Реферат: ОТНОШЕНИЯ В КОМАНДЕ СПОРТСМЕНОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СИНХРОННЫМ ПЛАВАНИЕМ
Что касается отрицательного отношения, то оно
преимущественно связано с проигрышами команды на соревнованиях и редкостью
выступлений. О зависти со стороны товарищей по команде в отношении собственных
успехов упомянула только одна девочка, отметив, что это бывает иногда.
ВЫВОДЫ.
На основании результатов, полученных при анализе
проведенного исследования, можно сказать о том, что дети, посещающие группу
синхронного плавания, имеют недостаточно конкретное представление о команде.
Они смешивают понятие команды с понятием группы, причем в очень узком смысле
этого слова, а именно, для них команда – это несколько спортсменок, выполняющих
групповую произвольную программу. Дети не умеют работать в команде и не знают,
что это значит. Это позволяет сделать неутешительный прогноз о том, что к более
старшему возрасту большинство детей, не показавших выдающихся успехов в
индивидуальной программе или дуэтах, скорее всего, перестанет посещать
тренировки.
В начале исследования нами была выдвинута гипотеза,
о том, что команда не сплочена. Результаты исследования показали, что команды
просто нет, а положительные выборы, осуществленные в социометрии,
основываются, скорее, на взаимной симпатии и удовольствии от общения друг с
другом, не обусловленным совместной деятельностью, а основанные на возрастных
особенностях детей. Из анализа рисуночных методик можно видеть, что не все
девочки отождествляют себя с группой и, скорее направлены на индивидуальную
реализацию себя как спортсменок, чем на участие в групповых упражнениях.
Приоритет индивидуальных упражнений над групповыми в синхронном плавании
является спорным не только для тренера и команды в целом, но и для самой
спортсменки. Если она не сможет быть выдающейся в индивидуальной программе, то
место в группе – это то, что позволит ей чего-то добиться в спорте и
чувствовать себя успешной, разделяя успех команды. К тому же, возраст 7 – 9 лет
– это тот возраст, когда ребенок приобретает умение работать рядом с другими
людьми в составе команды.
На этом возрастном этапе для детей большое значение
имеют взрослые, выступающие в роли учителя и носителя знаний и социальных норм.
Взрослые являются значимыми лицами и имеют большое влияние, в том числе и на
то, каким образом у ребенка будут строиться отношения со сверстниками. Для
детей, занимающихся спортом, таким значимым взрослым становится тренер. Если
судить по результатам рисуночных методов и методики «Тест неоконченных
предложений», то выясняется, что в обследованной нами группе, тренер не играет
такой уж существенной роли в формировании отношений между детьми и не помогает
формированию у них адекватного образа команды.
Исходя из всего вышесказанного, можно
порекомендовать тренеру, пользуясь возрастными особенностями детей, приложить
усилия не только к формированию у них технических навыков, но и к формированию
команды и целостного образа команды у детей. Для этого необходимо обратиться к
опыту формирования команды в игровых командных видах спорта. Во время
тренировок давать больше упражнений, для выполнения которых требуются усилия не
одного или двух человек, и даже не просто группы детей, а такой группы, которая
должна работать командой для достижения определенного результата. Позволить
детям самим в некоторых упражнениях осуществлять контроль друг над другом, с
указанием технических ошибок и, главное, возможностей для их исправления и
устранения, обращая внимание на позитивные моменты. Спортивные сборы, летний
спортивный лагерь, групповое посещение различных мероприятий (театр, балет,
спортивные соревнования), какие-то выработанные традиции (например, совместное
празднование дней рождений или каких-то других значимых дат) так же имеют
большое значение для сплочения команды.
Необходимо объяснить детям, что такое команда и
для чего им нужно работать в команде с указанием на цели и задачи, которые
тренер ставит перед командой. Желательно при этом получить обратную связь для того,
чтобы знать, какова мотивация занятий у детей, какие цели и задачи ставят они
перед собой, и соотнесясь с полученной информацией выстраивать свое
взаимодействие с ними.
Вероятно, это будет достаточно сложно, т. к. ни у
тренера, ни у детей нет образца спортивной команды по синхронному плаванию. Но,
тем не менее, этот вид спорта имеет перспективы развития только как командный
вид спорта, (в связи с последними изменениями в олимпийской программе, только
групповая произвольная программа является олимпийским упражнением) поэтому,
мы считаем, что усилия, приложенные к формированию команды, будут вознаграждены
повышением успешности спортсменок и наличием сформированной полноценной
команды.
