рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Алкоголь рефераты

Реферат: Алкоголь

Особенности влияния алкоголизма

на организм подростка.


Оглавление.

1.Предисловие.                                                                                                                                                          

2.Краткая история распространения алкоголизма.                                                                                       

3.Влияние алкоголя на организм подростка.                                                                                                   

4.Причины приводящие несовершеннолетних к употреблению алкоголя.                                             

5.Особенности формирования алкогольной болезни у подростков.                                                      

6.Влияние алкоголя на потомство.                                                                                                                   

7.Хронический алкоголизм и его последствия.                                                                                             

8.Проблемы не одного поколения.                                                                                                                   

9.Общие принципы и методы лечения.                                                                                                            

10.Опасные предрассудки.                                                                                                                                 


1.Предисловие.

Необходимость усиления противоалкогольной работы с подростками обусловлена прежде всего распространенностью употребления алкоголя

среди населения.Пьянство  родителей создает,с одной стороны,крайне не

благоприятные условия для нравственного воспитания и интеллектуального

развития детей и подростков,с другой-способствует их раннему приобще­нию к употреблению алкогольных напитков.В свою очередь раннее приобще­ние к алкоголю и систематическое его употребление в молодые годы при­водят к пьянству и раннему развитию алкоголизма.Употребление алкоголя тяжело сказывается на здоровье нравственном и умственном развитии под­ростка.Особенно чревато последствиями употребление спиртных напитков в переходном возрасте (10-20лет).Употребление алкогольных напитков в этом возрасте способно надолго задержать,а в особо тяжелых случаях и вовсе остановить формирование этических и нравственных категорий,раз­витие высших форм мышления,эстетических понятий.При неустойчивой нерв­ной системе,еще не сформировавшихся жизненных взглядах и убеждениях подросток под влиянием алкоголя нередко становится более восприимчивым к примерам негативного поведения.

2.Краткая история распространения алкоголизма. Человечество,по-видимому,долго не  знало алкоголя.Предполагают,что

лишь со времени появления керамической посуды,примерно за восемь тысяч

лет до  нашей эры,возникла возможность изготовления слабых алкогольных

напитков из меда,плодовых соков и пр.

И сразу же с появлением алкогольных напитков человечество стало понимать последствия пьянства,о чем свидетельствуют и первые попытки

ограничения распространения спиртных напитков.Египетским царям и жре­цам,например,разрешалось пить вино в очень небольшом количестве.Неко­торые китайские императоры даже казнили пьяниц.

В законодательстве почти всех стран того времени  регламентирова-

лись суровые меры,применяемые к лицам,злоупотребляющим алкоголем. После открытия технологии приготовления крепких  алкогольных  на-

питков и  хлебной  водки  крепостью  до 40-50 градусов пьянство быстро

распространилось по всей Европе.Пьянство охватывало все слои населе­ния;пили и знатные,и простые люди.В начале XVIIв английский парламент

установил высокий налог на водку,за нарушение которого виновных под­вергали телесному наказанию.Принимались подобные меры и в других стра­нах.Но все они оказались неэффективными по сравнению с покоряющей си­лой алкоголя.

Интересно отметить,что различные религиозные учения по разному относились к употреблению алкоголя.Одни (буддисткая,конфуцианская ре-

лигия) выступали против всякого употребления спиртных  напитков,другие

(христианство) проявляли большую терпимость.

Широкое распространение алкоголизма связано с развитием капита­лизма,который нес с собой тяжелейший подневольный труд,нищенскую зара-

ботную плату,постоянную угрозу безработицы, неуверенность в буду­щем.Стремление "забыться" становилось массовым.Более того,там,где

предпринимателям нужно было дешево купить рабочую силу,появлялось ви­но.

Одним из крайних выражений ограничительной системы являются опыт полного запрещения производства и продажи алкогольных напитков-"сухой

закон".Он существовал в Исландии,Финляндии,Норвегии,а также  в  других

странах.

В США в январе 1920г. законодательным актом были запрещены во всех штатах производство,продажа и ввоз спиртных напитков.И сразу же

началось их  тайное   изготовление,причем,конечно,худшего   качества,и

контробандный ввоз.Возросло потребление крепких напитков,более вредных

для здоровья.В конце 1932г. конгресс сша принял решение об отмене зап­рета и  потребления  спиртных  напитков достигло не бывалых размеров.По подобным же причинам "сухой закон" оказался нежизнеспособным и в  дру­гих странах.

