рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Дети раздоров рефераты

         Девятилетнюю, спокойную, беззащитную, «домашнюю» девочку избили одно­классники, били жестоко, больно, унизительно. Девочка плакала, просила помощи, но отклика ни у кого не встретила. Били ее просто так, как потом выяснилось, от «нечего делать». Через некоторое время у девочки нарушился сон и аппетит, появились непроизвольные подергивания мышц лица, а затем шеи и плечевого пояса. Одновре­менно с этим она стала как бы помимо воли постанывать, хмыкать, произносить и другие непонятные звуки. Вскоре помимо звуков появились и слова, и что более всего поразило мать, так это то, что слова были нецензурные. Мать ругала дочь, стыдила ее, однажды в сердцах даже избила, но все было без толку: девочка дергалась, лицо ходило ходуном, из нее извергались звуки и бранные слова. Де­вочка не переживала это (что более всего удручало мать) и зачастую вела себя так, словно она специально это делает. А это выводило мать из терпения - она ведь не знала, что дочь больна и что не ругать ее надо, а лечить.

     Вскоре мать догадалась привести дочь к врачу, но тот заявил, что если каждую хулиганку и матерщинницу будут водить по врачам, то врачи перестанут лечить своих пациентов и переключатся на перевоспитание разболтанных неучей. В конечном итоге девочка оказалась в моем кабинете. Ей было назначено длительное лечение. Матери разъяснено, как себя вести, та исполняла все советы; примерно через полгода девочка была полностью здорова, хотя какое то время и после исчезновения признаков болезни продолжала получать лечение. Важную роль в ее выздоровлении играла и школа: учителя не подтрунивали над девочкой, из которой извергались нечленораздельные звуки, а иногда и ругательства, а деликатно, щадяще, но по прежнему, требовательно и ровно относились к ней. Одноклассницы давно извинились перед подругой, но мать все таки настояла на том, что бы дочь перевели в другой класс, иными словами, союз медиков, родителей, педагогов и сверстников излечили девочку.

                                           Раненое сердце.

     «За тяжелый характер родителей, за их поведение, эгоизм, раздоры, за их капризы расплачиваются в первую очередь дети. Все это может настолько исковеркать психику ребенка, что порой уже трудно понять, что в ней отчего и еще труднее помочь такому человеку, даже если за дело возьмется самый сердечный, разумный и знающий психиатр.»

     Он родился, когда они –молодые, уверенные в своей гениальности –искали пути в жизни, метались, мучались, не знали, чего же им надо. В конце концов каждый из них нашел что то такое, что их в минимальной степени устраивало, но пока они искали себя, ребенок был позабыт-позаброшен, никому не нужен –и в первую очередь его родителям. Они к тому времени разошлись, друг с другом не виделись, а о мальчике забыли, он годами вообще не получал никаких известий. Ребенок мучительно переживал свое двусмысленное состояние. С одной стороны, все знали, что он сын известных людей, которым людская молва приписывала все существующие и несуществующие достоинства. Да если бы можно было хотя бы чуть-чуть поверить тому, что родители писали в своих сочинениях, то они были действительно чуть ли не ангелами, сошедшими на землю, что бы научить грешных людей жить по законам красоты, добра и справедливости. Но уж кто-кто, а сын-то знал, что все это не так, что его родители –патологически эгоистичные люди, глубоко равнодушные ко всему, что не связано с удовлетворением их творческих устремлений. Он-то знал, что и отец и мать, так красочно поучающие человечество, как надо жить, на самом деле ведут себя диаметрально противоположно тому, что они проповедуют.

  Ребенок носил их фамилию и тем самым был в глазах посторонних самым близким человеком своим знаменитым родителям, но как он мог сказать чужим людям, что его родители давно его забыли, что они не хотят его видеть, что он живет в чужом городе, находится на содержании у дальних родственников, которые при всей своей доброте и отзывчивости, в общем, люди интеллектуально ограниченные и недалекие.

Шли годы. Отец случайно погиб. Мать, сменив немало любовников, с каждым из которых она быстро расходилась, так как не могла ничего делать по хозяйству и была способна лишь рассуждать о красоте и добре, оказалась в качестве при­живалки в одном семействе, где могла сколько угодно записывать свои фантазии и выдавать их за последние откровения, могущие помочь погрязшему в разврате и цинизме человечеству. Сын закончил среднюю школу. К этому времени умерли его благодетели, он остался один, на все его письма мать не отвечала. Чем больше окружающие интересовались его матерью, чем больше восхищались ее художествен­ными творениями, тем больше в сыне нарастало раздражение против матери, протест против ее двуличия, эгоизма и равнодушия к своим родительским обязанностям.

