Реферат: Профессиональное самоопределение российской молодёжи в 90-е годы
Ситуация выбора профессии (проектирования
профессионального пути и прежде всего его старта) при всем разнообразии у
каждого человека конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую
структуру. Можно выделить восемь важнейших обстоятельств, влияющих на выбор
профессионального будущего современной молодежи.
1.
Позиция родителей
2.
Позиция друзей и сверстников
3.
Авторитет отдельных личностей,
представляющих данную профессию.
4.
Сложившиеся к данному моменту
личные профессиональные планы
- главная цель
- «жизненная перспектива»
- внешние условия достижения целей
-
представление о собственных
возможностях.
5.
Уровень притязаний на общественное
признание
6.
Информированность
7.
Склонности к тем или иным видам
деятельности.
К концу школы у человека наступает период его
окончательного самоопределения относительно его будущей сферы деятельности.
Здесь и наступает «кризис мысли» у молодых людей, когда они не могут выбрать
свой путь. По степени сформированности профессионального выбора выпускников
школы обычно разделяют на 4 группы:
1.
определившихся – 30%
2.
колеблющихся – 30%
3.
неустойчивые – 15%
4.
пассивные – 25%
Таким образом, около трети учащихся, оканчивающих
школу, не знают, что они будут делать дальше. Данная ситуация вызвана целым
рядом причин. Здесь в определенной мере проявились общие изменения в стиле
жизни молодежи, особенно той ее части, для которой ценности созидательного
труда утратили значение, причем не без влияния разочарования в них
представителей прежних выпусков. Дело таким образом, заключается не в
легкомыслии части молодых людей. Существуют объективные трудности
профессионального самоопределения молодежи в условиях неясности перспектив
развития в стране ряда отраслей производства, плохого материального обеспечения
сфер науки, культуры, образования. Ощущается и определенный спад в этих
условиях профориентационной деятельности не только со стороны школы, но и
предприятий, высших учебных заведений, общеобразовательных объединений.
Исследования показывают1, что
несмотря на значительный рост инструментализации мотивов труда, важнейшими его
составляющими после уровня заработной платы (93%) были названы возможность
чувствовать себя при деле (85%) и перспектива профессионального роста (83%).
Показательно, что стремление не утруждать себя работой в структуре мотивов
оказалось на последнем месте (33%). Однако то обстоятельство, что каждый третий
молодой человек не стремиться реализовать себя в труде, свидетельствует об
отсутствии для этого реальных возможностей, особенно в госсекторе. Материальное
положение молодых россиян мало зависит от результатов труда, уровня образования
и квалификации.
Системный кризис сузил сферы использования
квалификационного труда, прежде всего в массовых профессиях. Как следствие,
половина молодых людей работает не по специальности, 17,8% не имеют возможности
повысить квалификацию, 30,1% - реальную зарплату и 30,5% - продвинуться по
службе.
Из всего вышеперечисленного можно заключить, что круг
серьезных проблем, возникающих у молодых людей при выборе профессии, очень
широк. С одной стороны это непредсказуемая экономическая ситуация в стране не
способствующая стабильному развитию частного сектора, с другой это бедственное
материальное положение государственного сектора, не дающего возможности для
нормальной жизни и карьерного роста.
Что же выбирает нынешнее поколение? Какие профессии
являются престижными и нужными? Далее будут приведены данные различных опросов
в различных городах и регионах России, в разных социальных и возрастных группах
молодежи.
В табл.13 приведены результаты социологического опроса
учащихся выпускных классов 13 школ Красноярского края, проведенного Центром
социологических исследований Красноярского края.2
Распределение ответов
на вопрос: «Если вы выбрали профессию, то какую?»
Табл.13
Как видно из таблицы молодые люди неохотно хотят идти
в чисто коммерческую сферу деятельности (3,75%) и также неохотно они выбирают
государственные структуры. Особенно молодежь не жалует промышленность, армию,
науку, с/х. (0,25%, 1,5%, 1,15%, 1,9% соотв.) Они выбирают «золотую середину»
- работу в финансовой сфере в государственных органах – это работники
министерств, органов исполнительной власти, фискальных органов, бухгалтерий
(25,25%). Неожиданно много процентов набрали традиционно малооплачиваемые
профессии в сфере здравоохранения и образования. Здесь, по моему мнению, играет
роль социальной значимости этих профессий и главное большой социальной
ответственности российской молодежи.
