рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Мой идеал менеджера рефераты

Реферат: Мой идеал менеджера

Министерство Науки и Образования Российской Федерации

Самарский Филиал Московского Городского Педагогического Университета

Реферат

На тему: Моя специальность,

Мой идеал менеджера


Выполнил: студент 2 курса 1 группы

Алексеев Михаил

Проверил: Кандидат экономических наук

Яковлева Наталья Геннадьевна


Самара 2004 г.

Содержание

1)   Особенности Российского образования в области менеджмента……3

2)   Требования к профессиональным и личным качествам

Российских менеджеров, изменение требований со временем………7

3)   Требования к уровню знаний…………………………………………..10

     4)   Мой идеал менеджера………………………………………………….13

     

     5)   Список литературы…………………………………………………….21


1. Особенности Российского образования в области менеджмента.

С развитием рыночной экономики,  в частности в нашей стране, термины “менеджмент” и “менеджер”, быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш словарный обиход, заменив такие термины, как “управление”, “управленческая деятельность”, “руководитель”, “директор”. Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин “управление” имеет более широкий смысл. Вообще, “управление” – это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности,  в роли субъекта управления выступает менеджер.[5]

Понятие менеджмента.

Прежде чем говорить о менеджере и его функциях, надо ввести понятие “менеджмента”. Этот термин произошел от американского management – управление. Менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менед­жмента.[5]

Это понятие более узкое и применяется лишь к управлению соци­ально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций.

Если немного раскрыть определение “менеджмента”, то мы увидим, что в него входит:

изучение рынка (спроса, потребления), т. е. маркетинг и прогно­зирование;

производство продукции с минимальными затратами и реализа­ция ее с максимальной прибылью; управление персоналом, следовательно, знание социологии, психологии, а также анализ информации и разработка про­грамм для достижения поставленной цели.

Я считаю, что основная функция менеджмента – это умение достигать поставленных целей. В мелких фирмах эту роль выполняет сам директор, а в крупных – менеджер (организатор, управляющий, руководитель). С одной стороны,  в связи с многоуровневой системой управления директор не может довести свои решения сам и контроли­ровать их выполнение на более низких ступенях, к тому же, у него много других дел, более глобальных задач и проблем. С другой стороны, профессиональный менеджер решит многие проблемы зача­стую лучше директора. Так что менеджер порой является важнейшим человеком на фирме.[5]

В России эта специальность была утверждена Министерством Образования сравнительно недавно. Но в связи с развитием рыночной экономики в нашей стране эта профессия становится всё более востребованная.[5]

1. Общая характеристика специальности 061100 – "Менеджмент организации "  www.e-gov.ru

1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации  от 02.03.2000 г. N 686.

1.2. Нормативный  срок освоения образовательно-профессиональной программы при очной форме обучения - 5 лет; квалификация - менеджер.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника, область и объекты профессиональной деятельности менеджера.

1.3.1.Область профессиональной деятельности.

Область профессиональной деятельности менеджера  -  обеспечение эффективного управления организацией, организация систем управления,  совершенствование управления в соответствии с  тенденциями социально-экономического развития.

1.3.2. Объекты профессиональной деятельности.

Объектами профессиональной деятельности менеджера являются различные организации экономической, производственной и социальной сферы, подразделения  системы управления государственных предприятий,  акционерных обществ и частных фирм.  Она распространяется также на научно-производственные объединения, научные, конструкторские и проектные организации, органы государственного управления и социальной инфраструктуры народного хозяйства.      

1.3.3. Основные виды профессиональной деятельности.

Менеджер должен быть готов к следующим видам деятельности,  которые выделяются в соответствии с его назначением и местом в системе управления:

- управленческая, организационная, экономическая, планово-финансовая, мар-кетинговая, информационно-аналитическая, проектно-исследовательская, диагнос-тическая, инновационная, методическая, консультационная, образовательная.

1.4. Менеджер может продолжить образование  в аспирантуре по специальности 08.00.05 – “Экономика и управление народным хозяйством”, а также освоить различные образовательно-профессиональные программы по  экономике,  менеджменту и маркетингу в послевузовской образовательной системе.

2. Требования к уровню подготовки абитуриента.

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее полное (общее) образование, среднее специальное образование. Для образовательной программы второго образования - высшее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

3. Общие требования к образовательной программе подготовки

выпускника по  специальности "Менеджмент организации ".

