рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Особенности работы социального педагога - реабилитатора с трудными подростками рефераты

Детальное, глубокое и разностороннее изучение учащихся можно осуществлять по программе - схеме. Программа изучения лич­ности и составление характеристики учащегося позволяет понять его достаточно полно и разносторонне, не упуская наиболее значимых достоинств и недостатков.

Анкетирование - широко используемый педагогикой, психоло­гией, социологией и другими науками метод.

Чаще всего он применяется, когда надо получить большое чис­ло нужных сведений. Однако для максимальной эффективности анке­тирования необходимо соблюдение ряда условий, из которых укажем наиболее важные.

Должна быть четко определена цель анкетирования. Необхо­димо ясно представить, что должно быть получено в результате тако­го опроса, кого надо опросить, сколько должно быть анкетируемых.

Вопросы должны формулироваться предельно понятно; недо­пустимо их разное толкование.

Текст анкеты должен содержать четкую инструкцию, раскры­вающую цели данной анкеты, и то, как отвечать на ее вопросы.

Один из самых распространенных методов изучения учащихся - беседа. Если ее цель - лишь получение каких то сведений - это ин­тервью. Один спрашивает, другой отвечает и только. Но такого рода беседам в педагогической практике надо относиться очень осторожно. Никто, и особенно подросток, не хочет чувствовать себя объектом изучения и воздействия. Подлинная беседа подразумевает обмен мыс­лями между собеседниками, их взаимное влияние друг на друга.

Беседой как методом изучения учащихся и индивидуального воздействия на них, мы подразумеваем специально подготовленный, а иногда и случайно возникший, но целесообразно построенный разго­вор между педагогом и подростком.

Желательно, чтобы уже при первом знакомстве с учащимся бе­седа была активно воздействующей на него. Известно, что не со вся­ким учащимся легко установить желательный контакт. И это зависит не только и не столько от учащегося, сколько от опыта и умения бу­дущего и ним взрослого человека.

Пять главных условий определяют успех беседы:

1.      Четкая постановка цели.

2.     Правильный выбор места и времени беседы.

3.     Искренне уважение и благожелательное отношение к учащемуся.

4.     Умение не только говорить, но и слушать.

5.     Знание, хотя бы ориентировочно, индивидуальных особенностей учащегося.

Многое можно узнать, систематически наблюдая за учащимся в различных условиях его деятельности и поведения. Основные усло­вия эффективности наблюдения как метода изучения учащегося:

1.     Целенаправленность наблюдения. При этом важно определить, будет ли наблюдение сплошным, когда фиксируются все прояв­ления учащегося, все его действия, поступки, или выборочным, с целью изучения каких - то отдельных сторон личности.

2.     Обеспечение естественных условий наблюдения, когда учащийся находится в обычной для него обстановке. Никакое вмешательст­во в его поведение недопустимо.

3.     Фиксирование материалов наблюдения, их систематическая об­работка, размышление над фактами, сравнение и сопоставление их.

В этом отношении большое значение имеет ведение педагоги­ческого дневника.

Знания об учащихся дополняет изучение продуктов их дея­тельности - официальных письменных и графических работ (диктан­тов, сочинений, чертежей и т.п.), изделий, изготовленных в учебных мастерских, продуктов технического творчества, разных поделок, ре­зультатов художественного творчества - рисунков, картин, стихов и др.

При изучении коллектива учащихся, позиция каждого из них полезные сведения может дать так называемый метод социометрии. Существуют экспериментальные методики изучения учащихся. Со­циометрия - один из них. Это констатирующий или диагностический метод. Такие методы лишь выявляют какую - то особенность отдель­ного учащегося или коллектива, но не играют активной педагогиче­ской роли.

Глубокое и разностороннее изучение учащихся, использование различных методов этого, сопоставление полученных с их помощью результатов позволит наиболее правильно понять подростка и вы­брать в отношении него наиболее действенные формы и методы ин­дивидуального подхода.

1.4 Трудности общения с педагогически запущенными подростками.

Наибольшие трудности в общении учителя испытывают с педа­гогически запущенными подростками. Рассмотрим некоторые воп­росы коррекции личности этих подростков, а также несовер­шеннолетних правонарушителей, находящихся в специальных школах.

