рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Психические познавательные процессы. Память рефераты

После этого испытуемый дает словесный отчет о том, какими приемами он пользовался для запоминания ряда.

Участники эксперимента 15 человек.

Гипотеза исследования: кратковременная память характеризуется кратким хранением информации, она воспроизводится немедленно.

Обработка данных:

1.  Сверим результаты каждого опыта с предъявленным материалом. Знаком «+» отмечаются правильно воспроизведенные ряды. Ряды, не воспроизведенные полностью, или ошибочно или в иной последовательности, отмечаются знаком «-».

2.  Составим сводную таблицу результатов (таблица 3) и вычислим процент правильно воспроизведенных рядов каждой длины для каждого испытуемого.

1)  Елена, 36 лет

Таблица 3.1.

Сводная таблица результатов

Номер Результаты воспроизведения
п/п 4 5 6 7 8 9 10
1 + + + + + - -
2 + + + - - - -
3 + + + + - - -
4 + + - - - - -
Правильно воспроизведенных рядов – 64,2 %

2)         Галина Александровна, 68 лет

Таблица 3.2.

Сводная таблица результатов

Номер Результаты воспроизведения
п/п 4 5 6 7 8 9 10
1 + + + + - - -
2 + + + + - - -
3 + + - - - - -
4 + - - - - - -
Правильно воспроизведенных рядов – 39,2 %

3)         Валентина, 31 год

Таблица 3.3.

Сводная таблица результатов

Номер Результаты воспроизведения
п/п 4 5 6 7 8 9 10
1 + + + + + + -
2 + + + + + - -
3 + + + + - - -
4 + + + + - - -
Правильно воспроизведенных рядов – 67,9

4)         Роман Валерьевич, 41 год

Таблица 3.4.

Сводная таблица результатов

Номер Результаты воспроизведения
п/п 4 5 6 7 8 9 10
1 + + + + + + -
2 + + + + - - -
3 + + + - - - -
4 + + - - - - -
Правильно воспроизведенных рядов – 64,2

и т.д.

Процент правильно воспроизведенных рядов составил:

5)         Оксана, 5 лет – 62,1%

6)         Ирина, 28 лет – 59,2%

7)         Людмила Валерьевна  - 47%

8)         Валерий Тихонович, 66 лет – 58,4%

9)         Нина Ефимовна, 53 года – 59,3%

10)       Надежда, 20 лет – 69,9%

11)       Екатерина, 22 года – 71,5%

12)       Ирина, 24 года – 63,8%

13)       Ирина, 28 лет – 61,9%

14)       Павел, 27 лет – 59,9%

15)       Юрий Федорович – 50,1%

Наибольший процент воспроизведенных рядов каждой длины оказался у студенток Надежды и Екатерины.

3.         Вычислим объем памяти по формуле:

,

где А –наибольшая длина ряда, воспроизведенного правильно во всех опытах;

n – число опытов (n=4);

m - количество правильно воспроизведенных рядов, больших A;

k – интервал между рядами (k=1).

А в нашем случае для каждого испытуемого разные.

Определим объем памяти для каждого испытуемого.

1.    V=5+15/4+1/2=5+3,7+0,5=9,2

2.    V=4+12/4+1/2=4+0,3+0,5=4,8

3.    V=5+19/4+1/2=5+4,75+0,5=10,2

4.    V=5+15/4+1/2=9,2

5.    V=5+12/4+1/2=5,8

6.    V=4+12/4+1/2=4,8

7.    V=4+11/4+1/2=7,25

8.    V=4+13/4+1/2=7,75

9.    V=5+12/4+1/2=5,8

10.  V=5+19/4+1/2=10,2

11.  V=5+21/4+1/2=10,75

12.  V=9,8

13.  V=7,3

14.  V=7,8

15.  V=7

5.  Составим таблицу результатов опытов всей группы испытуемых и вычислим средние показатели (таблица 4).

Таблица 4.

Сводная таблица средних показателей результатов

Номер Результаты воспроизведения
п/п 4 5 6 7 8 9 10
1 15 15 15 15 14 13 -
2 15 15 15 14 11 - -
3 15 15 14 13 10 - -
4 15 15 10 - - - -
Правильно воспроизведенных рядов – 56,7%

Подсчитаем средний объем кратковременной памяти по группе:

Ниже среднего уровня объема памяти наблюдается у пенсионеров. Выше среднего уровня – у студентов.

В ходе эксперимента мы наблюдали за ходом процесса запоминания. При этом мы можем сделать вывод о том, что полученная информация в ходе эксперимента при однократном ее восприятии хранится недолго у испытуемых, она воспроизводится немедленно, если испытуемый не воспроизводил сразу цифровой ряд, то потом он его уже воспроизвести правильно не мог, что подтверждает нашу гипотезу исследования.

