Реферат: Общение детей в сюжетно-ролевой игре
Реферат: Общение детей в сюжетно-ролевой игре
НИЖНЕКАМСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ
Контрольная работа
по психологии
Составитель
Харламова Н.
Набережные Челны
Вариант № 8
Тема:
Общение детей в процессе
сюжетно - ролевой игры
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
ВЗАИМОСВЯЗЬ
ИГРЫ И ОБЩЕНИЯ
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ
ИГРА ДОШКОЛЬНИКА
Значение игры
для развития ребенка
Социальная природа ролевой игры
дошкольника
Экспериментальные ситуации,
описанные Д.Б.Элькониным
Сюжет и содержание игры
Развитие ролевой игры в дошкольном
возрасте
Главное
противоречие детской игры
Ролевая игра как
школа произвольного поведения
Игра с правилом
как средство овладения своим поведением
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Как научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры?
Источники
сюжетно-ролевой игры
Развитие игры
Влияние игры на
развитие ребенка
Мотивы в игре
Заключение
Список литературы
Введение
Дошкольное детство -
большой отpезок жизни pебенка. Условия жизни в это вpемя стpемительно
pасшиpяются: pамки семьи pаздвигаются до пределов улицы, города, страны.
Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов
деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание
включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему
еще недоступно. кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности.
Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность
детей, моделирующая жизнь взрослых.
Д.Б. Эльконин,
опираясь на исследования детской игры, начатые Л.С. Выготским, представил
в своей книге проблему игры как центральную для понимания психического развития
в дошкольном возрасте.
Понятие «игра» в русском языке многозначно, и особенно
это касается современной психологии. В качестве главных предметов исследования
выступают природа и сущность ролевой игры, психологическая структура
развернутой формы игровой деятельности, ее возникновение, развитие и распад, ее
значение в жизни ребенка.
Сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность
дошкольного возраста (одно из принципиальных положений работы), поэтому книга,
безусловно, рассчитана на психологов и педагогов, работающих с дошкольниками.
Тем не менее и школьному психологу она будет весьма полезна по нескольким причинам.
Во-первых, по уровню развития игровых действий
ребенка можно определить его готовность к школьному обучению, ибо, по мнению
автора, основные предпосылки для перехода к учебной деятельности формируются в
рамках сюжетно-ролевой игры.
Во-вторых, чтобы понять младшего школьника, нужно
знать особенности психической жизни дошкольника.
В-третьих, становление психологического мировоззрения
специалиста происходит в результате ознакомления с фундаментальными
психологическими исследованиями, к каким относится данное издание.
В-четвертых, игра не кончается в дошкольном возрасте,
и ростки так называемой игры с правилами появляются в сюжетно-ролевой игре.
Д.Б. Эльконин проводит в работе мысль о
внутреннем родстве всех видов игр, обращает на себя внимание четкая научная
позиция автора о социальном происхождении и содержании сюжетно-ролевой игры
ребенка. К числу важных научных достижений можно отнести выявление условий
возникновения сюжетно-ролевой игры в онтогенезе, выделение основной единицы
игры, раскрытие внутренней психологической структуры игры, определение ее роли
в психическом развитии ребенка и др.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИГРЫ И ОБЩЕНИЯ
Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки
семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды
младенчества и раннего детства ребенок, находясь в кругу семьи, получал
необходимые условия для своего развития, то в дошкольном возрасте расширяется
круг его интересов. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений,
разные виды деятельности взрослых людей. Он испытывает огромное желание
включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Преодолев кризис 3-х
лет ребенок стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается
ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Ролевая игра, или
как ее еще называют творческая игра, появляется в дошкольном возрасте. Игра -
это деятельность детей, в которой они берут на себя "взрослые" роли и
в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Ребенок, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий этой роли образ -
доктора, мамы, дочки, водителя. Из этого образа вытекают и игровые действия
ребенка. Образный внутренний план игры настолько важен, что без него игра
просто не может существовать. Через образы и действия дети учатся выражать свои
чувства и эмоции. В их играх мама может быть строгой или доброй, грустной или
веселой, ласковой и нежной. Образ проигрывается, изучается и запоминается. Все
ролевые игры детей (за очень небольшим исключением) наполнены социальным
содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений.
Игра берет свои истоки из предметно-манипулятивной
деятельности ребенка в период раннего детства. Сначала ребенок поглощен
предметом и действиями с ним. Когда он овладевает действием, то начинает
осознавать, что действует сам и как взрослый. Он и раньше подражал взрослому,
но не замечал этого. В дошкольном возрасте внимание переносится с предмета на
человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка
образцом для подражания.