   «Тебя никто не заставлял меня рожать, но уж коль родила, то хотя бы символически уделяй мне внимание; волчица и та никогда не бросает в беде своего детеныша, а ты великая женщина, поучаешь человечество, развлекаешь его и совершенствуешь своими художественными произведениями, но к единственному своему ребенку относишься как к врагу, как к существу, отрывающему тебя от твоих литературных дел, от любовников, от свободы»,— так рассуждал этот юноша.

В 18 лет он приехал в столицу, пошел к матери, которую не видел более 5 лет и от которой получал в лучшем случае 1—2 письма в год.

Но она даже отказалась принять его и разрешить ему переночевать. По существу она выгнала сына на улицу и запретила ему впредь к ней приходить. Он жил где попало, общался со случайными людьми, голодал, в конце концов попал в тюрьму, просидел несколько лет, вернулся, но мать вообще запретила ему даже звонить ей. В своих произведениях она показывала, как горевала по поводу ареста сына, как плачет ее материнское сердце, как несправедлива жизнь и пр. А на самом деле все было не так. Чем больше легенд создавалось о ее взаимоотноше­ниях с сыном (а сама мать вовсю их идеализировала), чем больше молва жалела этого молодого человека как жертву обстоятельств, тем больше сын мучился из-за несоответствия всего того, что было, с тем, как это представляла в своих сочинениях мать и восхищающиеся ею люди. Произведения ее действительно были прекрасными, они жили уже самостоятельной жизнью, независимо от их создательницы. Миллионы людей воспринимали жизнь родителей героя этого рассказа и его самого сквозь призму этих произведений, которые в конечном итоге ни в какой степени не соответ­ствовали действительности. Сын стал пленником легенд, он мучился из-за этого, был одинок и несчастен. «Не могу же я всем говорить, что все это не так, что я с голоду подыхал, а мать на меня не обращала внимания! О том, как было все на самом деле, знаю я, известно это и двум-трем десяткам близких к матери людей, видевших ее истинное отношение ко мне, но и они и я вынуждены молчать, чтобы не позорить известную писательницу, а потом мы умрем, и в истории останется лишь версия матери, а истина забудется, никто не захочет ее, она никому не нужна. Но пока я не умер, я мучаюсь из-за этого, я отказался от фамилии своих родителей, лишь бы меня не путали с ними. Я всю жизнь страдаю из-за них, на самом деле они мне чужие люди».  

Шли годы. Герой этого рассказа в конце-концов добился своего, стал извест­ным и уважаемым человеком, но в то же время к нему обращаются сотни людей не как к самостоятельной и яркой личности, а как к сыну известных родителей. Эти люди восхищаются его матерью и отцом, они их искренне любят за их произведения и хотят чтобы сын давал им еще больше информации, подтверждающей величие и совершенство его родителей. Все это глубоко мучало его, но что он мог поделать, кроме того что выгонять из своего дома всех, кто восторженно задавал ему вопросы о родителях?

Из-за этого о нем сложилась слава как о неприветливом, завистливом, ревнивом человеке которого совершенно заслуженно не любила его мать. Близкие же люди, зная истинные взаимоотношения матери и сына, все понимали, но: «Против истории не пойдешь, а история работает на мать. Через 100 лет, когда все умрут, останутся ее произведения, из которых читатель узнает не то, как все было на самом деле, а то что хотела мать».

     Мать умерла, после похорон множество людей выражали сыну соболезнования, говорили о его тяжелой утрате и.т.д. Это его бесило, в еще большей степени, чем расспросы о его родителях.

     Сейчас это пожилой человек. Он еще более замкнулся, мучается из-за того, что многие считают его только наследником знаменитых родителей, без конца о них расспрашивают, что его взаимоотношения с отцом и матерью все больше обрастают украшательскими легендами, что люди больше верят мифам, а в истине не нуждаются.

     Все эти переживания –стержень его личности, они определяют его поведение, отношение с людьми, систему ценностей. Он раб несоответствия правды и легенд, а это делает его внутренне раздвоенным, измученным, живущим не в ладу с собой и временем.

     Знали ли родители, родившие его много десятков лет назад, на что они обрекли своего единственного ребенка? Они, так часто цитировавшие слова Достоевского о том, что будет проклят мир, в основании которого лежит хотя бы одна детская слезинка, сами же обрекли своего сына на эти слезы, они изуродовали его характер, превратили в нелюдима и мизантропа. Фанатичные поклонники красоты и милосердия, эти люди любили все человечество, но не способны были хотя бы на капельку отрешиться от своих эгоистических устремлений, что бы как-то скрасить жизнь ненужного, чужого им ребенка, свою необыкновенную любовь к которому они так замечательно воспевали.