Приложение 1.
Тест неоконченных предложений
1. Думаю, что моя команда редко…
2.
Если все товарищи
по команде против меня, то…
3.
Я всегда хотела…
4.
Будущее в спорте
кажется мне…
5.
Мой тренер…
6.
Если бы я
правильно тренировалась…
7.
Я тренируюсь
много, но…
8.
Когда я впервые
подумала о спорте…
9.
Когда я вижу
спортсмена…
10.
Когда я вижу спортсменку…
11.
Когда ждешь
спортивной победы…
12.
Судьи в спорте
всегда…
13.
Честная победа в
спорте…
14.
Сделала бы все,
чтобы забыть…
15.
Когда у меня
успех, мои товарищи…
16.
Если в спорте
огромные трудности…
17.
Победа моей
команды…
18.
Мой личный успех
на соревновании…
19.
Когда необходимо
рисковать…
20.
Если я очень
устаю на соревновании…
21.
Спортивное
достижение – это…
22.
Если на
соревновании сильный противник…
23.
Если есть
свободное время…
24.
Мало кто знает,
что я боюсь…
25.
В моей ссоре с
товарищами по команде…
26.
Не люблю людей,
которые…
27.
Иногда в душе моей
просыпается…
28.
Я к своим
товарищам отношусь…
29.
Моей большой
ошибкой было…
Приложение 2.
Социоматрица |
|
|
|
|
|
|
|
Таблица группировок |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кого выбирали |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кто выбирал |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
1 |
2 |
4 |
5 |
6 |
3 |
1. Кс. |
|
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
|
1. Кс. |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
2. И. |
+ |
|
- |
+ |
+ |
+ |
|
2. И. |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
- |
3. Л. |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
|
4. Т. |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
4. Т. |
+ |
+ |
|
|
+ |
+ |
|
5. К. |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
- |
5. К. |
+ |
+ |
- |
+ |
|
+ |
|
6. М. |
+ |
- |
+ |
+ |
|
- |
6. М. |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
|
|
3. Л. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
выбор |
5 |
4 |
- |
5 |
5 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
взаимовыбор |
4 |
3 |
- |
4 |
4 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
отрицательные |
- |
1 |
4 |
- |
- |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
взаимоотриц. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
Р+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Список литературы.
1. Абрамова
Г. С. Практикум по возрастной психологии. – М.,1998.
2.
Бернс Р. Развитие
Я-концепции и воспитание. – М., 1986.
3.
Богданова Д. Я.
Занимательная психология спорта. т. 2 – М.,1993.
4.
Божович Л. И.
Проблемы формирования личности. – М. - Воронеж, 1995.
5.
Бурлачук Л. Ф.,
Морозов С. М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.,1999.
6.
Выготский Л. С.
Собр. сочинений в 6-ти томах. т 4. – М., 1984.
7.
Годфруа Ж. Что
такое психология? – М., 1996.
8.
Григорьянц И.А. О
перспективах развития психологии спорта. - «Теория и практика физической
культуры». №5, 1997.
9.
Коледа В. А.
Психология физической подготовки молодежи. – Минск, 1990.
10.
Марищук В. Л.,
Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. –
М., 1984.
11.
Мухина В.С.
Возрастная психология. – М., 1998.
12.
Обухова Л.Ф.
Детская (возрастная) психология. – М., 1996.
13.
Практикум по
общей психологии. – М., 1990.
14.
Попов А.Л.
Психология спорта. – М., 1998.
15.
Рыжонкин Ю.Я.
Практика организации спортивно-игровой команды./Психология спортивной
деятельности. – Казань, 1985.
16.
Слободчиков
В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития. –
«Вопросы психологии». №5, 1996.
17.
Степанова С.С.
Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М., 1997.
18.
Ханин Ю.Л.
Психология общения в спорте. - М.
19.
Фельдштейн Д.И.
Психология становления личности. – М., 1994.
20.
Хьелл Л., Зиглер
Д. Теории личности. – СПб., 1998.
21.
Эльконин Д.Б.
Психическое развитие в детских возрастах. – М. – Воронеж, 1995.
22.
Эриксон Э.
Детство и общество. – СПб., 1996.
23.
Bodner S. Experimental
training, A stepping stone for work teams, CSWT Reports, 1997.
24.
Boldwell
D. High performance team,1996.
25.
Folsom J. Статьи по командообразованию. Интернет – страница компании The Wings.
26.
Katzenbach J., Smith D.
The wisdom of teams. Harvard business school press, 1993.
|