рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Эмоции и чувства рефераты

Аффект может возникать и в результате воспоминаний о травмирую­щем событии (следовой аффект), а также вследствие накопления чувств.

Аффективные действия эмоционально-импульсивны, то есть побуж­даются чувствами: они не имеют осознанного мотива. Сильное, захваты­вающее всю личность чувство само по себе и является побуждением к действию.

Действия в состоянии аффекта отличаются отсутствием осознанных конкретных целей. Используемые при этом средства ограничиваются объектами, случайно попавшими в поле крайне суженного сознания. Общее направление хаотичных действий при аффекте - стремление уст­ранить травмирующий раздражитель.

Волевая регуляция поведения человека может проявиться лишь в ста­дии возникновения аффекта. В дальнейшем человек утрачивает волевой контроль.

Достигаемый при аффекте результат создает лишь иллюзию предвари­тельного осознания цели. И если в действии была осознанная цель, то именно по данному признаку его нельзя считать совершенным в состоя­нии аффекта.

Физиологический аффект следует отличать от патологического аф­фекта - болезненного нервно-психического перевозбуждения, связанного с полным помрачением сознания и парализацией воли.

Приведем схему различительных признаков физиологического и патологического аффектов:

Физиологический аффект

Патологический аффект

1. Высшая интенсивность возбуждения

1. Сверхинтенсивность перевозбуждения

2. Соответствие вызвавшей причине

2. Несоответствие вызвавшей причине

3. Значительная дезорганизация сознания ("сужение" сознания")

3. Полная дезорганизация сознания, умопомрачение

4. Несдержанность в действиях

4. Полная потеря способности отдавать отчет в своих действиях

5. Несвязанность ассоциативных идей, доминирование одного представления

5. Бессвязное хаотическое сочетание идей

6. Сохранение отдельных воспоминаний

6. Амнезия

Аффективные состояния могут проявляться в различных формах. Рас­смотрим некоторые из них.

Страх - безусловно-рефлекторная эмоциональная реакция на опасность, выражающаяся в резком изменении жизнедеятельности организма. Страх возник как биологически защитный механизм. Жи­вотные инстинктивно боятся быстро приближающихся объектов, всего того, что может повредить целостность организма.

Многие из врожденных страхов сохраняются и у людей, хотя в усло­виях цивилизации они несколько изменены. У многих людей страх - ас­теническая эмоция, вызывающая понижение мышечного тонуса, при этом лицо принимает масковидное выражение.

В большинстве случаев страх вызывает сильный симпатический раз­ряд: крик, бегство, гримасы. Характерный симптом страха - дрожание мышц тела, сухость во рту (отсюда хриплость и приглушенность голоса), резкое учащение пульса, повышение сахара в крови и т. д. При этом ги­поталамус начинает выделять нейросекрет, который стимулирует гипо­физ на выделение адренокортикотропного гормона. (Этот гормон и вызы­вает специфический синдром страха).

Социально обусловленные причины страха - угроза общественного порицания, потеря результатов длительного труда, унижение достоинства и т. п. - вызывают те же физиологические симптомы, что и биологиче­ские источники страха.

Наивысшая степень страха, переходящая в аффект, - ужас.

Ужас сопровождается резкой дезорганизацией сознания (безумный страх), оцепенением (предполагается, что оно вызывается чрезмерно большим количеством адреналина) или беспорядочным мышечным пере­возбуждением ("двигательная буря").

В состоянии ужаса человек может преувеличить опасность нападения и его оборона может быть чрезмерной, несоизмеримой с реальной опас­ностью.

Эмоция страха, вызванная опасным насилием, побуждает к безуслов­но-рефлекторным ответным действиям, основанным на инстинкте само­сохранения. Поэтому такие действия в ряде случаев не образуют состава преступления.

Страх - пассивно-оборонительная реакция на опасность, нередко ис­ходящую от более сильного лица. Если же угроза опасности исходит от более слабого лица, то реакция может приобрести агрессивный, наступа­тельный характер - гнев.

В состоянии гнева человек предрасположен к мгновенному, часто импульсивному действию. Чрезмерно повышенное мышечное возбужде­ние при недостаточном самообладании легко переходит в очень сильное действие.