     Поэтому постарайтесь в жизни относиться к своим детям иначе, чем это делали те, для кого важнее правда искусства.

                                           Исковерканные судьбы.

                                           Внебрачная семья.

     Внебрачные дети и неполная семья –проблема очень серьезная. Тут нужно сказать с уверенностью, что дети, воспитывающиеся во внебрачных семьях, как правило, более нервны, ранимы, чувствительны, закомплексованы, нежели дети из обычных семей. Поэтому, прежде чем решить зачать ребенка вне брака, женщина должна подумать не только об удовлетворении своих прихотей, но и о том, как сложится судьба ее ребенка.

     В наши дни из таких семей, наиболее распространена семья, в которой мать и ребенок, зачатый от случайного мужчины, который нередко даже и не знает, что у него растет сын или дочь. Рано или поздно ребенок начинает интересоваться, где его отец. Обычно мать отвечает, что он погиб при исполнении ответственного задания, но в конце концов ребенок узнает тайну своего рождения. В любом случае это оказывает на него невротизирующее действие. Порой возникают и иные проблемы.

Пример:

Много лет назад мне позвон один хороший знакомый.

          -Что делать? –нервно спросил он меня и сразу же перешел к существу дела.

А выглядело оно следующим образом.

У него есть дочь — десятиклассница. Хорошая девочка, труженица, мечтает стать археологом. Некоторое время назад она заявила матери, что беременна и скоро родит. Мать сказала отцу, и вся эта большая и дружная семья лишилась покоя.

 На все вопросы дочь отвечала примерно так.

 — Люди ходят в магазин, едут в туристические поездки, приобретают кра­сивые вещи, а я захотела приобрести себе ребенка. Я давно мечтала о нем. Когда же я поступлю в институт, мне будет не до родов, потом тем более. Лишь к тридцати годам — уже после аспирантуры — я смогу родить. Но какой это будет ребенок? Вероятность, что он будет слабеньким, требующим особого ухода, очень велика. Ведь вы, мои родители, меня зачали, когда вам было под сорок, Я хочу, чтобы все шло свое­временно, по законам природы. От кого зачала? Не все ли равно. Во всяком случае, от молодого здорового парня с хорошей наследственностью. Вы хотите заста­вить его на мне жениться? Он и сам этого хочет, да я не хочу. Зачем мне он? Он еще мальчишка. То, что целуется хорошо, это еще не аргумент, чтобы выходить за него. Мне с ним неинтересно — за такого, как он, никогда замуж не выйду. А вот родить от него хочу; он здоров, красив, правда, глуповат, ну так подрастет, а свой хороший ум вы, мои родители, вложите во внука.

Школьница рассуждала цинично, а ведь было ей всего лишь 16 лет. Родила. Нормальный сын. Окончила школу, потом институт, затем аспирантуру, сейчас готовится к защите диссертации. В двадцать пять лет вышла замуж. С новым мужем живет душа в душу. Сын его тоже любит, считает отцом. Но однажды маль­чик случайно узнал об обстоятельствах своего рождения. Залился горькими слезами, потом стал придирчив к матери, отчима вообще перестал замечать, замкнулся, иногда допытывался у матери, кто его истинный отец: «Мне он не нужен, просто поглядеть на него хочется, мне же любопытно». Замкнутость, капризность, придирчивость, вредность нарастали.

     Мать показала его детскому психиатру. Тот несколько успокоил мальчишку, но рану залечил в его душе не полностью. Врач не может всем детям дать полноценных родителей, не может ликвидировать многие последствия родительского легкомыслия. Он не может распутывать клубок, образующийся вследствие эгоизма взрослых, жертвами которого становятся дети. Когда эти дети станут взрослыми, многие из них поведут себя так же, как их родители, и тогда, эстафета зла станет бесконечной.

КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ СТРАХ У ДЕТЕЙ.

     «Любовь к детям –одно из главнейших условий их гармонического развития. Если ребенок чувствует вашу любовь, защиту, то оснований для развития страхов значительно меньше, принимайте ребенка таким каким он есть! Будьте своему ребенку настоящим другом».

А.И.Захаров

     Страх –неотъемлемое звено в эволюции человеческого рода, так как, он предотвращал слишком опасные для жизни, безрассудные и импульсивные действия.

     По мере развития психики человека и усложнения форм его жизни страх приобрел социально –опосредованный характер и стал выражать все более психологически тонкую гамму нравственно-этических чувств и переживаний.

     На частоту появления страхов оказывает влияние количественный состав семьи (полной или неполной). Надо сказать, что каждый пятый мальчик и каждая четвертая девочка проживает в неполной семье. Чаще всего отец уходит из семьи, если у него растет девочка, с которой мать находит язык быстрее и легче. Чем с мальчиком.

