Реферат: Межличностное общение
br>2.3. Функции общения в межличностных отношениях
Под
функциями общения понимаются те роли и задачи, которые выполняет общение в
процессе социального бытия человека. Функции общения многообразны, и существуют
различные основания для их классификации.
Одним
из общепринятых оснований классификации является выделение в общении трех
взаимосвязанных сторон или характеристик — информационной, интерактивной и
перцептивной (Андреева Г. М., 1980). В соответствии с этим выделяются
информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и
аффективно-коммуникативная функции (Ломов Б. Ф., 1984).
Информационно-коммуникативная
функция общения заключается в любом виде обмена информацией между
взаимодействующими индивидами. Обмен информацией в человеческом общении имеет
свою специфику. Во-первых, мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый
из которых является активным субъектом (в отличие от технического устройства).
Во-вторых, обмен информацией обязательно предполагает взаимодействие мыслей,
чувств и поведения партнеров. В-третьих, они должны обладать единой или сходной
системой кодификации/декодификации сообщений.
Передача
любой информации возможна посредством различных знаковых систем. Обычно
различают вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и
невербальную (различные неречевые знаковые системы) коммуникацию.
В
свою очередь, невербальная коммуникация также имеет несколько форм:
- кинетику
(оптико-кинетическая система, включающая в себя жесты, мимику, пантомиму);
-
паралингвистику (система вокализации голоса, паузы, покашливания и т. п.);
-
проксемику (нормы организации пространства и времени в общении);
-
визуальное общение (система контакта глазами).
Иногда
отдельно рассматривается как специфическая знаковая система совокупность
запахов, которыми обладают партнеры по общению.1
Регуляционно-коммуникативная
(интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной
организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. Здесь
следует сказать несколько слов о традиции использования понятий взаимодействия
и общения в социальной психологии. Понятие взаимодействия используется двояко:
во-первых, для характеристики действительных реальных контактов людей
(действий, контрдействий, содействий) в процессе совместной деятельности;
во-вторых, для описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в ходе
совместной деятельности, или шире — в процессе социальной активности.
В
процессе общения как взаимодействии (вербальном, физическом, невербальном)
индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на
выполнение и контроль действий, т. е. на все составляющие деятельности своего
партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.
Идентификация
— мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и
понять его мысли и представления.
Аффективно-коммуникативная
функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение —
важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр
специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения
людей — происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация,
взаимное усиление или ослабление.
Можно
привести другую классификационную схему функций общения, в которой наряду с
перечисленными отдельно выделяются и другие функции: организация совместной
деятельности; познание людьми друг друга; формирование и развитие
межличностных отношений. Отчасти такая классификация дана в монографии В. В.
Знакова (1994); познавательная же функция в целом входит в перцептивную
функцию, выделенную Г. М. Андреевой (1988). Сопоставление двух
классификационных схем позволяет условно включить функции познания,
формирования межличностных отношений и аффективно-коммуникативную в
перцептивную функцию общения как более емкую и многомерную (Андреева Г. М.,
1988). При изучении перцептивной стороны общения используется специальный
концептуально-терминологический аппарат, включающий ряд понятий и определений и
позволяющий анализировать разные аспекты социальной перцепции в процессе
общения.
Во-первых,
общение невозможно без определенного уровня взаимопонимания общающихся субъектов.
Понимание — это определенная форма воспроизведения объекта в знании,
возникающая у субъекта в процессе взаимодействия с познаваемой реальностью
(Знаков В. В., 1994). В случае общения объектом познаваемой реальности является
другой человек, партнер по общению. При этом понимание можно рассматривать с
двух сторон: как отражение в сознании взаимодействующих субъектов целей,
мотивов, эмоций, установок друг друга; и как принятие этих целей, позволяющих
устанавливать взаимоотношения. Поэтому в общении целесообразно говорить не
вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции или восприятии.
Некоторые же исследователи предпочитают говорить не о восприятии, а о познании
другого (Бодалев А. А., 1965,1983).
Основными
механизмами взаимопонимания в процессе общения являются идентификация, эмпатия
и рефлексия. Термин «идентификация» имеет в социальной психологии несколько
значений. В проблематике общения идентификация - это мысленный процесс
уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и
представления. Под эмпатией также понимается мысленный процесс уподобления
себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого
человека. Слово «понимание» здесь используется в метафорическом смысле —
эмпатия есть «аффективное понимание».
