Реферат: Пол и сексуальность Детерминанты пола
Реферат: Пол и сексуальность Детерминанты пола
Чаще
пол определяется как "совокупность морфологических и физиологических
особенностей организма, обеспечивающих половое размножение, сущность которого сводится
в конечном счете к оплодотворению" Слова "пол" и
"секс", формально являясь синонимами, по сути имеют различное
значение. К "половым" обычно относят явления, связанные с
дифференцировкой мужчин и женщин по любым свойствам и признакам, в то время как
"сексуальные" отношения подразумевают чувства и переживания, имеющие
эротическую окраску.
В
природе существуют различные формы размножения, древнейшее из которых —
бесполое размножение (конъюгация), характерное для простейших. Известно, что
основной отличительной чертой бесполого размножения является возникновение
новой (дочерней) особи без предварительного слияния исходной (материнской)
особи с другой.
Подавляющее
большинство всех населяющих Землю видов живых существ размножается половым
путем, необходимым условием которого является наличие половых клеток (гамет). У
немалоклеточных животных женские гаметы (яйцеклетки) и мужские (сперматозоиды)
вырабатываются в специальных половых железах (гонадах), подразделяемых на
женские (яичники) и мужские (семенники). Встреча гамет и их слияние
(оплодотворение) обеспечиваются наличием у мужских и женских особей специальных
половых органов.
Соматические
клетки всех высших организмов у обоих полов имеют одинаковый двойной набор
аутосом, но разные половые хромосомы. При этом женский пол обладает одним типом
гамет (в яичниках образуются хромосомы типа X), мужской пол — двумя типами
гамет (в семенниках образуются хромосомы типов Х и У).
Таким
образом, следует, что у млекопитающих (включая человека) пол зародыша определяется
сингамно, т. е. при акте оплодотворения.
Формирование
пола продолжается от момента зачатия и до половой зрелости, когда проявляется
сформировавшаяся направленность полового влечения и происходит адекватный выбор
сексуального партнера. Формирование пола осуществляется длительно, от стадии к
стадии, а отнюдь не определяется по факту рождения младенца мужского либо
женского рода.
Становление
пола начинается с формирования генетического пола, определяемого набором
хромосом. Сформировавшийся генетический пол обусловливает гонадный пол ,
который иногда называют истинным, т. к. он определяется строение половой
железы. Гаметный пол , т. е. способность половой железы образовывать
сперматозоиды или яйцеклетки, является следующим уровнем формирования пола. От
гонадного пола зависит и гормональный пол , т. е. способность половой железы
секретировать специфические половые гормоны. Специфика гормональных воздействий
определяет морфологический пол субъекта и первым делом строение и развитие его
внутренних и наружных половых органов и наличие вторичных половых признаков.
Гражданский
(или акушерский) пол определяется по первичным половым признакам при рождении.
После появления на свет человек вступает в длительный период соматополового
развития, т.е. развитие первичных и вторичных половых признаков и
психосексуального развития -- становление полового самосознания, полоролевого
поведения и психосексуальной ориентации. Этот период имеет отношение к полу
воспитания (психологическому полу).
Вредные
воздействия могут приводить к деформации формирования пола на любом из
перечисленных этапов рассмотренной схемы. Сексуальное здоровье человека зависит
как от тонких механизмов дифференциации пола в эмбриональном периоде так и от
социально-психологических и культурных факторов его дальнейшего развития как
личности.
Значение
раздельнополости в эволюционном процессе вскрыто в теории В. А. Геодакяна
(1965; 1968; 1971), доказавшего, что процесс самовоспроизводства любой
биологической системы включает в себя две противоположные тенденции:
наследственность (консервативный фактор, который стремится сохранить неизменные
родительские признаки у потомства) и изменчивость (качество, благодаря которому
у каждого следующего поколения все же появляются новые признаки). При этом, как
уже говорилось, роль женского пола — отвечать за неизменность, а мужского —
обеспечивать изменчивость.
Соотношение
этих двух тенденций и превалирование одной над другой определяются
изменяющимися условиями внешней среды. Если они благоприятны для вида в целом и
относительно неизменны, то воспроизводство сводится в основном к увеличению
числа особей, т. е. результатом воспроизводства является приращение количества
при неизменном качестве.
Если
же условия среды меняются настолько, что это создает для вида необходимость приспосабливаться
к ним за счет выработки новых качеств, то на первый план выходит тенденция
изменчивости.
