рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: ОТНОШЕНИЯ В КОМАНДЕ СПОРТСМЕНОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СИНХРОННЫМ ПЛАВАНИЕМ рефераты

Что касается отрицательного отношения, то оно преимущественно связано с проигрышами команды на соревнованиях и редкостью выступлений. О зависти со стороны товарищей по команде в отношении собственных успехов упомянула только одна девочка, отметив, что это бывает иногда.


ВЫВОДЫ.

На основании результатов, полученных при анализе проведенного исследования, можно сказать о том, что дети, посещающие группу синхронного плавания, имеют недостаточно конкретное представление о команде. Они смешивают понятие команды с понятием группы, причем в очень узком смысле этого слова, а именно, для них команда – это несколько спортсменок, выполняющих групповую произвольную программу.  Дети не умеют работать в команде и не знают, что это значит. Это позволяет сделать неутешительный прогноз о том, что к более старшему возрасту большинство детей, не показавших выдающихся успехов в индивидуальной программе или дуэтах, скорее всего, перестанет посещать тренировки.

В  начале исследования нами была выдвинута гипотеза, о том, что команда не сплочена. Результаты исследования показали, что команды просто нет, а положительные выборы, осуществленные в  социометрии, основываются, скорее, на взаимной симпатии и удовольствии от общения друг с другом, не обусловленным совместной деятельностью, а основанные на возрастных особенностях детей. Из анализа рисуночных методик можно видеть, что не все девочки отождествляют себя с группой и, скорее направлены на индивидуальную реализацию себя как спортсменок, чем на участие в групповых упражнениях. Приоритет индивидуальных упражнений над групповыми в синхронном плавании является спорным не только для тренера и команды в целом, но и для самой спортсменки. Если она не сможет быть выдающейся в индивидуальной программе, то место в группе – это то, что позволит ей чего-то добиться в спорте и чувствовать себя успешной, разделяя успех команды. К тому же, возраст 7 – 9 лет – это тот возраст, когда ребенок приобретает умение работать рядом с другими людьми в составе команды.

На этом  возрастном этапе для детей большое значение имеют взрослые, выступающие в роли учителя и носителя знаний и социальных норм. Взрослые являются значимыми лицами и имеют большое влияние, в том числе и на то, каким образом у ребенка будут строиться отношения со сверстниками.  Для детей, занимающихся спортом, таким значимым взрослым становится тренер. Если судить по результатам рисуночных методов и методики «Тест неоконченных предложений», то выясняется, что в обследованной нами группе, тренер не играет такой уж существенной роли в формировании отношений между детьми и не помогает формированию у них адекватного образа команды.

Исходя из всего вышесказанного, можно порекомендовать тренеру, пользуясь возрастными особенностями детей, приложить усилия не только к формированию у них технических навыков, но и к формированию команды и целостного образа команды у детей. Для этого необходимо обратиться к опыту формирования команды в игровых командных видах спорта. Во время тренировок давать больше упражнений, для выполнения которых требуются усилия не одного или двух человек, и даже не просто группы детей, а такой группы, которая должна работать командой для достижения определенного результата. Позволить детям самим в некоторых упражнениях осуществлять контроль друг над другом, с указанием технических ошибок и, главное, возможностей для их исправления и устранения, обращая внимание на позитивные моменты. Спортивные сборы, летний спортивный лагерь, групповое посещение различных мероприятий (театр, балет, спортивные соревнования), какие-то выработанные традиции (например, совместное празднование дней рождений или каких-то других значимых дат) так же имеют большое значение для сплочения команды.

    Необходимо объяснить детям, что такое команда и для чего им нужно работать в команде с указанием на цели и задачи, которые тренер ставит перед командой. Желательно при этом получить обратную связь для того, чтобы знать, какова мотивация занятий у детей, какие цели и задачи ставят они перед собой, и соотнесясь с полученной информацией выстраивать свое взаимодействие с ними. 

