Реферат: Психические познавательные процессы. Память
После этого испытуемый дает
словесный отчет о том, какими приемами он пользовался для запоминания ряда.
Участники эксперимента 15
человек.
Гипотеза исследования:
кратковременная память характеризуется кратким хранением информации, она
воспроизводится немедленно.
Обработка данных:
1. Сверим результаты каждого
опыта с предъявленным материалом. Знаком «+» отмечаются правильно
воспроизведенные ряды. Ряды, не воспроизведенные полностью, или ошибочно или в
иной последовательности, отмечаются знаком «-».
2. Составим сводную таблицу
результатов (таблица 3) и вычислим процент правильно воспроизведенных рядов
каждой длины для каждого испытуемого.
1)
Елена, 36 лет
Таблица
3.1.
Сводная
таблица результатов
Номер |
Результаты воспроизведения |
п/п |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
2 |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
3 |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
4 |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
Правильно воспроизведенных рядов – 64,2 % |
2)
Галина Александровна, 68 лет
Таблица
3.2.
Сводная
таблица результатов
Номер |
Результаты воспроизведения |
п/п |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
3 |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
4 |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Правильно воспроизведенных рядов – 39,2 % |
3)
Валентина, 31 год
Таблица
3.3.
Сводная
таблица результатов
Номер |
Результаты воспроизведения |
п/п |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
3 |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
4 |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
Правильно воспроизведенных рядов – 67,9 |
4)
Роман Валерьевич, 41 год
Таблица
3.4.
Сводная
таблица результатов
Номер |
Результаты воспроизведения |
п/п |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
3 |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
4 |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
Правильно воспроизведенных рядов – 64,2 |
и т.д.
Процент правильно
воспроизведенных рядов составил:
5)
Оксана, 5 лет – 62,1%
6)
Ирина, 28 лет – 59,2%
7)
Людмила Валерьевна - 47%
8)
Валерий Тихонович, 66 лет – 58,4%
9)
Нина Ефимовна, 53 года – 59,3%
10)
Надежда, 20 лет – 69,9%
11)
Екатерина, 22 года – 71,5%
12)
Ирина, 24 года – 63,8%
13)
Ирина, 28 лет – 61,9%
14)
Павел, 27 лет – 59,9%
15)
Юрий Федорович – 50,1%
Наибольший процент
воспроизведенных рядов каждой длины оказался у студенток Надежды и Екатерины.
3.
Вычислим объем памяти по формуле:
,
где А –наибольшая длина ряда,
воспроизведенного правильно во всех опытах;
n –
число опытов (n=4);
m -
количество правильно воспроизведенных рядов, больших A;
k –
интервал между рядами (k=1).
А в нашем случае для каждого
испытуемого разные.
Определим объем памяти для
каждого испытуемого.
1. V=5+15/4+1/2=5+3,7+0,5=9,2
2. V=4+12/4+1/2=4+0,3+0,5=4,8
3. V=5+19/4+1/2=5+4,75+0,5=10,2
4. V=5+15/4+1/2=9,2
5. V=5+12/4+1/2=5,8
6. V=4+12/4+1/2=4,8
7. V=4+11/4+1/2=7,25
8. V=4+13/4+1/2=7,75
9. V=5+12/4+1/2=5,8
10. V=5+19/4+1/2=10,2
11. V=5+21/4+1/2=10,75
12. V=9,8
13. V=7,3
14. V=7,8
15. V=7
5. Составим таблицу результатов
опытов всей группы испытуемых и вычислим средние показатели (таблица 4).
Таблица
4.
Сводная
таблица средних показателей результатов
Номер |
Результаты воспроизведения |
п/п |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
15 |
15 |
15 |
15 |
14 |
13 |
- |
2 |
15 |
15 |
15 |
14 |
11 |
- |
- |
3 |
15 |
15 |
14 |
13 |
10 |
- |
- |
4 |
15 |
15 |
10 |
- |
- |
- |
- |
Правильно воспроизведенных рядов – 56,7% |
Подсчитаем средний объем
кратковременной памяти по группе:
Ниже среднего уровня объема
памяти наблюдается у пенсионеров. Выше среднего уровня – у студентов.
В ходе эксперимента мы наблюдали
за ходом процесса запоминания. При этом мы можем сделать вывод о том, что
полученная информация в ходе эксперимента при однократном ее восприятии
хранится недолго у испытуемых, она воспроизводится немедленно, если испытуемый
не воспроизводил сразу цифровой ряд, то потом он его уже воспроизвести
правильно не мог, что подтверждает нашу гипотезу исследования.
IV.
Исследование динамики процесса заучивания.
Запоминание – процесс
памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания
его с уже приобретенным ранее. Запоминание есть закономерный продукт действия
субъекта с объектом характеристики запоминания того или иного материала
определяются мотивами, целями и способами деятельности личности.