Основным психологическим вопросом исправления и перевоспи­тания несовершеннолетних правонарушителей является создание психологически обоснованной системы воздействия на личность с целью изменения ее направленности, искоренения антиобществен­ных установок, вредных привычек, с целью приобретения новых знаний, умений, навыков, привычек, мобилизации резервов в пер­спективном плане реальной жизнедеятельности. Эту систему це­ленаправленного психического воздействия условно мы разделяем на три этапа: подготовительный, реконструктивный и поддержи­вающий (реабилитирующий).

На первом, подготовительном этапе, который может охватить период от нескольких дней до месяца, проводится изучение лич­ности методом обобщения независимых характеристик, а также биографическим и экспериментально-психологическим методами; устанавливаются стадии педагогической запущенности; выясняется биологическая «почва», особенности микросреды, в которой фор­мировалась личность, реальные межличностные отношения, референтные группы и лица. Выясняются уровни сложившихся отно­шений у конкретного воспитанника и механизмы отклоняющего поведения: по типу компенсации или гиперкомпенсации слабых функциональных систем личности, оппозиции, проявления эман­сипации, отрицательного или положительного подражания, сопер­ничества, стремления к лидерству и т. д.; уточняется, какое отра­жение нашли в поведении подростка групповые интересы, тради­ции, убежденность и какую роль он играет в малой неформальной группе.

После сбора сведений о воспитаннике проводится тщательный анализ информации: уточняются особенности влечений, интересов, склонностей, стремлений, идеалов, убеждений, сложившейся систе­мы отношений, доминирующих потребностей и мотивов поведения, привычек, а также то, какие положительные свойства личности' угасли и какие из них еще остались, какие социальные роли он исполнял и хотел бы исполнить.                                                                                                                                                            

После психологического анализа намечаются перспективы жизнедеятельности воспитанника, пути его самоутверждения, стро­ится наиболее оптимальный план коррекции или перестройки лич­ности. Построение этого плана исходит из положительного фонда личности и закономерностей распада отрицательных ее свойств, а также последующего формирования положительных качеств. Как показывают наблюдения, быстрее восстанавливаются дисциплина, выполнение учебных занятий, дольше задерживаются вред­ные привычки, жаргон, лживость и т. д., что и учитывается при составлении плана, Трудность начального этапа обусловлена ря­дом объективных причин. Это, во-первых, ломка привычного об­раза жизни, изоляция от привычной группы, жесткий режим — все это вызывает отрицательные эмоции, чувство настороженно­сти и недоверия к воспитателям. Формальный психологический контакт и отношения зависимости и подчинения, как известно, недостаточны для глубокой коррекции и тем более для изменения направленности личности. Поэтому даже отношение к режиму и его шаблонности как к осознанной необходимости вызывает уны­ние, пассивность у педагогически запущенного подростка.

Директивность в учебно-воспитательном процессе вызывает сознательное или неосознанное сопротивление, негативную реак­цию, что приводит к приспособленчеству, лицемерию; воспитан­ники начинают жить двойной жизнью. Дефицит положительных эмоций они продолжают заполнять негласно, воскрешая те вред­ные привычки и отношения, которые сложились, раньше, лелея мечту о выходе «на свободу», расценивая пребывание в спецшколе как временный этап. Поэтому необходим психологически обосно­ванный режим, который способствовал бы быстрейшему измене­нию антиобщественной направленности правонарушителей, распа­ду отрицательного опыта, а также создавал бы условия для дей­ственной саморегуляции эмоций и интеллектуального прогнозиро­вания своего поведения, приобретения нравственного опыта, развития интересов и стремлений, формирования социально поло­жительного идеала, мировоззрения и убеждений, стимулировал бы активность и воспитание высших чувств.

У многих подростков, особенно впервые оказавшихся в изоля­ции от общества, возникает стрессовое состояние, чувство расте­рянности, угнетения, повышенная восприимчивость к сочувствию и внушению. Эта личностная катастрофа правонарушителя обычно весьма благоприятна и для психолого-педагогического воздейст­вия. В частности, для полноценного контакта важна эмоциональ­ная поддержка. К сожалению, особенности психического состояния правонарушителей в этот период в плане налаживания психоло­гического контакта и более эффективного последующего воздей­ствия на. них далеко еще не используются. В этот период важно установить психологический контакт и четко разграничить психо­логическую совместимость (несовместимость) подростков по сте­пени социально-педагогической запущенности при формировании групп воспитанников.

