Реферат: Гимнастика, значение и виды соревнований
Реферат: Гимнастика, значение и виды соревнований
Содержание:
1. Значение и виды
соревнований в школе стр. 2
2. Положение о
соревнованиях стр. 3
3. Комплекс упражнений
для женщин стр. 6
4. Список литературы
стр.9
Тема:
“Значение и виды соревнований по
гимнастике в школе. Положение о соревнованиях.”
Соревнования
по гимнастике—неотъемлемая составная
часть всей учебной работы по физической культуре
в школе. Они позволяют контролировать качество проводимых уроков по основной гимнастике и
учебно-тренировочной работы по
спортивной гимнастике.
Соревнования
требуют от учеников больших физических и психических напряжений. Успех достигается за счет
проявления высоких моральных и волевых
качеств, таких, как: настойчивость,
смелость, решительность, стремление бороться за честь своей команды, школы; умение подчинить свои
личные интересы интересам
коллектива.
Таким
образом, благодаря соревнованиям появляется возможность объективно оценить качество
идейно-воспитательной работы
с учащимися, проверить техническую подготовку гимнастов, т. е. уровень овладения
программным материалом, классификационной программой, выяснить успехи и пробелы в учебно-тренировочном процессе.
На соревнованиях спортсмены и тренеры разных команд (разных городов, областей, республик и даже государств) имеют
возможность обмениваться опытом работы по овладению новыми сложными элементами, знакомиться с отдельными проблемными
вопросами современной учебно-тренировочной работы и вопросами, связанными с дальнейшим развитием гимнастического
движения. Все это повышает общий теоретический, методический н практический уровень тренеров и спортсменов. Кроме того,
налаживаются личные контакты спортсменов и тренеров, устанавливаются дружественные связи, и в этом проявляется интернациональное
назначение соревнований.
Соревнования
по гимнастике привлекают большое количество зрителей, что способствует
привлечению желающих заниматься гимнастикой. В этом их агитационное назначение.
Виды соревнований.
В организации и проведении соревнований сложились определенные традиции. Соревнования
различают по цели, форме зачета, масштабу, представительству и характеру.
По направленности (цели) соревнования бывают учебные—в отдельных учебных группах,
классах, по специальным учебным программам того или иного года обучения; отборочные для выявления
сильнейших спортсменов и комплектования сборного коллектива, определения сильнейшей команды для дальнейших выступлений
в соревнованиях;
прикидки — проводятся на учебно-тренировочных занятиях и сборах; первенства и кубки — проводятся с целью подведения итогов
работы за определенный период, выявления сильнейших гимнастов
и команд;
матчевые встречи — носят
официальный и товарищеский характер, как
правило, бывают традиционными; массовые соревнования — проводятся в низовых спортивных коллективах среди учащихся
учебных заведений, в воинских частях
и подразделениях, охватывают большое количество
занимающихся, проводятся по специальной программе, нормативам комплекса ГТО
и упрошенным правилам, с целью отбора
лиц, более способных для занятий гимнастикой в секциях школ, коллективах
ДЮСШ, ДСО и ведомств; могут проводиться без учета пола и ограничения
количественного состава участников.
По форме
зачета соревнования могут быть
л и ч н ы м и — разыгрывается личное первенство
по сумме баллов, набранных участниками в каждом разряде программы
отдельно; командными — определяется первенство среди мужских и женских команд раздельно, по сумме
баллов зачетных участников в каждом виде
многоборья пли по сумме баллов, набранных в многоборье зачетными участниками, может определяться по очковой системе; л и ч н о - к о м а н д н ы м
и — в каждом разряде определяются
личные результаты и командное первенство; коллективными
— определяется лучший коллектив по
результатам выступлении нескольких команд: детской, юношеской, мужской,
женской и т. д. По масштабу бывают: низовые, районные,
городские, областные, краевые, республиканские, всесоюзные, международные — предусматривают
преемственность в решении поставленных
перед ними задач.
По
представительству соревнования делятся на территориальные — в команде могут быть представители только одной республики, одного города, района или школы. К таким
соревнованиям относятся первенства ЦС ДСО и ведомств, спартакиады
школьников, спартакиады народов России; ведомственные — в командах соревнуются
представители разных городов, принадлежащих одному ДСО или ведомству.
По характеру соревнования могут быть классификационные— на них присваивается
спортивный разряд: не классификационные— разряд не присваивается; закрытые - без участия зрителей, имеющие целью специальный просмотр, бет
допуска представителей других городов, стран, ведомств;
открытые — допускаются
все желающие
выступать гимнасты, независимо от принадлежности к ДСО, ведомству, городу, стране; конкурсы - выполняются отдельные элементы или связки на
видах гимнастического многоборья по предварительным заявкам;
«с
листа» - по неизвестной заранее программе; по упрощенным программам и
правилам – соревнуются не по всем видам многоборья, по специально разработанной программе, по выбору соревнующимися в
комбинации при наличии двух; по облегченным правилам судейства: без спец требований, без временного норматива, с двумя попытками.