Гнев сопровождается угрожающей мимикой, позой нападения. В со­стоянии гнева человек теряет объективность суждений, осуществляет малоконтролируемые действия.

Страх и гнев могут достичь степени аффекта, но порой они выража­ются и в меньшей степени эмоционального напряжения.

Фрустрация (от лат. frustratio - неудача, обман) - конфликтное от­рицательно-эмоциональное состояние, возникающее в связи с крахом надежд, неожиданно возникшими непреодолимыми препят­ствиями на пути достижения высокозначимых целей.

Фрустрация часто связана с агрессивным поведением, направленным против фрустратора - источника фрустрации. В случае неустранимости причин фрустрации (невозвратимости потерь) может возникнуть глубо­кое депрессивное состояние, связанное со значительной и продолжитель­ной дезорганизацией психики (ослабление памяти, способности к логи­ческому мышлению и т. п.).

Трудноопределимость фрустрации связана с тем, что человек не мо­жет устранить причины такого состояния. Поэтому в состоянии фрустра­ции человек ищет какие-либо компенсирующие выходы, уходит в мир грез, иногда возвращается к более ранним стадиям психического разви­тия (регрессирует).

ВЫСШИЕ ЭМОЦИИ - ЧУВСТВА

Чувства - эмоциональная форма отражения социально значи­мых явлений. Они вызываются соответствием или отклонением тех или иных обстоятельств от параметров жизнедеятельности данного человека как личности.

Если низшие, ситуативные эмоции связаны с удовлетворением био­логических потребностей, то высшие эмоции - чувства связаны с лично­стными, социально значимыми ценностями.

Чувства - базовые эмоционально-смысловые компоненты личности. От биологически обусловленных эмоций они отличаются происхождени­ем - формируются по мере интернализации индивидом социальных цен­ностей. "Значение для меня" в чувствах трансформируется в "значение для нас". Социализация личности и состоит в переводе социально значи­мых явлений в эмоциональную сферу индивида. Дефекты социализации - несформированность базовых чувств индивида, его ситуативная зави­симость от стихии низших эмоций.

Чувства человека иерархически организованы - у каждого индивида есть доминирующие чувства, определяющие его личностную направлен­ность. Они регулируют различные сферы взаимодействия человека с дей­ствительностью. Иерархия чувств определяет мотивационную сферу лич­ности.

Различаются праксические, нравственные, эстетические и познава­тельные чувства.

Праксические чувства (от греч. praxis - опыт, практика) - чувства, возникающие в практической деятельности. Еще Аристотель гово­рил, что видов чувств столько, сколько видов деятельности.

Всякая деятельность связана с определенным отношением к ее цели и средствам достижения. В процессе антропогенеза у человека сформиро­валась потребность в труде, эмоциональное отношение не только к ре­зультатам, но и к процессу труда, ибо в нем, преодолевая препятствия, он утверждает и совершенствует себя, свои психические и физические возможности.

Особенно эмоциональны те виды труда, которые связаны с творчест­вом, поиском нового. Эмоционально переживается умственное и физи­ческое напряжение трудового процесса. В труде человек удовлетворяет свои потребности; в труде сформировалось его чувство радости в связи с достижением цели: Устремленность человека к значимым для него целям неизбежно сопряжена с его соответствующим эмоциональным состоянием.

Нравственные чувства - эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия социальным нормам. Нрав­ственные чувства основаны на принятом в данном обществе понимания добра и зла, долга и чести, справедливости и несправедливости.

Совокупность выработанных данным обществом правил и норм пове­дения называется моралью. Теория этих норм и правил - этикой, а прак­тическая их реализация - нравственностью.

Нравственные чувства образуют высший механизм человеческой са­морегуляции - "нравственный закон внутри нас". Поведение человека формируется и модифицируется через формирование его доминирующих нравственных чувств, его сверхсознания.

Регуляционная роль нравственных чувств первична - они могут под­страивать под себя и доводы разума.

Между сознанием и поведением индивида нет прямой связи. Нельзя обучить нравственности - моральные правила могут быть привиты лишь к "дереву чувств". Нравственный человек - не человек, боящийся плохого поступка, а человек, испытывающий высокое наслаждение от хорошего поступка.

Нравственность не следует трактовать как внутреннюю полицию духа. Нравственность свободна по своей сущности. Тоталитаризм, пытавшийся принудить всех к соблюдению единого кодекса поведения, оставил после себя лишь массовые социальные отклонения.

