рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Предмет и задачи сексологии и сексопатологии рефераты

Август Форель (1848—1931) — швейцарский невропатолог, психиатр и энтомолог, книгами которого зачитывались не только специалисты;

Альберт Молль (1862—1939) — немецкий психиатр, который, будучи консерватором по убеждениям, стал истинным научным новатором;

Магнус Гиршфельд (1868—1935) — немецкий психиатр, изучавший сексуальность не только в медицинском, но и в социальном и историческом аспектах. В 1918 году он основал в Берлине первый в мире сексологический институт, он же стал организатором первого в мире сексологического конгресса (1921), на котором была создана Всемирная лига сексуальных реформ;

Иван Блох (1872—1922) — немецкий дерматолог и венеролог. Его труд "Сексуальная жизнь нашего времени в ее отношениях к современной культуре", уже упоминавшийся выше, не потерял актуальности и сегодня. Особенно глубоко он изучал проблему садизма и мазохизма;

Генри ХэвлокЭллис (1859—1939) — английский врач и писатель, книги которого вызывали немалочисленные дискуссии.

Особо следует отметить австрийского психиатра Зигмунда Фрейда (1856—1939) — родоначальника психоанализа, о котором речь пойдет ниже.

Клинический этап развития сексологии характеризуется первым делом ослаблением жесткого биологического детерминизма в пользу сложных психологических теорий, а также расширением и усложнением самого понятия нормы.

Кроме того, клинический этап был в определенной мере обогащен возникшей только в XIX веке психиатрией, а позднее и психологией.

Статистический период

Клиническая сексология начала XX века рассматривала базовое понятие нормы в рамках моральных критериев, что вскоре перестало удовлетворять специалистов и исследователей. Определение того, что есть норма в реальном сексуальном поведении среднестатистического человека, невозможно без массовых опросов и статистических исследований, которые и начались во многих странах.

В России первое исследование такого рода, посвященное изучению сексуального поведения студентов, было проведено в 1903—1904 годах М. А. Членовым. Проводились они и в 1920-е годы в СССР (И. Г. Гельман, С. Я. Голосовкер, М. С. Бараш, Д. И. Лас и др.). Однако подобные исследования носили единичный характер, до ставшего переломным 1948 года, ознаменовавшего начало статистического (параметрического) этапа в развитии сексологии. Именно тогда вышел в свет первый том коллективного труда под редакцией и руководством американского биолога Альфреда Кинзи (1894—1956), который начал свои исследования еще в 1930-е годы. Он провел 19 тысяч интервью по стандартизированной матрице, содержащей 521 пункт информации. Итоги этой титанической работы были подведены в двухтомном труде "Сексуальное поведение мужчины" (1948) и "Сексуальное поведение женщины" (1953), который получил известность как "Отчет Кинзи".

В ходе исследований, проведенных А. Кинзи, выяснилось. что диапазон индивидуальных проявлений сексуальности человека гораздо шире, чем это представлялось ранее. Кроме того, стали более понятны возрастные и культурные проявления сексуальности у человека. И, наконец, благодаря его исследованиям обозначились связи между основными сексуальными характеристиками и проявлениями индивидов и целым спектром социальных факторов.

В целом можно утверждать, что именно работы А. Кинзи положили начало массовым социологическим исследованиям сексуального поведения человека, которые достаточно актуальны и для современной науки.

Психоаналитический период

Фактически основные психоаналитические положения были сформулированы за два-три десятилетия до выхода "Отчета Кинзи". Однако в связи с тем, что психоаналитический этап в становлении сексологии и сексопатологии еще далеко не закончен, его рассмотрение допускает нарушение хронологической последовательности.

Пожалуй, среди всех пионеров и основателей сексологии и сексопатологии наиболее известной фигурой является именно Зигмунд Фрейд. Безусловно, именно он первым открыл глаза общественности на роль сексуального поведения и сексуальности в целом в индивидуальной жизни человека, в его развитии, особенностях и склонностях, в его совместной жизни с другими людьми. 3. Фрейд рассматривал сексуальность как основу, базис человеческого существования. Источником мотивации всей деятельности человека, по Фрейду, является либидо (желание, влечение, сексуальная энергия), отсюда всякое эмоциональное удовлетворение по сути является сексуальным. 3. Фрейд изменил понятие "сексуального", вкладывая в него сущностный смысл:

"В первую очередь сексуальность отделяется от своей слишком тесной связи с гениталиями и рассматривается как более общая телесная функция, имеющая своей це- лью удовольствие и только опосредованно служащая целям воспроизводства". Выявление и структурирование 3. Фрейдом бессознательного уровня личности является одним из самых замечательных научных открытий XX века.