 Вероятно, это будет достаточно сложно, т. к. ни у тренера, ни у детей нет образца спортивной команды по синхронному плаванию. Но, тем не менее, этот вид спорта имеет перспективы развития только как командный вид спорта, (в связи с последними изменениями в олимпийской программе, только групповая произвольная программа является олимпийским упражнением)    поэтому, мы считаем, что усилия, приложенные к формированию команды, будут вознаграждены повышением успешности спортсменок и наличием сформированной полноценной команды.


Приложение 1.

Тест неоконченных предложений

1.  Думаю, что моя команда редко…

2.   Если все товарищи по команде против меня, то…

3.   Я всегда хотела…

4.   Будущее в спорте кажется мне…

5.   Мой тренер…

6.   Если бы я правильно тренировалась…

7.   Я тренируюсь много, но…

8.   Когда я впервые подумала о спорте…

9.   Когда я вижу спортсмена…

10.       Когда я вижу спортсменку…

11.       Когда ждешь спортивной победы…

12.       Судьи в спорте всегда…

13.       Честная победа в спорте…

14.       Сделала бы все, чтобы забыть…

15.       Когда у меня успех, мои товарищи…

16.       Если в спорте огромные трудности…

17.       Победа моей команды…

18.       Мой личный успех на соревновании…

19.       Когда необходимо рисковать…

20.       Если я очень устаю на соревновании…

21.       Спортивное достижение – это…

22.       Если на соревновании сильный противник…

23.       Если есть свободное время…

24.       Мало кто знает, что я боюсь…

25.       В моей ссоре с товарищами по команде…

26.       Не люблю людей, которые…

27.       Иногда в душе моей просыпается…

28.       Я к своим товарищам отношусь…

29.       Моей большой ошибкой было…


Приложение 2.

Социоматрица Таблица группировок
Кого выбирали
Кто выбирал 1 2 3 4 5 6 1 2 4 5 6 3
1. Кс. + - + + + 1. Кс. + + + + -
2. И. + - + + + 2. И. + + + + -
3. Л. + + + + + 4. Т. + + + +
4. Т. + + + + 5. К. + + + + -
5. К. + + - + + 6. М. + - + + -
6. М. + - - + + 3. Л. + + + + +
выбор 5 4 - 5 5 5
взаимовыбор 4 3 - 4 4 3
отрицательные - 1 4 - - -
взаимоотриц. - - - - - -
Р+

Список литературы.

1.   Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии. – М.,1998.

2.   Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.

3.   Богданова Д. Я. Занимательная психология спорта. т. 2 – М.,1993.

4.   Божович Л. И. Проблемы формирования личности. – М. - Воронеж, 1995.

5.   Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.,1999.

6.   Выготский Л. С. Собр. сочинений в 6-ти томах. т 4. – М., 1984.

7.   Годфруа Ж. Что такое психология? – М., 1996.

8.   Григорьянц И.А. О перспективах развития психологии спорта. -  «Теория и практика физической культуры». №5, 1997.

9.   Коледа В. А. Психология физической подготовки молодежи. – Минск, 1990.

10.        Марищук В. Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. – М., 1984.

11.        Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998.

12.        Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. – М., 1996.

13.        Практикум по общей психологии. – М., 1990.

14.        Попов А.Л. Психология спорта. – М., 1998.

15.        Рыжонкин Ю.Я. Практика организации спортивно-игровой команды./Психология спортивной деятельности. – Казань, 1985.

16.        Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития. – «Вопросы психологии». №5, 1996.

17.        Степанова С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М., 1997.

18.        Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. - М.

19.        Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. – М., 1994.

20.        Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1998.

21.        Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М. – Воронеж, 1995.

22.        Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 1996.

23.        Bodner S. Experimental training, A stepping stone for work teams, CSWT Reports, 1997.

24.        Boldwell D. High performance team,1996.

25.        Folsom J. Статьи по командообразованию. Интернет – страница компании The Wings.

26.        Katzenbach J., Smith D. The wisdom of teams. Harvard business school press, 1993.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6