рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Профессиональное самоопределение российской молодёжи в 90-е годы рефераты

Ситуация выбора профессии (проектирования профессионального пути и прежде всего его старта) при всем разнообразии у каждого человека конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру. Можно выделить восемь важнейших обстоятельств, влияющих на выбор профессионального будущего современной молодежи.

1.    Позиция родителей

2.    Позиция друзей и сверстников

3.    Авторитет отдельных личностей, представляющих данную профессию.

4.    Сложившиеся к данному моменту личные профессиональные планы

- главная цель

- «жизненная перспектива»

- внешние условия достижения целей

-      представление о собственных возможностях.

5.    Уровень притязаний на общественное признание

6.    Информированность

7.    Склонности к тем или иным видам деятельности.

К концу школы у человека наступает период его окончательного самоопределения относительно его будущей сферы деятельности. Здесь и наступает «кризис мысли» у молодых людей, когда они не могут выбрать свой путь. По степени сформированности профессионального выбора выпускников школы обычно разделяют на 4 группы:

1.    определившихся – 30%

2.    колеблющихся – 30%

3.    неустойчивые – 15%

4.    пассивные – 25%

Таким образом, около трети учащихся, оканчивающих школу, не знают, что они будут делать дальше. Данная ситуация вызвана целым рядом причин. Здесь в определенной мере проявились общие изменения в стиле жизни молодежи, особенно той ее части, для которой ценности созидательного труда утратили значение, причем не без влияния разочарования в них представителей прежних выпусков. Дело таким образом, заключается не в легкомыслии части молодых людей. Существуют объективные трудности профессионального самоопределения молодежи в условиях неясности перспектив развития в стране ряда отраслей производства, плохого материального обеспечения сфер науки, культуры, образования. Ощущается и определенный спад в этих условиях профориентационной деятельности не только со стороны школы, но и предприятий, высших учебных заведений, общеобразовательных объединений.

Исследования показывают1, что несмотря на значительный рост инструментализации мотивов труда, важнейшими его составляющими после уровня заработной платы (93%) были названы возможность чувствовать себя при деле (85%) и перспектива профессионального роста (83%). Показательно, что стремление не утруждать себя работой в структуре мотивов оказалось на последнем месте (33%). Однако то обстоятельство, что каждый третий молодой человек не стремиться реализовать себя в труде, свидетельствует об отсутствии для этого реальных возможностей, особенно в госсекторе. Материальное положение молодых россиян мало зависит от результатов труда, уровня образования и квалификации.

Системный кризис сузил сферы использования квалификационного труда, прежде всего в массовых профессиях. Как следствие, половина молодых людей работает не по специальности, 17,8% не имеют возможности повысить квалификацию, 30,1% - реальную зарплату и 30,5% - продвинуться по службе.

Из всего вышеперечисленного можно заключить, что круг серьезных проблем, возникающих у молодых людей при выборе профессии, очень широк. С одной стороны это непредсказуемая экономическая ситуация в стране не способствующая стабильному развитию частного сектора, с другой это бедственное материальное положение государственного сектора, не дающего возможности для нормальной жизни и карьерного роста.

Что же выбирает нынешнее поколение? Какие профессии являются престижными и нужными? Далее будут приведены данные различных опросов в различных городах и регионах России, в разных социальных и возрастных группах молодежи.

В табл.13 приведены результаты социологического опроса учащихся выпускных классов 13 школ Красноярского края, проведенного Центром социологических исследований Красноярского края.2

Распределение ответов на вопрос: «Если вы выбрали профессию, то какую?»


Табл.13

Как видно из таблицы молодые люди неохотно хотят идти в чисто коммерческую сферу деятельности (3,75%) и также неохотно они выбирают государственные структуры. Особенно молодежь не жалует промышленность, армию, науку, с/х. (0,25%, 1,5%, 1,15%, 1,9% соотв.) Они выбирают «золотую середину»  - работу в финансовой сфере в государственных органах –  это работники министерств, органов исполнительной власти, фискальных органов, бухгалтерий (25,25%). Неожиданно много процентов набрали традиционно малооплачиваемые профессии в сфере здравоохранения и образования. Здесь, по моему мнению, играет роль социальной значимости этих профессий и главное большой социальной ответственности российской молодежи.