Эта
же теория выявила факт, всилу которого любой поток информации из внешней среды
сначала воспринимается самцами и лишь потом попадает к самкам. Именно этим
объясняется факт повышенной смертности самцов (мужчин) по сравнению с самками
(женщинами). Используя термины кибернетики, можно сказать, что самцы
олицетворяют "оперативную, кратковременную" память вида, а самки —
"постоянную, долговременную". Таким образом любая новая информация об
изменениях условий обитания и появлении новых типов воздействий среды попадает
сначала в "оперативную" память популяции, а затем в
"постоянную" память вида.
Психосексуальное развитие и полоролевое поведение
Одним
из компонентов зрелой личности является половое сознание, под которым
понимается осознание человеком самого себя как носителя определенного пола, а
также выработку системы установок, регламентирующих сексуальное поведение. В
динамике становления полового сознания Г. С. Васильченко (1977) выделяет четыре
основные стадии:
1.
Понятийная стадия. Характеризуется тем, что возникающие представления (понятия)
о половых различиях лишены специфической чувственной окраски. Постепенно
ребенок осознает, что и взрослые, и его товарищи по играм разделяются на мужчин
и женщин, мальчиков и девочек. На первых этапах этой стадии роль основных
критериев для разделения полов в сознании ребенка играют внешние признаки
(одежда, прическа и т. д.). Далее ребенок начинает осознавать, что половые
различия связаны с разницей в телосложении и в строении половых органов.
Зачастую проявляемый интерес детей этого возраста к гениталиям детей
противоположного пола •совершенно не имеет специфически чувственной окраски и
является, по сути, чисто исследовательским интересом. Однако взрослые,
столкнувшись с так называемыми социосексуальными играми (игра "в папу и
маму", "в доктора" и т. п.), включающими элементы обнажения
детей, столь бурно и отрицательно на это реагируют, что фактически сами впервые
"впечатывают" в сознание ребенка ощущение того, что все, связанное с
половыми органами, окружено тайной и неприлично.
Очень
важно усилить на этой стадии контроль за процессом формирования полового
самосознания ребенка, в котором следует обратить особое внимание на два
компонента:
—
полоролевая ориентация, т. е. представления ребенка о том, насколько его
качества соответствуют принятым требованиям мужской или женской роли;
—
полоролевые предпочтения, т. е. какую половую роль ребенок предпочитает в ситуации
свободного выбора.
Какие-либо
несовпадения полоролевой ориентации и полоролевых предпочтений могут быть
признаками возможной сексуальной патологии.
В
этом возрасте возникают первые вопросы о поле, и взрослые должны не уклоняться
от них, а давать удовлетворяющие ребенка ответы.
Эти
вопросы естественны: ребенок пытается осмыслить себя и окружающий его мир.
Объяснения должны соответствовать пониманию ребенка. Целью этих бесед. должно
стать не только обеспечение ребенка информацией, но и установка на то, что
отношения между полами естественны и нормальны. Чаще всего это вопросы о
рождении ("откуда берутся дети?"). Не менее распространены вопросы об
отличительных признаках полов. Получение ребенком правдивой и понятной
информации часто снижает интерес к ним.
2.
Романтическая (платоническая) стадия . Основная характеристика этого периода —
наличие эмоционального компонента. Эротические фантазии, которые типичны для
данной стадии, чаще всего, отражают содержание прочитанных к этому возрасту
книг ("рыцарские" романы, вестерны с благородными героями-ковбоями, и
т. п. литература, где описаны ситуации спасения прекрасной девушки от злодеев).
В этой стадии возможно появление влюбленности ("первая любовь",
"детская любовь") По мнению И. С. Кона (1973), у девочек раньше
возникают сложные формы рефлексии, чувство одиночества; у них сильнее
потребность во взаимопонимании, психологической близости; они раньше, чем
мальчики, и в 3—4 раза чаще пишут стихи, ведут дневники; у них раньше и сильнее
проявляется интерес к внутреннему миру литературных героев; преобладает
ориентация на словесное общение, а не на совместную деятельность. Девочки
раньше и в два раза чаще, чем мальчики, проявляют озабоченность собственной
внешностью, они охотнее отдают предпочтение мужскому статусу, чем мальчики
женскому; девочки свободнее в общении с мальчиками, чем мальчики с девочками;
потребности в достижении своих целей и ориентация на будущую взрослую жизнь у
мальчиков выше.
В
это время весьма часто обостряются отношения подростков с родителями (возникает
так называемый конфликт "отцов и детей"). Как отмечают Д. Н. Исаев и
В. Е. Каган (1979), исток ухудшения отношений лежит в стремлении подростков к
самостоятельности, к достижению статуса взрослых и свойственная подросткам всех
времен потребность в группировании со сверстниками.
