рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Профессиональное самоопределение старшеклассников рефераты

Реферат: Профессиональное самоопределение старшеклассников

Министерство народного образования РФ

БрГТУ

Кафедра  психологии

       Психология профессионального образования.

Реферат:

Профессиональное самоопределение старшеклассников.


Выполнил: Никулин А.Ю.

Проверила: Иванова М.В.

Братск 2001г.

  Содержание.


 1.    Введение:                           

            Профориентация учащихся на современном этапе.             

 2.    Выбор профессии .

      2.1.Мотивационно-ценностное отношение в профессиональном становлении

         студентов.

      2.2. Профессиональное самоопределение и самосознание

      2.3. Профессиональное самоопределение и профконсультация

      2.4. Методы диагностики профессионального самосознания и ценностных

            ориентаций

3.     ПОИСК СМЫСЛОВЫХ ОПОР ЛИЧНОСТИ НА ПЕРЕЛОМАХ 

         ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА.

      3.1. Стадии профессионального становления

      3.2. Кризисы профессионального становления

      3.3. Методы работы в переломные периоды профессионального выбора

4.    ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УСТАНОВОК ПОДРОСТКОВ НА ЭТАПЕ  

        ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.

     4.1. Типологии профессионального выбора

     4.2. Методы диагностики профессиональных установок

1. Введение .

    Профориентация учащихся на современном этапе.

  На современном этапе определены  основные требования к общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями , развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям научно-технического прогресса.

          Реализация современных требований, предъявляемых       к общеобразовательной школе , значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации. Можно выделить ряд направлений , способствующих  решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним  относятся : система профориентации , вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий , умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности ( руководитель Б.А.Федоришин, Киев); диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии (В.Д.Шадриков, Москва); (Воронин Н.П., Ярославль; Забродин Ю., Москва); теоретические и методические основы проф. консультации молодежи, банк профессиокарт (Е.А.Климов, Москва); системный подход к профориентации школьников (В.Ф.Сахаров,Киров; Н.К.Степаненков, Минск); общественно-значимые мотивы выбора профессии (Е.М.Павлютенков, Комсомольск-на-Амуре); особенности профориентации студентов в условиях высшей школы (Н.Ш.Шадиев, Ташкент; П.А.Шавир, Тюмень ; Н.Н.Чистяков, Кемерово); формирование элементов духовной культуры в процессе  подготовки учащихся к сознательному выбору профессии (Г.П.Шевченко, Луганск).

          Однако, несмотря на некоторые положительные результаты ,профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику .Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило , рассчитана  на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный , дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные , декларативные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности , в том числе и в избираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией о потребностях в кадрах ; слабо осуществляется подготовка квалифицированных специалистов - профориентаторов.

          О низкой результативности профориентационной работы со школьниками свидетельствуют и противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся: между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы ; их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест ; склонностью и представлениям о престиже профессии ; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем её окружении; несоответствием здоровья , характера, привычек требованиям ,предъявляемым профессией и др. Данные  противоречия можно отнести к группе внутренних , личностно-психологических.

          Но не менее значимы и противоречия социально – экономические : между возросшими требованиями к современному специалисту и действующими формами и методами , сложившимися на основе представлений об экстенсивных путях развития народного хозяйства, его  кадрового обеспечения; профессиональными планами молодежи с высоким уровнем образования и экономической необходимостью народного хозяйства заполнить вакантные рабочие места с тяжелым физическим трудом; потребностью общеобразовательной школы и других социальных институтов в специалистах – профориентаторах и отсутствием стабильной комплексной подготовки их в вузах страны ; необходимостью координации и интеграции профориентированных  воздействий и решением её узковедомственными путями и средствами.

          Анализ накопленного опыта в области теории и практики  профориентации , выявленных противоречий, путей их развития и решения позволяет следующим образом сформулировать определение профориентации : это многоаспектная , целостная система научно – практической деятельности общественных институтов , ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально – экономических , психолого – педагогических и медико – физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения , соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации.

          Система профориентации является подсистемой общей системы трудовой подготовки школьников , непрерывного образования и воспитания , цель которых – всестороннее развитие личности , гармоническое раскрытие всех творческих сил и способностей, формирование духовной культуры подрастающего поколения. Она реализуется решением комплекса вышеназванных задач , обеспечивающих профессиональное самоопределение учащихся.

          Профориентация , являясь целостной системой , состоит из взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью  целей , задач  и единством функций. Организационно – функциональная подсистема  - деятельность различных социальных институтов , ответственных за подготовку школьников к сознательному выбору профессии, выполняющих свои задачи и функциональные обязанности на основе принципа координации.

