Реферат: Профессиональное самоопределение старшеклассников
Реферат: Профессиональное самоопределение старшеклассников
Министерство
народного образования РФ
БрГТУ
Кафедра психологии
Психология
профессионального образования.
Реферат:
Профессиональное самоопределение старшеклассников.
Выполнил: Никулин А.Ю.
Проверила: Иванова М.В.
Братск
2001г.
Содержание.
1.
Введение:
Профориентация
учащихся на современном этапе.
2. Выбор профессии .
2.1.Мотивационно-ценностное отношение в профессиональном становлении
студентов.
2.2. Профессиональное
самоопределение и самосознание
2.3. Профессиональное
самоопределение и профконсультация
2.4. Методы диагностики
профессионального самосознания и ценностных
ориентаций
3. ПОИСК СМЫСЛОВЫХ ОПОР
ЛИЧНОСТИ НА ПЕРЕЛОМАХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ВЫБОРА.
3.1. Стадии
профессионального становления
3.2. Кризисы
профессионального становления
3.3. Методы работы в
переломные периоды профессионального выбора
4. ВЫЯВЛЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УСТАНОВОК ПОДРОСТКОВ НА ЭТАПЕ
ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.
4.1. Типологии профессионального выбора
4.2. Методы диагностики профессиональных установок
1. Введение .
Профориентация учащихся на современном этапе.
На современном этапе определены основные требования
к общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся,
расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и
склонностями , развитие сети специализированных школ и классов с углубленным
изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня среднего
образования требованиям научно-технического прогресса.
Реализация
современных требований, предъявляемых к общеобразовательной школе ,
значительно активизировала разработку научных и практических проблем
профориентации. Можно выделить ряд направлений , способствующих решению
практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего
поколения. К ним относятся : система профориентации , вооружающая школьников
необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий , умениями объективно
оценивать свои индивидуальные особенности ( руководитель Б.А.Федоришин, Киев);
диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания
индивидуальной помощи в выборе профессии (В.Д.Шадриков, Москва); (Воронин Н.П.,
Ярославль; Забродин Ю., Москва); теоретические и методические основы проф.
консультации молодежи, банк профессиокарт (Е.А.Климов, Москва); системный
подход к профориентации школьников (В.Ф.Сахаров,Киров; Н.К.Степаненков, Минск);
общественно-значимые мотивы выбора профессии (Е.М.Павлютенков,
Комсомольск-на-Амуре); особенности профориентации студентов в условиях высшей
школы (Н.Ш.Шадиев, Ташкент; П.А.Шавир, Тюмень ; Н.Н.Чистяков, Кемерово); формирование
элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному
выбору профессии (Г.П.Шевченко, Луганск).
Однако,
несмотря на некоторые положительные результаты ,профориентация в современных
условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального
самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой
личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику
.Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как
правило , рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует
индивидуальный , дифференцированный подход к личности выбирающего профессию;
используются в основном словесные , декларативные методы, без предоставления
возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности , в том
числе и в избираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией
о потребностях в кадрах ; слабо осуществляется подготовка квалифицированных
специалистов - профориентаторов.
О
низкой результативности профориентационной работы со школьниками
свидетельствуют и противоречия, связанные с профессиональным самоопределением
учащихся: между их склонностями, способностями и требованиями избираемой
профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее
квалифицированной работы ; их притязаниями и реальными возможностями заполнения
вакантных мест ; склонностью и представлениям о престиже профессии ; желанием
заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием
таковой возможности в школе и ближайшем её окружении; несоответствием здоровья
, характера, привычек требованиям ,предъявляемым профессией и др. Данные
противоречия можно отнести к группе внутренних , личностно-психологических.
