Реферат: Межличностные отношения в коллективе подростков
Реферат: Межличностные отношения в коллективе подростков
1.1 Роль семейных отношений в
формировании коммуникативных качеств подростков.
1.2. Психологическая
характеристика группы и коллектива.
1.2.1. Социально-психологическая
характеристика групп.
1.2.2 Социальная коллективность.
Отношения между индивидом и группой.
1.2.3 Понятие “самооценка”.
1.3 Психологическая характеристика
и особенности межличностных взаимоотношений детей подросткового возраста.
2.1
Описание практической части.
Заключение
Приложение
Введение
Будет неправильным рассмотрение
становления личности индивида в отрыве от общества, в котором он живет, от
системы отношений в которые он включается. По словам К. Маркса, общество
"не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в
которых эти индивиды находятся друг к другу". Природа межличностных
отношений сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности
– её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и
усвоенные личностью нормы и ценности общества. Вступая в межличностные
отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре
человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в
различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет
себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с
другими. Анализ социальной ситуации развития позволяет раскрыть содержание
межличностных отношений в детских группах. В детских и подростковых группах
могут быть выделены функционально – ролевые, эмоционально – оценочные и
личностно – смысловые отношения между сверстниками.
В последнее время, с притоком новых
социальных взглядов, когда многое меняется и нажитое за последние десятилетия
переходит в небытие необходимо находить новые цели, новые способы деятельности,
которые бы давали нам больше, позволяли бы более продуктивно работать в новой
сложившейся ситуации. Отход от тоталитарного общества и попытки прийти к более
демократичному укладу жизни требует от нас пересмотра многих аспектов
окружающей нас действительности.
В данной работе планируется подойти к
решению некоторых из обозначенных проблем и оказать реальную помощь в которой
нуждается практика современной общеобразовательной школы.
Цель работы: изучить влияние
статусного положения ребенка в группе на формирование уровня его самооценки.
В данной работе нами решались
следующие задачи:
1) Проанализировать литературные источники по данной
проблеме.
2) Рассмотреть формы организации общения в подростковой
среде.
3) На основе анализа источников построить схему исследования
межличностных отношений и самооценки детей подросткового возраста.
4) Подготовить и провести необходимые исследования,
позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу.
Гипотеза: чем выше статус ребёнка в
группе, тем выше его самооценка
Предмет исследования: межличностные
отношения в коллективе подростков.
Объект исследования:
1.1 Роль семейных
отношений в формировании
коммуникативных качеств
подростков.
Мы хотим кратко рассмотреть влияние семейных отношений в
формировании коммуникативных качеств
подростка.
Одной из самых главных
особенностей подросткового возраста - смена авторитетов и перестройка
взаимоотношений со взрослыми.
Ребенок
принимает различие двух миров - детского и взрослого - и то, что отношения
между ними неравноправны, как нечто бесспорное, само собой разумеющееся.
Подростки стоят где-то "посередине", и эта промежуточность положения
определяет многие свойства их психологии, включая и самосознание.
Французскими
психологами (Б. Заззо, 1969) был поведён опрос детей от 5 до 14 лет, на предмет
того, считают ли они себя "маленькими", "большими" или
"средними" (не по росту, а по возрасту); при этом выяснилась эволюция
самих эталонов "роста". Дошкольники часто сравнивают себя с
младшими и потому утверждают, что они "большие".
Школьный возраст дает
ребенку готовый количественный эталон сравнения - переход из класса в класс;
большинство детей считают себя "средними", с отклонениями
преимущественно в сторону " большого ".С 11 до 12 лет точка отсчета
меняется; ее эталоном все чаще становиться взрослый, "расти" - значит
становиться взрослым.
Советские психологи,
начиная с Л. С. Выготского, чувство взрослости считают главным новообразованием
подросткового возраста, но попытка сравнения себя со взрослыми и ориентация на
их ценности показывает ребенку его несамостоятельность. Однако он не считает
такое положение нормальным, стремясь его преодолеть. Отсюда противоречивость
чувства взрослости - подросток претендует быть взрослым и в то же время знает,
что уровень его притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан.
В
дальнейшем нами будет рассмотрены способы, которыми дети пытаются показать или
доказать себе свою взрослость.
Главной потребностью
переходного возраста как раз и является это
«достижение» взрослости и
освобождение от опеки и правил родителей.
Из всех факторов социализации самым важным и
влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка
общества, влияние семьи ребёнок испытывает с самого раннего возраста, когда он
наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение, род
занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в
значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного,
целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка
воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия
накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.
По данным ленинградского социолога Э. К. Васильевой
(1975), у родителей с высшим образованием доля детей с высокой успеваемостью
(средний балл выше 4) втрое выше, чем в группе семей с образованием родителей
ниже семи классов. Эта тенденция сохраняется и в старших классах, хотя дети уже
имеют навык самостоятельной работы.
