рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Психические процессы как форма деятельности рефераты

Все филогенетическое развитие чувствительности свидетельствует о том, что определяющим в процессе развития чувствительности по отношению к тому или иному раздражителю является его биологическая значимость, т. е. связь с жизнедеятельностью, с поведением, с приспособлением к среде. Живя и действуя, разрешая в ходе своей жизни встающие перед ним практические задачи, человек воспринимает окружающее. Восприятие предметов и людей, с которыми ему приходится иметь дело, условий в которых протекает его деятельность, составляет необходимую предпосылку осмысленного человеческого действия. Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает; он часто активно вбирает установку, которая обеспечивает адекватное восприятие предмета; воспринимая, он, таким образом, производит определенную деятельность, направленную на то, чтобы привести образ восприятия в соответствие с предметом. Восприятие является чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. Восприятие человека – не только чувственный образ, но и сознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Возможность восприятия предполагает у субъекта способность не только реагировать на чувственный раздражитель, но и осознавать соответственно чувственное качество, как свойство определенного предмета. Восприятие предмета предполагает со стороны субъекта не только наличие образа, но и определенной действенной установки, возникающей лишь в результате довольно высоко развитой тонической деятельности (мозжечка и коры).

Восприятие не только связано с действием, с деятельностью – и само оно специфическая познавательная деятельность сопоставления, соотнесения возникающих в нем чувственных качеств предмета. Восприятие – это форма познания действительности. Процесс восприятия включает в себя познавательную деятельность, «прощупывания», обследования, доставляемых нашими органами чувств под воздействием внешних раздражений, действующих в данный момент. Попытка оторвать восприятие от ощущения явно несостоятельна. Но восприятие вместе с тем и не сводится к простой сумме ощущений. Оно всегда является более или менее сложным целым, качественно отличающимся от тех элементарных ощущений, которые входят в его состав. В каждое восприятие входит и воспроизведенный прошлый опыт, и мышление воспринимающего, и – в известном смысле – также чувства и эмоции. Поскольку восприятие не сводится к простой механической сумме или агрегату ощущений, определенное значение приобретает вопрос о структуре восприятия, т. е. расчлененности и специфической взаимосвязи его частей. В силу этой расчлененности и специфической взаимосвязи частей воспринимаемого оно имеет форму, связанную с его содержанием, но и отличную от него. Форма в восприятии обладает некоторой относительной независимостью от содержания (1; с. 225-233).

4.1.     Константность восприятия

Всякое восприятие является восприятием объективной действительности. Ни одно восприятие не может быть ни истинно понято, ни даже правильно, адекватно описано вне отношения к объективному предмету,  к определенному участку или моменту объективной действительности. Константность восприятия выражается в относительном постоянстве величины, формы и цвета предметов при изменяющихся в известных пределах условиях их восприятия. Если воспринимаемый нами на некотором расстоянии предмет удалить от нас, то отображение его на сетчатке уменьшится как в длину так и в ширину, и, значит уменьшится и площадь его, а между тем в восприятии образ сохранит в определенных пределах ту же постоянную, предмету свойственную величину. В процессе восприятия как бы различается собственный размер предмета и его удаление от воспринимающего, объективная форма предмета и угол зрения, под которым он воспринимается, собственный цвет и освещение, в котором он является. Не было бы вообще восприятия предметов, было бы одно непрерывное мерцание, непрерывно сдвигающихся, увеличивающихся пятен и блесков неописуемой пестроты. Константность заключается в том, что основные чувственные качества восприятия и при некотором изменении субъективных условий восприятия следуют за остающимися постоянными свойствами воспринимаемых предметов. Отношение к периферическому раздражению подчинено регулирующему его отношению к предмету.

Проблема константности, ортоскопичности, т. е. правильного видения – это проблема отражения в частной психофизической постановке (1; с. 233-234).


4.2. Осмысленность восприятия

Восприятие человека предметно и осмысленно. Оно не сводится к одной лишь чувственной основе. Мы воспринимаем не пучки излучений и не структуры, а предметы, которые имеют определенное значение. Восприятие человека представляет собой единство чувственного и логического, чувственного и смыслового, ощущения и мышления. Чувственное и смысловое содержание восприятие при этом не рядоположены: прежде всего смысловое содержание, осмысливание предметного значения опирается на чувственное содержание, исходит из него и является ни чем иным, как осмысливанием предметного значения данного чувственного содержания. Осмыслить восприятие – значит осознать предмет, который оно отображает, значит выявить предметное значение его сенсорных данных. В процессе осмысления чувственное содержание восприятия подвергается анализу и синтезу, сравнению, обобщению. Таким образом, осмысление включает само восприятие к представлению и от него к мышлению. Осмысленность восприятия означает, что в него включаются мышление, осознание значения (1; с. 235-236).