Человек должен добровольно и с радостью брать на себя свои челове­ческие обязанности. Нравственное поведение не может быть основано только на системе внешних запретов, оно порождается гаммой положи­тельных нравственных установок личности. Человек может стать ангелом только в свободном полете. В условиях принуждения он может стать дья­волом.

Не угрозы и запрета формируют нравственную личность; она форми­руется в гуманных условиях социального бытия, в условиях повышенной социальной ответственности окружающих людей, неизменно исполняю­щих свой социальный долг.

Чувство долга - это осознание и принятие человеком соци­альных обязанностей. Чувство долга соотносится с чувством совести и чести.

Совесть - способность личности к нравственному самокон­тролю, критерий ее нравственного самосознания.

Чувство чести - повышенная эмоциональная чувствительность по отношению к тем сторонам поведения, которые наиболее зна­чимы для данного общества в целом, для отдельной социальной группы и для самой личности.

Чувства долга, социальной ответственности, совести и чести состав­ляют основу социально адаптированного поведения. Все эти нравствен­ные чувства связаны с повышенным самоконтролем личности, ее духов­ным самопостроением.

Нравственные решения, принимаемые в трудных ситуациях, - это ут­верждение индивидом своей человеческой сущности.

Эстетические чувства (от греч. aisthetikos - чувствующий) - вос­приимчивость к прекрасному в окружающей предметной и соци­альной среде, придание прекрасному ценностного значения.

Способность воспринимать и оценивать красоту, изящество предме­тов и явлений, художественное достоинство произведений искусства -один из основных показателей психической развитости индивида, его способности дифференцировать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное.

Сущностная особенность человека состоит, в частности, и в его спо­собности созидать и воспринимать мир в соответствии с эталоном пре­красного. Прекрасное как эстетическая ценность отличается от нравст­венных и теоретических ценностей (от добра и истины) тем, что оно свя­зано с непосредственно чувственным отражением соответствия действи­тельности ее высшим эталонам.

Прекрасно, по определению Н.Г. Чернышевского, то существо, в кото­ром мы видим жизнь такою, какой она должна быть по нашим поняти­ям. Человек способен отражать меру совершенства вещей - правиль­ность, гармоничность, целесообразность их формы, изящество в звуко­вых, цвето-световых и пластических отношениях, наслаждаться этой гар­монией.

Эстетические чувства формируются в значительной мере средствами искусства. Искусство - образное отражение сущностных сторон действи­тельности - рассчитано на способность человека понимать символиче­ское отображение идеализированной действительности. Опираясь на во­ображение, искусство расширяет рамки непосредственного опыта, стано­вится средством формирования идеальных устремлений человека.

Воспринимая произведения искусства, человек по сути занимается конструктивной деятельностью, формирует собственный эстетический объект, осуществляет (вслед за художником) вторичный эстетический синтез. Художественный образ является стимулом, вызывающим функ­ционирование тех чувств, на которые способен данный индивид. Эстети­ческая реакция содержит элемент встречного жизнеутверждения, возвы­шения над изображаемой ситуацией, духовный отклик на нее.

Искусство обогащает духовную жизнь человека, возвышает его над обыденностью жизни и в высших своих проявлениях осуществляет ка­тарсис (от греч. katharsis - очищение) - духовное перерождение через эмоциональное потрясение. Подлинное произведение искусства несет в себе нравственный потенциал, формирует соответствующие поведенче­ские установки.

Эстетические чувства проявляются не только в переживании прекрас­ного и безобразного, но и в переживании комического и трагического. Смешное, комическое возникает обычно в ситуации каких-либо неожи­данных несоответствий. В юморе серьезное выступает под маской смеш­ного, в иронии - смешное под маской серьезного; возможно и возвышен­ное комическое (образ Дон-Кихота). Восприятие комического сопровож­дается экспрессивной эмоцией - смехом, непроизвольной реакцией пси­хической разрядки.

Но смеяться можно не над всем. Нельзя смеяться над людскими стра­даниями и разрушением социальных ценностей. Здесь вступает в свои права эстетическое чувство трагического. Чувство трагического - возвы­шенно-патетическое чувство, чувство утраты бесконечно дорогого и сверхценного. Это чувство связано также с самоперестройкой личности, утверждением жизненной стойкости личности, ее несгибаемости под ударами судьбы.