Существенную роль в запоминании
играет повторение материала. В процессе запоминания центральное место
принадлежит организации действий субъекта с материалом.
Цель исследования:
изучение динамики запоминания.
Методика: используется
метод заучивания. Экспериментальным материалом служат не связанные между собой
по смыслу слова (из 4-6 букв): огонь, лиса, круг, манеж, жгут, письмо, краски,
линейка, заяц, стоять, пишу, книга. Материал представляют слуховым способом.
Процедура эксперимента.
Испытуемому предлагают ряд из 12
слов с требованиями заучить его до безошибочного воспроизведения в любом
порядке. После каждого предъявления ряда испытуемый воспроизводит его. Ряд
повторяется спустя 5 с. после окончания воспроизведения. Удержанные элементы
фиксируются в протоколе знаком «+». Опыт продолжается до полного заучивания
всего ряда. После окончания опыта экспериментатор фиксирует в протоколе (форма
2) словесный отчет испытуемого о мнемических приемах, используемых им в целях
запоминания ряда.
Участники эксперимента: 15
человек.
Гипотеза исследования:
запоминание имеет позиционную зависимость.
Обработка и анализ
результатов.
1. Подсчитаем
общее количество правильно воспроизведенных слов при каждом повторении,
обозначив его буквой V для каждого испытуемого.
1.
Елена, 36 лет
При первом повторении – V1=4
При втором V2=6,
V3=8, V4=12
2.
Галина Александровна
V1=5,
V2=6, V3=6,
V4=8, V5=10,
V6=10, V7=12
3.
Валентина, 31 год
V1=4,
V2=8, V3=7,
V4=7, V5=10,
V6=12
4.
Роман Валерьевич, 41 год
V1=6,
V2=6, V3=8,
V4=11, V5=12
5.
V1=7, V2=8,
V3=11, V4=12
6.
V1=10, V2=10,
V3=9, V4=12
7.
V1=7, V2=10,
V3=11, V4=11,
V5=12
8.
V1=9, V2=9,
V3=12
9.
V1=7, V2=8,
V3=7, V4=10,
V5=12
10.
V1=10, V2=12
11.
V1=9, V2=10,
V3=12
12.
V1=8, V2=10,
V3=10, V4=12
13.
V1=7, V2=10,
V3=12
14.
V1=6, V2=10,
V3=9, V4=11,
V5=12
15.
V1=5, V2=7,
V3=9, V4=9,
V5=11, V6=10,
V7=11, V8=12
Мы видим, что при увеличении
числа повторений увеличивается количество воспроизведений слов.
Если подсчитать частоту
воспроизведения каждого слова за все повторения, то можно убедится в том, что
чаще всего воспроизводятся первые и последние слова.
Если построить диаграмму частот
воспроизведения слов в зависимости от их порядковых номеров, то можно наблюдать
следующую картину (рис. 1)
Частота воспроизведений слов у
испытуемой Валентины, 31 год.
Диаграмма частоты
воспроизведения каждого слова
Рис. 1
Такая же тенденция будет
прослеживаться на всех графиках, подтверждает нашу гипотезу о том, что
запоминание имеет позиционную зависимость, т.е. лучше запоминаются первые и
последние слова.
В результате наших исследования
сделаем вывод о том, что наибольший уровень развития памяти среди исследуемых
приходится на подгруппу студентов, наименьший – на пенсионеров. Это говорит о
том, что развитие памяти, ее уровень зависят от деятельности человека.
Литература:
1. Столяренко
Л.Ю. Основы психологии. Учеб. пособие. – Р.-на-Дону, 2001.
2. Практикум
по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. –
СПб, 2003.
3. Зинченко
П.И. Непроизвольное запоминание. – М., 1996.
4. Леонтьев
А.Н. Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психических
функций. – М., 1931.
5. Фресс
П., пиаже Ж. Экспериментальная психология. Выпуск 6. – М., 1978.
Форма 1
Протокол занятия
Испытуемый: Валентина, 31
год
Длина ряда |
Результаты
воспроизведения |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
1596 |
2817 |
4450 |
7816 |
5 |
29487 |
31150 |
40161 |
54185 |
6 |
341620 |
724850 |
601433 |
151214 |
7 |
2736411 |
5311520 |
2814106 |
6813401 |
8 |
13182000 |
01085776 |
13172940 |
50664297 |
9 |
971368297 |
131747273 |
01752344 |
25183146 |
10 |
7754296118 |
6413182910 |
5506373490 |
5485726419 |
Словесный
отчет испытуемого:
Запоминала первые цифры, если
запоминала последние четыре, то первые цифры в памяти не оставались.
Наблюдения: правильно
воспроизводятся первые цифры или последние, правильные цифры при быстром
воспроизведении.
Форма 2
Испытуемый: Валентина, 31
год
Номер
воспроизведения |
Результаты
воспроизведения |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1 |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
|
2 |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
|
7 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|