Как
видно из определений, идентификация и эмпатия очень близки по содержанию и
часто в психологической литературе термин «эмпатия» имеет расширительное
толкование — в него включаются процессы понимания как мыслей, так и чувств партнера
по общению. При этом, говоря о процессе эмпатии, нужно иметь в виду и безусловно
положительное отношение к личности. Это означает два момента:
а)
принятие личности человека в целостности;
б)
собственная эмоциональная нейтральность, отсутствие оценочных суждений о воспринимаемом
(Соснин В. А., 1996).
Рефлексия
в проблеме понимания друг друга — это осмысление индивидом того, как он
воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения
участников общения рефлексия является своеобразной обратной связью, которая
способствует формированию и стратегии поведения субъектов общения, и коррекции
их понимания особенностей внутреннего мира друг друга.
Еще
одним механизмом понимания в общении является межличностная аттракция. Аттракция
(от англ. — притягивать, привлекать) — это процесс формирования
привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего
является формирование межличностных отношений. В настоящее время формируется
расширенная трактовка процесса аттракции как формирования
эмоционально-оценочных представлений друг о друге и о своих межличностных
взаимоотноццениях (как положительных, так и отрицательных) как своего рода
социальной установки с преобладанием эмоционально-оценочного компонента.
Рассмотренные
классификации функций общения, естественно, не исключает друг друга. Более
того, существуют еще и другие варианты классификаций. Это, в свою очередь,
предполагает, что феномен общения как многомерное явление необходимо изучать с
помощью методов системного анализа.
2.4. Психология межличностного воздействия
Сущность
психологического воздействия сводится к взаимному обмену информацией и
взаимодействию. С содержательной стороны психологическое воздействие Может быть
педагогическим, управленческим, идеологическим и т. д. и осуществляться на
разных уровнях психики: на осознаваемом и неосознаваемом.
Субъект
психологического воздействия может выступать в роли организатора, исполнителя
(коммуникатора) и даже исследователя своего процесса воздействия. Эффективность
воздействия зависит от пола, возраста, социального статуса и многих Других
составляющих субъекта, а главное, от его профессиональной и психологической
подготовленности к оказанию воздействия на партнера по общению.
Субъект
межличностного воздействия:
-
изучает объект и ситуацию, в которой осуществляется воздействие;
-
выбирает стратегию, тактику и средства воздействия;
-
учитывает поступающие от объекта сигналы об успешности-неуспешности воздействия;
-
организует противодействие объекту (при возможном контрвоздействии объекта на
субъект) и т. д.
В
том случае, если реципиент не согласен с предлагаемой ему информацией и стремится
снизить эффект оказываемого на него воздействия, коммуникатор имеет возможность
использовать закономерности рефлексивного управления или манипулятивного
воздействия.
Объект
межличностного воздействия (реципиент), будучи активным элементом системы
воздействия, перерабатывает предлагаемую ему информацию и может не соглашаться
с субъектом, а в отдельных случаях, осуществлять контрвоздействие на коммуникатора.
Объект соотносит предлагаемую ему коммуникатором информацию с имеющимися у него
ценностными ориентациями и своим жизненным опытом, после чего принимает
решения. К характеристикам объекта, влияющим на эффективность воздействия на
него, относятся пол, возраст, национальность, профессия, образование, опыт
участия в коммуникационном обмене и другие особенности.
Процесс
межличностного психологического воздействия (влияния), будучи в свою очередь
многомерной системой, включает стратегию, тактику, средства, методы, формы,
аргументацию и критерии эффективности воздействия. Стратегия — это способы
действий субъекта по достижению главной цели психологического воздействия на
реципиента. Тактика — это решение промежуточных задач психологического воздействия,
посредством использования различных психологических приемов.
В
социальной психологии выделяют вербальные (речь) и невербальные
(паралингвистические) особенности средств воздействия. К методам воздействия
относятся убеждение и принуждение (на уровне сознания), а также внушение,
заражение и подражание (на неосознаваемом уровне психики). Последние три метода
относятся к социально-психологическим. Формы межличностного воздействия могут
быть речевые (письменные и устные) и наглядные. Система аргументации
предполагает как мировоззренческие (абстрактные) доказательства, так и сведения
конкретного характера (цифровая и фактологическая информация легче
запоминается и сопоставляется). Желательно учитывать принципы отбора и
предъявления информации — доказательность и удовлетворение информационных
потребностей конкретного объекта, а также коммуникационные барьеры
(познавательные, социально-психологические и др.)
