Реферат: История музыки
Реферат: История музыки
Экспрессионизм в музыке сформировался в 1-м десятилетии 20 в.; ряд
его элементов проявился в последних произведениях Г. Малера ("Песнь о
земле", 1908; 9-я, 1909 и неоконченной 10-я симфонии) и операх. Р. Штрауса
("Саломея", 1905; "Электра", 1908). Однако В большей
степени он связан с творчеством композиторов т. н. новой венской школы - А.
Шёнберга (глава школы), А. Берга и А. Веберна. Шёнберг, начавший свой путь с
произведений, близких позднему романтизму, пришёл к отрицанию романтических
идеалов, сменившихся у него настроениями безотчётной тревоги, страха перед
действительностью, пессимизмом и скепсисом. Представители контрастным
состояниям (крайняя степень возбуждения или душевная прострация и безысходная
угнетённость). Лишённая равновесия, обращенная по преимуществу к сфере
подсознательного, таящегося в глубинах человеческой психики, экспрессионистская
музыка чуждается определенных, ясно очерченных образов и законченных форм.
Композиторы этого направления выработали круг особых средств музыкальной выразительности;
они отказались от широкой напевной мелодики, ясных тональных устоев; принцип
атональности (см. Атональная музыка) способствовал выражению зыбких душевных
состояний и необъяснимого смутного беспокойства. Многие произведения отличаются
лаконизмом, давая лишь намёки на какой-либо образ или душевное переживание (в
цикле Веберна "5 пьес для оркестра", 1910, некоторые части длятся
менее 1 мин.), Необходимость единого конструктивно-организующего начала,
отвечающего общим принципам мышления композиторов новой венской школы и новым
типам образности, привела Шёнберга в начале 20-х гг. к выработке оригинальной системы
композиции, получившей название додекафонии. Произведения, написанные в
додекафонной технике, основаны на различного рода повторениях т. н. серии (см. Серийная
музыка), что является, по мнению представителей этой школы, развитием
принципов формообразования музыки барокко и раннего классицизма, Один из ранних
типичных образцов Э. - монодрама Шёнберга "Ожидание" (1909); в ней
господствует состояние гнетущего тревожного предчувствия, разрешающегося взрывом
отчаяния и ужаса. Мир таинственных и страшных "ночных настроений"
воплощён композитором в мелодраме "Лунный Пьеро" (1912). В творчестве
Шёнберга и др. представителей Э. своеобразно преломлялись и
социально-критические мотивы, особенно ярко выраженные у Берга. Его опера
"Воццек" (1921), замысел которой созрел в годы 1-й мировой войны,
проникнута глубоким состраданием к социально обездоленным, осуждением насилия и
сытого самодовольства "власть имущих". Шёнберг создал произведения,
обличающие ужасы нацистского террора ("Ода Наполеону", 1942;
"Уцелевший из Варшавы", 1947). Однако эти сочинения лишены активного
утверждающего начала, ненависть и гнев сочетаются в них с пессимизмом и
обречённостью, Произведения Шёнберга, написанные после 2-й мировой войны, были
последними яркими проявлениями Э. как направления, В творчестве Веберна Э.
перерождается в иную стилистическую формацию, где господствует
абстрактно-рационалистическое конструктивное начало. Поэтому именно Веберн был
признан родоначальником послевоенного музыкального авангардизма.
Атональная
музыка (греч. а — отрицательная
частица; буквально — внетональная музыка), понятие, относящееся к музыке, не
имеющей тональной организации звуков. Возникло в начале 1900-х гг. и было
связано с творчеством композиторов новой венской школы (А. Шёнберг, А. Берг, А.
Веберн). Основной признак А. м. — отсутствие объединяющего соотношения тонов с
главным центром лада — тоникой. Отсюда — аморфность музыкальной речи, распад
структурных функций гармонии, диссонантный уровень звучания и т.п.
Отсутствие ладо-гармонических ориентиров крайне затрудняет восприятие музыки,
хотя отдельным крупным композиторам порой удавалось создать впечатляющие
атональные сочинения. В этих произведениях использованы особо острые
выразительные средства темброво-ритмического порядка, напряжённые сценической
ситуации и поэтические тексты: монодрама «Ожидание» (1909) и сюита «Лунный
Пьеро» (1912) Шёнберга, опера «Воццек» Берга (1921) и др.
В
1922 Шёнберг изобрёл метод композиции «с 12 соотнесёнными лишь между собой
тонами» (получивший затем наименование додекафония), в задачу которого входило
внесение в анархию А. м. строгого порядка. А. м. лежит в основе многих систем
композиции, входящих в арсенал авангардизма. Эстетические принципы А. м. тесно
связаны с экспрессионизмом. Метод, приёмы и элементы А. м. встречаются у
композиторов различных направлений (Ч. Айве, Б. Бриттен, Б. Барток, А. Онеггер
и др.).
