Реферат: Межличностные отношения в коллективе подростков
Реферат: Межличностные отношения в коллективе подростков
ТЕМА:
ПЛАН
Введение
1.1.
Роль семейных
отношений в формировании коммуникативных качеств подростков
1.2.
Межличностные
отношения среди подростков
2.1. Исследование подростковых копаний
2.2. Исследование психологического климата в коллективе
подростков
Заключение
Литература
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
«Человек один…ни черта».
Это предсмертные слова героя романа Э.Хемингуэя «Иметь и не иметь» являются
одной из аксиом человеческого существования. Где бы мы и кем бы мы ни были,
какую позицию не занимали бы в сложнейшей координатной сетке общественных
отношений, мы всегда находимся сред людей, и, даже будучи в полном одиночестве,
мы тем не менее не остаемся одни, ибо окружающие нас значимые, близкие и
дорогие люди продолжают жить в нашем сознании, определяя и его содержание, и
соответственно весь строй нашего поведения. Таким образом, отношения с другими
людьми важны и актуальны ля человека любого возраста. Однако их значимость
усиливается именно в подростковом возрасте, когда из маленького ребенка человек
постепенно превращается в юношу. Именно поэтому становление и развитие
межличностных отношений подростков должна стать одной из актуальнейших тем в
современной психологии.
Объектом нашего
исследования являются межличностные отношения в целом, а предметом, подробно
рассматриваемом в контексте объекта – межличностные отношения в коллективе
подростков.
Цель данного исследования
– установить факторы, влияющие на становление коммуникабельных качеств личности
подростков, а также рассмотрение форм организации общения в подростковой среде.
1.1. Роль семейных
отношений в формировании коммуникативных качеств подростков
Одна из главных
особенностей подросткового и раннего юношеского возраста - смена значимых лиц и
перестройка взаимоотношений со взрослыми.
"Мы и взрослые" - постоянная тема подростковой и юношеской рефлексии.
Конечно, возрастное "Мы" существуют и у ребенка .Но ребенок принимает
различие двух миров - детского и взрослого - и то, что отношения между ними
неравноправны, как нечто бесспорное, само собой разумеющееся. Подростки стоят
где-то "посередине", и эта промежуточность положения определяет
многие свойства их психологии, включая и самосознание.
Французские психологи (Б. Заззо, 1969 ) спрашивали детей от 5 до 14 лет,
считают ли они себя "маленькими", "большими" или
"средними" ( не по росту, а по возрасту); при этом выяснилась
эволюция самих эталонов "роста". Дошкольники часто сравнивают
себя с младшими и потому утверждают, что они "большие".
Школьный возраст дает
ребенку готовый количественный эталон сравнения - переход из класса в класс;
большинство детей считают себя "средними", с отклонениями
преимущественно в сторону " большого ".С 11 до 12 лет точка отсчета
меняется; ее эталоном все чаще становиться взрослый, "расти" - значит
становиться взрослым.
Советские психологи,
начиная с Л. С. Выготского, единодушно считают главным новообразованием
подросткового возраста чувство взрослости .Однако ориентация на взрослые
ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую заставляют подростка снова
видеть себя относительно маленьким, несамостоятельным. При этом , в отличии от
ребенка, он уже не считает такое положение нормальным и стремиться его
преодолеть. Отсюда противоречивость чувства взрослости - подросток претендует
быть взрослым и в то же время знает, что уровень его притязаний далеко не во
всем подтвержден и оправдан.
Одной из самых важных
потребностей переходного возраста становиться потребность в освобождении от
контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных
ими правил и порядков. Как же появляется эта возрастная тенденция (не смешивать
с отношениями между поколениями!) в отношениях старшеклассников с наиболее
значимыми для них конкретными взрослыми ,которые являются не только старшими по
возрасту, но и полномочными представителями общества взрослых в целом, -
родителями и учителями?
Из факторов социализации
,рассматриваемых по отдельности ,самым важным и влиятельным была и остается
родительская семья как первичная ячейка общества ,влияние которой ребенок
испытывает раньше всего ,когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая
социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень
образования родителей ,в значительной мере предопределяют жизненный путь
ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему
родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект
этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.
Нет практически ни одного
социального или психологического аспекта поведения подростков и юношей, который
не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом.
Правда, меняется характер
этой зависимости. Так, если в прошлом школьная успеваемость ребенка и продолжительность
его обучения зависели главным образом от материального уровня семьи, то теперь
этот фактор менее влиятелен.
По данным
ленинградского социолога Э. К. Васильевой (1975), у родителей с высшим
образованием доля детей с высокой успеваемостью (средний балл выше 4) втрое
выше, чем в группе семей с образованием родителей ниже семи классов. Эта
зависимость сохраняется даже в старших классах, когда дети имеют навыки
самостоятельной работы и не нуждаются в непосредственной помощи родителей.
Помимо образовательного
уровня родителей, сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав
семьи и характер взаимоотношений между ее членами.