По данным опроса, проводившегося в республике
Башкортостан в период с 1993 по 1999 гг.. по всем нечетным годам и
опубликованного в журнале «Социс». №12. 2000, профессиональные ориентации
башкирских школьников выглядели так:
(Цифры соотв. разным годам опроса 1993, 95,97,99
соотв.) «…Среди юношей на первое место выходит желание стать предпринимателем,
бизнесменом (13-15-14-15%), а так же шофером, машинистом (16-14-14-10%). Далее
предпочтения видов распределяются в следующем порядке: юрист, работник правоохранительных
органов (3-6-9-8%); военный (3-5-6-8%); инженер, конструктор (5-4-7-5%);
медработник, врач (3-4-4-5,5%); артист, писатель, художник (1-3-2-5,5%, но
таких становится все меньше.); менеджер (7-7-5-4%); ученый исследователь
(2-2-2-4%); профессиональный вор или мошенник (2-2-4-4%); дипломат
(2-6-4-3,5%); летчик, моряк (3-4-4-2%); домохозяин (6-4-4-2%); рабочий
(4-4-3-2%); торговый работник, коммерсант (6-3-2-4%). Несколько возросло число
желающих стать фермерами (1-.-.-2,5%), учителем или воспитателем (0-0-1-1,5%)
Выбор профессий среди девушек представляет собой
следующую картину: юрист, работник правоохранительных органов (5-16-12-15%);
медработник, врач (10-12-9-12%); предприниматель, бизнесмен (8-5-10-10%);
учитель (15-13-9-9%). Достаточно популярно желание заниматься домом и
хозяйством (14-13-9-7); Реже названы руководитель менеджер (5-5-8-8%); артист,
писатель, художник (6-8-8-6%); торговый работник, коммерсант (12-5-6-5%);
намерение нигде не работать, но иметь кучу денег отметили соответственно (5-4-4-3,5%)
В 1996 году был проведен опрос студентов МГУ им. М.В.
Ломоносова, некоторые результаты представляют интерес.2 Был
задан вопрос: «Какие сферы деятельности после окончания ВУЗа привлекают вас
больше всего?» На первом месте у девушек оказалась «работа в коммерческой
структуре»(66,7%), потом «аспирантура»(17,9%) и на третьем свободное
творчество(8,3%). Поступить на государственную службу намериваются 6%
студенток, преподавать в ВУЗе 4,8% и преподавать в средней школе 1,2%.
У мужчин предпочтения не слишком отличаются от
предпочтений женщин. На первом месте также работа в коммерческой структуре
(54,8%), аспирантура (16,6%), свободное творчество (15,3%), госслужба (7,6%).
Далее добавились новые ответы: «Профессиональная политическая деятельность»
(7%), «Церковная деятельность» - 2,5%, преподавание в ВУЗе (1,9%), «служба в
армии» (1,3%), «собственное дело» - 0,1%.
Результаты данного опроса радикально отличаются
от общероссийских только по двум позициям. Во-первых, здесь гораздо больший
процент тех, кто хочет работать в коммерческих структурах. Это и понятно, ведь
МГУ – самый престижный ВУЗ России, и иметь диплом этого университета, значит
наполовину решить вопрос с трудоустройством. Причем выпускник может
рассчитывать на самые престижные (для начинающего конечно!) должности в самых
престижных и стабильных частных организаций. Этим объясняется и очень низкий
рейтинг профессий преподавателя в ВУЗе и средней школе. Кроме того, в данном
рейтинге профессий присутствует довольно экзотический вариант ответа – «Профессиональная
политическая деятельность», который имеет довольно высокий рейтинг.
Табл.14
Социальная ориентация выпускников 9-ых классов и социальное положение
родителей, %
В таблице №14 приведены данные опроса выпускников
школ, опубликованные в журнале «Социс» №10. В статье М.Н. Руткевича.
Первый вывод, который можно сделать, проанализировав
данную таблицу, это то, что в большинстве семей существует преемственность
поколений. Ярче всего это выражено в семьях, где родители с в/о или
коммерсанты. Только в семьях рабочих и служащих в сфере управления дети больше
предпочитают другие профессии.
По престижности ведущая для подавляющего большинства
респондентов сфера деятельности – это быть специалистом с в/о. Только дети из
семей коммерсантов больше предпочитают трудиться в коммерческих структурах. Оно
и понятно, дети должны наследовать бизнес своих родителей.