Венская классическая школа, направление в музыке, сложившееся в Вене во 2-й
половине 18 - 1-й четверти 19 вв. Основоположники В. к. ш. - И. Гайдн и В. А.
Моцарт; высшие её достижения связаны с творчеством Л. Бетховена.
Художественный
стиль классицизм (от лат. classicus - "образцовый")возник в XVII
столетий во Франции. Основываясь на представлениях о закономерности, разумности
мирового устройства, мастера этого стиля стремились к ясным и строгим формам,
гармоничным образцам, воплощению высоких нравственных идеалов. Высшими,
непревзойденными образцами художественного творчества они считали произведения
античного искусства, поэтому разрабатывали античные сюжеты и образы. Классицизм
во многом противостоял барокко с его страстностью, изменчивостью,
противоречивостью, утверждая свои принципы в разных видах искусства, в том числе
и в музыке.В опере XVIII в. классицизм представлен произведениями Кристофа
Виллибальда Глюка, создавшего новую трактовку этого вида
музыкальнодраматического искусства. Вершиной в развитии музыкального
классицизма стало творчество Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига
ван Бетховена, работавших преимущественно в Вене и образовавших направление в
музыкальной культуре второй половины XVIII - начала XIX столетия - венскую
классическую шкалу.Классицизм в музыке во многом не похож на классицизм в литературе,
театре или живописи. Б музыке невозможно опираться на античные традиции - они
почти неизвестны. Кроме того, содержание музыкальных сочинений часто связано с
миром чувств человека, которые не поддаются жёсткому контролю разума. Однако
композиторы венской школы создали очень стройную и логичную систему правил
построения произведения. Благодаря такой системе самые сложные чувства
облекались в ясную и совершенную форму. Страдания и радости становились для
композитора предметом размышления, а не переживания. И если в других видах
искусства законы классицизма уже в начале XIX в. многим казались устаревшими,
то в музыке система жанров, форм и правил гармонии, разработанная венской
школой, сохраняет своё значение до сих пор.
КРИСТОФ ВИЛЛИБАЛЬД ГЛЮК(1714-1787)
С
середины XVIII столетия на развитие европейской музыкальной культуры стал
оказывать влияние классицизм. Произведение искусства должно было создаваться по
строгим правилам и решать высокие нравственные проблемы. Итальянские операсериа
и операбуффа этим требованиям не отвечали. По явление оперы, основанной на
художественных принципах классицизма, связано с творчеством КристофаВиллибальда
Глюка.
Композитор
родился в австрийском городке Эрасбах (недалеко от границы с Чехией) в семье
лесничего. Музыкальное образование он получил в Праге. пел в церковном хоре,
под руководством известных чешских музыкантов изучал теорию. Позже, уже в
Милане, Глюк по знакомился с итальянской музыкой. Здесь он брал уроки у
известного композитора и органиста Джованни Баттисты Саммартини (около
1700-1775); именно Саммартини научил его блестяще владеть оркестром. В Италии
Глюк сочинил свои первые оперы (они были написаны в жанре оперысериа). Во время
пребывания в Лондоне (1745 г.) Глюк встретился с Генделем, и музыка немецкого мастера
произвела на него огромное впечатление. В составе оперной труппы композитор
посетил многие европейские города. Наконец в 1752 г. он обосновался в Вене, а в
1754 г. получил место придворного композитора.К тому времени Глюк был автором
известных опер, имел опыт работы в театре, глубоко знал итальянскую,
французскую и немецкую оперные традиции. Постепенно композитор пришёл к мысли,
что оперу необходимо изменить. Первыми операми, созданными по новым правилам,
стали "Орфей и Эвридика" (1762 г.), "Альцеста" (17б7 г.),
"Парис и Елена" (1770 г.). Глюк написал их на тексты итальянского
поэта и драматурга Раньери да Кальцабиджи (1714-1795). Это был первый пример
сотрудничества автора музыки и либреттиста в процессе создания оперы. Прежде
композиторы писали музыку на уже готовые и отдельно изданные либретто. Взгляды
Глюка и Кальцабиджи на сюжет и развитие действия совпадали, что сделало их
творческий союз плодотворным.