Неблагоприятные семейные
условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных
подростков.
Значительное влияние на
личность подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который
лишь отчасти обусловлен их социальным положением.
Существует несколько
относительно автономных психологических механизмов, посредством которых
родители влияют на своих детей. Во-первых, подкрепление: поощряя поведение,
которое взрослые считают правильным, и наказывая за нарушение установленных
правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм,
соблюдение которых постепенно становиться для ребенка привычкой и
внутренней потребностью. Во-вторых, идентификация: ребенок подражает родителям,
ориентируется на их пример, старается стать таким же ,как они . В-третьих,
понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы,
родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.
Семейная социализация не
сводиться к непосредственному «парному» взаимодействию ребенку с родителями.
Так, эффект идентификации может быть нейтрализован встречной ролевой
взаимодополнительностью: например, в семье, где оба родителя умеют очень хорошо
вести хозяйство, ребенок может и не выработать этих способностей, так как, хотя
у него перед глазами хороший образец, семья не нуждается в проявлении этих
качеств; напротив, в семье, где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на
себя старшая дочь. Не менее важен механизм психологического противодействия:
юноша, свободу которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к
самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым. Поэтому
конкретные свойства личности ребенка в принципе невыводимы ни из свойств
его родителей (ни по сходству, ни по контрасту), ни из отдельно взятых методов
воспитания (Д. Баумринд,
1975).
Вместе с тем весьма важны
эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип
контроля и дисциплины.
Эмоциональный тон
отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на
одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные
отношения (родительская любовь), а на другом - далекие, холодные и враждебные.
В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и
поощрение, во втором - строгость и наказание. Множество исследований доказывают
преимущества первого подхода. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных
доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое
самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и
устойчивый положительный образ «Я». Изучение юношей и взрослых, страдающих
психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, невротическими
расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе,
показывает, что все эти явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в
детстве недоставало родительского внимания и тепла. Недоброжелательность
или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность
у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим
родителям, так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая
некоторыми подростками и юношами по отношению к посторонним людям, не сделавшим
им ничего плохого, нередко оказывается следствием детских переживаний. Если же
эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает низкое самоуважение,
чувства вины, тревоги и т.д.
Эмоциональный тон
семейного воспитания существует не сам по себе, а в связи с определенным типом
контроля и дисциплины, направленных на формирование соответствующих черт
характера. Разные способы родительского контроля также можно представить
в виде шкалы, на одном полюсе которой высокая активность, самостоятельность и
инициатива ребенка, а на другом - пассивность, зависимость, слепое послушание
(Г. Элдер, 1971) .
За этими типами отношений
стоит не только распределение власти, но и разное направление внутрисемейной
коммуникации: в одних случаях коммуникация направлена преимущественно или
исключительно от родителей к ребенку, в других - от ребенка к родителям.
Разумеется, способы
принятия решений в большинстве семей варьируют в зависимости от предмета: в
одних вопросах старшеклассники имеют почти полную самостоятельность, в других
(например, в финансовых) - право решать остается за родителями. Кроме того,
родители не всегда практикуют один и тот же стиль дисциплины: отцы, как
правило, воспринимаются юношами и на самом деле бывают более жесткими и
авторитарными, чем матери, так что общий семейный стиль в известной мере
компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать
влияние друг друга.
Наилучшие взаимоотношения
старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители
придерживаются демократического стиля воспитания.
Этот стиль в наибольшей
степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы
и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае
последовательно и вместе с тем гибко и рационально: родитель всегда
объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком; власть
используется лишь в меру необходимости; в ребенке цениться как
послушание, так и независимость; родитель устанавливает правила и твердо
проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым; он
прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.
1.2. Межличностные
отношения среди подростков
Одна из главных тенденций
переходного возраста – переориентация общения с родителей, учителей и вообще
старших на ровесников, более или менее равных по положению.
Потребность в общении со
сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано
и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников
отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и
самосознания. Поведение же подростков по своей сути является
коллективно-групповым.
Во-первых, общение сверстников
очень важный канал информации; по нему подростки узнают многие необходимые им
вещи, которые им по тем или иным причинам не сообщают взрослые, например,
подавляющую часть информации о вопросам пола подросток получает от сверстников,
поэтому их отсутствие может задержать его Психосексуальное развитие или придать
ему нездоровый характер.
Во-вторых, это
специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды
совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального
взаимодействия, умения подчиняться коллективной инициативе и в то же время
отстаивать свои права, соотносить личностные интересы с общественными. Вне
общества сверстников, где взаимодействия строятся принципиально на равных
началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может
вырабатывать необходимых взрослому коммуникативных качеств, соревновательность
групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит
ценной жизненной школой.
В-третьих, это
специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности,
товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от
взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия
и устойчивости.
