Реферат: Проблема готовности Ребенка к школьному образованию
3. Карта “Одежда-обувь”: пальто,
сандали, трусы, майка.
4. Карта “Домашние – дикие животные”:
курица, свинья, корова, лисица.
5. Карта “Животные и технические
средства передвижения”: автобус, мотоцикл, легковой автомобиль, лошадь.
ОБРАБОТКА: оценивается правильность обобщения и
наличие или отсутствие классификации – название обобщающего слова.
Каждые правильно
выполненные задания оцениваются в баллах:
-
обобщение по
существенному признаку – 2 балла;
-
употребление
обобщающего слова – 1 балл.
Максимальное число баллов –
15.
Выделяется 5 условных
уровней сформированности обобщения:
I.
– 15 баллов
II.
– 14-12 баллов
III.
– 11-9 баллов
IV.
– 8-6 баллов
V.
– 5 баллов и
менее
ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ:
Фамилия,
имя Уровень выполнения
Возраст
задания …………….
Детское учреждение
Дата
№ карты |
Обобщение по существенному признаку |
Употребление обобщающего слова |
I карта |
|
|
II карта |
|
|
III карта |
|
|
IV карта |
|
|
V карта |
|
|
Сумма баллов |
|
|
Итоговая оценка в баллах:
___________________________________________
Уровень выполнения задания I ______ II ______ III
______ IV ______ V ____
(нужное обвести кружком)
МЕТОДИКА 1.3
ВЕРБАЛЬНОЕ (АБСТРАКТНОЕ) МЫШЛЕНИЕ
(по Й. Ерасеку)
НАЗНАЧЕНИЕ: определение уровня вербального мышления, умения логически мыслить и
отвечать на вопросы.
ОБОРУДОВАНИЕ: бланк теста на
определение уровня “Вербального мышления”.
ИНСТРУКЦИЯ ОБСЛЕДУЕМОМУ: ответь мне, пожалуйста, на
несколько вопросов.
ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ: обследуемому задаются
вопросы, ответы на которые оцениваются по шкале.
ШКАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ: I уровень – 24 и более – очень высокий
II уровень – от 14 – 23 - высокий
III уровень – от 0 –13 - средний
IV уровень – (- 1) – (-10) - низкий
V уровень – (-11) и менее – очень низкий
ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ВЕРБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ
Нужно
обвести кружком, число
Баллов вынести в правую колонку
№ |
Вопросы |
Правильный ответ |
Неправильный ответ |
Другие ответы |
Баллы |
1. |
Какое животное больше: лошадь или
собака? |
0 |
- 5 |
|
|
2. |
Утром мы завтракаем, а днем? |
0 |
- 3 |
|
|
3. |
Днем светло, а ночью? |
0 |
- 4 |
|
|
4. |
Небо голубое, а трава?
|
0 |
- 4 |
|
|
5. |
Яблоки, груши, сливы, персики – это
что? |
+ 1 |
- 1 |
|
|
6. |
Что такое: Москва, Калуга, Брянск,
Тула, Ставрополь? |
Города +1 |
- 1 |
Станции 0 |
|
7. |
Футбол, плавание, хоккей, волейбол
– это… |
Спорт, физкультура +3 |
0 |
Игры, упраж. +2 |
|
8. |
Маленькая корова – это теленок?
Маленькая собака – это …? Маленькая лошадь ? |
Щенок, жеребенок +4 |
- 1 |
Кто-то один щенок или жеребенок 0 |
|
9. |
Почему у всех автомобилей тормоза? |
2 причины из следующих: тормозить с
горы, на повороте, остановка в случае опасности столкновения, после окончания
езды +1 |
- 1 |
Названа одна причина |
|
10. |
Чем похожи друг на друга молоток и
топор? |
2 общих признака +3 |
0 |
Назван один признак +2 |
|
11. |
Чем различаются гвоздь и винт? |
У винта нарезка +3 |
0 |
Винт завинчивается, а гвоздь
забивается, у винта гайка +2 |
|
12. |
Собака больше похожа на кошку или
курицу? Чем? Что у них одинаково? |
На кошку (с выделением признаков
подобия) 0 |
На курицу - 3 |
На кошку (без выделения признаков
подобия) – 1 |
|
13. |
Чем похожи друг на друга белка и
кошка? |
2 признака +3 |
0 |
1 признак +2 |
|
14. |
Какие ты знаешь транспортные
средства? |
3 средства: наземное, водное,
воздушное и т.п. +4 |
Ничего не названо или неправильно 0 |
3 наземных средства +2 |
|
15. |
Чем отличается молодой человек от
старого? |
3 признака +4 |
0 |
1-2 признака +2 |
|
|
ИТОГО: |
|
|
|
|
ПРОТОКОЛ (ТЕСТ) ОБСЛЕДОВАНИЯ
Фамилия
Уровень выполнения
Возраст
задания …………….
Детское учреждение
Группа
Дата
МЕТОДИКА 1.4
ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ
(НЕЛЕПИЦЫ)
ЦЕЛЬ: определение уровня развития критичности
познавательной деятельности.
ОБОРУДОВАНИЕ: картинка с нелепыми ситуациями.
ИНСТРУКЦИЯ ОБСЛЕДУЕМОМУ: посмотри внимательно и расскажи,
что неправильно нарисовано на картинке.
ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ: обследуемый в течение 30 секунд
рассматривает картинку и называет те нелепые ситуации, которые он обнаружит
(всего 10).
ОБРАБОТКА: за каждую выявленную нелепицу
выставляется один балл.
ШКАЛЬНАЯ ОЦЕНКА: позволяет выделить следующие уровни
критичности мышления:
I.
– 10
II.
– 9,8
III.