Родителям
и педагогам не следует иронически относиться к подростковой влюбленности,
напротив, эти проявления должны оцениваться положительно и с должным
пониманием.
3.
Сексуальная стадия. Резкий скачок в физическом развитии обусловливает
особенности подростковой и юношеской сексуальности. "Некуда девать
удлиняющиеся руки и ноги, за один учебный год становится мала парта, мото-рика
приобретает черты угловатости и неловкости, трудно управлять голосом, новизна
формирующейся груди и ощущение первых менструаций у девочек, необычность
полового напряжения и его разрядка при поллюциях у мальчиков — вот далеко не
полный перечень волнующих подростка телесных сенсаций» (Н. Исаев, В. Е. Каган,
1979). Период юношеской гиперсексуальности преимущественно характерен для
мальчиков и часто сопровождается длительными эрекциями с выраженным половым
возбуждением, необузданными эротическими фантазиями и т. п. Необходим
дифференцированный подход к пониманию такого явления подростковой и юношеской
сексуальности, как мастурбация.
Старый
спор о вреде или пользе мастурбации в значительной мере определяется неверной
постановкой вопроса, так как существует не один, а несколько типов мастурбаций,
часто имеющих между собой весьма мало общего (детская генитальная игра, не
связанная с семяизвержением и оргазмом; снижающая напряжение мастурбация
периода юношеской гиперсексуальности; мастурбация как временная замена
отсутствующей нормальной половой жизни у взрослых; вынужденная, навязчивая
мастурбация, вытесняющая прочие формы половой жизни и т. д.).
Подростковая
и юношеская мастурбация статистически является наиболее массовой. С одной
стороны, она служит средством разрядки полового напряжения, вызываемого
физиологическими причинами, с другой — стимулируется психическими факторами:
примером сверстников, желанием проверить свою половую потенцию, получить
чувство удовлетворения и т. д.
Осведомленность
родителей о подростковой мастурбации еще ниже. Заметив признаки мастурбации у
своих детей, родители чаще всего бывают потрясены, испуганы и реагируют резко
негативно: начинаются запугивания, запреты и даже физические наказания. В
лучшем случае они демонстрируют к этому проявлению развивающейся сексуальности
подростка брезгливо-презрительное отношение.
Сексуальные-фантазии
подростков в этой стадии существенно отличаются от эротических фантазий
предыдущей, платонической стадии: здесь можно говорить о наличии образов
конкретного сексуального контакта. В этом возрасте половое воспитание юношей и
девушек с использованием медицинской терминологии (полюции, менструации,
эрекции, оргазм и т. п.) становится необходимым. Принимая во внимание тот факт,
что часть подростков вступает в половые контакты до 16 лет, следует
сосредоточить половое просвещение на вопросах контрацепции и профилактики
венерических заболеваний.
4.
Стадия зрелого полового сознания. Основным отличием этой стадии является
гармоничное соотношение всех компонентов предыдущих стадий (понятийного,
возвышенно-романтического и специфически сексуально-чувственного) по
сложившейся системе морально-этических критериев.
Представления
3. Фрейда о процессе психосексуального развития предполагают в качестве
основной и определяющей модели для подражания в раннем детском возрасте фигуру
родителя того же пола.
Именно
в это время ребенок подвергается социализации, вступающей в конфликт с его
эгоистическими потребностями. Начинается активное использование местоимения
"я", познание таких понятий, как "можно",
"нельзя", "стыдно", "плохо", "хорошо",
"неприлично" и т. п., ранее неведомых для ребенка ("Крошка сын к
отцу пришел, и спросила кроха..."). Не случайно в это время у детей
появляются негативизм и упрямство, своеволие, реакции эмансипации и проявления
деспотизма, механизм которых направлен на отстаивание своего "Я" и
преодоление зависимости от родителей. В этом следует видеть не признаки
"испорченности", а первые сумбурные проявления личности,
"самости".
Родителям
следует понимать особенности этого возраста и постараться пройти между
подавлением личности ребенка, чреватым последующей его пассивностью и
зависимостью и деспотическим манипулированием ребенком своими родителями, а
впоследствии и окружающими людьми. Формирование "Я" проявляется также
в детской любознательности, в форме бесконечных "почему?".
К
пяти годам ребенок усваивает основные представления о своей роли, поведении,
взаимодействии с взрослыми.