По данным опроса, проводившегося в республике Башкортостан в период с 1993 по 1999 гг.. по всем нечетным годам и опубликованного в журнале «Социс». №12. 2000, профессиональные ориентации башкирских школьников выглядели так:

(Цифры соотв. разным годам опроса 1993, 95,97,99 соотв.) «…Среди юношей на первое место выходит желание стать предпринимателем, бизнесменом (13-15-14-15%), а так же шофером, машинистом (16-14-14-10%). Далее предпочтения видов распределяются в следующем порядке: юрист, работник правоохранительных органов (3-6-9-8%); военный (3-5-6-8%); инженер, конструктор (5-4-7-5%); медработник, врач (3-4-4-5,5%); артист, писатель, художник (1-3-2-5,5%, но таких становится все меньше.); менеджер (7-7-5-4%); ученый исследователь (2-2-2-4%); профессиональный вор или мошенник (2-2-4-4%); дипломат (2-6-4-3,5%); летчик, моряк (3-4-4-2%); домохозяин (6-4-4-2%); рабочий (4-4-3-2%); торговый работник, коммерсант (6-3-2-4%). Несколько возросло число желающих стать фермерами (1-.-.-2,5%), учителем или воспитателем (0-0-1-1,5%)

Выбор профессий среди девушек представляет собой следующую картину: юрист, работник правоохранительных органов (5-16-12-15%); медработник, врач (10-12-9-12%); предприниматель, бизнесмен (8-5-10-10%); учитель (15-13-9-9%). Достаточно популярно желание заниматься домом и хозяйством (14-13-9-7); Реже названы руководитель менеджер (5-5-8-8%); артист, писатель, художник (6-8-8-6%); торговый работник, коммерсант (12-5-6-5%); намерение нигде не работать, но иметь кучу денег отметили соответственно (5-4-4-3,5%)

В 1996 году был проведен опрос студентов МГУ им. М.В. Ломоносова, некоторые результаты представляют интерес.2 Был задан вопрос: «Какие сферы деятельности после окончания ВУЗа привлекают вас больше всего?» На первом месте у девушек оказалась «работа в коммерческой структуре»(66,7%), потом «аспирантура»(17,9%) и на третьем свободное творчество(8,3%). Поступить на государственную службу намериваются 6% студенток, преподавать в ВУЗе 4,8% и преподавать в средней школе 1,2%.

У мужчин предпочтения не слишком отличаются от предпочтений женщин. На первом месте также работа в коммерческой структуре (54,8%), аспирантура (16,6%), свободное творчество (15,3%), госслужба (7,6%). Далее добавились новые ответы: «Профессиональная политическая деятельность» (7%), «Церковная деятельность» - 2,5%, преподавание в ВУЗе (1,9%), «служба в армии» (1,3%), «собственное дело» - 0,1%.


Результаты данного опроса радикально отличаются от общероссийских только по двум позициям. Во-первых, здесь гораздо больший процент тех, кто хочет работать в коммерческих структурах. Это и понятно, ведь МГУ – самый престижный ВУЗ России, и иметь диплом этого университета, значит наполовину решить вопрос с трудоустройством. Причем выпускник может рассчитывать на самые престижные (для начинающего конечно!) должности в самых престижных и стабильных частных организаций. Этим объясняется и очень низкий рейтинг профессий преподавателя в ВУЗе и средней школе. Кроме того, в данном рейтинге профессий присутствует довольно экзотический вариант ответа – «Профессиональная политическая деятельность», который имеет довольно высокий рейтинг.

Табл.14 Социальная ориентация выпускников 9-ых классов и социальное положение родителей, %

В таблице №14 приведены данные опроса выпускников школ, опубликованные в журнале «Социс» №10. В статье М.Н. Руткевича.

Первый вывод, который можно сделать, проанализировав данную таблицу, это то, что в большинстве семей существует преемственность поколений. Ярче всего это выражено в семьях, где родители с в/о или коммерсанты. Только в семьях рабочих и служащих в сфере управления дети больше предпочитают другие профессии.

По престижности ведущая для подавляющего большинства респондентов сфера деятельности – это быть специалистом с в/о. Только дети из семей коммерсантов больше предпочитают трудиться в коммерческих структурах. Оно и понятно, дети должны наследовать бизнес своих родителей.