Второй этап, реконструктивный, занимает от нескольких не­дель до нескольких месяцев. Он включает систему психолого-пе­дагогического воздействия, комплекс различных приемов и мето­дов: беседы, внушение, организация режима, формирование групп и коллективов, использование поощрений и наказаний, принужде­ние, подача целенаправленной информации (примеры, письма и встречи с бывшими воспитанниками, музыка, книги и т. д.).

Стратегической задачей этого этапа является перестройка неправильной системы отношений личности правонарушителя и формирование общественной направленности, отвечающей принци­пам коммунистической морали. Тактика применения педагогиче­ских приемов и методов строго индивидуализирована и основана на использовании в определенный момент собственной активности воспитанника.

Начинается этот этап с разъяснения воспитаннику особенностей его личности, взаимоотношений с окружающими и психоло­гической сущности его правонарушений. Совместный анализ пре­следует цель осознания подростком своих сильных и слабых сто­рон, причин аномального поведения, привычек, его вину перед обществом. Это важный этап, так как отсутствие осознания своей вины в разных группах воспитанников спецшколы отмечается от 14 до 52% всех случаев.

Каждый воспитанник должен осознать, почему терпит ущерб общество и его личность и какими путями можно найти выход из сложившейся ситуации. Затем совместно с каждым воспитанником намечаются пути исправления и перевоспитания. Время и глубина разъяснения, совместное обсуждение определяются психическим состоянием воспитанника, его характерологическими особенностя­ми и интеллектуальными возможностями. В практике воспитатель­ной работы нередко приходится наблюдать, когда воспитатель слишком интеллектуализирует доказательства либо, напротив, примитивизирует их. В первом случае воспитанники не понимают многого из объяснения и только пассивно соглашаются, но не вы­полняют последующих требований; во втором случае внешне они соглашаются с доказательствами, а внутренне возражают, отно­сятся к ним с иронией. Вот почему важно правильно диагности­ровать уровень интеллектуального развития, характерологических особенностей, необходимый эмоциональный фон. Линия исправле­ния и перевоспитания должна быть согласована между воспита­телем и воспитанником.

Подавляющее большинство воспитанников довольно свободно и объективно объясняют, что непосредственно побудило их совер­шить то или иное правонарушение, но, как правило, не отвечают, зачем это сделали. Этот логический разрыв должен быть исполь­зован в системе доказательств и изменения отношения к своим аморальным поступкам и правонарушениям в системе исправле­ния.

На этом этапе очень важным является создание актива, через который можно воздействовать на группу, индивида, вовремя разрушая ложное товарищество, круговую поруку, не допуская скрытого конфликта, запретного общения и реализации условных традиций.

Исходным в плане перевоспитания должен быть всегда цель­ный конкретный человек, а не отдельные его психические процес­сы, состояния или свойства личности. Наряду с обращением к его сознанию и волевой функции, воспитательный процесс немыслим без воздействия на «бессознательную» сферу воспитанника. Соз­данный режим, вся атмосфера внешней обстановки, учебно-трудо­вой процесс, свободное время, спортивные игры, состязания, круж­ковая работа должны косвенно воспитывать нужные установки, привычки и тормозить вредные (например, штрафование во время спортивных игр за употребление жаргона), вырабатывать диффе­ренцированное эмоциональное отношение — положительное к тру­ду и отрицательное к аморальным поступкам, вредным привычкам. В этом сложном процессе коррекции и перевоспитания учиты­ваются и возрастные особенности воспитанника, и разнообразные психосоматические отношения, которые требуют специального пси­хотерапевтического и психофармакологического воздействия, а также разработки специфических приемов и методов. Так, напри­мер, мы наблюдали в ряде случаев положительный корригирую­щий эффект от обсуждения записей ссор между воспитанниками, от применения штрафов за использование жаргона в спортивных играх и т. д.

Третий этап — поддерживающий (реабилитирующий). Основ­ной задачей на данном этапе является закрепление всего ценного, что было достигнуто на реконструктивном этапе и дальнейшее развитие положительной социально-трудовой направленности лич­ности. Важное место отводится предупреждению рецидивов, отри­цательных эмоциональных состояний, невротических симптомов, коррекции отрицательных черт характера, выработке иммунитета к неблагоприятным воздействиям извне и ускорению реадаптации к условиям жизни после выхода из спецшколы.