Критерии
эффективности воздействия делятся на стратегические (отсроченные в перспективе,
например мировоззренческие) и тактические (промежуточные), которыми
руководствуются непосредственно в процессе воздействия на партнера (речевые
высказывания, мимика и др.). В качестве промежуточных критериев эффективности
межличностного воздействия субъект может использовать изменение психофизиологических,
функциональных, паралингвистических, вербальных, проксемических, поведенческих
характеристик объекта. Использование критериев желательно осуществлять в
системе, сопоставляя их различную интенсивность и частоту проявления.
Условия
воздействия включают место и время общения, а также количество участников, на
которых оказывается воздействие.
Если
общение не является фактическим, оно обязательно имеет или во всяком случае
предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности людей.
Такое общение выступает как межличностное взаимодействие, т. е. совокупность
связей и взаимовлияний людей, складывающихся в процессе их совместной
деятельности. Межличностное взаимодействие представляет собой
последовательность развернутых в времени реакций людей на действия друг друга:
поступок индивида А., изменяющий поведение Б., вызывает с его стороны ответные
реакции, которые в свою очередь воздействуют на поведение А.
Заключение
Общение имеет
огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и
становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически
развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает
все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с
развитыми личностями он сам превращается в личность.
Если бы с
рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал
бы цивилизованным, культурным и нравственно развитым гражданином, был бы до
конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне,
анатомо-физиологически напоминающим человека.
Особенно
большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со
взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие,
психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через
общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно —
до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и
самовоспитанию. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый
вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому
младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. В
общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем
через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной
жизненный опыт ребенка.
Общение
составляет внутренний механизм совместной деятельности людей, основу
межличностных отношений. Возрастание роли общения, важности его изучения
связано с тем, что в современном обществе гораздо чаще в прямом,
непосредственном общении между людьми вырабатываются решения, которые прежде
принимались, как правило отдельными людьми.
Библиографический список использованной литературы
1.
Андреева Г. М. Социальная психология. — М: Изд-во МГУ, 1988.
2. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека
человеком. — М.: Изд-во МГУ, 1982.
3.
Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные труды. — М.: Педагогика, 1983. 4.
Брушлинский А. В., Поликарпове. А. Мышление и общение. — Минск: Изд-во
«Университетское», 1990.
5.
Знаков В. В. Понимание в познании и общении / РАН. — М.: ИП РАН, 1994.
6.
Кон И. С. Дружба: Этико-психологический очерк. — М.: Политиздат, 1987.
7.
Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования //
Методологические проблемы психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. — М.: Наука,
1975. — 295 с.
8.
Леонтьев А. А. Проблемы развития психики. — М.: Наука, 1985. 9. Ломов Б. Ф.
Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. ред. Ю. Забродин.
—М.: Наука, 1989.
10.
Обозов Н. Н. Межличностные отношения. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. 11. Панкратов В.
Н. Уловки в спорах и их нейтрализация. — М.: Рос. пед. агенство, 1996.
12.
Проблемы общения в психологии: Сборник статей / АН, Ин-т социологии.; Отв. ред.
Б. Ф. Ломов. — М.: Наука, 1981.
13.
Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. Л., 1967.
14.
Петровская Л. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг.
М., 1983.
15.
Межличностное восприятие и понимание // Современная психология: Справочное
Руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 1999.
16.
Резников Е. Н. Межличностные отношения // Современная психология: Справочное
руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 1999.
17.
Лунев П. А. Как стать хозяином положения. Анатомия эффективного общения. Руководство
практического психолога / ИП РАН. — М., 1996.
18.
Теоретические и методологические проблемы социальной психологии/Под ред. Г. М.
Андреевой и Н. Н. Богомоловой. М., 1977.
19.
Шибутани Т. Социальная психология. М., 1968.
20.
Яковлев Б. Н. Отношения в трудовом коллективе. М., 1983.
Приложение 2
Функции общения в межличностных отношениях
1 Межличностное
восприятие и понимание // Современная психология: Справочное Руководство /
Под ред. В. Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 1999.С. 508.
1 Шибутани
Т. Социальная психология. М., 1968. С. 381.
1 Шибутани
Т. Социальная психология. М., 1968. С. 383.
1 Межличностное
восприятие и понимание // Современная психология: Справочное Руководство /
Под ред. В. Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 1999.С. 508.
1 Обозов
Н. Н. Межличностные отношения. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. 151 с.
|