Все сферы деятельности, если следовать этой таблице, можно разделить на три «родственных» группы. Родственность заключается в том, что дети родителей, принадлежащих к какой-то сфере из этой группы, охотно переходят из сферы в сферу. Так можно объединить сферы промышленного производства и торговли, сферы услуг. Другая группа это работники сферы управления и коммерсанты. Это можно объяснить имущественном расслоением в российском обществе. Так промышленное производство не дотягивает по доходам до сферы торговли и услуг, но эти сферы далеки от сферы управления и коммерции, поэтому они и ассоциируются между собой. Особняком стоят специалисты с в/о. Подавляющее большинство детей из этих семей идут по стопам родителей.

Престижность – еще один фактор, наряду с семейным, во многом определяющий выбор будущей профессии. Вот как выглядит в глазах молодых степень социального статуса следующих видов деятельности (наивысший бал - 10). Первые 10 мест занимают: юрист (8%), владелец коммерческого банка (7,9%), врач (7,1%), менеджер (6,9%), журналист (6,6%), бухгалтер (6,6%), владелец магазина (6,4%), телохранитель (5,9%), криминальный авторитет и школьный учитель получили одинаковое количество процентов (5,2), рабочий (3,9%), тракторист (3,6%) и, наконец, инженер (4,5%).1

Анализ этого опроса показывает, что наряду с ожидаемыми ответами «юрист» и «коммерсант», соседствует профессия «врач», что говорит о высокой социальной значимости данной профессии и об осознании молодежью этой значимости, что, в свою очередь, говорит о том, что ценностные ориентации молодого поколения не деградировали в такой степени, в какой об этом говорится.

Особенно хочется сказать о том, что «криминальный авторитет» к сожалению приобретает какую-то степень социальной значимости, оттесняя по престижности профессии школьного учителя и инженера, что говорит об интенсивной интеграции криминала в общественное сознание как вполне нормального явления.

Падение престижности и доходности в сознании молодежи некоторых важнейших с социальной точки зрения профессий не означает падения престижности и доходности квалифицированного труда вообще, а лишь означает смену приоритетов в рамках специальностей квалифицированного труда. Это хорошо видно на примере ответов молодежи на открытый вопрос о наиболее престижных и прибыльных профессиях. (Табл15)2



Табл.15

Как видно из данной диаграммы, первые 5 мест занимают профессии сферы коммерции и бизнеса, если не считать, конечно, юриста. Но в предыдущих опросах, которые были показаны в прошлых частях, данные профессии не доминировали так сильно. Это объясняется тем, что получить образование для престижной профессии, а тем более получить престижную работу, в нынешней России очень не просто. Во-первых, из-за дороговизны обучения в ВУЗах, даже государственных. Во-вторых, из-за отсутствия цивилизованного рынка труда, прежде всего для молодых специалистов. В-третьих это нестабильная экономическая ситуация в стране, которая не способствует нормальному развитию частного сектора экономики. И, наконец, в-четвертых, высокая криминализованность экономики.

Важно заметить, что, при ответе на вопрос о самых прибыльных профессиях, профессия юриста резко сдает свои позиции, остальные параметры остаются примерно на тех же местах, что в опросе по престижности. Но теперь появляется профессия сферы криминала и проституции, которая по доходности, в понимании молодежи, перекрывает даже профессию врача-стоматолога, актера или певца, милиционера и военного.

Заключение: Характеристика профессиональных ориентиров молодежи. Проблемы самоопределения и самоутверждения.

Обобщая, можно сказать, что молодежь считает наиболее престижными те профессии, которые обладают особой значимостью в условиях перехода к рыночной экономике. Как в 60-70ые годы наиболее престижными были профессии (от физика-ядерщика до космонавта), отражавшие приоритеты поддержания статуса СССР как великой державы и сохранения его позиций в гонке вооружений, так и сейчас молодежь в своих приоритетах вполне адекватно отражает запросы российского общества, только сами эти запросы изменились. Не случайно на первом месте среди всех вариантов ответа на вопрос о том, что помогает получить хорошую работу, молодежь поставила «наличие высокой квалификации, знаний», что никак не может свидетельствовать о падении престижности знаний и квалификации. Хотелось бы также сказать, что выбор молодежью социально значимых профессий независимо от их популярности и оплачиваемости, говорит об серьезном осознании молодежью своей социальной роли, своих обязанностей. Морально-нравственные устои молодежи поколеблены не так серьезно, как об этом говорится и пишется. Мир ценностей нынешней молодежи соответствует миру ценностей нормального общества, хотя и здесь есть много проблем.

