эго-психология, относятся акцент на
изменениях, происходящих в процессе развития на протяжении жизни человека; упор
на психически здоровом человеке; особая роль идентичности и, наконец, сочетание
клинических наблюдений с изучением культурно-исторических факторов в изучении
структуры личности.
Эго-психология
Эриксона считается развитием психоанализа, но он отошёл от психоанализа по
нескольким важным пунктам: сдвиг акцента от ид к эго; подчёркивание
исторических условий формирования эго у ребёнка; его теория охватывает всё жизненное
пространство индивидуума; наконец, его взгляды на природу и разрешение
психосексуальных конфликтов отличались от таковых у Фрейда.
Центральным для
эриксоновской теории развития эго является эпигенетический принцип. Согласно
ему, человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего
человечества стадий. Личность развивается ступенчато, переход от одной ступени
к другой предрешён готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего
пути. Общество устроено так, что развитие социальных возможностей принимается
одобрительно, общество способствует сохранению этой тенденции, поддержанию её
темпа и последовательности развития.
Эриксон описал
восемь стадий психосоциального развития личности: младенчество (базальное
доверие – базальное недоверие); раннее детство (автономия – стыд и сомнение);
возраст игры (инициативность – вина); школьный возраст (трудолюбие – неполноценность);
юность (эго-идентичность – ролевое смешение); ранняя зрелость (интимность –
изоляция); средняя зрелость (продуктивность – инертность); наконец, поздняя
зрелость (эго-интеграция – отчаяние).
Карен Хорни отвергла
положение Фрейда о том, что физическая анатомия определяет личностные различия
мужчин и женщин, утверждая, что решающим фактором в развитии личности является
характер социальных отношений между родителями и ребёнком. Согласно Хорни, в
детстве основными являются потребности в удовлетворении и безопасности. Если
поведение родителей не способствует удовлетворению потребности в безопасности,
это приводит к возникновению базальной враждебности, а та ведёт к возникновению
базальной тревоги – основе невроза. Базальной тревогой она назвала ощущение
беспомощности во враждебном мире.
Хорни описала десять
невротических потребностей, которые люди используют с целью совладения с
недостатком безопасности и беспомощностью, порождёнными базальной тревогой. В
отличие от здоровых людей, невротики опираются на одну потребность при
реагировании на различные ситуации. Десять невротических потребностей
следующие: в любви и одобрении; в руководящем партнёре; в чётких ограничениях;
во власти; в эксплуатировании других; в общественном признании; в восхищении
собой; в честолюбии; в самодостаточности и независимости; в безупречности и
неопровержимости.
Страницы: 1, 2, 3
|