Не ограничиваясь исследованием индивидуального сексуального поведения. 3. Фрейд стремился обнаружить связь между потребностями индивида и этическими нормами, между моральными предписаниями и запретами он исследовал также роль символов в сексуальной сфере. Благодаря исследованиям 3. Фрейда о взаимосвязи сексуального и несексуального в природе человека, стало ясно, что нет личности без сексуальной сферы и нет секса без личностного контекста. Не менее ценным оказался вывод 3. Фрейда об толькой важности периода раннего детства каждого индивида, его первичных отношений с родителями как камертона всех будущих отношений в его жизни.

Шокирующим для всех слоев общества стало открытие 3. Фрейдом того, что половые девиации и перверзии являются не столько патологией, сколько фиксацией определенных стадий нормального психосексуального развития, либо гипертрофией отдельных его компонентов. Пережив период гневного осуждения, психоанализ не только утвердил себя как метод лечения невротических и психосексуальных расстройств, но и стал проникать в социальную психологию, искусствоведение, культурологию. Не только противники 3. Фрейда, но и его ученики и последователи часто критиковали психоанализ за пансексуализм. Однако расширительное толкование 3. Фрейдом либидо как первоисточника всей эмоциональной жизни индивида в определенной мере нейтрализовало критику.

Более обоснованы упреки в адрес предложенной им трактовки женской сексуальности. В определенной степени сам Фрейд не избежал сексизма, т. е. представления о изначальном неравенстве полов, что неудивительно, если вспомнить специфику того времени, когда жил и творил автор психоанализа.

Фрейдовская теория детской сексуальности при явной ценности некоторых наблюдений и выводов, подтвердивших прозорливость ее автора в ряде положений, подверглась серьезной и обоснованной критической переработке.

До сих пор не утихают споры по поводу так называемой психогидравлической модели сексуальности Фрейда, согласно которой энергия индивида реализуется в зависимости от типа культуры того общества, в котором он существует. Количество этой энергии фиксировано и ограничено, поэтому каждый человек вынужден выбирать между собственной сексуальной активностью и определенными видами деятельности, принятыми в том или ином обществе. Именно в этом 3. Фрейд видел неустранимый конфликт между сексуальностью и культурой. Подавление сексуальности порождает неврозы у личности, а ее свободное проявление — упадок культуры общества.

В целом же влияние психоанализа на сексологию и сексопатологию и сегодня достаточно выражено.

Психофизиологический период

К 60-м годам нашего столетия исследователи почувствовали определенный пробел в знаниях физиологии самого копулятивного цикла (совокупления). Этот пробел по-пытались восполнить американские специалисты Уильям Мастере (род. 1915) и Вирджиния Джонсон (род. 1925), которые в течение одиннадцати лет в условиях специально оборудованной лаборатории, применяя новейшие регистрационные методики, наблюдали и зафиксировали все физиологические характеристики более 10 тысяч полных половых циклов. В эксперименте участвовали 694 человека (312 мужчин и 382 женщины). Добровольцы подлежали тщательному предварительному обследованию, им гарантировалась полная анонимность. Экспериментам с добровольцами предшествовал этап исследований на проститутках (118 женщин и 27 мужчин).

В 1966 году У. Мастере и В. Джонсон опубликовали свой первый совместный труд "Человеческая сексуальная реакция". До появления этой книги, принесшей авторам всемирную известность, главным источником научных знаний о физиологической природе сексуальных реакций и о механизмах оргазма были субъективные представления врачей и рассказы пациентов. Понятно, что эти источники нельзя считать ни научными, ни достоверными, особенно когда речь идет о женщине, чьи сексуальные реакции не подвластны наружному наблюдению.

Авторы исследовали целый спектр сопутствующих проблем: значение размеров гениталий, природа партнерского взаимодействия, влияние сексуальной жизни на соматическое здоровье людей, сексуальный режим у спортсменов и немалое другое.

В 1970 году они выпустили вторую книгу — "Человеческая сексуальная неадекватность", посвященную методам лечения сексуальных расстройств.

У. Мастере и В. Джонсон фактически провозгласили новые принципы психотерапии, позволяющие корректировать поведенческие и психологические отклонения, исходя из исследований сексуальных реакций человека и психосоциальных обстоятельств, воздействующих на эти реакции.