Сейчас наше общество переживает эпоху перемен, смену идеологии и мировоззрения, реформирования всех сфер общественной жизни. Этот процесс происходит довольно медленно и главное болезненно. Экономический кризис, кризис культуры и идеологии, появление псевдокультур, стремительное проникновение в российское общество навязанных западных ценностей, дегуманизация личности породил в российском обществе, особенно в молодежном, такую группу людей, которым чужды общечеловеческие ценности, они не гнушаются нарушать закон, спокойно поступаются принципами и моралью ради достижения личной выгоды. Что больше всего настораживает, так это вялая реакция общества на это явление, оно как бы соглашается с существованием такого слоя общества и невольно интегрируется в него. Ярчайшим примером этому служит проникновение «зонной», «преступной» лексики в обиходный язык. Однажды дело дошло до того, что даже высшие лица государства употребляли такую лексику. Чего там говорить о мелком звене. В общественную мораль и негласные кодекс взаимоотношений проникают также и своеобразные «понятия», действующие в преступном мире. Криминальный авторитет сравнился по значимости с авторитетом школьного учителя! Кого тогда детям слушать? Это далеко не полный список проблем существующих сейчас в современном молодежном обществе, и именно теперь важно государству и обществу в целом уделить пристальное внимание проблемам молодежи. Тогда т только тогда (")  возможно стабильное развитие нашего общества в рамках цивилизованного, демократического государства.

Запольский Антон.ã Москва. 2001.

11.05.01 03:37

Список использованной литературы.

1.)   Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, Ф.Д. Кадария, И.П. Савченко, В.А. Шаповалов.ã «Социология молодежи». Изд-во «Феникс» (оформление ã). Ростов-на-Дону. 2001.

2.)   Журнал «Социологические исследования» №12. 2000г.

3.)   Журнал «Социологические исследования» №2 2001г.

4.)   Журнал «Симптом» №11. 1996г.

P.S.

Авторы, чьи материалы были использованы в работе, выделены жирным шрифтом или занесены в сноски.


1 Беленький В.Я., Северчук С.В., Шевченко С.М. Молодежь: кем быть – рабочим или валютной менялой? //Профсоюзы и экономика. 1993. №5. С.75. 

[1] Медков В.М. Бомба депопуляции: демографическое будущее России // Социология и общество. С. 150

[2] Социальное положение и уровень жизни населения России. М., 1997. С. 282.

[3] Социальное положение и уровень жизни России. С. 261.

4 Борисов В.А. // Всесоюзная конференция. Демографическая теория и эффективность демографической политики и области рождаемости // Социологические исследования. 1999. №6

1 Казакино М.П. О чем мечтают сегодня американские подростки // Педагогика. 1995 №5. С. 97

1 Голубкова Н.Я. Социальное поведение учащейся молодежи // Социологические исследования. 1998. №9.

2 Морально-ценностные ориентации студента // http://members.xoom.com/sscientist/cennosti.htm

1 Данная статистическая информация подготовлена исследовательской группой РНИСиНП под руководством М. Горшкова.

1 Меренков А.В. жизненные ориентиры студенчества // социологические исследования. 1998. №12

1 Журнал «Социс» №12. 2000.

1 Гендин А.М., Сергеев М.И. Профориентация школьников // Социологические исследования. 1996. №8. С. 66-72.

1 Зубок Ю.А. Исключение в исследовании молодежи // Социологические исследования 1998. №8. С. 47-56.

1 Зубок Ю.А. Исключение в исследовании молодежи // Социологические исследования. 1998. №8. С. 47-56.

2 Гендин А.М., Сергеев М.И. Профориентация школьников // Социологические исследования. 1996. №8. С. 66-72.

2 Баздырев К.А. Рынок и жизненные планы студентов // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 1998 №1. С. 93-102

1 Роганов Е., Зуев А. Работа как способ добывания денег // Человек и труд. 1994. №6. С. 10-12.

2 Опубликовано в уч. пособии «Социология молодежи». 2001. «Феникс» Под ред. Проф. Волкова Ю.Г. 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5