Для
опер Глюк выбирал, как правило, античные сюжеты, в которых воспевался подвиг во
имя любви и исполнения долга. Действующими лицами его произведений являлись
обобщённые символические фигуры, олицетворявшие нравственные понятия - любовь,
верность, само отверженность и т. д. В драматургии оперы ясно выражена связь с
традициями античного театра - количество персонажей минимально, происходящее
комментирует хор. Основное внимание композиторуделял слову. Он стремился к
тому, чтобы музыка точно выражала дух и настроение поэтического текста. Важную
роль в операх Глюка играют речитативы; они всегда звучат под аккомпанемент
оркестра (в отличие от секко - речитативов опезы-сериа, которые сопровождались
клавесином). Главная мелодическая линия проводится в ариях; композитор
отказался от виртуозных приёмов и украшений, отвлекавших слушателей от
содержания текста. Возросла роль оркестра - уже в увертюре были обозначены
основные идеи.Произведения композитора получили признание в Вене, но полное
понимание мастер надеялся найти в столице Франции, и в 1773 г. он от правился в
Париж. Для французской сцены Глюк создал новые редакции "Орфея и
Эвридики" и "Альцесты", написал такие оперы, как "Ифигения
в Авлиде" (1774 г.; по трагедии французского поэта и драматурга Жана
Расина) и "Ифигения в Тавриде" (1779 г.; по мотивам трагедии древнегреческого
драматурга Еврипида). Оперы Глюка, имевшие в Париже большой успех, вызвали тем
не менее ожесточённые споры. Общество разделилось на сторонников Глюка и его
яростных противников. Композитора поддержали писатели и философы Дени Дидро,
Жан Жак Руссо. Однако многие выступили против новшеств - они отстаивали
традиционные принципы французской оперы в духе Люлли и Рамо и итальянской
оперысериа. Противники Глюка даже вызвали в Париж в 1776 г. известного
итальянского композитора Никколо Пиччинни и добились постановки его опер.
Разгорелась так называемая "война глюкистов и пиччиннистов",
вызвавшая много споров в парижском обществе. В произведениях Глюка привлекали
ясность драматургического развития, цельность образов, классическая строгость и
выразительность музыки, естественность и красота мелодий, благородство чувств
героев. Творческие принципы композитора приобрели немало приверженцев, но ни
один из них не обладал таким же ярким дарованием, поэтому опыт венского мастера
можно считать уникальным и не имеющим прямого продолжения. Однако к идее о ведущей
роли поэтического текста обращались многие музы канты, в частности немецкий
компо зитор Рихард Вагнер.
Опера
(итал. opera, буквально - сочинение,
от лат. opera - труд, изделие, произведение), жанр музыкально-драматического
искусства. Литературная основа О. (либретто) воплощается средствами музыкальной
драматургии и в первую очередь в формах вокальной музыки.
О. -
синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды
искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы),
хореографию (балет). Исторически сложились определённые формы оперной музыки.
При наличии некоторых общих закономерностей оперной драматургии все её
компоненты в зависимости от типов О. толкуются различно. Разнообразны вокальные
формы классической О. Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных
номерах (ария, ариозо, ариетта, каватина, монолог, баллада,песня). Различные
функции в О. имеет речитатив - музыкально-интонационное и ритмическое
воспроизведение человеческой речи. Нередко он связывает (сюжетно и в
музыкальном отношении) отдельные законченные номера; часто является действенным
фактором музыкальной драматургии. В некоторых жанрах О.,преимущественно
комедийных, вместо речитатива используется разговорная речь, обычно - в
диалогах. Сценическому диалогу, сцене драматического спектакля в О.
соответствует музыкальный ансамбль (дуэт, трио, квартет, квинтет и т.д.),
специфика которого даёт возможность создавать конфликтные ситуации, показывать
не только развитие действия, но и столкновение характеров, идей. Поэтому
ансамбли зачастую появляются в кульминационных или заключительных моментах
оперного действия. По-разному в О. трактуется хор. Он может быть фоном, не
связанным с основной сюжетной линией; иногда своеобразным комментатором
происходящего; его художественные возможности позволяют показать монументальные
картины народной жизни, выявить взаимоотношения героя и масс (например, роль
хора в народных музыкальных драмах М.П. Мусоргского "Борис Годунов" и
"Хованщина"). В музыкальной драматургии О. большая роль отведена оркестру,
симфонические средства выразительности служат более полному раскрытию образов.
О. включает также самостоятельные оркестровые эпизоды - увертюру, антракт
(вступление к отдельным актам). Ещё один компонент оперного спектакля - балет,
хореографические сцены, где пластические образы сочетаются с музыкальными.
История
О. тесно связана с развитием культуры и истории человеческого общества. Часто
О. выступала в качестве своеобразного идеологического форпоста музыкального
искусства, отражая острые проблемы современности - социального неравенства,
борьбы за национальную независимость, патриотизма.
Истоки
музыкального театра - в народных празднествах, игрищах. Уже в древне-греческих
дионисийских играх, греческой трагедии велика роль музыки. Существенное место
отводилось ей и в средне-вековых народных культовых ("священных")
представлениях. Как самостоятельный жанр О. сформировалась на рубеже 16-17 вв.