В 1979 году У. Мастере и В. Джонсон издали свой третий труд —"Гомосексуальность в перспективе", в котором они рассмотрели результаты исследования гомосексуального поведения как мужчин, так и женщин в сравнении с гетеросексуальным.

Безусловно, сильной и уникальной стороной исследований У. Мастерса и В. Джонсон является физиологическая база, позволившая им сделать ряд объективных и достоверных выводов, некоторые из которых можно приравнивать к научным открытиям. В то же время сегодня становится все более ясно, что невозможно все сексуальные реакции человека описывать сугубо в рамках физиологии. Социальные, культурные и психологические компоненты в человеческой сексуальности могут не только обусловливать ряд физиологических реакций, но и менять их константы. Сексуальность нельзя изучить и понять на каком-то отдельном этапе исследований вне связи с контекстом, с психологическим миром индивида и социокультурным миром общества. Эти соображения, естественно, ни в коей мере не умаляют значимости работ У. Мастерса и В. Джонсон, определивших целый этап в развитии сексологической науки.

Особенности современного этапа

Современный этап развития сексологии и сексопатологии чаще называют системным или междисциплинарным. В. В. Кришталь и Б. Л. Гульман (1997) выделяют следующие системообразующие качества сексуального здоровья: формирование первичных и вторичных половых признаков, половое самосознание, полоролевое поведение, психосексуальная ориентация, сексуальные ощущения, сексуальные фантазии, сексуальные сценарии, любовь, мотивы полового акта, либидо, эрекция, эякуляция. оргазм, половая конституция, осведомленность в области психогигиены половой жизни, оценка проявлений сексуальности у себя и у партнера, психосексуальное удовлетворение. Именно интеграция перечисленных качеств формирует основные типы мотивации сексуального контакта, сексуального поведения и типов сексуальной культуры.

Мы уже приводили выше тезис о том, что человеческую сексуальность невозможно понять вне контекста общества и культуры. В принципе верно и обратное: трудно понять специфику общества, не зная характеристики сексуального поведения индивидов, составляющих это общество. В этом положении заложен смысл междисциплинарного этапа развития науки: только совместные усилия самых разных специалистов гарантируют научные "прорывы", возникновение которых видится именно на стыке этих различных дисциплин. Понятно, что это возможно только при условии преодоления междисциплинарной разобщенности за счет кооперации наук, принадлежащих к разным областям знания.

Описывая немалообразие подлежащих исследованию объектов, И. С. Кон (1988) останавливается на основных.

1. Реальное сексуальное поведение членов данного общества, характерные для них формы сексуальной активности.

2. Установки и ценностные ориентации членов общества, т. е. то, как они относятся к данным явлениям.

3. Социальные институты, в рамках которых протекает и которыми регулируется половая жизнь, например, формы брака и семьи.

4. Культурный символизм, в котором осмысляется значение сексуальности и ее проявлений, например, религиозные представления о природе половых различий, о сущности полового акта и т. п.

5. Обряды и обычаи, посредством которых оформляются события, значимые для их участников (брачные обряды, инициации, оргиастические праздники).

Научная кооперация специалистов и ученых различных специальностей, интересующихся сферой сексуального в рамках своих предметов, затрудняется междисциплинарной разобщенностью в целом и особенно разобщенностью между представителями общественных дисциплин, гуманитарных и естественных наук. Ни один феномен сексуальности (а часто и патологический симптом или синдром) не может быть адекватно осознан, оставаясь в пределах одной дисциплины, специальности, отрасли знания.

Международная Академия сексологических исследований со дня своего основания (1975) декларировала междисциплинарный подход как основной методологический принцип. Именно междисциплинарный взгляд на сексуальность человека обеспечил объективные предпосылки для создания новой клинической дисциплины — сексопатологии, призванной снять с повестки дня бесконечное противостояние "сексопатологов-интернистов" и "сексопатологов-психотерапевтов".

Формирование и специфика отечественной сексологии и сексопатологии

В начале XX века отечественная медицинская сексология характеризовалась энциклопедическим подходом к изучению сексуальных расстройств. Анализ распределения и специфики научной литературы по годам издания в определенной степени отражает развитие отечественной сексопатологии. В Российской Национальной библиотеке насчитывается около 1500 публикаций по этой дисциплине, появившихся с конца XVIII века по настоящее время.