На границе раннего и дошкольного детства возникают
первые виды детских игр. Один из видов игры этого периода - образно-ролевая
игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в
соответствии с этим образом. Ребенка может удивить картина, бытовой предмет,
явление природы, и он может стать им на короткий промежуток времени.
Обязательное условие для развертывания такой игры - яркое, запоминающееся
впечатление, которое вызвало у него сильный эмоциональный отклик. Ребенок
вживается в образ, чувствует его и душой и телом, становится им.
Образно-ролевая игра является источником
сюжетно-ролевой игры, которая ярко проявляется с середины дошкольного периода.
Игровое действие имеет символический характер. Играя, ребенок под одним
действием подразумевает другое, под одним предметом - другой. Не имея
возможности обращаться с реальными предметами, ребенок учится моделировать
ситуации с предметами-заместителями. Игровые заместители предметов могут иметь
очень небольшое сходство с реальными предметами. Ребенок может использовать
палочку в качестве подзорной трубы, а затем, по ходу сюжета, в качестве шпаги.
Мы видим, как в ролевой игре знак входит в жизнь ребенка и становится средством
организации его деятельности, так же, как и в жизни взрослого человека.
Ребенок обычно получает много игрушек, которые
являются заместителями реальных предметов человеческой культуры: орудий,
предметов быта (мебель, посуда, одежда), машин и так далее. Через подобные
игрушки ребенок усваивает функциональные назначения предметов и овладевает
навыками их использования.
Чтобы проследить развитие игры, рассмотрим становление
ее отдельных компонентов.
В каждой игре имеются свои игровые средства:
участвующие в ней дети, куклы, игрушки и предметы. Их подбор и сочетание
различны для младших и старших дошкольников. В младшем дошкольном возрасте игра
может состоять из однообразных повторяющихся действий, иногда напоминающих
манипуляции с предметами, а состав участников игры может быть ограничен
одним-двумя детьми. Например, трехлетний ребенок может «готовить обед» и
пригласить на обед «гостью» или «готовить обед» для своей дочки-куклы. Игровые
условия детей старшего дошкольного возраста могут включать большое количество
участников игры. Каждый участник может иметь несколько дополнительных предметов
и игрушек для более полного раскрытия своего образа. В ходе игры иногда
складывается сложная схема перехода игрушек и предметов от одного участника к
другому, в зависимости от развития игрового сюжета.
Игра у детей начинается с договора. Дети
договариваются о начале игровой деятельности, выбирают сюжет, распределяют
между собой роли и выстраивают свои действия и поведение в соответствии с выбранной
ролью. Взяв на себя роль, ребенок начинает принимать и понимать ролевые права и
обязанности. Так, например, врач, если он лечит больного, должен быть уважаемым
человеком, он может потребовать от больного раздеться, показать язык, измерить
температуру, то есть потребовать, чтобы пациент выполнял его указания.
В ролевой игре дети отражают свой окружающий мир и его
многообразие, они могут воспроизводить сцены из семейной жизни, из
взаимоотношений взрослых, трудовой деятельности и так далее. По мере взросления
ребенка, усложняются и сюжеты их ролевых игр. Так например, игра в
«дочки-матери» в 3-4 года может продолжаться 10-15 минут, а в 5-6 лет - 50-60
минут. Старшие дошкольники способны играть в одну и ту же игру несколько часов
подряд, то есть наряду с увеличением разнообразия сюжетов увеличивается и
длительность игры.
Игровой сюжет, так же как и игровая роль, чаще всего
не планируются ребенком младшего дошкольного возраста, а возникают ситуативно,
в зависимости от того, какой предмет или игрушка попали в данный момент ему в
руки (например, посуда, - значит будет играть в дом). Ссоры у детей этого
возраста возникают из-за обладания предметом, с которым один из них захотел
поиграть.
Ролевая игра у старших дошкольников подчиняется
правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Дети планируют свое поведение,
раскрывая образ выбранной ими роли. Ссоры детей старшего дошкольного возраста,
как правило, возникают из-за неправильного ролевого поведения в игровой
ситуации и заканчиваются либо прекращением игры, либо изгнанием «неправильного»
игрока из игровой ситуации.
В игре осуществляются два вида взаимоотношений -
игровые и реальные. Игровые отношения - это отношения по сюжету и роли,
реальные взаимоотношения - это отношения детей как партнеров, товарищей, которые
выполняют общее дело. В совместной игре дети учатся языку общения,
взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию других
игроков.
Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она
оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает
смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах
тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он
начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной
сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает
новые грани окружающей его действительности.