3.1. Образовательная программа подготовки менеджера разрабатывается на основе настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, методическое обеспечение образовательного процесса (программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик, основную учебную литературу, методические рекомендации по видам занятий), обеспечение образовательного процесса профессорско-преподавательским составом.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы подготовки менеджера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Образовательная программа подготовки менеджеров состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин.

Дисциплины и курсы национально-регионального (вузовского) компонента и дисциплины по выбору студентов должны отвечать назначению цикла и содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

             3.4. Образовательная программа подготовки менеджера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:

цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН - общие математические и естественно-научные дисциплины;

цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;

цикл ДС - дисциплины специализации;

ФТД – факультативы,

а также итоговую государственную аттестацию

Учебный план должен быть структурирован по циклам и компонентам образовательной программы.

3.5. Содержание национально-регионального компонента образовательной программы подготовки менеджера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.[7]

2) Требования к профессиональным и личным качествам  Российских менеджеров, изменение требований со временем.

Термин “менеджер”  имеет  довольно широкое распространение и употребляется применительно к:

•    организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;

•    руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);

•    руководителю по отношению к подчиненным;

•    администратору любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными методами и др.

К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования. Можно выделить несколько ролей, в которых выступает менеджер:

Среди навыков и умений менеджера – способность ведения пере­говоров выступает как значимое свойство. Сейчас менеджеры высшего звена тратят большую часть своего  времени  на  установление контак­тов.[2,4]

Требования к личности менеджера

1.    Социальные значения.

-      умение обосновывать и принимать решения в динамичных условиях

-      информировать по вопросам развития отрасли, в котором работает предприятие, знание состояние и исследования  техники, технологии, поступлении, динамика спроса и т. д.

-      знакомство с опытом менеджмента в других организациях и отраслях

-      способность управлять ресурсами, прогнозировать и планировать работу предприятия

-      умение использовать совершенную информацию, технологию, средства коммуникации и связи.

2.    Способность работать с людьми и управлять собой.

-      высокое чувство долга и преданность делу

-      честность в отношение с людьми и доверие к партнерам

-      умение четко выражать мысли и убеждать других

-      уважительное отношение к людям в независимости от их положения в организации.

-      способность быстро восстанавливать свои душевные и физические силы, критически оценивать свою деятельность.

3.    Личные качества менеджера. Менеджеру необходимо иметь:

-      жажду знаний, профессионализм, новаторство и творческий подход к работе;

-      упорство, уверенность в себе и преданность делу;

-      нестандартное мышление, изобретательность, инициативность и способность генерировать идеи;

-      психологические способности влиять на людей;

-      коммуникабельность и чувство успеха;

-      эмоциональную уравновешенность и стрессоустойчивость;

-      открытость, гибкость и лёгкую приспосабливаемость к происходящим изменениям;

-      ситуационное лидерство и энергию личности в корпоративных структурах;

-      внутреннюю потребность к саморазвитию и самоорганизации;

-      энергичность и жизнестойкость;

-      склонность к успешной защите и столь же эффективному нападению;

-      ответственность за деятельность и за принятые решения;

-      потребность работать в коллективе и с коллективом.

-      особую память

-      высокую эмоционально-волевую устойчивость

-      развитые коммуникативные и организаторские способности

-      готовность к разумному риску

-      смелость, решительность

-      самокритичность, но не самобичевание

-      терпение

-      комплектность

-      чувство юмора

-      умение концентрироваться на поставленных задачах [5,8]

Все же важнейшим требованием к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми. Что значит управлять людьми? Чтобы быть хорошим менеджером вам надо быть психологом. Быть психологом – значит знать, понимать людей и отвечать им взаим­ностью. В этом во многом поможет язык жестов и телодвижений. Изучив этот язык менеджер сможет лучше понимать людей, их действия, чем они обоснованы, сможет добиться взаимного согласия, доверия людей, а это самое главное. Это способствует заключению выгодных сделок и многому другому.[3]

Кроме того,  хороший менеджер должен быть и организатором, и другом, и учителем, и экспертом в постановке задач, и лидером, и человеком, умеющим слушать других... и все это только для начала. Он должен знать в совершенстве своих прямых подчиненных, их способ­ности и возможности выполнения конкретной поручаемой им работы. Менеджер должен знать условия,  связывающие предприятие и работ­ников, защищать интересы тех и других на справедливой основе, устранять неспособных с целью удержания единства и правильности функционирования фирмы.[3]

