рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Компьютерная психодиагностика рефераты

Таблица 1

Виды тестовых заданий     

Виды стимулов

Порядок предъявления

стимулов

Вербальные Невербальные Фиксированный Переменный
Стандартизированные Индивидуально ориентированные Статические Динамические Случайный С обратной связью

Способы ответов испытуемого на тестовые стимулы разделяют­ся на закрытые, открытые и динамическое реагирование через ор­ганы управления (табл.2). При закрытом способе все ответы в совокупности образуют полную группу, или, иными словами, все возможные виды ответов заранее известны. Эти ответы могут осу­ществляться в форме выбора из "меню ответов" (в зависимости от объема меню различают методики с альтернативным и множест­венным выбором), с помощью оценивания какого-либо признака по заданной шкале, путем восстановления частей предложений, фигур и т.д., а также посредством переструктурирования данных. Открытые способы предполагают ответы испытуемого на предъ­являемые стимулы в свободной форме. При этом могут быть рег­ламентированы лишь самые общие требования к форме ответа (вербальная или невербальная, ориентировочные объем и время). Открытые способы включают в себя ответы в виде дополнения заданного стимула и ответы, в которых полностью допускается свободное конструирование. При динамическом реагировании через органы управления используются перцептивные и моторные способности испытуемого.

Таблица 2

Виды ответов на тестовые задания

Закрытые Открытые Динамическое реагирование
Выбор Оценивание  по заданной шкале Восстановление частей Переструктурирование Дополнение Свободное конструирование

Ниже приводятся характеристики возможных форм сочетаний тестовых заданий с видами ответов испытуемых, которые иллюстрируются ссылками на известные психодиагностические методики, а также дается оценка соотношения качественного и количественного компонентов для каждого выделенного класса психодиагностических методик.                                     

Стимулы — вербальные, стандартизированные

Ответы — закрытые, типа "Выбор"

Сочетание вербальных стандартизированных стимулов крытыми ответами типа "Выбор" определяет самый обширный круг психодиагностических методик — тесты-опросники. 3адания в этих тестах представлены в виде вопросов или утверждений, относительно которых испытуемый выносит суждения (наиболее часто используется двух или трехальтернативный выбор, например, "Верно", "Неверно", "Не могу сказать"). По содержанию среди тестов-опросников условно выделяют опросники-анкеты, биографические опросники и личностные опросники. 

Опросники-анкеты предназначены для получения какой-либо информации об обследуемом, не имеющей непосредственно ношения к его личностным особенностям. Примером может служить Мичиганский скрининг-тест выявления алкоголизма, для которого характерна слабая связь полученных результатов с личностными показателями обследуемых (отечественная адаптация произведена А.Е. Бобровым и А.Н. Шурыгиным [1985]). [3,20]          

Биографические опросники ориентированы на получение данных об истории жизни человека. Наиболее типичные вопросы в них относятся к уровню и характеру образования, специальным навыкам и другим относительно объективным показателям. Информация, даваемая биографическими опросниками, как правило, является вспомогательной для получения достоверной интерпретации результатов психодиагностических тестов, но может носить и собственно диагностический и прогностический характер.       

Личностные опросники представляют наиболее объемную группу тестов-опросников. Они предназначены для измерения различных особенностей личности. Одна и та же психологическая переменная в этих опросниках отражается группой пунктов (не менее 6-7). Пункты могут быть прямыми, апеллирующими непосредственно к опыту субъекта (например, "Боитесь ли Вы темноты?"), либо к мнениям, суждениям испытуемого, в которых косвенно проявляется его личный опыт или переживания (например "Большинство людей честны").                           

Опросники строятся как одномерные, представляющие одну пе­ременную, или как многомерные, одновременно отражающие не­сколько личностных показателей. Среди личностных опросников выделяют опросники черт личности, типологические опросники, опросники мотивов, интересов, ценностей и установок. При конструировании опросников черт личности используется подход, базирующийся на выделении групп тесно связанных лич­ностных признаков (примером может служить популярный опросник 16РF Р. Кеттелла [1970]Отечественная адаптация с примене­нием компьютерного анализа пунктов проведена А.Г. Шмелевым и В.И.Похидько [1987]).[19,126]  Типологические опросники основываются на объединении похожих испытуемых в группы (типы), и в них в качестве имени понятия выступает название соответствующего типа, а содержание раскрывается описаниям типичного (или усредненного) представителя.             

Одним из наиболее распространенных как за рубежом, так и у нас в стране является Миннесотский многофазный личностный опросник (MMPI). Первая отечественная адаптация MMPI произ­ведена Ф.Б.Березиным с соавторами [1976] [2,14] и Л.Н. Собчик [1971] [14,6].

Опросники мотивов позволяют установить, на что направлена активность индивидуума (мотивы как причины, определяющие выбор направленности поведения). Примером в отечественной психодиагностике может служить адаптированный Ю.Л.Ханиным сокращенный вариант опросника Марлоу-Крауна[1976]. Этот опросник стандартизирован на выборке спортсменов и использу­ется для диагностики мотивации одобрения, контроля за фактором "социальной желательности", а также при изучении предпочитае­мых средовых и межличностных влияний. Опросники интересов в зависимости от степени насыщенности личностными показателями могут быть отнесены и к опросникам-анкетам. Наиболее известным 38 рубежом является разработанный           Э. Стронгом  "Бланк профессиональных интересов"  [Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., 1989] [5,58]. В этом опроснике определяется четыре пара­метра интересов: 1. Сходство интересов обследуемого с интересами лиц, достигших успеха в определенной профессии; 2. Сходство ин­тересов обследуемого с типично мужскими и типично женскими интересами; 3. Степень зрелости интересов; 4. Степень профессио­нальной подготовки. "Бланк" содержит 400 заданий, разделенных на 8 рубрик, например, "профессия", "школьные предметы", "развлечения" и т.д.