Положение о соревнованиях
Положение о
соревнованиях — руководящий документ для всех организаций, принимающих участие в соревнованиях. Оно составляется
организацнск. проводящей соревнование, в соответствии с существующими правилами
соревнований и рассылается не позднее чем за три месяца до их начала.
Изменения в положение о соревнованиях может вносить только организация,
его составляющая. Об этом сразу же сообщается во все коллективы,
занятые подготовкой к соревнованиям.
Положение принято составлять
по следующей схеме:
1. Цели и задачи.
2. Место и сроки проведения.
3.
Руководство соревнованиями.
4.
Участники соревнований.
5.
Программа соревнований.
6. Условия определения
личного и командного первенства
7. Условия и порядок
награждения победителей личного и командного
первенства.
8. Условия приема участников соревнований (приезжих команд).
9. Форма и сроки
предварительных и окончательных заявок.
Основные задачи соревнований
обычно состоят в популяризации гимнастики, выявлении
сильнейших спортсменов и
коллективов, подведении итогов
учебно-тренировочной работы за отчетный период и т.д.
Место и сроки проведения
соревнований определяются
календарем соревнований, по с более конкретными данными (спортивная база, время проведения,
дни опробования и др.).
Руководство соревнованиями обеспечивает организация,
которая их проводит. Она назначает своего представителя, отвечающего
за подготовку и проведение соревнований. Непосредственное руководство возлагается на главную судейскую
коллегию во главе с главным судьей
соревнований.
Программа соревнований и правила оценки упражнений.
В этом разделе
предусматриваются программа и разряды, по которым будут соревноваться гимнасты.
Положение о соревнованиях может
предусматривать:
а) выступление
по обязательной программе (соревнования
1-а);
б) выступление
по произвольной программе (соревнования 1-б);
в) финальные соревнования по многоборью с
произвольной программой (соревнования
2);
г) финальные
соревнования в отдельных видах гимнастического многоборья им
произвольной программе (соревнования 3).
Состав участников соревнований и условия з
а чета.
В этом разделе
указывается, какие организации и в каком численном, составе допускаются к данным соревнованиям. В составе команды, кроме
гимнастов, учитываются тренеры, аккомпаниаторы
и представитель. Оптимальный состав участников в каждой команде в классификационных соревнованиях 6—8 человек, а в соревнованиях по упрощенным правилам 10—12
человек. Число зачетных участников обычно устанавливается на единицу меньше установленного состава команды. В отдельных случаях допускаются
к соревнованиям участники в
личном первенстве или вне конкурса. Командный результат соревнований определяется по сумме баллов
зачетных участников в каждом виде гимнастического
многоборья. В некоторых случаях он определяется по сумме баллов в многоборье у
зачетных участников.
Командное первенство определяется по результатам выступлений гимнастов в соревнованиях
1-а и 1-6. Финалисты соревнований 2 и 3 отбираются по результатам командных
соревнований. Их количественный
состав устанавливается правилами
или положением о соревнованиях. В зависимости от масштаба
соревнований победители в многоборье
и в отдельных видах могут определяться
по результатам командных соревнований.
.Если в
соревнованиях принимают участие гимнасты разных
разрядов, то результаты командного первенства выводятся с учетом
коэффициента, согласно правилам соревнований или положения. Правилами соревнований устанавливается коэффициент, равный 1
(единице), для самого младшего разряда,
по которому выступают гимнасты
на данных
соревнованиях. По мере усложнения разряда
коэффициент постепенно возрастает, каждый раз на 0,05. Если командное первенство определяется по лучшим результатам спортсменов в многоборье, то по окончании соревнований секретариат увеличивает сумму баллов
каждого зачетного участника умножением на соответствующий
разрядный коэффициент. Правила соревнований предусматривают применение разрядного коэффициента при условии оценки качества исполнения
упражнения не менее чем в 8 баллов, а в
многоборье не менее 80% от возможной суммы
баллов. В том случае, когда программа
соревнований для всех участников одинакова или количество участвующих гимнастов
в каждом разряде строго определено положением, коэффициент не применяется. В ряде случаев при подсчете
результатов используется очковая система.
Разновидностью командных
соревнований являются общекомандные,
в которых по результатам выступлений
отдельных команд определяется место
всего коллектива.
Награждение победителей предусматривает,
чем и за что награждаются победители и призеры личного и
командного первенства, а также их тренеры.
Обычно награждают за командное первенство среди мужчин и женщин раздельно, за личное первенство в каждом из разрядов, а
также за личное первенство в отдельных видах гимнастического многоборья.
Организационные вопросы положения
предусматривают условия приема участников, форму судей, сроки подачи предварительных и окончательных заявок, сроки совещания представителей,
проезд к месту соревнований и др.
Комплекс упражнений для женщин.
1.И. п. — о. с.
1 —с шагом левой в сторону,
руки за голову.
2 — вставая на носки, руки вверх, потянуться вверх,
посмотреть на руки.