Исторические сведения об употреблении алкоголя в России свиде­тельствуют,что до XVIв. и России пили преимушественно мед,пиво,ви-

но,вначале в Москве для опричников,а затем повсеместно.

Нищета,ярмо тяжелого труда,бесправное положение народа,порожден­ное крепостничеством-вот корни процветания пьянства в царской России.

Немалую роль в распространении алкоголизма в России играла рели­гия.Спиртные напитки были неизменными спутниками религиозных обрядов.

3.Влияние алкоголя на организм подростка.

Подростковый (пубертатный) возраст-это период от детства к взрос­лости,период становления  и формирования зрелого организма.По биологи­ческим критериям,в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ),он  охватывает  годы  жизни от 10 до 20 лет.Этот возрастной период характеризуется бурным ростом  как  отдельных  орга­нов,так и  всего организма в целом,началом и завершением полового соз­ревания...В целом деятельность органов и систем организма в  пубертат­ный период  отличается функциональной неустойчивостью,а в связи с этим и повышением реактивности тканей к многим факторам внешней  среды,осо­бенно к  вредным.Не  случайно  поэтому  организм подростка оказывается легко уязвимым к воздействию алкоголя на организм подростка в несколь­ко раз  сильнее,чем  на  бурно растущий организм с интенсивным обменом веществ,большей скоростью  всасывания,большей  скоростью  кровотока... Кроме того,ткани  организма  подростка богаче водой,что усиливает пов­реждающее воздействие алкоголя,так как он обладает неограниченной спо­собностью к  растворению в воде,жадно поглощает воду,отбирая ее у тка­ней организма.

Современные исследования позволяют обоснованно утверждать,что в организме нет таких органов и тканей,такого уровня,на котором бы не

сказывалось токсическое  воздействие  алкоголя.На  молекулярном уровне

алкоголь вмешивается в синтез белков,углеводов,жиров,нарушает фермен­тативный метаболизм.На субклеточном уровне он воздействует на мито-

хондрии,на уровне клетки нарушает проницаемость мембран,изменяет про­водимость нервных импульсов.На уровне органов-приводит к патологии же­лудочно-кишечного тракта,печени и др.

Попав в организм,алкоголь достаточно медленно расщепляется в пе­чени со скоростью 0,1 г/кг массы тела в час.И только 10% его выводится

из организма в неизменном виде.Остальной алкоголь циркулирует вместе с

кровью по всему организму,пока не расщепится весь.У подростка,учитывая

высокую проницаемость  тканей  в  этом возрасте,их насыщенность водой,

алкоголь быстро распространяется по всему организму.Токсическое воз­действие алкоголя прежде всего сказывается на деятельности нервной системы.

Малые дозы алкоголя патологически ускоряют процесс передачи воз­буждения,умеренные-затрудняют его.Одновременно нарушаются работа сосу-

дов головного мозга:наблюдается их расширение,увеличение проницаемос­ти,кровоизлияния в ткани мозга.Все это способствует усилению притока алкоголя к нервным клеткам и приводит к еще большему нарушению их дея­тельности.

Неоднократное или частое употребление алкоголя оказывает букваль-

но опустошающее воздействие на психику подростка.При этом не только задерживается развитие высших форм мышления,выработка эстетических и нравственных категорий и эстетических понятий,так и утрачивается уже развившиеся способности.Подросток,что называется "тупеет" и интеллек­туально,и эмоционально,и нравственно.При систематическом употреблении спиртных напитков может развиться цирроз печени,весьма грозное заболе­вание,почти всегда сопровождающее хронический алкоголизм.Действие алко-

голя на печень в подростковом возрасте еще более разрушительно,так как этот орган находится в стадии структурного и функционального формиро­вания.Токсическое поражение клеток печени приводит к нарушению белко­вого и углеводного обмена,синтеза витаминов и ферментов.

