Реферат: Исследование социально-психологического климата и стратегий поведения в конфликте членов коллектива
Для
подтверждения одной из гипотез вычисляем коэффициент корреляции Спирмена по
формуле:
, где d
– квадрат разности между рангами,
N – количество испытуемых,
Та
и Тb – поправки на одинаковые ранги.
, где а и b
–объем каждой группы одинаковых рангов.
Анализ ранговой корреляции по Спирмену стратегии избегания и стремления к
одобрению
Табл. 4
№ п/п |
Стратегия избегания,
баллы |
Стремление к одобрению,
баллы |
Ранги по стратегии
избегания |
Ранги по стремлению к
одобрению |
Разность рангов, d |
d2
|
1. |
8 |
10 |
4 |
5 |
1 |
1 |
2. |
9 |
14 |
6,5 |
9 |
2,5 |
6,25 |
3. |
11 |
13 |
12,5 |
6,5 |
-6 |
36 |
4. |
10 |
14 |
9,5 |
9 |
-0,5 |
0,25 |
5. |
10 |
16 |
9,5 |
12,5 |
3 |
9 |
6. |
9 |
18 |
6,5 |
14 |
7,5 |
56,25 |
7. |
8 |
9 |
4 |
3 |
-1 |
1 |
8. |
10 |
14 |
9,5 |
9 |
-0,5 |
0,25 |
9. |
10 |
13 |
9,5 |
6,5 |
-3 |
9 |
10. |
11 |
15 |
12,5 |
11 |
-1,5 |
2,25 |
11. |
12 |
16 |
14 |
12,5 |
-1,5 |
2,25 |
12. |
8 |
9 |
4 |
3 |
-1 |
1 |
13. |
6 |
9 |
1,5 |
3 |
1,5 |
2,25 |
14. |
6 |
8 |
1,5 |
1 |
-0,5 |
0,25 |
По таблице критических значений коэффициента корреляции рангов находим r критическое для N= 14, который
равен 0,54, при p£
0,05 и 0,68, при p£
0,01 где p – показатель вероятности ошибки.
Таким образом, значение r полученное в
исследовании попадает в зону значимости, при p £ 0,01 и
получает подтверждение гипотеза о том, что между выбором индивидом стратегии
избегания и стремлением к одобрению имеется корреляция.
По
итогам экспериментального исследования можно сказать, что высокая потребность
в одобрении у членов данного коллектива ведет к формированию у них
избегательной тактики поведения в конфликтной ситуации, что в свою
очередь ведет к накоплению негативных эмоций, взаимных негативных оценок, неспособности
отстоять свое мнение, что отражается на социально психологическом
климате коллектива.
Таким
образом, подтверждается гипотеза о том, что стратегия поведения
индивидов влияет на социально-психологический климат первичного
трудового коллектива.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе был проведен теоретический анализ понятий первичного
трудового коллектива, социально-психологического климата коллектива, конфликта.
Первичный трудовой коллектив - это малая группа людей, объединенных общей
целью в общении и совместной деятельности, находящихся в непосредственном
контакте друг с другом.
Социально-психологический климат - это психологический настрой в группе,
который отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон
общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и
отдыха в данном коллективе.
Конфликт - это осознанное столкновение людей, несовпадения их
потребностей, целей, типов поведения, отношений, установок.
Существуют пять типов стратегий поведения индивидов в конфликтной
ситуации: сотрудничества, соперничества, избегания, компромисса, приспособления.
Было проведено экспериментальное исследование, включавшее наблюдение за
поведением членов первичного трудового коллектива, диагностику стратегий
поведения в конфликтной ситуации членов первичного трудового коллектива по
методике К. Томаса, измерение мотивации к одобрению членов коллектива с помощью
методики Д. Марлоу и Д. Крауна. Наблюдение обнаружило напряженность и
преобладание негативных эмоций в отношениях в коллективе. Тестирование выявило,
что преобладающей стратегией поведения в конфликтной ситуации в коллективе
является избегание и что большинству членов коллектива свойствен высокий
уровень потребности в одобрении.
В результате проведенного корреляционного анализа была обнаружена
взаимосвязь между выбором стратегии избегания и мотивацией к социально
одобряемому поведению. Высокая мотивация на социальное одобрение вызывает выбор
в качестве ведущей стратегии поведения в конфликте избегание, не позволяющей
конструктивно разрешать конфликты. Это, в итоге, ведет к накоплению и росту
напряженности и негативных эмоций в отношениях, формированию неблагоприятного
социально-психологического климата.
Таким образом, гипотеза о наличии связи между стратегиями поведения индивидов
в конфликте и социально-психологическим климатом коллектива нашла свое
подтверждение.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Г.М., Социальная
психология. - М., 1980.