Но
не менее значимы и противоречия социально – экономические : между возросшими
требованиями к современному специалисту и действующими формами и методами ,
сложившимися на основе представлений об экстенсивных путях развития народного
хозяйства, его кадрового обеспечения; профессиональными планами молодежи с
высоким уровнем образования и экономической необходимостью народного хозяйства
заполнить вакантные рабочие места с тяжелым физическим трудом; потребностью
общеобразовательной школы и других социальных институтов в специалистах –
профориентаторах и отсутствием стабильной комплексной подготовки их в вузах
страны ; необходимостью координации и интеграции профориентированных
воздействий и решением её узковедомственными путями и средствами.
Анализ
накопленного опыта в области теории и практики профориентации , выявленных
противоречий, путей их развития и решения позволяет следующим образом
сформулировать определение профориентации : это многоаспектная ,
целостная система научно – практической деятельности общественных институтов ,
ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и
решающих комплекс социально – экономических , психолого – педагогических и
медико – физиологических задач по формированию у школьников профессионального
самоопределения , соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности
и запросам общества в кадрах высокой квалификации.
Система
профориентации является подсистемой общей системы трудовой подготовки
школьников , непрерывного образования и воспитания , цель которых – всестороннее
развитие личности , гармоническое раскрытие всех творческих сил и способностей,
формирование духовной культуры подрастающего поколения. Она реализуется
решением комплекса вышеназванных задач , обеспечивающих профессиональное
самоопределение учащихся.
Профориентация
, являясь целостной системой , состоит из взаимосвязанных подсистем
(компонентов), объединенных общностью целей , задач и единством функций.
Организационно – функциональная подсистема - деятельность различных социальных
институтов , ответственных за подготовку школьников к сознательному выбору
профессии, выполняющих свои задачи и функциональные обязанности на основе
принципа координации.
Логико-содержательная
подсистема – профессиональное просвещение учащихся, развитие их интересов и
склонностей, максимально приближенных к профессиональным ; профессиональная
консультация , профессиональный подбор , социально – профессиональная
адаптация.
Личностная
подсистема – личность школьника рассматривается в качестве субъекта развития
профессионального самоопределения. Последнее характеризуется активной позицией,
т.е. стремлением к творческой деятельности , самовыражением и самоутверждением
в профессиональной деятельности ; направленностью , т.е. устойчивой
доминирующей системой мотивов , убеждений , интересов , отношением к
усваиваемым знаниям и умениям , социальным нормам и ценностям; уровнем
нравственной и эстетической культуры ; развитием самосознания ; представлением
о себе , своих способностях , особенностях характера.
Процесс
профессионального самоопределения обусловлен расширением и углублением
творческой , общественно –значимой (трудовой ,познавательной ,игровой
,коммуникативной ) деятельности учащихся, формированием нравственной
.эстетической и экологической культуры.
Управленческая
подсистема предполагает сбор и обработку информации о процессах, явлениях или
состоянии системы профориентации , выработку программы действий , регулирование
процесса реализации и разработку рекомендаций по её совершенствованию.
Программа управления профориентацией школ является составной частью управления
социально-экономическим развитием района , города, региона.
Все
подсистемы профориентации взаимосвязаны между собой и в этой взаимосвязи
приобретают новые , интегративные качества .Система профориентации выполняет
диагностическую , обучающую , формирующую и развивающую функции.
Профориентация
является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех
возрастных этапах.
2. Выбор профессии.
Цели
профориентации продиктованы обществом , его задачами , потребностями. Ведущей
целью в деятельности учителя является подготовка школьников к сознательному
выбору профессии. На основе общей стратегической цели и главных задач
профориентации учитель ставит перед собой задачу и более близкие , конкретные
цели: вооружение учащихся определёнными знаниями , формирование умений и
навыков , раскрытие творческих возможностей и потребностей , воспитание
эстетического сознания , нравственности и т.д. В результате это определит
уровень развития личностных качеств школьников. В зависимости от степени
воспитанности учеников их цели могут быть направлены на решение близких и
более отдалённых , как социально значимых , так и личных целей. Деятельность,
ограниченная постановкой и реализацией эгоистических целей , приобретает
потребительский характер , а не созидательный , тем самым ограничивая развитие
полноценной личности.