Все сферы деятельности, если следовать этой таблице,
можно разделить на три «родственных» группы. Родственность заключается в том,
что дети родителей, принадлежащих к какой-то сфере из этой группы, охотно
переходят из сферы в сферу. Так можно объединить сферы промышленного
производства и торговли, сферы услуг. Другая группа это работники сферы
управления и коммерсанты. Это можно объяснить имущественном расслоением в
российском обществе. Так промышленное производство не дотягивает по доходам до
сферы торговли и услуг, но эти сферы далеки от сферы управления и коммерции,
поэтому они и ассоциируются между собой. Особняком стоят специалисты с в/о.
Подавляющее большинство детей из этих семей идут по стопам родителей.
Престижность – еще один фактор, наряду с семейным, во
многом определяющий выбор будущей профессии. Вот как выглядит в глазах молодых
степень социального статуса следующих видов деятельности (наивысший бал - 10).
Первые 10 мест занимают: юрист (8%), владелец коммерческого банка (7,9%), врач
(7,1%), менеджер (6,9%), журналист (6,6%), бухгалтер (6,6%), владелец магазина
(6,4%), телохранитель (5,9%), криминальный авторитет и школьный учитель
получили одинаковое количество процентов (5,2), рабочий (3,9%), тракторист
(3,6%) и, наконец, инженер (4,5%).1
Анализ этого опроса показывает, что наряду с
ожидаемыми ответами «юрист» и «коммерсант», соседствует профессия «врач», что
говорит о высокой социальной значимости данной профессии и об осознании
молодежью этой значимости, что, в свою очередь, говорит о том, что ценностные
ориентации молодого поколения не деградировали в такой степени, в какой об этом
говорится.
Особенно хочется сказать о том, что «криминальный авторитет»
к сожалению приобретает какую-то степень социальной значимости, оттесняя по
престижности профессии школьного учителя и инженера, что говорит об интенсивной
интеграции криминала в общественное сознание как вполне нормального явления.
Падение престижности и доходности в сознании молодежи
некоторых важнейших с социальной точки зрения профессий не означает падения
престижности и доходности квалифицированного труда вообще, а лишь означает
смену приоритетов в рамках специальностей квалифицированного труда. Это хорошо
видно на примере ответов молодежи на открытый вопрос о наиболее престижных и
прибыльных профессиях. (Табл15)2
Табл.15
Как видно из данной диаграммы, первые 5 мест занимают
профессии сферы коммерции и бизнеса, если не считать, конечно, юриста. Но в
предыдущих опросах, которые были показаны в прошлых частях, данные профессии не
доминировали так сильно. Это объясняется тем, что получить образование для
престижной профессии, а тем более получить престижную работу, в нынешней России
очень не просто. Во-первых, из-за дороговизны обучения в ВУЗах, даже
государственных. Во-вторых, из-за отсутствия цивилизованного рынка труда,
прежде всего для молодых специалистов. В-третьих это нестабильная экономическая
ситуация в стране, которая не способствует нормальному развитию частного
сектора экономики. И, наконец, в-четвертых, высокая криминализованность
экономики.
Важно заметить, что, при ответе на вопрос о самых
прибыльных профессиях, профессия юриста резко сдает свои позиции, остальные
параметры остаются примерно на тех же местах, что в опросе по престижности. Но
теперь появляется профессия сферы криминала и проституции, которая по
доходности, в понимании молодежи, перекрывает даже профессию врача-стоматолога,
актера или певца, милиционера и военного.
Заключение:
Характеристика профессиональных ориентиров молодежи. Проблемы самоопределения и
самоутверждения.
Обобщая, можно сказать, что молодежь считает наиболее
престижными те профессии, которые обладают особой значимостью в условиях
перехода к рыночной экономике. Как в 60-70ые годы наиболее престижными были
профессии (от физика-ядерщика до космонавта), отражавшие приоритеты поддержания
статуса СССР как великой державы и сохранения его позиций в гонке вооружений,
так и сейчас молодежь в своих приоритетах вполне адекватно отражает запросы
российского общества, только сами эти запросы изменились. Не случайно на первом
месте среди всех вариантов ответа на вопрос о том, что помогает получить
хорошую работу, молодежь поставила «наличие высокой квалификации, знаний», что
никак не может свидетельствовать о падении престижности знаний и квалификации.