Следующий важный фактор –
это атмосфера семейных отношений.
Неблагоприятные семейные условия характерны для
подавляющего большинства так называемых трудных подростков.
Значительное влияние на личность подростка
оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти
обусловлен их социальным положением.
Родители влияют на своих детей посредством
нескольких механизмов. Во-первых, подкрепление: поощрение поступков ребёнка,
которые родители читают правильными и наказание в противном случае. Родители
внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых
постепенно становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью.
Во-вторых, идентификация: подражание своим родителям, стремясь стать такими как
они. В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на
его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные
качества.
Семейная социализация не сводиться к
непосредственному «парному» взаимодействию ребенку с родителями. Так, эффект
идентификации может быть нейтрализован встречной ролевой взаимопомощи:
например, в семье, где оба родителя хорошо ведут своё хозяйство, ребёнок может
и не выработать подобных навыков, хотя у него перед глазами хороший образец.
Семья не нуждается в проявлении этих качеств и не требует от ребёнка этого;
напротив, в семье, где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя
старшая дочь. Не менее важен механизм психологического противодействия: юноша,
чья свобода резко ограничена, как правило вырабатывает повышенную тягу к самостоятельности,
а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым. Поэтому конкретные свойства
личности ребенка в принципе невыводимы ни из свойств его родителей (ни
по сходству, ни по контрасту), ни из отдельно взятых методов воспитания (Д.
Баумринд, 1975).
Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон
семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и
дисциплины.
Эмоциональный тон отношений между родителями и
детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят
максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь),
а на другом - далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными
средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором -
строгость и наказание. Множество исследований доказывают преимущества первого
подхода. Ребёнок, который в детстве был лишён родительской любви и внимания
вырастает с низкой самооценкой и недоверчивостью к людям. Изучение юношей и
взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями,
невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности
или учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще наблюдаются у тех,
кому в детстве недоставало родительского внимания и тепла.
Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную
взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по
отношению к самим родителям, так и скрытно. Безотчетная, немотивированная
жестокость, проявляемая некоторыми подростками и юношами по отношению к
посторонним людям, не сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается
следствием детских переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется
внутрь, она дает низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т.д.
Таким образом, вырастает
индивид, как правило потерянный для общества, его недоверчивость может
подкрепляться фобиями, если же психика достаточно сильна, то в ответную реакцию
на стрессы проявляется пограничная шизофрения (отсутствие основных или же всех
чувств и эмоций) .
Эмоциональный тон
семейного воспитания существует не сам по себе, а в связи с определенным типом
контроля и дисциплины, направленных на формирование соответствующих черт
характера. Разные способы родительского контроля также можно представить
в виде шкалы, на одном полюсе которой высокая активность, самостоятельность и
инициатива ребенка, а на другом - пассивность, зависимость, слепое послушание
(Г. Элдер, 1971) .
За этими типами отношений стоит не только
распределение власти, но и разное направление внутрисемейной коммуникации: в
одних случаях коммуникация направлена преимущественно или исключительно от
родителей к ребенку, в других - от ребенка к родителям.
Разумеется, способы принятия решений в большинстве
семей варьируют в зависимости от предмета: в одних вопросах старшеклассники
имеют почти полную самостоятельность, в других (например, в финансовых) -
право решать остается за родителями. Кроме того, родители не всегда практикуют
один и тот же стиль дисциплины: отцы, как правило, воспринимаются юношами и на
самом деле бывают более жесткими и авторитарными, чем матери, так что
общий семейный стиль в известной мере компромиссный. Отец и мать могут взаимно
дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга.
Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями
складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического
стиля воспитания.
Этот стиль в наибольшей степени способствует
воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной
ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае
последовательно и вместе с тем гибко и рационально: родитель всегда
объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком; власть
используется лишь в меру необходимости; в ребенке цениться как послушание,
так и независимость; родитель устанавливает правила и твердо проводит их в
жизнь, но не считает себя непогрешимым; он прислушивается к мнениям
ребенка, но не исходит только из его желаний.
1.2. Характеристика группы и
коллектива.
1.2.2 Социальная коллективность.
Отношения между индивидом и группой.
Коллектив – высшая форма развития
малой группы. Существуют различные формы коллективных отношений, которые
проходят определенные этапы своего развития. Развитие коллектива проходит через
следующий ряд этапов: номинальная группа, группа-ассоциация, группа-кооперация.
От кооперации до
коллектива группа проходит уровень автономизации, для которого характерно
довольно высокое внутреннее единство по всем общим качествам, кроме
интергрупповой активности. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют
себя с ней (моя группа). Однако группа-автономия может уйти в сторону от
коллектива. Возможно развитие группы в отрицательном направлении, когда
развитие группы приводит ее к положению замкнутой из вне группы, но отличающейся
внутригрупповой антипатией, межличностным эгоцентризмом и эгоизмом,
агрессивностью.