3— то же, что
1. 4 — и. п. (7-8 раз)
2. И. п. — о. с.
1 — присед руки вперед.
2 — левую в сторону на носок, руки в стороны.
3 —
приставить левую, руки вперед.
4 — и. п. (6-7 раз)
3. И. п. — руки к
плечам.
1 — согнуть левую ногу
вперед и коснуться коленом правого
локтя, вперед не наклоняться.
2 — и. п.
3—4 — то же правым коленом
левого локтя.
5 — сгибая левую ногу назад,
ударить правой ладонью по подошве.
6 — и. п.
7—8 — то же левой ладонью по
правой подошве. (5-6 раз)
4. И. п. —
стойка ноги врозь.
1—3—три пружинных наклона вперед.
4 — и. п.
5—7 — три пружинных наклона назад, руки тыльной стороной
упираются в поясницу.
8 — и. п.
9—11 — три пружинных наклона вправо, сгибая левую ногу, руки
вверх, в замке, ладонями вверх.
12 — и. п.
13—16 — то же влево. (6-7 раз)
5. И. п. —
стойка на коленях, руки на поясе.
1 —3 — наклон назад прямым
телом.
4 — и. п.
5 — разводя стопы, поворот
туловища вправо, касаясь правой рукой левой пятки.
6 — поворот обратно.
7—8 — то же с поворотом налево и свести пятки. (4-5 раз)
6. И. п. —
лежа на спине, стопы закреплены, руки за головой.
1—2 — приподнять туловище на 30° (не сутулится, локти в
стороны).
3 — приподнять туловище до
45°.
4 — наклон вперед до касания
грудью ног.
5—7 — медленно лечь в и. п.
8 — расслабиться. (5-6 раз)
7. И. п. — лежа на правом боку, ноги закреплены, правая
рука под головой.
1—2 — приподнять верхнюю
часть тела влево, выпрямляя правую руку.
3—4 — лечь, расслабиться. Проделав 4—6 раз, повернутся на левый бок.
8. И. п. — лежа на спине.
1—4 — сгибаясь в
тазобедренном суставе (колени не сгибать) и поднимая таз, принять вертикальное
положение («березка»), упираясь руками в спину, ближе к лопаткам.
5—8 — сгибаясь в
тазобедренных суставах и опуская спину
(ноги не сгибать), принять и. п. (4-5 раз)
9. И. п. — упор лежа (руки в этом положении должны быть
параллельны, т. е. на ширине плеч).
1 — опустите правую руку на
предплечье.
2 — то же левую.
3 — выпрямите правую руку.
4 — выпрямите левую руку (и.
п.).
5—8 то же, но начиная с левой
руки. (7-8 раз)
10. И. п. — лежа на спине, ноги слегка врозь, руки в стороны.
1 — с поворотом туловища
вправо коснуться левой ладонью правой — выдох.
2 — и. п. — вдох, расслабление.
3—4 — то же влево. (4-5 раз)
11. И. п. — лежа на спине, руки в стороны, ноги врозь согнуть, опираются на подошвы.
1—2 — опустить ноги влево до
касания левым бедром пола, а правым коленом левой пятки.
3—4 — и. п.
5—8 — то же вправо.(5-6
раз)
12. И. п. — лежа на спине, руки в стороны.
1—2 — поднять левую ногу
вверх-вправо до касания носком кисти правой руки. Нижняя часть тела несколько
повернута вправо, руки не отрывать от пола.
3—4 — и. п.
5—8 — то же в другую
сторону. (5-6 раз)
13. И. п. — лежа на спине.
1 — сед углом, руки вверх.
2 — с поворотом кругом лечь
на живот, руки вверх.
3—4 — продолжить поворот направо, лечь на спину, и. п.
5—8 — то же с поворотом налево.
(4-5 раз)
14. И. п. — лежа на спине, ноги закреплены.
1—2 — поднять верхнюю часть тела на 45° и с поворотом туловища
направо коснуться локтем пола.
3—4 — и. п.
5—8 — то же с поворотом
налево. (5-6 раз)
15. И. п. — стойка на четвереньках.
1 —выгнуть спину повыше.
2—3 — опуская спину,
прогнуться, поднять повыше одноименные конечности,
нога прямая, посмотреть на руку.
4 — и. п.
5—8 — то же, поднимая другие конечности.(5-6 раз)
16. И. п. — стойка ноги врозь, руки вперед.
1 —прыжком ноги вместе, руки
в стороны.
2 — прыжком в и. п. (6-7
раз)
17.
Ходьба на месте с большой
амплитудой движения, постепенно замедляя ходьбу и уменьшая амплитуду.
Список литературы:
1. Палыга В.Д. «Гимнастика» Учебное пособие для студентов
факультета физ. воспитания. М: «Просвещение»
1982 год.
2. «Гимнастика с методикой преподования»\
под редакцией И.Б.Павлова \ М: «Просвещение»
1985 год.
3. Шефер И.В. «Гимнастика для женщин» М: ФиС
1984 год.
|