Лидерские качества менеджера

Менеджер должен быть лидером, достойным подражания. Главная задача менеджера – делать дело при помощи других людей, добиваться коллективной работы. Это значит сотрудничество, а не запугивание. Хорошего менеджера всегда заботят и интересы всей фирмы. Он стре­мится сбалансировать интерес группы, интересы “босса” и других менеджеров, необходимость выполнения работы с необходимостью найти время для обучения, производственные интересы с человече­скими потребностями подчиненных.[3]

3. Требования к уровню знаний современного менеджера

Разграничивая понятия - знание, умение, деловые и личные качества,  можно примерно так  определить разницу между         ними. Знания служат для того,      чтобы знать, что делать; умения и навыки  дают возможность знать, как сделать; деловые  и  личные

качества обеспечивают  знание обстановки, правильную  оценку,уверенность  в принятии решений    и энергичные действия по реализации        принятых решений.

     Чтобы квалифицированно управлять производством, менеджеру необходимо иметь соответствующие занимаемой должности знания в области  техники,      экономики, организации производства и управления.

     Знания должны быть      не только теоретическими, но и   практическими,  полученными     в процессе  работы  на     производстве. Общий объем  комплекса  теоретических и       практических знаний и соответствие  знаний  в      различных областях науки  и  техники, экономики, организации производства и управления, требующихся для  осуществления квалифицированного руководства, зависит от

тех функций управления,   которые         выполняет менеджер. Чем крупнее подразделение, тем большим общим комплексом знаний он должен обладать. Объем необходимых менеджеру знаний в различных  областях  науки зависит  от того, каким участком производства он   управляет. Так, для руководителей технических служб наиболее важным  является наличие         у них глубоких технических знаний, для начальников  цехов -  знаний  организации производства  и  управления. Однако и тем и другим руководителям необходимо иметь достаточные экономические знания.

     Практика показывает, что не все  даже высококвалифицированные специалисты, обладающие соответствующими  знаниями, могут успешно руководить производством. Менеджеру  необходимо иметь  организаторские       способности. Ведь  управление  производством заключается прежде  всего в руководстве людьми, кол-

лективом предприятия или его подразделений. Любой самый талантливый            и работоспособный менеджер       не сможет добиться успеха, если   он не умеет правильно        организовать  и            спланировать свою работу, сочетать оперативное  руководство         производством с работой  над перспективными вопросами.  Менеджеру надо  иметь  способности предвидеть будущее, не успокаиваться на        достигнутом,  изыскивать новые возможности и резервы, постоянно ставить перед коллективом новые напряженные, но реальные задачи по развитию и совершенствованию производства.

     Оперативное руководство производством заключается в умении менеджера быстро найти и принять конкретное    решение различных задач, постоянно     возникающих в процессе   производства.Задержка в решении текущих вопросов неизбежно приводит         к нарушению            нормального ритма и хода производства. Большое значение имеет  умение менеджера подбирать         СВОИХ ближайших помощников,  четко распределять функции, обязанности и ответственность каждого из  них, предоставлять им возможность самостоятельно  решать  возникающие в ходе производства вопросы, сохранив  за собой  оперативный  контроль за работой своих звеньев.

     Важным для         менеджеров является  знание и понимание  ими людей, умение правильно            оценивать  способности и индивидуальные  особенности работников, прислушиваться к мнению, советам и рекомендациям   членов коллектива, поддерживать            их инициативу и использовать ее в практической работе. Организаторские способности помогают  менеджерам  создавать и            поддерживать в коллективе  твердую, сознательную дисциплину, без  которой  производство не может нормально работать. Такая  дисциплина создается  не наказаниями, не частой заменой            подчиненных, не      грубостью, а  справедливой  требовательностью, умением побуждать людей к  деятельности, воспитанием, хорошим отношением к людям, личным примером руководите-

ля. Она           основывается на       взаимном уважении подчиненных и        руководителя.

     В    свою  очередь,          организаторские       способности менеджера определяются целым комплексом  его личных и деловых  качеств, его характером,            способностью к выполнению  управленческой работы  и       "внешними данными". Так как очень трудно  установить все  черты характера, которые важны для     менеджера, можно попробовать назвать основные.  К  таки, вероятно, можно  отнести самостоятельность  мышления,  инициативу, целеустремленность. Эти черты характера  в определенной степени определяются возрастом  менеджера,  что        доказывают  результаты многочисленных

Страницы: 1, 2