Социальная коллективность
заключается в том, что, объединяя людей общими социальными и производственными
интересами, она ставит высшей своей целью создание условий для раскрытия
индивидуальности каждого члена общества и отвечает за реализацию полноценного
развития личности. Термин “ Социальная психология” так обозначен Л.С.
Выготским: Психология, исследующая социальную обусловленность психики
отдельного человека”. “Коллективная” психология в его понятии, совпадает с
традиционным “Все в нас социально, но это не означает, что все свойства психики
отдельного человека присуще всем другим членам данной группы” [1,128]. В
результате развития своих членов развивается и сам коллектив: чем ярче и богаче
индивидуальность, выше уровень развития каждого члена коллектива, тем более
дееспособным, человечным в общественном своем качестве является и коллектив в
целом. Суть социального коллективизма не сводится к совместной деятельности для
достижения общей цели. И даже не сводится к умению жить сообща, вместе решая
все вопросы. Состояние и зрелость социальной коллективности определяется тем,
насколько социальное, общественное прониклось личным, индивидуальным интересом.
Любое взаимодействие
людей, даже при минимальном их количестве, начинается с распределения функций.
Без этого не возможно существование группы как единого целого. Группа может
быть понята через личность, так как человеческая личность является главным
материалом для ее создания. А.В. Петровский [9,112] считает при классификации
групп определять степень их развития, учитывая характер межличностных
отношений, формирующихся в зависимости от ценностно-ориентационного единства
группы (оптимальное совпадение целей, связывающих личность, группу, общество).
Иерархия реальных контактных групп
может быть представлена следующим образом:
Диффузная группа - в ней
взаимоотношения опосредуются не содержанием групповой деятельности, а только
симпатиями и антипатиями.
Ассоциация - группа, в которой
взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями.
Корпорация -
взаимоотношения опосредуются личностно значимыми, но ассоциальным по своим
установкам содержанием групповой деятельности.
Коллектив - взаимодействия
опосредуются личностнозначимым и общественно ценным содержанием групповой
деятельности (бригада, экипаж, расчет).
В них оптимально могут
сочетаться личные, коллективные и общественные цели и ценности. До сих пор мы
исходили из того, что группа в целом ставит своей задачей достижение
максимального сближения во взглядах и выборах, стремясь выработать общую
позицию. Однако нам известно, что это предположение верно лишь от части. В
действительности при множестве разных обстоятельств и особенно, если требуется
изменение, происходит обратное: преобладает напряжение и расхождение во
мнениях. Значительное число социальных установок человека имеет отношение к
одной или нескольким социальным группам или связаны с ними. Характер этой связи
не является простым, ясным. С одной стороны - установки человека связаны с
социальными установками, обычно проявляющимися в группах, к которым он
принадлежит. С другой стороны - изменение влияния престижа, лидерства мнений,
отвержение членских групп теми кто занимает в них низкий статус, а также влияние
внешних групп на уровень притязаний показывает, что социальные установки часто
бывают связаны с нечленскими группами.
Как признание этого факта
- термин “референтная группа”, впервые употребленный Хаймоном, стал
использоваться для обозначения любой группы, с которой индивид соотносит
установки. Одновременно стала развиваться общая теория референтных групп. Это
понятие используется для обозначения двух видов отношений между индивидом и
группой [14].
Замечена закономерность: чем ближе по
уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные
условия она создает для проявления лучших сторон личности и торможения того,
что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития
отстоит от коллектива, (а ближе к корпорации), тем больше возможности она
представляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с
одновременным торможением лучших устремлений.
1.2.3 Понятие “самооценка”.
Самооценка – это оценка личностью
самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других
людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в
значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям
[4,24].
Различают общую и частную
самооценку. Частной самооценкой будет, например, оценка своей внешности,
различных черт характера. В общей, или глобальной самооценке отражается
одобрение или неодобрение, которое переживает человек по отношению к самому
себе.
Человек может оценивать
себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).
Самооценка может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости,
самостоятельности, критичности.
Процесс формирования
глобальной самооценки противоречив и неравномерен. Это обусловлено тем, что
частные оценки, на основе которых формируется глобальная самооценка, могут
находится на разных уровнях устойчивости и адекватности. Кроме того, они могут
по-разному взаимодействовать между собой: быть согласованными, взаимно
дополнять друг друга или противоречивыми, конфликтными. В глобальной самооценке
отражается сущность личности.
Итоговым измерением Я,
формой существования глобальной самооценки является самоуважение личности.
Самоуважение — устойчивая личностная черта, и поддержание его на определенном
уровне составляет важную заботу личности. Самоуважение личности определяется
отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует какие
цели перед собой ставит.
Страницы: 1, 2
|