2. Анцупов
А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ, 1999.
3.Бойко В.В.,
Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический климат коллектива и
личность.-М.: Мысль, 1983. - 207 с.
4. Василюк
Ф.Е., Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций).-М.:
Изд-во Моск. ун-та, 1984.
5. Вичев В.В.,
Мораль и социальная психика.-М., 1978.
6. Выханский
О.С., Наумов А.И., Менеджмент.- М., Гардарика, 1996.
7. Гришина
Н.В., Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов.Автореферат
канд. дисс.- Л., 1978.
8. Гришина
Н.В. Социально-психологические конфликты и совершенствование взаимоотношений в
коллективе.// Социально-психологические проблемы производственного коллектива /
Под ред. Шороховой Е.В.- М., 1983.
9. Гришина
Н.В., Я и другие: Общение в трудовом коллективе. -Лениздат, 1990.-171с.
10. Данькова
Т.М., Некоторые аспекты производственных конфликтов на промышленных
предприятиях / Материалы IV Всесоюзного съезда
психологов.- Тбилиси, 1971.
11. Донцов
А.И., Психология коллектива.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984 .
12. Ершов
А.А., Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение.
- Л., 1976 .
13. Кайдалов
Д.П., Суименко Е.И., Единоначалие и коллегиальность.-М., 1979 .
14. Ковалев
А.Г., Коллектив и социально-психологические проблемы руководства.-
М.,Политиздат, 1975, 271с.
15.
Коллектив.Личность.Общение.: Словарь социально-психологических понятий./ Под
ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова.- Л.: Лениздат, 1987.- 143 с.
16. Кричевский
Р.Л., Дубовская Е.М., Психология малой группы: Теоретический и прикладной
аспекты. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.- 152с.
17. Кузьмин
Е.С. Основы социальной психологии. - Л., 1967 г.
18. Литвинов
В.Н., Психологический климат и экономические показатели. Социальные проблемы
труда и образования. / Материалы научной конференции, вып.2 – Рига, 1969.
19. Макаренко
А.С., Полное собрание сочинений: В 7 т.- М., 1956 г.
20. Парыгин
Б.Д., Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения. /
Под ред. В.А. Ядова.- Л., Изд-во « Наука».
21. Петровская
Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта:
теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М.
Андреевой, Н.Н.Богомоловой.-М., Изд-во Мос. ун-та, 1977 .
22. Платонов
К.К., Казаков В.Г., Развитие системы понятий теории психологического климата в
советской психологии // Социально-психологический климат коллектива / Под ред.
Е.В. Шороховой и О.И. Зотовой, - М., 1979.
23. Платонов
Ю.П., Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект.
- Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1990.-181 с.
24.
Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.- Самара:
Изд-во « БАХРАК-М», 2001.
25. Руденский
Е.В., Социальная психология: Курс лекций.- М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ,
1997.
26. Скотт
Д.Г., Конфликты пути их преодоления / Внешторгиздат,-Киев, 1991.-191 с.
27. Смирнов
Г.Л., Советский человек. Формирование социалистического типа личности. - М.,
1973.
28.
Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред.
Г.М.Андреевой, Н.Н. Богомоловой.- М.,: Изд-во Мос. ун-та, 1977.
29. Шакуров
Р.Х., Социально-психологические проблемы руководства педагогическим
коллективом. -М., 1982.
30. Шепель
В.М. Социологические и психолого-педагогические основы хозяйственного
руководства химическими предприятиями.- М., 1974.
31. Шепель
В.М. Управленческая психология. - М., 1986.
32. Горянина
В.А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного
взаимодействия // Психологический журнал, т. 18, № 6, 1997.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению
Опросник
- А. Иногда я
предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение
спорного вопроса.
Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание
на то, с чем мы оба не согласны.
- А. Я стараюсь
найти компромиссное решение.
Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.
- А. Обычно я
настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом
сохранить наши отношения.
- А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов
другого человека.
- А. Улаживая
спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной
напряженности.
- А. Я
пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
Б. Я стараюсь добиться своего.
- А. Я
стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить
его окончательно.
Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы
добиться другого.
- А. Обычно я
настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я первым делом
стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
- А. Думаю,
что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б. Я предпринимаю усилия,
чтобы добиться своего.
- А. Я твердо
стремлюсь достичь своего.
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
- А. Первым
делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы
и вопросы.
Б. Я стараюсь успокоить
другого и главным образом сохранить наши отношения.
- А. Зачастую
я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он
также вдет мне навстречу.
- А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
- А. Я
сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
- А. Я
стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
Б. Я стараюсь сделать
все необходимое, чтобы избежать напряженности.