Интеллектуальные чувства. Радость познания - одно из самых силь­ных чувств, ради которых человек устремляется в космос и спускается на дно океана, рискует жизнью и отказывается от удовлетворения многих житейских потребностей.

Возникновение и удовлетворение познавательной потребности связа­но с особыми психическими состояниями, интеллектуальными чувствами - любопытством и любознательностью.

Любопытство - направленность сознания на снятие неопределенно­сти с той или иной проблемной ситуации. Так, уличное происшествие привлекает толпу, необычные посетители обращают на себя внимание присутствующих - во всех этих случаях действует ориентировочный реф­лекс, лежащий в основе состояния любопытства.

Но состояние любопытства прекращается сразу после его удовлетво­рения, оно не служит основой для дальнейшего познания. Чем выше культурный уровень человека, уровень его психического развития, тем он более любознателен. Любознательность - устойчивое состояние познавательной направленности личности.

Одно из самых ценных интеллектуальных чувств человека - неудовле­творенность достигнутыми знаниями, испытываемая им радость позна­ния, все более глубокого и широкого освоения действительности.

ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ

Возникновение и угасание эмоций и чувств подчинены всем законо­мерностям формирования и функционирования условного рефлекса.

Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени на весь класс однородных объектов. Таким образом, одной из зако­номерностей чувств является их обобщенность и возможность переноса.

Другая закономерность - притупляемость чувств под влиянием дли­тельно действующих раздражителей. Любимая песня надоедает, если ее постоянно и повсюду слышишь; шутка, повторяемая слишком часто, не вызывает смеха. Воздействие, вызывающее новые чувства, обычно пред­почитается привычным надоевшим воздействиям.

Притуплению подвержены как положительные, так и отрицательные чувства. Человек в известной мере привыкает ко всему, в том числе и к отрицательным воздействиям (к плохому запаху, неприглядным карти­нам, неуютной обстановке и т. п.). Притупление отрицательных чувств опасно, поскольку они сигнализируют о неблагоприятной обстановке, побуждая к ее изменению.

Различные чувства, возникающие при воздействии разнообразных раздражителей, сопоставляются и влияют друг на друга, взаимодействуют. Чувство досады от неэтического поступка одного лица усиливается, если оно противопоставляется благородному поступку другого лица в той же ситуации. Удовольствие сильнее чувствуется вслед за неудовольствием. Чем труднее судьба героя романа, тем радостнее воспринимается благо­получный исход его злоключений. Это контраст чувств.

Одна из закономерностей чувств - их суммация. Чувства, систематиче­ски вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, суммируются. Так, в результате суммации чувства у нас укрепляются любовь и уваже­ние к родителям, другу, родным местам. Накопление отрицательных пе­реживаний (жизненных невзгод, неприятностей) может привести к аф­фекту, очень сильной реакции по поводу внешне незначительного собы­тия. В результате суммации чувств повышается эмоциональная чувстви­тельность к тем или иным событиям.

Эмоциональные состояния могут замещаться. Так, неудача в одной деятельности может компенсироваться успехом в другой деятельности.

Одна из закономерностей эмоций - их переключаемость. Эмоции, не удовлетворенные в отношении одного объекта, могут переноситься на другие объекты (всем знакомо явление "возмещения зла на слабом").

В ряде случаев эмоции взаимно несовместимы - амбивалентны, воз­никает внутриличностная конфликтная ситуация. (Так, у отца - алкоголика любовь к семье противоборствует с ненавистью к ней, когда его лишают возможности принять алкоголь). Конфликт между противо­положными чувствами изживается различными способами: вытеснением чувств под каким-либо "оправдательным" предлогом, искажением от­дельных представлений.

Эмоции и чувства имеют внешнее выражение - экспрессию. Внешне эмоции и чувства выражаются движениями мышц лица (мимика), мышц тела (пантомимика, жесты, поза, осанка), изменениями тона голоса, тем­па речи. Вглядитесь в картины Репина, Федотова, Сурикова и других мастеров живописи. Их талант очень верно запечатлел внешнее выраже­ние сложных человеческих чувств - мук и страдания, горести и печали, юмора и веселья.