          Логико-содержательная подсистема – профессиональное просвещение учащихся, развитие  их интересов и склонностей, максимально приближенных к профессиональным ; профессиональная консультация , профессиональный подбор , социально – профессиональная адаптация.

          Личностная подсистема – личность школьника рассматривается в качестве субъекта развития профессионального самоопределения. Последнее характеризуется активной позицией, т.е. стремлением к творческой деятельности , самовыражением и самоутверждением в профессиональной деятельности ; направленностью , т.е. устойчивой доминирующей системой мотивов , убеждений , интересов , отношением к усваиваемым знаниям и умениям , социальным нормам и ценностям; уровнем нравственной и эстетической культуры ; развитием  самосознания ; представлением о себе , своих способностях , особенностях характера.

          Процесс профессионального самоопределения обусловлен расширением и углублением творческой , общественно –значимой (трудовой ,познавательной ,игровой ,коммуникативной ) деятельности учащихся, формированием нравственной .эстетической и экологической культуры.

          Управленческая подсистема предполагает сбор и обработку информации о процессах, явлениях или состоянии системы профориентации , выработку программы действий , регулирование процесса реализации и разработку рекомендаций  по её совершенствованию. Программа управления профориентацией школ является составной частью управления социально-экономическим развитием района , города, региона.

          Все подсистемы профориентации взаимосвязаны между собой и в этой взаимосвязи приобретают новые , интегративные качества .Система профориентации выполняет диагностическую , обучающую , формирующую и развивающую функции.

          Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах.

         

2. Выбор профессии.

          Цели профориентации продиктованы обществом , его задачами , потребностями. Ведущей целью в деятельности учителя является подготовка школьников к сознательному выбору профессии. На  основе общей стратегической цели и главных задач профориентации учитель ставит перед собой задачу и более близкие , конкретные цели: вооружение учащихся определёнными знаниями , формирование умений и навыков , раскрытие творческих возможностей и потребностей , воспитание эстетического сознания , нравственности и т.д. В результате это определит уровень развития личностных качеств школьников. В зависимости от степени  воспитанности учеников  их цели могут быть направлены на решение близких  и более отдалённых , как социально значимых , так и личных целей. Деятельность, ограниченная постановкой и реализацией эгоистических  целей , приобретает потребительский характер , а не созидательный , тем самым ограничивая развитие полноценной личности.

          Своеобразными оказываются результаты деятельности педагогов и воспитанников в процессе профориентации. Продукт деятельности педагога воплощается в психическом облике школьников – в их знаниях , умениях , навыках, чертах личности , мировоззрении , духовных потребностях . Создание ценностей предметного и идеального характера , осознание собственного роста

 (  интеллектуального , нравственного, эстетического , творческого и т.д.), стремление к более сложной и совершенной деятельности – результат  деятельности ребенка.

          Продукт деятельности школьников – конкретный выбор профессии , в котором реализуются их знания , умения , познавательные возможности. Они должны осознавать вместе с учителем , что выполняемая трудовая подготовка в школе  должна быть не имитационной  вне личностного участия и заинтересованности , не формальной , а именно общественно- полезной , воспитывающей нравственно , физически и духовно здорового человека .Об этом говорилось ещё в учениях выдающихся педагогов – мыслителей прошлых столетий.

          Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию , чтобы требования , которые она предъявляет к работающему , совпадали с его личностными качествами  и возможностями. Неоценимую помощь человеку ответить на важнейшие вопросы : кто я ? чего я хочу ? что я могу ?, окажет психодиагностика – одно из самых молодых направлений в психологии.

          Вот главные принципы этой области знаний.

1.Всеобщая талантливость. Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом.

2.Взаимное превосходство. Если у вас что-то получается хуже , чем у других ,- значит, что-то должно получиться лучше. Ищите.

3.Неизбежность перемен. Ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. Хотя бы потому , что если сегодня у вас есть возможность узнать что-то новое , то завтра вы уже будете чуточку другим.

          Методы психодиагностики позволяют делать выводы с помощью тестов.

«Тест» по-английски значит «короткое испытание», «проба», их применяют для определения способностей человека и прогнозирования его поведения очень давно. Один из первых психологических тестов описан в Библии , в книге судей. Войскам  полководца Гедеона , уставшим после изнурительного перехода , предстояла тяжелая битва с маданитянами. Чтобы отобрать наиболее стойких бойцов, полководец велел им напиться из источника. Часть уставших бойцов, став на четвереньки, жадно пили воду. Другие , не теряя достоинства , черпали её ладонями. Они-то и составили потом отборный отряд.