- А. Я
стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
- А. Обычно я
настойчиво стараюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь сделать
все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
- А. Если это
сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он
также идет мне навстречу.
- А. Первым
делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы
и спорные вопросы.
Б. Я стараюсь отложить
решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
- А. Я
пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
Б. Я стараюсь найти
наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
- А. Ведя
переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б.
Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
- А. Я
пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и
точкой зрения другого человека.
Б. Я отстаиваю свои желания.
- А.
Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
Б. Иногда я представляю
возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
- А. Если
позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу
его желаниям.
Б. Я стараюсь убедить
другого прийти к компромиссу.
- А. Я
пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
- А. Я
предлагаю среднюю позицию.
Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из
нас.
- А. Зачастую
я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на
своем.
- А. Обычно я
настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Улаживая ситуацию, я
обычно стараюсь найти поддержку у другого.
- А. Я
предлагаю среднюю позицию.
Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих
разногласий.
- А. Я
стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно
с другим зинтересованным человеком могли добиться успеха.
Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает
представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих
форм поведения в конфликтных ситуациях.
КЛЮЧ:
№ |
Соперничество |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избегание |
Приспособление |
1. |
|
|
|
А |
Б |
2. |
|
Б |
А |
|
|
3. |
А |
|
|
|
Б |
4. |
|
|
A |
|
Б |
5. |
|
А |
|
Б |
|
6. |
Б |
|
|
А |
|
7. |
|
|
Б |
А |
|
8. |
А |
Б |
|
|
|
9. |
Б |
|
|
А |
|
10. |
А |
|
Б |
|
|
11. |
|
А |
|
|
Б |
12. |
|
|
Б |
А |
|
13. |
Б |
|
А |
|
|
14. |
Б |
А |
|
|
|
15. |
|
|
|
Б |
А |
16. |
|
|
|
Б |
А |
17. |
А |
|
|
Б |
|
18. |
|
|
Б |
|
А |
19. |
|
А |
|
Б |
|
20. |
|
А |
Б |
|
|
21. |
|
Б |
|
|
А |
22. |
Б |
|
А |
|
|
23. |
|
А |
|
Б |
|
24. |
|
|
Б |
|
А |
25. |
А |
|
|
|
Б |
26. |
|
Б |
А |
|
|
27. |
|
|
|
А |
Б |
28. |
А |
Б |
|
|
|
29. |
|
|
А |
Б |
|
30. |
|
Б |
|
|
А |
Тест возможно использовать в групповом варианте, как в
сочетании с другими тестами, так и отдельно. Затраты времени - не более 15-20
мин.
Методика
диагностики самооценки мотивации одобрения (шкала лживости)
Д. Марлоу и Д. Крауна
Для оценки правдивости высказываний испытуемых в опросники нередко
включают так называемые шкалы лживости или шкалы стремления к одобрению. Ниже
приводится один из вариантов такой шкалы, разработанной Д. Марлоу и Д.
Крауном.
Инструкция: «Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже суждений.
Если Вы считаете, что оно верно и соответствует особенностям Вашего поведения,
то напишите «да», если же оно неверно, то — «нет»».
1. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.
2. Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде.
3. Я всегда внимательно слежу затем, как я одет.
4. Дома я веду себя за столом так же, как в столовой.
5. Я никогда ни к кому не испытывал антипатии.
6. Был случай, когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в
своих силах.
7. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.
8. Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.
9. Был случай, когда я придумал вескую причину, что-бы оправдаться.
10. Случалось, я пользовался оплошностью человека.
11. Я всегда охотно признаю свои ошибки.
12. Иногда вместо того, чтобы простить человека, я ста-раюсь отплатить
ему тем же.
13. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему.
14. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать
услугу.
15. У меня никогда не возникает досады, когда выска-зывают мнение,
противоположное моему.
16. Перед длительной поездкой я всегда тщательно про-думываю, что взять с
собой.
17. Были случаи, когда я завидовал удаче других.
18. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами.
19. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по
заслугам.
20. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.
Ключ для обработки результатов опроса: ответы «Да» - на
вопросы 1, 2. 3, 4, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 20. «Нет» - на вопросы б, 7, 9, 10,
12, 13, 17, 18, 19.
Общий итоговый
показатель «мотивации одобрения» по шкале получают суммированием всех
«работающих» вопросов. Чем выше итоговый показатель, тем выше мотивация
одобрения и тем, следовательно, выше готовность человека представить себя перед
другими как полностью соответствующего социальным нормам. Низкие показатели
могут свидетельствовать как о непринятии традицион-ных норм, так и об излишней
требовательности к себе.
|