Не безучастны к употреблению алкоголя и быстрорастущие в пубур­татном возрасте легкие.Около 10% принятого алкоголя удаляется из арго-

низма через  легкие.При этом алкоголь и продукты его распада оказывают

непосредственное токсическое воздействие на  нежный  эпителий  бронхов

подростка и формирующиеся стенки альвеол легкого,одновременно наруша­ется как проницаемость,так и тонус его сосудов.

Очень чутко реагируют на присутствие алкоголя и сердце растущего человека.Неблагоприятно изменяется как ритм,так и частота сердечных

сокращений,обменные процессы в мышце сердца.Наконец,токсическое воз­действие алкоголя сказывается и на самой крови.Активность лейкоци­тов,играющих важную роль в защите организма,снижается,замедляется дви­жение эритроцитов,имеющих большое значение для свертывания крови.

Таким образом,алкоголь оказывает чрезвычайно пагубное воздействие на растущий и развивающийся организм человека в  период  отрочества.Он ослабляет организм,тормозит  и угнетает нравственное развитие и созре­вание его органов и систем,а в некоторых случаях (при злоупотреблении) и вовсе  гасит развитие некоторых функций.Употребление алкогольных на­питков в подростковом возрасте нередко способствует появлению или  за­острению таких черт характера,как раздрожительность,замкнутость,отчуж­денность.

4.Причины приводящие несовершеннолетних к употреблению алкоголя. В настоящее время во всем мире отмечается рост употребления алко-

гольных напитков  подростками.В  связи  с этим во многих странах мира

все больше внимание уделяется  проблеме  распространения  алкоголизма

среди молодежи.

Основные мотивы,побуждающие                   подростков               употреблять                алко-

голь,представлены в таблице,составленной на основе данных Швейцарского

института по борьбе с алкоголизмом.

мотивы

(швейцарские подростки в возрасте

12-16 лет)

|  процент положительных

|      ответов

--------------------------

|на нем.|на франц.|на итал.

| языке | языке   | языке

Самоутверждение

в том числе:

"Потому,что мне это нравится"

"Потому что приятно быть немного пьяным"

"Потому,что мне скучно"

Символическое участие

в том числе:

"Потому,что мои друзья тоже пьют"

"Чтобы друзья не считали меня мокрой ку-

рицей"

"Потому,что большинство взрослых тоже

пьют"

"Чтобы легче общаться с другими людьми"

Снятие психического напряжения

в том,числе:

"Чтобы придать себе смелости и уверен-

ности"

"Чтобы быть спокойнее"

"Чтобы было легче разговаривать с людьми"

| 56,9  |  52,1   |  65,8

|       |         |

| 36,9  |  34,7   |  48,6

| 8,20  |  12,7   |  12,0

| 11,8  |  4,70   |  5,20

| 31,1  |  35,2   |  18,7

|       |         |

| 10,9  |  15,5   |  8,20

| 6,50  |  7,00   |  3,00

|       |         |

| 9,20  |  6,50   |  4,30

|       |         |

| 4,50  |  6,20   |  3,20

| 12,0  |  12,8   |  15,4

|       |         |

| 3,80  |  4,50   |  5,80

|       |         |

| 5,70  |  6,10   |  7,70

| 2,50  |  2,20   |  1,90

всего

------------------------------------------

| 2019  |  773    |  465

--------------------------

Как видно из таблицы,для подростков характерны три мотива:

а)Нравится,приятно (45,1-60,6)% ;

б)Влияние подростковой группы (11,2-22,5)% ;

в)Снятое напряжение (12-15,4)% .

Все зарубежные исследователи отмечают,что распространенность употреб­ления алкоголя среди мальчиков (юношей) больше,чем среди девочек (деву­шек).Но эта разница в настоящее время сокращается.

Указываются две основные формы приобщения:в кругу родных (родите­ли,родственники) и в кругу друзей.Родители побуждают детей к выпивке в 60,5% случаев (в основном в возрасте 6-10 лет).Приобщение к алкоголю в кругу друзей происходит в более старшем возрасте.В зависимости от фор­мы и  характера употребления подростками алкогольных напитков их можно разделить на следующие группы:

-неупотребляющие (вообще или единственный случай употребления спиртного);

-редко употребляющие (до 4-5 раз в год исключительно в связи с каким-либо торжеством и в очень незначительных количествах);

-"традиционно" употребляющие (до 10-12 раз в год по традиционным поводам:праздники,семейные торжества,дни рождения и в небольших дозах);

-часто употребляющие (2-3 раза в месяц и более не только в связи

с традиционными поводами,но и без поводов,  "просто так".Имеется  место

употребление алкоголя в больших дозах,что приводит к асоциальному по­ведению в состоянии опьянения).