За несколько веков её существования сложилось множество национальных оперных
школ, стилей, типов оперного произв. Во многих европейских национальных
культурах в соответствии с гуманистическими идеями эпохи Возрождения
вырабатывались принципы нового типа музыкально-драматического спектакля. Эти
искания ранее всего увенчались успехом в классической стране Ренессанса -
Италии. Группа философов, поэтов, музыкантов, художников (т. н. "Флорентийская камерата", 1580) проповедовала возрождение
античной трагедии. Идеалом флорентийцев в музыке была простота, естественность
высказывания; музыку в своих спектаклях они подчинили поэзии. В этом духе были
написаны первые О. - "Дафна" (1597-98) и "Эвридика" (1600),
музыка Я. Пери, текст О. Ринуччини. Следующая веха в истории О. -
"Орфей" К. Монтеверди (1607). Художник огромного трагедийного
дарования, он создал произведения, отличающиеся глубиной драматического
выражения, мастерской лепкой характеров.
Во
Франции оперная школа сложилась несколько позже (2-я половина 17 в.). О. её
основоположника Ж. Б. Люлли ("Альцеста", 1674; "Армида",
1686) связаны с классицистским театром Ж. Расина и П. Корнеля. Люлли создал
классический тип французской "лирической трагедии" (лирическая, т. е.
музыкальная) - гармонично построенной монументальной композиции нз 5 актов с
прологом, эпилогом-апофеозом и драматической кульминацией в конце 3-го акта;
основой вокальной музыки являлся мелодизированный речитатив. Традиции Люлли в
"лирической трагедии" продолжал Ж. Ф. Рамо.В 17 в. своеобразный
оперный жанр сложился в Испании (сарсуэла); в Англии О. связана с именем
композитора Г. Пёрселла ("Дидона и Эней", 1689). Первый немецкий
оперный композитор - Г. Шюц ("Дафна", 1626). На рубеже 17-18 вв. в
итальянской музыке большое значение приобрела неаполитанская оперная школа во
главе с А. Скарлатти, основоположником нового типа О. - оперы-сериа (буквально
- серьёзная О.). Героической, мифологической тематике, её возвышенному
содержанию соответствовали эмоционально приподнятые арии, в которых певцы могли
демонстрировать виртуозное вокальное искусство. Постепенно
литературно-драматическое содержание стало лишь фоном для виртуозных арий
солистов. С оперой-сериа связано творчество Г. Ф. Генделя. Драматизм,
мелодическое и гармоническое богатство музыкального языка выделяют его
произведения среди О. этого типа ("Юлий Цезарь в Египте",
"Тамерлан", обе 1724; "Роделинда", 1725, и др.).
К
середине 18 в. опера-сериа исчерпала свои художеств. возможности, она уже не
отвечала эстетическим потребностям времени. На смену пришло новое, более
демократическое искусство - комическая О. Наигранному пафосу отжившей
классицистской О. противопоставляется комедийная тематика, выспренным статичным
ариям - живая музыка. В разных странах сложились национальные разновидности
комической О. В Италии - опера-буффа, выросшая из интермедий оперы-сериа и
театральных комедий. Этот жанр утвердился в творчестве Дж. Б. Перголези
("Служанка-госпожа", 1733) и окончательно сформировался в операх Дж. Паизиелло
("Мельничиха", 1788) и Д. Чимарозы ("Тайный брак", 1792). В
Англии - балладная опера ("Опера нищего", обработка мелодий Дж.
Пепуша, 1728). В Испании - тонадилья ("Мнимый слуга" В. Гарсиа,
1804). Во Франции - комическая опера. В этом жанре писали Э. Дуни
("Влюблённый художник", 1757), Ф. А. Филидор ("Садовник и его
господин", 1761), А. Э. Гретри ("Ричард Львиное сердце", 1789).
В Австрии и Германии - зингшпиль ("Доктор и аптекарь" К.
Диттерсдорфа, 1786; "Лотхен при дворе" И. А. Хиллера, 1766).
Выдающееся
значение имела деятельность крупнейших реформаторов оперного искусства К. В. Глюка
и В. А. Моцарта, отразивших в своём творчестве передовые идеи Просвещения. Глюк
создал героическую музыкальную трагедию, в которой достиг органического
единства всех музыкально-драматургических средств выразительности ("Орфей
и Эвридика", 1762; "Альцеста", 1767, и др.). Моцарт, опираясь на
достижения оперы-буффа и зингшпиля, дал высокие реалистические образцы комедии
("Свадьба Фигаро", 1786), драмы ("Дон Жуан", 1787),
философские сказки ("Волшебная флейта", 1791).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|