4.3.     Восприятие и направленность личности

Становясь все более сознательным о обобщенным, наше восприятие приобретает вместе с тем все большую свободу по отношению к непосредственному данному. Восприятие обычно никогда не бывает чисто пассивным, только созерцательным актом. Эмоциональное отношение как бы регулирует и расцвечивает восприятие – делает яркими, выпуклыми одни черты и оставляет другие затушеванными, в тени. Влияние интересов и чувств проявляется в восприятии сначала в форме непроизвольного внимания. Но восприятие может осуществляться на различных уровнях. Если на низших уровнях процесс восприятия протекает как бы «стихийно», независимо от сознательного регулирования, то в высших своих формах, связанных с развитием мышления, восприятие превращается в сознательно регулируемую деятельность наблюдения. Восприятие, поднявшееся до уровня сознательного наблюдения, является волевым актом. Восприятие в обыденной жизни относительно редко достигает той сознательной направленности, до которой оно поднимается в условиях научного познания, но оно никогда не спускается до уровня чисто пассивного, совершенно ненаправленного  переживания. Таким образом, в ходе изучения восприятия все глубже раскрывается подлинное содержание того исходного утверждения, что восприятие не является простой суммой ощущений, что оно – сложный целостный процесс, а то и целенаправленная деятельность. Восприятие человека представляет собой в действительности единство чувственного и логического, чувственного и смыслового, ощущения и мысли. Оно всегда не только сенсорная данность, но и осмысливание ее объективного значения (1; с. 239-240).

5.    Память

Память – это форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта (2; с. 247).

Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека и развития его психики. Память служит необходимым условием единства психической жизни человека, единства его личности. Физиологической основой памяти является образование временных нервных связей, способных восстанавливаться, актуализироваться под влиянием различных раздражителей (И. Павлов). Различают основные процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание, восстановление (7; с. 247).

5.1. Запоминание

Запоминание начинается с запечатления, которое первоначально совершается непроизвольно в той или иной деятельности, не ставящей себе непосредственно цель что-либо запомнить. Многое запечатлевается  у нас непреднамеренно. Учитывая необходимость сохранения в интересах своей практической и теоретической деятельности, человек, как существо сознательное, начинает специально – сознательно и преднамеренно запечатлевать особенно для него значительный материал: запечатление тогда переходит в сознательное запоминание и выделяется в особую сознательную целенаправленную деятельность. Основное значение приобретает поэтому зависимости запоминания от характера деятельности, в ходе которой оно совершается. Можно выделить несколько факторов влияющих на запоминание.  Это, во-первых, особенности самого материала, подлежащего запоминанию. Во-вторых, контекст, в котором находится запоминаемый материал. Указанные факты, в свою очередь, являются следствием специфичности структуры памяти, представляющей собой деятельности человека (2; с. 109-110; 7; с. 44).

5.2. Сохранение

Сохранение является сложным динамическим процессом, который совершается в условиях определенным образом организованного усвоения и включает прогообразные процессы переработки материала. Сохранение тесно связано с забыванием. Возможны две точки зрения на сохранение. Первая – узкая и хронологически более ранняя – рассматривает сохранение как достаточно пассивный процесс хранения, следа впечатления. Вторая трактует сохранение более широко – как сложный, динамический и активный процесс, включающий в себя наряду с собственно хранением, многообразные операции по переработке материала (5; с.349).

5.3. Забывание

Процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала. Забывание особенно интенсивно происходит в первое время после заучивания. Эта закономерность является общей.

Наиболее распространенные объяснения забывания связаны с двумя гипотезами, впервые сформулированными немецкими психологами Г. Э. Мюллером и А. Пильцекером в 1900 г. Согласно одной из гипотез, забывание происходит потому, что процессы запоминания какого-либо нового материала и даже вообще любая психическая активность взаимодействуют с уже имеющимися в памяти ассоциациями и могут их разрушить. Гипотеза же о слабости следа предполагает простое ослабление ассоциаций с течением времени. Многочисленные наблюдения и эксперименты показали, что забывание далеко не всегда бывает абсолютным (5; с. 104-105).

5.4. Восстановление

Различают восстановление непроизвольное и произвольное. В первом случае прошлые впечатления восстанавливаются без специальной задачи на их актуализацию. Они всплывают в памяти обычно по ассоциации с наличными мыслями. Произвольное восстановление происходит в связи с сознательной установкой на актуализацию определенных следов памяти. Восстановление может осуществляться прямым и непрямым способом. Особенностью восстановления является его избирательный характер (3; с. 60). Наши воспоминания обычно относятся к ситуациям, в которых принимали участие другие люди, хотя бы нашего окружения (1; с. 282).

5.5. Уровни памяти

Отличая уровни памяти от ее видов, мы в качестве основных уровней можем выделить следующие: 1) Элементарные процессы, когда воспроизведенные данные прошлого опыта не осознаются в своем отношении к прошлому как их воспроизведение. 2) Такое воспроизведение прошлого опыта, которое осознается как его воспроизведение. На основе такого осознания впервые становится возможным сознательное регулирование процессов памяти (1; с. 292).