          В прошлом веке английский учёный Ф.Гальтон впервые использовал тесты для измерения умственных способностей человека. С тех пор было создано около 10 тысяч тестов , с помощью которых их авторы надеялись выяснить все что  угодно – от профессиональной пригодности работника до степени его искренности.

          «Жизнь отчетливо указывает на две категории людей – художников и мыслителей – писал И.П.Павлов. – Между ними резкая разница. Одни – художники во всех их родах: писатели , музыканты ,живописцы и т.д. – захватывают действительность целиком , сплошь , сполна , живую действительность , без всякого дробления , без всякого разъединения. Другие – мыслители – именно дробят её и тем самым как бы умерщвляют её , делая из неё какой-то временный скелет , и затем только постепенно как бы снова собирают её на части и стараются таким образом оживить , что вполне им всё-таки и не удаётся».

Выяснить свою принадлежность к художникам или мыслителям по биологическим признакам поможет несложный экспресс анализ (см. приложение  1).

По мнению авторов этого теста , совпадающие результаты тестирования разных людей говорят о психологической совместимости личностей, в то время как полные антиподы совместимы очень редко.

          Сочетание ЛЛЛЛ соответствует художественному типу, а ПППП присуще мыслителям. Но поскольку в чистом виде эти типы встречаются нечасто, то остальные сочетания в какой-то мере отражают существующее многообразие психологических структур. Предложенная  классификация – лишь первый шаг к познанию самого себя.

          Ответив на вопросы (приложение 2), пользуясь одиннадцатибальной  системой , можно также определить к какому типу относиться ребёнок.

          Говорить , кто из них умнее , нет смысла , поскольку речь идёт лишь о двух специфических особенностях человеческого восприятия мира. Мыслитель со слабыми художественными задатками вряд ли добьётся успехов в науке .Верно и другое: если  художественный тип заметно преобладает над мыслительным , то прежде чем посвятить себя точным наукам , стоит серьёзно подумать. Не следует ,конечно , делать вывод , будто человеку на роду написано быть художником , если у него на первом месте этот тип мышления. Зато небесполезно знать , что подавляющее большинство художников , скульпторов , музыкантов , актеров имеют более или менее выраженные черты этого типа.

          Но что делать, если ученик считает , что недобрал нужных баллов ?Тут-то учитель и должен вмешаться и дать совет не отчаиваться, а больше работать над собой. Сумела же обыкновенная женщина ,которой, как известно, до недавних пор был закрыт путь на флот, стать капитаном дальнего плавания, а инвалид , обречённый из-за травмы позвоночника провести остаток жизни в постели – победить судьбу и вернуться в цирк. Таких людей, сумевших сделать себя , множество. Такие примеры прибавят ребятам сил – ведь волю и настойчивость ничем не заменить.

2.1 Мотивационно-ценностное отношение в профессиональном становлении студентов.

  В пору юности все определенней и отчетливей складывается индивидуальный облик каждого молодого человека, все яснее выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности.

  Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только по темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. На этом этапе ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируются отношения к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией.

  Согласно, И. Кону, профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанные с ним поведения. И заканчивается в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека. Экспериментальное изучение (Шалионов Р.М.) значимости мотивов учебной деятельности и профессионального выбора подростков и юношей определяющие значение в учебной деятельности приобретают мотивы самоопределения и узкопрактические, в выборе профессии – мотивация «на себя». Причем, доминирующая мотивация выбора профессии у юношей не подвержена изменению с возрастом. У девушек происходит переход от мотивации на общественные нужды к общей мотивации на профессию. [27; с 15].

  Как отмечают исследования (С.Е. Фескиной, Н.Л. Ивановой, Н.В. Комусовой), развитие профессиональной направленности студентов в ВУЗе определяется предшествующими и более ранними формами выражения положительного отношения к профессии и стоящие за этим отношением мотивы. Было обнаружено, что ведущими мотивами поступления в ВУЗ является увлечение учебным предметом и интересом к профессии. [49; с 252].

  А поскольку общей конечной целью обучения в ВУЗе является профессиональная подготовка специалистов, то отношение студентов к своей будущей профессии можно рассматривать как форму и меру принятия конечных целей обучения. Наиболее обобщенной формой отношения человека к профессии является профессиональная направленность (становление), которая характеризуется как интерес к профессии и склонность заниматься ею. Н.В. Кузьмина выделяет такие свойства профессиональной направленности, как объективность, специфичность, сопротивляемость, валентность, удовлетворенность, обобщенность, устойчивость. [49; с 236].

  Учебная мотивация складывается из оценки студентами различных аспектов учебного процесса, его содержания, форм, способов организации с точки зрения их личных индивидуальных потребностей и целей, которые могут совпадать или не совпадать с целями обучения.

Страницы: 1, 2, 3, 4