Хотелось бы также сказать, что выбор молодежью социально значимых профессий
независимо от их популярности и оплачиваемости, говорит об серьезном осознании
молодежью своей социальной роли, своих обязанностей. Морально-нравственные
устои молодежи поколеблены не так серьезно, как об этом говорится и пишется.
Мир ценностей нынешней молодежи соответствует миру ценностей нормального
общества, хотя и здесь есть много проблем.
Сейчас наше общество переживает эпоху перемен, смену
идеологии и мировоззрения, реформирования всех сфер общественной жизни. Этот
процесс происходит довольно медленно и главное болезненно. Экономический
кризис, кризис культуры и идеологии, появление псевдокультур, стремительное
проникновение в российское общество навязанных западных ценностей,
дегуманизация личности породил в российском обществе, особенно в молодежном,
такую группу людей, которым чужды общечеловеческие ценности, они не гнушаются
нарушать закон, спокойно поступаются принципами и моралью ради достижения
личной выгоды. Что больше всего настораживает, так это вялая реакция общества
на это явление, оно как бы соглашается с существованием такого слоя общества и
невольно интегрируется в него. Ярчайшим примером этому служит проникновение
«зонной», «преступной» лексики в обиходный язык. Однажды дело дошло до того,
что даже высшие лица государства употребляли такую лексику. Чего там говорить о
мелком звене. В общественную мораль и негласные кодекс взаимоотношений
проникают также и своеобразные «понятия», действующие в преступном мире.
Криминальный авторитет сравнился по значимости с авторитетом школьного учителя!
Кого тогда детям слушать? Это далеко не полный список проблем существующих
сейчас в современном молодежном обществе, и именно теперь важно государству и
обществу в целом уделить пристальное внимание проблемам молодежи. Тогда т
только тогда (") возможно стабильное развитие нашего общества в
рамках цивилизованного, демократического государства.
Запольский Антон.ã Москва.
2001.
11.05.01 03:37
Список использованной литературы.
1.) Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, Ф.Д. Кадария, И.П.
Савченко, В.А. Шаповалов.ã «Социология молодежи». Изд-во «Феникс» (оформление ã). Ростов-на-Дону. 2001.
2.) Журнал «Социологические исследования» №12. 2000г.
3.) Журнал «Социологические исследования» №2 2001г.
4.) Журнал «Симптом» №11. 1996г.
P.S.
Авторы, чьи материалы были использованы в работе,
выделены жирным шрифтом или занесены в сноски.
1
Беленький В.Я., Северчук С.В., Шевченко С.М. Молодежь: кем быть – рабочим или валютной менялой?
//Профсоюзы и экономика. 1993. №5. С.75.
[1]
Медков В.М. Бомба депопуляции: демографическое будущее России //
Социология и общество. С. 150
[2]
Социальное положение и уровень жизни населения
России. М., 1997. С. 282.
[3]
Социальное положение и уровень жизни России. С.
261.
4 Борисов
В.А. // Всесоюзная конференция. Демографическая теория и эффективность
демографической политики и области рождаемости // Социологические исследования.
1999. №6
1 Казакино
М.П. О чем мечтают сегодня
американские подростки // Педагогика. 1995 №5. С. 97
1
Голубкова Н.Я. Социальное поведение учащейся молодежи //
Социологические исследования. 1998. №9.
2 Морально-ценностные
ориентации студента // http://members.xoom.com/sscientist/cennosti.htm
1 Данная
статистическая информация подготовлена исследовательской группой РНИСиНП под
руководством М. Горшкова.
1 Меренков
А.В. жизненные ориентиры студенчества
// социологические исследования. 1998. №12
1 Журнал «Социс» №12. 2000.
1 Гендин А.М., Сергеев М.И. Профориентация
школьников // Социологические исследования. 1996. №8. С. 66-72.
1 Зубок Ю.А. Исключение в
исследовании молодежи // Социологические исследования 1998. №8. С. 47-56.
1 Зубок
Ю.А. Исключение в исследовании молодежи
// Социологические исследования. 1998. №8. С. 47-56.
2 Гендин
А.М., Сергеев М.И. Профориентация
школьников // Социологические исследования. 1996. №8. С. 66-72.
2 Баздырев
К.А. Рынок и жизненные планы студентов
// Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 1998 №1. С. 93-102
1 Роганов
Е., Зуев А. Работа как способ
добывания денег // Человек и труд. 1994. №6. С. 10-12.
2 Опубликовано
в уч. пособии «Социология молодежи». 2001. «Феникс» Под ред. Проф. Волкова
Ю.Г.
|