– 7,6
IV.
– 5,4
V.
– 3 и менее.
ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ
Фамилия, имя Уровень
выполнения
Возраст
задания …………….
Детское учреждение
Группа
Дата
С И Т У А Ц И И |
Б А Л Л Ы
|
1. Луна и солнце одновременно |
|
2. На березе еловые иголки. |
|
3. На березе растут арбузы. |
|
4. У вороны 4 ноги. |
|
5. Бабушка гладит чайником. |
|
6. Штепсель воткнут в березу. |
|
7. У велосипеда квадратные колеса. |
|
8. Голова, руки мальчика направлены
вперед, а ноги назад. |
|
9. Рыба удит рыбу. |
|
10. Утюг плавает. |
|
МЕТОДИКА 1.5
СООТНОШЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ
ЦЕЛЬ: выявление особенностей установления
причинно-следственных связей между объектами и событиями, изучение состояния
устной и связной речи, а также соотношения уровня развития мышления и речи.
ОБОРУДОВАНИЕ: 5 сюжетно связанных картинок.
ИНСТРУКЦИЯ И ПРОЦЕДУРА: перед ребенком выкладываются
картинки в порядке, когда последовательность сюжетной линии нарушена:
2,3,1,5,6,4. Предлагается разложить картинки в соответствии с логикой развития
сюжетной линии: "Положи картинки по порядку". Испытуемый выполняет
задание, экспериментатор фиксирует особенности его деятельности, в соответствии
с которыми ребенок может быть отнесен к одному из 5 уровней.
УРОВНИ ПОНИМАНИЯ
ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ
I уровень - разложил без ошибок, без
дополнительных и поправочных действий.
II уровень - сделал одну поправку.
III уровень - сделал 2 поправки.
IV уровень - сделал одну ошибку.
V уровень - разложил картинки без
установления логической последовательности или отказался выполнить задание.
Далее ребенку предлагается
составить рассказ по картинкам, разложенным с соблюдением логической
последовательности: "Художник нарисовал историю про ..., а ты расскажи ее
(что здесь происходит?)"
В случае отказа ведется
беседа по картинкам. Рассказ или беседа полностью записываются, а затем
анализируются, после чего определяется уровень развития связной речи ребенка.
УРОВНИ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
РЕБЕНКА
I уровень - полное связное описание
событий в рассказе.
II уровень - недостаточно полное, но
связное описание в рассказе.
III уровень - недостаточно полное, но
связное описание в рассказе или неправильные ответы на вопросы
экспериментатора.
IV уровень - перечисление предметов,
действий, качеств.
V уровень - перечисление предметов.
ИТОГОВАЯ ОБРАБОТКА: уровни понимания сюжета и уровни
описания средствами речи соотносятся:
а) совпадают;
б) не совпадают.
В случае несовпадения
уровней их номера складываются и делятся пополам, например: деятельность
ребенка по установлению причинно-следственных связей (складывание картинок в
логической последовательности) оценена как деятельность I уровня, а деятельность по описанию
событий - II уровня, значит, ребенок находится на
промежуточном уровне 1,5.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: развитие мышления опережает развитие
речевой функции (или совпадает, или отстает). Далее намечается наличие -
отсутствие нарушения речи ребенка.
ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ
Фамилия,
имя Уровень выполнения
Возраст
задания ....................
Детское учреждение
Группа
Дата
Уровни понимания (вносится в общий
протокол) |
Уровни развития устной связной речи |
I |
I |
II |
II |
III |
III |
IV |
IV |
V |
V |
УРОВЕНЬ СООТНОШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ
Заключение о состоянии речи
- Нарушения
звукопроизношения есть нет
-
Ринолалия есть нет
-
Заикание
есть нет
- Нарушение темпа речи и
ритма есть нет
- Общее недоразвитие
речи есть нет
(нужное
подчеркнуть)
Рекомендована консультация
логопеда
да нет
(нужное подчеркнуть)
ПАМЯТЬ
МЕТОДИКА 2.1
НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ
ЦЕЛЬ: определение объема непроизвольного
зрительного запоминания.
ОБОРУДОВАНИЕ: набор из 10 картинок.
1.
Рыба 6. Санки
2.
Ведро 7. Елка
3.
Кукла 8. Чашка
4.
Молоток 9. Часы
5.
Портфель 10. Телевизор
ИНСТРУКЦИЯ ОБСЛЕДУЕМОМУ: сейчас я тебе буду показывать
картинки, а ты говори, что на них нарисовано.
ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ: картинки предъявляются по одной и
выкладываются перед обследуемым в ряд (приблизительно одна картинка в секунду).
После того, как выложена картинка, экспериментатор ждет еще одну секунду и
выбирает стимульный материал. Обследуемый должен назвать, что было нарисовано
на картинке. Порядок воспроизведения не имеет принципиального значения. В
протоколе фиксируется факт правильного воспроизведения картинок.
ОБРАБОТКА: за каждое правильное
воспроизведенное название выставляется по одному баллу.
ШКАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ:
I уровень - 10 правильных названий (10
баллов)
II уровень - 9-8
III уровень - 7-6
IV уровень - 5-4
V уровень - 3 и менее
ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ НЕПРОИЗВОЛЬНОЙ
ПАМЯТИ
Фамилия,
имя Уровень выполнения
Возраст
задания ....................
Детское учреждение
Группа
Дата
МЕТОДИКА 2.2
ПРОИЗВОЛЬНАЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ
ЦЕЛЬ: определение объема произвольного
зрительного запоминания
ОБОРУДОВАНИЕ: набор из 10 карточек
1.
Мяч 6. Шапка
2.
Яблоко 7. Матрешка
3.
Гриб 8. Цыпленок
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|