5.6. Типы памяти

Память у людей обнаруживает ряд более или менее выраженных типологических особенностей.

Первая дифференциация типов связана с тем, как сенсорная область служит наилучшей основой для воспроизведения. Одни люди лучше запоминают зрительные, другие – слуховые, третьи – двигательные данные. У большинства людей господствующим является зрительный тип запоминания предметов. Память у людей различается: 1) по быстроте запоминания, 2) по его прочности или длительности, 3) по количеству или объему запоминаемого и 4) по точности. Говоря о типах памяти, необходимо иметь в виду, что особенности процессов запоминания зависят от того, кто и что запоминает, от конкретного отношения данной личности к тому, что подлежит запоминанию (2; с. 112).

6.Воображение

Воображение – это универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. Воображение – это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделяется из «царства» животных. В психологии существует традиция рассматривать воображение в качестве отдельного психического процесса наряду с восприятием, памятью, вниманием и др. В последнее время все большее распространение получает идущее от И. Канта понимание воображения, как всеобщего свойства сознания. Воображение детерминирует протекание конкретных познавательных, эмоциональных и других процессов, констатируя их творческую природу, связанную с преобразованием предметов. Воображение – это образное конструирование содержания понятия о предмете. Для воображения характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотношение всеобщего и идентичного на чувственном опыте уже произведено. Благодаря этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается в своем универсальном ракурсе, обнаруживая свой целостнообразующий по отношению к определенной ситуации смысл. Воображение не является ни произвольным наделением объекта любыми свойствами, ни простой комбинаторикой элементов прошлого опыта. Один из парадоксов воображения состоит в том, что предметное целое воспроизводится им с самого начала адекватно, фактически безошибочно. Ведущим механизмом воображения служит перенос какого либо свойства объекта. В психологии различают произвольное и непроизвольное воображение. Иногда выделяют также воссоздающее и творческое воображение. Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска. Воображение включено в процессы самых различных видов человеческой деятельности (2; с. 55-56).

Образы, которыми оперирует человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, чего он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего в такой именно конкретной форме в действительности  и быть не может. Под воображением в самом широком смысле слова иногда разумеют всякий процесс, протекающий в образах. Воображение в собственном своем специфическом смысле слова может быть только у человека. Только у человека, который как субъект общественной практики, реально преобразует мир, развивается подлинное воображение. В процессе развития оно сначала – следствие, а затем и предпосылка той деятельности человека, посредством которой он реально изменяет действительность.

В своих высших творческих формах воображение совершает отлет от действительности, чтобы глубже проникнуть в нее. Мощь творческого воображения и его уровень определяются соотношением двух показателей: 1) тем, насколько воображение придерживается ограничительных условий, от которых зависит осмысленность и объективная значимость его творений; 2) тем, насколько новы и оригинальны, отличны от непосредственного данного его порождения. Деятельность воображения естественно и закономерно порождается преобразующим воздействием направленности личности на образы сознания, опережающие действительность. Воображение не абстрактная функция, а закономерно выступающая сторона сознательной деятельности.

6.1. Виды воображения

В воображении проявляются все виды и уровни направленности личности; они порождают и различные уровни воображения. Различие этих уровней определяется прежде всего тем, насколько сознательно и активно отношение человека к этому процессу. В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с усилиями, которые ставит себе сознательная творческая деятельность человека. В первом случае говорят иногда о пассивном, во втором – об активном воображении. Различают так же воображение воспроизводящее и творческое или преображающее. Всякое подлинное воображение является преобразующей деятельностью. В зависимости от характера образов, которыми оперирует воображение, различают иногда конкретное и абстрактное воображение. Необходимо, наконец, различать виды воображения по их отношению к действительности и к деятельности. Роль воображения в жизни может быть весьма различной, в зависимости от того в какой мере воображение включается в реальную деятельность (1; с. 344, 346, 349-350).

Так же выделяются несколько путей построения образов воображения: агглютинация – соединение несоединимых в реальности качеств, свойств, элементов действительности; гиперболизация – значительное преувеличение свойств реальных объектов; заострение – выделение тех или иных признаков реальности как особо значимых; схематизация – сглаживание различий между объектами и произвольное наделение его конкретным образом; типизация – выделение существенного признака в однородных явлениях и наделение его конкретным образом (6; с. 32).

Воображение является в психологическом идивидуально-дифференцирующем отношении чрезвычайно существенным проявлением личности.

7.   Мышление

Мышление  - это психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой деятельности человека. Мышление постольку процесс отражения объектов, поскольку оно есть творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей. Мышление – это есть целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможно лишь в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реальному предмету мысли. В генезе мышления важнейшую роль играет понимание: понимание людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности.

Мышление – это процесс целе- и планообразования, т. е. идеального преобразования способов предметно-чувственной деятельности, способов целесообразного отношения к объективной реальности, процесс, происходящий как во время, так и до практического изменения этих способов, своей исторической сути (2; с. 200, 201).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6