Своеобразными
оказываются результаты деятельности педагогов и воспитанников в процессе
профориентации. Продукт деятельности педагога воплощается в психическом облике
школьников – в их знаниях , умениях , навыках, чертах личности , мировоззрении
, духовных потребностях . Создание ценностей предметного и идеального характера
, осознание собственного роста
(
интеллектуального , нравственного, эстетического , творческого и т.д.),
стремление к более сложной и совершенной деятельности – результат деятельности
ребенка.
Продукт
деятельности школьников – конкретный выбор профессии , в котором реализуются их
знания , умения , познавательные возможности. Они должны осознавать вместе с
учителем , что выполняемая трудовая подготовка в школе должна быть не
имитационной вне личностного участия и заинтересованности , не формальной , а
именно общественно- полезной , воспитывающей нравственно , физически и духовно
здорового человека .Об этом говорилось ещё в учениях выдающихся педагогов –
мыслителей прошлых столетий.
Необходимо
помочь школьнику выбрать именно ту профессию , чтобы требования , которые она
предъявляет к работающему , совпадали с его личностными качествами и
возможностями. Неоценимую помощь человеку ответить на важнейшие вопросы : кто я
? чего я хочу ? что я могу ?, окажет психодиагностика – одно из самых молодых
направлений в психологии.
Вот
главные принципы этой области знаний.
1.Всеобщая
талантливость. Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом.
2.Взаимное
превосходство. Если у вас что-то получается хуже , чем у других ,- значит,
что-то должно получиться лучше. Ищите.
3.Неизбежность
перемен. Ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. Хотя бы
потому , что если сегодня у вас есть возможность узнать что-то новое , то
завтра вы уже будете чуточку другим.
Методы
психодиагностики позволяют делать выводы с помощью тестов.
«Тест»
по-английски значит «короткое испытание», «проба», их применяют для определения
способностей человека и прогнозирования его поведения очень давно. Один из
первых психологических тестов описан в Библии , в книге судей. Войскам
полководца Гедеона , уставшим после изнурительного перехода , предстояла
тяжелая битва с маданитянами. Чтобы отобрать наиболее стойких бойцов,
полководец велел им напиться из источника. Часть уставших бойцов, став на
четвереньки, жадно пили воду. Другие , не теряя достоинства , черпали её
ладонями. Они-то и составили потом отборный отряд.
В
прошлом веке английский учёный Ф.Гальтон впервые использовал тесты для
измерения умственных способностей человека. С тех пор было создано около 10
тысяч тестов , с помощью которых их авторы надеялись выяснить все что угодно –
от профессиональной пригодности работника до степени его искренности.
«Жизнь
отчетливо указывает на две категории людей – художников и мыслителей – писал
И.П.Павлов. – Между ними резкая разница. Одни – художники во всех их родах:
писатели , музыканты ,живописцы и т.д. – захватывают действительность целиком ,
сплошь , сполна , живую действительность , без всякого дробления , без всякого
разъединения. Другие – мыслители – именно дробят её и тем самым как бы
умерщвляют её , делая из неё какой-то временный скелет , и затем только
постепенно как бы снова собирают её на части и стараются таким образом оживить
, что вполне им всё-таки и не удаётся».
Выяснить
свою принадлежность к художникам или мыслителям по биологическим признакам
поможет несложный экспресс анализ (см. приложение 1).
По
мнению авторов этого теста , совпадающие результаты тестирования разных людей
говорят о психологической совместимости личностей, в то время как полные
антиподы совместимы очень редко.
Сочетание
ЛЛЛЛ соответствует художественному типу, а ПППП присуще мыслителям. Но
поскольку в чистом виде эти типы встречаются нечасто, то остальные сочетания в
какой-то мере отражают существующее многообразие психологических структур.