 В 6 лет у мальчиков и девочек число страхов значительно выше в неполных семьях, что подчеркивает особую чувствительность этого возраста к разрыву отношений между родителями. Так отсутствие отца способствует появлению у мальчиков чувства незащищенности и неуверенности к себе, что сказывается на увеличение числа их страхов, так и чрезмерно опекающее, замещающее отца отношение матери ведет к несамостоятельности и инфантильности. У девочек ролевая индетификация

(восприятие себя подобным другому) с матерью нарушается не прямо, а косвенно, так как они могут быть не согласны с матерью как инициатором развода и переживать уход отца из семьи, с которым у них были, в отличие от матери достаточно хорошие эмоциональные отношения.

     В неполных семьях страхи чаще всего встречаются у тех детей, которые имеют брата или сестру одного с ними пола. По-видимому, разведенной матери трудно эмоционально поровну «поделить» детей разного пола, что и отражается на эмоциональной сфере детей в семье.

     Мальчики из неполных семей чаще, чем девочки, «обязаны» своей нервностью предшествующему их рождению алкоголизму отца. Одним из последствий алкоголизма родителей является понижение чувствительности эмоциональной сферы мальчиков, к тому же  всегда более биологически уязвимых, чем девочки. Эмоциональное недоразвитие мальчиков, их недостаточная эмоциональная отзывчивость приводят к уменьшению остроты восприятия и выраженности страхов в целом.

     Большинство детей проходят в своем психологическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи носят переходящий характер, но они способны оживлять аналогичные страхи, сохраняющиеся в памяти тревожных родителей.

     Страхи взрослых передаются детям в процессе непосредственного общения в семье, это наиболее типичный психологический путь передачи страхов. Поэтому можно утверждать, что вероятность появления страхов у детей всегда выше при наличии их у родителей, особенно если на лицо общие свойства высшей первичной деятельности, а так же когда родители пользуются у детей авторитетом и когда между ними существует тесный эмоциональный контакт. Большинство страхов передается детям неосознанно, но некоторые страхи, точнее опасения, могут сознательно культивироваться родителями в процессе воспитания или внушаться детям навязываемой им в системе ценностных ориентаций.

     Таким образом, наследуются не сами страхи, а некоторые общие свойства реагирования.

                             ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА СТРАХОВ.

                                                        От 7 до 11 лет.

     Для детей 7-11 лет характерно уменьшение эгоцентрической и увеличение социоцентрической направленности личности. С 6-7 лет ребенок идет в школу. Социальная позиция школьника налагает на него чувство ответственности дома, обязанности, и это является одной из сил. Формирующих и развивающих нравственные стороны личности.

     Итак, первый раз в первый класс. Отчего же зависит благополучное вхождение детей в новую трудовую деятельность? Ну, конечно, от физического здоровья и от того, как психически они к ней подготовлены.

     Особенно труден переход к новой учебной деятельности для детей, плохо подготовленных к школе (как правило, большинство из них живут в неблагополучных семьях); для детей ослабленных, избалованных –им трудно привыкнуть к школьной дисциплине, к коллективу; для детей с задержкой психического развития.

Ребенок с задержкой психического развития с большими усилиями усваивает требования школы, не подчиняется правилам школьной жизни, не проявляет интереса к школьным занятиям, не умеет сосредоточить внимание, сдержать эмоции.

     У детей, которые перенесли нервные заболевания, могут усилиться заикание, появиться первичны тики, возобновиться ночное недержание мочи. Это не позволяет им активно и свободно включиться в работу, затягивает адаптационный период.

     Первоклассники, которые по различным причинам не справляются с учебной нагрузкой, со временем попадают в разряд неуспевающих, что в свою очередь приводит как к неврозам, так и школобоязни.

Пример:

     Мальчик 7 лет, один из тех, про которого говорят «звезд с неба не хватает.» У него появились трудности с освоением учебного материала в первом классе. В семье он был «заброшенный» и никто из вечно занятых собой взрослых не помогал ему войти в нормальный ритм школы. А ребенок все больше замыкался в себе и вскоре перестал отвечать на задаваемые ему учителем вопросы. Внешне это было похоже на заикание, фактически же такое состояние было обусловлено страхом сказать что-либо невпопад и еще больше ухудшить и так не завидное положение. От обуревавшего его страха возникал спазм гортани и затруднялось произношение слов. Вскоре он перестал вообще говорить. По рекомендации психотерапевта его стали оставлять после уроков на дополнительные задания, где он, чувствуя внимание учителя и главное, отсутствие спешки, мог вразумительно говорить и формировать мысли. Со временем мальчик догнал своих сверстников.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6