Опросники ценностей направлены на измерение ценностных ориентаций личности, которые формируются в процессе усвоения социального опыта и обнаруживаются в интересах, установках и других проявлениях личности. Поэтому опросники ценностей близки к опросникам интересов, мотивов и установок. Примером является опросник ценностей специальностей Д.Суппера, дающий сведения о важности для обследуемого каждой из 45 ценностей специальностей, например, помощь другим — для психолога, воз­можность продвижения по службе — для администратора и т.д.

Опросники установок применяются преимущественно в социально-психологических и социологических исследованиях.

Применение тестов-опросников характеризуется малой степе­нью вовлеченности психодиагноста в процедуру обследования. Алгоритмы обработки результатов этих тестов, как правило, пред­ставляют собой несложную процедуру подсчета количества совпа­дений ответов испытуемого с так называемым диагностическим ключом и последующее приведение полученных результатов к стандартизированному виду. Автоматизация подобного тестиро­вания с помощью современных компьютеров является несложной технической задачей. Основные трудности встречаются на этапе формирования автоматизированной интерпретации данных мно­гомерных тестов-опросников.

"Ручное" использование тестов-опросников предполагает фик­сированный порядок предъявления стимулов. Изменение этого порядка на случайный приводит к рандомизированному типу пси­ходиагностического эксперимента. Включение с помощью компь­ютера обратной связи обеспечивает проведения так называемого адаптивного тестирования.

Стимулы — невербальные статические

Ответы—закрытые, типа "Выбор"

Методики данного типа применяются, например, для исследо­вания пространственного воображения, комбинаторных способно­стей и способностей соотнесения невербальных стимулов к опреде­ленному классу из заданного алфавита классов. Сюда относятся, в частности, некоторые задания теста исследования структуры интеллекта Амтхауэра (адаптированный вариант под названием "тест-Су" нашел применение для изучения уровня интеллектуаль­ного развития учащихся младших классов [Лийметс с соавт., 1974]). Так в заданиях "выбор фигур" в качестве стимулов приводятся разделенные на части геометрические фигуры, которые нужно со­отнести с предполагаемыми изображениями целых фигур.

Обработка результатов в данном случае сводится к оценке количества правильно произведенных выборов. В качестве диагно­стического параметра нередко используется время решения зада­ний теста. Очевидно, что современные компьютеры, обладающие развитыми изобразительными средствами, позволяют полностью автоматизировать подобные методики. При этом в качестве сти­мулов могут выступать не только статические, но и динамические объекты.

Стимулы — вербальные стандартизированные,

невербальные статические

Ответы — закрытые, типа "Восстановление частей"

Психодиагностические методики рассматриваемого типа явля­ются, по сути, модификацией тестов с множественным выбором. Отличительной особенностью этих методик является то, что испы­туемым предлагается самим сформулировать (сконструировать) ответ, не прибегая к меню возможных ответов. Таким образом, испытуемый не ограничен какими-либо рамками в своих ответах. В то же время при данном подходе предполагается, что существуют правильные ответы на задания теста, которые могут быть выраже­ны в достаточно определенной форме.                 

Примером методик указанного типа может служить субтест на­хождения недостающих деталей Векслера, с помощью которого изучаются особенности зрительного восприятия, наблюдатель­ность, способность отличить существенные детали [Wechsler D. 1958]. В этом субтесте испытуемый должен отыскать какую-либо недостающую деталь или какое-то несоответствие на каждом из 21 рисунке. На ответ отводится не более 20 с. и правильность ответа оценивается одним баллом. Другим примером является субтест Амтхауэра "Ряды чисел", направленный на исследование индук­тивного мышления испытуемого и его способности оперировать с числами. В 20 заданиях субтеста требуется установить закономер­ность числового ряда и продолжить его. Здесь также на выполне­ние заданий вводится лимит времени.

Обработка результатов обследования с помощью психодиагно­стических методик рассматриваемого класса в достаточной степе­ни формализована. Диагностическими признаками здесь выступают количества правильно выполненных заданий. Также в ряде случаев ценная диагностическая информация содержится в параметрах временной динамики выполнения теста.

Стимулы — вербальные стандартизированные,

невербальные статические Ответы — закрытые,

типа "Переконструирование"

Тестовые задания, предполагающие ответы типа "перекон­струирование данных", заключаются в составлении комбинаций из заданного алфавита вербальных или невербальных элементов. Как правило, считается известной "правильная" комбинация элементов, но это не является обязательным условием, так как оценке могут подлежать такие параметры, как, например, оригинальность соз­данной композиции. В качестве типичного примера можно привес­ти субтест последовательности картинок в шкале измерения интеллекта Векслера. С помощью этого субтеста исследуется способ­ность испытуемого к организации фрагментов в логическом поле, пониманию ситуации и предвосхищению событий. В задании предлагается 8 серий картинок, обобщенных каким-либо сюжетом, в соответствии с которым, испытуемый должен разложить картин­ки в определенной последовательности. Оценка в данном субтесте зависит от правильности и времени решения.                  

Страницы: 1, 2, 3, 4