Предложенная классификация – лишь первый шаг к познанию самого себя.
Ответив
на вопросы (приложение 2), пользуясь одиннадцатибальной системой , можно также
определить к какому типу относиться ребёнок.
Говорить
, кто из них умнее , нет смысла , поскольку речь идёт лишь о двух специфических
особенностях человеческого восприятия мира. Мыслитель со слабыми
художественными задатками вряд ли добьётся успехов в науке .Верно и другое:
если художественный тип заметно преобладает над мыслительным , то прежде чем
посвятить себя точным наукам , стоит серьёзно подумать. Не следует ,конечно , делать
вывод , будто человеку на роду написано быть художником , если у него на первом
месте этот тип мышления. Зато небесполезно знать , что подавляющее большинство
художников , скульпторов , музыкантов , актеров имеют более или менее
выраженные черты этого типа.
Но
что делать, если ученик считает , что недобрал нужных баллов ?Тут-то учитель и
должен вмешаться и дать совет не отчаиваться, а больше работать над собой.
Сумела же обыкновенная женщина ,которой, как известно, до недавних пор был
закрыт путь на флот, стать капитаном дальнего плавания, а инвалид , обречённый
из-за травмы позвоночника провести остаток жизни в постели – победить судьбу и
вернуться в цирк. Таких людей, сумевших сделать себя , множество. Такие примеры
прибавят ребятам сил – ведь волю и настойчивость ничем не заменить.
2.1 Мотивационно-ценностное отношение в
профессиональном становлении студентов.
В
пору юности все определенней и отчетливей складывается индивидуальный облик
каждого молодого человека, все яснее выступают те его индивидуальные
особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности.
Старшеклассники
существенно отличаются друг от друга не только по темпераменту и по характеру,
но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью
самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного
пути. Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального
самоопределения. На этом этапе ученики должны уже вполне реально сформировать
для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося
психологического и психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся
формируются отношения к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных
предметов в соответствии с выбранной профессией.
Согласно,
И. Кону, профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его
детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя разные
профессиональные роли, и проигрывает связанные с ним поведения. И заканчивается
в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю
дальнейшую жизнь человека. Экспериментальное изучение (Шалионов Р.М.)
значимости мотивов учебной деятельности и профессионального выбора подростков и
юношей определяющие значение в учебной деятельности приобретают мотивы
самоопределения и узкопрактические, в выборе профессии – мотивация «на себя».
Причем, доминирующая мотивация выбора профессии у юношей не подвержена
изменению с возрастом. У девушек происходит переход от мотивации на
общественные нужды к общей мотивации на профессию. [27; с 15].
Как
отмечают исследования (С.Е. Фескиной, Н.Л. Ивановой, Н.В. Комусовой), развитие
профессиональной направленности студентов в ВУЗе определяется предшествующими и
более ранними формами выражения положительного отношения к профессии и стоящие
за этим отношением мотивы. Было обнаружено, что ведущими мотивами поступления в
ВУЗ является увлечение учебным предметом и интересом к профессии. [49; с 252].
А
поскольку общей конечной целью обучения в ВУЗе является профессиональная подготовка
специалистов, то отношение студентов к своей будущей профессии можно
рассматривать как форму и меру принятия конечных целей обучения. Наиболее
обобщенной формой отношения человека к профессии является профессиональная
направленность (становление), которая характеризуется как интерес к профессии и
склонность заниматься ею. Н.В. Кузьмина выделяет такие свойства
профессиональной направленности, как объективность, специфичность,
сопротивляемость, валентность, удовлетворенность, обобщенность, устойчивость. [49;
с 236].
Учебная
мотивация складывается из оценки студентами различных аспектов учебного
процесса, его содержания, форм, способов организации с точки зрения их личных
индивидуальных потребностей и целей, которые могут совпадать или не совпадать с
целями обучения.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|