Прежде всего следует отметить,что с возрастанием употребления ал­когольных напитков подростками нарастает.

Очень важен возраст первого приобщения к алкоголю:чем раньше про­изошло знакомство с алкоголем,тем выше риск,что к периоду юности  под­росток перерастет "традиционную" форму употребления алкогольных напит­ков.

Мальчики в  среднем  в 4 раза чаще пробуют спиртное в раннем воз-

расте,чем девочки.Процесс приобщения к алкоголю  у  девочек  протекает

медленнее.Они позже в среднем на 2 года,чем мальчики,знакомятся с ал­коголем;в более старшем возрасте происходит у них и наибольшее приоб­щение к употреблению спиртного 15-16 лет (у мальчиков в 13-14 лет).

Поводы первого приобщения к алкоголю очень разнообразны.Но прос­леживается их характерная эволюция в зависимости от возраста.До 11 лет

первое знакомство с алкоголем происходит либо случайно,либо его "дают"

для аппетита,"лечат  вином"  или же ребенок сам из любопытства пробует

спиртное (мотив,присущий главным образом  мальчикам).В  более  старшем

возрасте мотивами первого употребления алкоголя становятся традицион­ные поводы:"праздники","семейное торжество","день рождения","гости" и т.д..С 14-15 лет появляются такие поводы,как "неудобно было отставать от ребят","друзья уговорили","за компанию","для храбрости" и т.д. Мальчикам свойственны все эти группы мотивов первого знакомства с ал­коголем.Для девочек типична в основном вторая,"традиционная" группа мотивов.Инициатива первого употребления алкоголя чаще всего принадле­жит родителям и ближайшим родственникам.

С точки зрения современной психологии,формирование и психологи­ческое развитие ребенка происходит в результате тесного взаимодействия

трех компонентов:биологического (организм ребенка,уровень его зрелос­ти,особенности функционирования различных органов и систем),социально­го (люди с их делами,взглядами,отношениями,поступками,идеалами,среди которых живет и с которыми общается ребенок) и поведенческой активнос­ти ребенка,под которой понимается физическая и умственная (стремление узнать, что это такое,как устроено и т.д.) деятельность.

Среди упомянутых выше обязательных компонентов развития личности решающим является социальный-фактор общения,взаимодействия и жизни

среди других,в особенности взрослых,людей.Известный советский психолог

А.Н.Леонтьев писал:"Если бы нашу планету постигла катастрофа,в резуль­тате которого остались бы в живых только маленькие дети,а все взрослое население погибло,то хотя человеческий род и не прекратился бы,однако

история человечества неизбежно была бы прервана.Сокровища культуры продолжали бы существовать физически,но их некому было бы раскрывать для новых поколений.Машины бездействовали бы,книги оставались бы неп­рочитанными,художественные произведения утратили бы свою эстетическую функцию.История человечества должна была бы начаться вновь.Взрослые не только передают детям знания об окружающем мире,но и под их воздейс­твием формируются взгляды,отношения к окружающему,складываются черты характера,образ жизни и поведения подростающего человека.

Первой социальной средой для ребенка является его семья.Она игра-

ет важнейшую и во многом решающую роль в воспитании детей.Семья обус­лавливает усвоение ребенком основных правил и норм поведения,вырабаты­вает стериотип отношения к окружающему миру.Неблагополучные семьи обя­зательно отражаются на детях.Не случайно подростки,употребляющие алко­гольные напитки,как правило,живут именно в таких семьях.

Функциональная неполноценность семей подростков,часто употребляю­щих алкоголь,выражается  прежде  всего  в  напряженной психологической обстановке,конфликтных взаимоотношениях между членами  семьи.Атмосфера постоянного психологического  дискомфорта  выталкивает  детей на улицу под влияние друзей,компании,тем долее что в такой обстановке родителям часто не до них.

Страницы: 1, 2