Основным приемом самовоспитания остается саморегуляция, а также письменная связь с воспитателем. Значительную роль в реадаптации играет тот коллектив, в котором протекает деятель­ность воспитанников. Целенаправленная деятельность и коллек­тивные отношения создают единый субъективно-психологический и социально-психологический эффект, который успешно блокирует рецидивы.

Психологические трудности на завершающем этапе обусловле­ны рядом факторов: уходом воспитанников из-под привычного контроля; возвращением в прежнюю неблагоприятную среду; нeдоверчивостью и подозрительностью окружающих к бывшему пра­вонарушителю и др. Вот почему так важно заранее выработать у воспитанника психологические меры защиты, чтобы реадаптация проходила более успешно и без срывов.

§ 2. Организация работы с педагогически запущенными детьми.

2.1. Внеклассная учебно-воспитательная работа с педагогическими запущенными учащимися.

Когда говорят о необходимости организации досуга педагогически запущенных учащихся, часто обращают внимание на то, что это отвлекает их от бесцельного времяпровождения, а потому препятствует совершению непродуманных поступков, а то и общественно опасных действий. Это правильно. Но гораздо более важная роль досуга заключается в ином - в умственном воспитании подростков, в формировании у них здоровых, духовных потребностей. Такие потребности и обусловлен­ные ими интересы развиты у педагогически запущенных подростков слабо.

В учебно-воспитательной работе с педагогически запущенными учащимися труд­но переоценить значение эстетического воспитания. Эстетическое воспитание педагогически запущенных подростков особенно необходимо потому, что оно направляет развитие их чувств по нравственно верному пути, ре­шительно расширяет круг их духовных потребностей и углубляет их, наполняет разумным содержанием досуг, делает ребят добрее, помо­гает найти им себя и свое место в коллективе, а тем самым приводит к общественному признанию в глазах ровесников и сверстников.

В работе с такими учащимися не нужно искать каких - то осо­бых форм и методов или создавать какие-то специальные группы «трудных», педагогическую нецелесообразность чего едва ли нужно оспаривать. Важно иное - выявить способности, наклонности, интере­сы, возможности педагогически запущенного подростка, чтобы направить его развитие по правильному пути.

Таким образом, возможности перевоспитания педагогически запущенных уча­щихся средствами эстетического воздействия чрезвычайно широки. Главное условие их эффективности - соответствие избранных средств тем индивидуальным особенностям личности, которые надо воспитать и преодолеть.

Хорошо известно значение для формирования личности подро­стка и укрепление его здоровья систематических занятий физической культурой и спортом. Уже одно это подчеркивает важную роль физи­ческой культуры и спорта в перевоспитании педагогически запущенных учащихся. Меж­ду тем физкультура и спорт все еще не достаточно используется в ра­боте с ними.

Вот несколько приемов приобщения педагогически запущенных подростков к спорту, способствующие успешному перевоспитанию.

ü Предоставление подросткам возможности испытать свои силы в избранном виде спорта без предварительной подготовки, чтобы заинтересовать их и задержать в соответствующей секции;

ü Трудовое самообслуживание (санитарные дни, ремонт спортпло­щадок, зала, оборудование стендов и т.п.)

ü Помощь в преодолении вредных привычек - курения, употребле­ния алкоголя, наркомании;

ü Личная забота тренера о подростке, что способствует воспитанию правильного отношения к людям;

ü Оказание во время занятий полное доверие подростку;

ü Проведение занятий, товарищеских встреч в неблагоприятных погодных условиях для воспитания мужества, стойкости, вынос­ливости, важных морально - волевых качеств;

ü Включение подростков в общественную деятельность; Привлечение к участию в различных мероприятиях учебного за­ведения;

ü Взаимосвязь тренера с родителями, с учебным заведением, ин­спектором милиции, социальным педагогом по месту жительства;

ü Систематическое изучение подростков и выявление отрицательно воздействующих на них обстоятельств.

Таким образом, занятия физической культурой и спортом -обязательный компонент работы по перевоспитанию трудных учащихся и важнейшее условие ее эффективности. Что касается форм и методов, то они весьма разнообразны.

2.2. Индивидуальная работа с педагогически запущенными учащимися.

Уже в начальной школе у отдельных учащихся обнаруживают­ся отрицательные проявления в духовном мире, но они еще не опре­деляют поведение ребенка, не вызывают длительных конфликтных отношений с окружающими.

Страницы: 1, 2, 3, 4