Печаль или уныние сопровождаются расслаблением скелетных мышц (согнутая спина, опущенные руки, склоненная на грудь голова), замедле­нием и неуверенностью движений. В мимике эти чувства выражаются сведением бровей, опусканием уголков рта, появлением характерных складок на лбу, от носа к уголкам рта.

Иное выражение эмоций радости: мышечный тонус повышен, осанка прямая, плечи развернуты, движения энергичны и точны, брови в спо­койном состоянии.

Большая группа мимических мышц лица создает типичные эмоцио­нальные выражения. При этом активность левого полушария отражается на правой части лица, а активность правого полушария - на его левой части. Левая и правая части лица по-разному выражают реак­ции на эмоциональные факторы. Работа правого полушария выражается в эмоциональной непосредственности левой половины лица. Здесь можно увидеть "истинное" чувство. На правой же половине лица эмоции выра­жаются более проконтролированным левым ("рациональным") полушарием.

Некоторые эмоциональные движения являются остатком (рудимен­том) тех действий, которые у наших далеких предков имели биологиче­ское значение - использовались для нападения или защиты: оскал зубов, сжимание кулаков при гневе, пригибание головы при страхе, вздрагива­ние при испуге.

Однако многие внешние выражения эмоций нельзя считать рудимен­том. Они - механизм общения. Тональность голоса, мимика, жесты по­могают людям понять друг друга, создают внеречевую (паралингвистическую) коммуникацию.

Мимика человека воспитывается социальной средой и служит средст­вом адаптации к ней. Человек путем непроизвольного подражания усваи­вает от окружающих людей типовые схемы, образы выражения печали, страха, надежды, гнева, ненависти и любви, принятые в данном социуме.

Эмоционально выразительные движения лица служат первым средст­вом общения между матерью и ребенком. Мы легко замечаем чувства других людей по выражению их лица. Выразительные движения придают живость и энергию нашей речи. Они раскрывают наши мысли и намере­ния иногда более явно, чем слова.

Подавление внешнего проявления эмоций приводит к их смягчению. "Тот, кто дает волю бурным телодвижениям, усиливает свою ярость; тот, кто не сдерживает проявление страха, будет испытывать его в усиленной степени; тот, кто, будучи подавлен горем, остается пассивным, упускает лучший способ восстановить душевное равновесие" (2. - 919-920 с.)

Человек не идет на поводу у эмоций. Волевыми усилиями он может регулировать свое эмоциональное состояние. Наряду с этим эмоции ос­таются мощным фактором регуляции поведения даже в структуре воле­вого действия. Высшие эмоции органически включаются в волевую регу­ляцию человеческого поведения. Так, чувство долга обеспечивает дости­жение сознательно поставленных социально значимых целей.

Сознательная, рациональная регуляция поведения, с одной стороны, побуждается эмоциями, но, с другой, - противостоит текущим эмоциям. Волевые действия совершаются вопреки конкурирующим эмоциям. Человек действует, превозмогая боль, жажду, голод и всевозможные влечения.

Эмоции доминируют там, где сознательная регуляция поведения не­достаточна, но это не значит, что чем сознательнее действие, тем мень­шую значимость имеют эмоции.

В сознательных действиях эмоции обеспечивают их энергетический потенциал и усиливают то направление действия, результативность кото­рого наиболее значима и вероятна.

Эмоции социализированного индивида несут регуляционную "вахту" в содружестве с разумом. Волевая регуляция не снимает эмоциональной регуляции, она обеспечивает баланс эмоций и разума, уравновешенность объективного и субъективного в психической деятельности человека.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Анохин П.К. Эмоции и эмоциональные расстройства. – М.: Москва, 1966. – 420 с.

2.   Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. Т5 – М.: Москва, 1953. – 1020 с.

3.   Дельгадо Х.М.Р. Мозг и сознание. – М., 1971.

4.   Еникеев. Общая психология: учебник для вузов. – М.: Приор, 2000 – 400 с.

5.   Олдз Дж. Выявление подкрепляющих систем головного мозга методом самораздражения. Механизмы мозга. – М., 1965.

6.   Павлов И.П. Полное собрание сочинений. Т3 – М.: Москва, 1973г. – 450 с.


Страницы: 1, 2, 3