IV.  Исследование динамики процесса заучивания.

Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с уже приобретенным ранее. Запоминание есть закономерный продукт действия субъекта с объектом характеристики запоминания того или иного материала определяются мотивами, целями и способами деятельности личности.

Существенную роль в запоминании играет повторение материала. В процессе запоминания центральное место принадлежит организации действий субъекта с материалом.

Цель исследования: изучение динамики запоминания.

Методика: используется метод заучивания. Экспериментальным материалом служат не связанные между собой по смыслу слова (из 4-6 букв): огонь, лиса, круг, манеж, жгут, письмо, краски, линейка, заяц, стоять, пишу, книга. Материал представляют слуховым способом.

Процедура эксперимента.

Испытуемому предлагают ряд из 12 слов с требованиями заучить его до безошибочного воспроизведения в любом порядке. После каждого предъявления ряда испытуемый воспроизводит его. Ряд повторяется спустя 5 с. после окончания воспроизведения. Удержанные элементы фиксируются в протоколе знаком «+». Опыт продолжается до полного заучивания всего ряда. После окончания опыта экспериментатор фиксирует в протоколе (форма 2) словесный отчет испытуемого о мнемических приемах, используемых им в целях запоминания ряда.

Участники эксперимента: 15 человек.

Гипотеза исследования: запоминание имеет позиционную зависимость.

Обработка и анализ результатов.

1.    Подсчитаем общее количество правильно воспроизведенных слов при каждом повторении, обозначив его буквой V для каждого испытуемого.

1.     Елена, 36 лет

При первом повторении – V1=4

При втором V2=6, V3=8, V4=12

2.     Галина Александровна

V1=5, V2=6, V3=6, V4=8, V5=10, V6=10, V7=12

3.     Валентина, 31 год

V1=4, V2=8, V3=7, V4=7, V5=10, V6=12

4.     Роман Валерьевич, 41 год

V1=6, V2=6, V3=8, V4=11, V5=12

5.     V1=7, V2=8, V3=11, V4=12

6.     V1=10, V2=10, V3=9, V4=12

7.     V1=7, V2=10, V3=11, V4=11, V5=12

8.     V1=9, V2=9, V3=12

9.     V1=7, V2=8, V3=7, V4=10, V5=12

10.   V1=10, V2=12

11.   V1=9, V2=10, V3=12

12.   V1=8, V2=10, V3=10, V4=12

13.   V1=7, V2=10, V3=12

14.   V1=6, V2=10, V3=9, V4=11, V5=12

15.   V1=5, V2=7, V3=9, V4=9, V5=11, V6=10, V7=11, V8=12

Мы видим, что при увеличении числа повторений увеличивается количество воспроизведений слов.

Если подсчитать частоту воспроизведения каждого слова за все повторения, то можно убедится в том, что чаще всего воспроизводятся первые и последние слова.

Если построить диаграмму частот воспроизведения слов в зависимости от их порядковых номеров, то можно наблюдать следующую картину (рис. 1)

Частота воспроизведений слов у испытуемой Валентины, 31 год.

Диаграмма частоты воспроизведения каждого слова

Рис. 1

Такая же тенденция будет прослеживаться на всех графиках, подтверждает нашу гипотезу о том, что запоминание имеет позиционную зависимость, т.е. лучше запоминаются первые и последние слова.

В результате наших исследования сделаем вывод о том, что наибольший уровень развития памяти среди исследуемых приходится на подгруппу студентов, наименьший – на пенсионеров. Это говорит о том, что развитие памяти, ее уровень зависят от деятельности человека.


Литература:

1.    Столяренко Л.Ю. Основы психологии. Учеб. пособие. – Р.-на-Дону, 2001.

2.    Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – СПб, 2003.

3.    Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М., 1996.

4.    Леонтьев А.Н. Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психических функций. – М., 1931.

5.    Фресс П., пиаже Ж. Экспериментальная психология. Выпуск 6. – М., 1978.


Форма 1

Протокол занятия

Испытуемый: Валентина, 31 год

Длина ряда Результаты воспроизведения
1 2 3 4
4 1596 2817 4450 7816
5 29487 31150 40161 54185
6 341620 724850 601433 151214
7 2736411 5311520 2814106 6813401
8 13182000 01085776 13172940 50664297
9 971368297 131747273 01752344 25183146
10 7754296118 6413182910 5506373490 5485726419

Словесный отчет испытуемого:

Запоминала первые цифры, если запоминала последние четыре, то первые цифры в памяти не оставались.

Наблюдения:  правильно воспроизводятся первые цифры или последние, правильные цифры при быстром воспроизведении.


Форма 2

Испытуемый: Валентина, 31 год

Номер воспроизведения Результаты воспроизведения Примечание
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1 + + + - - - - - - - + +
2 + + + - - - - + + + + +
3
4 + + + + + + - - - - - +
5
6 + + + + + + + + + - + +
7 + + + + + + + + + + + +

Страницы: 1, 2