Психология общения в
подростковом возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух
потребностей: обособления (приватизации) и аффиляции, то есть потребности в
принадлежности, включенности в какую-либо группу, общность.
Обособление чаще всего
проявляется в эмансипации от контроля старших. Однако оно действует и в
отношениях со сверстниками.
Усиливается потребность
не только в социальной, но и в пространственной автономии, неприкосновенности
своего личного пространства.
Однако кроме спокойного
умиротворенного уединения существует мучительное и напряженное одиночество –
тоска , субъективное состояние душевной и духовной изоляции, непонятности,
чувство неудовлетворенной потребности в общении, человеческой близости.
Чувство одиночества и
неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности,
порождает у подростков неутолимую жажду общения и группирования со
сверстниками, в обществе которых они находят или надеются найти то, в чем им
отказывают взрослые: спонтанность, эмоциональное тепло, спасение от скуки и
признание собственной значимости.
Напряженная потребность в
общении и аффиляции превращается у многих ребят в непобедимое стадное чувство:
они не могут не только дня, но часа пробыть вне своей , а если своей нет –
какой угодно компании. Особенно сильна такая потребность у мальчиков.
При сходстве внешних
контуров социального поведения глубинные мотивы, скрывающиеся за юношеской потребностью
в аффиляции, индивидуальны и многообразны. Один ищет в обществе сверстников
подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности. Другому важно
чувство эмоциональной сопричастности, слитности с группой. Третий черпает
недостающую информацию и коммуникативные навыки. Четвертый удовлетворяет
потребность властвовать, командовать другими. Большей частью эти мотивы и переплетения
не осознаются.
Типичная черта подростковых
групп – чрезвычайно высокая конформность. Яростно отстаивая свою независимость
от старших, подростки зачастую абсолютно некритично относятся к мнениям
собственной группы и ее лидеров.
Следует отметить, что
коммуникативные черты и стиль общения юношей и девушек не совсем одинаковы. Это
касается и уровня общительности и характера аффиляции.
На первый взгляд мальчики
во всех возрастах общительнее девочек. С самого раннего возраста они активнее
девочек вступают в контакт с другими детьми, затевают совместные игры и т.д.
чувство принадлежности к группе сверстников для мужчин всех возрастов значительнее
важнее, чем для женщин.
Однако различия между
полами в уровне общительности не столько количественные, сколько качественные. Содержание
совместной деятельности и собственный успех означает для мальчиков больше, чем
наличие симпатии к другим участникам игры.
С ранних возрастов
мальчики тяготеют к более экстенсивному, а девочки – к интенсивному общению;
мальчики чаще всего играют большими группами, а девочки – по двое или по трое. Разные
способы социализации мальчиков и девочек, существующие во всех человеческих
обществах, с одной стороны – создают и воспроизводят психологические половые
различия. Причем речь идет не просто о количественных различиях в степени
общительности мальчиков и девочек, но о качественных различиях в структуре и
содержании их общения и жизнедеятельности.
Юношеские группы
удовлетворяют в первую очередь потребность в свободном, нерегламентированном
взрослыми общении. Свободное общение – не просто способ проведения досуга, но
средство самовыражения, установления новых человеческих контактов, из которых
постепенно выкристаллизовывается что-то интимное, исключительно свое.
Разные виды общения могут
существовать, выполняя разные функции, их удельный вес и значимость с возрастом
меняется. Меняются и привилегированные места встреч. У подростков это чаще
всего двор или своя улица.
Разные формы и места
общения не только сменяются друг друга, но и сосуществуют, отвечая разным
психологическим потребностям.
Если компании формируются
лавным образом на базе совместных развлечений, то человеческие контакты в них,
будучи эмоционально значимыми, обычно остаются поверхностно. Качество
совместного времяпрепровождения часто оставляют желать лучшего.
Некоторые из таких
компаний перерастают в антисоциальные.
Юношеские группы и их
соперничество – всеобщий факт человеческой истории. Явление это многоуровневое.
Саамы глубинный, универсальный его пласт – противопоставление. «Мы» и «Они» по
территориальному принципу – существуют практически везде. Однако ослабление
влияние семьи, особенно отцовского начала, повышает степень идентификации
мальчика-подростка и группой, создавая та называемый «эффект стаи».
2.1. исследование
подростковых компаний
Взаимоотношения с другими
людьми и важны и актуальны для человека любого возраста. Однако особо значимой
предоставляется их роль для старшеклассников – юношей и девушек 14-17 лет,
которые как раз в этом возрасте осваивают во взаимодействии со сверстниками
сложный мир человеческих связей, постигают сущность собственного «Я» в
соответствии с «зеркальным» эффектом и одновременно удовлетворяют потребности в
человеческих связях, самоутверждении, в привязанности, в самосознании, а также
в системе ориентаций и объекте поклонения. Именно поэтому исследование
возникающих межличностных отношений подростков является одной из актуальных тем
в современной психологии отношений.
Страницы: 1, 2
|