К
семи годам он становится менее спонтанным, утрачивает непосредственность и
наивность. В это время у него появляются собственные переживания, которые не
хочется открывать взрослым, формируются представление о себе, самооценка,
самолюбие, самоуважение. Меняется и отношение к взрослым, к окружающим людям
(Л. С. Выготский, 1984).
Препубертатный
возраст характеризуется отсутствием внешних признаков развивающейся сексуальности,
что косвенно подтверждает положение 3. Фрейда о периоде латентной
сексуальности. Сексуальное поведение мальчиков и девочек препубертатного
возраста подражательно, носит характер поиска информации, ознакомления с
проблемой, пробного осознания своей маску-- линности или фемининности.
Отдельно
следует рассмотреть пубертатный период, из которого выходит уже фактически
взрослый человек. Границы этого периода простираются от менархе (первой
менструации) и эякулярхе (первого семяизвержения) до остановки роста.
Заканчивается
он репродуктивной зрелостью, завершающей соматическое половое развитие, когда
организм готов к воспроизведению вида. Признаками репродуктивной зрелости
являются у женщины регулярные овуляторные циклы, а у мужчины — регулярная
продукция зрелых и полноценных сперматозоидов. Чаще этот период определяют в
возрастных границах от 12—13 до 17—18 лет.
Бурная
телесная перестройка в этом возрасте вызывает ряд эмоциональных проблем, таких,
как сомнение в правильности своего развития и роста, тревожно-мнительное
отношение к собственной внешности, неуверенность в собственном соответствии
образцам маскулинности и фемининности, принятым в соответствующей культуре и в
подростковой субкультуре. Возникают идеи о собственной малоценности,
непривлекательности, даже уродливости (подростковая дисморфофобия, синдром
Квазимодо или комплекс "гадкого утенка"). Особое значение придается
наиболее демонстративным ориентирам повзросления — развитию вторичных половых
признаков.
Особенности
подростковой психики определяются первым делом разрывом, диссоциацией между
зрелостью физической, психической и социальной. Именно эта диссоциация и
обуславливает определение подросткового возраста как "трудного". По
данным А. Е. Личко (1983), физическая зрелость у подростков опережает
социальную в среднем на пять-семь лет.
Подростковый
период вновь возвращает юношу или девушку к проблеме половой идентичности,
когда критерий маскулинности и фемининности приобретают откровенно сексуальный
оттенок. Этот акцент пронизывает всю сферу межличностных отношений подростка,
определяя следующие типичные реакции (А. Е. Личко, 1975; 1983; 1986):
—
Реакция эмансипации. Состоит в явном стремлении освободиться от контроля, опеки
и руководства со стороны взрослых. Внешне это может проявляться в негативизме
по отношению к родителям, учителям, стремлении противоречить, поступать
по-своему. Реакция может протекать мягко, выражаясь только в тренинге
механизмов самоутверждения, и бурно, в виде бунта против всего "мира
взрослых" с его ценностями, доходя порой до антисоциального поведения.
—
Реакция группирования. Проявляется в мощном стремлении сплотиться со
сверстниками. Чем меньше значения подросток в это время придает оценке своих
действий со стороны взрослых, тем больше он зависим от мнения сверстников.
Подростковая
субкультура приводит к формированию микрогрупп с жесткой иерархической
структурой, внутригрупповым символизмом поведения и языка, своими обрядами,
традициями, системой наказаний и поощрений, своей территорией и т. п.
Понятно,
что в крайнем выражении это может привести к созданию криминальной микрогруппы
(шайки, банды, группировки).
—Реакция
увлечений. По А. Е. Личко, представляет собой сплав увлечений и интересов.
Особенность подростковых хобби — это стремление к легкому, поверхностному общению,
которое не столь логично и информативно, сколь эмоционально. Хобби могут быть
какими угодно: от футбольного "фанатизма" до накопительства.
Отдельного исследования требует увлечение компьютером, предоставляющим
возможность погружения в виртуальную реальность.
Взрыв
сексуальности в этом возрасте вызывает активную подростковую-мастурбацию,
практикуемую, по данным А. Кинзи, 96% мужчин и 62% женщин . Причем, как
подтвердили исследования Г. С. Васильченко (1977), наиболее высокий процент был
выявлен среди сексуально здоровых мужчин, а наименьший — среди лиц, страдающих
сексуальными расстройствами. По данным А. М. Свядоща (1984), не
мастурбировавшие в пубертатном периоде женщины, став взрослыми, в три раза чаще
страдают аноргазмией, чем мастурбировавшие.
Страницы: 1, 2
|