Следует отметить, что основной массив книг, изданных до 1917 года, составляют переводы иностранной литературы. Значительное количество изданий выпущено с 1917 по 1930-е годы, затем отмечается резкий спад публикаций по этой теме вплоть до начала 1960-х годов и новое увеличение количества изданий в последние годы. Очевидно, что выявленная закономерность отражает общую динамику социально-политической ситуации в стране (А. Ц. Масевич. Л. М. Щеглов, 1985). Проводившиеся до 1917 года и в первые годы советской власти отечественные социологические исследования в области сексологии ("половые переписи") постепенно привели исследователей к осознанию междисциплинарного характера медицинской сексологии.

Попытки создать условия для совершенствования врачей, специализировавшихся на вопросах сексопатологии, осуществлялись задолго до официального признания этой специальности. В 1963 году в городе Горьком (ныне Нижний Новгород) под руководством профессора Н. В. Иванова впервые в нашей стране прошел Всесоюзный семинар по подготовке врачей-сексопатологов. С 1973 года отделение сексопатологии Московского научно-исследовательского института психиатрии Министерства здравоохранения РСФСР выполняет функции Всесоюзного научно-методического центра по вопросам сексопатологии, координирующего деятельность сексопатологов по всей стране.

Важным событием явился выход в свет монографии А. М. Свядоща "Женская сексопатология" (1974), и книга "Введение в сексологию" И. С. Кона, в 1988г., которая по сегодняшний день остается методологической базой сексологов и сексопатологов нашей страны.

В 1970-е годы произошло становление отечественной сексологической службы, состоявшей из сети сексологических кабинетов в крупных городах и столицах республик. Первым документом, регулировавшим деятельность зарождающейся сексологической службы, явился приказ Министерства здравоохранения СССР № 920 от 22 ноября 1978 года, в котором отмечалось неудовлетворительное состояние лечебно-профилактической помощи больным с половыми расстройствами.

По решению Министерства просвещения СССР в 1983 году в школах нашей страны были введены курсы "Гигиеническое и половое воспитание" в 8 классе (12 часов) и "Этика и психология семейной жизни" в 9 и 10 классах (34 часа). Однако практика показала, что в подавляющем большинстве случаев просвещение, проводимое в рамках указанных программ, не отвечало ни принципам, ни целям полового воспитания. Здесь можно выделить следующие причины:

Господство в обществе репрессивного, морализаторского отношения к сексуальности. Во немалом это явление порождено вековыми предрассудками, согласно которым проявление сексуальности считалось непристойным, а сама тема — запретной. Исходя из этих положений, в обществе широко распространено мнение о вредности открытого и откровенного обсуждения проблем пола.

Отсутствие профессиональных кадров воспитателей. По сути дела речь идет о "воспитании воспитателей". Низкая сексологическая грамотность педагогов часто не позволяет им адекватно отвечать поставленным задачам, что сводит к нулю половое воспитание в школе. Родителям не менее трудно преодолевать барьеры, воздвигнутые их собственным воспитанием. Учитывая психологические особенности подросткового возраста, когда родители и педагоги чаще исключаются из референтной группы подростка, следует согласиться с Д. Н. Исаевым и В. Е. Каганом (1979), предлагающими врача в роли центральной фигуры организации полового воспитания.

Организация полового воспитания в стране представляется возможной при последовательной реализации трех этапов:

1.Половое воспитание педагогов.

2.Половое воспитание родителей (фактически речь идет обо всем взрослом населении страны).

3.Половое воспитание детей и подростков.

Изданный 10 мая 1988 года приказ Министерства здравоохранения СССР № 370 "О дальнейшем совершенствовании сексопатологической помощи населению" и по сей день является основным документом, регулирующим и регламентирующим деятельность сексопатологической службы в стране. Благодаря ему номенклатура врачебных специальностей и врачебных должностей впервые пополнилась новой специальностью ("67. сексопатолог") и должностью ("95. врач-сексопатолог").

Подготовка врачей по сексопатологии возложена на Центральный (в Москве) и Санкт-Петербургский институты усовершенствования врачей.

Сексологическая служба в нашей стране построена на принципе амбулаторной помощи, не лишающей пациентов привычного уклада жизни: они продолжают трудовую деятельность и сохраняют сексуальную активность. Необходимость госпитализации (в отделения неврозов либо в дневные стационары психоневрологических диспансеров) возникает только в случаях острых психопатологических состояний.

В последние годы в стране наблюдается широкое распространение негосударственных коммерческих лечебных заведений, предлагающих услуги сексопатологов. Развитие этого вида медицинской практики отражает большой потребительский спрос со стороны общества

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.troek.net/


Страницы: 1, 2