В игре дети учатся общению друг с другом, умению
подчинять свои интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного
поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам
складывается именно в сюжетно-ролевой игре, а затем проявляется и в других
видах деятельности (например, в учебной). В развитой ролевой игре с ее сложными
сюжетами и ролями, которые создают широкий простор для импровизации, у детей
формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной
памяти, вниманию и мышлению ребенка. Игра создает реальные условия для развития
многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной
деятельности.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА ДОШКОЛЬНИКА
Значение игры для развития ребенка
Дошкольный возраст считается классическим возрастом
игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид
детской игры, который в психологии и педагогике получил название
сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут
на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально
создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют)
жизнь взрослых и отношения между ними.
В такой игре наиболее интенсивно формируются все
психические качества и особенности личности ребенка.
Соподчинение мотивов, о котором говорилось выше,
впервые возникает и наиболее ярко проявляется в игре. Выполняя игровую роль,
ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия.
Игровая деятельность влияет на формирование
произвольности всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное
поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше
сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Сознательная цель — сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное
движение — раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.
Игра оказывает
большое влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с
предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном
пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно
игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем,
умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит
к мышлению в образах и представлениях. Кроме того, в игре, выполняя различные
роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с
разных сторон, Это способствует развитию важнейшей, мыслительной способности
человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.
Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения.
Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в
качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих
персонажей. Такая практика действия в придуманном пространстве способствует
тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе
совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия
другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать
совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения
детей в этот период.
В игре складываются другие виды деятельности ребенка,
которые потом приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды
деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с игрой.
Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Постройка из кубиков вплетается
в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной
деятельности приобретает самостоятельное значение, независимое от игры.
Внутри игры начинает складываться и учебная
деятельность. Учение вводит воспитатель, оно не появляется непосредственно
из игры. Дошкольник начинает учиться, играя. К учению он относится как к
своеобразной игре с определенными ролями и правилами. Выполняя эти правила, он
овладевает элементарными учебными действиями.
Огромное значение игры для развития всех психических
процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно эта
деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.
Однако эта детская деятельность вызывает массу
вопросов у психологов. В самом деле, почему, как и зачем дети вдруг берут на
себя роли взрослых и начинают жить в каком-то воображаемом пространстве? При
этом они, конечно же, остаются детьми и прекрасно понимают условность своего
“перевоплощения” — они только играют во взрослых, но эта игра приносит им ни с
чем не сравнимое удовольствие, Определить сущность сюжетно-ролевой игры не
так-то просто. Эта деятельность содержит в себе несовместимые и противоречивые
начала. Она является одновременно свободной и жестко регламентированной,
непосредственной и опосредованной, фантастической и реальной, эмоциональной и
рациональной.
Социальная природа ролевой игры дошкольника
Согласно концепции детской игры Д.Б.Эльконина[1],
ролевая игра является выражением возрастающей связи ребенка с обществом—особой
связи, характерной для дошкольного возраста. В ролевой игре выражается такое
стремление ребенка к участию в жизни взрослых, которое не может быть
реализовано непосредственно, в силу сложности орудий труда и их недоступности
для ребенка. Этнографические исследования Д.Б.Эльконина показали, что в более
примитивных обществах, где дети могут очень рано принимать участие в трудовой
деятельности взрослых, отсутствуют объективные условия для возникновения
сюжетно-ролевой игры[2].
Стремление ребенка к самостоятельности и к участию в жизни взрослых
удовлетворяется там прямо и непосредственно — начиная с 3—4-летнего возраста
дети овладевают средствами труда или работают вместе со взрослыми, а не играют.
Эти факты позволили сделать важный вывод: ролевая игра
возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места
ребенка в системе общественных отношений. Игра социальна по своему
происхождению и по своей природе. Ее возникновение связано не с действием
каких-то внутренних, врожденных, инстинктивных сил, а с вполне определенными
условиями жизни ребенка в обществе. Теории игры, видящие ее источники во внутренних
инстинктах и влечениях, фактически снимают вопрос об историческом возникновении
ролевой игры. Вместе с тем именно история возникновения игры может пролить свет
на ее природу.
Развитие цивилизации с неизбежностью привело к тому,
что включение детей в производительный труд взрослого отодвигалось во времени.
Детство удлинялось, что происходило не путем надстраивания нового периода
развития над уже имеющимися, а путем его своеобразного вклинивания. Время,
когда ребенка еще нельзя учить овладению орудиями труда и в то же время он уже
сознательно живет внутри общества и органически связан с ним, и стало периодом
игры. Таким образом, вместе с возникновением ролевой игры, возникает и новый
этап в развитии ребенка, который в современной психологии и педагогике носит
название дошкольного периода развития. Этот период по праву может быть назван
возрастом ролевой игры.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|